Пропаганда чего может быть

Пропаганда

Пропаганда чего может быть

Пропаганда чего может быть

Содержание

Варианты определения

История пропаганды

Слово «пропаганда» происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году.

Цели пропаганды

Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Пропаганду нельзя сравнивать с рекламой. Реклама ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Сердцевину широкого семейства информационных жанров — деловых, политических, религиозных — составляет объявление. Когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы экспрессии (эмоциональной выразительности) и суггестии (внушения), реклама приобретает наибольшую эффективность. Реклама, призывающая к конкретным политическим действиям, превращается в агитацию. Даже если агитационная реклама стремится вызвать больше коллективное, чем индивидуальное действие, она остаётся агитационной рекламой. В отличие от рекламы пропаганда не ограничена жесткими временными рамками и ее непросто выявить. Реклама воздействует прежде всего на эмоции людей. Пропаганда воздействует как на эмоции, так и на разум людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда [5] стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей. Тем не менее, в силу того, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, истинные цели «конструктивной» пропаганды часто расходятся с теми, которые декларируются пропагандистами.

Негативная (деструктивная) пропаганда [5] навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц.

Пропаганда чего может быть

Пропаганда чего может быть

Военная пропаганда

Известные деятели пропаганды

Технология изготовления и распространения пропаганды

Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.

Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлечённых сторонников к планируемому количеству.

Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:

Таким образом, будет продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причём должен быть соблюдён баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюдён, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.

Что касается формы, можно выделить следующие критерии:

Ежи Бузек в 2009 году, за несколько дней до избрания на пост председателя Европарламента, в интервью каналу «Евроньюс» так говорил о необходимости доступных форм пропаганды:

Жанровое разнообразие пропаганды

Наряду с традиционными средствами пропаганды, такими как плакаты, брошюры, листовки, объявления по радио или телевидению, и т. д. для пропаганды могут использоваться практически все жанры изобразительного искусства, а также кино, театр, литература, поэзия, равно как и прочие виды массового воздействия на сознание населения (интернет, чаты, социальные сети и т. п.)

Источник

Пропаганда — что это такое, суть, методы и кто такой пропагандист простыми словами.

Пропаганда чего может быть

Пропаганда – это распространение политических, религиозных, философских, научных или других взглядов путем донесения до народных масс различных аргументов, правдивых или полуправдивых фактов, слухов или откровенной лжи с целью манипуляции общественным сознанием. Соответственно, Пропагандист — это человек, который прибегает к пропагандистским методам для распространения определенных идей.

Пропаганда, изначальное и современное понимание термина.

В последнее время слово пропаганда, в сознании людей окончательно приобрело негативный оттенок. Это связано с глобальными мировыми событиями, в которых политические лидеры при помощи пропагандистских методик манипулировали сознанием народных масс, вследствие чего, начались многие из печально известных военных конфликтов. Тем не менее пропаганда это несколько большее, чем заблуждения определенных властных лидеров. Это глобальное явление, которое окружает каждого человека в течении всей его жизни.

Пропаганда чего может быть

Изначально пропаганда не имела четкого злого или доброго умысла, это был способ позволяющий донести какую либо идею до как можно большего количества людей, используя при этом самые простые и эффективные методы. Ее направленность уже зависит от целей самого пропагандиста. К примеру, кто-то может использовать этот инструмент для популяризации идеи здорового образа жизни, а кто-то для внушения идеологии превосходства одной расы над другими.

Пропаганда чего может быть

Почему пропаганда так эффективна?

Эффективность пропаганды заключается в том, что она оперирует предельно простыми и понятными человеку вещами. Взывает к базовым инстинктам человеческой природы, таким как хорошо или плохо, свой или чужой, восстановлении справедливости и страх чего-либо.

Методы пропаганды.

К основным формам воздействия можно отнести:

А теперь об этом немного подробней:

Ярлыки (навешивание ярлыков на человека).

Это метод, при котором к человеку или какой-либо группе приклеивают какой-то негативный, но всем понятный ярлык: нацист, фашист, либерал и т.д. Что в свою очередь заставляет людей осуждающе или негативно относится к носителям такого ярлыка, таким способом приуменьшается сама человечность и значимость этих людей.

Слова добродетели.

Это слова, которые намеренно добавляют к каким либо понятиям, чтобы отвлечь внимание от фактов. К примеру: «известные ученые», по мнению «экспертов», научный, устойчивое мнение. Данные вставки призывают человека поверить в какое-либо утверждение, так как оно базируется на выводах «авторитетных» ученых или устойчивой парадигме.

Отзывы знаменитостей.

Это метод пропаганды, когда идею проталкивают популярные и известные личности, имеющие большую целевую аудиторию. Суть заключается в том, что поклонники должны воспринимать всю информацию от кумира не сомневаясь в ее подлинности и правильности (ну, не может же, мой кумир нести какую-то чушь).

Обожествление.

Это придание идеи или личности сакрального смысла, создание образа священности или божественности. К примеру: «Это наша, Богом данная земля, и мы должны…», «Богом данное право на…»

Принадлежность к большинству.

Это способ, когда идея преподносится как общее мнение масс. К примеру: «По общему мнению», «Согласно большинству опрошенных…», «По мнению народа…». Данные изречения призывают человека не выбиваться из стаи, не быть особенным и доверится мнению большинства.

Пропаганда чего может быть

Страх.

Один из самых действенных методов пропаганды. Людям навязывается идея неминуемой угрозы. Это может быть война, нищета, рабство, потеря территорий и так далее. Возможность избежать такой незавидной участи, должна привести человека к нужной идеологии.

Источник

Как пропаганда влияет на мир и формирует твое мнение и желания

Пропаганда чего может быть

Начнем с двух ярких и пугающих примеров, где пропаганда поспособствовала развязыванию войн. Адольф Гитлер – гениальный оратор, политик, один из самых жестоких палачей за всю историю человечества, чьи извращенные идеи завладели умами всего немецкого народа. Несмотря на всю противоречивость этого лидера, он знал, что массовость, шоу и горячие речи позволят завладеть сердцами людей. Отсюда и родились эти парады, рассказы об исключительности немецкого народа и необходимости превозносить арийскую расу выше всех остальных. Гитлер создал символы, дал надежду, за которой пошли люди, что в конечном итоге унесло миллионы жизней, а все из-за больных амбиций одного жестокого человека. Пропаганда, проведенная им, была в своем роде гениальна, но обернулась для всего мира настоящей катастрофой, попав не в те руки.

А как же еда, напитки и иные вещи современного мира, без которых мы не можем представить себе жизни? Реклама Айфона говорит нам, что этот гаджет выбирают современные и прогрессивные люди; реклама чипсов зачастую подается в контексте дружеской посиделки; а маркетологи Кока-Колы вовсе провернули гениальный трюк, сделав этот напиток неотъемлемым элементом новогоднего стола, ведь его рекламирует Санта, но и без него реклама недвусмысленно намекает, что кола по важности равна шампанскому в этот вечер.

С чего все начинается

Пропаганда в первую очередь обращается к эмоциям, а не интеллекту, чтобы заставить человека принимать решения на интуитивном уровне, а не опираясь на здравый смысл. Пропаганда может быть направлена на любой спектр эмоций, включая гнев, надежду, радость, печаль, тревогу и так далее. Иначе говоря, вызвать у человека необходимую эмоцию является одной из важнейших задач.

Методы пропаганды

Пропаганда чего может бытьВсе они рассчитаны на то, чтобы вызвать у тебя эмоцию. Пропаганда взращивает в умах людей определенные идеи, которые могут ассоциироваться с определенными эмоциями; сталкивает две противоположные идеи; подает людям однобокую информацию, формируя мнение по необходимому шаблону; ссылается на лидеров мнений, суждения которых должны приниматься как прописные истины; предоставляет на выбор две идеи, но к одной из них дает четкую инструкцию к действию. Идеальная пропаганда посеет в твоей голове идею таким образом, что ты будешь думать, будто эта конкретная мысль является результатом лишь твоих суждений и интеллектуального труда.

Ожидаемый эффект

Пропаганда должна убедить человека в чем-либо. Например, крепкие и сильные герои определенного фильма на протяжении всей картины употребляют овощи и фрукты, говорят о том, что именно благодаря им удалось добиться такой силы и выносливости. После просмотра есть большая вероятность того, что некоторые из зрителей включат в свой рацион больше овощей и фруктов.

В конечном счете все эти механизмы приводят к тому, что ты формируешь якобы свое индивидуальное мнение и взгляд на определенный вопрос, рассказываешь о нем всем вокруг, утверждая, что подобные взгляды стали результатом твоей аналитической работы. Работа сделана, расходимся. Завтра собираемся к 9 и без опозданий.

Популяризация сигарет

В Штатах было проведено исследование, которое выявило два типа личности у населения: «А» и «B». Первый характеризовался трудоголизмом и вспышками гнева, в тот момент как для типа «В» основными чертами являлись доброжелательность и расслабленность. Лишь два типа людей, и больше никто не может выйти за данные пределы. Не напоминает один из вышеописанных трюков? Но что поспособствовало такому исследованию и внедрению данной культуры определения личности? Не что иное, как идея сигаретных магнатов, а личность «В» в значительной степени является идеальной сборкой человеческих качеств. Как ты уже догадался, определяющим фактором является курение. Покурил – расслабился, успокоился, выкроил несколько минут на перекур. У населения было сформировано такое мнение, что сигареты благотворно влияют на наш быт и жизнь, именно по этой причине в определенный момент они стали неотъемлемой частью жизни многих людей.

В рекламе

Хочешь комфортно передвигаться? Покупай эту машину. Хочешь чувствовать себя хорошо? Пей нашу воду. Конечно же, все зависит от подачи, но ты же понимаешь, что реклама может не только показать новый товар, но и побудить тебя купить даже то, в чем не чувствуешь необходимости в данный момент.

Образование

Та часть нашей жизни, в которую пропаганда интегрирована в наибольшем количестве. Литературные произведения, где оценочная политика автора формирует определенную позицию у детей. Мнение учителей, вся школьная программа нацелены на то, чтобы взрастить поколение с определенным образом мышления. В итоге вся политика школьного обучения направлена на то, чтобы сформировать положительный имидж для государства, в котором растут дети.

Правительство

В определенный момент правительство США столкнулось с проблемой массового пьянства среди студентов. Местами это явление приобрело массовый характер, более того – было модно. В итоге ученые пришли к интересному решению и опубликовали исследование, в котором говорится о том, что лишь малая часть студентов употребляет алкоголь. Еще там говорилось, что молодежь считает такой образ жизни неприемлемым, в большинстве своем предпочитает спорт. У них получилось изменить восприятие социума, показав, что лишь меньшинство неудачников любит чрезмерно выпить. Итогом стало то, что данная кампания значительно уменьшила уровень употребления алкоголя среди молодежи.

Зрелищность

Фильмы, театральные постановки, выступления ораторов, концерты – все это зрелищно, и все это способно вызвать у людей кучу эмоций. Что ты чувствуешь после просмотра фильма про Вторую мировую войну? Ненависть к фашизму, осуждение данного режима и желание встать на защиту своей Родины в любой момент. Это и есть отличная работа пропаганды.

Источник

Что такое пропаганда? Устройство технологий пропаганды. Полный список с описанием сути приёмов

Ричард Фейнман говорил, что для успешного развития технологий реальность должна ставиться выше PR, потому что природу не одурачишь. Это касается и технологий самого пиара (Public relations = пропаганда (устаревшее)).

Пропаганда – это одна из форм управления картиной мира человека. Она является инструментом к подталкиванию людей совершать нужные действия и не совершать не нужные.

Применять технологии пропаганды — это искусство, так как выбор технологии, которая приведет к наибольшему эффекту, зависит от количества знаемых технологий, уместности их применения и качества исполнения. В целом пропаганду можно рассматривать как набор состояний сотрудничества и борьбы. При этом, чем таланта у исполнителя больше, тем меньше борьбы и наоборот, чем таланта меньше, тем борьбы больше. Формирование мнения о предметах пропаганды основывается на манипуляциях и прямом обмане.

Обман в пропаганде нужен для того, чтобы за счет него казаться более честным. При этом важно выделить разницу между манипуляцией и прямым обманом. Прямой обман построен на лжи, а манипуляция построена на отсутствии лжи. Манипуляция строится на когнитивных искажениях, динамических стереотипах поведения и логических ошибках, которые сложно заметить.

Например стереотип: «хорошо сейчас плохо потом». На нем построена обманная технология быстрых микрокредитов, которая и рассчитывает на то, что человеку сейчас срочно нужно решить проблему, а потом уж думать, как выбираться. Или стереотип: «без высшего образования нет нормальной жизни» порождает спрос не на обучение, а на дипломы, которые продают вузы онлайн. Современные технологии обмана делают как можно длиннее, что по итогу обманщик вообще в ней не участвует, а только имеет дивиденды с этой компании. На каждом звене компании стоит честный человек, а вся технология обманывает людей лишая их денег.

Так и отрицательной – борьба против человека.

Так как чаще пропаганда использовалась для борьбы против человека слово получило негативную коннотацию.

Чем меньше люди знают управленческих технологий, тем легче управление ими. Если бы все люди знали правду, войны прекратились бы уже завтра.

Потому что пропаганда невозможна без цензуры. Только благодаря цензуре возможно существование пропаганды.

Как бороться: Когда технология, по которой оппонент строит свою ложь, раскрыта, то ему сложно продолжать лгать с той же долей уверенности и правоты и он начинает проигрывать. Так что чтобы выигрывать нужно знать правила игры.

Эффективная пропаганда строится на человеческих ценностях. Ценности можно представить, как гирьки на весах, в противовес гире общего информационного фона. Добавляя и убавляя гирьки меняется положение стрелки. Чем ярче и контрастнее складываемые факты произошедшего события, тем больше общий вес новости. Люди лучше всего реагирует на превосходные степени. События с максимальным весом становится главной новостью дня, недели, месяца или года.

Справедливо и обратное. На события, описанные ниже порога чувствительности люди, не реагируют.

Человека можно делать лучше, поощряя за хорошее и наказывая за плохое, а можно портить, поощряя плохое и наказывая за хорошее. Система вознаграждения и наказаний нервной системы является основой механизма закрепления поведения. Чем публичнее наказания и награды, тем больше находится людей, согласных играть по этим правилам. Например, когда руководитель понимает, что он слабый, то он склонен нанимать тех, кто слабее его, делая это нормой для остальных.

Суть: Мифы о скрытой руке и мировых правительствах стоится на продолжении вертикали управляемости, что за тем, кто управляет, стоит тот, кто управляет им.

В случае, когда нельзя провести эксперимент, чтобы доказать или опровергнуть утверждение, его стоит считать не состоятельным. Когда такой эксперимент провести можно это быстро становится очевидным. К примеру, мы наблюдали это при президентстве Медведева.

Суть: Представление проблем как более сбалансированных между противоположными точками зрения, чем это есть на самом деле.

Предоставляя доказательства и аргументы, несоизмеримые с фактическими доказательствами для каждой из сторон, занижая и завышая их значимость, создают ощущение, что «не все так однозначно» как бы замазывая границы различимости между черным и белым, делая самый очевидный вопрос неразрешимым.

Как бороться: очерчивать внятные границы, различая что важно, а что нет. Судить по совокупности дел.

Суть: показать результаты поведения, скрыв его причины.

Цели провокации сделать поведение более прогнозируемым. С человеком начинают борьбу навязывая ему роль борющегося, а когда он отвечает то показывают только те действия, которые являются результатом его ответа. Борьба без агрессии не возможна, а от агрессии нужно защищать. И происходит обмен ролями. Защитником становится не тот, кто на агрессию ответил, а тот, кто её начал. А в роли защитника уже можно доделать начатое подавив сопротивление врага.

