прошлым летом в чулимске 1975 актеры
Прошлым летом в Чулимске
Театр имени Ермоловой
И мя Александра Вампилова в отечественном театре стоит особняком. Пьесы, с огромным трудом пробивавшиеся на сцену при жизни автора, стали явлением эпохальным. Они, в чем-то связанные с драматургией старших современников, но гораздо сильнее — с театром Чехова (и далее — вглубь столетий — к корням русской классической пьесы), поделили русский театр второй половины XX века на до и после. Можно сказать, что Вампилов выводит советскую драму на мировой уровень. Вот только автор не застиг славы, экранизаций, исследований творчества. Все это случилось после его трагической гибели: он утонул в Байкале, не дожив двух дней до 35-летия.
До сих пор кажется, что театр только начал разгадывать Вампилова, подбирать к нему ключ. И все же принципиальные вещи были угаданы уже в первых постановках. После гибели драматурга (1972) режиссеры проявляли все больший интерес к нему. Посмертное признание росло от спектакля к спектаклю, что, в конечном счете, привело к тому, что 1970-е окрестили «вампиловским десятилетием». Этому во многом способствовали главный режиссер Театра им. М.Н. Ермоловой Владимир Андреев и Елена Якушкина.
Здесь стоит сделать отступление и сказать, что Якушкина и открыла Вампилова в Москве. Образованная, самоотверженно служившая театру, она обладала репутацией человека, который чуток к талантам и помогает им пробиться. К ней сведущие люди и направили молодого иркутянина Вампилова. Завязалась дружба, началась переписка, позже опубликованная. Якушкина пыталась ввести драматурга в театральную среду, облегчить цензурный гнет, давала читать пьесы влиятельным режиссерам и драматургам. После смерти ее «подопечного» ермоловский театр станет «домом Вампилова» (Римма Кречетова). Здесь будут идти «Старший сын» (1972), «Прошлым летом в Чулимске» (1974), «Стечение обстоятельств» (1977), «Утиная охота» (1979), снова «Старший сын» (1982). В этом ряду особо выделяется «Прошлым летом в Чулимске» — по последней вампиловской пьесе.
Критики, писавшие (или позже вспоминавшие) об этом спектакле, говорили: «традиционный». Писали о чрезвычайно внимательном отношении к пьесе, о соблюдении ее длинных ремарок. «Бесхитростное, послушное следование за текстом» (Е. Стрельцова). «Режиссер счел необходимым отнестись внимательно к каждой запятой» (М. Седых). Говорили о том, что это, в сущности, бытовой театр; что режиссер и художник словно хотят «умереть» в драматурге; что на первом плане — течение событий пьесы и актеры, эти события разыгрывающие. Доверие актерам и полнейшее отсутствие формалистских решений было понятно: Андреев стал режиссером, уже будучи актером, пришел в режиссуру «не с дипломом, а по призванию» (Б. Поюровский). В его спектакле «нет особых всплесков, запоминающихся мизансцен» (тот же Б. Поюровский). Подобные определения не умаляли уважительного отношения к «Чулимску». Напротив, критики ставили его в разряд лучших спектаклей по Вампилову. Не забывая оговориться, что он — «традиционен».
В том же 1974 году эта пьеса была поставлена в БДТ Георгием Товстоноговым. Трудно было избежать сравнений. В ткани спектакля БДТ, конечно, ощущался режиссерский курсив, более определенной была трактовка персонажей и событий. Товстоногов сгущал краски. У него Чулимск казался угрюмым, пространство несло тревогу, сценический мирок обступала темнота. Напряженность событий придавала спектаклю черты «психологического детектива» (М. Седых). Андреев же избегал смысловых подчеркиваний. Интонация его «Чулимска» была другой — как будто объективно-спокойной. Сам город возникал перед зрителем в «привлекательной обыденности и в суете, неторопливой провинциальной суете», люди сходились и расходились «как бы случайно» (Т. Чеботаревская).
Товстоногов назвал пьесу «концертом для скрипки с оркестром», где скрипка — персонаж Шаманов. Но опыт постановок показывает, что возможна разная расстановка сил. Вообще, первоначальное название — «Валентина». Так и назывался фильм Глеба Панфилова (1981), где действие стягивалось, впрочем, не к заглавной героине, а к Анне Васильевне Хороших — Инне Чуриковой, игравшей, по мнению Е. Гушанской, «скорее демиурга этого мира, чем крикливую буфетчицу-распустеху». В андреевской постановке особо выделялись Шаманов — Станислав Любшин и Валентина — Татьяна Шумова (в телеверсии — Татьяна Щукина). Судя по описаниям рецензентов, они — каждый по-своему — несли щемящую вампиловскую интонацию, раздвигая «реалистические» границы спектакля и поэтизируя его.
Конечно, крайне трудно говорить о «Чулимске» спустя десятилетия, если сущность этого спектакля отражалась не во внешнем рисунке, мизансценах и сценографии, но — в интонации, атмосфере и тонкости актерских работ. Прикоснуться к спектаклю позволяет его телеверсия (1975), которая и сегодня смотрится с огромным интересом. И может, предварить просмотр следует мнением критика (мнением очень личным), в память которого андреевский «Чулимск» врезался как один из лучших вампиловских спектаклей («а может быть, и самый лучший»). Римма Кречетова в 2000 году писала, что эта постановка, конечно, терялась в потоке сильнейших впечатлений тех лет. Спектакль, действительно, казался традиционным. «Его энергетика была без демонстративных новаторских выходок. История Валентины и Шаманова рассказывалась со спокойным достоинством, среди бытовых обстоятельств, но с такой внутренней убежденностью, такой верой в ее почти притчевую ясность и силу, что до сих пор при воспоминании об этом спектакле по спине у меня бежит холодок». А когда Валентина в финале вновь восстанавливала палисадник, было в ее движениях «что-то выходящее за пределы конкретной ситуации. Вроде бы бытовой, житейски подробный спектакль вдруг приобрел высоту и холодящее кровь спокойствие эпоса».
Прошлым летом в Чулимске (телеспектакль)
Содержание
Сюжет
Действие разворачивается в глухом провинциальном посёлке. В отличие от сверстниц, Валентина не уезжает в город, желая быть поблизости от Шаманова, которого тайно любит, да и отец её не пустил бы. Пашка, приехавший в Чулимск в отпуск, влюбляется в Валентину, но все его попытки добиться её внимания остаются тщетными. Шаманов, случайно узнав о чувствах Валентины, впервые по-настоящему обращает на неё внимание, проявляет интерес. Однако Кашкина, любовница Шаманова, намеренно мешает их встрече и даже старается сосватать Валентине немолодого и неинтересного Мечёткина. Одновременно происходит жёсткий разговор Пашки с его матерью, которая требует, чтобы Пашка уехал. Валентина, невольно став свидетелем этого разговора, из жалости соглашается пойти с Пашкой на танцы. Когда они возвращаются поздно ночью, Валентине предстоит ответить отцу, с кем она была: Пашка и Шаманов, каждый уверяет, что с ним. Но она выбирает Мечёткина.
В ролях
Съёмочная группа
Ссылки
Примечания
Любшин, Станислав Андреевич — Станислав Любшин 27 августа 2010 Имя при рождении: Станислав Андреевич Любшин … Википедия
Любшин — Любшин, Станислав Андреевич Станислав Андреевич Любшин С. Любшин в роли Алексея в фильме «Если ты прав…» … Википедия
Павлова, Софья Афиногеновна — Софья Павлова Софья Павлова и Валентин Зубков в фильме Коммунист Имя при рождении: Софья Афиног … Википедия
Постановки Г. А. Товстоногова — Список театральных постановок Георгия Александровича Товстоногова (1915 1989). Всего им было срежессировано 164 спектакля в СССР и 11 за рубежом. Содержание 1 Тбилисский русский театр юного зрителя … Википедия
Ковель, Валентина Павловна — Валентина Ковель В роли Карганы в фильме Весёлое сновидение, или Смех и слёзы Имя при рождении: Ковель Валентина Павловна Д … Википедия
Луппиан, Лариса Регинальдовна — Лариса Луппиан [[Файл:[1]|200px|Фото]] Имя при рождении: Лариса Регинальдовна Луппиан Дата рождения: 26 января 1953(1953 01 26 … Википедия
Кирилл Лавров — Имя при рождении: Кирилл Юрьевич Лавров Дата рождения: 15 сентября 1925(19250915) … Википедия
Кирилл Юрьевич Лавров — Кирилл Лавров Имя при рождении: Кирилл Юрьевич Лавров Дата рождения: 15 сентября 1925(19250915) … Википедия
Лавров, Кирилл — Кирилл Лавров Имя при рождении: Кирилл Юрьевич Лавров Дата рождения: 15 сентября 1925(19250915) … Википедия
Прошлым летом в Чулимске (пьеса)
Содержание
История создания
Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.
Впервые опубликована в альманахе «Ангара» (1972) после гибели драматурга.
Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.
Сюжет
Действие пьесы происходит в таёжном райцентре.
Главная героиня пьесы, Валентина, работает в местной чайной. Она влюблена в следователя Шаманова. Он «городской» и «далеко бы пошёл, если бы не свалял дурака»: решил во что бы то ни стало добиться справедливости и засудить сына высокопоставленного чиновника, сбившего человека, однако потерпел поражение и буквально сбежал в Чулимск. Он чувствует себя раздавленным жизнью и мечтает только о пенсии.
Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но внезапно проявляет к ней интерес: сначала он пытается понять, зачем она все время чинит палисадник, который раз за разом ломают посетители чайной, а позже вдруг осознает, что она напоминает ему первую любовь — и это словно пробуждает его к жизни: «Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес, — я сейчас ехал через лес, — трава, деревья, запахи — мне кажется, я не слышал их с самого детства…» На признание Валентины Шаманов сначала отвечает сухо, однако, узнав, что её добивается сын буфетчицы Павел, требует, чтобы тот оставил ее в покое. Любовный конфликт усложняется вмешательством бухгалтера Мечеткина, который по совету Кашкиной сватается к Валентине и получает одобрение ее отца.
Павел зовёт Валентину на танцы, она отказывается, но, услышав, как Павел ссорится с матерью (та буквально выгоняет его из дому), из жалости соглашается пойти с ним. Они возвращаются поздно ночью, отцу Валентина говорит, что была с Мечеткиным и просит, чтобы ни Павел, ни Шаманов к ней «больше не вязались».
Персонажи
Театральные постановки
Первая постановка
Известные постановки
Экранизации
Библиография
Ссылки
Двадцать минут с ангелом (1962) • Дом окнами в поле (1963) • Прощание в июле (1964) • Старший сын (1965) • Утиная охота (1970) • История с метранпажем (1971) • Прошлым летом в Чулимске (1972) • Сто рублей новыми деньгами • Месяц в деревне
Прошлым летом в Чулимске
Содержание
История создания
Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского, однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.
Впервые опубликована в альманахе «Ангара» (1972) после гибели драматурга.
Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьес под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» — и после смерти автора оно стало окончательным.
Сюжет
Действие пьесы происходит в таёжном райцентре.
Главная героиня пьесы, Валентина, работает в местной чайной. Она влюблена в следователя Шаманова. Он «городской» и «далеко бы пошел, если бы не свалял дурака»: решил во что бы то ни стало добиться справедливости и засудить сына высокопоставленного чиновника, сбившего человека, однако потерпел поражение и буквально сбежал в Чулимск. Он чувствует себя раздавленным жизнью и мечтает только о пенсии.
Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но внезапно проявляет к ней интерес: сначала он пытается понять, зачем она все время чинит палисадник, который раз за разом ломают посетители чайной, а позже вдруг осознает, что она напоминает ему первую любовь — и это словно пробуждает его к жизни: «Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес, — я сейчас ехал через лес, — трава, деревья, запахи — мне кажется, я не слышал их с самого детства…» На признание Валентины Шаманов сначала отвечает сухо, однако, узнав, что её добивается сын буфетчицы Павел, требует, чтобы тот оставил ее в покое. Любовный конфликт усложняется вмешательством бухгалтера Мечеткина, который по совету Кашкиной сватается к Валентине и получает одобрение ее отца.
Павел зовет Валентину на танцы, она отказывается, но, услышав, как Павел ссорится с матерью (она буквально выгоняет его из дому), из жалости соглашается пойти с ним. Они возвращаются поздно ночью, отцу Валентина говорит, что была с Мечеткиным и просит, чтобы ни Павел, ни Шаманов к ней «больше не вязались».
ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ 16+
Постановочная бригада
Роли и Исполнители
Награды и Премии
2019. Участник XII Международного театрального фестиваля современной драматургии им. А.Вампилова (Иркутск)
2017. Дарья Вершинина, исполнительница роли Валентины в спектакле, стала лауреатом Молодежной премии Санкт-Петербурга в области художественного творчества в номинации «За достижения в области сценического творчества»
Описание
Спектакль создан к 80-летию со дня рождения Александра Вампилова
Творческое наследие Александра Вампилова, чья жизнь трагически оборвалась в канун 35-летия, включает всего пять пьес. Однако каждая из них оставила глубокий след в истории театра и культуры в целом. Творчество Александра Вампилова отличает глубокое проникновение в человеческие судьбы и прежде всего – нравственную природу личности. Именно это привлекло Молодёжный театр в пьесе «Прошлым летом в Чулимске».
История из жизни таежного райцентра остается актуальной, подобно тому, как не устаревает история чеховских трёх сестёр. Среди горьких и сломленных судеб героев вампиловской пьесы разворачивается история юной Валентины, только начинающей свой жизненный путь и тайно влюблённой в Шаманова – следователя, недавно переехавшего в Чулимск, огрубевшего, лишенного каких-либо иллюзий. Сможет ли искренность и чистота Валентины изменить привычное течение жизни маленького городка и найти поддержку окружающих.
Народный артист России Семён Спивак, художественный руководитель театра, режиссер-постановщик спектакля: «Сегодня мир идёт будто не по той дороге: от духовного начала — в сторону искореженной материи. И в судьбе каждого незаметно происходит процесс, когда молодой, добрый, светлый, открытый человек постепенно становится циничен и расчётлив. Наш спектакль – об исчезающей чистоте. Главная героиня Валентина – девушка очень чистая, честная, а мир её «причёсывает». Меня волнует вопрос этого перерождения. И здесь не важен акцент на провинциальности Чулимска. Вампилов взял маленький посёлок, чтобы ярче показать волнующую его тему. Душевная деградация, внутренний слом не привязаны к месту – Чулимску, Петербургу, Нью-Йорку, Парижу, Мадриду … Мир, наверное, когда-то был раем, но красота из него исчезла… И эта проблема касается каждого».
Режиссёр-постановщик Лариса Шуринова: «Пьеса Вампилова уже стала классикой. Но в ней по-прежнему бьется живой нерв. Нерв боли… В течение одного дня развивается действие. Утро начинается с надежды, а вечер ломает судьбу главной героини, юной Валентины. Девять человек — девять судеб. Каждого так или иначе ранила жизнь. Это спектакль о человеческой боли. Мне хочется, чтобы он «уколол» зрителя, и стало понятно: нужно быть очень внимательным и трепетным к тому, что происходит с твоими близкими и любым другим человеком, с кем тебя, пусть на короткое время, сводит судьба».