Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abstractio – отвлечение) – беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений XX в. возникшее вначале 1910-х годов. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности

РЕАЛИЗМ в искусстве (от лат. realis – действительный, материальный), в широком смысле – способность искусства правдиво, неприкрашенно изображать человека и окружающий его мир в жизнеподобных, узнаваемых образах, при этом не копируя пассивно и бесстрастно натуру (в отличие от натурализма), а отбирая в ней главное и стремясь передать в видимых формах сущностные качества предметов и явлений.

СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealite – сверхреальность) – художественное течение в рамках модернизма, продолжающее – вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом – тенденцию поиска «подлинной реальности» и открывающее таковую в личностно чувственной сфере субъективности.

Абстрактный образ создается через отношения формы, линии, цвета в контексте художественного замысла. В. Кандинский обращается к поиску композиционных моделей, позволяющих сделать художественные образы неповторимыми. Путем отказа от воспроизведения реалистических предметов он стремится передать не телесное видение мира – «чистую» идею. С точки зрения Кандинского, содержание образа отражает характер восприятия художником мира, связанный историческим временем, в котором он живет. «Каждой эпохе дана только ей присущая мера художественной свободы, и даже самому творческому гению не дано перескочить границы этой свободы» (Кандинский, 1992, с. 65). Говоря по-другому, любое творчество выражает дух времени, которому принадлежит художник, производя те овеществленные на полотне художественные формы, которые созвучны эпохе. Для Кандинского только внетелесное, лишенное конкретного содержания, искусство выразительно. Иначе говоря, качеством выразительности обладают только «чистые» художественные формы.

Согласно идеям немецкого художника Пауля Клее, деконструкции абстракционизма, супрематизма, кубизма обладают выразительностью в силу того факта, что сама форма, даже если она совершенно абстрактна, имеет свое «внутреннее звучание». Так, например, одни геометрические формы подчеркивают весомость цветового спектра, другие приглушают его звучание: «резкая» краска в остроконечной форме воспринимается ярче (желтый цвет в треугольнике). В свою очередь, «погружающие» в себя краски обостряют восприятие цвета в круглых формах (синий цвет в круге). Иначе говоря, взаимодействие цвета и формы позволяет передавать те или иные выразительные стороны композиции.

Рис. 7. П. Клее. «Автопортрет», 1911

Рис. 8. П. Клее. «Революция виадуков», 1937

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что выразительность художественного образа в «понятийной живописи», к которой относятся абстракционизм, кубизм, сюрреализм, достигается путем аналитической работы сознания по выбору изобразительных приемов и средств передачи идеи, обусловливающих конфликт векторов «сил».

Следует отметить, что существует другое пространство изобразительного творчества, определяемого Г.-Г. Гадамером как «рефлексивное искусство». Ссылаясь на взгляды А. Гелена об особенностях современной живописи, Гадамер рассматривает картину как место потенциального воплощения свойственного нашему времени состояния хронической рефлексии. Акт рефлексии представляет собой ритуальное действие по обращению художника к самому себе, к своей сущности. Познавая в себе самого себя и тем самым через себя познавая мир, художник постигает срединное пространство между собой и миром, то, что присутствует в нем без возможности полного осознания.

РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio – обращение назад).

1) Принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

2) Процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. В узком смысле, «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного.

Источник

Культура и наука

Филос. Рефлексия — осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеч. культуры в целом.
Как форма познания Р. есть не только критич., но и эвристич. принцип: она выступает как источник нового знания. Р. полагает в качестве своего предмета само знание о нем.
Как особая проблема Р. стала предметом обсуждения ещё в др.-греч. философии. Сократ выдвинул на первый план задачу самопознания, предмет которого — духовная активность в её познават. функции. У Платона и Аристотеля мышление и Р. толкуются как атрибуты, изначально присущие демиургу, божеств. разуму, в котором обнаруживается единство мыслимого и мысли. Подобная трактовка Р. перешла через неоплатонизм в ср.-век. философию, где Р. преим. толковалась как отражённая в логосе миротворч. активность божества. В новое время трактовка Р. связана с проблемами филос. обоснования науч. знания. У Декарта Р. выступает в качестве способа постижения непосредственно достоверных основоположений сознания. Кант трактовал подлинную Р. как отнесение знаний и представлений к соответствующим познават. способностям: Р. определяет источники познания (рассудок или чувств. созерцание), которые формируют понятия или представления. У Гегеля Р. мирового духа выступает движущей силой его развития, внутр. формой историч. самосознания и саморазвития культуры.

К. Маркс и Ф. Энгельс понимали филос. Р. как осознание предметно-практич. отношения человека к миру. При этом философия выступает как Р., направленная на раскрытие всеобщих «сущностных сил» человека и человечества.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

РЕФЛЕКСИЯ
(от лат. reflexio — обращение назад)
процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения (ср.: Гёте. Максимы и рефлексии). В узком смысле — «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

⍟ Мастер дефиниций (Распознающий),

в процессе познания есть априорное и апостериорное знание

понимание очевидным образом = апостериорное знание

а к априорному и собственно даже неявному знанию
(вне онтологии), служащему основой для явного фактологического знания

относятся такие философские понятия как

рациональность, интерсубъективность, интенциональность, субъеквтиность, объективность, конструктивность, диалектичность, имманентность, редуктивность, т эсхатологичность, контингентность, феноменологичность,
систематитичность,

на обоих концах коммуникации — получатель-отправитель сообщения (пропонент-реципиент) предполагается
наличие этих понятий априори

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Процесс осмысления чего либо при помощи изучения сравнения

Кому это «очевидно»? Тебе?

Что такое — знание?
Вики утверждает, что это — результат познавательной деятельности, а я бы уточнил, — продукт общественной познавательной деятельности, ведь, никто не вырабатывает знания с нуля и в одиночку.

Источник

Осмысление

Полезное

Смотреть что такое «Осмысление» в других словарях:

осмысление — понимание, постижение, уразумение, уяснение, осознание; осознавание, прозревание, прозрение, осмысливание, думание, разгадывание, переваривание, улавливание, постигание, просекание Словарь русских синонимов. осмысление см. понимание 1 Словарь… … Словарь синонимов

ОСМЫСЛЕНИЕ — ОСМЫСЛЕНИЕ, осмысления, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. осмыслить осмысливать осмыслять. Осмысление истории. Осмысление фактов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

осмысление — ОСМШЫСЛИТЬ, лю, лишь; ленный; сов., что. Открыть смысл, значение чего н., понять. О. происходящее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Осмысление — Осмысление: мыслительная деятельность, направленная на принятие решений. Источник: ГОСТ Р 43.0.5 2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно обменные в … Официальная терминология

ОСМЫСЛЕНИЕ — ОСМЫСЛЕНИЕ. Процесс восприятия и понимания информации, который включает в себя следующие этапы: a) расчленение материала на смысловые группы, б) выделение смысловых опор или смысловых вех, в) осуществление эквивалентных замен путем превращения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

осмысление — • всестороннее осмысление … Словарь русской идиоматики

осмысление — 3.28 осмысление: Мыслительная деятельность, направленная на принятие решений. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Осмысление — ср. 1. процесс действия по гл. осмыслить, осмыслять 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

осмысление — осмысление, осмысления, осмысления, осмыслений, осмыслению, осмыслениям, осмысление, осмысления, осмыслением, осмыслениями, осмыслении, осмыслениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Осмысление — Смысл мнимое или реальное предназначение каких либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью. Противоположностью является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может… … Википедия

Источник

Осмысление

Смысл — мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью. Противоположностью является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения.

Под смыслом может подразумеваться целеполагание, результат какого(чьего)-либо действия.

Содержание

Общее понятие

Смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться, то есть, как можно извлечь из нее пользу. И, наоборот, по незнанию вещь может наделяться ложными полезными качествами и обладать, с этой точки зрения, значимым смыслом.

Ярким примером бессмысленных для одних и осмысленных для других вещей выступают суеверия, в особенности приметы: одни считают, что приметы помогают предсказывать будущее и потому видят в них большой смысл; другие же в них не верят и не видят никакого смысла. То же самое можно сказать о незнакомом языке: отдельные фразы на нем кажутся бессмысленными, в то время как естественные носители языка автоматически различают осмысленный или бессмысленный характер произнесенных слов и предложений.

Язык в этом плане уникален, так как он является носителем смыслов. Для народа, использующего определенный язык, каждое слово имеет свой смысл, свое назначение. Осуществляется передача какой-либо информации, достигается понимание людьми друг друга. Они могут обмениваться полезными знаниями о разных явлениях, предметах и событиях. Если бы языка не было, то смысл многих событий, которые были засвидетельствованы лишь отдельными людьми, оставался бы скрыт от других людей. События не стали бы полезными, а в случае приближения опасности люди не узнали бы о ней заранее и не успели бы подготовиться. Потому-то слова, наделенные смыслом и сказанные в нужный момент, столь ценятся (даже простые восклицания, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными, например «Э-эх!», «Ага-а…», «Ур-р-ра!», «Угу» и т. д.). В этом отношении, а именно в ходе изучения правил и норм складывания осмысленных фраз, язык является предметом изучения лингвистики.

Изучением смысла занимается также онтология, теория познания и методология науки. В частности, в онтологии тематезируются смысловые координаты бытия, возможности разграничения сферы действительного (допустим, в рамках социума, в системах приказов). В теории познания проблема смысла входит в состав проблематики природы и источников знания, а именно границ его осмысленности и бессмысленности. В рамках методологии выявляются прикладные характеристики какого-либо конкретного научного метода, в особенности нацеленность метода на обеспечение инновационных вариантов решения отдельных старых проблем, а также раскрытие целых классов новых проблемных ситуаций. В противном случае считают, что введение нового метода лишено смысла.

Ключевая роль отводится семантическому анализу и проектированию смыслов в методологии футуродизайна.

Семиотика и Логика

В рамках семиотики и логики строго различают смысл и значение.

Согласно некоторым положениям Г. Фреге, значение характеризует связь знака с предметом его обозначения (например слова «дом» с конкретным местом проживания), а также отсылку к другим знакам. Смысл же есть характеристика способа отношения знака, его значения и области интерпретации (обозначения). Мы можем поставить на место слова «дом» любую произвольную букву (допустим, X), а на место фразы «конкретное место проживания» — Y. Тогда окажется оправданным создание формулы X = Y. В этом случае можно будет опускать в тексте любое упоминание о «доме», вставляя (в зависимости от ситуации) либо X, либо Y. Станет возможным, как минимум, устранение излишних повторов, а при аналогичной формализации других предложений (о «столах», «стульях» и т. д.), которые составляют «дом» («место проживания»), можно будет описывать обыденные ситуации сугубо формальным языком.

В то же время с точки зрения теории информации (по В. Горчакову) смысл следует принимать как одно из основных свойств информации, если речь идет об информации как разновидности материи. Информация собирается и используется, хранится и передается, кодируется и устаревает (то есть по сути умирает). Все это и характеризует информацию с точки зрения ее смысловой нагруженности, а именно — зависимости от назначения и целевой ориентации.

Источник

Осмысление (Осмысленность)

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»

Разум, если даже его притесняют и пренебрегают им, в конечном счете,

всегда одерживает верх, ибо жить без него невозможно.

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый.

Осмысление (Осмысленность) как качество личности – способность постигать смысл, значение чего-либо, осознавать что-либо, добиваться полного понимания и ясности чего-либо; наполнять смыслом сказанное, сделанное, существующее или происшедшее.

Каждый раз, когда гуру и его ученики собирались молиться, в ашрам входил кот и отвлекал их от дела. Тогда гуру приказал ученикам привязывать кота на время молитвы. После смерти гуру кота по привычке продолжали привязывать. Когда не стало и кота, в ашраме завели другого, чтобы тщательно выполнять инструкции гуру на время общения с Господом. Прошли века. Учёные последователи гуру написали научные труды, в которых указывалось, что привязывание кота на время молитвы имеет особую важность для отправления богослужения.

Осмысление – одна из важнейших ступенек принятия нового знания. Человек осмысленный пользуется этой ступенькой. Человек бессмысленный даже не подозревает о наличии такой ступеньки, останавливается на обработке входящей информации на уровне не разума, а ума, что свидетельствует о поверхностности восприятия материала.

Осмысление — функция разума. В силу разных причин разум может быть заблокирован. Человек уже не в состоянии воспринимать новое знание. Самая распространенная причина – эгоизм. Ложное эго эгоиста считает, что оно всё знает, разбухает от важности и полностью перекрывает доступ информации к разуму Она, как Цербер, стоит на страже, чтобы не пропустить никакого знания в разум. Человек довольствуется услугами ума. Прочитал желтую газетенку, посмотрел телевизор, поучаствовал в пустопорожних беседах – информация в одно ухо влетела, прогулялась по поверхности ума и спокойно вылетела в другое ухо. Знание в разум не попало. Осмысления не произошло.

Осмысление – отработанный навык принятия в себя нового знания. Оно предполагает серьезное, уважительное отношение к новому знанию. Человек осмысленный осознает, что знание может изменить его жизнь, может полностью переменить судьбу, поэтому относится к его восприятию крайне серьезно и ответственно. Он понимает, что следовать новому знанию, можно только после глубочайшего его осмысления. Только фанатики и легковеры, услышав первую понравившуюся мыслишку, не осмыслив ее, слепо следуют ей. Человек осмысленный семь раз отмерит, проанализирует, разберется, как знание работает на практике и только потом сделает его частью своего жизненного опыта. Это и есть осмысление.

Как нужно работать с новым знанием? Какое знание можно считать авторитетным? Каковы критерии его истинности? Олег Торсунов пишет: «Если вы слушаете знание какое-то и чувствуете, что само слушание приносит радость — раз. Что оно вдохновляет вас менять свою жизнь — два. Что плохие черты характера и привычки отпадают сами, даже не нужно напрягаться — три. Это знание должно идти из древних авторитетных источников — четыре. И оно должно даваться человеком, который сам следует своим наставникам в пути, идет по пути, т.е. он, у него есть духовные наставники — пять? То есть если все это совпадает, значит, вы можете слушать дальше… человек не просто слушает, он слушает с глубоким почтением и очень внимательно, т.е. он реально вживается в звук. Это именно такое слушание дает изменение в сердце. В сердце, означает в разуме, в данном случае».

Итак, восприятие знания на первом этапе предполагает активное слушание. Знание авторитетное – значит, слушание будет смиренным, бес споров, вскриков, доказываний своей правоты, разрывания тельняшек на груди. Человек осмысленный превращается в послушника. Он и слушает и слышит. Слышит, ибо превратился в олицетворенное послушание. Новое знание полноводным потоком протекает через разум. Услышать новое знание – означает пропустить его энергию в разум. Но на одном активном слушании не выедешь. Нужна следующая стадия – осмысление.

Осмысление предполагает умение удерживать информацию в уме, то есть запоминать. Запомнив входящую информацию, человек допускает ее в разум и начинает анализировать, как новое знание можно применить в жизни, работает оно или нет.

Существует два типа людей, не способных на осмысление. Первый тип людей называется бесплодный читатель, а второй — поверхностный критик. Бесплодный читатель или бесплодный изучатель. Это начетчик — человек, который прочитал много, считает себя эрудитом, знатоком, интеллектуалом, но от его чтения пользы, как от козла молока. Он не осмысливает новое знание, не пытается сделать его частью своего опыта, не желает его проверить на своей жизни.

Мудрец, человек осмысленный может прочитать какой-то афоризм и, если он ему понравился, захочет испытать его на практике. Это дорого стоит. Если б каждый проверял на практике одну мысль в день, люди были бы сплошь мудрецами. Бесплодный читатель вроде принял то, что прочел, но принял дешево – ну, услышал и ладно, приму к сведению и на этом финальная черта. До осмысления дело не дошло. Серьезного, уважительного и ответственного отношения к новому знанию не получилось.

Осмысление как функция разума дает возможность осознать, как жить правильно, что делать можно, а что категорически нельзя, оно дает человеку доступ к пониманию «что такое хорошо и что такое плохо». Для этого нужно включить разум и не быть бесплодным читателем.

Поверхностный критик – другой тип людей, не способных на осмысление. В таких людях забродила, как брага, гордыня, тщеславие, эгоизм. Они не способны ничего усвоить. Ведут себя, как боевые петухи. Такой сидит на лекции уже нахохленный, готовый к драке. Он еще не знает, о чем будет идти речь, но уже готов всё опровергать и спорить до хрипоты. Он заранее ни с чем не согласен, и лектора воспринимает в штыки. Это означает, что человек украл у себя осмысление, стал инвалидом осмысленности, превратился в жалкого, поверхностного критика.

Настроенный на антагонизм, он не способен активно слушать и слышать. Став рабом гордыни, он перекрыл доступ нового знания к разуму. Гордец не пропускает звук внутрь. Он слышит только себя. Им руководит желание показать всем, какой он значительный и важный. Его интересует не знание, а чувство собственной значимости. В итоге поверхностный критик проходит мимо процесса осмысления, как прогульщик мимо кассы.

Один человек ловил рыбу. За ним исподтишка наблюдала обезьяна. И захотелось ей тоже, по его примеру, забросить в реку сеть. День был жаркий, и рыболов забрался в пещеру, чтобы отдохнуть в тени, а сети свои оставил на берегу. Тогда пришла обезьяна и попыталась, подражая рыбаку, забросить сеть. Но, не зная, как с нею обращаться, она в ней запуталась. Стараясь высвободиться, обезьяна всё туже затягивала петли и, в конце концов, задавила себя этой сетью. Когда вернулся рыболов, он сказал, обращаясь к издыхающей обезьяне: — Тебя погубило твоё скудоумие и отсутствие осмысленности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *