Процесс иллюминации что такое в психологии

Научная электронная библиотека

Процесс иллюминации что такое в психологии

1.2. Общепсихологическое понимание образа как основы имиджа

Изучение образа в российской психологии имеет давнюю традицию, в развитие которой внесли свой вклад такие ученые, как П.К. Анохин, С.М. Беляева, А.В. Василевский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Н.Н. Ланге, А.В. Либин, Б.Ф. Ломов, П.О. Макаров, В.А. Пономаренко, И.М. Сеченов и др.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «образ» определяется как «вид, облик», «живое, наглядное представление о ком-нибудь, чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления», «тип, характер» [38, с. 382].

Как результат психических познавательных процессов, «выступающий либо в сенсорной, либо в идеализированной форме», образ является одним из базовых понятий и в общей и в социальной психологии.

Формирование образа является результатом психического процесса – восприятия, формы психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [17, с. 342]. Имеются основания для выделения нескольких механизмов формирования образа в психике человека:

— механизм непосредственного формирования образа;

— механизм опосредованного формирования образа;

— механизм конструктивного формирования образа.

Обратимся к непосредственному механизму формирования образа. Процесс ощущения позволяет собрать первичную информацию мономодального характера (цвет, размер, тактильные ощущения и др.). Под ощущениями понимается простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Включение процесса восприятия направлено на объединение разрозненных мономодальностей в одно целое – происходит формирование образа объекта.

Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез протекает как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием ощущения от восприятия является предметность осознания всего, что воздействует на нас, то есть, отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Однако восприятие несводимо только лишь к сумме ощущений. Восприятие целых предметов или ситуаций – процесс более сложный. Помимо ощущений в нем задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, то есть, в процесс восприятия включаются и психические процессы более высокого уровня – память и мышление. Неслучайно, поэтому, восприятие часто называют перцептивной системой человека. Более точно перцептивная система – это совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Восприятие зависит не только от характера воздействия тех или иных раздражителей на органы чувств, но и от самого субъекта. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни субъекта называется апперцепцией. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

Это дает нам основание говорить об индивидуально-типологических особенностях восприятия, обусловленного,

во-первых, избирательностью восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида;

во-вторых, индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности человека, такими как: синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия; динамика восприятия; точность восприятия; пороги остроты и глубины зрения; пороги пространственного различения; эмоциональность восприятия.

Что касается опосредованного механизма восприятия. Информация как моно-, так и полимодального характера поступает не непосредственно от объекта, а извлекается (преднамеренно или непреднамеренно) из памяти самого субъекта. В психологии этот процесс носит название представления – процесса отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Говоря о конструктивном механизме формирования образа, следует отметить и роль мышления, благодаря которому происходит переконструирование блоков информации, поступивших ранее. Результатом может явиться образ, не имеющий в качестве своего прототипа реальный объект. В психологии такой образ считается результатом действия психического процесса воображения.

Бесспорным в настоящее время является то, что мышление – это один из высших познавательных процессов, оказывающих существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции: анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение.

С восприятием неразрывно связано воображение. В отличие от восприятия оно лишь новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти: нельзя вообразить то, что в разных элементах не присутствовало бы в действительности. Платон сравнивал восприятие с процессом теснения печати на восковой пластинке, а воображение, согласно Платону, это оттиск, который остается после удаления печати.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на основные части. Другими словами, этот этап характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сфотографированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, то есть, он представляется не изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С образами воображения далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно иной смысл. Как бы то ни было, с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, весьма многообразны. Мы приведем лишь некоторые из них:

Таким образом, понятие образа в общей психологии включает в себя и собственно категорию образа, и механизмы его формирования в психике человека.

Источник

Трансформация человека: сложности на пути и их преодоление

В статье рассказывается:

Трансформация человека – достаточно сложный процесс. В принципе, он под силу каждому, если по-настоящему стремиться к внутренним положительным изменениям. И причины подобной готовности не играют особой роли: это может быть желание найти новые отношения, поменять опостылевшую работу, попробовать самореализоваться – да все что угодно.

Трансформация способна принести положительные изменения в жизнь, но только в том случае, если она проведена правильно. На этом пути немало «подводных камней», обойти которые будет не так-то просто. Зато и приз в итоге окажется более чем достойным: перед человеком откроется фактически новая реальность, о которой раньше он мог только мечтать.

Понятие сознательной трансформации личности

Любая трансформация — это преобразование. В нашей жизни все время что-то меняется снаружи и, главное, внутри нас — мы растем духовно, прогрессируем. Перемены затрагивают все сущее: растут и умирают растения, возвышаются и разрушаются горы, создаются людьми и выходят из строя вещи. Смена сезонов, метаморфозы климатических условий, рост и упадок городов и деревень — все это примеры нормального развития событий в мире.

Наряду с изменениями внешнего мира, случается и трансформация человека — осознанная им или нет. Естественно, первая предпочтительнее, так как движется в желаемом направлении и под контролем. Индивид понимает, что хочет поменять в себе, анализирует, как можно это сделать, совершает действия, направленные на свою цель — вот что такое сознательная трансформация.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Кто-то может годами мечтать о встрече со своей настоящей любовью и злиться, что желание не сбывается. А другой человек делает шаги навстречу цели, борется с недостатками, развивает достоинства, чтобы повысить свои шансы. Кто-то годами болеет и пишет жалобы на здравоохранение, другой бросает курить, начинает бегать по утрам и правильно питаться. Кто-то сидит на диване и ждет невероятной удачи, другой сам строит свою жизнь, как пожелает, не ожидая подачек от судьбы.

Трансформация и вибрации

Рассмотрим ситуацию, когда озлобленный на весь белый свет мужчина встречает ту, о которой мечтал всю жизнь. Скорее всего, событие пройдет впустую, у девушки не возникнет интереса к данному субъекту. Сначала он должен внутренне поменяться, стать доброжелательнее, позитивнее, тогда и встреча будет продуктивной. Это произойдет из-за совпадения их внутренних вибраций, ожиданий от вероятного партнера, прелестная дева разглядит в нем свой идеал. Будут созданы благоприятные условия для их возможного союза, так как в глазах друг друга они будут теми самыми, единственными.

Наверное, нужно пояснить, что мы вкладываем в слово «вибрация». Мы живые и состоим из живых элементов, это касается каждого нашего органа, каждой клетки и цепочки ДНК. Закон природы гласит, что все изменяется через разрушение. Эти процессы создают энергетический фон, волны, которые мы называем вибрацией. Она обладает различными характеристиками. Наши мысли тоже излучают энергию. Вибрации негативного мышления условно обозначаем низкими, позитивного — высокими, они созидательны.

Наши эмоции тоже обладают энергией той или иной вибрации. Если переживания человека негативны, то люди рядом с ним ощущают дискомфорт. Как и он сам. И наоборот, чувства радости, счастья, доброты, восторга, любви, оптимизма — вот самый лучший, комфортный фон для близких рядом и для самого носителя этих эмоций, даже если он сейчас один.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Уникальность каждой личности складывается из многих составляющих: привычек, мыслей, чувств, ощущений, эмоций, воспоминаний, целей… Все вместе это создает свой энергетический фон, вибрации, которые невозможно повторить.

Имеет значение и окружение человека, а также в целом условия его жизни. Если есть внутренняя готовность к трансформации, люди рядом с ним способны ему помочь. Легче всего меняться в той обстановке, в которой он желает находиться. Напротив, если среда вокруг не совпадает с ожиданиями, то нужны невероятные усилия для изменения.

Не всем так везет, что сразу получается оказаться в благоприятной обстановке, которая будет способствовать повышению вибраций. Тогда на помощь приходит духовная трансформация человека. Вставший на ее путь учится более сознательно относиться к процессам внутри себя: убеждениям, целям, мышлению, чувствам.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

Процесс иллюминации что такое в психологии

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:

Процесс иллюминации что такое в психологии

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

Процесс иллюминации что такое в психологии

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

Процесс иллюминации что такое в психологии

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

Процесс иллюминации что такое в психологии

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Тысячелетиями знания об управлении собой были тайными, лишь избранные посвящались в них. Это давало множество преимуществ перед простым народом. И лишь в наше время они стали достоянием общественности, появилось множество течений, которые учат настраивать свои вибрации на желаемый уровень, то есть трансформацию.

ДЭИР, тета-хилинг, рейки — вот лишь некоторые из множества существующих систем, обучающих технологиям управления энергиями, помогающим человеку на пути развития.

ТАТ, ТЭС(EFT), ПЭАТ — технологии, работающие с психоэнергетикой, вибрациями тела и эмоций.

Аспектика, сказкотерапия, симводрама, символическое моделирование — методы, влияющие на подсознание через метафоры. Их цель – трансформация людей с помощью психологических притч.

Возможные проблемы при прохождении трансформации

Трансформацию личности человек может пройти самостоятельно или воспользоваться услугами тренингов. Начиная этот процесс, не забывайте, что придется погрузиться в себя поглубже и пересмотреть все болезненные события. Будьте готовы, что ваше восприятие станет другим, полностью изменятся мировоззрение и даже мироощущение.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Если у вас появилось желание принять участие в подобном тренинге или измениться без сторонней помощи, ясно представляйте, что начать легко, но, если нет настоящей готовности дойти до конца пути, то лучше и не делать первого шага. Иначе вы всколыхнете свои болячки, и без проработки они могут плохо повлиять на вашу жизнь.

До того как запустить процесс, вы должны четко представлять, как происходит трансформация в жизни человека. Она не решает отдельную проблему, а идет сразу на всех уровнях: физическом – тело, эмоциональном – переживания, духовном – связь с высшим «я», ментальном – ваши модели поведения, убеждения, установки.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Бывает, что задействован лишь один уровень. Чаще изменения происходят на двух или трех уровнях. Реже включаются все четыре. Но настоящий квантовый скачок, полная трансформация сознания человека случается на всех уровнях.

Физическое тело очень чутко реагирует на процесс преобразований, могут начаться головные боли, скачки давления в обе стороны, вылезти на поверхность все хронические недуги. Вероятно, появится симптоматика гриппа, простуды, а в реальности никакой болезни нет. Могут возникнуть неприятные ощущения, связанные с местами, где произошло травмирующее событие. Бывает, что обостряются болезни горла и бронхов при проработке ситуаций, в которых вы не смогли сказать нужные слова, подавили свои эмоции.

Недоработки на эмоциональном уровне обязательно проявят себя в скачках настроения, усиленной эмоциональности и плаксивости, приступах раздражительности, ощущении одиночества, покинутости, разочарования, потерянности.

Как начать контролировать эмоции за 6 шагов?

Вы долгие годы держали эмоции взаперти, теперь они начинают всплывать на поверхность. Цель у них одна – уйти, освободиться. Не нужно их держать. Проплачьте, выразите, вылейте эти переживания, не храните обиду молча. Если вы промолчали, негативная эмоция никуда не делась, она попала в ваши клетки, заперта в них. Это может привести к нежелательным последствиям, например, к неадекватному ее выплеску.

Если задействован уровень мыслей, в голове может ниоткуда появиться невероятное число идей, суждений, ментальных образов. Вы не будете понимать, что было их источником, откуда они пришли. Это явные признаки, что процесс трансформации человека сейчас происходит на ментальном уровне. Будет казаться, что специально притягиваются события, испытывающие на прочность все ваши убеждения, каждый шаг, любой поступок будут подвержены сомнению.

Очень редко начинается чистка духовного уровня. Но если она пришла – это тяжелое испытание. Рвется связь с духовными наставниками, вы начинаете сомневаться в пути в целом. Голос ангелов перестает звучать в сердце, наступает период полного разочарования в самых глобальных ценностях и целях.

Ошибки на пути к трансформации

Изменить свою внутреннюю суть может не каждый. Нужно быть сильной личностью, владеть мощным духом, который поможет пройти через все препоны этого пути, поддержит человека духовно и, наконец, распахнет крышку от сундука знаний всего сущего.

Есть и другая категория людей, увлеченных саморефлексией, для них целью становится сам процесс копания в своих травмах и их причинах. Они застревают на одном месте, не приближаясь к трансформации. Все их усилия похожи на путешествие на корабле в поисках сокровища со дна моря, в то время как им нужен батискаф для погружений. Не ныряя в глубину, золото не отыскать. С помощью коучей и психологов эти страдальцы прорабатывают установки, ищут причины несчастий в истории своего рода. Главное – не считать виноватыми себя, убежать от любой ответственности.

Попытка свалить свои неудачи на грехи прошлых жизней и кару за них – тоже вариант такого побега, нежелание осознавать, что их поступки привели к сегодняшним проблемам. Но дальше всех ушли на этом пути обвиняющие в своих бедах родителей и плохое воспитание.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Эти две разновидности людей не понимают, как происходит трансформация человека, что она возможна только через кровь, пот и слезы, с которыми происходит переосмысление всей жизни и внутренних установок. Чтобы получить в награду духовное совершенство, необходимо пройти все болезненные этапы очищения, это возможно только при наличии искреннего желания измениться.

Рекомендации по осуществлению трансформации

Существует несколько методов пройти этот путь максимально легко. Но чтобы от них был прок, нужно с предельной серьезностью следовать их духу, не отступая перед трудностями.

Необходимо конкретно знать, что именно и с какой целью вы будете менять. Неважно, кто и в чем преуспел на пути совершенствования, у вас своя дорога. Новый трансформационный курс нужно начинать, лишь завершив предыдущий. Душа воплотилась на Земле, чтобы получить свой уникальный опыт, не спешите успеть все.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Если жить по-старому уже невозможно, значит, действительно наступило время перемен. Проработку важной для вас темы поделите на отрезки, так будет проще не свернуть с этого пути, вы увидите конкретные результаты и не потеряете мотивацию.

Начав процесс изменения, обязательно дойдите до конца и завершите его. Не поставив точку, вы застрянете на одном месте, искренне недоумевая, почему повторяются схожие ситуации и однотипные проблемы. Бывает, что причина, по которой вы остановились, реально неотвратима и серьезна. Тогда дайте себе слово, что как только обстоятельства позволят и вы почувствуете готовность, вы продолжите следовать выбранным курсом.

Достигнув успеха в изменении чего-либо, не ставьте тут же перед собой новую цель, знания необходимо усвоить, новый образ мыслей приложить к реальности. Нажмите на паузу. Тело человека, который прошел трансформацию, получило серьезную нагрузку, дайте ему отдых.

Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней

Процесс иллюминации что такое в психологии

Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»

Процесс иллюминации что такое в психологии

Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Какая твоя истинная мечта?

Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.

Нужно принять любое свое ощущение, как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Попробуйте отключить мысли, не раскладывать по полочкам, почему возникли болезни или неприятные эмоции, просто проживите их. Когда все наладится, вы сможете вернуться и проанализировать их, если такое желание еще сохранится. В голове нужно держать конечный результат, быть сосредоточенными только на цели. В отношении негативных аспектов самоочищения вы должны занять позицию благодарного наблюдателя.

Очень важно вымывать из тела блоки, этому способствуют занятия энергетической гимнастикой, выполнять ее нужно рано утром, а также по мере необходимости днем. Это дает бодрость, силы на преодоление трудностей, повышает настроение и весь энергетический фон. Скидывайте излишки трудных для вас эмоций через заземление, тем самым облегчая свою дорогу к цели.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Заземление — это состояние равновесия внутри себя, быть заземленным – значит ощущать уверенность в своих действиях, быть цельным. Как этого достичь? Прежде всего запомните, что энергию мы посылаем туда, где сосредоточено наше внимание. Хотите подружиться с землей и физическим телом, попробуйте их прочувствовать. Помедитируйте, прислушиваясь к ощущениям тела, что сейчас соприкасается с полом, диваном или землей, какие мышцы напряжены, как вы дышите.

Самый простой способ — это прямой контакт с поверхностью земли. Пройдитесь босиком, лягте, дотроньтесь до нее рукой.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Чувствовать землю ногами — это великолепно. Но важно совмещать ощущения тела с осознанностью. Не только ходить ногами по земле, но и слышать, что она говорит. В холодное время года можно тренироваться дома на полу, главное – захотеть через него услышать Землю. Все получится, если будет истинное желание. Потому что ваше намерение первично.

Допустим, что вы уже начали трансформацию внутреннего человека в себе, и тут появляются пугающие симптомы: тело ноет, пытается сказать вам, что не выдерживает нагрузки. Тогда нужно включить щадящий режим. Тело требует бережного отношения к себе, это важно в любой духовной практике. Не перегружайте себя, дозируйте домашние дела. Спите столько, сколько нужно, чтобы выспаться. Примите успокаивающую ванну с эфирными маслами. Заварите травяной сбор, добавьте в него мед.

Когда мы прорабатываем определенную тему в процессе трансформации, в нашу жизнь начинает словно магнитом тянуть ситуации по этой теме. Вспоминаются вещи и события, о которых мы предпочли когда-то забыть. Это делает нас эмоционально уязвимыми. Наше восприятие мира обострено, есть вероятность вспыхнуть от случайного взгляда или слова. Поэтому нужно и самим пытаться избегать конфликтов и окружающих предупредить, чтобы были более чуткими с вами в этот период времени.

Источник

Маклаков А. Общая психология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. Введение в общую психологию

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы

Краткое содержание

Неосознаваемые механизмы и действия. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов. Концепция неосознаваемой установки Д. Н. Узнадзе. Значимость вегетативных компонентов для психологических исследований.

Неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования неосознаваемых процессов 3. Фрейдом. Теория бессознательного. Механизмы вытеснения и сопротивления. Значение теории 3. Фрейда для лечения невротических симптомов.

Надсознательные процессы. Соотношение сознательных и надсознательных процессов. Иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены.

6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов

В предыдущих главах мы рассматривали проблему возникновения и развития сознания как высшей формы психического отражения объективной реальности. Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале XX в. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя. Цель этой главы заключается в ознакомлении с понятием бессознательного и с фактами неосознаваемых психических процессов, а также в знакомстве с существующей классификацией проявлений бессознательного и результатами исследований ряда ученых.

По нашему мнению, наиболее удачно необходимый учебный материал по проблеме неосознаваемых процессов изложен в лекциях Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию». Именно они послужили основой для подготовки данной главы и рассмотрения изучаемой нами проблемы.

150 • Часть I. Введение в общую психологию

Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы (рис. 6.1).

В свою очередь, в первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние — состояние «свободной головы» — и означает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но за-

Процесс иллюминации что такое в психологии

Рис. 6.1. Классификация неосознаваемых процессов

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 151

тем перестали фиксироваться в сознании. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту группу процессов еще иногда называют автоматическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.

Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Например, обучение игре на музыкальных инструментах. (Этот пример приводят многие исследователи проблемы неосознаваемых процессов.) Все начинается с простогос обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.

Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля человек совсем не знает, что он делает, — контроль за деятельностью остается. Дело в том, что поле сознания (поле — эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действии, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.

Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в выполнении какой-либо деятельности.

Следует отметить, что именно в изменении степени представленности действий в сознании состоит отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не могут быть осознанными. Необходимо также подчеркнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий,

152 • Часть I. Введение в общую психологию

мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка. В психологии проблема формирования навыка всегда привлекала пристальное внимание ввиду ее высокой практической значимости. Этой проблеме большое внимание уделяли представители бихевиоризма, утверждавшие, что навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или «зазубривания», одного и того же действия. В советской психологии этой проблеме также уделяли самое пристальное внимание. Большой вклад в ее разработку внес известный отечественный ученый Н. А. Бернштейн, полагавший, что выработка навыков — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Если говорить в обобщенной форме о соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирования навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.

Рассматривая проблему автоматизмов, мы должны поставить перед собой вопрос: существуют ли автоматизмы в других, не связанных с движением тела, сферах психической жизни и деятельности человека? Да, существуют, и с многими из них вы хорошо знакомы. Например, бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае — букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки.

Теперь мы перейдем ко второму подклассу неосознаваемых механизмов сознательных действий — явлениям неосознаваемой установки. Понятие «установка» занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни человека. В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки в очень широких масштабах. Данное направление было создано основателем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), который многие годы разрабатывал его со своими учениками.

По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. В этом определении делается упор на готовность к действию или реагированию. Можно предположить, что скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, поэтому навык и установка — это одно и то же. Однако следует подчеркнуть, что понятия «навык» и «установка» абсолютно не тождественны. Если навык проявляется во время осуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Существуют различные виды установки: моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам

Глава 6. Неосознаваемыепсихические процессы •153

способов; перцептивная установка — готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, и т. д.

Установка очень важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готовность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, что, конечно, очень часто является ошибкой. Такое явление получило название «ошибки установки».

Например, широко известен проводимый среди детей дошкольного возраста опыт по определению вкуса каши. Сладкая каша с одной стороны тарелки обильно посыпается солью. Детям дают ее пробовать, причем, первым шести-семи испытуемым предлагают сладкую кашу, а последнему — соленую. Под воздействием мнения первых испытуемых о том, что каша сладкая, последний уверен, что каша будет сладкой, и даже почувствовав во рту соль, все равно говорит, что каша сладкая. Чем это объяснить? С одной стороны, боязнью выглядеть не так, как все, а с другой — тем, что в процессе проведения эксперимента, пока испытуемый ждал своей очереди попробовать кашу, в его сознании сформировалась установка, что каша сладкая (поскольку все это говорят), и когда его спросят о том, какая каша, он должен будет ответить, что каша сладкая. Поэтому, даже попробовав соленую кашу, он, следуя групповой установке, все равно говорит, что каша сладкая. В этом примере мы сталкиваемся с явлением осознаваемой установки. Испытуемый, в определенной степени осознанно, дает неверный ответ.

Но бывают явления другого рода, когда установка оказывается неосознаваемой, что для нас представляет сейчас наибольший интерес в контексте рассматриваемой проблемы. Например, при проведении одного эксперимента испытуемому предлагалось оценить объемы шаров. Шары разных объемов испытуемому давали одновременно — один шар в правую руку, другой — в левую. Предположим, что 15 раз подряд в левую руку испытуемому давали шар большего объема, а в правую меньшего. Затем в шестнадцатый раз ему предлагают оценить шары одинакового объема, но он не может этого заметить и по-прежнему утверждает, что объем у шаров различен. При этом разные испытуемые давали один из двух вариантов ответов: а) в левой руке шар меньше, а в правой больше; б) продолжали утверждать, что в левой руке шар больше. Здесь мы сталкиваемся с явлением иллюзии установки. В первом случае — это контрастная иллюзия установки, заключающаяся в том, что испытуемый ожидал, что рано или поздно в левую руку будет предложено взять шар меньшего объема. Поэтому, ощутив изменение объема шара, он, не задумываясь, начинал утверждать, что в левой руке оказался шар меньших размеров. Во втором случае мы сталкиваемся с ассимилятивной иллюзией установки, которая заключается в том, что испытуемый после пятнадцати одинаковых экспериментов ожидает повторения опыта.

В результате целой серии подобных экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Подтверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предварительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внушалось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического

• Часть I. Введение в общую психологию

Это интересно

Существует ли явление «пси»!

Рассмотрение проблемы неосознаваемых психических процессов было бы неполным, если бы мы не остановились на некоторых утверждениях о необычных возможностях психики человека. Особый интерес представляют вопросы о том, может ли человек получать информацию способами, в которых отсутствует стимуляция известных органов чувств, а также может ли он влиять на физические события с помощью только психических актов? Эти вопросы являются предметом споров о существовании пси-процессов обмена информацией и/или энергией. Эти процессы в настоящее время не получили объяснения ни в одной науке.

Явления «леи» являются предметом исследования парапсихологии (буквально парапсихология означает: «около психологии»), которая включает изучение следующих явлении:

1. Экстрасенсорное восприятие, которое выражается в возникновении реакции на внешние стимулы без всякого известного чувственного контакта.

К этой группе явлений относятся: телепатия, т. е. передача мысли от одного человека к другому без посредства какого-либо из известных каналов сенсорной коммуникации; ясновидение, которое заключается в восприятии объектов или событий, не создающих стимулов для известных органов чувств; предсказание, или восприятие будущего события, которое невозможно предвидеть, исходя из любого известного процесса вывода.

2. Психокинез, который предполагает мысленное влияние на физические события без применения какой-либо известной физической силы.

Возникает вопрос о том, как психологу относиться к парапсихологическим явлениям? Вероятно, надо исходить из того, что в настоящее время нет какой-то общей точки зрения. Это связано с отсутствием глубоких экспериментальных исследований. Современной науке известны лишь несколько научных попыток экспериментального исследования подобных явлений.

Процесс иллюминации что такое в психологииВ настоящее время наиболее известна так называемая ганцфельд-процедура, суть которой состоит в том, что с помощью пустого поля тестируется телепатическое общение между субъектом, дей-

состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оценить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверждая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым.

Таким образом, неосознаваемые установки действительно существуют и имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий. Теперь перейдем к третьему классу неосознаваемых механизмов — неосознаваемым сопровождениям сознательных действий. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. Например, вы могли видеть, как человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой. Или человек, орудующий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями. Лицо человека, который смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человек этого не замечает. И таких примеров очень много. Все эти явления и есть неосознаваемое сопровождение сознательных действий. Следовательно, к неосознаваемым сопровождениям сознательных действий мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, являются классическим объектом изучения физиологии. Однако все они чрезвычайно важны и для психологии. Во-первых, эти неосознаваемые процессы могут рассматриваться как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых случаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменя-

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 155

Это интересно

Процесс иллюминации что такое в психологииствующим как «получатель», и другим субъектом, действующим как «отправитель». Получателя изолируют в акустически непроницаемой комнате и создают ему мягкий вариант перцептивной изоляции: полупрозрачный пинг-понговый шарик делят пополам и прикрепляют на глаза, а на уши надевают наушники; комнату освещают рассеянным красным светом, а в наушники подают белый шум, т. е. случайную смесь звуковых частот, похожую на шипение не настроенного на станцию приемника. Такое зрительное и слуховое окружение принято называть немецким термином ганцфельд, означающим «абсолютно пустое поле».

Отправитель сидит в отдельной акустически непроницаемой комнате, и зрительный стимул, как правило слайд или краткий эпизод на видеоленте, случайно выбирается из большого набора сходных стимулов, которые служат «целью» в этом сеансе. В то время как отправитель концентрируется на целевом стимуле, получатель пытается описать этот стимул, давая непрерывный вербальный отчет о своих текущих образах и свободных ассоциациях. По завершении сеанса получателю предъявляют четыре стимула, один из которых — целевой, и просят оценить степень, с которой каждый из них соответствует образам и ассоциациям, переживавшимся им во время сеанса с пустым полем. Результат эксперимента считается положительным, если получатель присваивает наивысший ранг целевому стимулу.

Анализ результатов свидетельствует, что совпадение стимулов получателя и отправителя происходит в 38% случаев. С точки зрения статистики это очень незначительная величина, чтобы судить однозначно о существовании парапсихологических явлений. В то же время, поскольку получатель осуществляет выбор из четырех предметов, это количество совпадений не может расцениваться как случайное, так как оно выше вероятности случайного выбора (т. е. больше 25%). Таким образом, напрашивается вывод: для того, чтобы дать однозначный ответ на вопрос о существовании парапсихологических явлений, необходимо продолжать разноплановые экспериментальные исследования.

ют саму речь. Во-вторых, они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека.

Приведем пример, взятый из книги Ю. Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию». В нем описывается выступление известного эстрадного артиста В. Мессинга, который был способен «читать мысли». Артист предлагал любому присутствующему в зале человеку спрятать куда-нибудь какой-либо предмет или задумать какое-либо действие, которое необходимо совершить артисту. После чего В. Мессинг брал человека за руку и предлагал мысленно приказывать ему двигаться в направлении спрятанного предмета или совершать задуманное действие. В большинстве случаев В. Мессинг безошибочно выполнял все задуманные зрителем действия или находил спрятанный предмет, что всегда приводило публику в восторг. В реальности его номер основывался на хорошо развитой способности улавливать различные идеомоторные акты, т. е. тончайшие мышечные напряжения и микродвижения, которые сопровождают усиленное представление какого-либо действия. Данную информацию артист получал при контакте своей руки с рукой «индуктора» — зрителя, который мысленно давал ему команды.

В качестве иллюстрации значения неосознаваемого сопровождения сознательных действий для изучения психологических характеристик человека воспользуемся еще одним примером из той же книги. А. Р. Лурия в 1920-х гг. проводил опыты, в которых изучались феномены, сходные с теми, которые проявляются при использовании современных «детекторов лжи». Для этого он использовал применявшийся для выявления скрытых аффективных комплексов ассоциативный

156 • Часть I. Введение в общую психологию

эксперимент К. Юнга. Этот эксперимент основывался на предъявлении испытуемому перечня слов, на каждое из которых испытуемый должен был ответить первым пришедшим в голову словом. А. Р. Лурия внес изменение в данную методику, предложив испытуемому вместе с называнием ответного слова нажимать на очень чувствительный датчик — мембрану пневматического барабанчика. В результате словесный ответ сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, что позволяло учитывать не только произнесенное слово, но и то, как оно было произнесено. Этот эксперимент показал, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию). Так, на различные по значимости для испытуемого слова, произносимые исследователем в качестве стимула, фиксировалась разная моторная реакция при сохранении нейтральной внешней реакции. Подобную методику А. Р. Лурия назвал сопряженной моторной методикой. Ее валидность и надежность была успешно подтверждена при работе с лицами, находящимися под следствием и подозреваемыми в совершении преступлений.

Современная техника позволяет проводить подобные эксперименты на еще более высоком уровне, с учетом объективных индикаторов, практически не поддающихся контролю со стороны сознания. К таким индикаторам относятся пульс, частота дыхания, артериальное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция и др. Таким образом, малоосознаваемые реакции могут быть весьма информативными и наиболее действенными как при общении и передаче информации, так и при изучении человека.

6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий

Следующий большой класс неосознаваемых процессов — неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования процессов, входящих в этот класс, прежде всего связаны с именем одного из самых известных психологов XX в., современником В. Вундта, У. Джемса, Э. Титчепера, — Зигмундом Фрейдом.

После окончания медицинского факультета Венского университета Фрейд некоторое время работал в клинике известного парижского психиатра Ж. Шарко, а затем вернулся в Вену и стал работать в качестве практикующего врача. Специализируясь на лечении неврозов, Фрейд увлекся теоретическими проблемами личности, в результате чего разработал особый метод лечения психических заболеваний, названный им психоаналитическим. Следует отметить, что, несмотря на популярность, которую приобрел психоанализ, отношение к этому методу всегда было и остается двойственным. Это вызвано тем, что Фрейд, предлагая детально изучать и анализировать любые факты, связанные с жизнью пациента, многие свои теоретические положения ничем не обосновывает. Подобное отношение к фактам со стороны Фрейда, по мнению людей достаточно хорошо знавших его, объясняется тем, что многие рассматриваемые им проблемы были свойственны

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 157

лично ему. Между тем Фрейд внес большой вклад в изучение неосознаваемых причин некоторых действий человека и психических явлений.

Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на одном из сеансов гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Причем перед пробуждением ей была дана установка на то, чтобы она забыла о том, что это внушение было проведено. После побуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов, Фрейд создал свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула. Например, все вы прекрасно знаете теорему Пифагора. Но до того момента, пока я не упомянул ее, она не присутствовала в вашем сознании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. Сознание — это лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. Что же за знания, или феномены, находятся в области бессознательного и при этом оказывают огромное влияние на поведение человека?

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они периодически прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

158 • Часть I. Введение в общую психологию

Процесс иллюминации что такое в психологии

Однако некоторые моменты в теории Фрейда вызывали отрицание даже у его учеников. В том

числе чрезмерное увлечение Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 159

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов — потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых «ошибочных действиях». К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Заканчивая разговор о неосознаваемых побудителях действий, следует отметить, что теория Фрейда, несмотря на свою противоречивость, все же позволяет понять многие механизмы неосознаваемых действий человека.

6.3. «Надсознательные» процессы

Третий класс неосознаваемых процессов образуют « надсознательные» процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. С этим явлением мы сталкиваемся, когда, пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это уже не просто взгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.

Таким образом, то, что вошло в наше сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы. Мы знаем только то, о чем мы думали или переживали в каждый конкретный момент или определенный промежуток времени. Сам же процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.

Каковы основные характеристики данного процесса? Во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательпый процесс. В отличие от надсознательных процессов сознательные, или контролируемые субъектом, процессы характеризуются наличием четкой цели, к которой должны привести выполняемые нами действия. Во-вторых, мы не знаем, в какой

1 60 • Часть I. Введение в общую психологию

момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они, как правило, завершаются внезапно, неожиданно для нас. Сознательные действия, наоборот, предполагают контроль за приближением к конечной цели и знание момента, в который они должны быть прекращены.

Сознательные и надсознательные процессы постоянно соседствуют друг с другом. Например, хорошо известное всем человеческое чувство — любовь. Вы знаете, что любите этого человека, но почему вы его любите? Что побуждает вас любить именно этого человека, а не другого? Тем более что весьма часто ваш избранник не является лучшим из числа ваших знакомых. Это можно объяснить лишь работой определенных механизмов, которые мы назвали падсознательными процессами. Другой пример — выбор профессии. Априори считается, что выбор профессии есть осознанный шаг. Это так, но как четко в вашем сознании отражаются причины сделанного вами выбора? Очень часто на вопрос о причинах выбора той или иной профессии мы отвечаем, что она нам нравится, или более всего подходит, или позволяет заработать на жизнь, но при этом мы часто имеем лишь смутное представление о профессии. Мы не знаем (или не стремимся узнать) условия и особенности труда. Очень часто мы действуем под давлением мнения своих родителей, друзей, жизненных условий и т. п., по не отдаем себе в этом отчета. Таким образом, наш выбор, или, точнее, процесс, определивший наше решение, не всегда осознается нами. Поэтому надсознательные процессы играют весьма значимую роль в жизни людей. К рассматриваемому классу процессов в полной мере следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др.

Кроме рассмотрения проблемы надсознательных процессов необходимо остановиться на пояснении самого термина «надсознательные процессы». Почему именно надсознательные?

Одним из первых психологов, обративших внимание на эти процессы, был У. Джеме. Собранные им факты были изложены в книге «Многообразие религиозного опыта». Позднее на эту темы были опубликованы работы 3. Фрейда, Э. Лин-демана и др. Наблюдаемые процессы У. Джеме называл бессознательными. Однако позднее, после появления теории психоанализа, этот термин приобрел слишком специальный смысл, и те процессы, которые мы рассматриваем в качестве надсознательных, имеют качественное отличие от процессов, рассматриваемых в рамках теории Фрейда. Термин «надсознательные процессы», который мы используем в данной главе, широко использует в своих работах профессор Московского университета Ю. Б. Гиппенрейтер. По ее мнению, этот термин наиболее полно отражает смысл процессов, входящих в третий из рассматриваемых нами классов, поскольку процессы, входящие в этот класс, по своему содержанию и масштабам крупнее всего того, что может вместить сознание. Эти процессы лишь частично представлены в сознании, тогда как основное действие разворачивается за пределами сознания.

Если схематично представить соотношение рассматриваемых нами процессов и сознания (рис. 6.2), в центре мы должны поместить сознание, остальные процессы будут располагаться вокруг него. Внизу будут располагаться неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). По своей сути это технические исполнители сознательных актов. Большинство из них образовалось в результате передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы • 161

На уровне сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий (II). Они, вероятно, имеют для человека такое же значение, как и сознательные побудители, но в отличие от последних неосознаваемые побудители сознательных действий вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и периодически прорываются в сознание в особой символической форме.

Процесс иллюминации что такое в психологии

Процессы «надсознания» (III) по праву должны занимать вершину иерархической пирамиды соотношения психических процессов. Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства.

Рис. 6.2. Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов. Объяснение в тексте

Существует еще одна проблема, на которой мы должны остановиться. Эта проблема заключается в процедурах познания неосознаваемых психических процессов. Вполне правомочен вопрос о том, как изучить неосознаваемые процессы, если они не осознаются.

Прежде всего следует отметить, что неосознаваемое в различных формах проявляется в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, интегральный результат надсознательных процессов. Сведения о неосознаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов, как это было проиллюстрировано на примере экспериментов А. Р. Лурии.

Следовательно, при изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».

Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бессознательное». Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику и классификацию неосознаваемых психических процессов.

2. Что такое неосознаваемые механизмы сознательных действий?

3. Приведите примеры неосознаваемых автоматизмов.

4. Расскажите об исследовании неосознаваемых установок Д. Н. Узнадзе и его сотрудниками.

5. Раскройте роль неосознаваемых сопровождений сознательных действий в изучении психических явлений и повседневной жизни людей.

6. Расскажите о структуре неосознаваемых побудителей сознательных действий.

7. Расскажите об исследованиях 3. Фрейда неосознаваемых побудителей сознательных действий.

8. Что вы знаете о надсознательных процессах?

9. Существуют ли методы изучения неосознаваемых психических процессов?

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Бода-лена, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.

5. Джеме В. Многообразие религиозного опыта. — СПб.: Андреев и сыновья, 1992.

6. Крачкой С. В. Самонаблюдение. — М., 1922.

7. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *