Проповедь что такое церковь
Проповедь что такое церковь
Город: | Маннхайм |
Дата: | 14-ое апреля 2013 |
Проповедник: | Александр Кленингер |
Материал: | аудио / видео проповедь |
Проповедь г. Маннхайм |
скачать аудио: |
Многие задаются на сегодняшний день таким вопросом: что такое церковь?
5 Петра держали в темнице, а церковь же усердно молилась о нём Богу.
7 Внезапно Ангел Господний явился в темницу и озарил её светом. Дотронувшись до Петра, он разбудил его, сказав: «Встань скорее!» И цепи упали с рук Петра.
Апостол Павел усердно трудился для поднятия в языческих странах церквей. В своих посланиях он конкретно обращается к церквям. Он открытым текстом открывает свою задачу и цель, его задача была чтобы в каждом в церкви отобразился Христос.
(1 Коринфянам 12:7, 13, 17-23, 26-28 RSP)
Различные дары Духа даны каждому для всеобщего блага. Потому что одним Духом все мы были крещены, чтобы стать частями одного тела: иудеи и язычники, рабы и свободные люди, и всем нам дано одного и того же Духа. И если бы тело состояло только из глаз, где был бы слух? И если бы тело состояло только из ушей, то где было бы обоняние? Но в самом деле Бог поместил каждый член в теле так, как считал нужным. Если бы все члены были одни и те же, то где было бы тело? На самом же деле, членов много, а тело — одно. Глаз не может сказать руке: «Я не нуждаюсь в тебе» — или, чтобы привести другой пример, голова не может сказать ногам: «Я не нуждаюсь в вас». Напротив, те части тела, которые мы считаем слабее, оказываются необходимы. И с теми частями тела, которые мы считаем наименее важными, мы обращаемся с наибольшей осторожностью. И с непристойными частями тела мы обращаемся с большей стыдливостью, Если одна часть тела страдает, то все части страдают вместе с ней. Если одна часть тела в почёте, то все части разделяют её радость. Итак, вы вместе — тело Христово, и каждый в отдельности — части его. Более того, одних Бог поставил в церкви апостолами, других — пророками, третьих — учителями. Кроме того, одни творят чудеса, а другие обладают даром исцеления, одни помогают ближним, другие обладают даром вести за собой, а иные — даром говорить на разных языках.
В последнее время люди пренебрежительно относятся к телу Христа, это значит, к церкви. Они позволяют себе говорить плохо, поступать с церковью по своему усмотрению, пропала ценность церкви в глазах людей.
В Церкви сам Дух Святой всё распределяет и руководит.
Дух Святой также ставит служителей, которые заботятся о теле Христа.
Дух Святой через них учит, ведёт в полный возраст Христа, в церкви рождаются духовно, церковь роддом, ясли, школа, столовая, институт и т. д.
13 Потому что те, кто хорошо исполняют свои обязанности в церкви, обретают почётное положение и уверенность в вере во Христа Иисуса.
В церкви в Антиохии были пророки и наставники: Варнава, Симеон, называемый Нигером, Луций из Киринеи, Манаил, воспитанный вместе с правителем Иродом, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал: «Назначьте Варнаву и Савла, чтобы они исполнили дело, для которого я их призвал». И, после поста и молитвы, пророки и наставники возложили на Варнаву и Савла руки и отправили их.
Из церкви был послан апостол Павел Святым Духом, на церковь излился Дух Святой в день Пятидесятницы. Стефан, Филипп вышли из церкви, Бог хочет производить Свою спасительную работу через церковь.
(Деяния 10:30-33, 44, 45 RSP)
30 Тогда Корнилий сказал: «Четыре дня назад, в это самое время, в три часа пополудни, я молился у себя в доме. Внезапно передо мной появился человек в сияющем одеянии и сказал: 31 „Корнилий, услышана твоя молитва, и твои подаяния бедным запомнил Бог. 32 Так пошли же в Иоппию за Симоном по прозванию Пётр; он гостит в доме Симона-кожевника, дом которого находится у моря”. 33 И я тотчас же послал за тобой, и ты правильно сделал, что пришёл. Теперь все мы здесь перед Богом, чтобы выслушать всё то, что Господь повелел тебе сказать».
44 Когда Пётр ещё продолжал говорить, Святой Дух снизошёл на всех, кто слушал его слова. И верующие иудеи, пришедшие вместе с Петром, были поражены тем, что Бог излил Свой дар Святого Духа также и на язычников,
Атакой врага на церковь является унизить и уничтожить значимость церкви.
23 Церковь — тело Христа, и Он наполняет Собой всё и вся.
(1 Тимофею 3:15 RSP)
15 чтобы в случае, если я задержусь, вы знали, как следует вести себя в семье Божьей, которая есть церковь Бога живого. Эта церковь — основание и опора истины.
(Колоссянам 1:24-29 RSP)
Христу предстоит перенести множество страданий, которые поразят Его тело, то есть церковь. Я радуюсь, что страдаю ради вас и что своим телом я принимаю мою долю этих страданий, которые будут во благо Его церкви. Я стал одним из её слуг во исполнение Божьего назначения, порученного мне ради вашего блага, — провозглашать слово Божье во всей его полноте. Это и есть та тайная истина, скрытая в течение многих веков и поколений, которую Бог теперь открыл Своим людям. Бог пожелал открыть Своим людям величие и глубину богатства этой тайной истины. Эта истина — для всех, и состоит она в том, что Христос живёт среди вас; Он является нашей надеждой на то, что мы получим Славу Божью. Мы провозглашаем Его, наставляем и поучаем каждого со всей доступной нам мудростью, чтобы всякого представить Богу духовно возмужавшим во Христе. Ради этой цели я тружусь и борюсь благодаря великой силе, которую мне даёт Христос. Эта сила активна и действенна в моей жизни.
Я — виноградная лоза, а вы — ветви. Тот, кто останется во Мне, и в ком останусь Я, будет обильно плодоносить, но без Меня вы ничего не сможете сделать. Тот же, кто не останется во Мне, уподобится ветви, которая отброшена и засыхает. Такие ветви подбирают, бросают в огонь и сжигают.
(Римлянам 11:17-23 RSP)
17 Подобно тому, как отломав ветви оливкового дерева, прививают к ней дикие ветви, а вы, язычники, словно такая дикая ветвь, вы теперь приобщаетесь к силе и жизни оливкового дерева. 18 Так не думай, что ты лучше отломанных ветвей, так как у тебя нет повода для этого, потому что не ты даёшь жизнь корням, а корни дают жизнь тебе. 19 Ты скажешь: «Да, но другие ветви были отломаны, чтобы привить меня». 20 Это верно. Они были отломаны из-за того, что не было в них веры. Ты же, благодаря вере, остаёшься частью дерева. Так не возгордись же, а исполнись страха. 21 Бог не пощадил природных ветвей, так и тебя не пощадит, если ты потеряешь веру. 22 Итак, ты видишь милосердие Бога и Его строгость. Бог накажет тех, кто отрёкся от Него, но будет милосерден к тебе, если будешь полагаться на Его доброту. А иначе и ты будешь отсечён от дерева! 23 И если иудеи не будут упорствовать в своём неверии, то Бог снова примет их, потому что Он властен вновь привить отпавшие ветви.
Предназначение церкви согласно заповеди Христа
Когда Господь говорил Петру о создании Своей церкви (Мат 16:18), то Он говорил об ИСТИННОЙ церкви, не имеющую ничего общего со зданием. Истинная Церковь слагается из полного числа всех верующих (Рождённых свыше), начиная со Дня Пятидесятницы. Сколько в каждой христианской поместной церкви находится в настоящее время таких людей- известно только Богу, а каждому Рождённому свыше только о себе. Однако в книге Откровение (21:2,3) уже упоминается Истинная церковь как место вместе с верующими: «Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их».
Однако, некоторые верующие, не думая, спешат показать своё знание перевода этого слова только как собрание. Ошибка этого заключается в том, что каждое собрание имеет определённую людьми цель. Собрание же христиан имеет цель, которая определена Богом. Что же является целью создания церкви на земле, то прежде всего, необходимо обратить внимание на стихи от Матфея (16:18): «Я говорю тебе: ты-Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что СВЯЖЕШЬ на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
«Врата ада» действительно не могут одолеть не только будущую Иерусалимскую
церковь, но и находящихся сейчас на земле детей Бога (Рождённых свыше), которые будучи на земле, уже входят в состав этой Церкви. «Ключи» обозначают принадлежность Петру, а также и всем христианам, согласно их обязанности быть священниками на земле и помочь другим людям в обретении веры, чтобы обрести Царство Небесное.
Вот здесь уже начинает открываться и цель Бога в создании ЦЕРКВИ. И Пётр осуществил этот первый шаг, когда в день Пятидесятницы открыл двери христианства. Проповедь Петра стала настоящей церковной проповедью, хотя это собрание ещё нельзя назвать церковью, но крестившиеся после покаяния, а их было около трёх тысяч, образовали Первую христианскую церковь. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе» (Деяния 2:42,44).
Вот это было одно из действий Петра, которое было угодно Богу и относится к словам: «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Однако, эти слова относятся и к некоторым отношениям между верующими: об установлении близких братских отношений между ними, которые должны быть установлены на основе любви друг к другу согласно главной заповеди к христианам, данной им Господом. Бывают в церкви поместной и разногласия, и обиды друг на друга, также и согрешения друг к другу. Об этом говорится в стихах от Матфея гл.18-я:15-19, также в стихах Иоанна 20:23, но христиане, в отличие от неверующих, могут прощать грехи друг другу, будучи ещё на земле. Господь обещает в этом случае, что грехи эти будут прощены Им. Вот об этом Господь сказал Своим ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся». Это раскрывается также в Еф.4.32 «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
И если христиане не прощают друг друга, то это грех. Здесь говорится не о всех грехах человека в его повседневной и прошлой жизни, а только о личных между христианами, относящимся к их личным отношениям. Здесь Бог обещает простить эти грехи. Обещание Господа о прощении грехов личных для христиан между собой аналогично обещанию Богом человеку, данному в Иоанна 3:16 при условии исполнения человеком указания Бога. Конечно, служители церкви не могут прощать людям грехи, но только личные, также как и все христиане, о которых я сказал выше. В исповедях православной церкви верующий говорит служителю о всех затаённых грехах. Это большое мужество, даже если признаёшься только одному человеку. Библия учит нас всех исповедовать свои все грехи перед всеми, однако это бывает редко во всех церквях.
В наземной семье людей дети должны помогать друг другу, а также выслушивать всякие наставления, пожелания и учиться у родителей для будущей жизни. Дети должны держаться друг друга вместе, тогда у них больше возможностей оказать друг другу помощь в трудную минуту (пример с веником из прутьев, который трудно сломать). Когда дети вместе, то им легче освоить азбуку любви друг к другу и применить это на практике. Христиане в церкви наземной осваивают науку быть всем вместе с Господом и друг с другом для будущей жизни. Слово Господа Божье даёт Свет для жизни общей нам: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоанна 1:7)).
Слово «связать» (Матфей 16:19) не надо понимать примитивно. Связать это значит создать из верующих прихожан поместной церкви семью близких людей, живущих общими для всех духовными и жизненными интересами не только через общение в церкви, но и при необходимости помогая друг другу во всём. Очень важно, когда прихожане (члены церкви) имеют общение друг с другом как в стенах церкви, так и вне их, устраивая общение на разные темы. Это необходимо для преодоления отчуждённости, существующие между людьми, так как известно из практики, что люди часто не могут долго находиться друг с другом, начинают тяготиться через какое-то время. Так как же тогда жить в будущей одной большой Церкви? Поэтому слово СВЯЗАТЬ, сказанное Господом так велико для христиан.
Наше благодарение Богу есть наше христианское жертвоприношение Богу, которое очень важно при общении людей с Богом и которое есть продолжение жертвоприношения Авеля. Все собрания верующих Ветхого завета были связаны с жертвоприношением для Бога. Христиане должны выполнять своё благодарение, как жертвоприношение в своих церквях каждый раз в начале своего богослужения. И об этом так говорит Библия (Евреям 13:15-16): «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».
Исполнение христианской жизни невозможно без участия верующих в Вечере Господней, которая проводится церковью. Господь проводил Вечерю со своими учениками вне церкви, так как в то время это было сделать невозможно. Также и крещение проводить лучше всей Церковью, чтобы быть на виду у людей, в присутствии Господа, подражая Ему во всём.
Википедия: «Евхаристия (греч.— «благодарение, благодарность, «добро, благо» «почитание, честь, уважение»), Свято;е Причастие, Вечеря Господня— в исторических церквях толкуется как таинство, священнодействие: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Евхаристия даёт возможность христианину «соединиться с Богом во Христе». Регулярное участие в Евхаристии (Вечере Господней) необходимо человеку «для спасения и вечной жизни». Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа» (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23–25). В позднепротестантских течениях она, как правило, толкуется как символическое действие, выражающее единство верующего со Христом, но не осуществляющее его непосредственно.
В православной, католической, древневосточных, лютеранской, англиканской и в некоторых других конфессиях составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии (или Мессы). Термин «Евхаристия» используется в православии, католицизме и англиканстве. В протестантизме приняты наименования «Вечеря Господня» или «Хлебопреломление».
Возникает вопрос, если Церковь- это собрание во Имя Господа, то можно ли называть Церковью собрание Иисуса Христа вместе с учениками своими до Голгофы, это была церковь или нет? Нет, нельзя, так как на Голгофе произошло событие, которое изменило всю историю людей на земле. Жизнь Церкви земной стала определять Голгофа и пролитая кровь Господа на ней во имя спасения людей от грехов их. Вся служба в Церкви, главным образом, и построена на этом. Также очень важно и то, что ученики Его получили Духа Святого после Воскресения и Вознесения Господа и познали многие то, что Иисус Христос есть Бог, о чём они и стали проповедовать людям.
—————————
Заглавие статьи я постарался раскрыть содержанием, но кратко ответом может служить второй стих из Мат 16:18,19, когда Господь говорил Петру о создании Своей церкви: «что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах», то-есть главное содержится в словах этих, одними из которых, в первую очередь являются слова «СВЯЗАТЬ НА ЗЕМЛЕ», связать то, что будет в будущем.
————————
Как же нам понять следующие стихи из Библии о церкви (Ефесянам 1:20,22,23): «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.” Вот как об этом говорит Иоанн Златоуст в Толковании на Послание Ефесянам о словах: «Которая есть Тело Его». Видишь, как Апостол представляет, что (для Христа, как главы) нужны все вообще члены, потому что если бы многие из нас не были – один рукой, другой ногой, третий иным каким-либо членом, то тело Его было бы не полно. Итак, тело Его составляется из всех (членов). И значит: тогда только исполнится глава, тогда устроится совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и скреплены самым прочным образом.”
Итак, слово ТЕЛО символично используется, чтобы показать исключительную близость детей Божьих с Господом в Его внимании и переживаниях за детей Божьих, Когда человек говорит о своём теле, что у него болит нога, то его голова сконцентрирована своим вниманием на ноге и прикована к этой боли. Только в одном теле все члены связаны общей зависимостью своей жизни. Но совершенно неправильно понимает тот, кто говорит что дети Божьи соединены своей плотью с Богом. Общее же у детей Божьих с Богом становится после Рождения Свыше их новая сущность, Которая есть Дух Святой.
Под словом ЦЕРКОВЬ в Библии говорится о двух различных понятиях: 1): Церковь будущая ИЕРУСАЛИМСКАЯ- которая есть Тело Христа и слагается уже сейчас из Рождённых свыше, которые могут как состоять в той или иной поместной церкви так и не состоять (могут принять Господа в своё сердце только перед смертью, например). Все Рождённые свыше, живущие сейчас на земле, входят в Тело Христа и в совокупности составляют невидимую ИСТИННУЮ церковь Христа. Все входящие в эту церковь имеют спасение. 2) Церковь поместная, состоящая как из Рождённых свыше, так и из всех других людей, находящихся в этой церкви. В поместной церкви имеют спасение только Рождённые свыше, которые ими стали в церкви или вне церкви, совершив покаяние в церкви или вне церкви, например дома. Так что получить спасение можно как в церкви поместной так и вне её. Однако, имеют спасение только члены Тела Христа, только принадлежащие Истинной Иерусалимской Церкви, то-есть все Рождённые свыше, сейчас живущие на земле.
Церкви земные ведь разные есть. Есть и дьявольские, не признающие Христа своим Богом, есть и трясущиеся в плясках с падающими людьми от прикосновения к ним своих «проповедников», а в некоторые приносят животных для участия в службе, в некоторых уже разрешили однополые браки и освещают их и тому подобные. В Европе уже многие церкви переданы под рестораны. Учитывать надо и то, что все существующие наземные церкви христианские состоят из грешных людей и не все эти люди являются Рождёнными Свыше. Будущее на земле для всех христианских церквей будет отступничество, которое мы и наблюдаем в последнее время. Задача верных (истинных христиан) противостоять дьяволу и выполнить поручение Господа. Поэтому сейчас развернулась ожесточённая борьба с дьяволом за сохранение и упрочение церкви христианской на земле.
Примечание №2: Мне задали вопрос: «Кстати, разве нельзя назвать церковью супружескую пару верующих во Христа людей? Если да, то зачем им ещё куда-то идти? Например, какую-то комнату своей квартиры они вполне могут отвести специально для служения Богу».
ОТВЕТ:
А почему бы нет? Согласно определения понятия слова “церковь” она и начинается с семьи. Также и государство в своей основе имеет много общего с семьёй. Верующая семья является ПЕРВИЧНОЙ ЦЕРКОВЬЮ! Однако семья не может заменить государство, также и семейная церковь не может заменить всеобщую церковь, которая ожидает христиан в будущем. ЦЕРКОВЬ- это поток людей в её открытые двери, людей которые стали верующими и любящими Бога, а церковь семейная ограничивается родственными связями. Ведь в церкви главным и важным отличием от семейной церкви является СВЯЗАТЬ ВМЕСТЕ как можно больше верующих других всех людей, обучив их предстоящей жизни для единой церкви у Бога на небесах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Мы- христиане должны научиться жить вместе, уже будучи на земле. Очень важны слова Господа о Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфей,18:17-20). Главное содержится в словах этих, одними из которых, в первую очередь являются слова «СВЯЗАТЬ НА ЗЕМЛЕ», связать то, что будет в будущем.
Однако не все мы это понимаем, также как и многие высокопоставленные служители разных церквей. Вот будущая Церковь для верующих, объединяющая всех в одном месте христиан: «И пришел ко мне один из семи Ангелов..и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознёс меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.» (Откровение 21:9,10).
Храм Божий – высшее, что есть на земле – протоиерей Валериан Кречетов
В сегодняшнем Евангелии говорится о том, что на сороковой день после рождения Спаситель был принесен в храм, как и подобало всякому перворожденному младенцу мужеского пола: он должен был посвящаться Богу.
Проповедь на Сретение Господне
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшнем Евангелии говорится о том, что на сороковой день после рождения Спаситель был принесен в храм, как и подобало всякому перворожденному младенцу мужеского пола: он должен был посвящаться Богу. И в Иерусалимском храме встретили Его святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна.
Историю святого праведного Симеона Богоприимца, наверное, многие знают. Он был одним из семидесяти переводчиков-толковников Библии. Человек он был по тому времени очень образованный. И когда переписывал книгу пророка Исайи и дошел до слов Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эмманyил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис.7:14), то, по человеческому разумению, он решил: «Как это может быть? Это же невозможно!» И он решил исправить. И есть даже в Третьяковской галерее картина, запечатлевшая, как он собирается соскоблить ножом и исправить слово «дева» на «женщина». Но ангел остановил его и сказал: «Все, что здесь написано, – истина, и ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь исполнения этого пророчества». И Симеон прожил триста лет, пока не исполнилось это пророчество. А как это произошло, вы слышали в сегодняшнем Евангелии.
Второе из действующих лиц сегодняшнего празднества ‑пророчица Анна, вдовица чистая, при храме в посте и молитве подвизалась, и она тоже сподобилась видеть принесенного в храм Спасителя-Младенца.
Этот праздник Сретения, так же, как праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы, призывает всех к посещению храма Божия.
Самое высшее, что есть на земле из данных человеку благодеяний, – это храм Божий. В нем пребывает благодать Божия, в нем совершаются все таинства, в нем пребывает невидимый горний мир. Церковь во всей полноте своей все время находится прежде всего в храме Божием.
Есть видения, которые были во время богослужений. Вы знаете, наш храм Покрова Пресвятой Богородицы – свидетельство этой истины. Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний видели, как Матерь Божия покрывает своим Покровом всех молящихся. И вместе с Ней – ангелы, апостолы, пророки и все святые.
Ангел явился пророку Захарии в алтаре, когда возвестил ему о рождении Иоанна Предтечи.
Ангелы-хранители всегда находятся у престола Божия в храмах, и это – свидетельство того, что здесь особое место пребывания безплотных сил и вообще святых. Поэтому Церковь воспевает так: В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним.
Исходя из этого, и все святые прежде всего стремились в храм Божий. И если они не находились в глубокой пустыне, как преподобные Антоний Великий или Марк Фраческий, Павел Фивейский или Мария Египетская, то все они прежде всего всегда пребывали в храме Божием.
Так что наши праздники, памяти святых говорят о необходимости посещения храма Божия.
Одна из наших русских святых, благоверная княгиня, подвизалась в домашней молитве, в посте, дела милосердия совершала, благотворила много, старалась больных посещать. И вот некоему рабу Божиему было такое явление. Ему было сказано: «Скажи ей, что добре она подвизается, все это она хорошо делает. Но скажи ей, чтобы она обязательно все-таки в храм приходила».
То есть, хотя она и вела жизнь праведную и милосердную, но при всем при том, если храм есть, то его нужно обязательно посещать. Вот ответ на многочисленные возражения: «Главное, мол, – в душе, а в храм Божий ходить – неважно».
Если воспитание Матери Божией – Той, Которая стала честнейшей херувим и слaвнейшей без сравнения серафим, – происходило в храме Божием, если Господь был принесен Матерью Божией в храм и здесь Его встретил Симеон Богоприимец, который узрел в этом исполнение того, что ему было предсказано: ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь своими глазами Того, про Кого ты читал и думал: как это может быть? – то что еще нужно говорить о значении храма Божия в нашей жизни?
И здесь Симеон Богоприимец говорит замечательные слова, обращаясь к Спасителю: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.
В этих словах заключен глубочайший смысл, который Церковь вложила в песнопения сегодняшнего праздника. Подтверждая и утверждая эти слова Симеона Богоприимца, от лица Господня воспевает Церковь: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит. Внешне Младенца держит на руках Симеон Богоприимец, но он держит Того, Кто держит всё творение в Своей руке.
В этих словах заключен глубочайший смысл. Когда в нашей жизни иногда возникают такие мысли, что мы что-то там делаем, как говорят, для созидания, для поддержания Церкви, что мы защищаем, отстаиваем Церковь, – на самом деле Церковь нас защищает, и отстаивает, и созидает нас.
Когда еще в Ветхом Завете люди приносили дары в церковь, то Господь говорил им: «То, что вы Мне приносите, не Мое ли это? Поэтому приносите мне свою душу». Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч.23:26) – так говорит Господь. Нужно помнить эту истину: что когда мы что-то совершаем, как бы ради Бога или же во славу Божию, на самом деле не мы это совершаем, а Господь сподобляет нас это совершать или принимать в этом участие. Ибо невидимо совершается всё благодатью Божией. Всё творит Господь.
Было такое видение: там была некая трапеза, пир, и все участвуют, каждый что-то делает, но участвует и Господь тоже. И Господь трудится больше всех.
Если мы что-то делаем, то делаем потому, что Господь дал нам силы, дал разумение, и мы можем это делать. Ведь если у тебя не будет ни рук, ни ног, ни разума, – что ты сможешь делать? Если ты делаешь что-то, то потому, что тебе дано. И тот, кто делает, и делает так, как подобает, совершает то, что должен. Вот если он не делает, то совершает преступление.
Святой апостол Павел, получив благодать апостольства, говорит: Аще… благовествyю, несть ми похвалы: нyжда бо ми належит: горе же мне, аще не благовествую (1 Кор.9:16).
Такие слова можно сказать обо всем. Если ты что-то делаешь ради Бога – я уж не говорю, для храма, для Церкви, а вообще что-то делаешь доброго, – то ты делаешь то, что должен делать, и горе тебе, если ты этого не делаешь. А то, что делаешь, ты делаешь потому, что тебе дано. Ты не сможешь ничего сделать, если в тебе не будет этого дарования.
Святой праведный Симеон Богоприимец не дождался бы рождения Спасителя, если бы ему не дано было такое долголетие. Господь дал ему и держал его: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит.
Вот это как раз и есть то, что должно быть в душе каждого верующего человека. Помнить нужно, что всё – от Бога, и с Богом, и к Богу: Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин.1:3). Всё, что мы имеем, мы имеем как дар Божий, и если что приносим, то Божие.
Вот простейший пример: детей растят, воспитывают, учат. А потом этот ребенок, выращенный родителями, получивший образование, профессию, что-то покупает и приносит в подарок своим родителям на день рождения или на именины. Какую часть он делает из того, что для него сделано?
Поэтому Господь, явив Свое неизреченное смирение, сказал: Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему (Исх.20:9–10). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, Владыка и Творец всего, Он не взял себе бoльшую часть, не взял половину, ни третью часть – а только одну седьмую. И то, если взглянуть на это по?настоящему, то это больше дар Божий нам, чем наш – Богу. Потому что, вырываясь из круговерти суеты, мы приходим в храм Божий, получаем здесь благодать и хоть тогда задумываемся над бренностью этой жизни. И очищается душа, и обновляется.
Будем же ценить дар Божий, который дан каждому человеку в его дарованиях. И этот безценный дар, дар милости Божией: веры истинной, храм Божий. Будем ценить это и по возможности посещать храм Божий и смиряться, всегда напоминать себе, что если мы пришли сюда, то не мы что-то совершили, а Господь сподобил нас вступить в это святое место. Аминь.