Просыпаться на рассвете оттого что
Просыпаться на рассвете оттого что
Просыпаться на рассвете
Оттого, что радость душит,
И глядеть в окно каюты
На зеленую волну,
Иль на палубе в ненастье,
В мех закутавшись пушистый,
Слушать, как стучит машина,
И не думать ни о чем,
Но, предчувствуя свиданье
С тем, кто стал моей звездою,
От соленых брызг и ветра
С каждым часом молодеть.
Комментариев нет
Похожие цитаты
Я призналась сегодня себе,
Что любимой быть очень хочется.
Кто-то ведь предназначен и мне,
А я маюсь от одиночества.
То ли рок злой повис надо мной,
То ли мстит мне судьба жестокая,
Всё зову я тебя, мой герой,
А в ответ слышу эхо далекое:
Одинокая ты, о-ди-но-ка-я…
Одинокая… Жизнь как овраг,
Куда я стремительно падаю.
Одинокая… что ж, коли так,
… показать весь текст …
Между нами, как стена, города и страны,
Сотни тысяч километров, Альбион туманный…
Но летят слова любви через все преграды,
Много счастья впереди — это ль не награда
За бессонный свет в ночи наших мониторов…
Встреча ждет нас впереди, я надеюсь — скоро!
Мой мальчик повзрослевший, школьная любовь,
Как нашел меня ты в дебрях интернета?
Как будто бы вернулись в годы те с тобой:
— Ты помнишь ту весну? …
— Ты помнишь лето? …
…Мы опять танцуем с тобой на вечеринке,
В глазах твоих печаль, ведь скоро расставание,
И на ресницах длинных застыли две слезинки,
Ждет впереди разлука… Последнее свидание…
Так разошлись надолго судьбы нашей дороги,
И письма реже-реже в ответ мне приходили,
Я встретила другого, ты встретил в жизни многих,
… показать весь текст …
Просыпаться на рассвете оттого что
ОРЕОЛ ВИРТУАЛЬНОСТИ В ИНФИНИТИВНОЙ ПОЭЗИИ:
«Просыпаться на рассвете » Анны Ахматовой 1
Просыпаться на рассвете Оттого, что радость душит, И глядеть в окно каюты На зеленую волну, Иль на палубе в ненастье, В мех закутавшись пушистый, | Слушать, как стучит машина, И не думать ни о чем, Но предчувствуя свиданье С тем, кто стал моей звездою, От соленых брызг и ветра С каждым часом молодеть. |
Это стихотворение было помечено 1917 г., впервые напечатано в апреле 1918 г. и вошло в книгу «Подорожник» (1921). Оно относится к числу посвященных Б. В. Анрепу, оставшемуся за границей, и, согласно комментаторам, «отражает мечту о воображаемом путешествии [Ахматовой] в Англию к любимому, описываемую как реальное событие». Очередная страница интимного дневника героини создается оригинальным поворотом ряда парадигм: ранней ахматовской поэтики, особого типа белого стиха (испанского хорея) и инфинитивного письма. Их разработка и совмещение определяются тем подчеркнуто ирреально! праздничным ключом, в котором подается ахматовская тема противостояния судьбе.
Героиня просыпается предельно рано, но не до света, в тревоге по поводу предстоящей встречи, а от обуревающей ее радости и в гармонии с природным и общественным циклом сразу берется экстремальная и притом позитивная нота. Героиня постепенно раскрывается внешнему миру (сон явь вид на море из каюты выход наружу защита от холода, ветра и брызг открытость им), причем в процесс вовлекаются органы все более контактного восприятия: зрительные ощущения сменяются слуховыми, а затем осязательными и вкусовыми (соленых). Но одновременно с непосредственностью контактов нарастает и широта пространственного охвата: каюта палуба и машинное отделение морской простор, с метафорической, но явно путеводной звездой, добавляющей вертикаль, и маячащим впереди свиданием на пока не видимом дальнем берегу. Контрастное сужение/расширение завершается острым молодеть, совмещающим сиюминутную кожную реакцию на морской бриз с общеэкзистенциальным переживанием времени.
Этот оптимистический сценарий не свободен от негативной изнанки: радость душит героиню; на палубе ей приходится кутаться от ненастья; а финальное омоложение происходит под действием соленых брызг и ветра. Эти ахматовские оксюмороны, обостряющие радость героини, одновременно подрывают реальность описываемого. Амбивалентна и информация о любовной подоплеке путешествия: неясно, происходит ли оно в действительности, вспоминается задним числом, планируется или только воображается, но сосредотачивается героиня на его радостном, но и модальном звене типичном для Ахматовой предвкушении.
На виртуализацию работает также знаменитая ахматовская недоговоренность. Неопределенны как развязка (сюжет обрывается на самом интересном месте), так и перифрастический портрет героя (тем, кто стал моей звездою), знаменующий образный взлет повествования (ранее лишенного тропов), но, в согласии с самопоглощенностью героини, не сообщающий о нем ничего конкретного.
Обрывочен фон происходящего: корабль дан мозаикой фрагментов (каюта, окно, палуба, стук машины, брызги, ветер, общие планы отсутствуют, видна одна синекдохическая волна). Фрагменты отличает условность это готовые иллюстрации к теме круиза, вроде рекламных образов кутающейся в мех роскошной женщины на палубе и целебного действия морских воздушных ванн.
Самая непрозрачная, уникально отрицательная 8-я строка (И не думать ни о чем) описывает состояние как бы никакое, нулевое, но в то же время экстремальное (ни о чем!), означающее способность стоически игнорировать жизненные потрясения. Композиционно это последняя безмятежная (если не железно дисциплинированная) нота перед эмоциональным всплеском. Обнаженная недосказанность 8-й строки опять-таки совмещает два противоположных смысла.
Неопределенен и модус самого путешествия. В тексте оно изображено двусмысленно как виртуальное. Воображаемым оно является лишь относительно фактов авторской биографии: в Англию Ахматова тогда не ездила. В пределах же цикла стихов, вошедших в «Подорожник», путешествие предстает состоявшимся; ср. стихотворение «Это просто, это ясно » того же 1917 г., где прибытие на чужбину для встречи с любимым сначала дается как неопределенно модальное, но затем как реально происшедшее (хотя сама встреча остается виртуальной):
Это просто, это ясно, Это всякому понятно, Ты меня совсем не любишь, Не полюбишь никогда. Для чего же так тянуться Мне к чужому человеку, Для чего же каждый вечер Мне молиться за тебя? | Для чего же, бросив друга И кудрявого ребенка, Бросив город мой любимый И родную сторону, Черной нищенкой скитаюсь По столице иноземной? О, как весело мне думать, Что тебя увижу я! |
Ахматова играет с жизнетворческим уровнем структуры, напрягающим соотношение между лирическим «я» текста и реальным автором. Враждебные обстоятельства вынесены в затекстовое жизненное пространство, сам же текст становится носителем оптимистической ворожбы героини. Этот прагматический оксюморон еще одна манифестация ахматовского торжества крылатой души над судьбой.
В грамматической структуре текста очевидны как типовые черты ахматовской поэзии, так и особый покрой текста, представляющего единое сложное предложение. Произносимое на одном дыхании, оно своим строем передает одновременно и прихотливость, и энергию ее порыва. При этом, все пять независимых сказуемых половина, причем главная, всех глагольных форм это единая инфинитивная серия.
Русское инфинитивное письмо (ИП) самый общий семантический ореол которого я формулирую как медитацию о виртуальном инобытии, имело к середине 1910-х годов полуторавековую историю, ср., например, такие ключевые тексты как пушкинское «Письмо Онегина к Татьяне» (1831):
Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть вот блаженство! [ ] Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, | Пылать ( и разумом всечасно Смирять волнение в крови; Желать обнять у вас колени И, зарыдав у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени, Все, все, что выразить бы мог, А между тем притворным хладом Вооружать и речь и взор, Вести спокойный разговор, Глядеть на вас веселым взглядом. |
и «Одним толчком согнать ладью живую » Фета (1887; п. 1888):
Но в начале ХХ века ИП пережило интенсивный подъем и ощущалось как недавно освоенная манера. Особенно свежо звучали абсолютные серии, в которых полностью отсутствовали слова, управляющие инфинитивами (как здесь) и указания на конкретное грамматическое лицо (но здесь есть моей).
Ахматова с самого начала охотно применяла ИП, но полностью инфинитивных стихотворений у нее до этого не было. Обращение к ИП мотивировано здесь рядом факторов, в частности, виртуальностью путешествия в иное, причем на характерном для ИП «транспортном средстве» корабле, и установкой на единое предложение. Не исключено непосредственное влияние конкретного текста триолета Федора Сологуба (1913; п. 1914):
Просыпаться утром рано, Слушать пенье петуха, Позабыть, что жизнь лиха. Пробудившись утром рано, | В час холодного тумана, День промедлить без греха И опять проснуться рано Под оранье петуха. |
Очевидны как сходства, так и различия: ахматовское стихотворение написано белым стихом и вызывающе по-иному трактует время.
Ход времени важнейший тематический параметр ИП. У Сологуба время циклично, чему способствует заданная триолетом схема повторов, и охватывает полные сутки мажорный цикл пробуждение бодрствование засыпание пробуждение часто символизирует продолжение жизни вообще. Позитивную трактовку цикл жизнь смерть жизнь может получать также с помощью иных мотивов, вплоть до метемпсихоза. Но он может заканчиваться и на засыпании/умирании, тоже с широким веером оценок. Наконец, реальный или символический день жизни может вообще не кончаться, а длиться, начавшись с пробуждения, а иногда с засыпания накануне, оцениваясь опять-таки по-разному; ср. вторую половину тютчевского «Нет, моего к тебе пристрастья » (ок. 1835; п. 1879):
Весь день, в бездействии глубоком, Весенний, теплый воздух пить, На небе чистом и высоком Порою облака следить, | Бродить без дела и без цели И ненароком, на лету, Набресть на свежий дух синели Или на светлую мечту |
Ахматовское стихотворение ближе всего именно к этому типу, а внутри него к стихам, сочетающим позитивное приятие хода времени с установкой на финальную задержку переживаемого момента.
Внимание одновременно к движению и остановке времени создает характерный оксюморонный конфликт. На подчеркивание хода времени работают, в частности, лексические и грамматические значения слов закутавшись, предчувствуя, а на его преодолениие виртуальная многократность описываемых событий и, в частности, альтернативность (а не последовательность) действий, связанных союзом иль. Совмещает обе тенденции и постепенное растягивание интервалов между членами инфинитивной серии. Нарастающая таким образом ретардация одновременно напрягает и сбивает ход времени, в параллель к сюжетному контрапункту расширения/сужения пространства.
Венцом этой противоречивой конструкции становится, как и на уровне сюжета, заключительное молодеть, акцентированное тем, что инфинитив впервые выдвигается в конец строки. И он действительно являет квинтэссенцию всей структуры. Подобно просыпаться, он обозначает процесс, а подобно глядеть, слушать и (не) думать, не устремлен к определенному результату. И в отличие от предыдущих инфинитивов, это троп: гипербола, но также и метафора ведь помолодение имеется в виду переносное то ли переживаемое внутренне (чувствовать себя как бы помолодевшей), то ли констатируемое впервые появляющимся здесь подразумеваемым внешним наблюдателем (выглядеть как бы помолодевшей).
Подобная гиперболизация хода времени вполне в духе ахматовской лирики, для которой характерны как замедленная, так и ускоренная съемка, с употреблением иногда сравнительной степени прилагательного, а иногда и глаголов, аналогичных молодеть:
- Память о солнце в сердце слабеет,
Желтей трава
За ночь прийти успеет
Зима
(«Память о солнце в сердце слабеет », 1911).
- И стало лицо моложе,
Я опять узнала его
(«Бесшумно ходили по дому »; 1914).
Но главный эффект, связанный с молодеть, это виртуальное обращение времени, которым завершается текст о дневном цикле и остановке мгновения. В инфинитивном письме с его акцентом на виртуальности, вообще говоря, возможны ностальгические проекции в прошлое, в частности, в детство, вплоть до перескока в поразительный эдиповский роман с собственной (так сказать, будущей в прошедшем) матерью в «Пытая жизнь. 4» (1912) Сергея Городецкого:
Заслышать, как молчит земля, Как лес безмолвствует и дышит, Как ветер светлый облак движет И дремлют в колосе поля; Продлить в богатой тишине Свои дрожащие мгновенья И, будто в омут сновиденья Низринувшись, сиять во сне; Нагим, блаженным, возвращенным В невидимую благодать Себя почувствовать опять | Небременившим, нерожденным. Среди цветов невестой мудрой Свою увидеть в девах мать, Неощутимо с ней летать, Глубокоокой, темнокудрой; Внимать с незримой высоты Ее безгрешному волненью, Ее задумчивому пенью, В ее руках лобзать цветы. Вот лучезарной смерти звенья. |
Но, перенесясь в прошлое, лирические субъекты в таких стихах все равно остаются под властью линейного хода времени: в этом прошлом они живут, так сказать, вперед. В конце же «Просыпаться на рассвете » время начинает час за часом течь вспять, как avant la lettre в обратном монтаже Дзиги Вертова.
Такого в инфинитивном корпусе нет больше нигде.
1 Доклад на конференции «Между ложью и фантазией», ИЯ РАН, 26 июня 2006 г.
Просыпаться на рассвете…
Просыпаться на рассвете
Оттого, что радость душит,
И глядеть в окно каюты
На зеленую волну,
Иль на палубе в ненастье,
В мех закутавшись пушистый,
Слушать, как стучит машина,
И не думать ни о чем,
Но, предчувствуя свиданье
С тем, кто стал моей звездою,
От соленых брызг и ветра
С каждым часом молодеть.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Просыпаться на рассвете
Оттого, что радость душит,
И глядеть в окно каюты
На зеленую волну,
Иль на палубе в ненастье,
В мех закутавшись пушистый,
Слушать, как стучит машина,
И не думать ни о чем,
Но, предчувствуя свиданье
С тем, кто стал моей звездою,
От соленых брызг и ветра
С каждым часом молодеть.
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Будь ты трижды богат, небесам все равно,
Вечно жить на земле никому не дано.
И с собой в мир иной ничего не возьмешь,
Как пришел ты ни с чем, так ни с чем и уйдешь.
Большая удача – найти в жизни человека, на которого приятно смотреть, интересно слушать, искренне смеяться и с нетерпением ждать встречи.
Можно плакать от печали, оттого что у розы есть шипы, но можно плакать и от радости, что на стеблях с шипами есть розы.
— И что ты называешь свободой?
— Ни о чем не просить. Ни на что не надеяться. Ни от чего не зависеть.
Можно лежать на мосту и смотреть, как течёт вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко.
Проснитесь на рассвете с окрылённым сердцем и воздайте благодарность за ещё один день любви.
Смысл жизни — в мелочах:
Ужин вместе при свечах,
Роза в спальне на рассвете,
Радость, как смеются дети.
Одно из преимуществ зрелого возраста заключается в том, что тебе с каждым годом все больше и больше плевать на мнение остальных.
Люди дарят цветы, потому что в цветах заложен настоящий смысл Любви. Тот, кто попытается овладеть цветком, увидит, как увядает его красота. Но тот, кто будет просто смотреть на цветок в своем поле, всегда будет с ним. Потому что он сольется с вечером, с заходом солнца, с запахом влажной земли и облаками на горизонте.
Ангел грёз Ахматовой
прочитав белый стих А.Ахматовой » Просыпаться на рассвете..»,
что приведен внизу, задумался: а как бы он прозвучал с рифмой?
дополнил его рифмами:
*в каждой строфе:
первые две строки – А.Ахматовой (см. стих снизу),
остальные, в т.ч. дополняющие до рифм, – мои, Н.С.
Просыпаться на рассвете
Оттого, что радость душит,
Улыбаться почему-то,
В неге сладостно зевнув;
И мечтать о вешнем ветре,
Что любовь нашепчет в уши,
И глядеть в окно каюты
На зелёную волну.
И мечтать о глупом счастье –
С веткой лилии душистой,
С неизменным вожделеньем,
С тихим шёпотом свечей;
Иль на палубе в ненастье,
В мех закутавшись пушистый,
Тембры слушать – с наслажденьем –
Всех матросовых речей.
В томной дымке папиросы
Восхищаться страстью баса:
Ах, какой, видать, мужчина,
Как же спорит горячо!
А когда уйдут матросы, –
Ждать обеденного часа,
Слушать, как стучит машина,
И не думать ни о чём,
Грея душу оправданьем:
В общем, дело молодое –
Жаль, на десять лет я старше:
Окрутила бы юнца..
Но, предчувствуя свиданье
С тем, кто стал моей звездою,
Слышу, как взлетают маршем
Воскрылённые сердца..
О, великое блаженство,
В предвкушенье мига встречи,
От солёных брызг и ветра
С каждым часом молодеть.
Этот парень – совершенство:
Томный взгляд, крутые плечи,
Рост – не менее два метра..
Просто рыцарь из легенд.
Наконец, пришёл – с Луною.
Я шептала нежно: «Ангел..»
И смущался он: «Да ну вас..», –
Разливая жар лицом..
Я не знаю, что со мною,
Закружило страстью танго..
Жаль, не вовремя проснулась:
То ли бред был, то ли сон.
Я проснулась на рассвете
Оттого, что радость душит,
Улыбнулась я кому-то,
В неге сладостно зевнув;
И с мечтой о вешнем ветре,
Что любовь нашепчет в уши,
Всё смотрю в окно каюты
На зелёную волну
—————————
*в каждой строфе:
первые две строки – А.Ахматовой (см. стих снизу),
остальные, в т.ч. дополняющие до рифм, – мои, Н.С.
***
Николай Сысойлов,
02.12.2017
Коллаж мой – на основе фото из интернета
(Анна Ахматова)
Анна Ахматова
«Просыпаться на рассвете»
Просыпаться на рассвете
Оттого, что радость душит,
И глядеть в окно каюты
На зеленую волну,
Иль на палубе в ненастье,
В мех закутавшись пушистый,
Слушать, как стучит машина,
И не думать ни о чем,
Но, предчувствуя свиданье
С тем, кто стал моей звездою,
От соленых брызг и ветра
С каждым часом молодеть.
1917 г.
Анна Ахматова. Сочинения в двух томах.
Москва, «Цитадель», 1996.
https://m.rupoem.ru/poets/axmatova/prosypatsya-na-rassvete
Коллаж мой – на основе фото из интернета
(Анна Ахматова)