Протестантская церковь это что такое в россии

Что такое протестантская церковь?

Протестантская церковь это что такое в россии

Как известно, в христианстве существует три направления: католичество (представленное католической церковью), православие (представлено, соответственно, православной церковью) и протестантизм. Церковь, исповедующая последнее направление христианства, получила название протестантской.

Церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантскому направлению христианства.

Откуда появилось название «протестант»?

Существует несколько версий ответа на этот вопрос. Основная версия – историческая. В 1526 году Первый Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название «протестантов», а возникшие в результате Реформации конфессии — «протестантскими».

Особенности протестантской церкви

В чём суть протестантской церкви, и чем она отличается от двух других христианских церквей?

Прежде всего, отметим, что протестантская церковь – это самая настоящая церковь. У неё есть все признаки и характеристики церкви. Помимо этого, время и история доказали, что протестанты – это не каприз эпохи Средневековья, а христианская церковь, занявшая своё уникальное место в истории христианства.

Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI в. как оппозиция установлениям и практике Римско-католической церкви. Процесс преобразования церковной практики принято называть «Реформацией», или «воссозданием». Идеалом Реформации было возвращение к апостольскому христианству с его первоначальными христианскими принципами, от которых, по мнению идеологов Реформации, Римско-католическая церковь отошла.

Возглавил движение по возвращению Церкви к апостольскому христианству священник Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось 17 октября 1517 года, когда он обнародовал 95 тезисов с критикой учения католической церкви о торговле индульгенциями, чистилища, молитв за умерших и спасения заслугами святых. Среди прочего, им были отвергнуты папская власть, особая благодатность священства и его посредничество в спасении людей, церковная обрядовость и подчинённость Церкви светской власти.

Основы вероучения протестантской церкви

Sola Scripture («только Писание»): Библия является единственным боговдохновенным и подлинным Божьим Словом, единственным источником христианских доктрин, ясным и способным истолковать само себя.

Sola Fide («только верой»): Прощение грехов можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.

Sola Gratia («только благодатью»): Спасение приходит только посредством Божьей благодати, как незаслуженно явленной милости, явленной Богом грешнику ради Иисуса, но не как нечто заслуженное грешником.

Solus Christus («только Христос»): Иисус является единственным посредником между Богом и человеком; спасение возможно только через веру в Него.

Soli Deo Gloria («только Богу слава»): человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, поскольку спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар искупления Иисуса на Кресте, но также дар веры в это искупление, рождённой в сердцах верующих Святым Духом.

Какие деноминации считаются протестантскими?

В ходе исторического и богословского развития в протестантизме возникли и закрепились следующие базовые течения: лютеранство (от фамилии «Лютер»), цвинглианство (от фамилии «Цвингли»), кальвинизм (от фамилии «Кальвин»), анабаптизм, меннонитство и англиканство.

В дальнейшем внутри некоторых основных течений возник ряд других – таких, как: Евангельские христиане, баптисты, адвентисты седьмого дня, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения, харизматы и др.

Преимущества и особенность протестантской церкви «Благая весть онлайн»

Церковь «Благая весть онлайн», как протестантская церковь, не только придерживается пяти вышеназванных истин, но и распространяет их в своих евангелизационных мероприятиях, проповедях, учении и публикациях. Каждый посетитель церкви сайта, социальных сетей или подписчик рассылок церкви «Благая весть онлайн», открыто узнаёт об этом.

По своей деноминационной принадлежности церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантизму, в частности, христианам веры евангельской (пятидесятников). Мы служим людям онлайн, поэтому для нас не важно, в какой стране или в каком городе Вы проживаете. Наши богослужения смотрят в России, Украине, странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Молдова, Армения, Кыргызстан), в странах Европы (Германия, Латвия, Эстония), а также русскоязычные зрители в США и Канаде.

Подробнее об этом читайте в публикации «Что такое «евангельская церковь».

Источник

Протестантизм: история реформации

Протестантская церковь это что такое в россии

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

Протестантская церковь это что такое в россииОсновные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

Существуют и другие принципы:

Протестантская церковь это что такое в россии

Протестантизм в современном мире

Протестантизм и православие: отличия

Протестантская церковь это что такое в россии

Интересный факт о протестантизме

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

Протестантская церковь это что такое в россии

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Источник

Вопросы о протестантских церквях в России

Протестанты — кто они?

Протестантская церковь это что такое в россииПротестанты — это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких ветвей христианского учения.

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты, или евангельские христиане, верят, что Библия — самый авторитетный источник учения для христиан. Православные христиане и католики в основном верят, что церковные традиции имеют большой вес и считают, что можно понять Библию только в контексте церковной традиции. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в эту основополагающую палитру мнений. Однако, несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна 17:21 «Да будут все едино…».

Ниже приводятся ответы на часто возникающие вопросы о различиях между церквями.

Против чего протестуют протестанты?

Слово «протестант» вошло в обиход со времен Мартина Лютера, когда немецкие князья выразили протест на церковном соборе в Спирее в 1529 году против формального вероисповедания, продажи индульгенций и покупки церковных должностей. Сейчас протестантскими называют все евангельско-христианские организации.

Современные протестанты в России протестуют против абортов, алкоголизма, наркомании — против греха и против формального вероисповедания.

Как протестанты истолковывают Библию?

В ортодоксальных конфессиях считают, что только руководители церквей могут толковать Библию верно. Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии с Божьей помощью, размышляя над Писанием и внимательно изучая его.

В Библии говорится: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; … сие помазание учит вас всему» (1 Послание Иоанна 2:27). Иисус Христос сказал: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Евангелие от Иоанна 16:13, 6:45; Книга пророка Исайи 8:20).

Библия одобряет личное изучение Писания: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Интересно заметить, что жители города даже не были христианами, но Божье Слово хвалит их за то, что они сверяли учение Павла с Библией.

Что протестанты думают о церковных традициях?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» и в Евангелии от Матфея 15:3 «…Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? … таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

Почему большинство протестантов не крестят младенцев?

Протестанты верят, что все дети после смерти попадают в Рай. Библия говорит, что дети не знают добра и зла (Второзаконие 1:39). В Послании к Римлянам (5:13) написано: «…Но грех не вменяется, когда нет закона».

Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14). В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев. Но многие протестанты крестят детей с 10–12 лет, когда они могут осмысленно принять покаяние.

Почему протестанты крестятся в воде снова, когда становятся взрослыми?

В Деяниях Апостолов (19:1–7) апостол Павел крестил 12 человек, которые были крещены до этого. Многие протестанты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым часто рекомендуют креститься снова, после того как они покаются.

Большинство протестантов следуют библейским примерам, в которых крещение происходит после покаяния, а не наоборот (Евангелие от Матфея 3:6; Евангелие от Марка 1:5, 16:16; Евангелие от Луки 3:7–8; Деяния 2:38,41, 8:12,16:15, 33, 18:8,19:5, 22:16).

Почему в церквях и домах протестантов нет икон?

Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, что бы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш».

Во Второзаконии (4:15–16) Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…».

Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

Почему протестанты не молятся святым или Деве Марии?

Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил молиться, говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9). Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю.

Они основывают это на Второзаконии (18:10–12), где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающий мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» — консультироваться, узнавать, искать или молиться умершим).

Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1 Паралипоменон 10:13–14). В 1 Тимофею (2:5) говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

Что протестанты думают о Деве Марии?

Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого является Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал ее, как наконец она родила Сына Своего первенца» и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Евангелие от Матфея 12:46, 13:55–56; Евангелие от Марка 3:31; Евангелие от Иоанна 2:12, 7:3).

Протестанты не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она называла Бога Своим Спасителем; но ей не нужен был бы Спаситель, если бы она была без греха.

Как может быть больше одной церкви?

Одним из основополагающих тезисов протестантизма является утверждение, что каждый верующий во Христа может исповедовать его в согласии с принципом свободы совести. Именно этим обусловлено такое разнообразие протестантских церквей. Мы понимаем слово «церковь» и как всемирное объединение (вселенская) верующих во Христа, и как конкретную общину верующих, проживающих на какой-то территории. Такое понимание не расходится и с православным вероучением.

Вселенская церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от той конфессии, к которой они относятся. Апостол Павел описывает такую вселенскую Церковь так: «Всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Коринфянам 1:2).

Каково мнение протестантов о мощах святых?

Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что случай с костями Елисея, воскресившими умершего (4 Царств 13:21), был ничем иным, как исполнением Божьего обещания дать Елисею вдвойне духа, бывшего на Илии (4 Царств 2:9). Чудо, произошедшее после смерти Елисея, как раз вдвойне превысило количество чудес, совершенных Илией. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, чтобы тела умерших благочестивых людей делать объектом поклонения.

Почему протестантских служителей не называют «отец»?

Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле…», что, по мнению протестантов, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем. В протестантских церквях верующие друг друга называют братьями и сестрами, а руководителей церквей — пасторами и епископами.

Почему протестанты не творят крестных знамений?

Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они так же не учат этому.

Почему в протестантских церквях нет иконостасов?

Протестанты верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от святое-святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Евангелие от Матфея 27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены, если покаемся и поверим во Христа ради нашего спасения.

Как могут протестанты проводить богослужения в таких местах, как кинотеатры, ведь они не являются святыми и не освящены?

Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих.

Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам 3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах. Например, в школе (Деяния 19:9), в еврейских синагогах (Деяния 18:4,26, 19:8), в еврейском храме (Деяния 3:1), и в частных домах (Деяния 2:46, 5:42, 18:7; Филимону 1:2, 18:7; Колоссянам 4:15; Римлянам 16:15 и 1 Коринфянам 16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деяния 16:13), в уличной толпе (Деяния 2:14) и на площади (Деяния 17:17)! Протестанты строят дома молитвы, в которых и собирается церковь-то есть люди, верующие во Христа.

Верят ли протестанты, что можно попасть в Рай после очищения в чистилище?

Протестанты верят, что существуют Рай и ад, но они не верят в чистилище. Библия говорит: «Ибо Он (Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:14). Так как указывается, что только одно жертвоприношение, страдание Христа, делает нас совершенными, то другие жертвы не требуются. Библия так же говорит: «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евреям 10:18).

Другими словами, не требуется никакого страдания в чистилище, если мы прощены. Протестанты верят, что 1 Коринфянам 3:9–15 относится к испытанию дел верующих в судный день, а не к чистилищу. Так же протестанты обеспокоены, что идея чистилища может ввести грешников в заблуждение относительно прощения их грехов после смерти в чистилище, так как это невозможно.

Молятся ли протестанты за умерших?

Описывая Рай или ад в Евангелии от Луки (16:26), Христос говорит только о Рае и аде, а не о чистилище. Дальше Он говорит, что «невозможно перейти из ада в Рай: и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Протестанты верят, что в Библии нет доказательств существования места между Раем и адом, где люди могли бы искупить свои грехи. Также в Библии нет примеров молитвы за умерших. Протестанты считают, что молитва за умерших неспособна им помочь (Псалом 48:7–8).

Какую Библию читают протестанты?

Протестантская Библия не включает в себя так называемые неканонические книги и апокрифы, которые входят в Писания других христианских конфессий. Протестанты не включают их в Библию потому, что Иисус никогда не ссылался на них, и они не цитируются в Новом Завете. Это отличает их от остальных книг Ветхого Завета.

Что нужно сделать для того, чтобы иметь вечную жизнь со Христом на Небесах?

Апостол Петр, когда ему задали подобный вопрос (Деяния 2:37–38), ответил так: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Поэтому нам нужно просто покаяться в своих грехах и креститься.

Иисус в Евангелии от Луки (13:3) сказал, что, «если не покаетесь, все так же погибнете». Покаяние означает отказ от своего грешного образа жизни, решение следовать за Христом и подтверждение этого решения водным крещением, стараясь жить жизнью, угодной Богу. Самопокаяние — это Божий дар, который необходимо принять, не откладывая на потом. Исайя 55:6 говорит: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко». Иисус сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 4:17). Ответишь ли ты на Его призыв? Примешь ли ты Его Господом своей жизни? Если да, то помолись этой молитвой:

Если ты помолился этой молитвой и сделал это искренне, тогда твои грехи прощены (1 Иоанна 5:13). Продолжай ходить с Богом, и для этого тебе нужна помощь и общение с другими христианами. Читай Библию, ежедневно молись и будешь с Христом.

В Деяниях Апостолов (2:41–42) говорится: «Итак, охотно принявшие слово его, крестились, и присоединились в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».

Далее дана молитва «Отче Наш», данная нам Иисусом Христом для примера, как нужно молиться.

Источник

Протестантизм. Краткая справка

Про­те­стан­тизм (от лат. protestatio, onis f [protestor] – про­воз­гла­ше­ние, заве­ре­ние; в отд. слу­чаях – воз­ра­же­ние, несо­гла­сие) – сово­куп­ность рели­ги­оз­ных общин (около 20 000 дено­ми­на­ций), каждая из кото­рых отож­деств­ляет себя с Цер­ко­вью Божьей, Хри­сто­вой, пола­гает, что испо­ве­дует чистую веру, осно­ван­ную на Еван­ге­лии, на учении святых апо­сто­лов, но в дей­стви­тель­но­сти пред­став­ляет собой псевдо­хри­сти­ан­скую общ­ность, или секту. В основе веро­уче­ния каждой про­те­стант­ской общины, а также в основе норм бого­слу­же­ния и бого­по­чи­та­ния лежит свое­об­разно интер­пре­ти­ро­ван­ное бого­от­кро­вен­ное учение, изло­жен­ное в Свя­щен­ном Писа­нии, глав­ным обра­зом — в кано­ни­че­ских Книгах Нового Завета.

Про­те­стан­тизм обра­зо­вался в ходе Рефор­ма­ции, в XVI в. При­чи­ной начала рефор­ма­ци­он­ных дви­же­ний стало недо­воль­ство отдель­ных пред­ста­ви­те­лей Римско-Като­ли­че­ской церкви зло­упо­треб­ле­ни­ями со сто­роны её пас­тыр­ства, и прежде всего со сто­роны рим­ских пап. Лиде­ром рели­ги­оз­ной рево­лю­ции стал Мартин Лютер. Его планы заклю­ча­лись в частич­ной реформе церкви и огра­ни­че­нии власти папы. Первое откры­тое выступ­ле­ние Лютера против поли­тики като­ли­че­ской церкви состо­я­лось в 1517 году. Затем Лютер разо­слал тезисы своим дру­зьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее счи­та­лось, что рефор­ма­тор пуб­лично и яростно осудил тор­говлю индуль­ген­ци­ями, однако он не отри­цал пра­во­мер­ность и дей­ствен­ность индуль­ген­ций, но только зло­упо­треб­ле­ния в их выдаче. Его 71‑й тезис гласил: «Кто гово­рит против истины пап­ских отпу­ще­ний – да будет тот предан ана­феме и про­клят».

Дру­гими осно­во­по­лож­ни­ками про­те­стан­тизма, помимо Мар­тина Лютера, были Ж. Каль­вин, У. Цвингли, Ф. Меланх­тон.

Про­те­стан­тизм, в силу доста­точно воль­ного отно­ше­ния к мето­дам и при­ё­мам интер­пре­та­ции Свя­щен­ного Писа­ния, очень неод­но­ро­ден и вклю­чает в себя тысячи направ­ле­ний, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё раз­де­ляет хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния о Боге Троице, еди­но­су­щии Боже­ских Лиц, Бого­че­ло­веке Иисусе Христе (Вопло­ще­нии, Искуп­ле­нии, Вос­кре­се­нии Сына Божия), о бес­смер­тии души, рае и аде, Страш­ном Суде и т. д.

Довольно резкая раз­ница между Пра­во­сла­вием и про­те­стан­тиз­мом усмат­ри­ва­ется в отно­ше­нии учения о Церкви, и это есте­ственно, ведь если бы про­те­станты согла­си­лись с пра­во­слав­ным (или даже с като­ли­че­ским) уче­нием, им не оста­лось бы ничего иного, кроме как при­знать свои «церкви» лож­ными. Помимо того, что про­те­стан­тизм отвер­гает учение о Пра­во­слав­ной Церкви как един­ственно истин­ной и спа­си­тель­ной, про­те­станты, частично или пол­но­стью, отри­цают цер­ков­ную иерар­хию (свя­щен­но­на­ча­лие), Таин­ства, авто­ри­тет Свя­щен­ного Пре­да­ния, на основе кото­рого стро­ится не только тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, но и бого­слу­жеб­ная прак­тика, аске­ти­че­ский опыт хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков, почи­та­ние святых и инсти­тут мона­ше­ства.

Пять глав­ных веро­учи­тель­ных тези­сов клас­си­че­ского про­те­стан­тизма:

Учи­ты­вая, что про­те­стан­тизм – не единое рели­ги­оз­ное направ­ле­ние, но раз­дроб­лен­ное на мно­же­ство част­ных, выше­ука­зан­ные заме­ча­ния при­ло­жимы к раз­лич­ным про­те­стант­ским общи­нам в раз­лич­ной мере. Так, люте­ране и англи­кане при­знают необ­хо­ди­мость иерар­хии, хотя и не в таком виде, как оно при­сут­ствует в Пра­во­слав­ной Церкви. Отно­ше­ние к таин­ствам в разных общи­нах неоди­на­ко­вое: отли­ча­ется как, соб­ственно, отно­ше­нием к ним, так и коли­че­ством при­зна­ва­е­мых таинств. Про­те­стан­тизму, как пра­вило, чуждо почи­та­ние святых икон и святых мощей, чуждо учение об умест­но­сти молитв к Божьим святым как к нашим хода­таям. Отно­ше­ние к Божьей Матери сильно раз­нится в зави­си­мо­сти от при­ня­того в той или иной «церкви» веро­уче­ния. Сильно раз­нится и отно­ше­ние к лич­ному спа­се­нию: от убеж­де­ния, что спа­сутся все уве­ро­вав­шие во Христа, до убеж­де­ния, что спа­сутся лишь те, кто к этому пред­опре­де­лен.

Пра­во­сла­вие под­ра­зу­ме­вает живое, дея­тель­ное вос­при­я­тие хри­сти­а­ни­ном Боже­ствен­ной бла­го­дати в силу чего вся Цер­ковь ста­но­вится таин­ствен­ным соеди­не­нием Бога и чело­века, а храм с его Таин­ствами – реаль­ным местом такого соеди­не­ния. Живой опыт дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати не допус­кает огра­ни­че­ния Таинств или их извра­щен­ного тол­ко­ва­ния, а также ума­ле­ния или отмены почи­та­ния святых, стя­жав­ших бла­го­дать, аскезы как пути ее при­об­ре­те­ния.

Пер­во­на­чаль­ными фор­мами про­те­стан­тизма были люте­ран­ство, цвин­гли­ан­ство и каль­ви­низм, уни­та­ри­ан­ство и соци­ан­ство, ана­бап­тизм и мен­но­нит­ство, англи­кан­ство. В даль­ней­шем воз­ни­кает ряд тече­ний, извест­ных как позд­ний, или неопро­те­стан­тизм: бап­ти­сты, мето­ди­сты, ква­керы, адвен­ти­сты, пяти­де­сят­ники. В насто­я­щее время про­те­стан­тизм полу­чил наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в Скан­ди­нав­ских стра­нах, США, Гер­ма­нии, Вели­ко­бри­та­нии, Нидер­лан­дах, Канаде, Швей­ца­рии. Миро­вым цен­тром про­те­стан­тизма по праву счи­та­ются США, где обос­но­ва­лись штаб-квар­тиры бап­ти­стов, адвен­ти­стов и других про­те­стант­ских дено­ми­на­ций. Про­те­стант­ские тече­ния играют глав­ную роль в эку­ме­ни­че­ском дви­же­нии.

Тео­ло­гия про­те­стан­тизма прошла в своем раз­ви­тии ряд этапов. Это орто­док­саль­ная тео­ло­гия XVI в. (М. Лютер, Ж. Каль­вин), непро­те­стант­ская или либе­раль­ная тео­ло­гия XVIII–XIX вв. (Ф. Шлей­ер­ма­хер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «тео­ло­гия кри­зиса» или диа­лек­ти­че­ская тео­ло­гия, появив­ша­яся после Первой миро­вой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бульт­ман), ради­каль­ная или «новая» тео­ло­гия, рас­про­стра­нив­ша­яся после Второй миро­вой войны (Д. Бон­хеф­фер).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *