Протокол оппи что это 44 фз
За что заказчиков штрафуют?
Контроль закупочной деятельности – за что отвечает заказчик, за чем следят контрольные органы, как осуществляется надзор прокуратуры, за что штрафуют и как это можно оспорить. А также типовые ошибки заказчиков в статье от эксперта ЭТП ГПБ.
Контроль закупочной деятельности в рамках Закона № 44-ФЗ — оценка результативности осуществления закупочной деятельности, соблюдения законодательства о контрактной системе
Каждый уровень проверки, проверяющий орган — имеет четкую область проверки, установленные в рамках контроля и полномочия.
Хотите знать больше о том, что изменится в закупках с 01.01.2022 года? Посетите вебинар от эксперта-практика ЭТП ГПБ.
Виды контроля:
КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ:
Данный вид контроля установлен в ч.5, 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Порядок контроля обновлен с 01 июля 2021 г. по ПП РФ № 1193. Специалисты Казначейства осуществляют в ручном формате, а также путем автопроверки размещенной информации в ЕИС.
Порядок осуществления контроля
ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ
Порядок осуществления контроля ч. 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ
Территориальные органы Федерального Казначейства, Межрегиональное операционное УФК
Финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами
ЕИС (Федеральное Казначейство)
Федеральные заказчики o ФОИВ, ФКУ o ФБУ, ФАУ o ФБУ, ФАУ, которым переданы полномочия заказчика o *Региональные и муниципальные заказчики в соответствии с ч. 7 ст. 99 44-ФЗ
Субъектовые и муниципальные заказчики и ГВФ соответственно o ОИВ, КУ o БУ, АУ o БУ, АУ, которым переданы полномочия заказчика
Федеральные заказчики Региональные заказчики Муниципальные заказчики ГВФ
Планы-графики закупок, Извещения (приглашения), Проекты контрактов
Проекты контрактов в ЕИС
Иные объекты контроля:
Объекты контроля
Форма контроля
Извещения, приглашения принять участие в ОППИ в закрытых процедурах (ст. 84, 111 Закона № 44-ФЗ) [1]
Контроль в личном кабинете
Закупки, содержание сведения, составляющую гос. тайну: планы-графики, приглашения принять участие в закрытых способах ОППИ, условия проектов контрактов [2]
Контроль на бумаге
Проекты контрактов с ед. поставщиками (за исключением контрактов, заключенных по результатам несостоявшейся закупки)
Исключения из перечня субъектов контроля по части 5 и части 5.1 статьи 99 Закона 44-ФЗ, отметим, что с 01.04.2020 НЕ контролируются:
Алгоритмы осуществления контроля по части 5.1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ:
— Соответствие ИКЗ в извещении и в позиции плана-графика закупок;
— Непревышение НМЦК очередного извещения над свободным остатком бюджета по позиции плана-графика, за вычетом ФО по уже размещенным извещениям;
— А также соответствия объема ФО, содержащегося в извещении, в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год и плановый период, НМЦК в извещении.
2. Проверяется соответствие Извещения и Протокола ОППИ:
— Соответствие ИКЗ в протоколе и в извещении;
— Непревышение цены победителя в протоколе над НМЦК в извещении.
3. Проверяется соответствие Протокола ОППИ и Проекта контракта:
— Соответствие ИКЗ в проекте контракта и в протоколе;
— Непревышение цены проекта контракта и цены победителя в протоколе.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ:
В рамках ст. 99 Закона № 44-ФЗ государственные ведомства обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе, распределение по полномочиям и зоне ответственности следующие:
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ:
В соответствии со ст. 100 Закона № 44-ФЗ данный вид контроля установлен за государственными ведомствами.
КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ЗАКАЗЧИКОМ (ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ):
Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением обязательств по контрактам, привлечением субподрядчиков из числа СМП и СОНО.
Могут быть установлены такие способы контроля, как проверка закупочной документации на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ, правильность формирования лота, корректность описания объекта закупки, правильность установления критериев оценки и сопоставления заявок, а также корректность осуществления такой оценки заявок. Систематический аудит закупочной деятельности и отдельных этапов проведения закупки внутренними специалистами (аудиторами) позволяет выявить, например, ошибки при определении НМЦК на этапе формирования закупочной документации, что позволяет избежать завышения НМЦК.
Заказчикам стоит помнить о приоритете прозрачности проведения закупочной процедуры и эффективности в части экономии бюджетных средств.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ:
Установлен в рамках ст. 102 Закона № 44-ФЗ, который осуществляется со стороны граждан и общественных организаций, а также через механизм общественного обсуждения. Федеральным законом № 212 «Об основах общественного контроля в РФ» определен перечень структур, осуществляющих данную форму контроля, это:
Для информационного обеспечения деятельности по общественному контролю могут создаваться различные специализированные сайты. Субъекты общественного контроля вправе запрашивать необходимую для осуществления контроля информацию, подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций и т.д.
Также ФЗ № 212 установлена отдельная статья, исключающая конфликт интересов со стороны общественного инспектора, общественного эксперта или иного лица субъекта общественного контроля при осуществлении контроля.
Вышеуказанные субъекты контроля помогают минимизировать нарушения в сфере закупок, злоупотребления со стороны заказчиков, вправе направлять предложения по совершенствованию законодательства в сфере закупок, запрашивать информацию о закупках у заказчиков, осуществлять общественный мониторинг закупок, общественную экспертизу закупок и их результатов, обращаться в правоохранительные и контрольные органы в целях проверки закупочной деятельности заказчиков.
ПРОКУРОРСКИЙ КОНТРОЛЬ:
Противоправной деятельностью заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по Закону № 44-ФЗ занимается Генеральная прокуратура, проводя плановые и внеплановые (на основании обращения, жалобы) проверки закупок заказчиков.
Проверка проводится согласно методическим рекомендациям, касающихся организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о контрактной системе, установленных в письме Генпрокуратуры №7-16-2019 от 14.01.2019г.
Также прокуратура осуществляет надзор за законностью принятых НПА в сфере закупок ТРУ и за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Проверки могут проводиться с выездом на место проверки либо в формате документарном, осуществляя проверку документов на бумажном носителе либо в электронной форме в органах прокуратуры.
Сотрудники прокуратуры проверяют:
По итогам проверки Прокурор (или его заместитель) может:
По вышеуказанным документам предусмотрено право на обжалование, путем обращения к вышестоящему прокурору, так и в судебном порядке.
Ответственность заказчиков и должностных лиц:
Предусмотрена административная ответственность (ст.7.29, 7.29.1, 7.29.3, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.5, 9.16, 19.5, 19.7.2 КоАП РФ), распространяющаяся на юридических и должностных лиц.
А также уголовная:
При неисполнении своих должностных обязанностей, ненадлежащем исполнении и в случае, если будет установлен факт наличия возможности для соблюдения норм законодательства, но лицом не были предприняты соответствующие меры – то ответственность несет должностное лицо (например, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы, член закупочной комиссии и т.д.).
У должностного лица, в отношении которого вынесено постановление есть право на обжалование такого постановления об административном правонарушении.
Срок давности по административному правонарушению составляет 1 год с момента его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Типовые ошибки заказчиков при осуществлении закупочной деятельности:
Хотите разобраться в изменениях в закупках с 01.01.2022 года, включая изменения в части обжалования, контроля, работы с НРП?
Рекомендуем посетить вебинар:
Изменения в законодательстве о закупках с 2022 года
В 2022 году вступают в силу масштабные изменения в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок. Поправки затронули практически все этапы закупочного процесса, начиная с размещения извещения и заканчивая исполнением контракта.
Участники вебинара познакомятся с основными новациями закона, получат практические советы по его применению.
[2] Не формируемые в ЕИС
[3] Ст. 100 Закона № 44-ФЗ
[4] Нарушения указаны из актов плановых проверок контрольного органа на соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе
Как проверить соответствие участника общим требованиям: что изменится с 2021 года
Проверка сведений, содержащихся в документах, на их соответствие установленным требованиям — это обязанность комиссии заказчика при рассмотрении заявок, которые поступили от участников тендера. С 2021 года у заказчиков обязанностей станет больше.
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Нововведения
С 1 января 2021 года вступает в силу Постановление №917 от 18.07.2019, согласно которому Генпрокуратура начнет передавать операторам торговых площадок данные о наличии у участников закупки нарушений по ст. 19.28 КоАП за последние два года. Если организации привлекались к ответственности за дачу незаконного вознаграждения, принять участие в тендере не удастся. Проверять эти сведения с 2021 года придется комиссиям заказчика.
Принципы
Перечень требований к участникам и порядок их применения регламентирован в ст. 31 №44-ФЗ. Эти нормы касаются всех поставщиков без исключения. В этой же статье сказано, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям, которые установил заказчик, — закупочная комиссия. Запрещено такую обязанность перекладывать на исполнителей, кроме случаев, когда речь идет о соответствии дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ.
Если выяснится, что организация необходимым условиям не отвечает либо предоставила недостоверную информацию, то заказчик обязан отстранить ее от участия в процедуре или отказать в заключении контракта. Рассмотрим подробнее каждое требование.
Соответствие требованиям, установленным законодательством, к поставщикам товаров, работ или услуг (п. 1 ч. 1)
Здесь речь идет о наличии у поставщика определенных документов, которые необходимы для выполнения тех или иных видов работ (услуг), являющихся предметом сделки, например:
Членство организации в СРО и действительность свидетельства о допуске к определенному виду работ проверяют несколькими путями:
Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:
Шаг 1. Зайти на главную страницу сайта.
Шаг 2. Перейти на вкладку «Реестр членов СРО».
Шаг 3. Вбить в строку поиска данные организации и нажать кнопку «Поиск».
Шаг 4. Выбрать в результатах поиска нужную компанию и открыть информацию об организации, нажав на ее название.
Также заказчик вправе потребовать от поставщика наличие лицензии, которая действует в течение исполнения контракта.
Закупочная комиссия вправе выбирать способ контроля соответствия участника данным требованиям, в №44-ФЗ такие способы не установлены.
Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)
Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также должно отсутствовать судебное решение о признании поставщика банкротом, об открытии конкурсного производства.
Проверяют статус организации бесплатно на портале «Вестник государственной регистрации». Выписки из этой базы имеют юридическую силу.
Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)
За организацией должны отсутствовать административные правонарушения, из-за которых суд приостановил ее работу на дату подачи заявки. Единого источника, где проверяют такую информацию, нет. Заказчик запрашивает данные:
Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)
Недоимки должны отсутствовать за календарный год, предшествующий дате подачи заявки, и комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям по задолженности. Ее размер не превышает 25% балансовой стоимости активов участника. Поставщик, который подал заявление об обжаловании этих сумм и не получил ответа, соответствует этому требованию.
Для подтверждения комиссия запрашивает справку из ФНС, разрешено обратиться к реестру ФССП.
Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)
Требование распространяется непосредственно на участника (физлицо) либо на его руководителей и главного бухгалтера (для организаций). Необходимо, чтобы эти лица не были дисквалифицированы, правомочны занимать должности и заниматься деятельностью, связанной с предметом контракта. А в течение двух лет до момента подачи заявки поставщик не привлекался бы к ответственности за взятки, незаконную предпринимательскую деятельность.
Процедура проверки регламентирована Приказом МВД №660 от 27.09.2019 (получение справки об отсутствии судимости).
Также в помощь заказчику здесь будут реестры, такие как:
Наличие прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 8 ч. 1)
Правило применимо, если в результате заключения контракта покупатель приобретает права на такие результаты. Сюда же относится создание произведения искусства (литературы), прокат национального фильма.
Комиссия проверяет подлинность патентов, предоставленных исполнителем в составе заявки. Подтверждают наличие прав бухгалтерские и технические документы, нотариальные копии бумаг (для литературы).
Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)
Между должностными лицами заказчика и поставщика не должно быть родственных связей. Правила проверки в законе не установлены, поэтому заказчик действует по своему усмотрению, но так, чтобы исключить близкие отношения, а значит, и возможность влияния сторон сделки друг на друга.
Для заказчиков, которые находятся на государственной (гражданской) службе, действуют специальные правила по конфликту интересов. Эксперты КонсультантПлюс подготовили готовое решение.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)
Еще одно единое требование — то, что участник закупки не является офшорной компанией, которая зарегистрирована в государстве или на территории с льготным налоговым режимом. Список таких мест утвержден Приказом Минфина №108н от 13.11.2007.
Стоит отметить, что оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках для таких компаний при открытии лицевого счета. Прохождение процедуры аккредитации участника на ЭТП уже доказывает, что требование соблюдено.
Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч. 1)
В законе нет уточнения, о каких ограничениях идет речь. Предполагаем, что дело касается любых ограничений, которые накладываются на участников нормативными актами, Правительством РФ (санкции, национальный режим и т.п.).
Способ контроля — на усмотрение заказчика.
Отсутствие в РНП (ч. 1.1)
Установление этого требования — не обязанность покупателя. Заявки от организаций, которые входят в реестр недобросовестных поставщиков, возвращаются или отстраняются.
В п. 6 ч. 11 ст. 54.4, п. 5 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ, указано, кто проверяет участника закупки на РНП 44-ФЗ — электронная площадка, и при наличии сведений о потенциальном поставщике в РНП возвращает его заявку. Проверка проходит в автоматическом режиме, если заказчик установил такое требование при размещении тендера. Сотрудники заказчика, которые рассматривают заявки, размещают протоколы рассмотрения заявок, дополнительно проверяется соответствие требованию отсутствие сведений в РНП по 44-ФЗ с помощью функционала единой информационной системы. При выявлении сведений вправе отстранить участника за предоставление недостоверных сведений до заключения контракта.
Анонс изменений ЕИС версии 12.0
Руководства пользователя и обучающие материалы будут доступны в разделе «База знаний» в личном кабинете пользователя ЕИС. Детальная информация по новым возможностям и ссылки на руководства пользователя, дополнительные материалы представлены в соответствующих разделах новости. Также информация о реализованных доработках будет освещаться 22 декабря в 10:00 по московскому времени на Всероссийском совещании «Новации Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов. Новые функциональные возможности единой информационной системы в сфере закупок версии 12.0».
Обращаем внимание разработчиков внешних систем размещения заказа и электронных площадок, что актуальные требования к процедурам приема, передачи информации и форматам обмена изложены в Альбоме ТФФ и размещены в разделе «Документы» на официальном сайте ЕИС.
Дополнительно сообщаем, что информация о времени проведения регламентных работ будет опубликована позже в разделе «Новости» официального сайта ЕИС.
В части нового порядка осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ
С 01.01.2022 вступают в силу существенные изменения Закона № 44-ФЗ, направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. В частности, предусматривается совершенствование порядка определения поставщика, в соответствии с которым:
● сокращено количество открытых конкурентных способов с 11 до 3. Исключены бумажные способы, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. С 01.01.2022 заказчики смогут проводить закупки путем электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса котировок, а также осуществлять закупки у единственного поставщика.
● извещение об осуществлении закупки будет состоять из структурированной информации и прилагаемых документов в соответствии с частями 1 и 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 44-ФЗ приоритет будет иметь информация, содержащаяся в ЕИС (структурированная информация).
● установлены единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, сроку его размещения в ЕИС, внесения в него изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.
● установлены новые требования к участникам закупок, определяющие условия допуска к участию в конкурентных закупках с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 20 млн рублей и необходимость установки в таких закупках одного из дополнительных требований к участникам в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что закупки, извещения о проведении которых размещены до 31.12.2021 (включительно), проводятся по правилам, действовавшим до дня вступления в силу изменений в рамках Закона № 360-ФЗ.
В части общих изменений формирования извещения об осуществлении закупки
Начиная с данной версии ЕИС будут реализованы следующие доработки:
● реализована возможность указания сведений о количестве, единице измерения и месте поставки товара, поставляемого в рамках закупаемых работ, оказываемых услуг;
● обеспечена возможность указания информации о казначейском сопровождении контракта отдельно в отношении всех расчетов по контракту и отдельно в части выплаты аванса;
● реализована возможность указания информации о финансовом обеспечении закупки в разрезе кодов объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества в случае осуществления закупок, предметом которых является приобретение объектов недвижимого имущества, подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов), а также по закупкам, предусматривающим заключение контрактов жизненного цикла на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
● информация об обеспечении исполнения контракта (при заключении контракта жизненного цикла) будет указываться раздельно в отношении:
— исполнения обязательств по поставке товара или выполнению работы;
— исполнения обязательств по последующему обслуживанию, эксплуатации (при наличии) в течение срока службы, ремонту и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
● обеспечена возможность указания размера преимуществ в отношении цены контракта в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н посредством выбора значения из справочника;
● информация о предоставлении преимуществ на участие в закупке субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям будет устанавливаться в блоке «Преимущества» на вкладке «Требования к участникам» (уточнения в статье 30 Закона № 44-ФЗ);
● исключена возможность установки на вкладке «Требования к участникам» одновременно двух признаков: «Преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ» и «Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не
являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ)»;
● реализована возможность проведения централизованных закупок с привлечением организации, осуществляющей полномочия заказчика в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.
В части формирования извещения о проведении электронного конкурса в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона № 44-ФЗ
Начиная с данной версии ЕИС обеспечивается возможность проведения открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, предусматривающего следующие особенности:
● установление в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;
● исключение процедуры рассмотрения первых частей заявок;
● исключение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Для проведения электронного конкурса с учетом указанных особенностей, при формировании извещения об осуществлении закупок, необходимо будет указывать признак «Конкурс проводится в соответствии с ч. 19 ст. 48 Закона № 44-ФЗ». Обращаем внимание, что редактирование данного признака после размещения извещения об осуществлении закупки будет недоступно.
С особенностями применения критериев оценки, предусмотренных частью 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ, а также с новым порядком оценки заявок по данным критериям, можно ознакомиться в проекте постановления Правительства Российской Федерации (взамен постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085), вступающим в силу с 01.01.2022.
В части формирования и размещения протоколов закупки
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ, в протоколы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок, извещения об осуществлении которых будут размещены в ЕИС начиная с 01.01.2022, не будет включаться информация об участниках закупки (за исключением идентификационных номеров заявок таких участников).
Также обращаем внимание, что протокол рассмотрения и оценки первых или вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе считается финальным в случае признания закупки несостоявшейся в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона № 44-ФЗ (по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия отклонила все такие заявки). Формирование отдельного протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в этом случае не требуется.
В части обязательного указания в карточке закупки информации об осуществлении новой закупки или заключении контракта по результатам несостоявшейся закупки
Начиная с данной версии ЕИС, в случае признания закупки несостоявшейся в связи с отсутствием заявок (отклонением всех поданных заявок), для осуществления новой закупки или заключения контракта с единственным поставщиком необходимо будет в разделе «Результаты определения поставщика» указывать один из следующих признаков:
В части нового порядка заключения контрактов в соответствии с Законом № 44-ФЗ
С 01.01.2022 вносятся изменения в статью 51 Закона № 44-ФЗ, предусматривающую новый порядок и сроки заключения контрактов по результатам электронных процедур. Данным порядком предусматривается возможность заключения контракта с участником закупки, заявке которого присвоен третий и последующий порядковый номер. Ранее возможность заключения контракта была предусмотрена только с участником закупки, заявке которого присвоен второй порядковый номер. При этом направление проекта контракта заказчиком участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, возможно в случаях, когда участник закупки, с которым заключается контракт, признан уклонившимся от заключения контракта, либо заказчик отказался от заключения контракта с таким участником.
Кроме того, для заказчика и участника закупки меняются сроки направления проекта контракта и его подписание:
● срок направления проекта контракта заказчиком участнику закупки изменен с 5 дней на 2 рабочих дня (следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика);
● срок подписания проекта контракта участником закупки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости), либо направления протокола разногласий изменен с 5 дней на 5 рабочих дней (следующих за днем размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта);
● срок направления доработанного проекта контракта заказчиком участнику закупки после получения протокола разногласий изменен с 3 рабочих дней на 2 рабочих дня (следующих за днем размещения участником закупки протокола разногласий);
● срок подписания проекта контракта участником закупки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости) после рассмотрения заказчиком протокола разногласий изменен с 3 рабочих дней на 1 рабочий день (следующий за днем размещения заказчиком доработанного проекта контракта);
● срок подписания проекта контракта заказчиком (в том числе после протокола разногласий) изменен с 3 рабочих дней на 2 рабочих дня (следующих за днем размещения участником закупки подписанного со своей стороны проекта контракта).
В связи с этим, начиная с данной версии ЕИС будут реализованы следующие доработки:
● обеспечена возможность заключения контракта с участником закупки, заявке которого присвоен третий и последующий порядковый номер. При этом участник закупки, заявке которого присвоен четвертый и последующий порядковый номер, вправе отказаться от заключения контракта путем формирования на электронной площадке отзыва своей заявки. При формировании заказчиком в ЕИС проекта контракта обеспечивается проверка наличия информации об отзыве заявки;
● изменены сроки направления проекта контракта и его подписания сторонами в соответствии со статьей 51 Закона № 44-ФЗ;
● структурирована форма протокола разногласий со справочником причин формирования такого протокола и информационными сообщениями для заказчика;
● реализованы информационные сообщения для заказчика при заключении контракта жизненного цикла о необходимости обязательного предоставления участником закупки при подписании проекта контракта обеспечения исполнения контракта в части поставки товара (выполнения работы).
В части согласования заключения контракта с единственным поставщиком с контрольным органом в сфере закупок
С 01.01.2022 заключение контракта с единственным поставщиком будет осуществляться по согласованию с контрольным органом в сфере закупок посредством ЕИС, в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, и превышения предельного размера начальной (максимальной) цены контракта, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 № 961.
В связи с этим, начиная с данной версии ЕИС обеспечена возможность:
● формирования заказчиком в личном кабинете 44-ФЗ обращения о согласовании закупки с единственным поставщиком (далее – обращение), а также направление его в контрольный орган в сфере закупок;
● получения и рассмотрения обращений контрольным органом в новом реестре «Реестр обращений в контрольный орган в сфере закупок».
В части работы с реестром контрактов
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ, начиная с данной версии ЕИС будут реализованы следующие доработки:
● актуализированы справочники «Основания осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика исполнителя)» и «Причины изменений условий контракта» в соответствии со статьями 93 и 95 Закона № 44-ФЗ;
● обеспечено автоматическое прохождение проверки сведений об исполнении контракта на основании документа о приемке в электронной форме, которые будут размещены в реестре контрактов после подписания заказчиком, в соответствии со статьей 103 Закона № 44-ФЗ. Проверка сведений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее – ПП РФ № 1084);
● добавлено обязательное поле «Группа работ по строительству», которое заполняется в случае, если по контракту установлен признак «Предмет контракта относится к работам по строительству»;
● обеспечена возможность указания кода объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества (далее – код ОКС), а также реализована автоматическая проверка соответствия информации о кодах ОКС и финансовом обеспечении в разрезе данных кодов, указанных в сведениях о контракте и информации в связанном извещении о проведении закупки или позиции плана-графика;
● добавлен новый признак «Контракт жизненного цикла» (далее – КЖЦ), который автоматически наследуется из извещения об осуществлении закупки и не подлежит редактированию. В случае если признак КЖЦ установлен, то в соответствии с требованиями статьи 96 Закона № 44-ФЗ, необходимо указать требование обеспечения исполнения контракта раздельно в части поставки товара или выполнения работы (в том числе при необходимости проектирования объекта капитального строительства, создания товара, который должен быть создан в результате выполнения работы) и последующего обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
Также, начиная с данной версии, в соответствии со вступающими в силу 01.01.2022 абзацами 4, 5 и 6 подпункта «б» пункта 14 ПП РФ № 1084, будет реализована возможность направления на проверку сведений об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), о расторжении контракта в финансовые органы и органы управления государственными внебюджетными фондами.
В части формирования и подписания документов о приемке в электронной форме посредством ЕИС
С 01.01.2022 вступают в силу изменения Закона № 44–ФЗ, предусматривающие обязательное формирование и подписание документов о приемке в электронной форме посредством ЕИС в рамках исполнения контрактов, заключенных по результатам электронных процедур. Также сведения об исполнении контракта, сформированные на основании таких документов о приемке, согласно статье 103 Закона № 44-ФЗ, будут автоматически размещаться в реестре контрактов ЕИС.
В связи с этим, начиная с данной версии ЕИС будут реализованы следующие доработки:
● автоматическое включение обязательности формирования и подписания документов о приемке в электронном виде в ЕИС при исполнении контрактов, заключенных по результатам электронных процедур;
● обеспечено автоматическое прохождение проверки сведений об исполнении контракта на основании документа о приемке;
● возможность расчета суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) от итоговой стоимости выполненных работ в разрезе различных ставок НДС. Данная возможность реализована для документов о приемке со специализацией «Строительство». Также для таких документов о приемке реализована возможность округления итоговых стоимостных значений до целых рублей. Формирование документа о приемке с отражением суммы НДС отдельно по каждой позиции конструктивного решения (вида работ) по-прежнему доступно пользователям;
● возможность формирования документа о приемке по контрактам на приобретение жилых помещений, содержащего дополнительные реквизиты жилого помещения (адрес, кадастровый номер и пр.) и индивидуальные сведения о собственнике помещения, в том числе физическом лице, застройщике и их представителях, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в подразделениях Росреестра, а также визуализации таких сведений в дополнительной печатной форме;
● возможность формирования и подписания документов о приемке с ценой за право, по контрактам, заключенным в соответствии со статьей 68 Закона № 44-ФЗ;
● реализована возможность заполнения в документе о приемке сведений о месте поставки в соответствии со справочником «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (ОКТМО) в дополнение к уже доступному справочнику «Классификатор адресов Российской Федерации» (КЛАДР);
● проверка предоставления обеспечения исполнения контракта, в части последующего обслуживания по контрактам жизненного цикла, при подписании документа о приемке, в соответствии с частью 7.2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
В части формирования сведений о бюджетных обязательствах
Начиная с данной версии ЕИС будут реализованы следующие доработки:
● при формировании сведений о бюджетных обязательствах (далее – БО) по размещенным после 01.01.2022 закупкам, содержащим уникальный кода объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества (далее – код ОКС), а также по контрактам, заключенным по указанным закупкам, будет обеспечено указание кода ОКС в поле «Уникальный код объекта». В иных случаях указание кода ОКС в поле «Уникальный код объекта» недоступно;
● будет добавлено поле «КПП крупнейшего налогоплательщика» в блоке «Контрагенты» БО. При этом обеспечено автоматическое заполнение указанного поля в случае, если КПП крупнейшего налогоплательщика указан в сведениях о контракте.
В части нового порядка проведения общественного обсуждения закупок
В соответствии с изменениями статьи 20 Закона № 44-ФЗ, начиная с данной версии ЕИС будет реализована возможность проведения общественного обсуждения закупок по новому порядку, согласно которому:
● минимальное значение начальной (максимальной) цены контракта, при которой заказчики обязаны проводить общественное обсуждение закупок, увеличено с 1 до 2 млрд руб.;
● исключена возможность проведения общественного обсуждения закупок вне ЕИС.
В части проведения электронного аукциона для торгов по обращению с твердыми коммунальными отходами
В соответствии с требованиями пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» в отношении не менее пятнадцати процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного, начиная с данной версии ЕИС для способа закупки «Электронный аукцион для торгов по обращению с твердыми коммунальными отходами» добавлен раздел «Требования к участникам», в котором заказчик сможет установить требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а также выставить ограничение на проведение закупки только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанные требования будут применяться для закупок, извещения по которым будут размещены с 01.01.2022.
В части работы с реестром независимых гарантий
В соответствии с изменениями статьи 45 Закона № 44-ФЗ с 01.01.2022 расширяется перечень гарантов, которые вправе выдавать гарантии для целей обеспечения заявок, исполнения контрактов и гарантийных обязательств по государственным (муниципальным) закупкам. Вследствие этого понятие «банковская гарантия» изменено на «независимая гарантия».
В связи с этим, начиная с данной версии ЕИС будут реализованы следующие доработки:
● обеспечение доступа для фондов содействия кредитованию (региональных гарантийных организаций), государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и Евразийского банка развития к реестру независимых гарантий;
● осуществление замены основных терминов, применяемых во всех подсистемах ЕИС: «Реестр банковских гарантий» переименован в «Реестр независимых гарантий», «банковская гарантия» в «независимая гарантия», «Банк» в «Гарант».
Помимо этого, для организаций со следующими полномочиями будет предоставлен доступ к сведениям о независимых гарантиях:
● организация, осуществляющая закупку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
● заказчик по Федеральному закону № 223-ФЗ, осуществляющий закупки в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ;
● специализированная организация.
В части формирования отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций
В соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238 постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 № 1799, с 01.04.2021 в отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – отчет) учитываются контракты, заключенные с единственным поставщиком, в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, начиная с данной версии ЕИС актуализированы алгоритм автоматического заполнения отчета, а также наименования блоков отчета.
В части работы с реестром недобросовестных поставщиков
В соответствии с вступающими в силу с 01.01.2022 изменениями статьи 104 Закона № 44-ФЗ изменен реквизитный состав реестровой записи о недобросовестном поставщике, отображаемый на официальном сайте ЕИС. В связи с этим, начиная с данной версии ЕИС по реестровым записям, внесенным с 01.01.2022, будут полностью исключены разделы «Информация о контракте» и «Информация о проведенных закупках», а также иная информация, не предусмотренная статьей 104 Закона № 44-ФЗ.
В части подачи жалобы в электронном виде посредством ЕИС
Начиная с 01.01.2022 в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ при проведении электронных процедур становится обязательной подача жалоб в ФАС России в электронной форме посредством ЕИС.
С связи с этим, начиная с данной версии ЕИС реализованы следующие доработки:
● обеспечена возможность подачи жалобы в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления;
● реализована возможность подачи жалобы на следующие организации: банки, государственная корпорация «ВЭБ.РФ», региональные гарантийные организации;
● добавлена возможность подачи жалобы на аккредитацию на электронной торговой площадке без указания предмета закупки.
Также в соответствии с вступающими в силу пунктом 6 части 4 и пунктом 3 части 5 статьи 105 Закона № 44-ФЗ в случае, если жалоба подается на положения извещения об осуществлении закупки, в которой установлено требование:
● отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, участнику необходимо будет подтвердить свое отсутствие в РНП при формировании жалобы;
● исполнения участником в течение 3 лет до даты подачи заявки контракта (договора), стоимость исполненных обязательств по которым должна составлять не менее 20 % НМЦК в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, участнику необходимо будет подтвердить свой опыт, отразив контракты (договора), соответствующие требованию, при формировании жалобы.
В части работы и формирования информации в личном кабинете 223-ФЗ
● Начиная с данной версии ЕИС для договоров, период исполнения которых превышает один календарный год (долгосрочный договор), в реестре договоров при создании новых сведений о договоре или внесении изменений в ранее размещенные сведения добавлена возможность указывать информацию об объемах оплаты такого договора в течение каждого календарного года его исполнения. Также будет осуществляться проверка на совпадение итоговой суммы по году исполнения с ценой договора и на заполнение сведений об объеме оплаты долгосрочного договора.
● Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает размер годового объема закупок, который планируется осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 20 процентов совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению. На основании изложенного, начиная с данной версии ЕИС, указанный показатель будет скорректирован для реестра планов закупки и для алгоритма проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.
В части работы и формирования информации в едином реестре участников закупок
В соответствии с вступающими в силу с 01.01.2022 изменениями Закона № 44-ФЗ, в едином реестре участников закупок ЕИС (далее – ЕРУЗ):
● исключен срок регистрации участника закупок;
● добавлено требование о внесении информации о полном адресе места жительства физического лица и новом порядке предоставления деклараций в заявке на участие в закупке;
● добавлено требование об отсутствии сведений об учредителях в реестре недобросовестных поставщиков.
В соответствии с этим, начиная с данной версии ЕИС, реализованы следующие доработки:
● В соответствии с изменениями в статье 24.2 Закона № 44-ФЗ будет обеспечена бессрочная регистрация в Едином реестре участников закупок ЕИС (далее – ЕРУЗ) и аккредитация на электронных площадках.
● В соответствии с изменениями подпункта «а» пункта 3 части 3 статьи 104, а также изменениями части 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ с 01.01.2022 будет реализован функционал по формированию сведений об учредителях и информации о членах коллегиального исполнительного органа, на основании которого на электронных площадках будет осуществляться автоматизированная проверка учредителей на наличие в реестре недобросовестных поставщиков. Информация об учредителях будет формироваться автоматически при регистрации или редактировании регистрационных сведений. Информация о членах коллегиального исполнительного органа будет формироваться пользователями вручную при регистрации или редактировании регистрационных сведений.
● В соответствии с требованиями статьи 43 Закона № 44-ФЗ с 01.01.2022 будет добавлена возможность внесения (вручную) полной информации об адресе места жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. Информация об адресе места жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя будет поступать автоматически в адрес электронных площадок.
● Также будет изменен порядок предоставления в составе заявки на участие в закупке деклараций, подтверждающих принадлежность участников закупок к учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, предусмотренных частью 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ, или социально ориентированным некоммерческим организациям. Новым порядком предусмотрено автоматическое направление оператором электронной площадки данных деклараций заказчику путем информационного взаимодействия с ЕИС. На основании изложенного, в личном кабинете для участников закупок, являющихся юридическими лицами Российской Федерации и (или) филиалами юридических лиц Российской Федерации, реализовано прикрепление следующих документов:
— «Декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы»;
— «Декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ»;
— «Декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям».
В части работы с базой знаний на официальном сайте ЕИС
Начиная с данной версии, в связи с обязательным применением электронного актирования с 01.01.2022, на официальном сайте ЕИС обновлен и расширен блок «Электронное актирование» в разделе «Часто задаваемые вопросы».
Пользователю доступны информационные статьи, подробно описывающие порядок работы заказчиков и поставщиков по работе с документами о приемке в электронной форме в ЕИС.
В части развития Мобильного приложения ЕИС
В соответствии с изменениями Закона № 44-ФЗ, в Мобильном приложении ЕИС реализованы следующие доработки карточек закупок:
● добавлены новые реквизиты: даты окончания срока рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и даты проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги;
● реализовано отображение порядкового номера участника закупок в блоке «Участник(и), с которым планируется заключить контракт»;
● добавлен блок «Условия контракта жизненного цикла», который будет отображаться при наличии соответствующей информации в извещении о закупке;
● добавлено поле «Объем привлечения» в блок сведений «Преимущества, требования к участникам», который будет отображаться при наличии соответствующей информации в извещении о закупке.
Данные изменения будут отображаться по закупкам, извещения по которым будут опубликованы после 01.01.2022.
Скачать или обновить Мобильное приложение ЕИС можно в AppStore и GooglePlay.
В части работы Плагина ГИС «Независимый регистратор»
В соответствии с изменениями Закона № 44-ФЗ будут реализованы доработки ГИС «Независимый регистратор» для фиксации событий при проведении электронных процедур, а также информационного взаимодействии электронных площадок с ЕИС.
Также 20.01.2022 будет выпущена новая версия Плагина ГИС «Независимый регистратор», включающая в себя видеоплеер для просмотра видеозаписей с автоматической проверкой подлинности и неизменности видеозаписи. Видеозаписи, сделанные с помощью плагина ГИС «Независимый регистратор», участники закупок могут использовать для защиты своих прав и законных интересов при предоставлении их в контрольные органы или суды.