Прощенное воскресенье что делать в церкви
День прощеного воскресенья: научиться прощать
Прощеное воскресение
Сегодня наступил последний день перед Великим Постом. День Прощеного воскресенья завершает нашу подготовку к Великому посту. В прошедшие подготовительные недели о Закхее, мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Церковь уже пела и читала песнопения Постной Триоди, как бы напоминая нам о приближении Великого Поста.
Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») – самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, – мы приходим уже подготовленными.
Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями – золовкины посиделки, тещины вечерки – как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться.
Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».
Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми.
Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.
Простить непрощаемое
Однако в современном мире многие люди буквально обрастают врагами, которые что-то у них отняли: деньги, должность, здоровье, жизнь близких людей… Как же вести себя по отношению к тем, кого простить не можешь?
Любого человека – даже самого страшного тирана – можно пожалеть. Он мог быть очень нехорошим человеком, но ему в аду мучиться тоже больно. И в детстве его могли плохо воспитывать и потом могли его не любить и прочее. Хотя это ни в коем случае не значит, что мы должны его оправдать. Важно понять, что действия мы можем осуждать, а вот человека можем пожалеть, особенно если он делает другим гадости сознательно или, допустим, не может перестать их делать по немощи. Мы пытаемся умом объяснить поведение человека: ну больной душевно, ну надорван… Тем более это можно сделать в отношении несчастного соседа, которому страсти не дают покоя, неизвестно по каким причинам. Но надо благодарить Бога, хотя бы почти по-фарисейски: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне также». А человека пожалеть. Тогда это не будет уже фарисейством, если мы человека не осуждаем, а жалеем. И благодарим Бога.
Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться – лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь – это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку – то есть я осуждаю не его, а себя – то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни – от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.
Простить по-настоящему — как?
Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала хотя бы умом) легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло – это орудие Божьего промысла. Достаточно вспомнить слова Ветхого Завета, что Господь ожесточил сердце фараона, чтобы вывести Израиль из Египта. Или, например, в отношении Навуходоносора, который разрушил Иерусалим,написано: «Раб Мой, Навуходоносор!». Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди – ангелы, которых Господь посылает, с какой-то Своей, иногда с совершенно непонятной для нас целью.
Следующий, очень важный шаг в деле прощения – отделить наши чувства друг от друга и от наших действий, боль обиды от желания мести, гневных разбирательств, непрощения, вплоть до пожеланий смерти другому человеку. Не нужно специально бороться с болью, потому что это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его негативные чувства и действия, обращенные на другого человека, нужно отделить и искоренить.
Прощая человека, мы не обязательно должны перестать вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Это хорошо понятно на примере, когда родители считают необходимым наказать ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся: вполне возможно, они его давным-давно простили, но, тем не менее, считают нужным лишить его чего-нибудь приятного. То же самое очень важно сделать в отношении наших обидчиков. Представьте себе: у вас сложные отношения с каким-нибудь соседом по лестничной площадке, который, несмотря на все ваши попытки, гадко себя ведет. Вы вполне можете довести дело даже до судебного разбирательства. При этом по-христиански ваши действия не должны быть связаны с обидой, ненавистью в отношении него.
Это важно в любой ситуации. Даже на войне, когда долг человека убивать врагов. Военное время всегда возрождает если не формальное язычество, то некое языческое упоение войной – кровью, ненавистью и так далее. Христианину нужно этого не допускать. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье. Например, когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. Или в бизнесе, особенно если наши конкуренты начинают вести нечестную борьбу и пользоваться теми средствами, которые ты как христианин никак не можешь себе позволить. Можно и нужно продолжать бороться. Но необходимо бороться и со своими негативными чувствами и молиться за обидчиков.
И, наконец, очень важно помнить, что вообще-то мы глубоко не совершенные люди, поэтому ждать от самих себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», это, в некотором смысле, гордыня. Не надо удивляться, что порой у вас не получается кого-то простить. Постараемся подойти к своим обидам творчески: не просто позволять себе продолжать обижаться – а молиться и думать, что с этим можно сделать.
Прощеное воскресенье. Что за день такой.
Прощеное воскресенье – христианский праздник. Это последний день Масленицы и последний день перед началом Великого поста. В этот праздник мы должны попросить прощения у тех, кого обидели, и простить своих обидчиков. Главные слова в этот день: «Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю». Основная цель праздника – пробудить в людях светлые и искренние чувства, стремление к добрым делам.
Прощеное воскресенье в 2021 году отмечается 14 марта. Дата праздника каждый год меняется в зависимости от даты проведения Пасхи. Прощеное воскресенье отмечается в седьмое воскресенье перед Пасхой – последнее воскресенье перед Великим постом.
История праздника
В начале христианства монахи в Египте перед Великим постом покидали храмы, чтобы уединиться в пустыне на 40 дней и в молитве подготовиться к празднику Пасхи. Жизнь в пустыне была полна опасностей, и многие монахи уже не возвращались. Они понимали, что их встреча могла быть последней. Поэтому искренне прощались и просили прощения друг у друга. Спустя время эта традиция распространилась в христианстве. Так и возник праздник Прощеное воскресенье.
Традиции и обряды
В Прощеное воскресенье в храмах проводятся богослужения. После вечерней молитвы священник и прихожане просят друг у друга прощения. После окончания службы принято подавать милостыню нуждающимся.
В этот день люди просят у родных, друзей, умерших родственников прощения, отпускают обиды.
Прощеное воскресенье завершает Масленицу. В этот день заканчиваются торжественные проводы зимы и подготовка к Великому посту. Как и на всей Масленичной неделе, хозяйки пекут блины. Молодые девушки гадают на суженого, исполнение желания.
Люди чтят память умерших родственников и посещают их могилы на кладбище.
Существует традиция ходить в баню, чтобы смыть с себя все грехи.
Как провести праздник
Можно ли совершать в Прощеное воскресенье:
Крещение
Церковь не запрещает крестить ребенка в этот день.
Свадьба
Расписаться в этот праздник можно. Однако от пышных гуляний лучше откажитесь. Ведь это последний день перед Великим постом.
Венчание
Венчаться в этот день нельзя. Таинство венчания не совершается в течение Сырной седмицы – Масленицы.
Как просить прощения и прощать
Просить прощения нужно в первую очередь у тех, кого вы действительно чем-то обидели. Делать это лучше при личной встрече. Если такой возможности нет – по телефону или письменно. Просите прощения искренне и от чистого сердца. Уберите свое высокомерие и гордыню. Формулировать конкретную вину не обязательно. Можете просто сказать: «Прости меня». Собеседник и так все поймет. Держите в уме свои провинности и пообещайте себе больше не повторять их.
Прощайте открыто и осознанно. Поцелуйте собеседника в щеку и произнесите: «Бог простит, и я прощаю!».
Ритуал прощения необходим для того, чтобы наладить отношения с окружающими, признать свою вину и отпустить обиды.
Что можно кушать в Прощеное воскресенье
Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Это последний день, когда можно употреблять в пищу яйца, молоко, сыр, масло, сметану. Мясные продукты запрещены.
В этот день хозяйки выпекают блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда: вареники, пироги с творогом, сырники.
Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выкинуть или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду.
Как еще называют праздник и почему
Неделя сыропустная – произошло от словосочетания «сыр отпускаю». В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца.
Воспоминание Адамова изгнания – в этот день вспоминается изгнание Адама из рая за совершенный грех.
Что нельзя делать в Прощеное воскресенье
Запрещается совершать плохие поступки, обижать других. Нельзя просить прощения не от чистого сердца или неискренне прощать. Не рекомендуется раздражаться, ругаться с близкими людьми и членами семьи, думать о плохом, жаловаться, желать зла окружающим, отказывать в помощи или милостыне. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, убирать, стирать. Не разрешается кушать мясо.
Топ-5 подарков на Прощеное воскресенье
Гадания в Прощеное воскресенье
Приметы и поверья
Поздравления
С Прощеным воскресением тебя
Я искренне, сердечно поздравляю.
Прошу прощения за грехи свои, любя,
Тебя за все слова, поступки я прощаю.
Желаю, чтобы в сердце поселился свет,
Чтобы избавил он от новых нас проступков.
Желаю жить в любви и счастье много лет,
Несет пусть радость каждая минутка.
Прости меня ты в это воскресенье,
За все прости и зла ты не держи.
Давай забудем все, как сновидение,
И дальше будем жить без лжи.
За все, за все прощай меня скорее,
И я прощу, и Бог простит.
Ведь в мире жить намного веселее,
Когда вокруг нет злости и обид.
В Воскресенье прощеное тихо ты помолись
И с грехами со всеми своими простись.
Попроси, чтоб простили друзья и враги,
Чище стать ты себе в этот день помоги.
Свет и радость пусть твой дом посетят,
Бог тебя простит, и все простят.
Прощеное сегодня воскресенье,
Святой канун Великого поста.
Я искренне у всех прошу прощенья:
В своих домашних, близких. Неспроста
Господь дает нам ласку покаянья,
Шанс умиротворенье обрести.
За все обиды, сплетни, замечанья,
За все грехи прошу меня простить.
За все обиды или прегрешения
Прошу у вас сейчас прощения.
И если я обидел вас когда-то делом,
Иль слово вас мое задело,
Прошу я искренне меня простить,
О всех обидах нынче позабыть.
Я в Прощеное воскресение
Попрошу у вас всех прощения.
Очень строго вы не судите,
За обиды меня простите,
И за взгляды мои колючие,
За слова, как крапива, жгучие.
Каюсь искренне я и сердечно,
Знайте, вас люблю бесконечно!
Я тихо прошепчу тебе «прости».
И искренне, поверь мне, сожалею,
Что довелось обиды нанести.
Я больше поступить так не посмею.
Раскаянья горячие слова
Растопят лед обид, горя как свечи.
Любовь у Бога и людей жива,
Пускай она всю боль твою залечит.
Прощеное воскресенье: церковное богослужение и традиции
Христианская сущность праздника Прощеное Воскресенье, история возникновения и значение. Как правильно вести себя в этот день. Традиции церковного богослужения в честь праздника. Народные традиции и праздничный стол.
Прощеное Воскресенье – это праздник христианского высочайшего смирения. В этот день православный человек скорбит о своей гордыне и просит прощения у окружающих, которых задел намеренно по злобе или по простоте ума, или мог обидеть нечаянно словом или делом, даже не осознавая этого факта, поддавшись невоздержанию или в душевном ослеплении. Однако важно при этом искренне прощать самому, то есть провести такую работу над собственной душой, чтобы суметь отпустить обиды, даже незаслуженные и лично попросить прощения у обиженного.
Почему воскресенье называется прощеным?
Прощеное Воскресенье Церковь почитает в преддверие Великого поста, на масленичной неделе. Этот день заключает последнюю неделю, в которую разрешается употреблять в пищу молоко, творожные блюда и яйца в ходе подготовки к грядущему сорокодневному посту. Примирение с обиженными является первым шагом к последующей работе над собой, к очищению души и подготовке к глубокому покаянию перед Пасхой. С облегченной, примиренной душой верующий входит в пост и стремится к самосовершенствованию, к Богу, чтобы исповедаться и заслуженно причаститься Святых Таинств, обрести в духовном подвиге евангельские добродетели.
Как правильно просить прощения?
С давних пор существует традиция искренне и чистосердечно просить прощения у сослуживцев, соседей, родственников со словами: «Прости за то, что согрешил перед тобой!», на что следует ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю, прости меня и ты!» После чего совершается христианское лобызание трижды в щеку. В случае, если человек не может сам простить и попросить прощения, ему закрыта дорога к покаянию и Благодати Божией, поскольку гордыня парализовала его душу. Поэтому так важно искренне молиться об обиженном некогда человеке, видеть, прежде всего, собственные грехи и личное несовершенство. Если даже он не может простить давний грех, нужно найти в себе силы не ответить озлоблением, предать забвению все дурное, избежать осуждения.
Совет. Начните молиться за своих врагов и обязательно сходите на исповедь в Церковь!
История Прощеного Воскресенья
Истоки этого праздника берут начало из жизни первых праведников Египта, которые уединялись с молитвами в пустыне на 40 дней для подготовки к Пасхе (уподобляясь Господу), для преодоления искушений и укрепления души.
В безводной пустоши подвижников ожидали большие опасности: дикие животные и ядовитые насекомые, слабость телесная из-за недостатка воды. Поэтому они просили друг у друга прощения, как будто готовились к смерти, прощали все грехи. Постепенно эта традиция утвердилась в обрядах Церкви.
В русском народе Прощеное Воскресенье всегда почиталось: в семьях старшие просили прощения у младших, богатые и знатные – у своих слуг и крестьян. На селе крестьяне ходили в гости к соседям и к родне, посещали болящих и вспоминали об одиноких родственниках с желанием посильно им помочь.
Царь первый подавал пример христианского смирения: просил прощения у монастырской братии и архиереев, в войсках – у солдат, проводил амнистию осужденных и раздавал повсеместно милостыню. В этот день даже приостанавливались военные действия.
Богослужение в храме
Служба в Прощеное Воскресенье начинается с воспоминания о событиях изгнания Адама из Эдема (Рая) из-за грехопадения. Литургию священники служат в золотом облачении, читают Евангелие от Матфея и выдержку из Нагорной проповеди, в которой идет речь о прощении окружающим обид как о важном условии прощения Господом собственных грехов, об условии стяжания небесных сокровищ. Проводится аналогия между греховностью человечества и состоянием души падшего Адама. Пронзительно звучат строки сокрушения Адама о собственных грехах.
В минорном тоне творятся вечерние молитвы. Настоятель громко читает молитву св. Ефрема Сирина с троекратным поклоном. Затем он произносит « Владыко Многомилостиве », присутствующие преклоняют колена.
Далее проводится Чин Прощения.
После этого настоятель произносит текст проповеди, по окончании которой со смирением просит прощения у прихожан. Присутствующие священнослужители вслед за ним прикладываются к образам и к кресту. Просят друг у друга прощения. Миряне также целуют крест.
Народные традиции
Прощеное Воскресенье совпадает с периодом массовых гуляний в честь Масленицы, однако этот праздник наполнен глубоким духовным смыслом, является преддверием поста как периода духовных испытаний и борьбы со страстями.
В честь праздника принято было накрывать стол и созывать ближних и дальних родственников.
Готовили скоромные блюда, исключая мясо и птицу.
– рыбные закуски, икру;
– блины простые и дрожжевые на пшеничной, гречневой, овсяной муке со сметаной и с начинкой;
– вареники и сырники;
– пироги и расстегаи.
Это застолье собирало всех родных, молодых и старшее поколение: здесь сглаживались разногласия и прощались давние обиды. Традиции праздника живы и поныне. Принято дарить подарки и делать пожертвования бедным, проявлять милосердие и любовь к ближним. При дворах богатых людей ставили угощение для нищих, всякий желающий мог принять в нем участие.
Следует помнить, что Великий Пост – это добровольное ограничение земных потребностей тела для совершенствования роста духовного. Он будет полезен всем! События Прощеного Воскресенья направлены на очищение от страстей, на возрастание в сердце верующего любви, что важно для последующей готовности к спасению во Христе, к изменению жизни к лучшему.
Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио)
Евангельское чтение в Прощеное воскресенье:
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как до́лжно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…»
Проповеди в Прощеное воскресенье
Проповедь Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье
Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Чин прощения. История установления
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Прощеное воскресенье в Кафедральном соборе Христа Спасителя г.Калининграда
Чин прощения: порядок
Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые ризы, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжественно и радостно: начинается весна постная, весна духовная!
Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:
Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:
Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.
Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.
Ин господина Феодора, глас той же.
Подобен: Паче ума даров:
Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.
Таже в Минеи святому, подобны 3.
Вход с кадильницею: Свете тихий:
Прокимен глас 8:
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.
Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.
Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.
Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:
На стиховне самогласен глас 4:
Стих: К Тебе возведох очи мои:
Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:
И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.
Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:
Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.
Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:
И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.
После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целуют крест или икону, испрашивают прощения у клириков.
Святые отцы о прощении:
Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст
Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин
Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.
Преподобный Исидор Пелусиот
«На реках Вавилонских». Старинный напев из обихода Синодального хора. Мужской хор Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Регент — Владимир Горбик. Концерт в Большом зале Московской консерватории 27 февраля 2008 г.
Статьи о прощении:
Современные пастыри о прощении:
Митрополит Вениамин (Федченков):
«…что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросить прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого). На это прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: «Невозможное для человека — возможно Богу!» Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это — неправда: Бог поможет!»
Епископ Диоклийский Каллист:
«… чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».