процесс получения ребенком навыков которые необходимы для полноценной жизни в обществе
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Что такое soft skills и почему они важны для ребенка
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.
Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.
В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.
Какие soft skills развивать у детей
Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.
Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:
Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.
В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.
От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.
Как развивать «гибкие» навыки у ребенка
Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.
Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться
Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.
Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.
Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.
Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.
Чтобы развить soft skills своего ребенка:
Социализация личности ребенка в семье
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Социализация личности ребёнка в семье»
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольдт.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности ребёнка — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация происходит в семье, а уже потом в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Из семьи ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, школьный коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же ребёнок должен вести себя в одной ситуации как сын, в другой – как одноклассник, в третьей – как друг, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит. Если ребёнок считает, что в семье его не ценят, он уходит в компанию, где его принимают таким какой он есть. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой.
Социальные навыки и успешное обучение
Советы о развитии социальных навыков малышей, которые сыграют ключевую роль в их обучении
Когда ребенок переходит в старшую или подготовительную группу детского сада, родители надеются на то, что он будет учиться читать и писать. Но прежде чем сосредоточиться на постижении академических знаний, существует много других навыков, которыми ему необходимо овладеть. Исследования показывают, что наиболее важные навыки, которым следует обучать детей на данном возрастном этапе, – это навыки социальные: сотрудничество, самоконтроль, уверенность, самостоятельность, любознательность, эмпатия и общение.
В первые месяцы учебного года у воспитателей больше всего трудностей возникает с детьми, у которых есть поведенческие проблемы и недостаточно развито внимание. На самом деле все просто: если ребенок не умеет соблюдать очередь, слушать и спокойно сидеть в группе, как он может выучить учебный материал? Именно поэтому вначале года так много времени уделяется обучению и развитию основных социальных навыков малышей.
К счастью, предыдущий опыт социального взаимодействия, как дома, так и в младших группах детского сада, помогает ребенку адаптироваться к изменениям, произошедшим с коллективом после летнего периода отдыха. Как только малыш на достаточном уровне овладеет базовыми навыками социального взаимодействия и поведения в группе, он будет готов к сосредоточению на учебном материале. То есть ребенок сможет получить больше знаний, если подход к развитию его социальных, эмоциональных и когнитивных (академических) навыков будет максимально сбалансирован его родителями и учителями дошкольного образования.
Последнее исследование в области развития мозга показало, что способности ребенка взаимодействовать с другими детьми, контролировать и выражать свои чувства и самостоятельно решать основные задачи так же важны для достижения успеха в учебе, как и академические навыки. Проводящие пути в головном мозге, необходимые для успешного обучения, развиваются с помощью позитивного взаимодействия с другими людьми! Воспитатели используют эти данные, чтобы помогать детям налаживать отношения друг с другом, делиться и заботиться, слушать и высказываться в группах и чувствовать себя уверенно, принимая новые трудности.
Начальные базовые навыки
Вот несколько примеров того, какие цели ставят хорошие воспитатели в начале учебного года в старшей или подготовительной группе. Родители могут адаптировать их в своей семье и помочь ребенку развиваться в данном направлении, будучи в комфортных условиях родной семьи и дома.
Как родители могут способствовать развитию этих навыков
Помогайте своему ребенку развивать важнейшие социальные и эмоциональные навыки, обеспечивая его связь с детсадовскими друзьями в условиях вашего дома. Спросите у малыша, кого бы он хотел пригласить в гости поиграть. Зачастую детям бывает проще налаживать дружеские отношения в своем собственном пространстве один на один, чем в садике. Многие педагоги замечают, что ребенок, которому сложно заводить друзей или взаимодействовать в большой группе, легче налаживает тесную связь с новым другом у себя дома. Эти отношения могут затем переноситься и в условия садика. После того как ребенок наладит связь с одним одногруппником, ему будет легче установить дружеские отношения с другими детьми.
Значение игры
Для вашего маленького ребенка игра – это важная работа. Он растет, учится и исследует мир с помощью игры. Это происходит через сложные игровые процессы, которые побуждают его думать, решать задачи и задействовать воображение и фантазию. Когда ребенок участвует в игре, ему приходится планировать, сосредотачиваться и стремиться к цели, используя все основные жизненные и рабочие навыки.
В детском саду ребенку должны предоставлять возможности участвовать в различных игровых ситуациях на протяжении дня. Малыша могут познакомить с буквами и цифрами с помощью содержательной драматической игры, конструкций из кубиков и литературных или музыкальных произведений. Поэтому не переживайте, если ваш ребенок приходит домой и говорит о том, что целый день играл!
Также и дома создавайте ему все условия для развивающих игр и занятий. Помните о том, что опыт, который ребенок приобретет в начале учебного года, даст важную основу, которая позволит ему стать увлеченным учеником на протяжении всей жизни – увлеченным, потому что он обнаружит, что учеба может быть веселой и интересной.
Как подготовить ребенка к жизни в обществе
Не редко на психологическую консультацию приходит мама с очень размытым запросом: «Не понимаю, как надо воспитывать ребенка. как вырастить из него личность?». А потом рассказывает историю о том, как с раннего возраста она приучала ребенка думать самостоятельно, не обращать внимания на то, что говорят другие, следовать своим чувствам и желаниям. На самом деле, мама решала свою задачу развития, потому что в ее детстве надо было делать «как все» и эту программу она последовательно преодолевала и для себя, и для ребенка: «раба по капле выдавливала».
Когда малыш пошел в детский сад, мама была на седьмом небе от того, как он вел себя в группе: независимый, ни на кого не обращает внимания, слушает только себя. Все дети рисуют – сын идет в игровой уголок, все дети пошли играть – он отправился рисовать. Независимость от окружающих, стремление заниматься только своими делами и равнодушие к чужим оценкам явно приносили плоды и устойчиво закрепились в поведении ребенка.
Но вот вопрос, какие на самом деле плоды? Уже через полгода мама стала замечать, что рисунки других детей становятся все лучше, а результаты ее сына не меняются, что на праздниках другие дети могут показать музыкальные и танцевальные навыки, а ее ребенок и на празднике занят собственными делами и не реагирует на окружающих. Вот тогда они и отправились к практическому психологу, чтобы понять, что происходит и как строить отношения ребенка с социальным окружением.
Хитрость в том, что для ребенка конформизм является здоровой развивающей позицией. Это, по сути и не конформизм, а готовность подражать образцам, учиться на взрослых моделях, впитывать взрослое поведение и стремиться походить на тех авторитетных лиц, которые окружают ребенка. Стратегически важно, как можно раньше сформировать у ребенка эту позицию, ориентацию на взрослого и интерес ко всем видам деятельности взрослого. Собственно это подражание, стремление идентифицироваться со взрослым, совместная деятельность и являются механизмами развития ребенка, способами формирования нового поведения.
Задача воспитания не в противопоставлении ребенка обществу, а в полноценном включении ребенка в общество. Противоречие между обществом и личностью, на самом деле видимое. Ребенок с самого рождения включен в общество. Именно из общества черпаются все знания, навыки и умения, которые формируются у малыша, да еще и теми методами, которые поддерживаются современным обществом. Например, психологии удалось убедить подавляющее большинство родителей, что физические наказания – недопустимый метод воздействия на детей (тогда как в средневековом обществе бить детей было совершенно естественно).
С другой стороны, где ребенок будет реализовывать свою необыкновенную индивидуальность? Только в обществе! А значит, задача близких, научить его жить и действовать в соответствии с теми правилами, которое общество готово принимать, научить реализовывать свои способности, знания и умения так, чтобы это было востребовано обществом и ребенок мог развиваться дальше.
Социализация, как базовый процесс включения ребенка в жизнь общества, позволяет не только «адаптироваться» к социальному окружению, но открывает перед ребенком мир достижений общества, выводит все психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие) на новый, социально опосредованный, когнитивно сложный уровень развития. А дальше социализация открывает путь к уже нравственному развитию.
Нравственное становление личности представляет собой длительный и сложный путь развития, которым идет человек на протяжении всей своей жизни, но если не вступить на этот путь в детстве, дальнейшие возможности реализовать становится труднее. Нравственное развитие зарождается вместе с появлением человека в это мире и продолжается независимо от возраста или индивидуального варианта развития личности.
Нравственность формируется в общении ребенка с другими людьми, в первую очередь с близкими взрослыми, где на самых ранних этапах, общение появляется в эмоциональных переживаниях и чувствах, возникающих по отношению к другому человеку. Элементы сопереживания, сострадания, которые отчетливо проявляются уже на втором году жизни ребенка, составляют первичную основу нравственного чувства, в дальнейшем обещающего перерасти в совесть.
Очевидно, что для ребенка моральное развитие начинается с простых чувств сопереживания, которые, обеспечивают предпосылки развития сострадания, эмпатии и альтруизма. А вместе с сопереживанием последовательно развиваются и понимание социальных норм и правил, оценка собственного поведения по критериям морали, способность понимать намерения и позицию другого человека. Познание чувств другого человека начинается со стремления распознать и прогнозировать эмоциональное состояние матери от которого так зависим во всех смыслах ребенок. Это настроенность на чувства другого развивается по нескольким направлениям: эмоциональная идентификация, эмпатийное реагирование, эмоциональное предвосхищение последствий событий.
Испытывая потребность в эмоциональной поддержке со стороны родителей, особенно в трудных ситуациях, ребенок учиться предоставлять такую же ответную поддержку, например, матери, которая пожалела, погладила ушибленную коленку. Затем формируется сопереживание сверстнику, который очень заразительно плачет или чуть раньше предложил свою помощь, значит надо помочь ему в ответ. Близкие, доверительные отношения в младенчестве и раннем возрасте формируют эмоциональную отзывчивость и чуткость по отношению к окружающим ребенка людям, становятся основой дальнейшей эффективной социализации.
Одновременно у ребенка интенсивно развиваются такие социальные эмоции как смущение, стыд, чувство вины. Особенно важным для формирования нравственной позиции является появление чувства стыда как ощущения снижения собственной ценности, переживания несоответствия между внутренними представлениями о себе как о «хорошем» и внешней ситуацией, где другой человек может оценить поведение ребенка как «не хорошее». Проявления стыда связаны с зарождением самооценки и представлений о себе. Почти одновременно с формированием структуры Я, субъективного самосознания появляются и социально-моральные суждения о себе в терминах «хороший – плохой», «добрый – злой», «послушный – озорной».
Нравственность предполагает сознательное ограничение собственной свободы и отказ от гедонистического типа существования. Классическая аксиома «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого» определяет процесс социализации ребенка в целом и составляет одну из принципиальных основ нравственного развития. Способность бесконечно развиваться, ограничивая себя определенными требованиями, представляется оптимальным вариантом личностного роста. Самоограничение как форма социализации начинается с раннего детства, когда малыш первый раз делится конфетой или сдерживает брызнувшие слезы, учится не крутиться за партой и бросать фантики только в мусорное ведро. Границы социального и собственно морального поведения проницаемы, и опыт социального ограничения задает основы ограничения внутреннего как построения собственного поведения в соответствии с социальными нормами и нравственными законами. Включение ребенка в общество позволяет ему познать себя и ярко, содержательно презентовать себя окружению; позволяет развиваться, используя все накопленные обществом знания и стать действительно зрелой, компетентной Личностью.
6 социальных навыков, которые важно освоить каждому ребенку (и взрослому, вообще-то, тоже)
Повседневное общение как способ развития полезных навыков
Часто можно услышать о том, что детям важна социализация. Это действительно так — чем раньше и качественнее ребенок усвоит важные социальные навыки, тем проще ему будет адаптироваться к жизни в садике и школе, заводить новых друзей, работать в коллективе и чувствовать себя комфортно в окружении других людей.
Согласно современным исследованиям, дети с хорошо развитыми социальными навыками успешнее проявляют себя во взрослой жизни, проще решают проблемы и конфликты, меньше подвержены стрессу. Хорошая новость заключается в том, что социальные навыки можно приобрести и отточить — так же, как умение ходить, читать и кататься на велосипеде.
Чтобы ребенок усвоил все необходимые социальные навыки, его не обязательно сдавать в сад с полутора лет — все азы взаимодействия с другими людьми он все равно получит в семье. Поэтому родителям важно уделять внимание тому, какие паттерны взаимодействия с людьми преобладают у них дома. Вот шесть базовых социальных навыков, которые можно назвать самыми важными в жизни любого человека.
Умение делиться
Готовность поделиться с другими игрушкой или угощением помогает детям легко устанавливать контакт и заводить дружбу с другими детьми. По данным исследования, опубликованного в журнале Psychological Science, дети в возрасте двух лет уже могут испытывать желание делиться с другими, правда, только в том случае, если ресурсов (например, игрушек) у них в избытке.
Дети в возрасте от трех до шести лет не очень любят делиться с другими, особенно в тех случаях, когда им приходится отдавать часть чего-то, что им нравится. Однако многие без проблем могут поделиться игрушкой, которая им уже надоела.
Исследования показали, что делиться любят дети, чьи потребности удовлетворены (например, перед этим они наигрались или наелись вкусного вдоволь) — в этом случае возможность разделить свою радость с другими становится для них дополнительным источником удовольствия и положительно сказывается на их самооценке.
Не стоит насильно заставлять ребенка делиться своими вещами — так вы только усугубите нежелание ребенка делиться и закрепите за процессом негативные эмоции. Лучше не форсировать события, а просто обращать внимание ребенка на ситуации, в которых кто-то с кем делится (например, в мультиках или на детской площадке), а также обсуждать с ним эмоции тех, кто делится, и тех, с кем чем-то делятся. Отмечайте все случаи, когда ваш ребенок искренне и добровольно чем-то поделился, хвалите и благодарите его.
Командная работа
Работая в команде, люди совместно прилагают какие-то усилия для достижения общей цели. Дети, обладающие навыками работы в команде, более уважительно относятся к чужому труду, активнее принимают участие в решении коллективных задач и охотнее помогают другим.
Кстати, навык совместной работы пригождается не только во время командных игр, в школе или на работе, но и в отношениях в паре или семье. Примерно к возрасту трех с половиной лет дети начинают осваивать азы командной работы. Причем командной работой в данном случае считается все, что угодно: от совместной сборки конструктора до игры, которая вовлекает в себя сразу несколько участников.
Играя совместно, дети имеют возможность попробовать разные роли: кому-то понравится роль руководителя, а другим будет комфортнее в роли исполнителей.
Поговорите с ребенком о важности и пользе командной работы. Придумайте задания, которые вы можете выполнять всей семьей. Отметьте важность вклада каждого в совместный результат, обратите внимание ребенка на то, как многого можно добиться, работая вместе.
Умение слушать
Уметь слушать — это не значит сидеть тихо, это значит понимать то, что хочет сказать другой человек. Один из важнейших навыков в коммуникации с другими людьми. Важно, чтобы по мере взросления ребенок научился слушать, понимать и анализировать то, что ему говорят учителя, друзья, родители и начальство.
Во время чтения детям книги делайте небольшие перерывы, чтобы спросить у них, о чем история. Позвольте им пересказать сюжет своими словами, помогите восполнить пробелы, если они что-то забудут.
Умение следовать инструкции
Бесспорно, правила существуют, чтобы их нарушать, но существуют правила, которые нарушать все же не надо. Например, правила безопасности или правила дорожного движения. Важно предоставлять детям свободу, но так же важно научить их следовать инструкциям и указаниям. Умение действовать в соответствии с конкретными требованиями избавит детей от многих проблем в процессе учебы и работы.
Давайте детям четкие указания, отмечайте, насколько последовательно они их выполняют, и хвалите их каждый раз, когда им удалось не сбиться с пути и не отвлечься от инструкции. Сборка конструкторов по схеме или игры с четкими правилами также помогают развить этот важный навык.
Уважение личных границ
Дети редко умеют соблюдать личные границы чужих людей. Они могут забираться на колени незнакомцам, громко распевать песни во время поездки на автобусе или пытаться привлечь внимание к себе путем криков или дебоша. Это нормально — дети постепенно учатся себя контролировать, однако родителям все равно важно обозначать для них границы допустимого поведения, когда дело касается других людей.
Проговаривайте, объясняйте ребенку, где заканчиваются его собственные границы, и где начинаются границы других людей. Деликатно направляйте его в общении с другими людьми, если вы замечаете, что он начинает пересекать эти границы недопустимым образом.
Вежливость
Этот навык всегда пригодится. И хотя маленьким детям чужды понятия искренней благодарности или искреннего раскаяния, это не значит, что их нельзя научить использовать вежливые слова в общении с другими: приветствовать других людей, вежливо формулировать свои просьбы, благодарить за подарки и добрые дела.
Не стоит превращать обучение вежливости в бездумную дрессуру. Напоминайте ребенку о важности использования вежливых слов, подсказывайте ему, обращайте внимание на ситуации, когда эти слова используют другие люди.
Важно отметить, что ребенок намного быстрее и качественнее освоит все перечисленные навыки, если они будут регулярно демонстрироваться в его окружении. Глупо заставлять ребенка быть вежливым, уважать чужие границы и слушать, если люди вокруг него относятся друг к другу и к нему самому невежливо и неуважительно.
В конце концов, в процессе усвоения детьми разных навыков и норм ключевым фактором является не то, что говорят родители, а то, что они делают сами. Так что сперва проверьте, владеете ли вы сами всеми перечисленными социальными навыками (говорят, их можно прокачать даже во взрослом возрасте), а затем уже переходите к их развитию у ребенка.