Процессуальная психология что это
Процессуально-ориентированная психотерапия
Содержание
История
Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.
Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.
Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.
Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощраются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание» (англ. unfolding ). Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.
В начале 1980-х вместе со своими коллегами по процессуальной работе Минделл начал применять концептуальную рамку, используемую им для работы с индивидами, парами и семьями, для фасилитации решения конфликтов в больших группах. Он стал автором термина «работа с миром» (англ. worldwork ), описывающего эту новую дисциплину.
В конце 1990-х Минделл вновь вернулся к своему интересу в физике, и приступил к разработке системы по пониманию общих основ человеческого опыта, на которых, с одной стороны, основывается психология, а с другой — квантовая и релятивистская физика.
Основные идеи процессуальной работы
По определению Минделла, процессуальная работа — это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. [1] Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов, основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.
Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.
Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» (англ. edge ) индентичности человека.
Грани можно категоризировать, основываясь на источнике той идентичности, которую они определяют:
В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.
Уровни опыта
Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.
Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность» (англ. sentient essence ). Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.
Сферы применения
Арнольд Минделл со своей женой Эми Минделл и коллегами исследовали возможность применения концепций процессуально ориентированной психологии и её методов на широком спектре ситуаций, в некоторых случаях выходящих за пределы внимания вербально основанных и ориентированных на понимания видов психотерапии. В качестве примеров можно привести:
Введение в процессуальную психологию для клиентов
Чтобы получать пользу от процессуальных консультаций, вам совсем не нужно знать теорию и как это устроено. Но если вы хотите больше понимать процессуальную кухню, короткая статья ниже для вас.
Process-oriented psychology — так звучит на английском оригинальное название этого подхода. В русском языке мы используем названия процессуальная психология, процессуально- или процесс-ориентированная психология, процессуальная работа. Это направление с конца 1970-х годов разрабатывает Арнольд Минделл (род. 1940 году), а в Россию метод попал благодаря Владимиру Майкову, который во время визита в Эсален в Калифорнии в 90-х годах был так впечатлён работой Арнольда и его жены и партнёра Эми, что решил привезти их в Россию. Кстати, в апреле 2019 года они в очередной раз посетят Россию с двухдневным семинаром, что большая удача — дедушке Минделлу уже 78 лет.
Так как это краткое введение для клиентов, то я не буду подробно останавливаться на деталях жизни Арнольда Минделла и начале зарождения процессуального подхода. Скажу лишь, что корни процессуальной работы лежат в юнгианском психоанализе и работе со сновидениями, в шаманизме австралийских аборигенов и др. традиционных культур, а также в даосизме и идеях квантовой физики. Минделл проходил анализ и учился в Цюрихе в Институте К.Г. Юнга, ездил по миру, болел, лечился у шаманов, работал с клиентами, и постепенно стал разрабатывать свой стиль работы, который позднее получил название «процессуально-ориентированная психология».
Эми Минделл в своей статье об эволюции процессуального подхода выделяет три больших волны в развитии метода:
— с конца 1970-х до 2000-х, когда появились представления о сновидящем теле, о связи снов и телесных симптомов, о двух уровнях реальности (общепринятой и сновидческой), первичном и вторичном процессах;
— с начала 1990-х до 2008, тогда родились представления о сущностном (недуальном) уровне сознания, флиртах, нелокальности, появилась концепция глубинной демократии для работы с группами;
— с 2008 года: вектора, большое U, чувство Земли, процессуальный ум, метакоммуникатор, энергии X и u, пространственно-временное сновидение, первый и второй тренинг.
Арнольд и Эми Минделл после работы в ООН в Токио
» data-medium-file=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/mindell-UN-300×300.jpg» data-large-file=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/mindell-UN.jpg» loading=»lazy» src=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/mindell-UN.jpg» alt=»Арнольд и Эми Минделл» width=»563″ height=»563″ srcset=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/mindell-UN.jpg 563w, https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/mindell-UN-300×300.jpg 300w, https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/mindell-UN-150×150.jpg 150w» sizes=»(max-width: 563px) 100vw, 563px» /> Арнольд и Эми Минделл после работы в ООН в Токио
Как видите, здесь очень много интересного, что можно исследовать. Больше вы можете найти в книгах, видео, с теорией и практикой процессуальной работы можно познакомиться на сертификационных и дипломных обучающих программах.
Здесь же я хочу дать самые основы, которые помогут вам понимать, что происходит, когда вы работаете со мной или другим процессуальным терапевтом, хотя эти идеи текучи и могут не выдерживаться в отдельных случаях.
Две основные концепции, которые вам помогут лучше понимать процессуальную работу, это представления о трёх уровнях сознания и о структуре процесса.
Начнём с трёх уровней сознания
Первый уровень — общепринятая, или консенсусная, реальность (англ. consensus reality). Это весь опыт, который мы определяем как реальный, общепринятый в этом обществе или культуре. Например, когда вы приходите ко мне с трудностями в отношениях, аэрофобией или телесным симптомом, вы описываете их с точки зрения консенсусной западной реальности — есть вы и есть проблема, плюс и минус. Проблема так-то на вас влияет, приносит вот такой дискомфорт, врач, если это телесный симптом, ставит такой-то диагноз и предлагает такое-то лечение.
На этом уровне явления обычно строго дуальны — мы точно определяем одно как положительное, другое как отрицательное, стремимся к первому и избегаем второго.
Уровень сновидения (англ. dreamland) — уровень субъективного переживания, который лежит за гранью общепринятой реальности. Это более тонкий опыт, с которым мы встречаемся не только ночью, когда видим сны, но и днём.
Например, у вас болит желудок. На уровне общепринятой реальности доктор скажет, что это функциональная диспепсия или гастроэзофагит или поставит ещё какой-то диагноз. А на уровне сновидения вы можете обнаружить, что этот дискомфорт переживается как извергающийся вулкан, который собирается сжечь все препятствия на своём пути (и даже покажете движение руками, как вулкан это сделает).
Уровень сновидения также содержит дуальные полярности, но в более стёртой и текучей форме. И мы можем получать к полярностям доступ. В примере с больным желудком на уровне сновидения вы можете обнаружить что вулкану противостоит какая-то ваша более привычная мягкая и стеснительная часть, больше похожая на поляну с цветами, которая не привыкла так горячо и яростно проявлять себя. Эта склонность быть мягкой приводит к подавлению горячей силы, которая тоже является вашей. И если вы не замечаете её чувственно, не замечаете её в своих снах, то она поднимается на уровень выше и проявляется как телесный симптом, который вы уже не можете игнорировать.
Три уровня реальности, А. Минделл
» data-medium-file=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-1-300×163.jpg» data-large-file=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-1-1024×557.jpg» loading=»lazy» src=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-1.jpg» alt=»Три уровня реальности, А. Минделл» width=»1455″ height=»791″ srcset=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-1.jpg 1455w, https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-1-300×163.jpg 300w, https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-1-768×418.jpg 768w, https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-1-1024×557.jpg 1024w» sizes=»(max-width: 1455px) 100vw, 1455px» /> Три уровня сознания, А. Минделл
Таким образом мы добираемся до послания симптома — в данном случае он говорит что-то типа «проявись горячо!». Симптом становится союзником, у которого есть очень точный совет по поводу ваших отношений. Когда вы понимаете послание симптома и интегрируете его сновидческую энергию, привнося её в жизнь на уровне консенсусной реальности, он может заметно облегчиться или совсем пропасть.
Итак, если вы обращаетесь ко мне с запросом, то обычно мы пробуем исследовать, какой конфликт на сновидческом уровне создаёт вашу проблему. Мы рисуем полярности, которые участвуют в конфликте, даём им пространство и возможность выразить себя.
Но иногда это не так просто. Иногда решение на сновидческом уровне не находится или не существует. И тогда мы пробуем последовать за этой невозможностью и погрузиться глубже, на третий уровень сознания, который Минделл называет уровнем основы. Основа, или сущность, это то пространство, из которого возникают и в котором разворачиваются сновидческие тенденции, проявляясь впоследствии на уровне реальности. Это земля, из которой растёт сновидение. Это Дао, которое нельзя описать. Также Минделл говорит об этом уровне как нашем глубочайшем процессуальном уме, как о создателе сновидений. Переживание уровня основы трудно описать словами, чаще его можно выразить движением или звучанием.
В отличие от первых двух уровней это пространство недуально. Из контакта с уровнем основы может возникнуть спонтанное естественное решение для тех дуальностей, которые трудно разрешить на уровнях сновидения и консенсусной реальности. Можно пофантазировать, что в примере с болью в желудке движение на уровень основы позволило бы вам осознать себя как обширное пространство, для которого проявлять силу — это нормально, как и быть поляной с цветами. Послание уровня основы — про текучесть и изменчивость, про доступ к разным энергиям и способам проявляться.
Структура процесса
Теперь схема трёх уровней сознания поможет нам более чётко понять то, что происходит на консультации у процессуального терапевта — структуру процесса. Структура включает первичный процесс, вторичный процесс и край.
То состояние, которое для вас более привычно, Минделл называет первичным процессом. В примере с желудком первичный процесс клиента можно описать, например, как «быть подавленным и расстроенным своей болью».
Вторичный процесс — это также ваше состояние, но менее для вас привычное, даже немного тайное. Оно проявляется в ваших телесных симптомах, снах, двойных сигналах, в некоторых отношениях или фазах отношений. В примере с желудком вторичный процесс клиента — быть сильным и проявленным, как извергающийся вулкан. Или, если мы пошли дальше и получили доступ к уровню основы, то вторичный процесс можно описать как «быть обширным пространством, в котором есть место и вулканам, и полянам с цветами».
Структура процесса: первичный процесс, вторичный процесс, край
» data-medium-file=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-4-300×169.jpg» data-large-file=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-4-1024×578.jpg» loading=»lazy» src=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-4.jpg» alt=»» width=»1049″ height=»592″ srcset=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-4.jpg 1049w, https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-4-300×169.jpg 300w, https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-4-768×433.jpg 768w, https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-4-1024×578.jpg 1024w» sizes=»(max-width: 1049px) 100vw, 1049px» /> Структура процесса: первичный процесс, вторичный процесс, край
Чем глубже вторичный процесс, тем лучше? Не всегда. Например, может быть, что самое лучшее на сегодня для клиента — две минуты побыть вулканом, а потом месяц с этим состоянием осваиваться. Для него большим открытием станет вообще возможность быть таким. А может быть иначе — у клиента есть доступ и к состоянию вулкану, и к поляне с цветами, но он никак не может соединить их в дневной жизни, получая доступ к одному из них только с помощью алкоголя. И, возможно, процесс развернётся в уровень основы, туда, где эти две полярности интегрированы (или, вернее, ещё не разделились).
Край — это то, что разделяет первичный и вторичный процесс. Края делят нас на более привычных и менее. Как это получается? Например, мы можем узнать, что у клиента с болью в желудке папа по своей энергии был похож на тот вулкан. Клиент видел, как страдала от этого мама, и иногда ему было действительно страшно. С тех пор у него появился край на то, чтобы горячо проявляться, ведь так можно сделать кому-то больно.
Общая идея процессуального подхода заключается в том, что мы не тянем клиента через край. Когда клиент готов, он сам через него переходит, это происходит естественно и на энергии клиента, а не терапевта. Минделл шутя объясняет это тем, что он слишком ленив, чтобы тащить клиента через край, но, скорее, так мы избегаем ситуации причинения добра. Никто не знает лучше клиента, нужно ли ему переходить через край или нет. Вернее, никто не знает лучше процессуального ума — глубинной мудрой части клиента, в пространстве которой разворачивается процесс.
