Проповеди что такое для 6 класса

ПРОПОВЕДЬ

Распространение Христианства неразрывно связано с проповедью. Сам Иисус Христос проведывал Свое учение среди еврейского народа. Им были избраны 12 апостолов, а затем еще 70 учеников для проповеди Евангелия. Их благовестие миру принято называть апостольской проповедью. В деле христианской проповеди потрудились отцы и учители Церкви, многие из которых были выдающимися проповедниками.

Наука о сущности, содержании и специфических особенностях христианской проповеди называется гомилетикой.

Проповедь в древней Церкви

Проповедь за богослужением IV-V вв.

Но так было не везде и не всегда в этот период, может быть, только у таких витий, как Златоуст. Карфагенский Собор 399 г. постановляет: «кто выйдет из собрания (de auditorio), когда священник держит слово в церкви, да будет отлучен». Цезарий Арльский (нач. VI в.) после бесплодных убеждений не уходить с проповеди велел на время ее запирать церковные двери. Вообще на Востоке проповедь за богослужением занимала гораздо более места, чем на Западе, как видно и из этих последних свидетельств, и из списка проповедников там и здесь, и, наконец, из явно преувеличенного, но характерного свидетельства Созомена, что в Риме «ни епископ, ни другой кто не учит в церкви».

Время проповеди

Проповедовавшие лица

Апостольские Постановления предписывают: после чтений, а в частности после Евангелия, «пресвитеры поодиночке, а не все сразу, пусть увещевают народ, а после всех их епископ, который подобен кормчему». Согласно с этим, в Иерусалимской Церкви, по описанию Паломничества, приписываемого Сильвии, в день воскресный «из всех сидящих пресвитеров проповедует кто пожелает, а после всех их проповедует епископ». Св. Иоанн Златоуст именно в сане пресвитера проповедовал в Антиохии в присутствии своего епископа Флавиана, который иногда присоединял свое увещание к его проповеди.

Блж. Августину, когда он был пресвитером, его престарелый епископ Валерий, плохо владевший латинским языком своей паствы, поручил проповедование в церкви, и когда епископа упрекали за это, он сослался на восточный обычай такого рода. Следовательно, на Западе до того времени проповедь была прерогативой одного епископа. Но уже блж. Иероним Стридонский об этом говорит: «весьма плохой обычай, что в некоторых церквах пресвитеры молчат и не говорят в присутствии епископов, как будто те им завидуют или не удостоивают слушать их».

В случаях необходимости или исключительных допускались к проповеди и диаконы. Еще в III в., по свидетельству св. Киприана, во время гонений, которые иногда лишали Церковь пресвитеров, право проповеди предоставлялось и диаконам. Один из самых знаменитых проповедников IV в. св. Ефрем Сирин имел только сан диакона. Св. папа Григорий Великий ( 604 г.) во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди. Даже миряне допускались к проповедованию, но только в самых исключительных случаях. Так было еще в III в. По свидетельству Евсевия, когда Ориген удалился из Александрии в Кесарию Палестинскую, «здесь местные епископы (Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский) просили его беседовать и изъяснять Св. Писание всенародно в церкви, несмотря на то, что тогда он не был еще рукоположен в пресвитера», и на упрек со стороны Димитрия, еп. Александрийского, «что никогда не слыхано было и теперь не в обычае мирянину проповедовать в присутствии епископа», ссылались на целый ряд прежних примеров в разных странах. Но от IV и V вв. не известно уже таких примеров, если не считать речи императора Константина Великого к Первому Вселенскому Собору. Напротив, когда некоторые монахи на Востоке стали присваивать себе право церковной проповеди, папа Лев I Великий (440- 461), для которого, может быть, странна была и проповедь пресвитера в церкви, писал против этого Максиму, еп. Антиохийскому, и Феодориту, еп. Киррскому, говоря в письме первому: «кроме священников Господних никто не смеет проповедовать, монах ли то, или мирянин, какою бы ученостью (cujus libet scientiae nomine) ни славился он». Но Карфагенский Собор 399 г. постановляет: «мирянин (laicus) да не дерзает учить в присутствии клириков, если они сами не попросят его об этом».

Только женщине, как и всегда, с апостольских еще времен, безусловно воспрещалась проповедь. Тот же Собор постановляет: «женщина, хотя бы ученая и святая, да не присваивает себе права (non praesumat) учить мужчин в собрании». В восточных Церквах, впрочем, диакониссам позволялось заниматься оглашением готовящихся ко крещению женщин, но не публично, а частно. В этом отношении от Кафолической Церкви резко отличались некоторые еретические общины, не только допускавшие проповедь женщин, но имевшие пророчиц, какими у монтанистов были Приска и Максимилла, и возводившие женщин в степени епископскую и пресвитерскую, как у них же Квинтилла и Присцилла. То же было у коллиридиан IV в., у которых женщины совершали священнодействия в честь Пресв. Девы Марии, как и у катафригов.

Возгласы и обряды, сопровождавшие проповедь

Так как на проповедь, служившую объяснением Св. Писания и всецело основывающуюся на нем, смотрели тоже как на слово Божие в некотором роде, то и обставлялась проповедь обрядами и возгласами почти такими, как чтение Св. Писания. Так, пред проповедью диакон приглашал присутствующих к тишине и вниманию, может быть, возгласом «Вонмем». Пред поучением проповедник совершал молитву, должно быть, тайно. Пред поучением было в обычае приветствие народа со стороны проповедника во имя Божие. Это приветствие выражалось возгласами: «Мир вам» или: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любы Бога Отца и причастие Св. Духа со всеми вами» с ответом «И со духом твоим». Начиналась проповедь разными молитвенными возгласами, например «Благословен Бог» (Εύλογητός ό Θεός). Заключением проповеди было обыкновенно славословие Св. Троице.

Что касается положения тела, в котором произносилась и слушалась проповедь, то по крайней мере епископ обычно произносил проповедь, сидя на своем амвоне, что, может быть, было заимствованием у синагоги и основывалось на примере Спасителя. Но у св. Иоанна Златоуста указывается и на стояние проповедника. Слушатели же всегда стояли. Блж. Августин говорил: «чтобы не держать вас долго, так как я говорю сидя, а вам стоять трудно. «. И Константин Великий не хотел садиться при долгих проповедях Евсевия Кесарийского. Августин позволял только слабым и больным слушателям садиться.

Источник

Что такое проповедь? Виды и формы проповеди

Проповеди что такое для 6 класса

«Проповедь» — это слово, которое у всех на слуху, но никто не знает, что же оно все-таки означает. В сознании большинства людей этот термин ассоциируется с пропагандой или популяризацией каких-либо религиозных доктрин и идей. В целом это так. Однако у этого понятия есть множество различных оттенков, в которых было бы неплохо разбираться человеку, живущему в полирелигиозной стране. Так что такое проповедь? С этим мы постараемся разобраться в данной статье.

Точное определение

На самом деле не существует однозначного ответа на вопрос о том, что такое проповедь. Это понятие очень широкое, и ему невозможно дать одного емкого, конкретного определения. Сам по себе религиозный образ жизни уже является проповедью, а потому невозможно отделить жизнь верующего человека от его посылов окружающему миру. В узком смысле слова проповедь — это речь, имеющая целью донести до адресата некую идею религиозного характера. Такое понимание наиболее распространено, но на самом деле это только одна из граней термина. Ниже мы постараемся разобраться со всеми ними, но для начала обратимся к этимологии.

Происхождение понятия

Уяснить, что такое проповедь, нам поможет старославянский язык, в котором этот термин употребляется в трех основных значениях. Первое — это собственно проповедь, т. е. распространение религиозных идей. Второе — предвещание, пророчество. Третье — ходатайство. Образовано слово от корня «вед», означающего «знать», «ведать» и восходящего к праиндоевропейскому языку. Термином «проповедь» переводится на русский язык много понятий с греческого и еврейского языков, используемых в Библии. Поэтому говорить о точном значении слова можно лишь с учетом контекста.

Проповеди что такое для 6 класса

Керигма

Первым и наиболее важным для нашей культуры является понятие керигмы как базовой религиозной проповеди. Христианские миссионеры первых веков, распространяя свое учение, называли так послание, в котором в сжатом и обобщенном виде содержались основы веры без углубления в догматику и мистериальную составляющую. Как правило, в керигму входило возвещение смерти и воскресения посланника Божьего Иисуса Христа. Своей целью она имела заинтересовать инаковерующего и привлечь его к христианству.

Сообщение

Божья проповедь как некая особенная весть, известие (часто доброе или благое) — это также характерный, почти технический термин Нового Завета. В основе лежит греческий термин «ангело» — «извещать». Следует отметить, что в форме благой вести («евангелие») его часто оставляли без перевода.

Проповеди что такое для 6 класса

Два греческих слова «лего» и «лалео», которые означают «говорить», «произносить», также могут быть переведены как «проповедь». Это становится возможно, если речь идет о выступлении, посвященном Богу, или о слове, вдохновленном Богом.

Призыв, свидетельство

Публичная речь, которую означает греческое слово «парисиасомэ», также может иметь характер проповеди. Христианские апостолы и благовестники нередко свидетельствовали о своей вере на площадях и городских форумах, что было принято во времена Римской империи.

Прочие синонимы

В Библии имеются и другие понятия, переводимые на русский и славянский язык как «проповедь». Это может быть опись, рассказ и даже свидетельское показание. Впрочем, это единичные случаи, и их не имеет смысла разбирать подробно.

Устная проповедь

Если мы разбираем религиозные, в том числе православные, проповеди, то обычно речь идет об устных поучениях. В данном случае, опять же, возможны различные формы. Отчасти они пересекаются с теми, что нами были описаны выше. Основные формы такого послания — это сообщения, пророчества, поучения и агитации.

Проповеди что такое для 6 класса

Сообщение

Православные проповеди (и не только православные), носящие характер сообщения, имеют своей целью донести до слушателя определенный свод информации. Это своего рода обучение, которое может иметь различный характер, исходя из того, кто является адресатом — неверующий или уже уверовавший и церковный человек. В любом случае цель такой проповеди — вызвать интерес к продукту духовной культуры.

Пророчество

Что такое проповедь пророческая, сказать трудно, если отбросить определение, которое можно перевести как «вдохновленная Богом». С религиозной точки зрения, такая речь не является продуктом ума человека. Последний только облекает в слова вложенное в него свыше послание, за содержание которого он не несет ответственности. Целью своей такая проповедь имеет указание людям на их истинное положение в контексте какой-либо ситуации и провозглашение Божьей воли о них. Иногда эта проповедь может содержать элементы предсказания. Пророк не говорит от своего лица, он является посредником между божественной силой и адресатом. Буквально греческое «профит» (пророк) означает «призывающий». Его задача — передать людям то, чего от них хочет и ожидает Бог, призвать их к действию ради повиновения высшей воле. Но пророк — это только посредник, он не имеет целью никого убедить. Кроме того, такой проповедник не имеет права провозглашать то, что хочет, что ему кажется правильным, если он не получит на то санкции свыше.

Поучение

Этот формат еще называется дидаскалией (от греческого «дидаскал» — «учитель»). Поучением является, например, проповедь патриарха или другого священнослужителя после богослужения. Она направлена на уже верующих людей и имеет целью поддержание в них религиозного интереса, образа жизни и духовной практики, напоминая об уже известных вещах и разъясняя те или иные их аспекты.

Проповеди что такое для 6 класса

Агитация

Это в полной мере миссионерская проповедь. Главным образом она направлена на неверующих людей, дабы обратить их свою веру. Иногда, правда, целевая аудитория такой проповеди может состоять из вполне состоявшихся религиозно людей, когда нужно привлечь их к какому-либо делу. Так, к примеру, в Средневековье епископы агитировали свою паству мобилизоваться для крестовых походов. Точно так же протестантские проповедники привлекают своих прихожан к уплате десятины, а некоторые православные пастыри — к войне с евреями, масонами и ЛГБТ-сообществом. Во всех случаях цель агитационной проповеди — побудить слушающих к какой-либо конкретной деятельности.

Другие виды проповеди

Источник

Значение слова проповедь

Словарь Ушакова

пр о поведь, проповеди, мн. и, проповедей-проповедей, жен.

1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь.

Культурология. Словарь-справочник

☼ дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IX-V вв. до н. э., прошедшим через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы, в Израиле — выступления пророков, в Иране — зарождение зороастризма, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все перечисленные движения создали свой тип П. (ср. речи Исайи в Ветхом Завете и Заратуштры в Зенд-Авесте, буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). К началу н. э. вербовка «обращенных» приводит греко-римскую философию к методам уличной П. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). К П. близки по своей структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла, Игнатия Богоносца, Климента и др.). В IV в. созревает жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», русск. «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани IV и V вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (ок. 347-407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику; его проповеди остаются идеальным образцом для Византии, России и других стран православного круга.

На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (ок. 337-397) и Августин (в 4 кн. его соч. «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди). В течение Средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (1091-1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (1452-98), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.).

Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIII-XIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVII-XVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался вернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историко-литературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т. С. Элиота.

Православие. Словарь-справочник

наставление, преподаваемое в храме с целью поучения. Православная Церковь считает необходимым для проповеди благодать Таинства Священства и признает право проповеди лишь за пресвитерами и епископами.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Православный энциклопедический словарь

церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа.

Православная энциклопедия

главное орудие распространения и познания веры. Во времена апостолов она считалась делом священным, а дар проповедника отождествлялся с пророческим даром. В наши дни читать проповеди входит в служебные обязанности каждого священника.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Речь религиозно-поучительного характера, которая произносится священником в церкви.

2. перен. Речь, содержащая советы, указания, как себя вести; поучение, мораль, нотация.

* Не читай мне проповедь. *

Эстетика. Энциклопедический словарь

Библия: Тематический словарь

, проповедь, проповедник

А. Проповедники в Библии

1. Святые проповедники Ветхого Завета

2. Святые проповедники Нового Завета

Б. Содержание проповеди

Иез 20:46–48; Иез 21:2–5; Ам 7:16; Иона 3:4

Ис 40:1,2,9; Ис 52:7-10; Ам 9:11-15

Благая Весть о Царствии:

Лк 9:2; Лк 16:16; Деян 20:25

Благая Весть о спасении:

1Кор 1:21; 1Кор 15:1,2

Деян 17:18,31; 1Кор 15:12-14

Иисус Христос — Господь:

исполнение Писания во Христе:

Деян 2:14–36; Деян 4:12–26; Деян 13:16–41; 1Кор 15:3-5

Деян 10:42; Деян 17:31

призыв покаяться и поверить:

Мк 1:15; Деян 2:38; Деян 10:43; Деян 26:20

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG sermon)

основанное на Священном Писании воззвание во время общей молитвы в целях передачи Слова Божьего в определенном конгрегациональном контексте.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: см. назидание, см. наставление, см. нотация, см. нравоучение, см. поучение

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ПРОПОВЕДЬ, и, ж.

1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п.

2. перен., чего. Распространение какихн. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Проповедь

Библиография:
Пыпин А. Н., История русской литературы, тт. I—II, изд. 4, СПБ, 1911; Келтуяла В. А., Курс истории русской литературы, ч. 1, СПБ, 1906—1911; Петухов Е. В., Русская литература, изд. 3, П., 1916. Литературу по древней русской П. см. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 1, СПБ, 1899.

Полезное

Смотреть что такое «Проповедь» в других словарях:

ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей проповедей, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?»… … Толковый словарь Ушакова

проповедь — назидание, наставление, нотация, нравоучение, поучение; урок, рацея, поученье, наставленье, хутба, речь, мораль Словарь русских синонимов. проповедь см. наставление Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский я … Словарь синонимов

ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… … Современная энциклопедия

Проповедь — дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. По английски: Sermon См. также: Речь Этика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Проповедь — ☼ дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением… … Энциклопедия культурологии

проповедь — ПРОПОВЕДЬ, миссионерство, проповедание, проповедничество … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Проповедь — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПРОПОВЕДЬ — 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9 5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской… … Большой Энциклопедический словарь

проповедь — ПРОПОВЕДЬ, и, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п. 2. перен., чего. Распространение каких н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

ПРОПОВЕДЬ — 1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.… … Философская энциклопедия

Источник

Проповедь

Про́поведь – настав­ле­ние, разъ­яс­ня­ю­щее основы истин­ной веры и бла­го­че­сти­вой жизни.

Рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства нераз­рывно свя­зано с про­по­ве­дью. Сам Иисус Хри­стос про­по­ве­до­вал Свое учение среди еврей­ского народа. Им были избраны 12 апо­сто­лов, а затем еще 70 уче­ни­ков для про­по­веди Еван­ге­лия. Их бла­го­ве­стие миру при­нято назы­вать апо­столь­ской про­по­ве­дью. В деле хри­сти­ан­ской про­по­веди потру­ди­лись отцы и учи­тели Церкви, многие из кото­рых были выда­ю­щи­мися про­по­вед­ни­ками.

Проповеди что такое для 6 класса

Про­по­ведь свя­щен­ника – неотъ­ем­ле­мая часть пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния.

Наука о сущ­но­сти, содер­жа­нии и спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стях хри­сти­ан­ской про­по­веди назы­ва­ется гомиле­ти­кой.

Труды ап. Петра и прочих апо­сто­лов

В 67 г. ап. Пётр прибыл в Рим, где, по сви­де­тель­ству Тер­тул­ли­ана, руко­по­ло­жил тре­тьего рим­ского епи­скопа Кли­мента. В 66‑м или в начале 67-го года ап. Пётр был заклю­чен в тем­ницу и через несколько меся­цев распят на кресте, вниз голо­вой, так как считал себя недо­стой­ным быть рас­пя­тым, как Спа­си­тель.

Выше упо­ми­на­лось о муче­ни­че­ской кон­чине в 44 г. ап. Иакова Зеве­де­ева,кото­рый, веро­ятно, нико­гда не остав­лял Иеру­са­лима.

Ап. Иоанн Бого­слов был сыном гали­лей­ского рыбака Зеве­дея и жены его Сало­мии, по пре­да­нию, дочери Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака. Воз­люб­лен­ный ученик Спа­си­теля, он, по Его завету, был охра­ни­те­лем Бого­ма­тери до самого Её успе­ния. Известно уча­стие его в Апо­столь­ском соборе. Досто­верно неиз­вестно, когда именно он появился в Малой Азии. Прибыл он тогда, когда после заклю­че­ния ап. Павла в узы, тамош­ние церкви лиши­лись послед­него своего руко­во­ди­теля. Посто­ян­ным его место­пре­бы­ва­нием был Ефес. Около 96 г., при имп. Доми­ци­ане, он, будучи брошен в котёл с кипя­щим маслом, чудес­ным обра­зом остался жив и был сослан на о. Патмос. В 96–98 гг. вер­нулся опять в Ефес. Скон­чался он в Ефесе в начале 2 в. в воз­расте более ста лет. Его и брата его Иакова за силу духа и огнен­ную рев­ность Гос­подь про­звал «воанер­гес,» что значит «сыны гро­мовы.» Им напи­сано Еван­ге­лие, три посла­ния и Апо­ка­лип­сис.

Ап. Фома, назы­ва­е­мый также Диди­мом, про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие вар­вар­ским пле­ме­нам в Парфии, Индии и на близ­ле­жа­щих ост­ро­вах. В Индии он постра­дал в г. Кала­мине (Малья­пур). Мощи его пере­не­сены в Едессу.

Ап. Филипп был родом из Виф­са­иды, также как апп. Пётр и Андрей. По более позд­ним ска­за­ниям он устроил цер­ковь во Фригии; скон­чался в г. Иера­поле, у гроб­ницы его всегда было много людей

Ап. Вар­фо­ло­мей был родом из Каны Гали­лей­ской. По досто­вер­ным сви­де­тель­ствам, он про­по­ве­до­вал в Счаст­ли­вой Аравии и Индии, постра­дал же (с него живого содрали кожу) в Арме­нии, в г. Алва­но­поле, в нынеш­нем Даге­стане. Еп. Арсе­ний отме­чает, что Вар­фо­ло­мея и Нафа­наила счи­тают одним и тем же лицом.

Ап. Матфей, кото­рого счи­тают бывшим мыта­рем Левием, был сбор­щи­ком пода­тей при Гали­лей­ском озере. Сна­чала он про­по­ве­до­вал евреям. Он напи­сал Еван­ге­лие на родном языке. По позд­ней­шим ска­за­ниям, он про­по­ве­дует то в Маке­до­нии, то в Сирии, Парфии, Эфи­о­пии и др. стра­нах. Несо­мненно только то, что он про­по­ве­до­вал вне пре­де­лов Рим­ской импе­рии. Неиз­вестно, умер ли он есте­ствен­ной смер­тью, или был заму­чен.

Ап. Иаков млад­ший, сын Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака. Он поль­зо­вался особым ува­же­нием хри­стиан из иудеев и, как епи­скоп Иеру­са­лим­ский, при­ни­мал дея­тель­ное уча­стие в Апо­столь­ском соборе. Об уби­е­нии его в 62 г. упо­ми­на­лось выше.

Брат его, ап. Иуда, назы­ва­е­мый Лев­веем и Фад­деем, по одним ска­за­ниям, про­по­ве­до­вал в Ливии, по другим – в Сирии и Арме­нии. Еп. Арсе­ний отме­чает, что он был пове­шен на кресте и прон­зен стре­лами в Арме­нии, в окрест­но­стях Ара­рата. Име­ется одно его посла­ние.

Ап. Симон Кана­нит, по про­звищу Зилот, как пола­гают, был братом Иакова и Иуды. Известно, что он про­по­ве­до­вал на востоке, в при­кав­каз­ских стра­нах, сопут­ствуя ап. Андрею. Скон­чался он в Ана­то­лии, в 15 вер­стах от нынеш­него Сухуми, при впа­де­нии р. Псир­ста в Чёрное море.

Ап. Матфей, избран­ный на место Иуды Иска­ри­от­ского, про­по­ве­до­вал вне пре­де­лов Рим­ской импе­рии. Еп. Арсе­ний отме­чает осно­ва­ние им церкви в Синопе.

Ап. Фаддей, из 70-ти, сперва сопут­ство­вав­ший ап. Фоме, отправ­лен был им около 38 г. к вла­де­телю Едессы, князю Авга­рию, верив­шему в чудеса Спа­си­теля. По пре­да­нию, он кре­стил Авгаря и многих его жите­лей, поло­жив этим осно­ва­ние Армян­ской Церкви. Перед смер­тью он поста­вил для Едессы епи­ско­пом Аггея».

Исто­рия Церкви. Нико­лай Д. Таль­берг

Про­по­ведь в древ­ней Церкви

Про­по­ведь за бого­слу­же­нием IV‑V вв.

«Про­по­ведь за бого­слу­же­нием IV‑V вв. зани­мала не менее зна­чи­тель­ное место, чем в преж­ние века, бла­го­даря живо­сти бого­слов­ских споров и повы­ше­нию общего уровня обра­зо­ва­ния в клире (многие цер­ков­ные дея­тели IV‑V вв. полу­чили обра­зо­ва­ние в лучших свет­ских школах того вре­мени). Едва ли какой период оста­вил более длин­ный ряд зна­ме­ни­тых про­по­вед­ни­ков и дал более мате­ри­ала для нынеш­них устав­ных чтений. На Востоке про­сла­ви­лись:Евсе­вий Кеса­рий­ский, свв. Афа­на­сий Вели­кий, Васи­лий Вели­кий, Гри­го­рий Бого­слов, Кирилл Иеру­са­лим­ский, Гри­го­рий Нис­ский, Мака­рий Вели­кий, Ефрем Сирин, Иоанн Зла­то­уст, Прокл, патр. Кон­стан­ти­но­поль­ский, Кирилл Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский и блж. Фео­до­рит; на Западе: св. Амвро­сий, блж. Авгу­стин, Петр Хри­со­лог, Лев Вели­кий, Цеза­рий, еп. Арль­ский. Боль­шин­ство сохра­нив­шихся от этого пери­ода про­по­ве­дей пред­став­ляет из себя изъ­яс­не­ние Св. Писа­ния; зна­чи­тель­ное коли­че­ство посвя­щено дог­ма­ти­че­ским спорам; менее – чисто нази­да­тель­ного харак­тера и срав­ни­тельно неболь­шой круг пред­став­ляют из себя празд­нич­ные про­по­веди. Из про­по­ве­дей пер­вого рода вошли в нынеш­нее наше бого­слу­же­ние в наи­бо­лее широ­ком раз­мере беседы св. Иоанна Зла­то­уста, отча­сти Васи­лия Вели­кого; второй род про­по­ве­дей этого вре­мени, как имев­шие вре­мен­ный харак­тер, не вошел вовсе в наше бого­слу­же­ние. Из тре­тьего рода вошли беседы св. Ефрема; из чет­вер­того – боль­шин­ство немно­го­чис­лен­ных про­из­ве­де­ний этого рода.

Про­по­вед­ники этого пери­ода нередко отме­чают усер­дие, с кото­рым посе­ща­лись их поуче­ния, и иногда вынуж­дены бороться даже с пре­уве­ли­чен­ной оцен­кой места и зна­че­ния про­по­веди в составе бого­слу­же­ния. «Про­по­ведь, – гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, – для вас все. Вы гово­рите: что делать в церкви, если нет про­по­веди? Это совер­шенно пре­врат­ный взгляд. Что за нужда в про­по­вед­нике? Соб­ственно из-за вас он стал необ­хо­ди­мым. Зачем про­по­ведь? Все ясно в Св. Писа­нии». «Часто я искал в оный свя­щен­ный час (евха­ри­стии) такого мно­го­чис­лен­ного собра­ния, какое теперь здесь соста­ви­лось, и не нахо­дил нигде, и глу­боко взды­хал я о том, что вы вашего сораба, гово­ря­щего с вами, слу­ша­ете с таким рве­нием, а когда Хри­стос явля­ется на св. вечере, цер­ковь пустеет». Но так было не везде и не всегда в этот период, может быть, только у таких витий, как Зла­то­уст. Кар­фа­ген­ский Собор 399 г. поста­нов­ляет: «кто выйдет из собра­ния (de auditorio), когда свя­щен­ник держит слово в церкви, да будет отлу­чен». Цеза­рий Арль­ский (нач. VI в.) после бес­плод­ных убеж­де­ний не ухо­дить с про­по­веди велел на время ее запи­рать цер­ков­ные двери. Вообще на Востоке про­по­ведь за бого­слу­же­нием зани­мала гораздо более места, чем на Западе, как видно и из этих послед­них сви­де­тельств, и из списка про­по­вед­ни­ков там и здесь, и, нако­нец, из явно пре­уве­ли­чен­ного, но харак­тер­ного сви­де­тель­ства Созо­мена, что в Риме «ни епи­скоп, ни другой кто не учит в церкви».

Время про­по­веди

Глав­ным момен­том для про­по­веди по-преж­нему была литур­гия, и именно ее под­го­то­ви­тель­ная часть, литур­гия огла­шен­ных, как это пока­зы­вает целый ряд бесед св. Иоанна Зла­то­уста и др., часто напо­ми­на­ю­щих слу­ша­те­лям только что слы­шан­ные ими литур­гий­ные воз­гласы и молитвы. Но иногда и по местам про­по­ведь была и за дру­гими служ­бами. Так, беседы на Шестод­нев св. Васи­лия про­из­но­си­лись по две в день – за утрен­ним бого­слу­же­нием и вечер­ним («когда вы были на корот­кой утрен­ней (εωθεν) беседе, то мы натолк­ну­лись на такую скры­тую глу­бину мысли, что отча­я­лись насчет даль­ней­шего» и т. п.3). По Сократу, «в Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской и на Кипре в день суб­бот­ний и недель­ный всегда вече­ром с воз­жже­нием све­тиль­ни­ков (μετά της λυχναψίας) пре­сви­теры и епи­скопы изъ­яс­няют Писа­ния». Беседы св. Иоанна Зла­то­уста на Бытие про­из­но­си­лись вече­ром («мы изла­гаем вам Писа­ния, а вы, отвра­тив глаза от нас, обра­тили вни­ма­ние на све­тиль­ники, на того, кто зажи­гал све­тиль­ники»). «Обра­тите вни­ма­ние на про­дол­же­ние псалма, о кото­ром мы на утрене гово­рили», – при­гла­шает своих слу­ша­те­лей блж. Авгу­стин. Так как про­по­ведь счи­та­лась непре­мен­ною при­над­леж­но­стью литур­гии, то она, надо думать, имела место обя­за­тельно в те дни, когда совер­ша­лась литур­гия и настолько часто, насколько где-либо совер­ша­лась послед­няя. Но в Четы­ре­де­сят­ницу и Пяти­де­сят­ницу, осо­бенно в первую – в виду огла­шен­ных, про­по­ве­до­вали боль­шей частью еже­дневно. Так, в беседе св. Иоанна Зла­то­уста на Бытие и «о ста­туях», равно как в словах блж. Авгу­стина на псалмы, посто­янно встре­ча­ются ссылки на «вче­раш­нюю» беседу. В мона­ше­ских же общи­нах, по край­ней мере неко­то­рых, как увидим, авва и в тече­ние целого года еже­дневно поучал братию.

Про­по­ве­до­вав­шие лица

Что каса­ется про­по­ве­до­вав­ших лиц, то, по при­меру апо­сто­лов и по прак­тике II и III вв., насто­я­щим слу­жи­те­лем слова счи­тался епи­скоп. «Соб­ственно обя­зан­ность (proprium munus) епи­скопа – учить народ». По св. Иоанну Зла­то­усту, спо­соб­ность к учи­тель­ству в епи­скопе «должна быть прежде всего». Про­по­вед­ни­че­ский талант тогда наи­бо­лее выдви­гал лиц на епи­скоп­ские кафедры, как пока­зы­вают при­меры Евсе­вия Кеса­рий­ского, свв. Гри­го­рия Бого­слова, Иоанна Зла­то­уста и блж. Авгу­стина. Но в цер­ков­ном учи­тель­стве гораздо более преж­него вре­мени при­ни­мают уча­стие и пре­сви­теры. Еще в III в. столь зна­ме­ни­тый про­по­вед­ник, как Ориген, был пре­сви­те­ром только.

Апо­столь­ские Поста­нов­ле­ния пред­пи­сы­вают: после чтений, а в част­но­сти после Еван­ге­лия, «пре­сви­теры пооди­ночке, а не все сразу, пусть уве­ще­вают народ, а после всех их епи­скоп, кото­рый подо­бен корм­чему». Согласно с этим, в Иеру­са­лим­ской Церкви, по опи­са­нию Палом­ни­че­ства, при­пи­сы­ва­е­мого Силь­вии, в день вос­крес­ный «из всех сидя­щих пре­сви­те­ров про­по­ве­дует кто поже­лает, а после всех их про­по­ве­дует епи­скоп». Св. Иоанн Зла­то­уст именно в сане пре­сви­тера про­по­ве­до­вал в Антио­хии в при­сут­ствии своего епи­скопа Фла­ви­ана, кото­рый иногда при­со­еди­нял свое уве­ща­ние к его про­по­веди.

Блж. Авгу­стину, когда он был пре­сви­те­ром, его пре­ста­ре­лый епи­скоп Вале­рий, плохо вла­дев­ший латин­ским языком своей паствы, пору­чил про­по­ве­до­ва­ние в церкви, и когда епи­скопа упре­кали за это, он сослался на восточ­ный обычай такого рода. Сле­до­ва­тельно, на Западе до того вре­мени про­по­ведь была пре­ро­га­ти­вой одного епи­скопа. Но уже блж. Иеро­ним об этом гово­рит: «весьма плохой обычай, что в неко­то­рых церк­вах пре­сви­теры молчат и не гово­рят в при­сут­ствии епи­ско­пов, как будто те им зави­дуют или не удо­сто­и­вают слу­шать их». В слу­чаях необ­хо­ди­мо­сти или исклю­чи­тель­ных допус­ка­лись к про­по­веди и диа­коны.

Еще в III в., по сви­де­тель­ству св. Кипри­ана, во время гоне­ний, кото­рые иногда лишали Цер­ковь пре­сви­те­ров, право про­по­веди предо­став­ля­лось и диа­ко­нам. Один из самых зна­ме­ни­тых про­по­вед­ни­ков IV в. св. Ефрем имел только сан диа­кона. Св. папа Гри­го­рий Вели­кий ( 604 г.) во время болезни пору­чал диа­ко­нам читать свои про­по­веди. Выше мы видели, что диа­ко­нам пору­ча­лось чтение за бого­слу­же­нием гомилий св. отцов. Даже миряне допус­ка­лись к про­по­ве­до­ва­нию, но только в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях. Так было еще в III в. По сви­де­тель­ству Евсе­вия, когда Ориген уда­лился из Алек­сан­дрии в Кеса­рию Пале­стин­скую, «здесь мест­ные епи­скопы (Алек­сандр Иеру­са­лим­ский и Фео­к­тист Кеса­рий­ский) про­сили его бесе­до­вать и изъ­яс­нять Св. Писа­ние все­на­родно в церкви, несмотря на то, что тогда он не был еще руко­по­ло­жен в пре­сви­тера», и на упрек со сто­роны Димит­рия, еп. Алек­сан­дрий­ского, «что нико­гда не слы­хано было и теперь не в обычае миря­нину про­по­ве­до­вать в при­сут­ствии епи­скопа», ссы­ла­лись на целый ряд преж­них при­ме­ров в разных стра­нах. Но от IV и V вв. не известно уже таких при­ме­ров, если не счи­тать речи импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого к Пер­вому Все­лен­скому Собору. Напро­тив, когда неко­то­рые монахи на Востоке стали при­сва­и­вать себе право цер­ков­ной про­по­веди, папа Лев I Вели­кий (440- 461), для кото­рого, может быть, странна была и про­по­ведь пре­сви­тера в церкви, писал против этого Мак­симу, еп. Антио­хий­скому, и Фео­до­риту, еп. Кирр­скому, говоря в письме пер­вому: «кроме свя­щен­ни­ков Гос­под­них никто не смеет про­по­ве­до­вать, монах ли то, или миря­нин, какою бы уче­но­стью (cujus libet scientiae nomine) ни сла­вился он». Но Кар­фа­ген­ский Собор 399 г. поста­нов­ляет: «миря­нин (laicus) да не дер­зает учить в при­сут­ствии кли­ри­ков, если они сами не попро­сят его об этом».

Только жен­щине, как и всегда, с апо­столь­ских еще времен, без­условно вос­пре­ща­лась про­по­ведь. Тот же Собор поста­нов­ляет: «жен­щина, хотя бы ученая и святая, да не при­сва­и­вает себе права (non praesumat) учить мужчин в собра­нии». В восточ­ных Церк­вах, впро­чем, диа­ко­нис­сам поз­во­ля­лось зани­маться огла­ше­нием гото­вя­щихся ко кре­ще­нию женщин, но не пуб­лично, а частно. В этом отно­ше­нии от Кафо­ли­че­ской Церкви резко отли­ча­лись неко­то­рые ере­ти­че­ские общины, не только допус­кав­шие про­по­ведь женщин, но имев­шие про­ро­чиц, какими у мон­та­ни­стов были Приска и Мак­си­милла, и воз­во­див­шие женщин в сте­пени епи­скоп­скую и пре­сви­тер­скую, как у них же Квин­тилла и Прис­цилла. То же было у кол­ли­ри­диан IV в., у кото­рых жен­щины совер­шали свя­щен­но­дей­ствия в честь Пресв. Девы Марии, как и у ката­ф­ри­гов.

Воз­гласы и обряды, сопро­вож­дав­шие про­по­ведь

Так как на про­по­ведь, слу­жив­шую объ­яс­не­нием Св. Писа­ния и все­цело осно­вы­ва­ю­щу­юся на нем, смот­рели тоже как на слово Божие в неко­то­ром роде, то и обстав­ля­лась про­по­ведь обря­дами и воз­гла­сами почти такими, как чтение Св. Писа­ния. Так, пред про­по­ве­дью диакон при­гла­шал при­сут­ству­ю­щих к тишине и вни­ма­нию, может быть, воз­гла­сом «Вонмем». Пред поуче­нием про­по­вед­ник совер­шал молитву, должно быть, тайно. Пред поуче­нием было в обычае при­вет­ствие народа со сто­роны про­по­вед­ника во имя Божие. Это при­вет­ствие выра­жа­лось воз­гла­сами: «Мир вам» или: «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, любы Бога Отца и при­ча­стие Св. Духа со всеми вами» с отве­том «И со духом твоим». Начи­на­лась про­по­ведь раз­ными молит­вен­ными воз­гла­сами, напри­мер «Бла­го­сло­вен Бог» (Εύλογητός ό Θεός). Заклю­че­нием про­по­веди было обык­но­венно сла­во­сло­вие Св. Троице.

Что каса­ется поло­же­ния тела, в кото­ром про­из­но­си­лась и слу­ша­лась про­по­ведь, то по край­ней мере епи­скоп обычно про­из­но­сил про­по­ведь, сидя на своем амвоне, что, может быть, было заим­ство­ва­нием у сина­гоги и осно­вы­ва­лось на при­мере Спа­си­теля. Но у св. Иоанна Зла­то­уста ука­зы­ва­ется и на сто­я­ние про­по­вед­ника. Слу­ша­тели же всегда стояли. Блж. Авгу­стин гово­рил: «чтобы не дер­жать вас долго, так как я говорю сидя, а вам стоять трудно…». И Кон­стан­тин Вели­кий не хотел садиться при долгих про­по­ве­дях Евсе­вия Кеса­рий­ского. Авгу­стин поз­во­лял только слабым и боль­ным слу­ша­те­лям садиться».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *