Процесс поисковой познавательной деятельности изучение выявление установление чего либо и т д
Учебно-исследовательская деятельности как образовательная технология
Учебно-исследовательская деятельность как образовательная технология
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
В.А.Сухомлинский писал: «…по самой своей логике, по философской основе, по творческому характеру педагогический труд не возможен без элементов исследования и прежде всего потому, что каждая человеческая индивидуальность, с которой мы имеем дело, это в определенной мере глубоко своеобразный, неповторимый мир мыслей, чувств, интересов».
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения ориентированы на развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Анализ литературы по исследуемой проблеме выявил несколько педагогических подходов к разработке содержания понятия учебно-исследовательская деятельность обучающихся:
Учебная исследовательская деятельность определяется как деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность как модель перехода:
— от классно-урочной системы образования к индивидуализированному неформальному образованию;
— от усвоения информации к освоению опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений;
— от учебного плана к открытому, постоянно расширяющемуся образовательному пространству.
В тоже время проблема формирования готовности педагогов к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в работах отечественных педагогов (К.М.Дурай-Новикова, В.А.Сластенина и др.) признается важной и значимой для совершенствования форм и методов активной познавательной деятельности учащихся. Разделяя взгляды ученых на готовность как единство мотивационных, познавательных и эмоционально-волевых компонентов, мы определяем понятие « готовность к учебно-исследовательской деятельности » как особое психическое состояние, наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.
Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть, исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в различных самодеятельных объединениях любителей науки, технического творчества, краеведения и т.п. убедительно показывают, что это и есть тот напряженный, увлекающий ребенка, идущий от внутренней потребности, совмещающий в себе умственные и физические функции творческий труд, которого так недостает современной школе. Учебно-исследовательская деятельность предполагает не только получение результата, но и его публичное представление и защиту.
Тряпицына А.П. выделяет три группы учебных исследований: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний обучающихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям.
Надпредметные исследования имеют ряд преимуществ перед учебными монопредметными и межпредметными исследованиями. Во-первых: они способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков. Во-вторых: как правило, на их освоение не требуется выделение дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание линейных курсов. И, наконец, в-третьих: процесс исследования способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью.
Огородникова Н.В. подразделяет учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников на несколько форм, но это разделение является достаточно условным и зачастую предложенные формы сочетаются и успешно дополняют друг друга.
Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов представляется урок.
Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.
Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной педагогом проблемы и другое.
в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов учебно-исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.
Обычно школьный эксперимент осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования).
г) Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру:
I этап. Выбор и формулировка темы.
II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии.
III этап. Составление плана.
IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.
V этап. Оформление результатов работы.
VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.
Индивидуальную исследовательскую деятельность обучащихся можно выстраивать по следующей более детализированной последовательности:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно более строго обозначить границы исследования).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Разработка методики проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершённой работы. Рефлексия.
— опыт собственной деятельности;
— возможность работы в определенной сфере;
— актуальные потребности общества;
— возможность контактов с учеными;
— обобщение педагогического опыта;
*Актуальность (острота, назревшая потребность в решении);
*Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач);
*Перспективность (актуальность и значимость на определенный период);
*Проблемность (неочевидность решений, необходимость поиска в теории, преодоление трудностей на практике);
*Соответствие современным концепциям развития общества и человека (гуманно-личностная или социально-личностная ориентация);
*Опыт и заинтересованность исследователя.
Новизна – определяется как «впервые». Примерные формулировки определения новизны:
— установлено, сделано, обнаружено, разработано, доказано впервые;
— выявлено, в каких компонентах исследования (постановка проблемы, идея, замысел, процедуры, результаты) и как новизна проявилась;
— определено, что отличает полученные результаты от результатов, полученные другими исследователями, что удалось опровергнуть или развить.
Работа с понятиями.
Понятия всегда имеют словесное одеяние, выражаются в словах, именуемые терминами.
Понятийный аппарат исследования.
*Выяснение структуры исследуемого процесса и понятий, отражающих его как целое, а так же его компоненты или аспекты изучения (понятийная матрица).
*Определение содержания понятий, их терминологического выражения через известные или вновь вводимые термины, их обоснование.
*Выделение категорий (основных, базовых понятий), выстраивание категориально-понятийной системы.
*Раскрытие взаимосвязи элементов понятийной системы, степени глубины и целостности отражению ею изучаемых процессов и явлений.
Работа над целью исследования.
Четыре группы исследовательских задач:
Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для учащихся.
В учебном исследовании наиболее применимыми методами являются:
работа с литературными источниками, работа с видео-, аудиоматериалами, с Интернет-ресурсами,
обработка статистических и опытных данных,
исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях),
проведение полевых исследований, сбор полевого материала, и другие.
— нацеленность на обнаружение нового;
— содержательность (ответы по существу);
-применение к возможно большему числу ситуаций данного класса;
Варианты формулировок гипотез:
* и * имеют сходство по следующим признакам: * * *.
* и * отличаются по признакам: * * *.
* имеет следующую структуру: *.
Наиболее важными показателями (характеристиками, формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т.д.) * являются * * * *.
Характерной особенностью поведения подростка начала 21 века является *.
Наблюдаемый феномен * является частным случаем *.
Специфика проявления * в * заключается в *.
представляет собой частный случай *.
Задачи связи и отношения:
* связано (связан, связаны, связана) с *.
Влияние * на * опосредовано * (происходит через *).
* влияет на * таким образом:
* (вариант: * зависит от *).
Некоторые * имеют (не имеют) отношение к *.
Причинно-следственные (как частный случай предыдущего):
Если применить * и *, то получим *.
* поведение * является следствием влияния *.
Замена * на * приведет к *.
Влияние * на * происходит опосредованно, через фактор *.
*Как изменяют полученные новые результаты исследования уже существующие в теории подходы, принципы, представления.
*Как влияют результаты на существующий терминологический ряд и содержание понятий.
*Какие перспективы развития теории или отдельных ее положений открывают полученные результаты.
*Каковы пути, способы использования результатов исследования в практике.
*Где уже используются результаты и какова их эффективность.
*Какие внедренческие материалы (программы, пособия, методики, рекомендации) уже используются.
*Где еще могут использоваться результаты.
*Что может быть предложено для совершенствования управления, организации, содержания образования (рекомендации, предложения).
Подведение итогов работы
Оформление результатов работы
В работе должны быть выделяются следующие части:
Титульный лист является первой страницей работы. На титульном листе указывается: название конкурса, образовательное учреждение, научное объединение учащихся, научное направление, тема работы, фамилия имя участника, класс, фамилия, имя, отчество научного руководителя, место работы, должность, дата представления работы на конкурс.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся разделы работы с указанием страниц.
В основной части работы дается методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала.
В конце работы приводится список использованной литературы (библиографический список). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.
Ведущий отечественный специалист в области организации исследовательской деятельности учащихся Леонтович Александр Владимирович при анализе представляемых на конференции и конкурсы творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук выделил следующие их типы:
Учителю об учебных исследованиях школьников
Исследовательский метод обучения
“Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью”
М.Монтень
Решение части задач школьного курса предполагает сформированными у учеников такие качества как владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарное исследование, что неразрывно связано с исследовательским методом обучения. Выделяют два исследовательских метода: научный и учебный.
Под учебным исследованием понимается поисковая, познавательная деятельность учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого мышления. Итогом исследования должно стать получение учеником субъективно новых знаний.
К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие:
Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются:
К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:
Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:
К основным компонентам учебного исследования мы относим:
Основными признаками учебного исследования являются:
а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;
б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;
в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;
г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.
Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:
1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.
Сущность исследовательского метода сводится к тому, что
Итогом учебного исследования служат субъективно новые знания о свойствах рассматриваемого объекта (отношения), об их практических приложениях.
Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений:
добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
самостоятельно организовывать поиск;
достигать поставленных целей обучения;
формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.
Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи.
Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности.
Исследовательские задания и исследовательские задачи
Формы заданий при реализации исследовательского метода могут быть различны. Это могут быть задания, решаемые быстро и легко как в классе, так и дома, а также задания, требующие целого урока, или же задания на ограниченный срок времени. Исследовательские задания должны представлять собой поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Этими этапами являются:
При выполнении исследовательского задания все эти этапы учащиеся реализуют самостоятельно. Роль учителя заключается в контроле хода работы учащихся, в координации ее в случае отклонения учащихся от правильного пути и в проверке итогов работы.
Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи.
При отборе и составлении учебно-исследовательских задач необходимо принимать во внимание следующие требования:
Формирование специфических умений и навыков целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке.
Учителю важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Применение исследовательского метода обучения
“ Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать”.
Л.Н.Толстой
Правильно поставленное обучение должно совершенствовать склонность ребенка к познанию и исследованию окружающего его мира, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять.
Большинство исследовательских заданий представляют собой небольшие поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Этими этапами являются:
3.Сбор фактического материала;
4.Систематизация и анализ полученного материала;
7.Доказательство истинности гипотез;
При выполнении исследовательского задания все эти этапы учащиеся реализуют самостоятельно. Роль учителя заключается в контроле хода работы учащихся, в координации ее в случае отклонения учащихся от правильного пути и в проверке итогов работы.
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность.
Понятие и сущность учебно-исследовательской деятельности учащихся
Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению.
Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.
Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.
Способность учащихся к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учителя.
Под творческой деятельностью обучающегося можно понимать всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность.
Нужно создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.
Развитие мышления учащихся может идти не только путем овладения специальными знаниями различных предметов, но и путем развития способностей к самостоятельной мыслительной деятельности.
Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью. Раскрывая роль учителя в организации учебного исследования, отметим следующую систему его действий:
— умение выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося;
— умение сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке;
— умение формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока.
Учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.
В современной школьной практике учебно-исследовательская работа проводится в рамках факультативов, специального семинара, элективного курса по определённым предметам.
Именно сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по русскому языку, в методике организации исследовательской деятельности школьников. С одной стороны, далеко не всем работам бывает присуще исследовательское начало — среди них достаточное количество реферативных, даже публицистических работ. С другой стороны, рождается справедливый вопрос: может ли школьник выполнить работу на уровне научного исследования?
В современной дидактике исследовательский метод трактуется следующим образом: «Он призван, во-первых, обеспечить творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющие в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого не достаточно, но без нее данная цель не достижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности» (И. Я. Лернер)[1].
Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников… Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности», — писал И. Я. Лернер[2]. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.
В школьной исследовательской деятельности собственно исследования не происходят. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат — собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. «Если книги живут и меняются в сознании читателей, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в данном известном тексте что-то незамеченное прежде».
Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать « своё слово», направить поиск, предложив методику исследования.
Мотивом учебного исследования может служить интерес, внутреннее противоречие, вызывающее потребность, стремление школьника к исследованию неопределенности, содержащей знания, неизвестные учащемуся. При этом проблемная ситуация является условием возникновения у субъекта деятельности внутреннего противоречия. Фиксация проблемной ситуации (вычленение основного противоречия) заканчивается формулированием проблемы – цели исследования.
Особую роль в интеллектуальном развитии учащихся играет их исследовательская деятельность, непосредственно связанная с усвоением математических знаний. Поэтому успешное решение стоящих перед школой задач возможно посредством приобщения учащихся к исследовательской деятельности и развития способностей к ней в процессе обучения.
Основными признаками учебного исследования являются:
а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;
б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;
в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;
г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.
Сейчас, когда предметно-ориентированная парадигма образования сменяется на личностно ориентированную, следует понять роль учащегося, его главную задачу в получении не только знаний о существующих зависимостях в окружающем мире и описываемых математическими моделями, но и в овладении методологией творческого поиска.
Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:
1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.
Анализ понятий учебного познания и учебной деятельности позволяет заключить, что для организации учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся учебная и исследовательская деятельность должны рассматриваться как единая учебно-исследовательская деятельность.
Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.
Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.
Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач. [3]
Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование как результатов решения, так и способов и процессов деятельности.
К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие:
— личностно ориентированный подход к обучению;
— ориентация на продуктивное достижение результата;
— проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;
— оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;
— креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями;
— создание ситуации совместной поисковой деятельности;
— детализация учебного процесса;
— создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности.
Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются:
— доброжелательная атмосфера в коллективе;
— сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения;
— структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы;
— вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности;
— формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.
К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:
— педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению;
— привитие интереса к изучаемому объекту;
— вооружение учащихся необходимыми приемами познавательно-поисковой деятельности;
— систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении;
— широкое использование технических и наглядных средств обучения;
— внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий;
— разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации;
— сочетание и соединение дидактически и методически обоснованных методов, способствующих развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся.
Предназначение исследовательской деятельности учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития. Психическое же развитие обеспечивает школьнику усвоение теоретических знаний и способствует формированию у него специфических способностей и качеств личности: любознательности, целеустремленности, научной фантазии.
Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей.
Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи. [4]
Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи.
Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется.
Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений:
— добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
— самостоятельно организовывать поиск;
— достигать поставленных целей обучения;
— формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.
В настоящее время учебные исследования преимущественно используются для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования мышления, так как:
— обладают большими потенциальными возможностями для развития умственных операций;
— формируют активность и целенаправленность мышления;
— развивают гибкость мышления;
— формируют культуру логических рассуждений.
Поскольку во всех работах, посвященных привлечению учащихся к исследовательской деятельности в процессе решения задач, доказывается развитие исследовательских умений и навыков (формируются умения выдвигать гипотезу, выявлять существенные аспекты исследуемой ситуации и т.д.), то развивающая функция исследований очевидна. [5]
Кроме того, учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию.
Основная особенность исследования в образовательном процессе — то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования[6].
Перед тем, как начинать со старшеклассниками исследования, необходимо четко поставить цели и задачи. Главная цель всегда должна быть одна. Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, — иначе исследование, главный смысл которого – в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов[7].
В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности[8].
С другой стороны, учебно-исследовательская деятельность учащихся – это относительно самостоятельное изучение, решение учащимися отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности учителя и учащихся[9].
Успех реализации любого начинания зависит, прежде всего, от учителя, а поэтому он должен раздвинуть границы самостоятельности. Старшеклассникам необходимо дать возможность самим находить решение к трудноразрешимым задачам, в частности – решить исследовательскую задачу[10].
В данном случае, под учебно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческих и исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения[11].
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:
— мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;
— информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
— контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков[12].
Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.