Проповеди о непоминающих святейшего патриарха и к чему это таковых приведет
ПИСЬМО 1955 г. Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви
Письмо епископа Афанасия (Сахарова) духовным чадам
Предисловие Е.Апушкиной.
По кончине Патриарха Тихона не было возможности созвать, правильный собор для выборов нового Патриарха, потому что большинство архиереев были в тюрьмах и ссылках, да и вряд ли Тучков вообще допустил бы созыв такого собора. У находившегося тогда в Соловецких лагерях архиепископа Илариона (Троицкого) возникла мысль осуществить выборы нового Патриарха путем собирания подписей архиерейских. Он с единомыслящим находящимся в Соловках духовенством написал соответствующее воззвание – обращение к епископам Русской Церкви, в котором предлагал выбрать на Патриаршество преосвященного Кирилла. Воззвание было вывезено из лагеря одним выходившим на свободу архиереем, в чемодане с двойным дном. Было собрано довольно много подписей за кандидатуру митрополита Кирилла, но едва воззвание соловчан попало в руки владыки Сергия (Страгородского), как о нем стало известно властям предержащим, начинание было пресечено, и архиереи, давшие свои подписи, пострадали. Пострадал и инициатор этого дела преосвященный Иларион. Его, полубольного, едва вставшего после тифа, отправили этапом в холодной рясе; больного, его сняли с этапа в Ленинграде, где он и скончался.
Позднее еп. Афанасий писал «Когда митрополит Сергий заявлял, что его полномочия вытекают из полномочий митрополита Петра, мы все признавали митрополита Сергия, как законного руководителя церковной жизни Православной Русской Церкви, первоиерархом которой остается митрополит Петр. Когда же митрополит Сергий, не удовлетворившись тем, что было дано ему и что он мог иметь при жизни законного первоиерарха Русской Церкви, когда в своем журнале он всенародно объявил, что ему, митрополиту Сергию, не только принадлежат все права Местоблюстителя, но что он, «заместитель» облечен Патриаршей властью (ЖМП N 1. С. 3) и что сам наш законный первоиерарх, «митрополит Петр не имеет права вмешиваться в управление и своими распоряжениями исправлять даже ошибки своего заместителя» (Там же), тогда ряд архипастырей, в том числе и я, признали, что «такое присвоение митрополитом Сергием всех прав первоиерарха при жизни нашего законного канонического первоиерарха митрополита Петра – лишает захватчика и тех прав по ведению дел церковных, какие в свое время даны были ему, и освобождает православных от подчинения митрополиту Сергию и образованному им Синоду».
Об этом владыка Афанасий откровенно в письменной форме заявил митрополиту Сергию по возвращении из Туруханского края в декабре 1933 г. Отказавшись от какой-либо церковной работы под руководством митрополита Сергия и не участвуя лично в общественном богослужении, владыка Афанасий не уклонялся от посещения храмов, где богослужение совершалось священнослужителями, признававшими митрополита Сергия, но другие, близкие ему епископы, в особенности ревностнейший владыка митрополит Кирилл, в качестве протеста, допускали непосещение Сергиевских храмов, хотя осуждали хуления неразумных ревнителей, говоривших, что в «Сергиевских» храмах нет благодати.
Когда не стало сомнений в том, что законного Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра нет в живых и когда Патриаршество митрополита Сергия было признано Восточными Патриархами, то, собственно говоря, не было уже канонически законных препятствий к молитвенному с ним общению. Но – то ли точные сведения в лагеря доходили не так быстро, то ли трудно было победить внутренний протест против прежнего узурпаторства, сопряженного с рядом действий, смущающих чуткую церковную совесть, но как бы по инерции владыка Афанасий не сразу стал его поминать. Наконец он подумал, что, собственно говоря, надо поминать Патриарха Сергия, и однажды сделал это за богослужением, но, как оказалось, Патриарх Сергий как раз перед этим скончался. Патриархом он был всего около года, тогда как управлял Русской Церковью более 17-ти лет.
В 1945 г. произошли выборы нового Патриарха Алексия. Теперь у владыки Афанасия уже не было сомнений. Впоследствии он разъяснял одной смущавшейся душе: «Помимо первоиерарха поместной Русской Церкви никто из нас – ни миряне, ни священники, ни епископы не можем быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь». Единственный случай, когда в согласии с церковными канонами надо прервать общение даже с Патриархом, не дожидаясь суда церковного – это впадение его в явную ересь, но «никакой ереси, отцами осужденной, Патриарх Алексий не исповедует, никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осужден».
Вот на этом основании, когда в 1945 г., будучи в заключении, владыка Афанасий и бывшие с ним иереи, ранее не поминавшие митрополита Сергия, узнали из газет об избрании и настоловании Патриарха Алексия, признанного Восточными Патриархами и всеми русскими архиереями, то, обсудив создавшееся положение, согласно решили, что «. должно возносить на молитве имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего». Это владыка Афанасий и совершал с того дня неопустительно до конца жизни.
Письмо епископа Афанасия (Сахарова) духовным чадам
Мне кажется, что Вы все еще не совсем решили вопрос о хождении в храмы. Я без всякого колебания решил этот вопрос для себя.
Я вспоминаю пример самого Христа Спасителя, Который пришел, чтобы упразднить ветхозаветное преобразовательное богослужение. И однако, Он во всю Свою жизнь до последнего момента принимал участие в богослужении, совершавшемся иудейскими священниками, несмотря на то, что самих священников Он грозно обличал. А Святые апостолы уже после того, как было окончательно установлено христианское богослужение, долгое время, по-видимому, до самого разрушения храма Иерусалимского в 70-м году по Р. X., продолжали ходить в храм, участвовали в отмененном уже ветхозаветном богослужении, склоняли свои головы, когда первосвященники или священники преподавали им благословением Именем Божиим.
Церковь Христова свята и непорочна. Но до Второго Пришествия только одна половина ее чад – члены Церкви Христовой, не могут грешить. Другая половина ее, – Церковь воинствующая на земле, ища спасения грешников, не изгоняет их из своей среды. В Церкви земной Божественная Благодать изливается на всех чад ее, хранящих общение с нею, через облагодатствованных в законно совершенном таинстве священства предстоятелей Церкви – священников и епископов. Каждый отдельный член Церкви земной вступает в действительное таинственное благодатное общение с нею и со Христом, – только через своего правомочного духовника, при условии, если последний находится в общении с первоиерархом, признаваемым в качестве такового всеми первоиерархами всех других православных автокефальных церквей, составляющих в своей совокупности Единую Вселенскую Церковь. Кроме этой иерархической цепи нет и не может быть иного пути для благодатного единения с Церковью Вселенской и со Христом. Даже великие пустынники, многие десятки лет проводившие в полном одиночестве, всегда мыслили себя держащимися этой благодатной иерархической цепи и при первой же возможности спешили принять Святые Тайны, освященные благодатным служителем Церкви. А в Церкви Христовой благодать изливается и спасение совершается не священнослужителями, а самою Церковью через священнослужителей. Священнослужители – не творцы благодати, они только раздаятели ее, как бы каналы, по которым изливается на верных Божественная Благодать и помимо которых нельзя получить Божественной Благодати.
И иерархи, и священнослужители поставляются из обыкновенных смертных, грешных людей, – на земле нет святых. Священнослужители, даже ведущие явно зазорный образ жизни, продолжают оставаться действительными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властью не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий – раздавать Божественную Благодать и возносить к Престолу Божию молитвы верных. За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать Святые Таинства. Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но и в благодатное освящение с верою приемлющих их. Только одно обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амовона проповедывать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, – не только дает право, но и обязует каждого, и клирика и мирянина, не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он не занимал.
Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда Патриархи были ересиархами. Но и Соборы Вселенские, собравшиеся для суждения и осуждения новой ереси, до самого последнего момента, посылая им и в первый, и во второй, и в третий раз приглашения прибыть на Собор, именуют их «боголюбезнейшими епископами». И только тогда, когда и на третье приглашение приглашаемые отказались явиться, – Собор возглашает им анафему, – и только с этого момента они лишаются благодати и таинства, совершаемые ими, становятся безблагодатными.
Посмотрите, например, историю константинопольских Патриархов в 17-м веке. Патриархов назначали турецкие султаны и ставили на Патриаршество того, кто больше сделает взнос в султанскую казну. Некоторые Патриархи занимали Патриаршую кафедру по году, по нескольку месяцев, по нескольку дней. Тут бывали тайные иезуиты, бывали сочувствующие протестантству. Султан смещал одного Патриарха, потому что другой обещал больше внести в султанскую казну. Как быстры ж неожиданны были смены Патриархов, видно из того, что с 1598 по 1654 год, сменилось 54 Патриарха. Какой соблазн для верующих! А жизнь христиан греков в то время была одним сплошным страданием. Но они не отделились от своих пастырей и архипастырей, не уклонились от посещения храмов, где возносились имена Патриархов, назначенных султаном-мусульманином. А среди Патриархов этого времени был и святой Афанасий Пателарий, три раза с уплатой соответствующего взноса в казну вступавший на константинопольскую кафедру и потом в России, в Лубнах, скончавшийся и причтенный к лику святых.
А каким соблазном для православных русских людей был петровский сподвижник, первенствующий член Синода, архиепископ Феофан Прокопович, бражник, развратник. Может быть, его соблазнительное поведение толкнуло иных ревнителей в раскол. Но не раскольники, а те, которые молились в храмах, где возносилось имя Феофана, оставались в Православной Церкви и получали благодать и освящение.
Много соблазнительного и в наши дни. Но несмотря на всякие соблазны, у нас нет никакого законного права уклоняться от общения со священнослужителями, состоящими в канонической зависимости от Патриарха Алексия.
Настоящее положение церковного управления совсем не похоже на то, что было в то время, когда делами Русской Церкви ведал митрополит Сергий в качестве заместителя митрополита Петра и по его поручению. Когда митрополит Сергий заявлял, что его полномочия вытекают из полномочий митрополита Петра и что он, митрополит Сергий, всецело зависит от митрополита Петра, – мы все признавала митрополита Сергия, как законного руководителя церковной жизни Православной Русской Церкви, первоиерархом которой остается митрополит Петр.
Когда же митрополит Сергий, не удовлетворившись тем, что было дано ему и что он мог иметь при жизни законного первоиерарха Русской Церкви – рядом действий выявил себя как захватчик прав первоиерарха, когда в своем журнале он всенародно объявил, что ему, митрополиту Сергию, не только принадлежат все права местоблюстителя, но что он «заместитель облечен Патриаршей властью» (Журнал Московской Патриархии. N 1. С. 3) и что сам наш законный первоиерарх, митрополит Петр, не имеет права «вмешиваться в управление и своими распоряжениями исправлять даже ошибки своего заместителя» (Там же), – тогда ряд архипастырей, в том числе и я, признавая, что такое присвоение митрополитом Сергием всех прав первоиерарха при жизни нашего законного канонического первоиерарха Петра, – лишает захватчика и тех прав по ведению дел церковных, какие в свое время даны были ему, и освобождает православных от подчинения митрополиту Сергию и образованному им Синоду. Об этом я откровенно в письменной форме заявил митрополиту Сергию по возвращении моем из ссылки в декабре 1933 года. Отказавшись от какого-либо участия в церковной работе под руководством митрополита Сергия, я не уклонялся от посещения храмов, где богослужение совершалось священнослужителями, признававшими митрополита Сергия. Резкие ругательные отзывы о так называемых «Сергианских» храмах и о совершаемом там богослужении, я считал и считаю «хулой на Духа Святаго». Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой. Где злоба – там нет Христа, там внушение темной силы. Христианская ревность с любовью, со скорбью, может быть, и с гневом, но без греха (гневаясь – не согрешайте). А злоба – величайший грех, непростительный грех, – «хула на Духа Святаго», Духа любви, Духа благостыни. И ревностнейший владыка митрополит Кирилл, в качестве протеста допускавший непосещение Сергиевских храмов, осуждал и хуления неразумных ревнителей и говорил, что он сам в случае смертной нужды исповедается и причастится у Сергиевского священника.
В настоящее время положение церковных дел совершенно не похоже на то, что было при митрополите Сергии. Митрополита Петра, конечно, нет в живых. Помимо первоиерарха поместной Русской Церкви никто из нас, ни миряне, ни священники, ни епископы, не можем быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь!
Иного первоиерарха, кроме Патриарха Алексия, в Русской Церкви нет. Его признали таковым все Восточные Патриархи. Его признали все русские иерархи. Не дерзаю уклоняться от него и я.
Теперь нет поминающих и непоминающих храмов. Тогда можно было в качестве протеста не посещать те храмы, где незаконно, наряду с именем законного первоиерарха, поминали и его заместителя не по первоиераршеским делам, а по ведению текущих дел. Теперь везде возносится имя российского первоиерарха Алексия. Может быть, иное в деятельности Патриарха Алексия соблазняет, смущает, заставляет ревнителей насторожиться. Но все это не лишает его, ни подведомственное ему духовенство благодати. Ереси, отцами осужденной, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют, а по канонам церковным это единственный случай, когда должно прервать общение даже и с Патриархом, не дожидаясь суда церковного. Никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осужден. И я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительные. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха Русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неопустительно с того дня.
Все то, что в деятельности Патриарха и Патриархии смущает и соблазняет ревностных ревнителей, – все это остается на совести Патриарха, и он за все даст ответ Господу. А из-за смущающего и соблазняющего, что иногда может быть не совсем таким, как нам кажется, – только из-за этого лишать себя благодати святых таинств – страшно.
Не отделяться, а будем усердно молить Господа о том, чтобы он умудрил и помог Патриарху Алексию и всем у кормила церковного сущим право править слово истины и чтобы нас всех Господь наставил так поступать, чтобы совестью не кривить, против единства церковного не погрешать и соблазнов церковных не умножать.
Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал ее и Честною Твоею Кровию.
Призываю на Вас Божие благословение. Спасайтесь о Господе.
Богомолец Ваш е[пископ] АФАНАСИЙ 9 22 мая 1955 г.
Источник: Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский. Письмо 1955 г. Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви. (Публикация и вступительная статья Е. Апушкиной) // К Свету : Альманах. 1994. Вып. 13. С. 96-99.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
После публикаций моих прошлых двух статей о Патриархе и непоминающих (ссылки: первая статья, вторая статья), комментаторы сами себя показали, кто есть кто и о чем они думают.
А сейчас давайте разберемся в истории и терминах.
Нашего же Патриарха современные «непоминающие» обвиняют в униатстве и экуменизме. Непонятные термины? Проясним.
Уния. Начать стоит, пожалуй, с разделения Церквей.
Изначально, от Христа до 1054 года у нас была Единая, Святая, Соборная, Апостольская Церковь (именно ее мы поминаем в «Символе веры»). Но на созванном в Никее соборе в 1054 году папа Римский Лев IX издал документ на притязание власти.
В ответ Патриарх Византийский, а с ним и все восточные Патриархи объявили себя Православными и независимыми от Римского престола. А Запад подчинился папскому примату («первенству» от лат. prima).
К слову, этот Собор в православном мире не признали, а в католическом до сих пор считают Восьмым Вселенским.
В Истории те или иные деятели пытались создать униатские церкви, но все эти попытки были безуспешными.
Если простыми словами, то модель была такова: кто-нибудь власть имущий объявлял, что теперь вот тут-то будет уния. Вот эти догматы (вероучительные истины) берем от Запада, а вот эти от Востока и теперь верим так. Разумеется, все эти потуги долго прожить не могли: униатские утверждения не признавались ни католиками, ни православными. Самыми известными в Истории были Лионская уния (1274) и Ферраро-Флорентийская (1439)
Началось это движение в 1910 году, но ничего исторически важного эти деятели не сделали. Лишь несколько встреч с представителями различных религий и конфессий. Ну и несколько раз у них были межконфессиональные службы, участники которых потом были анафематствованы в своих конфессиях. Тут стоит объяснить, что к чему.
Евхаристическое общение (Полное сопричастие, Литургическое общение) — возможность совместного участия в Евхаристии (Литургии). В разных христианских доктринах этот термин употребляется в разных значениях. Близким по значению является термин Интеркоммунион — возможность совместного причастия.
Суть в том, что канонами Церквей как Православной, так и католической запрещено вступать в евхаристическое общение с представителями иных религий и конфессий.
То есть можно встречаться, общаться, может даже о чем-либо договариваться, как добрые соседи. Православный может даже в качестве туриста-наблюдателя присутствовать в католическом или иноверческом храме во время службы, но не имеет права участвовать в ней. Так же и в обратную сторону.
— Католики верят, что хлеб и вино, освящаясь на Престоле на Литургии, пресуществляются. Это значит, что под внешним видом хлеба и вина после освящения на Престоле находятся Кровь и Плоть Христа. То есть прям физически Кровь и, простите, живое мясо. Происходит изменение материи одной в другую. Но поскольку нам такое поедать несвойственно, для нас остается, как бы, иллюзия хлеба и вина.
— Православные верят, что когда хлеб и вино, освящаются в Тело и Кровь Христовы, с ними происходит преложение. То есть Святые Дары истинно и полноценно становятся Телом и Кровью Господа, но в то же время Они истинно и полноценно остаются хлебом и вином. Как? Нам не ведомо, это Таинство Господне. Так же, как Христос был на Земле одновременно полноценно Богом и так же полноценно Человеком. В нашем понимании на Престоле земное соединяется с Божественным и хлеб становится Телом Христовым. Не куском мяса (о какой бескровной жертве тогда может идти речь?), а полноценным Телом, соединяющим через Причастие человека с Создателем.
— У многих ветвей протестантизма учение сводится к тому, что они причащаются лишь символического образа Тела и Крови. Поэтому недопитое вино из общей чаши они могут спокойно вылить в раковину: это просто вино. Кстати, возникло это значение, как и само движение, в качестве протеста против Римо-католической Церкви: протестантские деятели в догмате о пресуществлении видели своеобразный каннибализм.
Конечно, этого тоже не произойдет, ведь каждый уверен в своей правоте.
Разумеется, Патриарх это знает и понимает. Да, я тоже видел записи, где он с восторгом говорит о том, что хотел бы восстановить то древнее единое христианство. Но это лишь его личные человеческие мечты, не более.
Обратите внимание, что в подобных вопросах он никогда не говорит от лица всей Русской Православной Церкви. Когда он вслух размышляет о воссоединении Церкви, он говорит только от своего имени, это его частное мнение, его мечты. И никогда его слова на этот счет не звучали, как официальная позиция РПЦ.
Многие начали возмущаться, услышав о том, что в 2016 году РПЦ хотела принять участие в соборе поместных Православных Церквей. Заметьте, там не участвовали ни католики, ни протестанты, но уже тогда началось множество обвинений Патриарха в экуменизме и униатстве. И обвинения продолжились даже тогда, когда Патриарх отказался от участия в нем: » Собор предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей пройдет с 18 по 26 июня на острове Крит без участия Антиохийской, Болгарской, Грузинской и Русской Православных Церквей, предложивших отложить Собор из-за несогласия с проектами некоторых документов и организационными моментами».
А потом случился беспрецедентный случай: встреча владыки Кирилла и папы Римского Франциска 12 февраля 2016 года.
Сдается мне, что основатели раскола, узнав о запрете на евхаристическое общение, просто убрали непонятное для себя слово «евхаристическое». И осталась только фраза «запрещается общение». Другого объяснение этим экзальтированным выступлениям я не вижу.
Подробное объяснение всех причин и целей этой встречи, а также гневные комментарии от многих будущих раскольников можете почитать здесь.
Ну серьезно. Неужели у Вас, дорогие читатели, нет иноверцев и людей иных конфессий среди друзей/коллег/соседей/одногруппников? Не доводилось ли Вам покупать еду, стройматериалы или пользоваться услугами по ремонту обуви или изготовлению ключей у иноверцев? Или вы бежите от них, как от огня? А как тогда должны были проповедовать апостолы в языческих странах, если христианам «нельзя» общаться с иноверцами?
Можно общаться. Даже нужно, особенно если Вы сможете привести эту душу к православной вере. Но участвовать в их службах и причащаться с ними нельзя.
И я не припомню, чтобы мощи святителя Николая кто-либо обозвал католическими или еретическими. Напротив! Огромная очередь (в том числе и «непоминающие») собралась пред этой святыней. А вас не смутило, что это результат встречи предстоятелей? Или взыграли лицемерные двойные стандарты?
И обвинители говорили, что Патриарх создает унию, отдает РПЦ во власть католикам и так далее. НО! Уже 2020 год, прошло 4 года, а я служу точно такую же Литургию, какая была и при патриархе Алексии II, без каких либо (в т.ч. католических) нововведений. И не было никаких указаний на поминовение на службе римского папы, что тоже было бы достойной причиной для обвинений. Но нет, служба не менялась.
Встреча прошла, как диалог между соседями: «вы к нам не лезете, мы к вам тоже не лезем, но вот эту проблему надо решить».
Гаваннская встреча Патриарха Кирилла с папой римским
Христос учил любви, Сам, повторюсь, молился о тех, кто приколачивал Его ко кресту! А вам хочется оскорблять, ненавидеть и протестовать, против того, кто ищет мирного сосуществования с другими. Стоит вам лишь услышать, что Патриарх исполнен любви даже к тем, кто не является православными, вы жаждете яростной, не побоюсь этого слова, нацистской «справедливости». Напомню лишь, что превыше справедливости бывает только милость.
Если владыка где-то и ошибается, это не повод ненавидеть и анафематствовать его. Сами-то к себе вы относитесь с милостью или справедливостью? Или вы святые и безгрешные, никогда не совершаете ошибок?
Увидев врага в Патриархе вы теперь ищите вообще любой повод очернить его, даже если это слухи из желтой прессы. А вы вообще помните, как происходит избрание Патриарха? Несколько избранных митрополитов подчиняются воле Бога и, помолившись, тянут жребий. Сам Господь его над всеми нами поставил: кто вы такие, если вам не нравится решение Господа? Вы вообще верующие?
Чтобы называться христианами, следуйте тому, чему учил Христос: любовь и милость к ближним. Ко всем. После жизни Господь не спросит, скольких «неверных» вы оскорбили и прокляли. Он спросит, сколько вы сотворили милости. Вспомните о милосердном самарянине.
Знаю, что опять поднимется много грязи. Но призываю вас, дорогие братья и сестры, не срываться на гнев в ответ на колкости. Не уподобляйтесь тем, кто желает расколоть Церковь в стремлении доказать кому-нибудь свою правоту. Отвечайте либо с любовью и кротостью, либо не отвечайте вообще, не мечите бисер. Да помилует их и нас Господь!