Прорывные тренды что это

17 трендов сегодня: от Интернета вещей и виртуальной реальности до ИИ и FinTech

1 min

Прорывные тренды что это

Прорывные тренды что это

Тенденции бизнеса и тренды сегодня быстро меняют мир. Среди сегодняшних трендов в бизнесе инновационные идеи, которые еще вчера казались нереальными. Виртуальная реальность, нейронные сети, кибербезопасность, цифровая трансформация и искусственный интеллект — это сферы, где обитают привлекательные и прорывные идеи для стартапов.

Современным предпринимателям на руку и такие глобальные явления, как Индустрия 4.0, переход к циклической экономике и цифровая трансформация. Эко-идеи для бизнеса в 2020 году тоже в тренде и способны принести серьезный доход — примером служит «зеленая энергетика» и «зеленые финансы».

Представляем вам 17 трендов и инноваций в бизнесе сегодня:

1) Виртуальная реальность

VR — виртуальная реальность, трехмерная компьютерная среда, с которой человек может взаимодействовать путем специальных перчаток, шлема и т.д. Подобные приспособления делают пользователя частью виртуального мира — он может быть наблюдателем, исследователем, манипулятором или активным участником процесса.

Сегодня в мире набирают актуальность сразу несколько трендов с использованием VR в коммерческих целях:

• Использование перчаток и костюмов VR для передачи тактильных ощущений: тренинги по сборке фургона Volkswagen, медицинские конференции, тренинги по безопасности, реабилитация пациентов, тренировки спортсменов.

• VR-технологии — новый киножанр. Вполне ожидаемо, что он повторит судьбу 3D — технологии, с которой снимаются современные культовые блокбастеры.

• Удаленная работа в VR-шлеме — максимальная приближенность к живым встречам по ощущениям присутствия и степени вовлеченности. Среди компаний, успешно опробовавших такой формат, — HP, HTC, Schlumberger и МТС.

• Виртуальная одежда — дизайнер накладывает 3D-модель выбранной вещи на изображение клиента. Последний получает реалистичное фото с «обновкой» и не тратится на приобретение одежды для одного образа.

• AR-линзы, не только улучшающие зрение, но и создающие «киберглаз»: накладывается прогноз погоды, сведения об объектах, попадающих в поле видимости, транслируются сообщения из мессенджеров. По мнению экспертов, новинка появится на рынке уже через 2-3 года.

2) Нейронная сеть

Нейросеть — масштабная структура, содержащая огромное число сведений для работы компьютерной программы. Последняя в ходе большого количества действий определяет, какие совокупности и значения параметров приводят к самому оптимальному результату. Из-за большого объема исходных сведений, способности обучаться структура получила название нейронной сети, так как напоминает своими характеристиками человеческий мозг.

Как нейронные сети применяются в бизнесе:

• Составление ценовых прогнозов для инвестиционных, нефтегазовых, электроэнергетических компаний.

• Планирование запуска кофейни, ресторана или магазина у дома: нейросеть способна проанализировать множество данных — автотрафик, средний доход жителей квартала, возрастные и половые характеристики, загруженность дорог. В пилотном режиме технологию использовал McDonalds, американский передвижной ресторан Zume Pizza.

• Модуляция спортивных турниров и действий игроков — технология полезна для составления плана тренировок и анализа прошедших матчей.

• «Компьютерное зрение» в ритейле: достаточно одной фотографии прилавка, чтобы система подсказала, какого товара не достает, какие акции не указаны, где перепутаны ценники.

• Система распознавания лиц: в бизнес-центрах и офисах — замена охраны и электронных пропусков, в банках и госучреждениях — альтернатива паспорта и других документов, в магазинах и кафе — сканирование лица вместо введения PIN-кода при оплате, представление товаров и услуг конкретно по запросам данного клиента.

3) Четвертая промышленная революция

Индустрия 4.0 (Четвертая промышленная революция) — качественно новый подход к производству, основанный на масштабной автоматизации рабочих процессов, массовом внедрении инновационных технологии и распространении искусственного интеллекта.

В рамках Индустрии 4.0 можно выделить несколько рабочих бизнес-идей:

• Создание «умной» одежды и «умной» обуви. Такие вещи включают в себя встроенные трекеры, счетчики калорий, плееры. Adidas и Levi’s уже выпускают одежду со встроенным сенсором, способным вызвать такси или переключить песню.

• Разработка Proteus — металл, который невозможно ни разрезать, ни ощутимо повредить. Материал можно использовать для производства средств защиты, велосипедных замков, дверей банковских хранилищ.

• Буксировочный дрон от Amazon, способный заменить стандартные горнолыжные подъемники. Вызвать такого дрона, управлять им можно при помощи смартфона.

• Вертикальные фермы — выращивание растений внутри помещений в искусственных условиях. Аквапоника, гидропоника и аэропоника позволяют обойтись без почвы.

4) Циклическая экономика

Циркулярная, циклическая, экономика замкнутого цикла — система, базирующаяся на принципах повторного использования ресурсов. Произведенная продукция обязательно должна служить долго — предполагается, что покупатель не приобретает ее, а только берет в одежду.

Циклическая экономика дает массу идей для появления новых стартапов:

• Производство эстетичной, модной, удобной одежды из вторсырья (переработанного пластика, рекламных баннеров).

• Аренда многоразовых стаканчиков для напитков с собой.

• Переработка техногенных отходов в магнитный порошок, «сырье» для LFP-аккумуляторов, «заправку» для 3D-принтеров.

• Трансформация стеклянных бутылок в арт-объекты и украшения интерьера.

• Разработка и внедрение эффективных экологичных решений в деятельность как состоявшихся компаний, так и стартапов.

5) «Зеленая энергетика»

Под «зеленой» энергетикой подразумевается получение возобновляемой энергии из неисчерпаемых запасов. Это энергия ветра, солнца, приливов, геотермального тепла, водных потоков и биотоплива. В 2020 год уже ⅓ из получаемой в мире энергии — «зеленая».

В рамках этого тренда — несколько рабочих бизнес-идей:

• Установка солнечных батарей в отдаленных поселениях, рабочих поселках, туристических центрах.
• Монтаж ветрогенераторов для фермерских хозяйств.
• Запуск сервиса проката устройств, работающих на солнечной энергии.
• Сбор, переработка и продажа биотоплива (получаемого в результате переработки целлюлозы и органических отходов).
• Выращивание биотоплива «второго поколения» — ятрофы, травянистого растения для производства биодизеля.

6) Цифровая трансформация

Данный тренд объединяет различные направления цифровизации бизнеса, проводимые при помощи современных инструментов — блокчейна, искусственного интеллекта, социальных медиа, «умной» электроники и т.д. Использование данных технологий направлено на увеличение производительности и оптимизацию эффективности.

Цифровые трансформации позволяют не только увеличить прибыль, предложить потребителю продукты, востребованные «здесь и сейчас», но и сделать бизнес привлекательным для инвестиций.

Среди актуальных идей и стартапов в рамках тренда цифровой трансформации:

• Операторы дронов: беспилотники используются для картографирования, осмотра линий электропередач, обслуживания домохозяйств, доставки заказов из онлайн-магазинов. Среди самых передовых идей — использования дронов для дезинфекции масштабных территорий и применение в качестве «видео-судей» на матчах.

• Внедрение умных систем поиска недвижимости для покупки-продажи, аренды по примеру ЦИАН, «Дом-Клик», «Яндекс.Недвижимость», автоматизированная юридическая оценка квартиры, чистоты сделки.

• Строительство сборных домов: на стройплощадку доставляются модули от различных поставщиков, которые достаточно собрать наподобие детского конструктора.

• Система «умного» управления машинами одного автопарка, позволяющая в любое время отслеживать состояние, скорость, местоположение, объем затраченного топлива каждым из ТС.

• Поставки социальных роботов, чьи функции — общение, забота и уход за престарелыми людьми и инвалидами.

7) Кибербезопасность

Из-за перехода многих компаний, проектов, магазинов в онлайн возникает все больше кибер-преступников, чьим «лакомым» кусочком является личная информация — ее несанкционированное изменение, копирование и уничтожение. Отчего становится жизненно необходимым внедрение всевозможных мер цифровой безопасности — защиты систем, внутренних сетей и программного обеспечения от кибератак.

• Комплексные антивирусные приложения, способные к машинному обучению, поддерживающие «автоматическую интеллектуальную песочницу».

• Надежные менеджеры паролей или, напротив, системы для многоступенчатой аутентификации, позволяющие отказаться от паролей.

• «Капсульные решение» для смартфонов сотрудников, работающих удаленно.

• Проведение консультаций, оказание услуг на аутсорсинге — по аудиту, подборку, внедрению и обслуживанию систем кибербезопасности.

• Для малого и микробизнеса — антивирусные решения, способные справиться с киберугрозой в пределах небольшой сети, предлагаемые по доступной цене.

8) «Зеленые финансы»

Одно из прибыльных вложений на современном отрезке истории — в реализацию эко-проектов. Набирают популярность так называемые «зеленые облигации», средства от продажи которых направляются на финансирование программ по охране природы.

Эксперты банка Morgan Stanley, проанализировав данные 1 800 инвестиционных фондов США, пришли также к выводу, что акции и облигации корпораций, уделяющих внимание экологической ответственности своего бизнеса на 3,9 % прибыльнее, надежнее традиционных финансовых инструментов.

Среди самых привлекательных greentech-проектов:

• Производитель биоразлагаемого экологичного материала из древесины без следов микропластика Sulapack.
• Разработчик полностью биоразлагаемой и съедобной упаковки для пищевых товаров на основе белков и полисахаридов Cleapl.
• Производитель нанокерамических покрытий с эксплуатационными и защитными характеристиками, не имеющими аналогов, KAVACA.
• Отечественный стартап «Экопрост», производящий многоразовые сумки для крупных продуктовых сетей — «Ашана», «Карусели», «Магнита», «Азбуки вкуса».
• Изготовитель биоразлагаемой одноразовой посуды Geovita, поставляющий свою продукцию РЖД, «Вкусвиллу», ресторанам IKEA.

В сегодняшнюю цифровую эпоху активно действуют бизнес-тренды — каршеринг, искусственный интеллект, облачные технологии, интернет вещей и FinTech. Исследуем, какие инновационные технологии приносят доход уже сегодня, а также что будет интересно людям будущего, сегодняшним «зуммерам».

9) Интернет вещей (IoT)

Вещи, подключенные к интернету, взаимодействующие посредством виртуальной сети между собой и внешним миром, уже не связываются с одной только сферой развлечений. Голосовые помощники, трекеры здоровья, цифровые системы безопасности, страховая телематика успешно применяются в быту, бизнесе, на производстве. Их главные достоинства — автономность, возможность эффективной работы без вмешательства человека.

Популярные тренды 2020 года в области Интернета вещей:

1) «Умный» дом. Устройства от кондиционеров, термостатов до музыкальных колонок и кормушек для животных, которыми можно управлять с помощью смартфона. Одна из новинок — мобильные роботы для квартир, офисных помещений и загородных домов (отечественный проект X-turion).

2) Промышленный «интернет вещей». Сенсоры для станков, всевозможные ПО для анализа масштабного объема данных, точных вычислений, разработки дизайна.

3) Агро-IoT для использования в фермерстве, животноводстве. Дроны и «умные» инструменты для прогнозирования изменений климата, отслеживания местонахождения и состояния здоровья сельскохозяйственных животных, проверки состава почвогрунта.

4) IoT для ритейла. «Умные приложения» для покупок, позволяющие сразу предложить потребителю то, что ему нужно, различные варианты бесконтактных платежей.

5) «Умный город». Сервисы анализа пробок на дороге («Яндекс.Пробки»), снятия платы за проезд тяжеловесных грузовиков («Платон»).

10) Ecofriendly

«Экофрендли» — пропаганда потребления экологичных продуктов, сортировки мусора, повторного использования или переработки подержанных вещей, экономии природных ресурсов и пользования только экологичным транспортом. Сегодня ecofriendly являются не только отдельные активисты, но и целые компании и корпорации.

Среди самых интересных и необычных эко-стартапов:

• Архитектурное бюро CPH Shelter: строительство жилья из бывших контейнеров для перевозки.

• Столовая Rub & Stab: приготовление блюд из продуктов, которые столовые, супермаркеты и рестораны отметили «с критическим сроком годности».

• SustainEarth Energy Solutions: получение бытового газа посредством установокGau Gas, сырьем для которых является коровий навоз.

• «Свалка»: московский проект, помогающий ненужным вещам и игрушкам обрести новых хозяев.

• Ecoisme: устройство от украинских стартаперов, которое осуществляет мониторинг потребления электроэнергии в квартире.

• Freight Farms: мини-фермы внутри бывших морских контейнеров.

• One Earth Designs: обогревательные приборы, работающие от солнечной энергии.

11) Искусственный интеллект

Программы и устройства, способные выполнять бесчисленное множество задач одновременно, носят название «искусственного интеллекта». Главная его особенность — полное исключение человеческого фактора. Важные преимущества ИИ — космическая скорость обработки данных, возможность обучения системы, экономия на человеческих ресурсах.

Главные тренды в области ИИ:

• Распознавание образов, речи и изображений.
• Облачные вычисления для «умного города».
• Машинный перевод.
• Проектирование «умных домов».
• ПО для смартфонов с возможностью самообучения.
• Производство беспилотных автомобилей и летательных аппаратов.
• Создание роботов по образу гуманоидов.

ИИ сегодня изменяет множество бизнес-процессов:

• Административная сфера: виртуальные помощники координирующие запросы, организующие совещания, бронирующие поездки.
• Продуктивность труда: внедрение экзоскелетов на производствах, где требуется тяжелый физический труд.
• Связь с клиентами: чат-боты, диалоговый ИИ.
• Финансовая деятельность: бухгалтерские системы на базе ИИ, способные заменить живого бухгалтера.
• Преодоление языкового барьера: системы мгновенного перевода.
• Цифровая безопасность: внедрение программ распознавания образов.

12) Внедрение инноваций (изобретения и прогрессивные идеи)

Любые прогрессивные идеи и изобретения обретают свою ценность при внедрении в бизнес, производство, повседневную жизнь. Сегодня такое внедрение — весьма тонкий и рисковый процесс: неверная перестройка производственных и бизнес-процессов, недальновидная переподготовка кадров может привести не к прогрессу, а, напротив, к большим убыткам.

Инновации и идеи для стартапов, они не утратят популярности в ближайшие 10 лет:

• Переработка пластика.
• Внедрение роботизированных, автоматических систем для сбора отходов и мусора.
• Предложение инновационных водоочистительных технологий.
• Производство устройств для очистки воздуха от углекислого газа.
• Сервисы, технологии для качественного онлайн-образования.
• Автоматы медицинских услуг: сбор анализов, постановка первичного диагноза, удаленная консультация с живым врачом.
• Веганская пища: поставки, рестораны, магазины.
• Инновационные пищевые технологии: печать еды на 3D-принтере, производство веганского мяса.
• Сервис доставки с работниками-дронами.

Есть и совершенно необычные инновационные бизнес-идеи:

• «Игрушка для всех» — самовосстанавливающаяся пленка с пузырьками, многоразовые анти-стресс.
• «Живые игрушки», способные петь, говорить, радоваться, грустить, учиться вместе с ребенком.
• «Интеллектуальные кости» для собак.
• «Умные» увлажнители для сигар.
• 3D-книги.
• 3D-протезы для животных.
• Зонтики, которые не нужно держать в руках.
• Устройство, оповещающее о приближении медуз.
• Авиационное такси.
• Автомат по продаже живых цветов.
• Устройства для распознавания лжи.
• Агробизнес в контейнерах.
• Устройство для купания в машине.
• Антистресс-комната.
• Арена для виртуального спорта.
• Производство больничных роботов.
• Выпечка, способствующая похудению.
• Голограммы для парковок.
• Продажа цветов с надписями и фотографиями на листьях, лепестках.
• Производство дверных ручек-дезинфекторов.
• «Электронная бумага», имитирующая газетный лист.

13) Люди будущего

Чтобы бизнес был на плаву завтра, нужно уже сегодня адаптировать его под запросы «людей будущего». Это так называемые «зуммеры» и «поколение Альфа» — подростки и дети, которым сегодня не исполнилось и 10 лет.

По проведенным исследованиям, к 2030-2040 гг. будут популярны следующие тренды в бизнесе для людей будущего:

14) Облачные технологии

Когда-то облачные хранилища использовались преимущественно для размещения фотографий и «тяжелых» документов. Сегодня это полноценные системы удаленного хранения и дистанционной обработки информации. В «облаках» хранятся и базы данных, и компьютерные программы, и локальные диски. В них же осуществляется обработка больших объемов информации для того же машинного обучения.

Сегодня есть несколько сценариев использования облачных хранилищ в бизнесе:

• Место хранения резервных копий критически значимых данных.
• Резервная отказоустойчивая инфраструктура.
• Площадка на случай пиковых нагрузок.
• Разветвленная структура для разработки новых проектов.
• Отказ от локальных хранилищ информации — полное перемещение инфраструктуры в «облако».

Популярные в 2020 году бизнес-идеи, основанные на облачных вычислениях (доступе к данным, хранящимся на отдаленных сервисах, а не на локальном диске компьютера):

• Облачное ПО для презентаций.
• Разработка приложений на основе «облака».
• Облачная телекоммуникационная служба.
• Колл-центр в «облаке».
• Сервис «облачной фотографии».
• Создание облачных инструментов для управления журналами.
• Запуск частного облачного сервиса.
• Облачная учетная служба.
• Открытие учебных центров, издание пособий, проведение вебинаров по облачным вычислениям.

15) FinTech

FinTech — предоставление всевозможных финансовых услуг с использованием современных достижений — искусственного интеллекта, облачных хранилищ, роботов, биометрии, Big Data. Сегодня FinTech — главный конкурент традиционных банков.

Можно выделить главные тренды Fintech-стартапов:

• Анализ большого количества данных в целях проверки крупных сделок, кредитных операций. Такие исследования определяют кандидатов на рефинансирование, одобрение нового займа.
• Мгновенные денежные платежи, внедрение различных способов оплаты, использование распределенных бухгалтерских регистров.
• Краудфандинг и Р2Р-кредитование.
• Предложение финансовых решений для малого бизнеса: выставление счетов, бухгалтерский учет, расчет з/п работников.
• Сервисы для трудящихся на крупных предприятиях: инвестиционные услуги, краткосрочное кредитование, автонакопление средств.
• Сервис для совместного инвестирования в недвижимость.
• Предоставление платформ для трейдинга.
• Краткосрочное микрофинансирование для заемщиков с неидеальной кредитной историей.

16) Сохранение лесов

Всем известно, что восстановление срубленного леса занимает несколько десятилетий. Но и этого срока недостаточно для полного восстановления разрушенной экосистемы. Поэтому в современном осознанном мире становится популярным лесной бизнес без вырубки леса.

Среди последних трендов 2020 года в области сохранения лесов:

• Производство и экспорт пеллет (биотоплива).
• Получение электроэнергии из почвы. Разработчики многообещающего проекта Plant-e уверены, что воспроизведение процессов фотосинтеза позволит получать электроэнергию из лесного субстрата.
• Геологоразведка и бурение скважин.
• Производство инновационных ульев, из которых мед вытекает самостоятельно.
• Открытие школы верховой езды.
• Предоставление услуг по выкорчевыванию пней.
• Производство эко-мебели из грибов.
• Разведение оленей.
• Использование тополиного пуха в качестве набивки для подушек, матрасов и одеял.
• Внедрение водяных сборщиков мусора.
• Организация сбора лесных орехов.

17) Каршеринг

Каршеринг — аренда автомобиля на короткий срок. Инновационная услуга, быстро обретающая популярность во всем современном мире: арендовать машину можно в любое время суток, имея под рукой одно лишь мобильное приложение. Новинку отличает гибкая ценовая политика, включение топлива и парковки в цену аренды.

Бизнес-идея по открытию собственного сервиса каршеринга реализуется в несколько этапов:

• Закупка массовых автомобилей наподобие «Хендай Солярис» или «Киа Рио». Как вариант — приобретение машин в лизинг.
• Страхование автотранспорта по сервису КАСКО.
• Разработка, тестирование мобильного приложения для популярных iOs, Android.
• Установка в купленные машины систем навигации.
• Оснащение автопарка сигнализационными системами с автозапуском, настройка их под дистанционное управление.
• Набор персонала: диспетчерская служба, техобслуживание ТС, юридический отдел, программисты.
• Заключение договора на топливные карты.
• Организация мойки и химчистки.
• Продвижение и реклама сервиса.

Источник

Словарь трендвотчера: что такое тренд и как он распространяется

Прорывные тренды что это

Кристина Смирнова, руководитель отдела UX-исследований и трендвотчинга в РБК:

Изменения во всех сферах жизни настолько динамичны, что требуют от нас быть активными и регулярными наблюдателями. «Быть в тренде» на личном уровне теперь значит не только одеваться в духе времени, но и, к примеру, инвестировать, раздельно собирать мусор или вести здоровый образ жизни.

В бизнесе исследование рыночного контекста уже не ограничивается уровнем стратегии, а становится итеративным и находит применение в разработке, дизайне и коммуникациях. А мониторинг трендов выносится в отдельную функцию, чтобы наверняка успевать, преуспевать и быть на несколько шагов впереди конкурентов.

Этим словарем мы стартуем с циклом материалов для тех, кто хочет быть профессиональным наблюдателем — по жизни или работе. А если вы уже практикуете трендвотчинг, будем рады обсудить ваш опыт.

Об экспертах

Что такое тренд

Слово «тренд» с нами давно. Оно начинало свой путь с «вращения, поворота» колеса. В начале XX века использовалось в экономике, математике и статистике для описания изменений направления линий на графике. В 1960–70-х годах мигрировало в культуру, моду и лайфстайл, а сейчас обживает инструментарий маркетологов и предпринимателей, которые активно ищут новые способы выделиться в высококонкурентном и неопределенном мире.

Тренд — это направление изменений или развития чего-либо. Когда говорят о тренде, имеют в виду смену потребительских ожиданий и запросов или модели поведения человека.

Социальные или экономические явления могут возникать под воздействием тренда, а могут выступать в качестве силы, создающей и усиливающей тренд. Часто возникает дилемма «курица или яйцо» — вопрос, что явилось первопричиной для зарождения тренда. Например современные компьютеры и технологии возникли благодаря активному инвестированию в разработки полупроводников, а оно, в свою очередь, началось из-за противостояния СССР и США и гонки вооружений.

Тенденция — это совокупность трендов. Например, среди компаний есть тенденция к устойчивому развитию. К нему относят и заботу об экологии, и взаимоотношения с поставщиками.

Что такое сигнал

Сигналы — это явления, способные нам рассказать о зарождающемся тренде. Сигналы могут исходить от инфлюенсеров, появляться в социальных сетях и т.д.

Сигналы могут быть разного типа: например, новые продукты или сервисы, какой-то проект. Это может быть вывод из исследования о поведении человека. Например, что у людей смещаются ценности, или они стали себя по-другому вести. Таких сигналов может быть очень много во всех возможных сферах.

Увидеть сигналы можно интуитивно. В 2018 году Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда, на одной из встреч в английском банке сказала, что начинается цифровая революция. Тогда еще не было столько шума вокруг «цифровой валюты центрального банка». Спустя несколько лет это стало мировым трендом. В Китае появился цифровой юань, Штаты активно изучают эту тему и даже ЦБ начал обсуждать это с рынком. Тогда это было слабым сигналом и намеком на тренд, а сейчас это уже мощное движение, которое вероятно перевернет экономику.

Сигналами могут быть аномалии или «выбросы» в данных, а также нетипичное поведение у определенной группы людей. Поэтому трендвотчеры часто пристально наблюдают за субкультурами, а в маркетинговых исследованиях большое внимание уделяют подростковой аудитории.

Что такое драйверы и барьеры

Драйверы — самое размытое понятие в трендвотчинге, после тренда. Драйвер — какой-то значимый фактор, определяющий скорость и направление развития тренда. Часто драйверами бывают технологии. Насколько технология зрелая, что она может и какой у нее потенциал, — все это определяет то, насколько быстро развивается тренд.

Драйверы помогают развиваться тому или иному тренду. Например это может быть положительная реакция общества, которая способствует более быстрому развитию тренда.

Барьер — это значимый фактор, препятствующий развитию тренда сейчас. Они могут быть разными: например, незрелость технологий или неготовность людей.

Что-то, не укладывающееся в общепризнанные нормы современного мира, может стать крупным барьером и затормозить или даже остановить развитие тренда.

Драйвер может быть одновременно и барьером. Драйверы и барьеры лежат в одной плоскости и связаны обратными петлями, которые могут усиливать и гасить возникающие последствия.

Например изменение климата — барьер для использования и наращивания привычных технологий или процессов в энергетике, производства продуктов питания (сельское хозяйство, рыбный промысел и т.п.). Появляется потенциальное возникновение голода, перебоев в энергетике. В то же время изменение климата — драйвер для поиска новых решений и технологий в энергетике — возобновляемых источников, средств накапливания и распределения. Появляются решения для минимизации грядущих или потенциальных рисков.

Прорывные тренды что это

Что такое трендвотчинг

Трендвотчинг — это наблюдение за трендами и их зарождением, попытки идентифицировать причины и контекст. Также это оценка потенциала или сценария развития тренда, того, как он повлияет на повседневную жизнь в интервале нескольких лет.

Трендвотчинг — это умение видеть зарождающиеся тренды. Также это навык — замечать, когда тренды выходят на пик и начинают угасать.

Есть несколько синонимичных терминов — трендспоттеры, трендвотчеры и тренд-аналитики. Все это примерно одно и то же. Трендвотчер должен заниматься несколькими областями активностей.

Трендвотчинг в контексте бизнеса — это способность видеть тренды индустрии раньше других и использовать их в коммуникации/продуктах своего бренда, чтобы опережать ожидания клиентов и продавать свой товар или услугу дороже, чем остальные.

Трендвотчер — это совокупность наблюдателя, исследователя, социолога, психолога, технологического «гика» и просто очень любознательного человека с широким кругозором.

Что такое трендмэппинг

Обычно термин «трендмэппинг» применяют для двух ситуаций.

При составлении карты сначала выделяются тренды в различных отраслях, сферах, т.к. сам по себе тренд, когда он один, ни о чем особенном не говорит. Например, выделяют все тренды в определенной отрасли, наносят их на карту и смотрят, где они пересекаются. Допустим, тренд на цифровизацию или старение населения касается различных областей. Есть тренды, проявляющиеся только в одной области, и они не менее важны. Их наносят на карту, условно на станцию метро, которая не имеет пересадок.

Карты нужны в том числе для решения практических вопросов. Они помогут, если вы планируете открыть магазин, но не знаете, какой формат торговли будет популярен в ближайшем будущем. Вы задаетесь вопросом: нужен онлайн-магазин, офлайн, большой, маленький, с покупателями или без? И начинаете составлять карту трендов, которые могут повлиять на формат этого магазина.

На полученную карту можно смотреть по-разному. Следует помнить: если возникает какая-либо крайность, появится и обратная реакция. А значит, имеет смысл подумать о бизнесе и с другой стороны маятника. Так, например, в мире, где каждый из нас живет со смартфоном 24/7, набирают обороты практики digital-detox и появляются места, где возможно только живое общение либо полное уединение.

Как распространяется тренд: кривая диффузии инноваций

Тренд распространяется от ранних последователей до отстающих. В любом обществе есть группы с разной склонностью к восприятию нового. Разница выражается во времени, которое нужно человеку, чтобы он попробовал новое — узнал о нем, решил испытать и испытал. Есть люди, у которых этот промежуток меньше — это трендсеттеры или ранние последователи и инноваторы.

Менее подготовленные группы — те, кому нужно больше времени — смотрят на ранних последователей. Действует референтный принцип: каждая следующая группа смотрит на предыдущую, оценивает ее опыт и, исходя из этого, принимает решение, готова ли она что-то принять. Этот процесс можно увидеть на кривой диффузий инноваций. Обычно так обозначают модель, описывающую распространение инноваций среди сообщества, для которого они предназначены.

На кривой диффузии инновации видна траектория тренда: сначала он набирает популярность, затем начинается пик, потом небольшое снижение, и в конце он выходит на плато. Плато будет выше, чем точка, когда тренд только набирал популярность, но ниже, чем когда тренд был на самом пике. Например, цифровизация сейчас на пике, потому что каждый стремится оцифровать свой бизнес. Но придет время, когда большая часть компаний запустят этот процесс, и об этом станут меньше говорить. При этом цифровизация останется трендом, поскольку будут появляться новые бизнес-процессы, которые будут оцифровывать.

Когда тренд попадает к отстающим, он выравнивается, и график становится ровным. Это не минус, а сигнал тем, кто следит за трендами, что где-то рождается что-то новое.

Прорывные тренды что это

Как связаны тренды и кривая хайпа

Хайп — это всегда локализованная и кратковременная вспышка, быстро нарастающий интерес и так же быстро спадающий. А тренд растет, внутренне усложняется, выходит в новые индустрии, все больше масштабируется, пока не станет частью обычной жизни.

Тренд часто отождествляют с технологиями, но тренд — это пересечение их и какой-то ситуации, задачи с контекстом. Технология сама по себе трендом не является. Она может быть драйвером или основой для его развития. Это скорее инструмент, позволяющий по-новому реализовать потребности.

Кривая хайпа описывает ожидания, которые вкладывают прежде всего в технологии. Она описывает то, как видят потенциал применения технологий на различных этапах ее зрелости. Мы начинаем с того, что технология только появилась. Она экспериментальная, у нее меньше практических примеров применения. Дальше о ней начинают узнавать, и у всех возникают ожидания по отношению к этой технологии. Она начинает подниматься на хайп.

Это тот момент, когда про технологию еще известно мало, но у всех уже есть предположения, что в ней может быть потенциал. Ее пытаются приложить к различным ситуациям, и не везде это срабатывает, поскольку технология еще не развита. И если она не оправдала ожидания, то она начинает сползать в следующий этап, который называется «область разочарования». Затем некоторые технологии могут выходить на «плато продуктивности», размаштабированное применение в реальной практике рынка.

Прорывные тренды что это

Как выглядит архитектура тренда

Если смотреть архитектуру, то это какое-то изменение, за которым возникают драйверы, затем — слабые сигналы и уже зарождающийся или развивающийся тренд.

Выделение тренда начинается с сигналов — они фиксируются, кодируются, обобщаются в кластеры. На их основе формулируется тренд. Сигналы укрупняются в тренды, а те объединяются в макро-тренды — группы взаимосвязанных трендов. Самый широкий контекст — это драйверы. То, что создает основу, делает возможными сдвиги, которые мы фиксируем в трендах и укрупняем в макро-трендах. После того, как сделана вся работа, мы выделяем инсайт. Это фокусный вывод из всей общей картины, максимально сфокусированная выжимка.

Инсайт — это сформулированная возможность, создаваемая трендом для конкретного бизнеса или под конкретный вопрос. Это интерпретация тренда, которая дает ответ на вопрос: почему это важно и что с этим делать.

Сначала появляются сигналы, потом они складываются в нечто большее, в какое-то более устойчивое явление. Например, ситуация с магазинами без покупателей. Сигнал здесь — то, что разные ритейлеры начинают открывать такие магазины в Москве, до этого сигналами были такие же магазины в США. Драйвер в этом случае, например, COVID-19. Барьеры — предположим, нехватка площадей.

Разница между трендвотчингом, форсайтом и future studies

Future studies — это «зонтик», который объединяет различные практики исследования будущего. А разница между трендвотчингом и форсайтом — во временном горизонте и в методах.

Форсайт сфокусирован на более долгосрочной перспективе. Нет согласия в том, какой временной отрезок относится к форсайту, но скорее это промежуток в более чем десять лет.

Прорывные тренды что это

Трендвотчинг же сфокусирован на краткосрочной и среднесрочной временных перспективах. Даже внутри одной компании могут идти споры о конкретных датах: месяцах или годах. Но в целом — это от текущей ситуации и на несколько ближайших лет вперед, максимум, от трех до пяти. Трендвотчинг — это про те изменения, про то будущее, которое уже происходит и начинает проявляться. Это не тот образ или сценарий, к которому мы придем через несколько этапов. Это то, что уже наблюдается и фиксируется в настоящем. И трендвотчинг отвечает на вопрос: где уже происходят сдвиги, которые еще не стали массовыми и очевидными для всех, но мы уже можем их достоверно зафиксировать и как-то на них реагировать. Это про сигналы в настоящем и про то, как с ними работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *