Процедура медиации что это

Как разрешить
конфликт с помощью медиатора

Процедура медиации что это

Если не можете разрешить спор с контрагентом — не обязательно сразу идти в суд. Можно сначала обратиться к медиатору — специалисту, который помогает договариваться.

С 2019 года медиативное соглашение, заверенное у нотариуса, приравнивается к судебному решению. Если вторая сторона отказывается выполнять договоренности — можно обращаться к приставам.

Расскажу, в каких случаях подходит медиация и как с ее помощью разрешить конфликт.

Медиация — это способ мирно разрешить конфликт так, чтобы обе стороны остались довольны результатом и сохранили хорошие или нейтральные отношения. Добиться такого решения помогает беспристрастный специалист — медиатор. В конце процедуры стороны могут подписать документ, фиксирующий договоренности — медиативное соглашение.

В российском законодательстве медиация появилась в 2011 году, но особого распространения не получила. Это связано с тем, что медиативное соглашение раньше не имело реальной юридической силы: если одна из сторон не соблюдала договоренность, все равно приходилось идти в суд.

В 2019 году в закон внесли поправки, и теперь медиативное соглашение можно заверить у нотариуса. Тогда в случае неисполнения условий соглашения можно сразу идти к судебному приставу.

Процедура медиации что это

Процедура медиации что это

Процедура медиации что это

Если иск в суд уже подали и процесс начался, все равно можно попробовать мирно решить вопрос. Причем не важно, на какой стадии находится процесс. Подайте письменное ходатайство, чтобы приостановить или отложить судебное разбирательство.

Суд обязан удовлетворить ходатайство и дать сторонам время на переговоры. Но по закону оно ограничено — нужно успеть за 2 месяца. В случае успеха стороны заключают мировое соглашение, а государство возвращает 50% от оплаченной госпошлины.

Медиация строится на нескольких принципах, которые во многом противоположны принципам судебного разбирательства:

Добровольность. Обе стороны принимают участие в медиации только по собственному желанию. Если одна из сторон не хочет, то заставить ее нельзя. Напротив, участие в суде обязательно для обеих сторон.

Равноправие сторон. В суде стороны автоматически делятся на «пострадавшую» и «виновную» — истец и ответчик. Это изначально накладывает эмоциональный отпечаток и определяет разное отношение к участникам. В медиации же нет цели определить, кто прав, а кто виноват. Цель в том, чтобы обе стороны услышали друг друга и смогли договориться.

Взаимоуважение. Обстановка в суде напряженная, даже безобидный процесс может вызвать стресс. На медиации атмосфера неформальная и непринужденная. Медиатор следит за тем, чтобы участники спора не переходили на личности, не оскорбляли друг друга.

Конфиденциальность. О том, что вы участвуете в судебном процессе, можно будет узнать из открытых источников. Процесс медиации, напротив, полностью конфиденциален. Медиатор и участвующие стороны не имеют права разглашать информацию об участниках, результате или самом процессе. Это условие есть в соглашении о проведении медиации, которое стороны подписывают в начале процедуры.

Можно без последствий остановиться в любой момент. Если вы обратились в суд, то сказать «я передумал» и просто отступить не получится. Как минимум оппонент может потребовать компенсацию затрат на юристов. А медиацию можно остановить на любом этапе, если не получается договориться — максимум заплатите медиатору.

Беспристрастность медиатора. Медиатор — полностью нейтральная сторона. Он не может вести процесс, если у него есть родственная или дружеская связь с кем-то из участников. Это единственный принцип, который совпадает с принципами судебного процесса.

Стороны сами принимают решение. К медиатору обращаются не за решением, а за помощью в переговорах. Итоговая договоренность может быть любой, если не противоречит закону. В суде так не бывает: судья либо удовлетворяет требование истца полностью или частично, либо не удовлетворяет вовсе. Изменить требования в процессе нельзя.

Источник

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

С изменениями и дополнениями от:

2, 23 июля 2013 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Справки о практике применения настоящего Федерального закона, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 6 июня 2012 г. и 22 июня 2016 г.

Президент Российской Федерации

Процедура медиации необходима для того, чтобы стороны с участием независимого лица (медиатора) могли достичь взаимоприемлемого соглашения.

Медиацию можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.

Процедуру разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства. Она проводится на основании соглашения. Определены его условия. Услуги могут оказываться за плату или безвозмездно.

Закреплен правовой статус медиатора. Его деятельность не является предпринимательской. Медиатор не может представлять какую-либо сторону, оказывать ей юридическую, консультационную или иную помощь.

Медиатор вправе вести деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов. Закреплен их статус.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2010 г. N 168, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4162

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Источник

Операция «медиация»: как сохранить лицо во время конфликта без суда и следствия

Очаг конфликта этих и других историй можно было ликвидировать через личные коммуникации без посторонних, не доводя до затяжных судебных тяжб. Так, в 2019 году мы стали свидетелями крупнейшего слияния брендов «Красное и белое», «Дикси», «Бристоль». Объединенная компания, созданная на Кипре, стала третьим по выручке ретейлером России. Важно, что партнеры не вносили денежные средства в совместную компанию, а только в принадлежащие им доли в бизнесах. К сделке не привлекались сторонние консультанты и due diligence. Решение принималось самими бизнесменами исходя из их представления о справедливости. В основе успешного закрытия сделки лежал инструмент медиации, а именно переговоры.

Почему российские предприниматели пренебрегают медиацией и теряют время, деньги, реноме

Медиация не новая практика для России, однако за 10 лет своего существования данной возможностью Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ о заключении медиативного соглашения пренебрегают ввиду сформировавшегося обычая — встретиться в суде, когда коса нашла на камень.

Когда происходит столкновение, то в работу вступает лимбическая система, эмоции заглушают логику и сказываются на интеллекте. И принцип берет своё. Люди переходят на противоположные стороны, разделенные минным полем. Как это было в деле прекращения сотрудничества певицы Наргиз с продюсерским центром Максима Фадеева, которое впоследствии приобрело характер «шоу» в попытках дискредитации сторонами друг друга.

Получается, что в основе любых конфликтов изначально заложены эмоции? И что если их обуздать, то договориться можно обо всем и в принципе ни юристы, ни медиаторы не нужны? Ответ — нет.

Институт медиации потому и создан, что «договариваться» с сохранением своих интересов получается не у всех. В Китае работает больше 3,5 млн медиаторов. В Нидерландах вновь обратились к идее возвращения института посредничества, когда судьи прилагают определенные усилия для того, чтобы предприниматели применили процедуру медиации для разрешения спора. В Греции с 2012 года в судах работают судьи-медиаторы. В штате Калифорния судья имеет возможность проводить переговоры со сторонами дела с целью мирного разрешения конфликта в предпринимательской деятельности. Если представители бизнес-сообщества не пришли к компромиссу, судья разрешает их спор самостоятельно, учитывая их мнение.

В США более 90% разбирательств не доходят до суда, адвокаты присутствуют на медиативных переговорах, так как предварительное урегулирование споров альтернативными способами является обязательной практикой, а судиться дорого, да и долго. Конфликт — это норма, точка роста в отношениях, вопрос только в том, как из него выходить: цивилизованно, конструктивно, элегантно и с пользой для сторон либо разрушая все, что было до этого создано.

Кто ты такой, медиатор?

В сериале «Миллиарды» можно проследить юридически грамотно составленные диалоги, которые не допускают перетекания внутренних ссор в публичную, а затем, как следствие, — в судебную плоскость. Для российского зрителя сериал стал визуальным пособием качественно нового подхода к решению корпоративных, бизнес- и семейных конфликтов. Впервые главную роль в бизнес-процессах доверяют женщине-психоаналитику, которая диагностирует энергетические пробоины сотрудников и преобразует психологическое пространство в коллективе. А центральным местом действия становится переговорная как место исповеди, расширения корпоративных финансовых потоков и обмена мнением о главном герое. Известно, что сценаристы использовали психоаналитическую классику и стратегический коучинг. А в третьем сезоне прибегали к помощи эксцентричного Тони Роббинса.

В России же медиация популяризуется не так быстро. Сегодня постоянно практикующих и опытных профессионалов в этой области можно перечесть по пальцам. Кроме того, существует четкий этнографический тренд, когда институт медиации развивается точечно: такие города, как Липецк, Тула, внедряют эту практику в основном для решения семейных споров, а в некоторых регионах о медиации даже не слышали.

Медиатор — не заинтересованная в конфликте сторона, которая помогает конфликтующим выработать определенное соглашение по спору. Важно, что стороны сами контролируют процесс принятия решения.

В Венгрии в качестве медиаторов нередко выступают два специалиста: психолог и юрист. В Португалии имеется практика привлечения дополнительного эксперта в какой-либо сфере знаний для оказания помощи и содействия медиатору.

Принципы медиации

Добровольность: стороны без принуждения извне принимают решения в рамках процесса и могут, как и медиатор, в любое время отказаться от участия в нем.

Конфиденциальность: никто из участников переговоров не разглашает информацию, которая стала ему известна в ходе процесса; если с согласия обеих сторон медиатором ведутся индивидуальные беседы, он сохраняет в тайне их содержание.

Нейтральность посредника: медиатор, как и нотариус, должен быть независим от всех участников. Для этого действует даже принцип защиты от предположения о пристрастности. Если медиатор перестает сохранять беспристрастность, он обязан отказаться от участия в переговорах.

Равноправие сторон: стороны имеют равные права на внимание медиатора, высказаться, быть выслушанными, отстаивать свои интересы, покинуть стол переговоров в любое время без указания причин.

Сотрудничество сторон: состоит в том, что во время переговоров стороны по очереди высказывают свои предложения для решения конфликта на условиях, приемлемых для обеих сторон. Это возможно при условии сотрудничества и взаимопонимания участников. В Законе о медиации сотрудничество как принцип закрепляется не само по себе, но в совокупности с равноправием. Для наглядности мы решили выделить его отдельно.

О каких ошибках история не умалчивает

Конечно, не все удается решить в траектории трехсторонних переговоров. И история богата примерами, когда удачные бизнес-начинания разбивались вдребезги именно на стадии «партнеры не договорились».

Хроники СМИ помнят Twitter-перепалку между Олегом Тиньковым и представителями банковского сервиса Рокетбанк. Когда оппоненты стали использовать такие выражения, как «смузи», «коворкинг», «пули» и «щенок», стало понятно, что напряжение только возрастает. Основатель «Тинькофф» предрекал закрытие платежного сервиса, а в ответ Рокетбанк создал игру, предлагающую пользователю уворачиваться от карт Тинькофф Банка и восстанавливать здоровье при помощи смузи. К сожалению, сторонам так и не удалось наладить коммуникацию. История закончилась плачевно. Примером, когда медиативные технологии не достигали своей цели, могут служить многие споры по банкротству. Кредиторы не готовы ждать и идти на уступки.

Все эти примеры лишь подтверждают, что умение договариваться — важная часть процесса согласования, а значит, успеха.

Поэтому от медиатора зависит организация и исход переговоров.

В переговорном процессе участники должны следовать правилам:

Отказ от оскорблений, угроз, экспрессивных выражений и повышения тона.

Соблюдение очередности высказываний.

Предоставление достоверной и достаточной для выработки решений информации.

Соблюдение структуры переговорного процесса.

Зачем нужно уметь договариваться

Бывают ситуации, когда заказчик и исполнитель до начала кризиса договариваются о старте ИТ-проекта, что крайне актуально в условиях цифровизации бизнеса. Но, как во многих случаях, во время форс-мажора ресурсы заказчика смещаются на решение более неотложных задач.

— Например, компания Suburg не смогла выполнить прописанные в договоре условия, откладывая неприятный разговор о трудностях внутри компании на потом, вызвав конфликтную ситуацию. В этом случае медиативная оговорка позволила возобновить отношения с учетом сложившихся обстоятельств. Выяснение истинной причины, по которой проект сместился по срокам, позволило разрешить конфликт. В ходе переговоров компания Suburg поделилась своими опасениями, что из-за проведения оптимизации бизнес-процессов придется на несколько дней приостановить бизнес. Серия переговоров позволила участникам найти выход. Им стало согласование плана по внедрению нового ИТ-продукта в разных отделах. Реализацию проекта было решено проводить поэтапно, чтобы избежать издержек в и так непростое время.

Еще пример, когда в ходе цивилизованного общения одним удается восстановить свою репутацию, а другим — сэкономить нервы и найти эффективное решение выхода из кризисной ситуации.

— Так, в результате заключения соглашения о проведении медиации в конфликтных ситуациях частная стоматологическая клиника избежала судебного разбирательства. Заключение договора с клиенткой включал пункт медиативной оговорки. Конфликт произошел на почве того, что пациентке клиники задержали по времени оказание услуги по созданию импланта. Женщина требовала компенсацию, во много раз превышающую стоимость самой услуги. Процедура медиации помогла разрешить конфликт мирным путем и не допустить негативных последствий для обеих сторон. В ходе процедуры медиации выяснилось, что для клиентки было важно получить услугу клиники перед ответственным мероприятием, к которому она долго готовилась. Клиника предоставила временный качественный имплант в кратчайшие сроки. Таким образом, конфликт успешно удалось разрешить не в правовом, а медиативном русле.

Отлагательный эффект и возврат к соглашению

С 2019 года медиативное соглашение приобрело силу исполнительного листа в случае его нотариального удостоверения. Для судов это возможность сконцентрировать силы на тех делах, которые требуют их внимания в первую очередь.

Как бы нам ни хотелось верить в то, что «в бизнесе ничего личного, только деньги», всё равно всё строится на межличностных взаимоотношениях, за которыми порой так трудно увидеть истинные интересы и найти точки соприкосновения.

Женские хитрости: 10 секретов деловых переговоров

Женские хитрости: 10 секретов деловых переговоров

Источник

Арбитражный суд Республики Бурятия

О суде

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ

1. ПОНЯТИЕ «МЕДИАЦИЯ»

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедура медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

2. ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

Равноправие сторон: ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора: медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность: все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

3. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Прибегнуть к процедуре медиации можно по следующим категориям споров:

В Законе о медиации закреплено, что к процедуре нельзя прибегнуть в случае:

Если спор уже рассматривает суд общей юрисдикции или арбитражный суд, это не ограничивает право сторон воспользоваться медиацией.

В соответствии с рядом процессуальных норм одной из задач судьи является содействие примирению сторон. Так в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязан разъяснить сторонам, помимо прочего, их право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, а также о вытекающих из этого последствиях (ст. 135 АПК РФ).

Источник

Медиация — посредничество, как способ урегулирования споров

Процедура медиации что этоМедиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Медиатор — специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:

— в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения;
— стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;
— судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано;
— спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;
— спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;
— стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе, результат разбирательства непредсказуем), судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.

Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, то есть недееспособна. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.

Медиация — публикации и мнения об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника:

• Актуальные вопросы становления и развития медиации в России
• Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации). Процедура медиации в военном суде
• Анализ наличия в России условий для развития медиации
• В поисках российской модели судебной медиации
• Взаимодействие негосударственных и государственных организаций по развитию медиации в регионе
• Возможность внесудебного урегулирования споров между медицинскими организациями и пациентами посредством медиации
• Воспитание свободой. В регионе внедряют ювенальную юстицию и школьную медиацию
• Зарубежный опыт реализации процедур медиации в уголовно-правовой сфере
• Значение медиации в условиях осуществления судебно-правовой политики
• Институт медиации — альтернативный способ разрешения корпоративных конфликтов
• Институт медиации в Республике Казахстан: проблемы теории и практики
• Институт медиации в России и процедуры урегулирования споров с участием посредника по Спортивному кодексу Франции
• Институт медиации в условиях инновационного развития российского общества
• Интеграция медиации в мировое судопроизводство: проблемы и перспективы
• Использование медиации для разрешения споров в банковской сфере
• К вопросу о коммерческой медиации в России
• К вопросу о проведении процедуры медиации с участием нотариуса
• К вопросу об участии адвокатов в процедуре медиации
• Коммерческие суды Российской империи — центры медиации и права при разрешении торговых споров
• Криминология и медиация
• Медиация — важный элемент правовой культуры российского бизнеса
• Медиация — вперед?!
• Медиация — инвестиция в будущее
• Медиация — шаг вперед к гражданскому обществу
• Медиация (посредничество) по уголовным делам
• Медиация в налоговом споре: опыт зарубежных стран
• Медиация в обычном праве народов Северного Кавказа (XIX — начало XX вв.): особенности и значение
• Медиация в России
• Медиация в России как альтернативный способ разрешения споров и элемент интеграции в Европейское сообщество
• Медиация в системе способов защиты трудовых прав в процессе осуществления предпринимательской деятельности
• Медиация в сфере недвижимости
• Медиация в уголовном процессе
• Медиация в уголовном процессе США
• Медиация в условиях современной России: проблемы и перспективы
• Медиация и арбитражный процесс
• Медиация и качество правосудия
• Медиация и коррупция
• Медиация как альтернатива и дополнение судопроизводству
• Медиация как альтернативный способ разрешения споров
• Медиация как отдельный способ урегулирования правовых конфликтов в частноправовой сфере
• Медиация как современный способ урегулирования споров и ее соотнесение с судебным разбирательством
• Медиация как способ защиты прав предпринимателей (лекция в рамках курса «Предпринимательское право»)
• Медиация как способ проведения переговоров в конструктивном духе
• Медиация как способ разрешения корпоративных конфликтов: правовой аспект
• Медиация как способ разрешения трудовых конфликтов с участием спортсменов и тренеров
• Медиация как способ разрешения международных коммерческих споров
• Медиация как средство защиты чести, достоинства и деловой репутации
• Медиация как средство поддержки судей
• Медиация как частноправовой способ разрешения экономических споров
• Медиация. Попытка N 4
• Медиация: российский вариант
• Некоторые проблемы закона о медиации в России
• О возможности применения института медиации в исполнительном производстве в условиях гражданского общества
• Организация медиации как элемента государственной политики в сфере защиты прав и интересов (на основе российского исторического и современного зарубежного опыта)
• Особенности и проблемы реализации принципов медиации в России
• Перспективы медиации в российском уголовном процессе: зарубежный опыт примирительных процедур
• Перспективы развития института медиации по уголовным делам
• Перспективы участия нотариуса в процедурах медиации
• Понятие медиации в уголовном процессе Российской Федерации
• Правовая квалификация отношений медиации
• Правовые аспекты соглашений, заключаемых при проведении медиации
• Правосудие и об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
• Препятствия развития медиации
• Применение медиации при разрешении споров о детях, в том числе в рамках реализации положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г.
• Применение норм о медиации в гражданском судопроизводстве
• Применение процедуры медиации в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии
• Применение процедуры медиации во внешнеэкономической деятельности
• Проблемы влияния процедуры медиации на рассмотрение дела в суде
• Проблемы использования адвокатом переговоров и медиации как внесудебных средств разрешения спора
• Проблемы нормативной регламентации посредничества (медиации) в России
• Проблемы применения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»
• Продвижение медиации в России: общий обзор процесса. Общественный Круглый стол в Российской академии правосудия
• Процедура медиации — новая альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника
• Процедура медиации при разрешении внешнеэкономических споров
• Пути совершенствования медиации в России
• Роль института медиации в ускорении уголовного судопроизводства
• Российская процедура медиации: концепция развития
• Содействие примирению сторон в арбитражном процессе: правовая связь с процедурой медиации
• Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта
• Третейское разбирательство и медиация как альтернативные способы разрешения конфликтов в стоматологии
• Три подхода к пониманию медиации
• Формирование в России практики медиации по гражданским делам на примере правового эксперимента «Разработка и апробация механизмов интеграции медиации в гражданское судопроизводство» (Загайнова С.К.)
• Формирование института медиации в современной России: проблемы и перспективы
• Эффективность медиации во внешнеторговых спорах

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

Основные особенности медиативных процедур

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

Добровольность:

в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Равноправие сторон:

ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора:

медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность:

все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ:

— свобода выбора;
— опора на справедливость;
— участие в выработке и принятии решения;
— согласие сторон с принятым решением;
— возможность выхода из процесса;
— время и стоимость рассмотрения;
— конфиденциальность;
— гибкость процесса;
— отсутствие коррупционной составляющей.

Вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда).

В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорщиков и сути конфликта не принимает.

В суде спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. В процессе медиации все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это, если удовлетворены решением.

В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними).

Медиация изначально нацелена на поиск согласия. В ходе нее спорщики перестают искать правого и виноватого, а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который обе стороны сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем непосредственно на юридические законы, прецеденты или правила.

Риски при медиации минимальны, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и медиатором, а последний будет держать в секрете все разговоры и всю информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить переговоры, а конфиденциальность в принципе невозможна.

Процесс медиации относительно непродолжителен в сравнении с длительностью судебного разбирательства. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. К тому же, медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *