Процесс и явление в чем разница
Явление и процесс. Закон и случай. Детерминизм и неопределенность природных и социальных явлений и процессов.
Наблюдаемый мир – как природа, так и социум – характеризуется причинно-следственными отношениями (связями) событий, явлений и процессов.
Явление – картина совокупности событий, как правило, одномоментная. Представляется как статическое описание состояния совокупности (сцена).
Процесс – динамика явления, т.е. изменение, развитие явления во времени. Представляет собой целостную развертку характеризующих явление событий (сцен) во времени (в определенном смысле – кино).
При этом в причинно-следственных связях обнаруживаются два начала – детерминизм и неопределенность. Интуитивно верное понимание этих начал содержится в процедуре «если …, то …», с помощью которой причинно-следственная связь, собственно говоря и формализуется. Ответ в любое время и при данных условиях опыта – «если ЭТО, то ОДНОЗНАЧНО ТО» – означает превалирование детерминистского начала в наблюдаемой связи, и, наоборот, ответ «если ЭТО, то ВЕРОЯТНО ТО» – означает неопределенность связи. В связи с этим принято различать закон и случай.
Закон – формализованная взаимно однозначная связь между наблюдаемыми событиями, явлениями, процессами, обнаруживаемая и подтверждаемая экспериментально; важными при этом являются неизменность условий опыта и независимость наблюдателей.
Случай – вероятностная, при неизменности условий опыта, связь между наблюдаемыми событиями, явлениями, процессами.
Мир детерминирован (подчинен закону) и мир неопределенен (случаен) – две крайние философские концепции. Прагматичный взгляд на природу вещей – признание сложной зависимости событий, явлений, процессов на различных масштабах и уровнях рассмотрения, динамического асинхронного переплетения множества различных причин, характеризующих и влияющих на (микро-)зависимости. Теория вероятностей и математическая статистика предоставляют в распоряжение исследователя инструментарий, который позволяет анализировать и характеризовать такого рода массовое микро-поведение на макроуровне, не вдаваясь в детали. Для этого строятся статистические (вероятностные) модели явлений и процессов.
Модель (вероятностная) – качественное и/или количественное описание явления, процесса, на большем или меньшем уровне детализации и/или абстракции и претендующее на вполне определенную точность. Часто, в рамках модели обсуждается характер неточности и, затем, указываются способы улучшить точность модельных представлений. Для обнаружения неизвестных детерминированных связей между событиями могут проводиться дополнительные исследования; с учетом частоты повторяемости и/или массовости наблюдения случайного явления и процесса могут предприниматься попытки улучшить точность за счет выделения устойчивых признаков – статистик.
Что такое географические процессы – определение и примеры
География – это не только наука, описывающая различные географические объекты (острова, моря, реки и т.п.). Она также изучает те процессы и явления, которые происходят на нашей планете. Ученые выделяют такие составляющие географической оболочки Земли, как:
Соответственно, к географической науке относятся такие разные дисциплины, как картография, климатология, океанология, палеография, страноведение, экономическая география и т.д.
Географические процессы и явления: в чем отличие?
Выделяют такие понятия, как «географические процессы» и «географические явления». Важно понимать разницу между ними. Основное свойство процесса – его протяженность во времени, при этом он часто может быть не заметен для человека. В качестве примера можно привести движение материков (тектонические процессы), горообразование и эрозия пород, таяние или нарастание льдов на полюсах планеты.
В свою очередь географические явления относительно кратковременны и являются следствиями географических процессов. При этом явления должны быть заметны для человека. Например, такое явление, как землетрясение, порождается процессом движения литосферных плит, а ураганы, смерчи и штормы происходят из-за климатических процессов.
Часто граница между процессами и явлениями весьма условна. В частности, формирование пещер в разных литературных источниках называют и карстовым процессом, и карстовым явлением.
Таким образом, можно дать следующее определение. Географический процесс – это постоянно протекающий в географической оболочке Земли процесс, который способствует ее изменению.
Примеры географических процессов
Давайте рассмотрим несколько примеров основных географических процессов.
Дрейф материков
Если посмотреть на контуры Южной Америки и Африки, то можно заметить, что они как будто представляют два соседних фрагмента пазла. Совпадение их контуров навело ученых на мысль, что раньше они были единым целым. Дело в том, что литосфера планеты состоит из литосферных плит. Существует 8 крупных и множество мелких плит. Они двигаются друг относительно друга. Их скорость очень мала, она колеблется от 1 до 10 см за год. В тех случаях, когда плиты двигаются навстречу друг другу и соприкасаются, между ними возникает напряжение, которое может привести к землетрясениям.
Важно отметить, что на самом деле границы материков проходят не по их берегу, и по континентальному шельфу. Шельф – это часть континента, находящаяся на небольшой глубине под водой. Он резко обрывается и переходит в океанское дно.
Вулканизм
Под земной корой находится жидкая магма. Вулканизмом называют процессы, связанные с ее перемещением под корой и извержением наружу. Существуют не только наземные, но и подводные вулканы. Иногда термин «вулканизм» трактуют в более широком смысле, включая в него активность гейзеров, грязевых вулканов, газовые выбросы в нефтяных месторождениях.
Существует шкала, позволяющая оценить мощность извержений. За весь XX век зафиксировано только три 6-бальных выбросов магмы. В 1815 году произошло извержение вулкана Тамбора, оцениваемое в 7 баллов. Тогда на год среднегодовая температура планеты опустилась на 2,5 °С, что привело к подорожанию продовольствия в десятки раз. Однако возможны и 8-бальные извержения так называемых супервулканов. Последнее такое событие произошло 27 тысяч лет. В результате столь мощного извержения температура на несколько лет резко понизится, что будет иметь катастрофические последствия для человечества.
Горообразование
Возникновение гор связано с тектоническими процессами. В истории Земли выделяют несколько периодов тектогенеза, или складчатости. Сегодня мы живем в эпоху альпийской складчатости, которая длится уже 60 млн лет. За это время возникли не только Альпы, но и такие горные массивы, как Гималаи, Кавказские горы, Пиренеи, Карпаты. А вот Байкальский хребет возник значительно раньше, 550-650 млн лет назад.
Денудация и аккумуляция
Горы могут не только расти, но и исчезать. На них действует ветер и дожди, а также ледники, которые постепенно разрушают горные породы. Этот процесс называют денудацией. В результате постепенно горы становятся все меньше и меньше. Не случайно все высочайшие горные массивы мира (Гималаи, Какакорум) являются очень молодыми, ведь те горы, которые появились раньше, уже сильно разрушены.
С денудацией тесно связан процесс аккумуляции. Он означает заполнение впадин в земной коре материалом, в качестве которого могут выступать горные породы, песок, ил. В результате аккумуляции происходит постепенное выравнивание поверхности Земли.
Почвообразование
При слишком активном использовании почвы в целях земледелия она может потерять плодородные свойства, однако со временем они могут восстанавливаться. Однако скорость образования новой почвы чрезвычайно низкая – всего 3 сантиметра за 1000 лет.
Атмосферная циркуляция
Воздушные массы в атмосфере постоянно передвигаются из областей высокого давления в зоны с низким давлением. Из-за этого образуется обычный ветер, циклоны и антициклоны, ураганы, штормы, торнадо. Помимо локальных перемещений в атмосфере есть и глобальные воздушные течения. Из субтропических поясов, расположенных на 30° северной и южной широты, воздух направляется к экватору (такой поток носит название пассат) и к полюсам (западный перенос).
Основная причина появления ветров – неравномерный прогрев Земли. Более теплый воздух легче холодного, то есть создает более низкое давление. Также на циклоны влияют разные свойства водной глади планеты и суши. Например, многие ураганы, которые регулярно обрушиваются на США, в том числе и «Катрина», разрушившая в 2005 году Новый Орлеан, приходят на континент со стороны Мексиканского залива.
Круговорот воды
Еще одним географическим процессом можно считать круговорот воды. С поверхности водоемов вода испаряется, попадая в атмосферу. Воздушные потоки переносят влагу ближе к суше, где она выпадает в виде дождя. Исследования показывают, что с поверхности Мирового океана испаряется 84% воды, участвующей в круговороте, а в виде осадков в него возвращается только 74% влаги.
На самом деле этот процесс значительно более сложный. Часть воды поглощается почвой, за счет чего образуются грунтовые воды. Та влага, которая выпадает в Антарктиде, образует ее ледовую шапку. В свою очередь таяние ледников приводит к повышению уровня Мирового океана. Даже живые организмы участвуют в круговороте воды, выпивая ее и вырабатывая отходы жизнедеятельности.
Однако вода – не единственное вещество на Земле, которое участвует в подобном перемещении. Также существует круговорот углекислого газа, азота, углерода и других элементов.
Криогенез
Одной из составляющих географической оболочки Земли является криосфера, то есть область формирования льда. Надо понимать, что лед образуется не только на полюсах планеты. Также к криосфере относятся вершины некоторых горных хребтов и даже часть атмосферы, где в условиях низкой температуры и давления формируются кристаллики льда, которые могут выпасть на Землю в виде града.
Одним из самых известных явлений, порождаемых криогенезом, можно назвать образование ледяной шапки в Северном Ледовитом океане. В летние месяцы она уменьшается, а в зимние возрастает. Однако колебания носят не только сезонный характер. Периодически на земле происходят оледенения, когда льды из полюсов опускаются на более низкие широты. Так, 20 тыс лет назад вся Канада была покрыта льдом, также как и территория Скандинавского полуострова.
Словари
1. процесс действия по гл. являть I, являться I 2.
2. Результат такого действия; появление, возникновение чего-либо при каких-либо условиях.
1. процесс действия по гл. являть II, являться II
2. Результат такого действия.
отт. Любое проявление чего-либо.
3. То, что происходит, случается, имеет место в окружающей действительности; событие, факт.
отт. Редкостное происшествие; случай.
1. То, что выходит за рамки обычного в какой-либо области человеческого бытия; особое свойство, состояние, положение.
Внешнее выражение сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии; феномен (в философии).
Морфология: (нет) чего? явле́ния, чему? явле́нию, (вижу) что? явле́ние, чем? явле́нием, о чём? о явле́нии; мн. что? явле́ния, (нет) чего? явле́ний, чему? явле́ниям, (вижу) что? явле́ния, чем? явле́ниями, о чём? о явле́ниях
Явления сердечной недостаточности. | Побочные явления. | Болезненные явления у заразившегося человека обнаруживаются не сразу.
4. Культурным, научным, историческим и т. д. явлением называют талантливых творческих людей, события культурной жизни или какие-либо достижения, открытия в различных областях.
5. В философии явлением называют внешнее выражение сущности вещей, процессов, а также то, как та или иная вещь отражается в чувственном восприятии человека.
Звёздное небо, как и вся Вселенная, есть только представление, явление в нашем сознании.
После явления Ангела шествие Авраама и Исаака продолжается.
1. только ед. Действие по глаг. явить в 1 знач. и явиться во 2 знач. (книжн. устар., церк.). Явление Христа ученикам. Явление мощей (обнаружение).
2. Часть акта или действия, в к-рой состав действующих лиц не меняется (лит., театр.). Действие третье, явление пятое. Действие состоит из пяти явлений.
2. В философии: проявление, выражение сущности, то, в чём она обнаруживается. Я. и сущность.
3. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.
4. Событие, случай. Странное, загадочное я.
5. В пьесе: часть акта, в к-рой состав действующих лиц не меняется.
1) устар., книжн. Приход, прибытие кого-л.; пришествие.
Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело на всех большое впечатленье (Пушкин).
2) В пьесе: часть акта, действия, в которой состав действующих лиц не меняется.
— Читает XII явление, значит, скоро конец первого действия (Чехов).
3) Философская категория, отражающая внешние свойства и отношения предмета; форма выражения сущности предмета.
Сущность и явление.
4) Всякое проявление чего-л. (каких-л. сил, процессов и т. п.); то, что происходит в окружающей действительности.
. Супружеская неверность сделалась во всех слоях общества (в крестьянском особенно, благодаря солдатству) самым обычным явлением (Л. Толстой).
де́ло, происше́ствие, слу́чай, эпизо́д
6) О том, что выходит за рамки обычного в какой-л. области человеческого бытия.
. Блок отозвался о «Яри» [Городецкого] как о замечательном явлении русской поэзии того времени (Машинский).
яви́ться, появле́ние, микроявле́ние
Сущность, содержание чего (предметов, процессов) во внешнем выражении, непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.
Осмысление философской категории явления.
1. Всякое обнаруживаемое проявление чего-нибудь.
1. к Яви́ться. Я. в народе гения. Я. на сцену главного героя. * Меж тем Онегина явленье У Лариных произвело На всех большое впечатленье (Пушкин). // Пришествие. Я. Христа.
2. Часть акта, действия (в пьесе), в которой состав действующих лиц не меняется. Действие первое, я. пятое.
3. Филос. Внешнее выражение сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.
4. Проявление каких-л. сил, процессов и т.п. Химические явления. Метеорологические явления. Явления природы. Остаточные явления в лёгких.
выделенный в тексте отрывок драматического произведения, на протяжении которого состав действующих на сцене лиц остаётся неизменным.
1. Действие по знач. глаг. явиться.
Меж тем Онегина явленье У Лариных произвело На всех большое впечатленье. Пушкин, Евгений Онегин.
2. Часть акта, действия (в пьесе), в которой состав действующих лиц не меняется.
— Читает XII явление, значит, скоро конец первого действия. Чехов, Драма.
Костромской ослабевал с каждым явлением, и
когда кончился акт, то ему пришлось довольствоваться весьма жидкими аплодисментами. Куприн, Полубог.
Внешнее выражение сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.
4. Всякое проявление чего-л., каких-л. сил, процессов и т. п.
Химические явления. Метеорологические явления. Явления природы. Остаточные явления в легких.
То, что происходит, случается, имеет место в окружающей действительности; событие, факт.
Временное явление. Отрицательное явление действительности.
Быстрый рост городов и промышленных центров породил множество негативных явлений. Кованов, Сердца, отданные людям.
Явление Христа народу. Жарг. мол. Шутл. О приходе нежданных гостей. По названию картины художника А. А. Иванова (1837- 1857 гг.). Максимов, 502.
явле́ние, явле́ния, явле́ний, явле́нию, явле́ниям, явле́нием, явле́ниями, явле́нии, явле́ниях
сущ., кол-во синонимов: 36
случай, событие, феномен, действие; оказательство, даршан, картина, изображение, обнаружение, приход, сцена, реалия, оказание, поветрие, изъявление, проявление, эффект, пришествие, обнаруживание, полье, появление, глория, оказывание, мираж, примета
Syn: случай, событие, феномен, действие
Событие, случай, факт.
О степени распространенности, повторяемости события; о его важности, известности.
Анормальное, банальное, будничное, бытовое, важное, временное, всеобщее, грандиозное, единичное, естественное, жизненное, загадочное, законное, закономерное, заметное, замечательное, заурядное, знаменательное, значительное, интересное, исключительное, историческое, короткое, кратковременное, краткое, крупное, любопытное, массовое, мимолетное, многознаменательное, многозначительное, небывалое, незначительное, неизбежное, неизвестное, необыкновенное, необычное, неожиданное, непонятное, неприметное, непримечательное, неслучайное, неясное, ничтожное, нормальное, общее, общепринятое, обыкновенное, обычное, одиночное, ординарное, отдельное, повальное, повседневное, поразительное, преходящее, примечательное, разительное, реальное, редкое, редкостное (разг.), рядовое, сверхъестественное, своеобразное, серьезное, скоропреходящее, скоротечное, случайное, странное, таинственное, удивительное, устойчивое, феноменальное, хроническое, частное, частое, эпохальное, эпохиальное, экстраординарное.
О положительной оценке.
Благотворное, выдающееся, жизнеутверждающее, здоровое, изумительное, милое, отрадное, полезное, положительное, пользительное (разг.), поучительное, прекрасное, приятное, светлое, славное, утешительное.
Об отрицательной оценке.
Аморальное, антиобщественное, безобразное, безотрадное, болезненное, вредное, горестное, горькое, грозное, грустное, досадное, жестокое, кошмарное, невеселое, нездоровое, ненормальное, неприятное, неутешительное, опасное, отрицательное, патологическое, печальное, позорное, постыдное, прискорбное, противоестественное, скорбное, страшное, темное, тяжелое, тяжкое, угрожающее, ужасное, уродливое, чудовищное. Всюдное, летучее, микроскопическое, смелое.
Исторические знания: исторические факты, события, явления и процессы
Исторические знания. Главный элемент содержания исторического образования – это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение ее человеком. Элементами исторических знаний являются такими категориями, как факт, явление, событие, процесс.
Виды исторических фактов. Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрываются через менее сложные (второго порядка). Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, второго порядка — Курская битва. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знаний — танковое сражение в районе Прохоровки. Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подробно. Конспективно излагаются неосновные факты. Они нужны для связи, для прочного запоминания важнейших событий.
Отбор исторических фактов. При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена, и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов. Надо правильно, с учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. При изложении содержания урока у младших школьников вызывает подъем интеллектуальной и эмоциональной активности сам процесс протекания событий, но не их причины.
На этапе объяснения нового материала не следует вводить факты, которые усложняют анализ и отвлекают мысль ученика. Анализ материала должен быть направлен на выделение в нем существенных признаков понятий. Надо учитывать также соотношение фактов и обобщений. Преподавание истории превратится в фактологию, если будут преобладать конкретные исторические факты без связей и обобщений между ними. И напротив, если будут в основном выводы и обобщения без опоры на конкретные факты, преподавание станет излишне социологизированным.
Исторические события. События — это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина, гражданская война в России. Эти события происходили в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени.
Исторические явления. Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления. Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. В данном случае имеется в виду, что революция — это качественные изменения в развитии общества, а восстание — массовое вооруженное выступление. Исторические явления часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи, например для эпохи крепостничества характерны барщина и оброк.
Исторические процессы. Процесс — это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот — это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству. К процессу относится и самопознание истории. Оно начинается с усвоения фактов. Как писал К.Д. Ушинский, «сознание обогащается только: а) приумножением фактов и б) переработкою их. Чем более фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше он переработал этот сырой материал, тем он развитее и сильнее».
Источник: Студеникин М.Т. Преподавание истории в школе. М., 2000.
Для улучшения и ускорения работы сайта в Ваших интересах мы используем куки (сookies)
Используя наш веб-сайт, Вы подтверждаете свое согласие с условиями использования куки (сookies) Подробнее
Событие и явление: почувствуйте разницу!
Слова эти, составляющие основу в том числе и исторической терминологии, известны всем, но далеко не все четко понимают разницу между ними. Из-за отсутствия такого понимания ученики и студенты нередко допускают в своих работах неточности и даже грубые ошибки.
Учителя в школах нередко «зарабатываются» настолько, что забывают о необходимости разъяснить детям разницу между этими двумя понятиями. Но репетитор имеет все возможности сделать это (и неважно, работает ли он с учеником непосредственно или через Скайп), и не должен забывать об этой необходимости.
Факты в пространстве и времени
И события, и явления представляют собой исторические факты, то есть нечто, что реально было. Разница между ними – в возможности локализации во времени и пространстве.
Для события всегда можно указать территорию, где оно имело место быть (площадь может быть различной, но границы всегда четки) и точные временные рамки (это могут быть минуты, дни или годы, но всегда однозначные). Например: «Начало Великой Отечественной войны – 3-23, 22.06.1941 (и можно точно указать, в каких местах началось немецкое наступление)»; «Вторая мировая война: 01.09.1939 – 02.09,1945 (и можно перечислить ее участников и на территории каких государств велись бои)».
С явлением так поступить не получится. Для него можно дать лишь очень приблизительную хронологию и географию: «Промышленная революция охватила период с конца XVIII по начало ХХ века (и при том были страны, где она завершилась в середине XIX века, а были и такие, в которых она и в ХХ-м не началась)»; «Глобализация начала проявлять себя уже в начале ХХ века (и когда она закончила делать это?)»
При этом и событие, и явление могут представлять собой цепь более мелких событий. Но в первом случае все-таки получится точно назвать первое и последнее звено этой цепочки, а во втором – нет.
Типичные ошибки
Исходя из вышеизложенного, нетрудно понять, что наиболее типичная ошибка – неправильная локализация события или явления во времени и пространстве. Например:
Что делать, чтобы этого избежать? Ничего особенного. Ученикам – обращать внимание на точность указания для факта пространственно-временных границ, учителям и репетиторам – привлекать к этому их внимание и объяснять различия между фактами, родителям – поощрять упорную работу детей и ответственно относиться к выбору преподавателя.