Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

Взаимосвязь дифференциальной психологии с другими психологическими науками и дифференциальной психофизиологией

Для этого используются данные, получаемые в таких науках как сравнительная психология и зоопсихология.

Зоопсихология изучает психологию животных, и эти данные позволяют изучать различия внутри вида.

Социальная психолоия помогает изучить различия в поведении групп.

Связь тесная с дифференциальной психофизиологией, изучающей индивидуальные особенности свойств нервной системы.

Дифференциальная психофизиология как наука выделилась во второй половине 20 в. Из дифференциальной психологии.

Фундаментом для ее возникновения стало созданное Павловым учение о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы.

Психофизиология изучает нервные механизмы психофизической деятельности, а дифферендиальная психофизиология рассматривает зависимость индивидуальных психологических особенностей человека (его поведения, общения..) от его биологической природы.

История возникновения и основные этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии как науки

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Пренебрежение к научным «происшествиям» рассматривается обычно как свидетельство молодости науки, для которой единичный феномен ценен постольку, поскольку может оказаться представителем определенного типа явлений, может привести к открытию всеобщего принципа или закономерности. Поэтому единичное обладает относительной ценностью для развития познания.

Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим). «. Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки – общей психологии», – писал В.Штерн. Можно сказать, что сейчас это уже произошло. И здесь совершенно неизбежным оказывается исторический подход – рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий.

Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание – к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность (сравните с марксистским определением личности не как абстракта, присущего отдельному человеку, а как совокупности общественных отношений).

Источник

Связь психологии С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Для современной психологии характерен процесс диф­ференциации. Этот процесс порождает значительную раз- ветвленность отраслей психологии, которые далеко рас­ходятся и отличаются друг от друга вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различным смеж­ным наукам, хотя и сохраняют общий предмет исследо­вания — факты, закономерности и механизмы психики.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение в системе между общественными науками, с одной стороны, естественны­ми наукам — с другой, техническими — с третьей. Бли­зость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совмест­но разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих от­раслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.

Что же касается многогранпости психологических про­блем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек — главное действующее лицо мирового прогресса. Все на­уки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика.

Все эти задачи психология решает в тесном содруже­стве с другими науками. Она использует данные многих наук и вместе с тем сама обогащает эти науки. Прежде всего, психология тесно связана с философией.

Философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Психо­логия опирается на эти законы в понимании психики животных и сознания человека. С другой стороны, фило­софия использует научные достижения психологии для своего развития.

Психология непосредственно связана с анатомией и физиологией, и особенно е физиологией высшей нервной деятельности. Законы работы больших полушарий го­ловного мозга объясняют физиологические механизмы отражательной деятельности животных и человека. Без опоры на эти законы невозможно научное понимание пси­хики.

П сихология связана с педагогическими науками. Это

не случайно: данные психологических исследований о развитии детей в процессе обучения и воспитания явля­ются одним из важных источников теорий педагогики и частных методик, т.е. методик преподавания различных учебных предметов.

Психология, особенно детская и педагогическая, в свою очередь, использует педагогические знания об об­щих закономерностях процесса обучения и воспитания.

Психология взаимно связана с такими науками, как логика, языкознание, литературоведение, искусство­ведение, кибернетика.

Психологи в своих исследованиях используют данные биологии, антропологии и истории материальной куль­туры.

В решении задач по определению сущности, структу­ры и закономерностей развития психики психология вза­имодействует с другими — общественными и естествен­ными науками. Единство и целостность различных от­раслей психологической науки обеспечивается единством предмета и методологии.

Очень важно значение психологии в системе научного знания современного общества. Но психология имеет и большее практическое значение, особенно в работе меди­цинского работника.

Знание психологии необходимо нам и для самовоспи­тания. Научное объяснение таких явлений психики, как внимание, память, мышление, характер, способности, помогает человеку.

Особенно это может помочь молодым людям в совер­шенствовании ценных качеств своего ума, воли, характера.

Источник

Связь психологии с другими науками

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

Психология — это наука, изучающая психику человека, её механизмы и закономерности. В своём развитии эта наука брала достижения других человеческих знаний и делилась своими изобретениями. Таким образом, психология имеет свои истоки от философии, что в древности была девиантной наукой. Это понятие обозначает нечто, что не подчиняется правилам и устоям, берёт за основу факты и выдумки, становясь фундаментом для теорий.

В своём развитии психология перешла четыре стадии:

1. Наука о душе. Самое древние объяснение поведения человека и его состояния – наличие души, что приобрело особый характер поклонения в эпоху анимизма.

2. Наука о сознании. Во время развития естественных наук и значимых открытий люди стали наблюдать за собой, описывая все возможности и желания человека, как сознание. Философы перестали считать душу божественной, как в первой стадии, они считали душу чем-то материальным, таким, как и остальные части человеческого тела.

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

3. Наука о поведении. Стадия, в которой психология изучает модели поведения, ставит эксперименты для получения знаний о реакции и мотиве. Составление специальных методик для выявления первопричин различного поведения.

4. Наука о механизмах. Изучение психологии, нахождение закономерностей и механизмов психики.

Психология, как наука, кратко: наука о психике и её явлениях. Психикой называют отражение окружающего мира и осознание его.

Так как психология изучает психику, то невозможно вообразить, чтобы это наука существовала сама по себе. Дело в том, что реакция на окружающий мир – следствие биологических, социальных, исторических и других особенностей.

Связь психологии с другими науками очень велика и при изучении играет большую роль. Дело в том, что психология не только берёт знания других наук в безвозмездное пользование, но и радушно отдаёт свои открытия, подтверждая многие теории. Этот симбиоз способствует преумножению знаний и возможностей применять их на практике.

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

С какими науками и каким образом связана психология?

2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.

3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.

4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.

6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.

Источник

Отрасли психологии, связь с другими науками

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

Современная психология занимает особое место в системе научного зна-

ния, она находится на стыке ряда наук и занимает промежуточное положение

между общественными науками с одной стороны, естественными – с другой,

техническими – с третьей. Тем не менее близость к этим наукам и даже наличие

многих совместно разрабатываемых отраслей ни в коей мере не лишает ее са-

мостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет

исследования, свои теоретические принципы и пути изучения этого предмета. В

центре внимания психологии всегда остается человек – главное действующее

лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение

только тогда, когда они служат человеку, когда они возникают и развиваются

как человеческая теория и практика.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную сис-

тему научных дисциплин, связанных с различными областями практики. Клас-

сифицировать эти многочисленные отрасли можно по-разному, например, по

тому, как участвует и развивается психика в деятельности. Данный подход по-

зволяет выделить три основания для классификации: 1) участие психики в

обеспечении конкретных видов деятельности; 2) психологические аспекты раз-

вития человека; 3) отношение человека к обществу.

По первому основаниюможно выделить ряд отраслей психологии, изу-

чающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятель-

Психология трудаизучает психологические особенности трудовой дея-

тельности, психологические аспекты научной организации труда, проблемы

психических состояний человека в трудовой деятельности, вопросы профес-

сионального самоопределения, отбора и обучения. Она включает в себя ряд

разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психо-

логической науки. К ним относятся: инженерная психология, изучающая про-

цессы информационного взаимодействия в системах «человек-машина»; авиа-

ционная психология, исследующая психологические закономерности деятель-

ности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космиче-

ская психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях

невесомости, пространственной дезориентации, социальной изоляции, нервно-

психического напряжения при чрезмерных перегрузках организма и т.д.

Педагогическая психологиязанимается проблемами изучения психоло-

гических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует

процессы формирования у учащихся мышления, усвоения ими знаний, умений

и навыков. К разделам или узким областям педагогической психологии отно-

сятся: психология обучения, психология воспитания, психология ученического

коллектива, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми

Медицинская психологияизучает психологические аспекты деятельно-

сти врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изу-

чающую связь психических явления с физиологическими структурами мозга;

психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психику

человека; психотерапию, изучающую и использующую методы и средства пси-

хического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психоги-

гиену, разрабатывающую системы мероприятий, обеспечивающих психическое

Юридическая психологияисследует психологические проблемы, связан-

ные с реализацией правовой системы государства. Она подразделяется на су-

дебную психологию, изучающую психологические особенности поведения уча-

стников уголовного процесса; криминальную психологию, исследующую пси-

хологические особенности личности преступника; исправительно-трудовую

психологию, изучающую психологические проблемы и особенности заключен-

ных, отбывающих наказания.

Военная психологияисследует поведение человека в условиях боевых

действий, проблемы взаимоотношений начальников и подчиненных, методы

психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы

Психология спортарассматривает психологические особенности лично-

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

сти и деятельности спортсменов, вопросы их подготовки, проблемы организа-

ции и проведения соревнований.

Психология торговлиизучает психологические условия и проблемы рек-

ламы, спроса, обслуживания клиентов, формирования тенденций и направле-

Психология управленияизучает психологические факторы, определяю-

щие особенности поведения людей в организациях, проблемы взаимодействия

руководителей с подчиненными, вопросы создания оптимального психологиче-

Психология научного творчестваисследует особенности творческой

личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность,

закономерности и методы творческой деятельности (эвристики).

Психология художественного творчестваисследует психологические

условия создания и восприятия произведений литературы и искусства.

Классификация отраслей психологии по второму основанию(принципу

развития) позволяет выделить ряд других ее ветвей.

Возрастная психологияизучает онтогенез различных психических про-

цессов и свойств личности развивающегося человека. Она подразделяется на

детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию

взрослого человека, геронтопсихологию.

Психология аномального развитияили специальная психология изучает

особенности развития психики при различных отклонениях. Она подразделяет-

ся на патопсихологию, исследующую отклонения развития психики при раз-

личных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию, изучающую па-

тологии психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга;

сурдопсихологию, связанную с проблемами формирования психики ребенка

при серьезных дефектах слуха; тифлопсихологию, занимающуюся проблемами

психологии слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психологияисследует филогенетические формы психи-

ческой жизни, сопоставляет психику человека и животных, устанавливает ха-

рактер и причины сходств и различий в их поведении. Разделами сравнитель-

ной психологии является зоопсихология, изучающая психику животных и это-

логия__1102 р, исследующая врожденные механизмы поведения животных.

Психофизиологияизучает физиологические основы, закономерности и

механизмы организации психики и сознания.

Дифференциальная психологияисследует индивидуальные психофизио-

логические различия между людьми.

Общая психологияизучает основные свойства и общие закономерности

психики и сознания.

Классификация ветвей психологии по третьему основанию– психологи-

ческим аспектам отношений личности и общества – позволяет выделить еще

один ряд отраслей психологической науки, которые объединены понятием со-

Социальная психологияизучает психические явления, которые возника-

ют в процессе взаимодействия людей в различных социальных группах (как ор-

ганизованных, так и неорганизованных). Она включает в себя три основные

ветви: социальную психологию больших групп,изучающую проблемы мас-

совой коммуникации, закономерности моды, слухов, общественных настрое-

ний, психологию классов, наций, религии; социальную психологию малых

групп,исследующую проблемы психологической совместимости, лидерства,

сплоченности и взаимоотношений в коллективах организаций, семье и т.п.; со-

циальную психологию личности,занимающуюся вопросами взаимодействия

личности и социальных групп (проблемами изучения направленности лично-

сти, ее самооценки, устойчивости и внушаемости, коллективизма и индивидуа-

На основании вышеизложенного можно делать вывод о том, что для со-

временной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий

значительную разветвленность психологического знания на различные отрасли,

которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от

друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности

и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным

процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со

Все перечисленные выше подходы заслуживают того, что­бы познакомиться с ними. Это будет сделать легче, если отло­жить на некоторое время такое знакомство и предварительно вникнуть в суть понятийного аппарата и общих проблем совре­менной психологии. Завершить же тему становления психоло­гического знания на исключительно бодрой ноте не представ­ляется возможным. Кризис продолжается. Увы, хотя и не в столь явной форме, но он затрагивает и другие отрасли науки, особенно те, которые связаны с познанием тайн существования человечества (философия, физиология, медицина и др.).

Все больше ученых приходят к выводу, что кардиналь­ным выходом из кризисного состояния является не победа идеалистической концепции над материалистической (пли наоборот), а формирование нового взгляда на мироздание. В новой научной платформе должно найтись место всем совре­менным концепциям, достойное их вкладу в развитие человечества. «Религия отвечает на запросы сердца, отсюда ее маги­ческая сила, наука – на запросы ума, отсюда ее непреодолимая мощь. Религия без доказательства и наука без веры стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую» (Ф. Шюре, фр. философ, XIX в.). Ведь нашлось же у физиков, лауреатов Нобелевской премии А. Эйнштейна, М. Планка и других мужество приподняться над собой, чтобы переосмыслить многие взгляды, которые вла­дели ими на протяжении всей их жизни (особенно те, которые связаны с идеей мироздания).

«Корневая система» психологии весьма обширна. Психо­логия была соткана не только из разных научных направле­нии, но и усилиями ученых разных стран мира. Современный профессиональный психолог уже не может ограничить свой кругозор «чисто» психологическими знаниями. Его должна связывать дружба со всем, что интересует человека, и вряд ли можно очертить здесь какой-то приоритетный круг.

Задачи и место психологии в системе наук (Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин)

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

· научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

· научиться управлять ими;

· использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

· быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов. Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими науками

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Связь психологии с другими науками(Ю.В.Щербатых «Общая психология»)

Процесс дифференциации в современной психологии значит что психология совмещается с другими наукамиРис. 1.10. Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психоло­гия. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философ­ских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марк- систко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретичес­кой и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиоло­гия.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мыс­ли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психо­логией. Связь между психологией и социологией обеспечивает соци­альная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них за­частую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естес­твенного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процес­се исторического развития и роль психологических качеств историчес­ких деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные меха­низмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психоло­гии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, поз­воляющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспе­чению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспе­чивают педагогическая психология и возрастная психология.

Психология и общественная практика «Общая психология: методология, сознание, деятельность» (В.М.Козубовский)

Любая наука, решая свои важнейшие проблемы, вынуж­дена учитывать человеческий фактор. На человеке замыкают­ся интересы фундаментальных и прикладных наук, обществен­ных и технических. Собственно, природа изучает сама себя через Человека. Все, что делается на планете Земля, делается во имя Человека. Часто можно слышать, что двадцать первый век б>’дет веком гуманитарным или. никаким. Действительно, комом растут планетарные проблемы, ставящие выживание человечества в зависимость от того, как мы познаем СЕБЯ! Особую значимость в общественной практике приобретает пси­хологическое знание, перед которым стоит ряд задач.

Повышение качества труда и продукции. Эконо­мические модели «сытых» стран включают в себя триаду приоритетов: «человек – финансы — технология». На первом месте – человеческий фактор. К сожалению, многие мыслят традиционно: главное – это финансы, оборудование, сырье и технология, а с людьми как-нибудь потом разберемся.

Такой подход бесперспективен. Факт из «упрямой» стати­стики: одна минута конфликта на производстве имеет своими последствиями 20 мин. переживаний и снижение производи­тельности труда на 25 %.

Невозможно не согласиться со словами известного спе­циалиста в области менеджмента П. Друкера (США): «Только человеческие ресурсы могут производить экономические ре­зультаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов».

Совершенствование управления экономикой страны. Здесь исследуются проблемы работоспособности, бе­зопасности и мотивации труда. Какой бы аспект теории и практики управления экономикой ни рассматривался, он все­гда связан с управлением людьми, через людей и во имя лю­дей. Если придерживаться строгой терминологии, то управ­лять можно лишь экономическими (экологическими, финансо­выми и т. д.) интересами человека, но не экономикой. Мысль о приоритете человеческого фактора в управлении прекрасно выразил Антуан де Сент-Экзюпери: «Если хочешь построить корабль, то не собирай мужчин для того, чтобы приобрести древесину, подготовить инструмент, распределить работу или распределить задачи, а учи их тоске по просторам моря. Каторга не там, где люди работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжелый труд. Каторга там, где удары киркой лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми». Филосо­фия успешно функционирующих структур самого различного назначения и уровня в центр внимания всех проблем ставит Человека как наивысшую ценность.

Совершенствование сферы обслуживания.Эта сфе­ра затрагивает повседневные интересы каждого. Она буквально соткана из психологических аспектов. Здесь рассмотрению под­лежат потребности люден и их взаимоотношения в процессе обслуживания (психология общения с клиентом, заключения сде­лок, психология рекламы, покупательского спроса, создание имиджа фирмы и многое другое). Из опыта работы западных сервис­ных фирм: повышение психологической грамотности торговых работников всего лишь на 10 % ведет к повышению объема про­даж до 50 %. Кстати, в России сфера торговли выделена в пси­хологии в отдельную ветвь, а в перечень учебных специальнос­тей введено понятие «психология торговли».

Обучение и воспитание.Здесь также многие пробле­мы адресованы психологии: память, внимание, индивидуализа­ция заданий, одаренность и т. п. Например, предварительная оценка профессиональной склонности к обучению той или иной про­фессии позволяет экономить средства на обучение в десятки раз. Известно также, что один доллар, вложенный в повышение ква­лификации работников, дает эффект прибыли в 4-8 долларов.

Охрана здоровья и обеспечение работоспособ­ности.Лечить, как известно, надо не болезнь, а человека. Дей­ствительно, одна и та же болезнь протекает у разных людей no-разному. Закономерности нарастания усталости также раз­личны. Поэтому при лечении требуется учет индивидуально-личностных характеристик человека. В настоящее время не­врозами страдает 1/8 часть населения земли. Стрессы обхо­дятся американской казне ежегодно в 150 млрд долларов. В России на каждые 100 тыс. жителей приходится 50 само­убийц. Общепризнано, что истинные причины всех этих неду­гов – в психике людей. Психология не может ждать, пока одна половина человечества станет лечить другую. Сегодня разработаны эффективные тренинги, позволяющие снимать стрессы, снижать чувство боли без фармакологических средств, обеспечивать крепкий сон, управлять своими эмоциями.

Проектирование, разработка и эксплуатация техники.В настоящее время взаимный учет возможностей человека и параметров техники ведется уже на самых ранних стадиях создания систем совместными усилиями инженеров и психологов. Именно это помогает конструкторским коллек­тивам избегать ошибок в согласовании человеческого и тех­нического звеньев сложной системы при ее создании. Около 40 % недостатков, обнаруженных в сложных системах, обус­ловлено слабыми навыками принятия групповых решений на этапах их проектирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *