Прокомментировать орфограммы и пунктограммы что значит

Прокомментировать орфограммы и пунктограммы что значит

Что такое пунктограммы в русском языке?

Прокомментировать орфограммы и пунктограммы что значит

В современном мире знаки препинания порой уходят на задний план. Переписываясь с родными и знакомыми по телефону или компьютеру, люди не только игнорируют знаки препинания внутри фразы, но и обходятся без них в конце предложения. Возможно, сказывается нехватка времени, или хочется сэкономить (если средства снимаются за каждый символ). Но рано или поздно возникает необходимость вернуться в мир грамотного русского языка. Паузы, эмоции, смысл предложения невозможно выразить без знаков препинания. Для правильной их постановки необходимы определенные знания.

Пунктограммы

Что такое пунктограммы? Первая часть этого слова с латинского языка переводится как «точка», «знак», а с греческого «грамма» — «буква», «начертание». Так, дословно термин можно перевести словосочетанием «начертанный знак». В пунктуации, разделе грамматики, под этим термином подразумеваются правила постановки или отсутствия знаков препинания. Чтобы понять, что такое пунктограммы, необходимо разграничить сферы употребления символов, используемых в пунктуации.

Знаки препинания

Первая пунктограмма русского языка — знак препинания, устанавливаемый в конце предложения. Здесь можно поставить точку, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Какой именно символ появится в конце зависит от цели высказывания. По выбранному знаку препинания предложения делятся на три группы (повествовательные, побудительные, восклицательные).

Прокомментировать орфограммы и пунктограммы что значит

С помощью вопросительных предложений можно получить необходимую информацию: «На улице холодно?», «Дождь идет?», «Зонтик брать?», «Одеть сапоги?».

Они произносятся с повышением тона в конце предложения и чаще всего заканчиваются вопросительным знаком.

В конце повествовательных предложений, которые передают информацию, не сопряженную с сильными эмоциями, ставится точка или многоточие (в случае недосказанности): «На улице светит солнце». Фразы, призванные передать эмоции и чувства, заканчиваются восклицательным знаком: «Как хорошо вокруг!».

В побудительных предложениях выражают просьбу, требуют, заставляют сделать что-либо: «Встань», «Иди прямо», «Поверни налево», «Посмотри наверх». Здесь также возможно поставить восклицательный знак.

Для того чтобы подчеркнуть эмоции говорящего, в конце может быть поставлено одновременно два знака: «Ты еще не ушел!?».

Знаки разделения

Прокомментировать орфограммы и пунктограммы что значит

Знаки разделения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой) помогут лучше понять, что такое пунктограммы:

Особые приемы оформления предложений, содержащих перечисление: «На море приятно купаться, загорать и играть в подвижные игры».

Разграничение простых предложений, объединенных в единое целое: «В первый день погода была хорошей, потом подул ветер, разыгралась вьюга».

Знаки выделения

Знаки выделения (запятые, скобки, тире, двоеточие, кавычки) демонстрируют другие примеры пунктограмм и выполняют следующие функции:

Обособление определений, обстоятельств, дополнений, приложений, уточняющих единиц и конструкций: «Завтра, в 9.00, мы отправимся наслаждаться красотами реки, нежно уносящей свои волны в безбрежное море».

Выделение вводных слов, словосочетаний, предложений, вставных и уточняющих конструкций: «Наверное, завтра будет плохая погода».

Постановка знаков препинания в предложениях с обращением: «Никита, вымой посуду, вынеси мусор и жди меня у магазина».

Прокомментировать орфограммы и пунктограммы что значит

Игнорировать постановку знаков препинания невозможно, потому что ни один смайлик не может передать на письме эмоции устной речи так, чтобы они были понятны всем людям, владеющим русским языком. Что такое пунктограммы необходимо знать наряду с орфограммами, чтобы научиться правильно оформлять свои мысли на письме.

МЕТОДИКА ОТВЕТЫ. Оглавление Методика преподавания русского языка как наука, её предмет и задачи

НазваниеОглавление Методика преподавания русского языка как наука, её предмет и задачи
Дата05.01.2019
Размер205.86 Kb.
Формат файлаПрокомментировать орфограммы и пунктограммы что значит
Имя файлаМЕТОДИКА ОТВЕТЫ.docx
ТипЗадача
#62609
страница27 из 40
Подборка по базе: Титулка и оглавление.docx, История медицины как наука и предмет преподавания.docx, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА.docx, Молодёжный сленг в современной речи английского языка.docx, V Междун. НПК «От традиций к иннов. в обучении иностр. языкам»-1, Календарно тематическое планирование уроков русского языка в 1 к, Класс.час 5 сетябрь день языка.docx, Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIXстолетия.p, Психолингвистическая характеристика текста как универсального зн, Ответы методика.docx

Понятие об орфограмме. Орфограмма в школьном учебнике по русскому языку. Разграничение понятий «орфограмма» и «пунктограмма».

Орфограмма – это «точка» применения орфографического правила, ошибкоопасное место в слове, словосочетании, тот знак (буква, пробел, дефис), чей выбор написания соответствует правилам или традиции. Все звуки в слабых позициях – это орфограммы.

Тип орфограммы – принадлежность орфограммы в зависимости от графического способа ее обозначения к одной из групп, т.е. тип О определяется графическим обликом ее написания.

Вид орфограммы – конкретный обобщенный вариант написания.
Опознавательные признаки (приметы) орфограммы – это звуковые, буквенные, морфологические и лексические ориентиры, по которым обнаруживается орфограмма (всегда «спрятаны» в формулировке).

Опознавательные признаки орфограммы-буквы:

Орфограмма – гласная буква: ударное/безударное положение; морфема; положение после шипящих.

Орфограмма – согласная буква: положение в конце слова, долгота [н], [нн], морфема, стечение согласных.

Орфограмма — большая буква: начало имени собственного, начало предложения.

Опознавательные признаки орфограммы не-буквы: наличие предлога, частицы НЕ, конец строки.

Условия выбора орфограмм – то, на что ориентируется ученик:

– фонетико-графическое условие: звучание, ударение (фиксируем на письме);

– структурно-словообразовательное: выбор написания в зависимости от морфемы: лесник;

– синтаксическое: падежные окончания существительных, прилагательных;

– морфологическое: требует определения части речи.

Условия выбора орфограммы даются в определении к правилу (графическое обозначение орфограммы): цифра

Орфографическое правило: общее, частное; негативное, позитивное;
ПУНКТОГРАММА (от лат. punctum точка и греч. γραμμα — буква, письменный знак) — закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации. В понятие П. включается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т. е. регламентировано правилами. Термин «П.» возник в 70-х гг. 20 в. по аналогии с термином «орфограмма», однако употребляется менее активно.

Орфографические упражнения и их использование на уроках русского языка разных типов.

Орфографический навык представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями.

а) на формирование умения «видеть» орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости),

б) на овладение операциями, обеспечивающими применение правила,

в) на установление связи между частными операциями, т. е. включение их в единую систему действий,

г) на уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.

Только в ходе применения правила, т. е. в деятельности, происходит более углубленное усвоение его содержани я, так как обобщение, отраженное в правиле, переносится на все более широкий конкретный материал.
«Первоначальное обобщение, по мере того как в сферу его влияния втягиваются новые языковые факты, начинает терять свою первоначальную схематичность и наполняться новым, конкретным содержанием. Понятие, лежащее в основе правила, все более углубляется, связывается с другими понятиями, образуя некую систему».
Традиционно в методике выделяются следующие группы орфографических упражнений:

1. Грамматико-орфографический разбор.

4. Лексико-орфографические упражнения.

5. Изложения.
Указанные группы орфографических упражнений не имеют единого основания классификации: первая и четвертая группы учитывают связь орфографии с грамматикой или лексикой, вторая и третья группы — фактор, определяющий деятельность учащихся (зрение и историка — при списывании, слух — при диктантах).
В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон :

1) по форме выполнения: является ли упражнение списыванием, диктантом или творческой работой,

2) по характеру решаемой задачи: орфографическое упражнение или комплексного типа.
Кратко остановимся на видах упражнений.

Списывание — передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста.

В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование, почему слово так пишется, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т. п.

Проводится контрольное списывание, в целях выяснения уровня сформированности данного умения.

В практике обучения русскому языку списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий грамматического, лексического или словообразовательного характера. Это позволяет отработать применение орфографического правила, поскольку сам характер заданий требует актуализации тех грамматических, фонетических или словообразовательных знаний, которые составляют теоретическую основу формируемого орфографического навыка. Кроме того, комплексные упражнения позволяют в единстве с орфографической решать и задачу развития речи.
Примеры комплексных видов упражнений:

1. Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить ударение.

2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какая часть слова не дописана? Укажите часть речи, падеж, объясните написание.

3. Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов, данных в скобках.

4. Восстановление деформированных предложений и текста.

5. Выборочное списывание (списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного, и т. п.).

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

Прокомментировать орфограммы и пунктограммы что значит

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Источник

Что такоеорфограмма, орфографические ошибки, пунктограмма, пунктуационные ошибки

Крутова Е.Н.

«СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ДЛЯ РЕБЯТ, ИХ МАМ и ПАП»

Уровень 1

Много учебников и пособий написано для школьников, но, как практикующий учитель русского языка и литературы московской школы, я столкнулась с тем, что у ребят нет такой любимой книжки-помощника, где правила были бы записаны в ясной и понятной форме. И я с первого года работы в школе стала такую тетрадь заводить со своими учениками. Постепенно она становилась для них практически волшебным «паспортом» в мир русского языка. С радостью делюсь и с Вами этими «секретами», которые помогут школьнику или его родителю писать действительно грамотно, понимая и применяя правила русского языка.

Для чего эта тетрадь?

В ней собраны важнейшие правила русской орфографии и пунктуации, зная и применяя которые, ты сможешь легко освоить базовый уровень, а это значит научишься:

1) понимать суть основных правил русского языка;

2) применять эти правила на письме: замечать орфограммы и пунктограммы, проверять и исправлять неверно написанное.

Это поможет тебе сократить количество ошибок в любых работах по русскому языку.

Что нужно тебе делать? Как пользоваться «Секретами»?

Постепенно учить правила тетради.

Регулярно обращаться к этим «секретам». Распечатать их, читать, делать пометки в них, подчеркивать, учить их и применять каждый день на любом уроке, где ты пишешь, создаешь текст.

Что я получу, выучив первую часть «Секретов»?

Ты сможешь уверенно писать тексты, избавиться от 50% пунктуационных ошибок, перейти на новый уровень знаний по русскому языку, возможно, все больше «4» и «5» ты будешь получать за практические работы, что будет большой радостью для тебя самого и твоих родителей.

Зачем тебе уметь писать любой текст (сочинение)?

Знание может передаваться только в вербальной (словесной) форме. Поэтому в работе над сочинением проверяют, способен ли школьник прочитать более или менее сложный текст, переработать его и на его основе создать другой. Сочинение это проверяет. Кроме того, сочинение позволяет проверить орфографию и пунктуацию. Орфография и пунктуация — это определенная дисциплина мозга. Это вообще дисциплина человека. Во время вступительных экзаменов в вузы ребята, которые хотят стать физиками или химиками, часто мне говорят: «Я в институте буду из пробирки в пробирку жидкости переливать, а вы мне запятые проверяете». Если человеку все равно, куда запятую или тире поставить, значит, всё ему всё равно. Человеку, который запятые плохо ставит, может не стоить доверять пробирку, потому что можно взлететь на воздух?!

Содержание:

1. Разделы науки о языке, или где живет Русский Язык

2. Орфограмма, орфографические ошибки, пунктограмма, пунктуационные ошибки

3. Знаки препинания

4. Знаки препинания в конце предложения

5. Однородные члены. Запятая при однородных членах

6. Запятые в сложном предложении

7. Запятые при обращениях

8. Знаки препинания при передаче чужой речи, или прямая речь

9. Проверяемая безударная гласная в корне

10. Непроверяемая безударная гласная в корне

11. Первый список слов наизусть

12. Чередующие гласные в корне

14. Согласные в корне

15. О-Е после шипящих

17. Неизменяемые приставки

18. Приставки на –з и на –с

19. «Коварная» приставки С

20. Ы и И после приставок

22. Второй список слов наизусть

24. Прописные буквы

26. Третий список слов наизусть

Разделы науки о языке, или где живет Русский язык

Для того чтобы быть уверенным на уроке, в первую очередь надо знать, в каких разделах науки о языке что изучается. Посмотри внимательно на этот рисунок-схему, в котором символически языкознание представлено в виде многоэтажного дома. Запомни, какой раздел что изучает.

Что такоеорфограмма, орфографические ошибки, пунктограмма, пунктуационные ошибки

Очень часто на уроке ты слышишь слово «орфограмма». Это одно из ключевых понятий русского языка. Выучи определение: орфограмма – это то место в слове, где ты можешь сделать ошибку (ошибокоопасное место).

* Каждая орфограмма имеет свое название, например, «Безударная гласная в корне», «Чередующиеся гласные в корне».

Как подчеркивать орфограмму?Общепринято подчеркивание орфограмм (то есть того ошибкоопасного места) одной черточкой. Если в слове есть опознавательные признакиорфограммы (например, буква, от которой зависит написание ошибкоопасного места)- двумя.Пример:чаща. Правило:ча,ща пишем с А. Орфограмма называется «а,у после шипящих». Ошибкоопасное место – буква а, подчеркиваем одной черточкой. Ч подчеркиваем 2 черточками.

*В русском языке есть два противоположных явления: в одних случаях произносимое слово, его отдельные звуки пишутся так, как произносятся,например, море; в других случаях при одном и том же произношении возможен выбор букв, например, собака (сАбака или сОбака?). Когда есть выбор букв, мы имеем дело с орфограммой, и тогда приходится решать, какое написание верное, а какое ошибочное.

Орфографическая ошибка – это ошибка в написании слова. Например, вместо буквы «о» ты написал «а». Орфографические ошибки учителем выделяются так:I

Пунктограмма – это то место в предложении или тексте, где нужно решить, ставить или не ставить знак препинания, то есть ошибкоопасное место с точки зрения постановки знаков препинания.

Каждая пунктограмма имеет свое название, например, «Запятая при однородных членах». Основные пунктограммы будут рассматриваться в этой тетради.

Если учитель просит тебя «объяснить пунктограмму», то ты должен показать графически, почему здесь нужен или не нужен знак препинания. Если это в предложении с однородными членами, то выделить их, показать, какой союз их соединяет. Если это сложное предложение, то выделить грамматические основы, то есть доказать, что предложение сложное.

Пунктуационная ошибка – ошибка при расстановке знака препинания, например, ученик не поставил запятую в сложном предложении.

Учитель на полях тетради выделяет пунктуационную ошибку так:V

Знаки препинания

В русском языке 10 знаков препинания: точка, запятая, тире, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, кавычки, скобки. Они играют важную роль, позволяют правильно понять письменную речь. Без знаков препинания текст был бы набором слов.

Словосочетание «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать», что значит «остановить, задержать в движении». Они действительно останавливают нас, позволяют выдохнуть, когда мы читаем, или интонацией выделить мысль.Замечательный русский писатель Константин Паустовский писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Все мы знаем знаменитую историю с предложением «Казнить нельзя помиловать». От постановки запятой здесь зависит жизнь человека. «Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать»?

Выделим две функции знаков препинания:

1. Смысло-различительную – они помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной.

2. Интонационно-экпрессивную – знаки препинания нам показывают, что это вопрос или побуждение к действию, что говорящий радостен, недоволен, удивлен и прочее.

Пример: Каникулы. Каникулы! Каникулы? Каникулы…

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 339 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.

Прокомментировать орфограммы и пунктограммы что значит

Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.

Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».

Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.

Виды орфограмм

В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:

Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:

Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.

Как проверять орфограмму – два способа

Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.

Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.

Как обозначать орфограмму при проверке

Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.

Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.

Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).

И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.

Зачем объяснять орфограмму

Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.

Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.

Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.

После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.

Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.

Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.

P. S. Вот мое видео про орфограмму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *