Простая электронная подпись заемщика что это
Виды электронной подписи (ЭП или ЭЦП)
В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга, при каких условиях равнозначны собственноручной и придают подписанным файлам юридическую силу.
Виды электронной подписи
Простая электронная подпись, или ПЭП
Простая подпись — это знакомые всем коды доступа из СМС, коды на скретч-картах, пары “логин-пароль” в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте. Простая подпись создается средствами информационной системы, в которой ее используют, и подтверждает, что электронную подпись создал конкретный человек.
Где используется простая электронная подпись?
Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, а также для аутентификации в информационных системах, для получения госуслуг, для заверения документов внутри корпоративного электронного документооборота (далее — ЭДО).
Простую электронную подпись нельзя использовать при подписании электронных документов или в информационной системе, которые содержат гостайну.
Юридическая сила ПЭП
Простая подпись приравнивается к собственноручной, если это регламентирует отдельный нормативно-правовой акт или между участниками ЭДО заключено соглашение, где прописаны:
Во многих информационных системах пользователь должен сначала подтвердить свою личность во время визита к оператору систему, чтобы его ПЭП в будущем имела юридическую силу. Например, для получения подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг, нужно лично прийти в один из центров регистрации с документом, удостоверяющим личность.
Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки.
Человек получает в удостоверяющем центре два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя — он известен только владельцу и его нужно держать в тайне. С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы.
Открытый ключ электронной подписи доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО. Он связан с закрытым ключом и позволяет всем получателям подписанного документа проверить подлинность ЭП.
То, что открытый ключ принадлежит владельцу закрытого ключа, прописывается в сертификате электронной подписи. Сертификат также выдается удостоверяющим центром. Но при использовании НЭП сертификат можно не создавать. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
Где используется неквалифицированная электронная подпись?
НЭП можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.
Юридическая сила НЭП
Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.
Квалифицированная электронная подпись или КЭП
Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от НЭП в следующем:
Где используется квалифицированная электронная подпись?
КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.
Юридическая сила КЭП
КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий. Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП, их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
Что помешает аферистам взять кредит на ваше имя или отобрать недвижимость
Мошенники нередко используют электронную подпись, чтобы оформить заем на чужое имя или сменить собственника недвижимости без его ведома. От отъема недвижимого имущества владельца защитит новый закон, но, чтобы не пришлось выплачивать незаконно оформленный кредит, придется соблюдать правила «цифровой гигиены»
Что такое электронно-цифровая подпись?
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – это средство идентификации человека, использующего программный продукт. Существует несколько ее видов.
Простой ЭЦП часто пользуются в повседневной жизни. Это одноразовый код из букв, цифр или их комбинации. Такая ЭЦП необходима, к примеру, при подтверждении платежа с банковской карты: для успешного завершения транзакции нужно ввести код, который поступает на номер телефона, привязанный к банковской карточке. Еще один пример использования простой ЭЦП – введение PIN-кода при безналичном расчете в магазине.
Усиленная неквалифицированная ЭЦП нам нужна, например, при пользовании порталом «Госуслуги». Подпись здесь представляет собой знакомые логин и пароль, которые необходимо привязать к своему аккаунту и личности посредством явки в удостоверяющий центр.
Усиленная квалифицированная ЭЦП – это программный код, который привязывается к подписываемому электронному документу. Ее использование требует оформления в удостоверяющем центре токена (флеш-карты с кодом-подписью) и установки специальных криптопрограмм. Без такой ЭЦП не смогут обойтись нотариусы, судьи, сотрудники государственных органов, арбитражные управляющие, директора и бухгалтеры.
Как с помощью простой ЭЦП получить заем через интернет?
Нередко микрофинансовые организации и банки предоставляют клиентам возможность заключить договор займа посредством ЭЦП. Для этого достаточно зайти в личный кабинет, нажать на кнопку выдачи займа и ввести пришедший на мобильный телефон код.
Как мошенники используют ЭЦП для оформления займов на чужое имя?
Они обманом получают доступ к личному кабинету клиента кредитной организации и привязывают к нему другой номер телефона.
Бывает, мошенники сами создают личный кабинет, используя незаконно полученные персональные данные человека. У многих онлайн-ростовщиков существует также процедура верификации при помощи страницы в соцсетях – в таких случаях предварительно взламывается эта страница.
Как проверить наличие «фейкового» займа?
Для этого вам достаточно зайти на сайт районного суда, расположенного по адресу регистрации, либо в банк исполнительных производств на сайте ФССП России. При неблагоприятном развитии событий после введения ваших Ф.И.О. появится информация о задолженности и лице, которое пытается ее взыскать.
Что делать в случае незаконного оформления займа мошенниками?
В первую очередь необходимо обратиться в полицию. Лучше подать заявление в региональное управление с просьбой поручить расследование отделу по борьбе с компьютерными преступлениями.
Далее необходимо направить уведомление в кредитную организацию, выдавшую заем. В нем нужно сообщить о краже ваших персональных данных и ЭЦП. К уведомлению следует приложить копию заявления в полицию.
Если кредитор требует с вас возврата денег – обратитесь в суд с заявлением о признании договора займа незаключенным.
Как добиться признания договора займа недействительным?
Можно ли себя обезопасить от незаконного оформления займа?
Для оформления электронных кредитов мошенники чаще используют личные кабинеты на сайтах кредитных организаций и телефонные номера, к которым эти кабинеты привязаны. Поэтому данные своего личного кабинета – логин и пароль – необходимо тщательно скрывать. И это касается не только бумажки-напоминалки с кодами. Достаточно согласиться на заманчивое предложение браузера сохранить пароль и логин при их вводе – и работа мошенников станет намного легче. Постарайтесь запомнить их и каждый раз вводите «по памяти», как PIN-код от своей банковской карты.
Периодически меняйте пароль и отслеживайте все СМС, поступающие на телефон.
Не используйте один пароль для всех онлайн-сервисов и не заносите в онлайн-формы на сомнительных сайтах свои персональные данные.
Попытка взлома аккаунта в соцсети или подозрительный звонок от сотрудника банка, пытающегося узнать у вас персональные данные или данные банковской карты, могут свидетельствовать о подготовке мошенников к оформлению займа. В таких случаях необходимо проявить бдительность.
Как мошенники оформляют сделки с недвижимостью при помощи ЭЦП?
Для осуществления сделок с недвижимостью необходима усиленная квалифицированная ЭЦП. Обычно мошенники оформляют ее в удостоверяющих центрах, используя копии паспортов и СНИЛС, которые берут из открытых источников и взломанных баз данных банков.
Недобросовестные сотрудники удостоверяющих центров по невнимательности или сговорившись с мошенниками могут оформить ЭЦП на любого человека. Воспользовавшись ею, злоумышленник получает возможность подать заявление в Росреестр и переписать квартиру на нужных лиц.
Что делать, если недвижимость перешла в чужую собственность?
Если мошенническое отчуждение недвижимости все же произошло, необходимо обратиться в Росреестр и узнать, когда это случилось и на кого оформлено имущество.
После этого следует обратиться в суд с заявлением о признании сделки недействительной. Нужно будет обратить внимание суда на то, что кроме ЭЦП нет доказательств, подтверждающих намерение отдать недвижимость иным лицам и ваше с ними знакомство.
Пригодятся сведения о вашем фактическом проживании с семьей в якобы отчужденном жилом помещении, о проведении вами строительных работ и обустройстве нежилого помещения в период мошеннических действий и т.п. Главное – доказать в суде, что у вас не было причин продавать недвижимость и на момент использования фиктивной ЭЦП вы относились к имуществу как к своему.
Как избежать несанкционированного распоряжения имуществом?
Ранее, чтобы не допустить подобных ситуаций, собственнику необходимо было обратиться в Росреестр через МФЦ с просьбой запретить оформление сделок с недвижимостью с использованием ЭЦП. В таком случае все сделки регистрировались Росреестром только при условии личной подачи документов владельцем недвижимого имущества.
Кроме того, нельзя забывать, что остается риск передачи недвижимого имущества в собственность другого человека путем подачи бумажных документов в МФЦ по поддельному паспорту или доверенности. Поэтому стоит позаботиться о внесении в ЕГРН записи, которая не позволит продать, заложить или сдать в аренду недвижимость без вашего ведома. Подробнее об этом читайте в материале «Чтобы мошенники не передали недвижимость в чужую собственность. владельцу нужно подать заявление, которое наложит ограничение на сделки с его имуществом».
Для собственников юридических лиц предусмотрена возможность обратиться в ФНС и установить порядок регистрации изменений в ЕГРЮЛ только при личной явке уполномоченных от компании лиц.
1 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”» (вступит в силу с 1 января 2020 г.).
Как минимизировать риск использования ЭЦП мошенниками?
ЭЦП является удобным способом заключения сделок и ведения бизнеса, позволяющим сэкономить огромное количество времени. Однако человек должен осознавать риски использования ЭЦП и соблюдать простые правила «цифровой гигиены», позволяющие снизить их до минимума.
Как пользоваться электронной подписью, чтобы на меня не оформили кредит?
Новые технологии внедряются в нашу жизнь, но мы не привыкли доверять им так просто. Взять электронную подпись: сколько же она вызывает вопросов! Может, недаром ЭП боятся? Ведь были случаи, и квартиры с её помощью крали. Так ли страшен электронный ключ — разбираемся вместе.
Об ЭЦП замолвите слово…
Электронная подпись — не росчерк на бумаге и не штрих-код. Это особый и уникальный набор символов, который защищён криптографиечскими механизмами. Набор знаков не повторим и хранит информацию о владельце. По сути, ЭП — это флэшка, на которой хранится код.
Подписью вы закрепляете любой электронный документ, ключ подтверждает, что бланк подписали именно вы. Исправить или отредактировать документ с ЭП нельзя. Самый надёжный вид, усиленная квалификационная подпись, приравнивается к ручной подписи и имеет 100% юридическую силу. Именно поэтому опасаются электронного ключа.
Так ли страшна ЭП?
Для бизнеса и предпринимателей подпись-ключ жизненно необходима. Она заверяет все документы, которые в электронном виде организация направляет в налоговую, Пенсионный фонд и другие ведомства. Для «физика» оформление подписи — добровольное. Но ключ практически на 100% сведет ваше общение с госструктурами в онлайн-формат. Вам не придётся даже документы лично подписывать — для этого есть ключ.
Боятся ЭП из-за незнания: многие думают, что электронную подпись кто-то скопирует или взломает. И тогда на обладателя ключа посыплются тоннами кредиты, долги и прочие неприятности. Это не так: ключ невозможно взломать, он создан на основе сложнейшего математического алгоритма. Повторить, скопировать или подделать ЭП нельзя. Также невозможно взломать документ, заверенный ключом. Бланк сразу станет недействительным.
Какие преимущества у ЭП?
В первую очередь — это экономия вашего времени. Вы можете легко подписать любые бумаги и направить их по электронной почте в официальные ведомства. Например, вы можете подписать ЭП договор дарения и передать квартиру детям. Но одаряемые должны быть совершеннолетними и для сделки им понадобится свой ключ.
Как защитить себя и электронную подпись?
Чтобы выжить в «цифровом мире», придётся играть по его правилам.
a. Относитесь к флэшке ответственно, храните её в надёжном месте.
b. Оставляйте сканы документов только в государственных органах, просите не снимать копии с паспорта частных охранников для пропуска.
c. Проверяйте записи о собственниках юрлиц на ФНС, воспользуйтесь разделом «Электронные сервисы», страница «Риски бизнеса: проверь себя и контрагентов».
d. Внимательно проверяйте ФИО на квитанциях ЖКХ.
e. Проверяйте кредитную историю хотя бы раз в полгода: два раза в год это можно сделать бесплатно.
f. Отслеживайте информацию на портале Госуслуг о своей собственности. Если кто-то попытался взломать ваш аккаунт и пришло уведомление — бейте тревогу и пишите службе безопасности.
j. Возникли подозрения — берите выписку из ЕГРН.
Меня обманут с помощью ЭП?
Проблемы с ЭП действительно могут быть. Во-первых, если ключ-флэшку украдут. Тогда мошенники могут подписать любые документы от имени владельца ЭП. Например, тот же кредитный договор, если заём получают удалённо.
Первая электронная цифровая подпись в России появилась в 1994 году, но использовали её только госструктуры. А первая в истории «кража» квартиры с её помощью произошла в 2018 году. Москвич едва не остался без жилья из-за пробелов в законе об электронной подписи. Мошенники получили доступ к персональным данным собственника и оформили по «липовой» нотариальной доверенности неквалицифицированную подпись в удостоверяющем центре. С помощью подписи злоумышленники через сайт Росреестра «передарили» квартиру жителя столицы некоему жителю Уфы. Подробнее о такой мошеннической схеме «Выберу.ру» писал в материале «Квартиру «увели» в интернете, или как крадут жильё на законных основаниях?». В этой же статье мы подробно говорили о том, как защитить себя и своё жильё.
А кредит оформить могут?
В мае появились первые случаи мошенничества с оформлением кредита при помощи простой ЭП. Кредит оформляли сами владельцы подписей, а сотрудники банков добавляли к договору дополнительные услуги, о которых люди не знали. Из-за этого существенно вырастал долг по кредиту. Как пишет «Коммерсант», произошло такое впервые в «Почта-Банке». Вместе с кредитным договором клиенты получали ненужную страховку, медицинскую и юридическую поддержку и другие услуги.
Остановить прогресс невозможно, поэтому держите руку на пульсе. Чем раньше вы обнаружите обман, тем быстрее сможете наказать мошенников и исправить ситуацию.
Что такое электронная подпись
Что такое электронная подпись? Польза для ИП и физических лиц, виды ЭП, зачем они нужны и какие изменения нас ждут в 2022 году – расскажем в статье.
Холл университета, переполненный абитуриентами и их взволнованными родителями. Они стоят не первый час. Волонтеры уже выбились из сил. Так выглядела подача заявлений в вуз всего несколько лет назад.
Подруга рассказывала, как, простояв два часа в такой же толпе при подаче документов в медколледж, она передумала туда поступать. Просто развернулась, вышла из здания и отправилась в юридический университет.
Теперь, когда цифровое пространство заполнило все, любую документальную процедуру можно провести онлайн.
Виды электронных подписей
Что такое электронная подпись? Это зашифрованная последовательность символов – цифр и/или букв, которые еще называются паролем или ключом.
Можно сказать, что ЭП – это ключ, с помощью которого заключают сделки, расписываются о получении товаров без личного присутствия.
ЭП (ранее ЭЦП) начала иметь юридическую силу еще в 2011 году, а сейчас приобрела новую форму, описанную в 63-ФЗ.
ЭП стала особенно популярна во время эпидемии коронавируса 2020 года. Благодаря ей многие смогли покупать квартиры, подписывать рабочие договоры, не подвергая риску себя и своих близких.
Электронная подпись особенно важна для бизнеса: даже в условиях спокойной обстановки возможность избежать персональных походов в налоговую здорово экономит время и бюджет.
Существует несколько видов ЭЦП:
У каждой из них свой уровень и возможности доступа.
Простая ЭП
Только подтверждает личность подписавшегося.
К примеру, когда мы проходим авторизацию на сайтах или в приложениях, то используем только ее. ПЭП не обладает юридической силой. Используется только физическими лицами, не может защитить ваши данные.
Неквалифицированная ЭП
Хранится на внешнем USB-носителе (флешке) и этим напоминает цифровой ключ. Электронная подпись серьезнее, чем простой пароль.
НЭП – это зашифрованная последовательность символов, которая хранится на флешке. Запомнить ее практически невозможно.
Чтобы получить доступ к файлу или документу от имени владельца подписи, нужно вставить носитель символов в USB-порт.
НЭП можно использовать на сервисе nalog.gov.ru или во внутреннем документообороте компании. Такой ключ может сделать хороший программист или удостоверяющий центр.
Самое главное – если после того, как документ подписали, в него внесут изменения, владелец подписи может об этом узнать. В этом и заключается основной защитный эффект НЭП.
Квалифицированная ЭП
Во многом похожа на НЭП. Но в отличие от предыдущей, ее можно взять только в удостоверяющем центре, который был аккредитован министерством цифрового развития РФ.
Возможностей у нее больше, так как она равна обычной рукописной подписи. Хранятся КЭП не на обычных флешках, а на защищенных токенах. Подробнее о них мы расскажем ниже.
Если не хотите копить полжизни, а приобрести долгожданную недвижимость нужно прямо сейчас, советуем оформить ипотеку на 20 лет в Совкомбанке. Оставить заявку можно на сайте — спустя несколько минут вам перезвонит менеджер, чтобы подобрать самые выгодные кредитные условия.
Для чего нужна электронная подпись
Переход на электронную версию – это удобно. Но в каких случаях?
Простая электронная подпись создается автоматически, когда мы регистрируемся на сайтах, совершаем покупки, а банк запрашивает код, который приходит нам на номер телефона.
ЭП нужна для подтверждения, что тот, кто входит в аккаунт, действительно имеет на это право.
Бóльший интерес вызывают НЭП и КЭП. Конечно, без них не обойтись ИП и владельцам малого бизнеса: бухгалтеры, секретари, да и сами руководители могут освободить свое время от личных походов из кабинета в кабинет, из налоговой в налоговую.
НЭП
У них достаточно маленький «радиус действия», как может показаться на первый взгляд:
Несмотря на то, что диапазон ее возможностей довольно ограничен, неквалифицированная электронная подпись немного дешевле ее квалифицированной «сестры», а кроме того, она в несколько десятков раз удешевляет производство.
Не надо тратиться на курьеров, тратить время рабочих на гонки за подписями. А если компания ведет дела с другой фирмой, расположенной в другом городе, то можно обойтись без лишних поездок с помощью такого ключа.
КЭП
Квалифицированная электронная подпись хороша тем, что с ее помощью возможно практически все, что и с рукописной. В этом случае и сами документы – подписанные рукой и КЭП – будут иметь одинаковую силу. Так сказано в 63-ФЗ.
КЭП необходима, чтобы сдать отчетность или войти в свой аккаунт в определенных сервисах:
Кроме того, с ее помощью возможно участие в интернет-торгах и госзакупках. И, конечно, подача заявлений на обучение в вузы.
Важно: в одном пакете документов нельзя использовать разные ЭП, если, конечно, у них не разные владельцы.
Иностранные КЭП также считаются действительными.
Как получить ЭП
ПЭП создается автоматически, а вот НЭП и КЭП нужно получать в удостоверяющих центрах. Для этого достаточно обратиться к ним лично или по телефону – УЦ проинструктируют вас.
Именно они занимаются созданием электронных подписей, и они же могут аннулировать ключ или передать его полиции в случае необходимости. Но в их обязанности входит, прежде всего, сохранение конфиденциальности – основная задача шифрования подписей.
Вместе с ЭП центры выдают сертификаты, в которых указано, что и кому принадлежит. Сертификаты могут быть в бумажной или электронной форме.
Бесплатные электронные подписи с 1 января 2022 года
Несмотря на то что последние поправки были внесены в ФЗ совсем недавно, с 1 января 2022 года планируются новые изменения. В частности, теперь квалифицированный ключ можно будет получать бесплатно – в налоговой службе.
Прежние КЭП будут недействительны. Но есть несколько нюансов.
К ним относятся марки: Рутокен, JaCarta, Esmart и другие. На одном носителе можно держать до 32 подписей.
Ключи, выпущенные в форме «Пилотного запуска», будут полностью действительны только в течение 15 месяцев. Ими также можно будет подписывать отчетные бумаги.
Чтобы заменить ключ, выданный ранее, позвоните по телефону: 8-800-222-2222.
Зачем нужен новый закон
Все довольно просто. Владельцам бизнеса и финансовым организациям так будет легче вести отчетность ИП.
Помимо того, что электронные ключи бесплатны и удобны, они еще и полезны с точки зрения правительства. Благодаря им легче выявлять правонарушения и/или неуплату налогов.
Например, внутри компании можно пользоваться неквалифицированными подписями. Но если уже есть КЭП, зачем переплачивать за дополнительный ключ?
Кроме того, ФНС обеспечивает ключами многие компании, но не все. Например, представители власти обращаются в УЦ Федерального Казначейства, а владельцы малых и крупных финансовых организаций (МФО, банки и др.) – в УЦ от ЦБ.
Пять лет назад я пришла в вуз и просидела несколько часов в ожидании своей очереди, чтобы написать заявление на поступление. Получив диплом бакалавра, я вернулась туда же, чтобы продолжить обучение на магистра. Но меня развернули, сказав, что это можно сделать онлайн.
Тем же вечером я подала заявки в несколько хороших вузов за чашкой чая в кафе. В прошлом осталось много хорошего, но километровые очереди – не часть этого.