Собственно, поэтому это направление и называется процессуальной психологией, так как мы следуем за процессом, каким бы он ни был и как бы ни разворачивался, несмотря на все наши идеи, концепции и психологическую мудрость. Иногда говорят, что задача терапевта — не мешать клиенту, и это самое сложное.
Итак, вот что происходит на консультации: вместе с клиентом мы осознаём его первичный и вторичный процессы и пробуем двигаться из первого во второй. На этом пути мы можем встретиться с краем и пройти или не пройти через него. Мы можем двигаться от одной полярности к другой, исследуя их, предлагая им пообщаться. Мы даём место краевым фигурам и пробуем услышать их послание.
» data-medium-file=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-2-186×300.gif» data-large-file=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-2.gif» src=»https://caruna.space/wp-content/uploads/2018/11/3levels-2.gif» alt=»Шаги процесса» width=»244″ /> Шаги процесса
Это движение можно схематично представить в виде шагов начиная от прояснения полярностей на уровне общепринятой реальности (шаг 1) и заканчивая привнесением опыта основы в жизнь (шаг 9).
В итоге ваша осознанность расширяется от ограниченной части в консенсусной реальности до контакта со всем спектром сознания.
Рост осознанности
Надеюсь, этот небольшой обзор помог вам лучше понять, как работает процессуальный подход и что происходит на консультациях. Если вы захотите узнать о методе больше, то хорошим введением является книга «Вскачь задом наперёд» (электронная версия в Литресе) — это запись семинара, который проводили Арнольд и Эми Минделл в Эсалене. В ней вы найдёте основы, практические упражнения и демонстрации с участниками. По тегу минделл на сайте опубликованы видеозаписи семинаров. Если вы хотите больше узнать об уровне основы как своём глубочайшем процессуальном уме, обратитесь к книгам «Процессуальный ум» (электронная версия в Литресе) и «Ученик создателя сновидений» с большим числом техник и упражнений.
Наконец, вот некоторые направления процессуальной работы:
— телесные симптомы, сны, личные отношения,
— зависимости, травмы, депрессии, панические атаки, потеря души,
— глубинные стили лидерства, призвания, работа с критикой, публичные выступления,
— кома, умирание, экстремальные состояния сознания и психотические расстройства,
— конфликты в группах до нескольких тысяч человек (используется «мировая работа» и метод открытых форумов),
— творчество, движение, телесность,
— и др.
Процессуальная психотерапия
Процессуальная психология (терапия/работа), созданная Арнольдом Минделлом в 70-х годах и развиваемая им и его учениками и коллегами, гармонично объединила в себе, казалось бы, несочетаемые академические психотерапевтические школы (гештальт-терапия, юнгианский анализ, трансперсональная психология, телесно-ориентированная психотерапия, арттерапия, психодрама) и «мистические» направления (шаманизм, даосизм, буддизм), как на уровне философии, так и на уровне психотехник.
Процессуальная терапия значительно расширяет феноменологию поля, с которым работает психотерапевт, до «эзотерических», трансперсональных понятий, привносит новую целостную концепцию психологии человека и даёт большую практическую систему глубинных техник работы с различными индивидуальными запросами клиентов, семейными отношениями, психопатологией и работы с группами.
Основные понятия процессуальной терапии — первичный и вторичный процесс. Первичный процесс — это то, что мы осознаём, с чем себя идентифицируем, вторичный, соответственно — то, что мы в данный момент не осознаём, то, что относится к бессознательному, этот вторичный процесс несёт в себе очень важную и полезную информацию, к которой мы можем получить доступ. Когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» или «краем» (англ. edge) идентичности человека. Вторичный процесс может проявляться в снах, телесных симптомах, или движениях, жестах, которые мы не замечаем, и роль терапевта — отслеживать и помогать клиенту раскрывать вторичный процесс, и, при необходимости, расширять границы своей идентичности. Именно раскрытие и осознание тех посланий, которые нам даёт бессознательное через вторичные процессы, даёт ключ к решению проблем и личностному росту.
Большое значение в процессуальной психологии уделяется чувственным навыкам терапевта, умению отслеживать обратную связь, которая может быть положительной, отрицательной и «промежуточной», так называемой «краевой», когда человек колеблется: отчасти он хочет идти дальше, отчасти сопротивляется. «Край» может быть не только у клиента, но и у терапевта, поэтому для терапевта важно осознание собственных чувств. Процессуальная работа делает акцент на сознательном использовании чувств в практике. Актуальные чувства, время от времени овладевающие терапевтом, — задача состоит в том, чтобы сделать их осознаваемыми и полезными в терапевтической ситуации. Способность легко, по мере возникновения, переходить от одной чувственной позиции к другой даёт терапевту доступ к основам основ различных школ психотерапии.
Методы процессуальной терапии эклектичны: в ней используется многое из разных видов психотерапии.
Круг проблем, с которыми имеет дело процессуальная психология, впечатляет — работа со снами и движением, взаимоотношения и коматозные состояния, большие группы и внутренняя работа, разрешение конфликтов и работа с психотическими состояниями. Это не «неразборчивость» и самоуверенность панацеи. Дело в методах процессуальной работы. Процессуальная терапия предлагает новые способы работы с проблемными и болезненными областями жизни. Минделл утверждал, что решение проблемы содержится непосредственно в самой проблеме. Таким образом, корректное и тщательное изучение симптомов и процессов телесных проявлений, трудностей в общении, социльных конфликтов, а также сновидений и изменённых состояний сознания может способствовать новым открытиям и личностному и духовному росту.
Процессуальная психология что это
Разворачивание процессов
Работа с Симптомом
Работа с Критической фигурой
Работа с привычками
Эта статья представляет собой расширенную версию статьи о работе с привычками в рамках процессуального подхода и включает в себя: описание основных методов процессуальной терапии, методики работы с критической фигурой, методику работы с симптомом и вредными привычками. Статья основана на знаниях, которые я почерпнул в институте процессуальной интегративной терапии, обучаясь у Елены Романченко и Дмитрия Валуева и которые с тех пор активно применяю на практике. Также хотелось бы поблагодарить Армана Бекенова у которого мне посчастливилось не только многому научиться но и иметь честь работать совместно.
Каналы бывают занятые Первичным процессом, занятые вторичным процессом и не занятые. Когда человек что-то делает осознанно (представляет, чувствует, двигается и.т.д.) то тот канал, который он при этом использует называется занятым первичным процессом. В других же каналах может бессознательно проявляться вторичный процесс или каналы могут быть вообще свободными. Как правило каналы занятые вторичным процессом посылают менее заметные, тонкие сигналы.
Поясню на примере. Допустим преподаватель, читая лекцию в аудитории, жестикулирует. В таком случае его первичным процессом (преподавание) заняты такие каналы как: речь и жестикуляция. Предположим, приглядевшись мы замечаем, что во время чтения лекции преподаватель слабо покачивается из стороны в сторону. Когда мы спрашиваем его, зачем он это делает, он отвечает, что сделал это непроизвольно. Обычно так и выглядит канал движения, занятый вторичным процессом (небольшие малозаметные движения). Чтобы развернуть вторичный процесс преподавателя прежде всего, мы просим его заметить это движение и продолжать его делать. Затем предлагаем ему усилить движение, например, увеличив амплитуду покачивания, но прим этом просим его делать все как можно медленно (это делается для того, чтобы состояние не перешло в аффективное отреагирование и у человека было достаточно времени, чтобы осознать получаемый опыт). Далее мы разворачиваем опыт вторичного процесса по другим, прежде не занятым им каналам. Например, мы можем попросить добавить в это движения жесты, обратить внимание на то, какой у человека взгляд, когда он делает это движение, спросить какой образ у него рождается, когда он делает это движение, спросить какой у этого образа цвет, вкус, запах и.т.д. Таким образом, мы как бы насыщаем все каналы восприятия человека его вторичным процессом, помогая ему в тоже время сохранять осознанность. После того, как человек достаточно погрузился в этот опыт, понял и прочувствовал его смысл или даже чему-то там научился, мы просим его посмотреть как бы изменилась его жизнь, если бы в ней было больше этого опыта или умения? Спрашиваем: как бы он могу привнести это в свою жизнь? Просим вернуться в его обычное состояние, сохраняя контакт с этим опытом. Далее можно проводить интеграцию опыта или навыка вторичного процесса в жизнь клиента уже любой доступной психологу техникой.
Работа с критической фигурой
Очень часто при попытке интеграции опыта вторичного процесса (или обучения соответствующему навыку) человек сталкивается с невозможностью это сделать. На практике это выглядит как внутренний запрет, ощущение «неправильности», «невозможности» получения того или иного опыта. Зачастую у человека всплывают какие-то останавливающие и запрещающие фразы, например: «так нельзя!», «люди так не делают», «в нашей семье так не поступают!», «это может быть опасно и.т.д.». При этом клиент может начать сопротивляться новому опыту, у него может начать кружиться голова, появляться желание убежать, обесценить происходящее и.т.д. В процессуальной терапии подобный опыт называется «Краевым переживанием» или просто «Краем», а некая внутренняя фигура, которая произносит запрещающие фразы – «Краевой» или «Критической фигурой». Мнения процессуальных терапевтов о том, что такое критическая фигура расходятся. Я придерживаюсь мнения, что это некий защитный механизм психики, который поддерживает внутренний гомеостаз (постоянство) и не позволяет появляться ничему новому, то есть потенциально опасному. Критическая фигура это некий внутренний пограничник, который во-первых не пускает человека на опасную территорию, а во-вторых не пускает что-либо с этой территории к человеку. С этой точки зрения от краевой фигуры человеку очень много пользы, так как она поддерживает первичный процесс, то есть постоянство и устойчивость психики. Именно краевые фигуры в конечном счете и удерживают нас от сумасшествия, так как с точки зрения процессуального подхода безумие это охваченность вторичным процессом при отсутствии первичного. Однако, поскольку краевая фигура является механизмом, она запрещает также все новое, что может оказаться полезным для человека.
Есть множество механизмов формирования критических фигур: личные, социальные, семейные, общечеловеческие и другие. В этой статье я не буду подробно их рассматривать, так как для практической работы с критиком механизм его образования не так важен.
Работа с критической фигурой в процессуальной терапии проводится несколькими способами. Первый способ условно можно назвать: «Спор с критиком». В этом случае терапевт вводит критическую фигуру как некоего персонажа. Клиент пытается представить себе эту фигуру и описывает что это за человек, образ или существо, которое ему что-либо запрещает. Как оно выглядит? На что похоже? Какие у него умения и свойства? Как оно себя ведет и так далее. Дальше если у клиента достаточно сил он начинает пытаться договориться с критиком или спорить с ним, выдвигая различные аргументы. Клиент может попросить критика пропустить его во вторичный процесс «хоть одним глазком взглянуть», аргументировать: почему ему туда надо и.т.д. Терапевт и клиент попеременно играют роль критика. Задача, так или иначе (ловкостью ли, хитростью ли, или договорившись) заставить критика пропустить клиента во вторичный процесс.
Работа с телесным симптомом
Согласно процессуальной философии любой телесный симптом является контейнером (способом проявиться) вторичного процесса. Итак, если вторичный процесс проявляется при помощи симптома, то, зачастую, интегрировав его мы можем надеяться на успешное исцеление того или иного симптома. Зачастую многие симптомы проходят сразу после процессуальной работы, однако гарантировать исцеление при помощи психологических методов было бы наивно и легкомысленно. Технология работы с симптомом в процессуальной терапии выглядит следующим образом:
1) Медицинская точка зрения
Прежде всего, необходимо уведомить клиента, что психолог не врач, работает с психологическим содержанием и смыслом болезни и, к сожалению, не может гарантировать избавление от телесного симптома или болезни. Затем необходимо расспросить клиента о том: обращался ли он к врачу с этим симптомом, какой диагноз ему поставили и что порекомендовали. После чего клиенту предлагается как бы «отложить» эту информацию «в сторону» и исследовать психологическое содержание симптома.
2) Ресурс для работы с симптомом
Зачастую клиенту сложно преступить к работе с симптомом так сказать «на гора», особенно, если болезнь беспокоит человека уже достаточно давно, прогноз не благополучный, или вообще мы имеем дело с хроническим симптомом. Поэтому мы помогаем клиенту получить психический ресурс для работы. Мы просим его вспомнить какое-либо хорошее переживание в жизни. Он чувствовал что-то приятное, был в контакте с чем-то важным, сущностным и.т.д. Далее, мы разворачиваем это переживание по каналам (см. работу с каналами) и приступаем непосредственно к работе с симптомом.
3) Дух создателя симптома
Далее мы просим клиента поподробнее рассказать о том, как он чувствует и переживает симптом. Что и как у него болит, колит, режет, зудит и.т.д. На что похоже это ощущение? Как именно он переживает болезнь в своем теле. Далее мы просим показать то, на что похоже это воздействие на руке терапевта или подушке. Когда клиент демонстрирует нам воздействие симптома на подушке (например, сжатие) мы просим его замедлиться в этом. Затем мы расспрашиваем клиента, что он чувствует, когда сам делает это ощущение, этот симптом. Мы просим его как бы стать духом, создающим этот симптом и исследовать свое состояние как духа. Очень часто становясь духом создателя симптома, клиент чувствует какое-то новое для себя и ценное переживание, которого как бы не хватало ему в его жизни. Например, человек слабый по жизни, может почувствовать контакт с собственной вытесненной силой, а человек по жизни сильный, возможность побыть слабым и.т.д. Как правило, при погружении в роль духа создателя симптома, мы чувствуем изменение уровня психической энергии у клиента в сравнении с его обычным состоянием. Таким образом, получается, что вторичным процессом для клиента является то состояние, в которое он попадает, становясь персонажем, создающим болезнь. Далее мы проводим классическую работу разворачивания по каналам и интеграции вторичного процесса.
4) Дух погружает в состояние
Если при исследовании духа создателя симптома мы не почувствовали у клиента изменения какого-либо значимого изменения уровня психической энергии, мы начинаем исследовать так называемое состояние симптома. Мы подробно расспрашиваем клиента: во что он погружается, когда переживает сам симптом? В какое состояние его как бы отправляет это дух создателя симптома? Что клиент делает такого необычного для себя, когда болеет? Как он это чувствует? Таким образом, мы начинаем исследовать, то состояние, в которое человек попадает благодаря свое болезни. Следя за уровнем энергии и сигналами в каналах клиента, мы стараемся разглядеть там проявление вторичного процесса. Обнаружив подобный сигнал, мы разворачиваем его обычным образом. Например, симптом, как способ попасть в состояние может проявляться следующим образом. У человека по жизни активного, и старающегося всегда помогать другим, могут появляться сильные головные боли. Когда мы просим его пойти в то, состояние, в которое он попадает при головных болях, выясняется, что в этом состоянии он обычно лежит, отдыхает, принимает помощь от других и заботиться о себе. Таким образом, во вторичном процессе оказывается навык принятия помощи и заботы о себе.
Работа с привычками и зависимостями
Итак, рассмотрим методы работы с привычками в процессуальной терапии. Для работы с привычками, прежде всего, необходимо понять на что и как воздействует привычка в процессах клиента и для чего она ему нужна. С точки зрения процессуальной терапии привычка (какое-либо действие или принимаемое вещество) может оказывать воздействие на первичный, вторичный процессы или на критическую фигуру человека. Соответственно привычка может, как усиливать, так и ослаблять тот или иной процесс. Основная стратегия работы с привычкой заключается в том, чтобы помочь клиенту получить доступ в состояние, связанное с привычкой без необходимости привычного действия или приема вещества.
Приведу пример. Допустим, привычка усиливает первичный процесс (ПП) клиента. В подобном случае человек говорит приблизительно такую фразу: «Без этого (называет привычку) я не человек!». Очень часто подобного рода привычки связаны например с употреблением кофе по утрам. В таком случае человек говорит примерно следующее: «Вот пока кофе не выпью, не могу работать» и.т.д. Итак первичная идентичность клиента в данном случае завязана на ту или иную деятельность или прием какого-либо вещества. В таком случае работа будет заключаться в укреплении первичного процесса. Мы просим клиента представить, что он вот только что выпил кофе и спрашиваем его: как он чувствует себя человеком? На что похоже это ощущение? Что оно ему дает? Какой жест, движение или фраза могут помочь ему больше прочувствовать это состояние? Что кроме привычки в его жизни может помочь ему попадать в это состояние? В процессе работы мы повторяем за клиентом его жесты, движения и фразы, помогая ему глубже прочувствовать состояние. Таким образом, мы максимально насыщаем опыт первичного процесса клиента – укрепляем его первичный процесс без привычки. Если клиенту удается научиться поддерживать свой первичный процесс в привычке отпадает надобность. В качестве домашнего задания клиенту предлагается каждый раз, когда у него возникает потребность в привычке ждать несколько минут и в это время погружаться в состояние, освоенное в процессе работы. Таким образом, постепенно вместо привычки клиент получает непосредственный доступ к состоянию, в котором у него была актуальная потребность.
Если привычка ослабляет первичный процесс клиента, то скорее всего она усиливает вторичный процесс. И наоборот, привычка, усиливающая первичный процесс клиента, как правило, ослабляет вторичный.
Работа с привычкой усиливающей вторичный процесс клиента проводится приблизительно таким же образом – путем получения непосредственного доступа в состояние. Основная разница здесь не в работе, а в том, с чем клиент приходит в качестве проблемы. Если привычка усиливает вторичный процесс клиента, то она будет погружать его в особое состояние, в котором, так или иначе, есть потребность. Например, человек может говорить следующее: «Обычно я очень напряжен, и только когда я достаю сигаретку и прикуриваю ее, я чувствую расслабления, легкость и спокойствие». Как уже было сказано выше, работа проводится аналогичным образом: клиенту предлагается представить, что он курит прямо сейчас и этот опыт максимально наполняется переживаниями. Домашнее задание аналогично.
Очень часто у клиента есть потребность во всех состояниях и в первичном процессе и во вторичном, тогда клиент учиться получать доступ и в то и в другое состояние.
В данной работе мы рассмотрели далеко не все методы процессуальной терапии, однако остановились на самых важных, базовых, которые лежат в основе других методов таким как: работа с системой, работа с парой, мировая работа и.т.д.
В завершении хочу сказать, что хоть и описанные методы работы непосвященному читателю могут показаться витиеватыми, в действительности при достаточном навыке и опыте подобные процессы можно производить и самостоятельно без необходимости присутствия терапевта. В процессуальной терапии даже есть отдельное направление работы, которое называется: «Внутренняя работа». Так что при большом желании и определенном опыте, подобные «упражнения» можно проделывать и самостоятельно. Практика показывает, что при желании клиента разобраться с зависимостью, как правило, ему это удается с помощью терапевта или без нее.