Пропорции что это в искусстве

Пропорции

Литература: Н. Врунов, Пропорции античной и средневековой архитектуры, (М., 1936); М. Гика, Эстетика пропорций в природе и искусстве, (пер. с франц.), М., 1936; Э. Мессель, Пропорции в античности и в средние века., пер. с нем., М., 1936; Graf H., Bibliographie zum Problem der Proportionen, Speyer, 1958.

Смотреть что такое «Пропорции» в других словарях:

пропорции — 3.41 пропорции: Соотношение геометрических параметров бриллианта, определяемых отношением размеров его основных элементов к среднему диаметру или ширине (для бриллиантов фантазийных форм), выраженное в процентах или числовым значением.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПРОПОРЦИИ — (от лат. proportio соотношение, соразмерность) в архитектуре соразмерность элементов, система отношений частей здания, сооружения и т. п. между собой и с целым, придающие ему гармонич. целостность и художеств. завершённость. П. возникают как… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Пропорции — (от лат. proportio соотношение, соразмерность) термин худож. практики, к рым определяется соотношение величин эл тов худож. произв., а также отд. эл тов и всего произв. в целом. Понятие П. применяется как к изображению, так и к натуре. Различают… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Пропорции общественного производства — соотнесение материально вещественных элементов производства и рабочей силы, а также отраслей производства и частей совокупного общественного продукта в процессе воспроизводства. Выделяют следующие пропорции: между сферой материального… … Финансовый словарь

ПРОПОРЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — (от лат. proportio соотношение, соразмерность) англ. proportions of public/social production; нем. Proportionen der gesellschaftlichen Produktion. Соотнесение материально вещественных элементов производства и рабочей силы, а также отраслей… … Энциклопедия социологии

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА — (от лат. proportio соразмерность, соотношение), соотношения размеров отдельных частей тела (туловища, конечностей и их сегментов и др.). Как правило, размеры отд. частей тела рассматриваются в соотношении с ростом (длиной тела) в целом, либо по… … Биологический энциклопедический словарь

пропорции шрифта — (Proportion) Отношение ширины [расстояние от крайней левой до крайней правой точки] и высоты знаков шрифта. Измеряется, как правило, по внешним контурам основных штрихов [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] знака «Н». Изменения… … Шрифтовая терминология

пропорции архитектурные — Средство архитектурной композиции, заключающееся в закономерном соотношении размеров архитектурных форм и их частей [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN… … Справочник технического переводчика

пропорции издания — Соотношение размеров ширины высоты и толщины издания, устанавливаемое в зависимости от функциональных особенностей издания и художественного стиля времени. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины… … Справочник технического переводчика

Пропорции тела — Телосложение размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в… … Википедия

Источник

Пропорции в рисунке

А кадемическая живопись, рисунок, как архитектура, любит четкие формы, без них не получится крепкого здания. Чтобы произведение получилось гармоничным, притягивающим к себе взгляд, в нем все должно быть продуманным, соразмеренным. Это сложная работа, но если ей обучиться, красоты в мире станет больше, потому что Вы научитесь создавать ее своими руками.

Пропорциональная история

Пропорция (от лат. proportio — соразмерность, выравненность частей) – взаимное соотнесение частей к целому частей между собой, необходимое измерение для правильного построения любой картины. Еще древние египтяне, греки занялись вопросом измерения человеческих пропорций. Тогда не было метрической системы, так что приходилось обходиться тем, что было под рукой. Например, сама рука или ее кисть.

За неимением такой универсального техники, как линейка, древние зодчие использовали параметры человеческого тела – оно становилось эталоном. Даже в гораздо более позднее время единицей меры на Руси были аршин (шаг), сажень (расстояние между поднятыми вбок руками) или вершок (верхняя фаланга указательного пальца). Можно представить, как разнились результаты измерений.

Подробной разработкой мер определения пропорций занимались деятели активно развивающегося искусства Возрождения. Леонардо да Винчи, Альберти Фирецола, Альбрехт Дюрер исследовали особенности человеческих тел. Они учитывали половые и возрастные различия при составлении пропорций. Их разработки учитывались последующими художниками, учеными, дополняясь и уточняясь. Но для чего все это нужно художнику? Разве он сам не видит, что голова меньше, круглее руки?

Мерить или нет?

Замечать общие особенности и выстраивать соотнесенное, четкое изображение – не совсем одно и то же. Кроме тех случаев, когда у художника идеальный глазомер от природы. Но даже если повезет перенести глаз на бумагу без измерений, то повторить удачу со вторым глазом будет уже гораздо сложнее. Обучение основам пропорций человека и окружающих его предметов на рисунке помогает выстраиванию мировосприятия.

Вместе с другими разделами обучения рисунку (композицией, перспективой, анатомией, штриховкой). Начинающий художник все ближе узнает себя и мир вокруг. Конечно, бывают намеренные изменения пропорций человека или любого предмета. Но они зачастую носят гротескный характер и выполняют определенную задачу художника, могут даже являться его авторской особенностью (Майкл Тейлор, Маргарет Кин). Если особенной задачи перед живописцем не стоит, надо вооружиться терпением и вниманием.

Почему это так важно? Дом с непропорциональными сваями, с искривлением их, или одна выше другой, вскоре пойдет трещинами, а затем рухнет. Невыверенная картина никуда не рухнет, но если элементы ее композиции не соотнесены между собой, не получится цельной конструкции, ошибки будут раздражать, отвлекать внимание.

Чаще всего это касается изображения головы человека, на котором лицо занимает почти все пространство. Это неверно, лицевая часть примерно равна половине окружности черепа, а конкретные детали лица берутся в прямом соотношении друг с другом. Если все точно измерить, то правильно перенесенный на лист бумаги человек будет похож на свой оригинал. Попробуйте повторить оригинал на курсах или самостоятельно!

Источник

§5 Пропорции

Мы признаем определенные пропорциональные отношения в построении фигуры человека, его окружения, архитектуры, как нечто должное. Эмоциональное начало художественного творчества проверяется точной наукой. Выдающиеся мастера былых эпох постоянно стремились проверить алгеброй гармонию, впрочем, математика античности, средневековья и Возрождения была лишена сухости и абстрактности.

Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.

Пропорции что это в искусстве

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Пропорции что это в искусстве

75. Измерение высоты (а) и ширины (б)

Проверять пропорции можно с помощью обычного карандаша или кисточки, при этом держать их следует на вытянутой руке.

Пропорции что это в искусстве

76. Определение пропорций

Для удобства определения пропорций методом визирования можно прищурить один глаз. С помощью длины карандаша уточняют также степень наклона всей формы.

Пропорция – это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность – ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы. В основе определения пропорций лежит метод сравнения. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием.

Однако никакие механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера. Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.

Пропорции что это в искусстве

Рисуя, нужно помнить, что мы изображаем предметы несколько меньшими их натуральной величины, поэтому необходимо придерживаться единого масштаба для определения пропорций всех объектов изображения, составляющих композицию. Таким образом, выдержать пропорции в рисунке – значит добиться соотношения величин всех частей предмета к целому в пределах выбранного формата листа.

Пропорции что это в искусстве

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.

Пропорции что это в искусстве

77. Композиция пропорций человека в Древнем Египте

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 1/4 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 1/4 части приходились на изображение традиционного головного убора (ил. 77), Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи (ил. 34а).

На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций.

Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец. Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).

Пропорции что это в искусстве

78. ПОЛИКЛЕТ. Дорифор

Поликлет создал новые членения пропорций человеческой фигуры, однако точных сведений о том, что именно было выбрано за единицу меры – величина ладони, ступни или высота головы,- не сохранилось.

Пропорции что это в искусстве

79. С. БОТТИЧЕЛЛИ. Канон пропорций

Пропорции что это в искусстве

80. МИКЕЛАНДЖЕЛО. Пропорции фигуры человека

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.

Примерами использования золотого сечения может быть античная голова Афродиты и любое из произведений художника Рафаэля. В поисках гармонии художники интуитивно всегда следовали этому принципу и в той или иной мере приближались к идеальным соотношениям, но теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.

Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Jle Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» – систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.

Пропорции что это в искусстве

Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин (ил. 83). Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю – линией волос, а нижнюю – основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа.

Пропорции что это в искусстве

81. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. «Квадрат древних»

Пропорции что это в искусстве

82. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. Модулор

Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций.

Пропорции что это в искусстве

Следует помнить, что при определении пропорций лучше сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соотношениями таких же деталей в натуре.

Переходя к эмоциональной характеристике портретируемого, полезно изучить схемы лица при различных психологических состояниях на ил. 84.

Пропорции что это в искусстве

83. Пропорции головы

Пропорции что это в искусстве

84. Схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М. Дювалю): 1 – спокойствие, 2 – печаль, 3 – радость, 4 – боль, 5 – смех, 6 – плач, 7 – презрение, 8 – внимание, 9 – размышление

Пропорции что это в искусстве

Посмотрите, как с помощью самых простых средств, всего лишь опуская или приподнимая уголки губ, брови или веки, можно передать печаль, радость, боль, смех, презрение, внимание и т. д. (ил. 84-85).

Пропорции что это в искусстве

85. Лица в различном эмоциональном состоянии

Читайте также

§5 Пропорции

§5 Пропорции Мы признаем определенные пропорциональные отношения в построении фигуры человека, его окружения, архитектуры, как нечто должное. Эмоциональное начало художественного творчества проверяется точной наукой. Выдающиеся мастера былых эпох постоянно

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Основы учебного академического рисунка. Пропорции и их значение в рисовании

Соблюдение пропорций и их значение столь велико и значимо, что без них практически невозможно обойтись не только в изобразительном искусстве и архитектуре, но и в науке, технике, медицине и многих других сферах жизнедеятельности человека. Вот почему такое пристальное внимание уделяют изучению столь важного и необходимого предмета, как пропорция.

Изучение и постижение законов гармонии способно направить творческую деятельность архитекторов и художников на созидание новых, созвучных объективным законам восприятия и гармонии природы, произведений. Знание и изучение этих законов формирует мировоззрение и профессиональное отношение к творчеству и жизни. Об этом красноречиво свидетельствует утверждение: «Красота предмета образуется пропорциями, становясь строгой соразмерностью и гармоничностью». К сожалению, нередко приходится слышать и видеть, как рисовальщики, даже имея за плечами немалый опыт, пренебрежительно относятся к пропорциям, сосредотачиваясь всецело на передаче характера и формы предмета. Между тем, из-за нарушенных пропорциональных величин изображение предмета, особенно живой формы, такой, как голова или фигура человека, приобретает уродливый вид, не говоря уже о недостаточной убедительности. Это относится не только к студентам, но и ко всем, кто недооценивает значение пропорции в учебном академическом рисунке. Пропорция в рисунке при создании реалистического изображения занимает главное положение наряду с такими понятиями, как композиция, объемная форма, конструкция и анатомия.

Хорошие пропорции в рисунке предполагают наличие полного сходства с изображаемым предметом. Иначе говоря, чем точнее определены пропорции предмета на рисунке, тем большего сходства с натурой достигает его изображение.

Следует помнить, что все тела, а также и их части должны сравниваться или соизмеряться друг с другом по признаку пропорциональных отношений.

Для большей убедительности приведем множество примеров, касающихся возможности соблюдения пропорции не только в изобразительном искусстве и архитектуре, но и в области науки: в физике, химии, математике, технике и т.д. К примеру, когда в строительной технологии нарушаются пропорции составов строительных материалов и размеров элементов конструкций, это может привести к разрушению сооружений. Архитектор, нарушая пропорции сооружения, тем самым разрушает принципы пропорциональной соразмерности его элементов. Если живописец нарушает пропорции в технологии грунтовки холста, это может привести к разрушению и холста и красочного слоя. В химии точные весовые пропорции реагентов обусловливают возможность получения необходимого вещества. Когда мы посещаем заповедники человеческой культуры и встречаемся с произведениями зодчества, музыкой или картинами художников, нас охватывает особое чувство необъяснимого волнения и восторга от увиденного и услышанного. И наоборот, когда эстетические качества сооружения или картины оставляют желать лучшего, мы испытываем чувство сожаления или равнодушия.

Пропорции что это в искусстве

Сопоставляя выдающиеся памятники искусства и архитектуры, созданные в определенные исторические периоды культурами различных народов, и изучая их композиционную структуру, мы приходим к убеждению, что принципы пропорциональной соразмерности элементов являются непременным условием формирования облика объекта.

Пренебрежение пропорцией приводит к безграмотному, несостоятельному рисунку. Нетрудно представить, что если изображенный предмет непропорционален в своих отношениях, то он становится менее убедительным. Это очевидно в изображении головы человека, где лицевая часть доминирует в своих объемных размерах по отношению к черепной (мозговой) части, или когда голова человека по отношению к остальной фигуре слишком мала или велика и т.п. При изображении предметов нередко пренебрегают различиями в их размерах, пытаясь акцентировать внимание лишь на их конфигурации и форме, искажая тем самым пропорции и гармонию целого.

По мнению древних греков, гармония есть связь различных частей в единое целое. Для того чтобы получить это единое целое, необходимо связать части между собой таким образом, чтобы они представляли собой законченное единство.

Пропорции что это в искусстве

Именно человек является эталоном или модулем пропорционального строя архитектурных объектов древнего мира.

Пропорция человеческого тела имеет решающее значение при определении создаваемых вещей, оказывает влияние на формируемое им предметное окружение. Сообразно пропорциям человеческого тела зодчие устанавливали соразмерность и пропорцию храмов, сооружений и построек.

Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность. Без соразмерности и пропорции не может быть правильной композиции, если в ней не будет членения, сопоставимого с телом хорошо сложенного человека.

Пропорции что это в искусстве

Источник

Пропорции что это в искусстве

Пропорция, пропорционирование

Пропорциями называются размерные соотношения эле­ментов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность ее эстетическое качество.

Пропорция — равенство двух или более отношений. Например, математическое выражение 1:2 = 3:6 называют пропорцией, поскольку его левая и правая части равны между собой. Наименьшее число в таких отношениях именуют модулем, его, как правило, избирают в качестве единицы измерения.

Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей.Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.

Пропорции что это в искусствеВ Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 1 /4 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 % части прихо­дились на изображение традиционного головного убора.

Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.

Исследования пропорций пирамид подтверждают, что канон пропорций египетской архитектуры включал числа 3:4:5 ( стороны «египетского священного треугольника» ), а также диагональ » двусмежного квадрата «, равную √5. Пифагор, обобщая данные, которые он отчасти почерпнул в Египте, ввел в созданную им теорию гармонии понятия пентатоники ( греч. pente — «пять» и tonos— «натяжение, напряжение» ) — пяти ступеней октавы ( ряда из восьмиступеней ) и пентахорда ( греч. chorde — «струна» ). Пифагор использовал средние пропорциональные числа: арифметическое c=(a+b)/2, геометрическое c=√ab, гармоническое c=2ab/a+b, а также наиболее сложную музыкальную пропорцию a:(a+b/2)=(2ab/a+b):b или 12:9=8:6. Созвучие квинты музыкального звукоряда построено на отношении чисел 2:3. Известно также, что Иерусалимский храм, возведенный в 1010 г. до н. э., имел план сотношением сторон 1:3.

Пропорции что это в искусствеВся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В ДревнейГреции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V векедо н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему назы­валось « Канон », а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя « Дорифор », что означает копьеносец. Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.

Пропорции что это в искусстве Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верх­нюю — линией волос, а нижнюю —основанием носа. Получа­ется четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа.

Расстояние от бровей до основания носа определяет величи­ну ушей. В действительности редко встречаются у людей та­кие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев.

Пропорции что это в искусстве

В философии Платона ( 427—347 гг. до н. э. ) понятие пропорции связывается с явлением симметрии ( греч. Syn-metria — «соразмерность» ), поскольку Бог сотворил мир из четырех элементов ( огня, земли, воды и воздуха ), а » тело космоса упорядочено благодаря пропорции » этих элементов. В учении Платона о гармонии сохраняется пифагорейская традиция, которая восходит к учению древнеегипетских жрецов.

Далее к системе математического расчета пропорций прилагается эвритмия (греч.eurhythmia — «стройность, ритмичность«) — система нюансирования оптических поправок. Она создает «приятную внешность и подобающий вид» (лат. venusta species et commoduscue aspectus).

Примечательно еще одно определение Витрувия: пропорция — это то, «чтокажется гармоничным» ( т. е. математическая закономерность с поправками на особенность зрительного восприятия ). Согласно одной из концепций, в античном искусстве существовало два течения, условно называемые » симметрическим » и » эвритмическим «. Они могут быть соотнесены с аполлоновским и дионисийским началами в искусстве либо с » классическим » и» современным » стилями ( такие формулировки встречаются у античных авторов ).

Эту странность можно объяснить тем, что при любых построениях на основе золотого сечения отношение 5:2 дает удобные производные ( чаще получался модуль, равный 5 римским футам, или 1,55 м ). По канону Витрувия, модуль четырех колонного фасада здания ( за модуль принимали нижний диаметр колонны ) равняется 1/27 его ширины, шести колонного — 1/42 части.

Пропорции что это в искусствеСредокрестие представляет собой в плане квадрат Л. Б. Альберти в проекте западного фасада церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1458) применил оригинальный прием сочетания квадратуры и средневековой триангуляции: фасад вписан в три равных квадрата. В поперечном сечении по средокрестию многие базилики представляют собой квадрат, диагональ которого, поднятая в вертикальную плоскость, дает высоту барабана до основания купола. Другим модулем является диагональ подкупольного квадрата. Все вариации осуществляются в пределах одной схемы.

Согласно концепции «соответствий» и утверждению Августина Блаженного (354—430; Отцы Церкви), Ноев ковчег имел отношения сторон 300:50:30 локтей, таковы же должны быть пропорции идеальной человеческой фигуры — рост, ширина и толщина должны соотноситься как 30:5:3 (так называемый августиновский канон).

Пропорции что это в искусствеБолее перспективными оказались труды Дюрера и итальянских маньеристов последующей эпохи. Отказавшись от создания «идеальной фигуры«, тяготевшей над сознанием итальянцев, Дюрер разрабатывал пропорции «характерных типов«головы и фигуры человека, включая детские и гротескные, избегая, однако, как он сам писал, «прямого уродства«. Художник составил 26 серий «характерных рисунков«с вариациями пропорций.

Пропорции что это в искусстве

Как на Западе, так и на Востоке пропорции мужской фигуры следовали квадрату «золотого числа» (2,618034 — полный рост, отношения нижней к верхней части, т. е. длины ног и таза к торсу и голове: 1,618:1). В начале XX в. русский архитектор И. В. Жолтовский (1867—1959), поклонник творчества А. Палладио, предложил использовать «удвоенную третью величину», прибавив ее к классическому ряду: 1; 0,618; 0,382; 0,236; 0,472 (0,236×2 = 0,472).

Производным метода численного пропорционирования является прием гармонизации величин, основанный на » правиле прямого угла «. В геометрии существует аксиома о том, что диагонали подобных прямоугольников ( разновеликих, но с равными отношениями сторон ) будут ( в зависимости от пространственного положения прямоугольников ) либо параллельными, либо перпендикулярными. Использование этой аксиомы позволяет без вычислений добиваться сложнейшего » всепроникающего подобия » целого и множества разновеликих деталей.

Архитекторы до сих пор пользуются «правилом прямого угла» и «обратным методом«. Вначале строят с помощью рейсшины ряд параллельных и перпендикулярных диагоналей, а затем на них — прямоугольники необходимого размера: фасады, проемы, членения стен. Отношения сторон этих прямоугольников будут равны, что обеспечивает подобие целого и деталей.

С переходом в 1795 г. от античной системы гармонично связанных мер на искусственную метрическую систему эффект гармонического резонанса стал невозможен. Современная архитектура чужда человеку прежде всегопропорционально. И человек всегда будет к ней равнодушен. Более того: продолжительное пребывание в урбанистической среде неклассической архитектурынебезопасно с психологической точки зрения.

Пропорции что это в искусстве

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *