Просвещенность и образованность в вопросах воспитания обучения и образования детей это что
Новое в блогах
Чем отличается просвещение от образования и в чем их сходство.
Образование предполагает передачу знаний обучаемым, которые считаются необходимыми для нормального члена сообщества, если это общее образование, или передачу профессиональных знаний, обязательных для будущих специалистов, в специально предназначенных для этого учреждениях. Общее образование и профессиональное образование регулируются законом. Отсутствие профессионального образования является основанием для запрета работы по некоторым специальностям.
В тоже время, имеется одна общая черта, объединяющая образование и просвещение. Она связана с тем, что некоторые знания могут быть использованы непрофессионально, на основании слухов, самолечения, самообразования и так далее. Если такие знания человек использует в собственных целях, не затрагивающих других людей, самовольно, то ответственность за негативные последствия несёт он сам. Если же он передал эти знания другим людям, то часто он не несёт ни какой ответственности за понесенный теми, кого он «просветил», ущерб. Мол, сами виноваты, что его слушали. Он ведь не профессионал, он просто поделился непроверенной информацией, не обязывая других не воспринимать, как достоверную.
В быту люди хорошо разбираются в этих нюансах. Они чаще всего стараются перепроверить случайно полученную информацию, прежде чем ей следовать. Однако, если информация поступает от профессионально обязанных ее доносить специалистов, то, чаще всего, ей следуют. Этой особенностью отношений в сообществе часто пользуются разные мошенники, претворяясь социальными работниками, водопроводчиками и, газовиками, и обманывая доверчивых людей.
Еще страшнее могут быть последствия, когда мошенничество осуществляется массово, под видом просветительской деятельности. Люди не могут поверить, что при массовом участии людей в собрании или на лекции мошенничество не будет раскрыто. Поэтому полученной таким образом информации доверяют больше, чем полученной индивидуально. Ущерб мошенничества, осуществленного под видом просветительской деятельности, наносится обществу гораздо больший, чем деятельность мелких проходимцев.
Именно поэтому, просветительской деятельностью должны заниматься только имеющие на это право специалисты, в специально согласованных местах и под контролем местных властей. По крайней мере, это должно оговариваться специальным законом, нарушение которого должно решительно караться. Понятно, что мошенники всех мастей и направлений будут противиться принятию такого Закона, но его наличие станет дополнительным инструментом для ограничения деятельности новых Остапов Бендеров.
Образование, воспитание и обучение как единое целое
Рубрика: 1. Общая педагогика
Дата публикации: 04.11.2015
Статья просмотрена: 22428 раз
Библиографическое описание:
Казакова, Е. Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое / Е. Н. Казакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/ (дата обращения: 22.12.2021).
В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика.
Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей. А педагоги, в свою очередь, считают, что они дают только знания, а воспитывать должны родители, а так же участвовать в образовательной деятельности и контролировать ее выполнение. Педагог — это сопроводитель несовершеннолетнего человека в его определении в жизни с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска из школы. Его влияние на становление личности, определение в профессиональной деятельности. И педагог, который действительно положительно повлияет на ребенка, должен обладать широким спектром профессиональных и личных качеств. Такой педагог должен понимать, что процессы образования, воспитания и обучения не могут происходить отдельно друг от друга. Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу. Также педагог может содействовать семейному воспитанию, путем бесед с родителями, помогая им увидеть на что следует обратить внимание и как повлиять на него, потому что у большинства родителей нет педагогического образования и даже если оно есть, их ребенок является лучше других и поэтому они не всегда замечают какие то проблемы. Тем более педагог может увидеть зарождение проблемы еще в ее зачатке (при первых ее проявлениях).
Возвращаясь к связи обучения, воспитания и образования, рассмотрим определения этих трех понятий:
Обучение является целенаправленным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки.
Воспитание является сложным и противоречивым социально-исторический процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми.
Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.
Многие педагоги по-разному определяют значение и взаимосвязь обучения, воспитания и образования. Одни считают, что образование шире, чем воспитание и включает его в себя. Другие считают, что эти процессы противоположны друг другу. Третьи что обучение и развитие являются независимыми процессами. Четвертые, что обучение — чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка.Поэтому возникает много дискуссий на тему связи этих трех понятий.
У меня же другое мнение насчет этой связи: в зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза.
Рассмотрим ситуации, в которых целью педагогического процесса являются либо воспитание, либо обучение, либо образование:
Человек не может приобретать знания, умения и навыки, которые необходимы ему для жизни в социуме без приобретения опыта от старшего поколения (образования). Результатом воспитания и обучения является образование. Соответственно воспитание может существовать только во взаимодействии с обучением и образованием.
Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, — профессиональная задача каждого учителя. Проблема единства обучения и воспитания — это и есть проблема воспитания в процессе обучения.
Существуют разные типы воспитания: умственное, физические, трудовое, нравственное, эстетическое и т. д. Задачей умственного воспитания является усвоение определенного уровня знаний, т. е. получение образования в процессе обучения.
Если обучение происходит в процессе взаимодействие педагога и ученика, то содержание обучения, которое предлагается учащимся для активного усвоения, подразумевает умственное воспитание.
Образованиеполучают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.
Цель воспитания и обучения — познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств. (Коменский) Из этого следует, что целью воспитания и обучения является образование. Человек не может получить знания, умения и навыки, обойдя эти процессы.
Если брать образование как процесс поиска и усвоения информации, то во время него осуществляются такие задачи воспитания, как развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
Так как задачами учителя являются обучение, воспитание и образование, то он должен обладать такими профессиональными знаниями:
знание психологии (общей, возрастной)
построение учебного плана
коммуникативные способность к общению, сотрудничеству;
Просвещение, образование, обучение
Ниже я привожу определения терминов «образование » и «обучение» из одного и того же «Словаря методических терминов».
1. ОБРАЗОВАНИЕ. Процесс и результат усвоения знаний, навыков, умений. Основной путь получения О. – обучение в системе различных учебных заведений. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. В зависимости от характера подготовки к жизни и труду различают общее О. (начальное и сред-нее) – дает знания, навыки, необходимые каждому человеку независимо от будущей специальности, профессии, и специальное О. – дает знания, навыки, умения, необходимые работнику определенной профессии и определенного уровня квалификации. В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В ходе получения О. индивид осваивает систему ценностей, знаний, навыков и умений, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., опирающаяся на национальные и мировые исторические традиции, а также на учет возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.
2. ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В процессе О. реализуются следующие цели: практическая, общеобразовательная, воспитательная. В соответствии с целями О. осуществляется отбор содержания, методов, средств О. Задача О. не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека (см. воспитание). С позиции коммуникативно-деятельностного подхода О. строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» О. (тем, на кого оказывается воздействие в учебном процессе), но и «субъектом» О. (учащийся выступает в качестве организатора своей учебной деятельности). Отсюда вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе учебной деятельности. Речь здесь идет об овладении приемами самостоятельной работы и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и др.). Результаты такой деятельности проявляются в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности. В процессе О. необходимо учитывать возрастные и особенно индивидуальные особенности обучающихся. Для повышения эффективности О. важно не только учитывать различия между учащимися, но и воздействовать на них, изменяя их в нужном направлении. Обучение, в отличие от учения, процесс передачи опыта как совместная деятельность двух (и более) субъектов: передающего опыт и накапливающего его. Передача социального опыта, знаний может происходить тремя объективно существующими способами: объяснением, показом и подкреплением.
В «сухом остатке» из двух приведенных текстов оригинальным является только текст «Основной путь получения Образования – обучение в системе различных учебных заведений». Вот такая в словарях псевдо научность. Но приведенная «изюминка» по термину «образование» и тут корява: Познания формируются Разумом в памяти человека, а не получаются им со склада. Познания и только они определяют эрудицию человека, его учёность, просвещённость, профессионализм, и отражаются в способностях Разума.
Просвещенность и образованность в вопросах воспитания обучения и образования детей это что
Образование
и просвещение как правовые категории
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.
Высокая ценность и значимость образования как социального института в современных условиях порождает немало дискуссий о том, как лучше организовать и урегулировать общественные отношения по поводу его получения. В связи с этим одним из ключевых вопросов подобного рода дискуссий — как в науке, так и в правоприменительной практике — выступает проблематика того, что образование представляет собой с точки зрения правовой науки и как этот термин соотносится со смежными правовыми категориями. В исторической ретроспективе данный термин традиционно коррелирует с термином «просвещение», имеющим иную этимологию и смысловой оттенок.
На нормативном уровне продолжают использоваться оба понятия, что ставит вопрос о проблеме их соотношения. Показательно, что традиционно дихотомия данных понятий обозначается также на уровне номинации органов власти, что требует анализа и осмысления.
Ключевые слова
Образование, просвещение, обучение, воспитание, образовательное право, образовательные правоотношения, образовательный процесс, управление образованием.
Показательно, что первоначально вся палитра общественных отношений, связанных с образовательной сферой, характеризовалась термином «просвещение», и проявлялось это в том числе на нормативном уровне институциональной организации системы органов государственной власти.
В дальнейшем, на протяжении всего XIX века, термин «просвещение» продолжает играть ключевую роль в обозначенном дискурсе, приобретая оттенок смысла, относящегося к сфере организации деятельности государства по реализации задачи повышения образовательного и культурного уровня населения, сообщения ему знаний и сведений об окружающем мире посредством образовательных и научно-исследовательских практик и институтов.
К моменту Октябрьской революции 1917 года концептуально термин «просвещение» продолжал употребляться в обозначенном смысле. 18 июня 1918 года был образован Народный комиссариат просвещения. Вопросы его функционирования были урегулированы декретом СНК РСФСР от 26 июня 1918 г. «Положение об организации дела народного образования в Российской республике» и декретом СНК РСФСР от 11.02.1921 г. «О Народном Комиссариате по Просвещению». Исходя из утвержденной данным документом структуры нового органа власти, к его ведению были отнесены вопросы «народного образования», сфера культуры (театры, кино, музейное дело, книгоиздание, охрана памятников истории и культуры, просветительская работа с национальными меньшинствами, международные культурные связи). Постепенно в рамках деятельности Народного комиссариата Просвещения РСФСР концентрировалась деятельность по управлению сферой школьного образования. В 1946 году Народный комиссариат просвещения был преобразован в Министерство просвещения РСФСР. С точки зрения большевиков под просвещением понималась деятельность по ликвидации безграмотности, повышению общего культурного уровня и пропаганде среди населения коммунистических идей.
Вопросы высшего образования с 1933 года частично находились в ведении Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию. Впоследствии управление высшим образованием было сконцентрировано в рамках отдельного подразделения — Всесоюзного Комитета по Высшей Школе при СНК Союза ССР, упраздненного в 1946 году в связи с общей административной реформой и образованием Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
В результате подобного рода административной «дихотомии» уполномоченных органов государственной власти термин «просвещение» закрепил за собой в современном общественно-политическом дискурсе смысловой оттенок предметной связи со средней школой, в то время как «образование» понималось как явление более широкое, характерное и для деятельности других институций: прежде всего, высших и средне-специальных учебных заведений.
Впоследствии система управления сферой образования пережила не одну административную реформу, «слияния и поглощения» уполномоченных органов власти, их активное переименование, однако, как ни парадоксально, фактически в настоящее время в сфере образования так же существуют два уполномоченных органа власти: Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ.
Подобный подход к номинации подчеркивает преемственность к структуре уполномоченных органов власти в предыдущие эпохи и закрепляет разность смысловых оттенков терминов «образование» и «просвещение». Так, «образование» как правовая категория носит более универсальный характер, в то время как за «просвещением» закрепились коннотации, связанные с образованием школьным.
Тесты с ответами Теория и практика специальной педагогики и инклюзивного образования
Относительно устойчивым периодом к неблагоприятным воздействиям среды является период с:
Выберите один ответ:
a. 12-15 лет
b. 4-11 лет
c. 0-3 лет
d. 5-11 лет
Правильный ответ: 4-11 лет
Мнимые, ложные приспособления, возникающие в результате реакции человека на нежелательные проявления к нему со стороны других называются:
Выберите один ответ:
a. компенсация
b. псевдокомпенсация
c. декомпенсация
d. коррекция
Правильный ответ: псевдокомпенсация
Одним из ведущих предметов коррекционных занятий является:
Выберите один ответ:
a. русский язык
b. социально-бытовая ориентировка
c. математика
Правильный ответ: социально-бытовая ориентировка
Понятие «сензитивный возраст» впервые предложил (а):
Выберите один ответ:
a. С.Л. Рубинштейн
b. Г.М. Дульнев
c. М. Монтессори
d. Л.С. Выготский
Правильный ответ: М. Монтессори
Впервые термин «дидактика» ввел:
Выберите один ответ:
a. В. Ратке
b. Я. А. Коменский
c. Ж. Ж. Руссо
d. И. Г. Песталоцци
Правильный ответ: Я. А. Коменский
Выберите один ответ:
a. способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия
b. управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел
c. воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни
d. метод воспитания, проявляющийся в форме требования
Правильный ответ: способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия
С какой наукой олигофренопедагогика имеет наиболее тесную связь
Выберите один ответ:
a. детской психиатрией
b. олигофренопсихологией
c. медицинской психологией
d. общей психологией
Правильный ответ: олигофренопсихологией
Воспитательный процесс – это процесс:
Выберите один ответ:
a. воздействия
b. взаимодействия
c. рефлексии
d. действия
Правильный ответ: взаимодействия
Понятие о первичном и вторичном дефектах введено
Выберите один ответ:
a. П.Я Гальпериным
b. А.Р. Лурия
c. В.В. Лебединским
d. Л.С. Выготским
Правильный ответ: Л.С. Выготским
К девиациям в поведении несовершеннолетних относят:
Выберите один ответ:
a. задержки психического развития
b. трудновоспитуемость
c. социально-педагогическую запущенность
Правильный ответ: социально-педагогическую запущенность
Автор фундаментального исследования «Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания с древних времен до середины XX века»:
Выберите один ответ:
a. А.И. Дьячков
b. И.М. Бобла
c. Е.К. Грачева
d. Х.С. Замский
Правильный ответ: Х.С. Замский
Коррекционная педагогика – это:
Выберите один ответ:
a. область специальных психолого-педагогических знаний о сущности образования и воспитания детей, имеющих не резко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении
b. наука о воспитании, образовании и обучении людей
c. теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии
Правильный ответ: теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии
Форма получения образования, где в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый-преподаватель» называется:
Выберите один ответ:
a. очная
b. заочная
c. самообразование
Правильный ответ: очная
Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:
Выберите один ответ:
a. комплексный подход
b. психологический подход
c. индивидуальный подход
d. системный подход
e. культурологический подход
Правильный ответ: комплексный подход
Паразитарное заболевание, возбудитель которого – паразит, относящийся к простейшим животным, проникая в плод беременной женщины, вызывает поражения мозга, глаз и других органов:
Выберите один ответ:
a. трахома
b. токсоплазмоз
c. микроцефалия
Правильный ответ: токсоплазмоз
Получение информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов — это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая рефлексия
b. педагогический анализ
c. педагогический менеджмент
d. педагогический мониторинг
e. педагогическая диагностика
Правильный ответ: педагогическая диагностика
Выберите один ответ:
a. технические средства обучения
b. углубленное изучение
c. наблюдение, оценка и прогноз образовательного процесса
d. часть операционной системы
Правильный ответ: наблюдение, оценка и прогноз образовательного процесса
Правило «От легкого к трудному» относится к принципу:
Выберите один ответ:
a. последовательности и систематичности
b. научности
c. наглядности
d. доступности
e. связь теории с практикой
Правильный ответ: последовательности и систематичности
Наглядные методы обучения условно можно разделить на 2 группы:
Выберите один ответ:
a. словесные и наглядные
b. беседа и демонстрация
c. дискуссия и видеометод
d. семинар и наблюдение
e. иллюстрация и демонстрация
Правильный ответ: иллюстрация и демонстрация
Назовите науку, связанную с теорией и практикой предупреждения, изучения и образования детей с нарушением речи:
Выберите один ответ:
a. олигофренопедагогика
b. сурдопедагогика
c. тифлопедагогика
d. логопедия
Правильный ответ: логопедия
Основной метод воспитания – это:
Выберите один ответ:
a. убеждение
b. приучение
c. слово учителя
d. пример
Правильный ответ: убеждение
Отечественный олигофренопедагог и психолог, работал в области воспитания, обучения, профессиональной подготовки, а также психологического изучения умственно отсталых детей:
Выберите один ответ:
a. А.Ф. Лазурский
b. А.Р. Лурия
c. Л.С. Выготский
d. Г.М. Дульнѐв
Правильный ответ: Г.М. Дульнѐв
Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, при котором нарушается осознание и контроль за деятельностью – это:
Выберите один ответ:
a. эмоция
b. переживание
c. амнезия
d. аффект
Правильный ответ: аффект
Тезис об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка выдвинул:
Выберите один ответ:
a. Л. С. Выготский
b. М. С. Певзнер
c. А. Р. Лурия
Правильный ответ: Л. С. Выготский
Основными формами коррекционно-развивающего обучения являются:
Выберите один или несколько ответов:
a. индивидуальные занятия
b. групповые занятия
c. фронтальные занятия
Правильные ответы: индивидуальные занятия, групповые занятия
Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением слуха:
Выберите один ответ:
a. олигофренопедагогика
b. логопедия
c. тифлопедагогика
d. сурдопедагогика
e. дефектология
Правильный ответ: сурдопедагогика
Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип:
Выберите один ответ:
a. прочности
b. доступности
c. наглядности
d. систематичности и последовательности
e. научности
Правильный ответ: наглядности
Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности — это:
Выберите один ответ:
a. нравственное воспитание
b. умственное воспитание
c. трудовое воспитание
d. физическое воспитание
e. эстетическое воспитание
Правильный ответ: нравственное воспитание
К методам исследования в олигофренопедагогике относят
Выберите один ответ:
a. изучение психолого-педагогической документации
b. все ответы верны
c. наблюдение
d. изучение продуктов детской деятельности
e. анкетирование
Правильный ответ: все ответы верны
Что такое психическое здоровье?
Выберите один ответ:
a. собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата
b. гармония душевных сил (разум, чувства, желания, воля и т.п.), необходимая для нормальной самостоятельной жизнедеятельности; личностный способ жизни, предполагающий свободный и ответственный выбор поведения в освоении человеческой культуры; жизнеспособность и человечность индивида
Правильный ответ: гармония душевных сил (разум, чувства, желания, воля и т.п.), необходимая для нормальной самостоятельной жизнедеятельности; личностный способ жизни, предполагающий свободный и ответственный выбор поведения в освоении человеческой культуры; жизнеспособность и человечность индивида
Коррекционная работа учителя направлена на развитие познавательной активности и воспитание ответственного отношения к учению, если ученик имеет:
Выберите один ответ:
a. недостатки умственного развития и стремление к овладению знаниями, ответственное отношение к учебным обязанностям
b. недостатки умственного развития и безответственное отношение к учению
c. хорошее умственное развитие и отрицательное или безразличное отношение к знаниям
d. хорошее умственное развитие и сознательное, активное отношение к учению
Правильный ответ: хорошее умственное развитие и отрицательное или безразличное отношение к знаниям
Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:
Выберите один ответ:
a. анкетирование
b. измерение
c. наблюдение
d. эксперимент
Правильный ответ: наблюдение
В переводе с греческого педагогика означает:
Выберите один ответ:
a. детовождение
b. управление
c. воспроизведение
d. закрепление
Правильный ответ: детовождение
Исправление тех или иных недостатков развития называется:
Выберите один ответ:
a. реабилитация
b. адаптация
c. компенсация
d. коррекция
Правильный ответ: коррекция
Вторичные дефекты по Л. С. Выготскому:
Выберите один ответ:
a. отражают нарушения психического развития в условиях первичного дефекта
b. связаны с повреждениями ЦНС
c. связаны с повреждениями высших психических функций
Правильный ответ: отражают нарушения психического развития в условиях первичного дефекта
При первых же признаках отклоняющегося поведения ребенка педагогу следует:
Выберите один ответ:
a. разобраться, от какого стандарта и на сколько отклоняется поведение
b. спокойно наблюдать
c. бить тревогу и начинать коррекционную работу
d. обращаться к «узким» специалистам
Правильный ответ: разобраться, от какого стандарта и на сколько отклоняется поведение
Один из авторов учебника «Олигофренопедагогика», изданного в 1941 году
Выберите один ответ:
a. Л.С. Выготский
b. А.Н. Граборов
c. Е.К. Грачева
d. Г.М. Дульнев
Правильный ответ: А.Н. Граборов
В 1927 году Й. Швальбе ввел термин:
Выберите один ответ:
a. дизонтогения
b. патогенез
c. филогенез
d. онтогенез
Правильный ответ: дизонтогения
Врачебно-педагогическая теории и практики воспитания представлена в работе
Выберите один ответ:
a. И. Гуггенбюля
b. Э. Крепелина
c. С. Холл
d. В. Гаюи
Правильный ответ: И. Гуггенбюля
Кто впервые назвал мозг главным органом всей нервной системы:
Выберите один ответ:
a. Платтер
b. Пифагор
c. Эразистрат
Правильный ответ: Герофил
История олигофренопедагогики – это
Выберите один ответ:
a. составляющая коррекционной педагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с особенностями психофизического развития
b. составляющая педагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики образования лиц с трудностями в обучении
c. составляющая тифлопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с нарушениями зрения
d. составляющая олигофренопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
Правильный ответ: составляющая олигофренопедагогики, предметом которой является история возникновения и развития теории и практики специального образования лиц с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
Назовите автора разработки концепции психически здорового человека и теории человеческой мотивации:
Выберите один ответ:
a. К. Роджерс
b. А. Маслоу
Правильный ответ: А. Маслоу
Образовательные программы разрабатываются на основе:
Выберите один ответ:
a. закона об образовании
b. программы развития образования
c. концепции образования
d. образовательного стандарта
Правильный ответ: образовательного стандарта
Кто из авторов ввел понятие «зона ближайшего развития»
Выберите один ответ:
a. Л.С. Выготский
b. С.Л. Рубинштейн
c. А.Р. Лурия
d. Л.С. Цветкова
Правильный ответ: Л.С. Выготский
Какое из данных определений является верным
Выберите один ответ:
a. олигофренопедагогика – это одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности детей с интеллектуальной недостаточностью
b. олигофренопедагогика – это педагогическая наука о воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
c. олигофренопедагогика – это педагогическая наука о воспитании и обучении лиц с задержкой психического развития и с интеллектуальной недостаточностью
d. олигофренопедагогика – это педагогическая наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями речи
Правильный ответ: олигофренопедагогика – это педагогическая наука о воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Коррекционно-воспитательная работа – это:
Выберите один ответ:
a. замещение или перестройка нарушенных функций организма
b. специальные упражнения, развивающие познавательные процессы
c. система комплексных мер педагогического воздействия на особенности аномального развития
d. система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей
Правильный ответ: система комплексных мер педагогического воздействия на особенности аномального развития
К специальным понятиям олигофренопедагогики относят
Выберите один ответ:
a. адаптация, реабилитация, компенсация, коррекция
b. обучение, воспитание, развитие
c. личность, психика, деятельность, сознание, поведение
d. все ответы верны
Правильный ответ: адаптация, реабилитация, компенсация, коррекция
Выберите один ответ:
a. создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка, при разных вариантах и видах нарушений
b. формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду
c. система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей
Правильный ответ: система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей
В переводе с латыни «коррекция» означает:
Выберите один ответ:
a. развитие
b. исправление
c. лечение
d. обучение
Правильный ответ: исправление
Впервые употребил термин «олигофрения» и объединил все формы слабоумия под общим названием «задержка психического развития»
Выберите один ответ:
a. Л.С. Выготский
b. А. Бине
c. Н.Н. Малофеев
d. Э. Крепелин
Правильный ответ: Э. Крепелин
Какая из педагогических наук занимается воспитанием и обучением умственно отсталых детей:
Выберите один ответ:
a. логопедия
b. олигофренопедагогика
c. тифлопедагогика
d. сурдопедагогика
Правильный ответ: олигофренопедагогика
Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение возможен, если:
Выберите один ответ:
a. родители понимают необходимость в коррекции личности или поведения своего ребёнка, но не хотят идти на контакт с учителями
b. если родители идут на контакт с учителями, но не признают или не понимают необходимость в коррекционно-педагогическом воздействии на ребёнка
c. отсутствует контакт между семьёй и школой и родители агрессивно настроены против учителей
d. если существует взаимопонимание родителей и учителей и родители сами обращаются за помощью к учителям, психологам и социальным работникам
Правильный ответ: если существует взаимопонимание родителей и учителей и родители сами обращаются за помощью к учителям, психологам и социальным работникам
Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:
Выберите один ответ:
a. влияние на волю, сознание и поведение воспитанника
b. взаимоотношения воспитателей и воспитанников
c. влияние родителей и воспитателей на воспитанника
d. сотрудничество семьи, школы, общественности
e. влияние на воспитанника через коллектив
Правильный ответ: влияние на воспитанника через коллектив
Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:
Выберите один ответ:
a. зачем учить
b. чему учить
c. когда учить
d. как учить
e. где учить
Правильный ответ: как учить
Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»:
Выберите один ответ:
a. частично-поисковый метод
b. рассказ
c. объяснение
d. решение проблемы
e. демонстрация
Правильный ответ: решение проблемы
Один из авторов учебника «Олигофренопедагогика», изданного в 1941 году
Выберите один ответ:
a. Г.М. Дульнев
b. Е.К. Грачева
c. Л.С. Выготский
d. А.Н. Граборов
Правильный ответ: А.Н. Граборов
В переводе с греческого педагогика означает:
Выберите один ответ:
a. детовождение
b. воспроизведение
c. закрепление
d. управление
Правильный ответ: детовождение
К методам исследования в олигофренопедагогике относят
Выберите один ответ:
a. изучение продуктов детской деятельности
b. анкетирование
c. наблюдение
d. изучение психолого-педагогической документации
e. все ответы верны
Правильный ответ: все ответы верны
Что такое психическое здоровье?
Выберите один ответ:
a. собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата
b. гармония душевных сил (разум, чувства, желания, воля и т.п.), необходимая для нормальной самостоятельной жизнедеятельности; личностный способ жизни, предполагающий свободный и ответственный выбор поведения в освоении человеческой культуры; жизнеспособность и человечность индивид
Правильный ответ: гармония душевных сил (разум, чувства, желания, воля и т.п.), необходимая для нормальной самостоятельной жизнедеятельности; личностный способ жизни, предполагающий свободный и ответственный выбор поведения в освоении человеческой культуры; жизнеспособность и человечность индивида
К девиациям в поведении несовершеннолетних относят:
Выберите один ответ:
a. социально-педагогическую запущенность
b. задержки психического развития
c. трудновоспитуемость
Правильный ответ: социально-педагогическую запущенность