Процессуально ориентированная психотерапия что это
Процессуально ориентированная психотерапия что это
Метанавыки терапевта
В процессуальной работе используется понятие «фасилитатор» (вместе терапевт) — специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. Фасилитатору необходимо обладать некоторыми ключевыми навыками, которые помогут ему вести процесс группы или одного человека.
Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы — осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры.
Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, в котором проявляется недуальное восприятие мира, где проблема может стать источником силы и ресурсов.
Второй навык — «следование» самим себе и чувству Дао, то есть, событиям, которые являются наблюдаемыми и/или интуитивно постигаемыми. Мистический аспект процессуальной работы пытается следовать тому, что не вполне выразимо, в то время как ее конкретная и реалистическая часть имеет дело с наблюдаемыми сигналами и их развертыванием, позволяя этим сигналам рассказывать нам, что они означают.
Третий навык — «прозрачность». Фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.
Четвертый навык — осознавание себя на трех уровнях реальности. Во-первых, осознавать и чувствовать себя на уровне обусловленной реальности; во-вторых, жить на уровне сновидения: разговаривая с человеком, впадать в легкий транс. Это помогает развернуть процесс еще глубже. И, в-третьих, мы одновременно можем иметь ощущение себя и этого человека в едином, изначальном пространстве. Из этого состояния мы способны любую проблему сделать своим Учителем, и обучаться, проживая источник, откуда приходит это послание, где является суть этой проблемы консенсусной реальности. Таким образом, мы обретаем себя целостных.
Я полагаю, что если хочешь стать успешным терапевтом, предельно внимательным и гибким в своей работе, то для этого необходимы определенные знания во всех областях психологии. К примеру, занимаясь глобальными проблемами, надо знать психологию взаимоотношений и психологию личности, ведь пока человек не разберется с глубинными личностными проблемами, недостижим мир вовне. Одной работы со внутриличностными проблемами будет тоже недостаточно. Надо понимать, какие процессы протекают в группе. Пусть даже каждый отдельный член группы спокоен и сосредоточен, группе все равно необходимо учиться жить и работать вместе. Группа, не пришедшая к единству, дезорганизует каждого входящего в нее индивида.
Но и этого знания будет недостаточно, если у тебя нет связи с чем-то трансперсональным, некой верой в то, что иные могут счесть очевидно абсурдным или невозможным. Я ищу смысл непонятного сообщения, жеста, ошибки, а затем работаю с ним, позволяя ему раскрыться. Важно особо подчеркнуть, что сокровище спрятано именно в тех сообщениях, которые мы не собирались посылать.
— «Вскачь задом наперёд», Арнольд Минделл
Интеграция техник процессуальной работы в повседневную жизнь сделает ее более гармоничной и позволит не идти напролом, а выбирать наиболее подходящий путь развития событий. Следуя «процессу» таким, какой он есть, мы идем по жизни без неосознаваемой тревоги и внутренних конфликтов, а осознаем свои глубинные потребности и находим источник внутренней силы в самом себе и в пространстве Природы.
Процессуально-ориентированная психотерапия
Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа — теоретическое и практическое направление в практической психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы. В США она обычно известна под названием «процессуальная работа», тогда как название «процессуально ориентированная психология» используется на территории Европы и Азии.
История
Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.
Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.
Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.
Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощряются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание». Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.
В начале 1980-х вместе со своими коллегами по процессуальной работе Минделл начал применять концептуальную рамку, используемую им для работы с индивидами, парами и семьями, для фасилитации решения конфликтов в больших группах. Он стал автором термина «работа с миром», описывающего эту новую дисциплину.
В конце 1990-х Минделл вновь вернулся к своему интересу в физике, и приступил к разработке системы по пониманию общих основ человеческого опыта, на которых, с одной стороны, основывается психология, а с другой — квантовая и релятивистская физика.
Основные идеи процессуальной работы
По определению Минделла, процессуальная работа — это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов, основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.
Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.
Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» индентичности человека.
Грани можно категоризировать, основываясь на источнике той идентичности, которую они определяют:
В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.
Уровни опыта
Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.
Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность». Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.
Сферы применения
Арнольд Миндел со своей женой Эми Минделл и коллегами исследовали возможность применения концепций процессуально ориентированной психологии и её методов на широком спектре ситуаций, в некоторых случаях выходящих за пределы внимания вербально основанных и ориентированных на понимания видов психотерапии. В качестве примеров можно привести:
Процессуально-ориентированная психология и психотерапия
Сербина Л.Н.
«Процессуальная работа» или «Процессуально-ориентированная психология» — метод, созданный американским психотерапевтом Арнольдом Минделлом в 70-х годах прошлого века и получивший широкое распространение во всем мире, является одним из методов Процессуальной психотерапии, сутью которой является разворачивание исцеляющего процесса из тенденций самой решаемой проблемы. Характерным для этого метода является понятие процесса «Сновидения», который может обозначать, некую тенденцию как процесс, происходящий в сознании, причем не только ночью, но и днем.
Расширенное определение модальности
«Процессуальная работа» или «Процессуально-ориентированная психология» — метод, созданный американским психотерапевтом Арнольдом Минделлом в 70-х годах прошлого века и получивший широкое распространение во всем мире, является одним из методов Процессуальной психотерапии, сутью которой является разворачивание исцеляющего процесса из тенденций самой решаемой проблемы. Характерным для этого метода является понятие процесса «Сновидения», который может обозначать, некую тенденцию как процесс, происходящий в сознании, причем не только ночью, но и днем.
Метод восходит корнями к аналитической психологии Юнга, и включает в себя другие направления современной психологии и психотерапии, последние открытия, соединяющие психологию и квантовую физику, а так же традиционные духовные подходы востока и запада.
Процессуальная психология и психотерапия помогает происходить и свершаться процессам, которые заложены «внутри» человека, организации, сообщества. Процессуальная работа создает условия для завершения тех процессов, которые происходят. Процесс — это изменение в том, что мы наблюдаем: в потоке сигналов и тех сообщений, которые они в себе несут.
Главным используемым психологическим механизмом в этом методе является естественный процесс достижения целостности посредством осознавания изначально непроизвольных проявлений бессознательных частей психики (сигналов «вторичного процесса») как принадлежащих уже сознательной идентичности («первичному процессу») путем преодоления «края» идентичности.
В процессуальной работе можно выделить три основных этапа и первый это получение доступа к тенденциям процесса, которые в данном методе находятся во вторичных сигналах, обнаруживаемых в телесных симптомах; ночных сновидениях, незаконченных или неосознаваемых движениях, во внутриличностных и внешних конфликтах и повторяющихся внешних событиях. Второй разворачивание тенденций в исцеляющий процесс и третий поддержания процесса до окончания работы, с помощью следующих техник:
амплификация, усиление проявлений (сигналов) вторичного процесса;
смена сенсорных каналов, в которых наблюдаются сигналы вторичного процесса;
ассоциирование с фигурой вторичного процесса или симптома — естественно возникающая в процессе разновидность ролевой игры.
Конечной целью работы является проявление и интеграция вытесненных или еще не оформленных частей психики, которые только «стремятся» стать частью само идентичности, то есть — достижение (большей) целостности и осознанности.
Процессуально-ориентированная психотерапия
Содержание
История
Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.
Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.
Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.
Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощраются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание» (англ. unfolding ). Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.
В начале 1980-х вместе со своими коллегами по процессуальной работе Минделл начал применять концептуальную рамку, используемую им для работы с индивидами, парами и семьями, для фасилитации решения конфликтов в больших группах. Он стал автором термина «работа с миром» (англ. worldwork ), описывающего эту новую дисциплину.
В конце 1990-х Минделл вновь вернулся к своему интересу в физике, и приступил к разработке системы по пониманию общих основ человеческого опыта, на которых, с одной стороны, основывается психология, а с другой — квантовая и релятивистская физика.
Основные идеи процессуальной работы
По определению Минделла, процессуальная работа — это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. [1] Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов, основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.
Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.
Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» (англ. edge ) индентичности человека.
Грани можно категоризировать, основываясь на источнике той идентичности, которую они определяют:
В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.
Уровни опыта
Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.
Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность» (англ. sentient essence ). Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.
Сферы применения
Арнольд Минделл со своей женой Эми Минделл и коллегами исследовали возможность применения концепций процессуально ориентированной психологии и её методов на широком спектре ситуаций, в некоторых случаях выходящих за пределы внимания вербально основанных и ориентированных на понимания видов психотерапии. В качестве примеров можно привести:
Процессуально ориентированная психотерапия что это
Ведущие : Притчина Юлия, Сербина Людмила, Штефан Мюллер и Марианна Зиннер (Швейцария), Павленко Юрий
Процессуально-ориентированная психология (называемая также processwork (англ.) – процессуальная работа) представляет собой развивающийся с 70-х годов прошлого века интегративный, объединяющий многие научные и духовные дисциплины, подход к психотерапии, работе с конфликтами, медиации, работе с организациями, бизнес консультированию, а также работе в области социальных противоречий.
Процессуально-ориентированный подход гармонично соединяет в себе как на уровне теории, так и на уровне практических приёмов работы, западную психологию, восточную философию, общую теорию систем и современную квантовую физику.
Процессуальная работа расширяет юнгианскую концепцию бессознательного и использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик.
Методы Процессуальной психологии применяются при психологической работе с заболеваниями любой сложности: онкологические заболевания, зависимости, восстановление после черепно-мозговых травм. Процессуальная работа — пока единственное психологическое направление, работающее с комой.
Процессуальная психология действует системно и глубинно — воздействует не только на симптомы, а экологично работает со всей системой — внутренним миром человека, его отношениями, социальным окружением и миром, в котором он живет.
Если вы научитесь отслеживать и осознавать свои внутренние процессы, понимать их, то сможете максимально свободно чувствовать себя в своей жизни, направлять внимание и действия в полезное русло и получать неординарные результаты в любом виде деятельности.
Помимо таких важных целей, как решение жизненных проблем и избавление от психосоматических заболеваний, Процессуальная работа помогает прикоснуться к своему настоящему, глубинному Я, понять и реализовать свои истинные цели и мотивы, отыскать свой собственный уникальный Путь и осознанно участвовать в величайшем приключении своей жизни – самой Жизни.
Processwork основывается на представлении о том, что решение проблемы кроется в сути происходящего процесса.
Это представление было развито в полную терапевтическую систему, разработанную для работы с широким спектром человеческого опыта и обеспечивающую практическую основу, через которую отдельные люди, пары, семьи и группы могут приходить к большей осознанности и творчеству.
Наша цель заключается в повышении нашей осознанности через раскрытие человеческого потенциала, оценки важности и поддержки всех ролей, чувств, позиций во внутреннем мире человека, а также в общественном, культурном и природном окружении.
Модель процессуальной работы имеет тройное основание – научное (теоретическое), эмпирическое и трансперсональное.
Процессуальная работа представляет собой феноменологический подход, который делает основной акцент на восприятии потока событий и на уважении к нему, а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.
Поэтому терапевт выступает как фасилитатор (процесс-ориентированный психолог) – посредник. Он замечает, что происходит, помогает осознанию клиента, и, по мере сил, старается следовать природе процесса.
Будучи очень практичным методом терапии, процессуальная работа – это путь к самости.
Блок 1 «теоретические и методологические основы процесс-ориентированной психологии и терапии»
1. 5, 6 февраля 2022.
Теоритические основы процесс-ориентированной психологии. Юлия Притчина
Методы процессуальной работы. Людмила Сербина.
Супервизионный день.
Блок 2. «Процесс-ориентированная работа в психологическом консультировании»
3. 9, 10 апреля 2022.
Работа с телом и телесными симптомами Юлия Притчина
Работа со сновидениями. Людмила Сербина
Работа с отношениями, парами и семейными системами. Штефан Мюллер и Марианна Зиннер (Швейцария)
6. 10, 11 сентября 2022.
Конфликты, работа с обвинениями и публичными атаками. Теория рангов. Юрий Павленко
7. 15, 16 октября 2022
Внутренняя работа, личный миф. Юлия Притчина
8. 19, 20 ноября 2022.
Мировая работа. Людмила Сербина
Супервизионный день.
Блок 3 «Работа с клиническими случаями в процесс-ориентированном подходе»
9. 17, 18 декабря 2022.
Работа с травмой. Юлия Притчина
10. 21, 22 января 2023.
Работа с депрессиями и изменёнными состояниями сознания. Елена Антонова
11. 25, 26 февраля 2023.
Работа с зависимостями. Елена Антонова
Супервизионный день
Блок 4 «Индивидуальный стиль работы процесс-ориентированного психолога»
12. 25,26,27 марта 2023г.
Индивидуальный стиль фасилитатора (терапевта) и выпуская супервизия. Людмила Сербина, Юлия Притчина (ассистент).
Выпуская работа: реферат.
Документы: диплом о профессиональной переподготовки.
Стоимость участия:
Стоимость одного модуля 11 000 рублей
При ранней предоплате 9 000 рублей (сроки предоплаты будут объявлены отдельно).
Стоимость супервизионного дня 4500 рублей.
Для бронирования места необходимо внести аванс 4000 руб.
Пропущенный модуль необходимо оплатить. Пройти пропущенный модуль вы сможете со следующей группой.