Суть: создание у аудитории такого эмоционального состояния, в котором пропагандистская информация будет принята лучше всего.

Прием основан на эмпатии т.е. способности понимать эмоциональное состояния другого человека, чувствовать его чувства. Взаимодействие людей создает либо положительную синергию, либо отрицательную. Эмоции не передают информацию, а только окрашивают её.

Идеи, товары, информация и типы поведения распространяются от человека к человеку как вирусы. В основе этого явления лежит социальная индукция – процесс вовлечения людей в переживание определенных чувств.

Направленность чувств может быть позитивной и негативной. Это может быть, как дружба, любовь и сострадание, так и злость, обида и страх. Возможны комбинации из чувств, т.е. из-за любви к одним ненависть к другим. Заражение нужным эмоциональным состоянием происходит путем создания «определенной атмосферы» и применяется в СМИ, ток-шоу, кино, театральных представлениях, музыкальных концертах, игровых и шоу-программах, политических, религиозных (культовых) мероприятиях и т.п.

Эмоционально окрашивая информацию, мы создаем нужную направленность и атмосферу. При этом приводимая информация подводит человека к единственному выводу, но вывод не делает. Благодаря этому человеку кажется, что вывод сделал он сам, а к собственному выводу доверия больше.

Суть: Люди, вовлеченные в какое-либо действие в качестве участников, чувствуют большую сопричастность и в большей степени меняют свои взгляды в сторону мнения большинства.

Для создания большей вовлеченности в онлайне существуют комментарии в соцсетях, ютубе. В офлайне это марши, митинги, шествия. На телеке звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос и др. Главный принцип вовлечения: Если хочешь побудить кого-либо к каким-либо действиям, то сделай так чтобы это было легко.

Каким способом собирают обратную связь:

1) Соц. опросы и рейтингования которые чаще формируют общественное мнение, а не реальное отражение дел. От того как именно будет задан вопрос зависит и полученный ответ, а значит формулируя вопросы определенным образом можно гарантированно получать нужные ответы.

Желания быть на стороне большинства, а значит победителей приводит к тому, что «назначая» лидера рейтинга, можно создать лидера реального.

В тех случаях, когда доминирует «общественное мнение, не соответствующее ожиданиям», задача «обратной связи» сводится к его коррекции. Демонстрация других результатов телефонных опросов, голосований, фильтрация звонков в студию, интервью выборочными людьми «с улицы» и т.п. Цель этих действий посеять сомнения у человека, имеющего иное мнение и сформировать психологическую установку неправильно думающей «белой вороны».

2) Прямые линии, пресс-конференции, брифинги для масс-медиа, ответы на вопросы журналистов, фильмы-интервью.

Вопросы обычно подбираются исходя из результатов соц. исследований. Они должны отражать актуальные социальные проблемы, волнующие широкие массы людей и формировать благоприятный имидж отвечающего. Чаще всего вопросы и темы вопросов отрепетированы заранее, а на не отрепетированные вопросы позволяет не отвечать формат проводимого мероприятия, который не предполагает дискуссии. Поэтому можно подменить заданный вопрос похожим на него своим и отвечать уже на легкий свой вопрос.

3) Ответы на вопросы в рабочих поездках со случайными людьми, разговоры со «случайными прохожими» на улице. Целью является показать, что любой человек может поговорить с президентом, а президент поможет и все изменит, и ты сможешь. Но на деле оказывается, что люди и вопросы не случайные.

В ютубе мы голосуем лайком/дизом, в социальных сетях мы блокируем информацию, в защиту точки зрения, которая противоречит нашей собственной. В этих случаях срабатывает психологический защитный механизм, который поддерживает в человеке состояние внутреннего равновесия, уверенности в своей правоте.

Но правота — это чувство, на которое можно влиять. Дозируя человеку новую информацию, которая укладывается в его картину мира можно создать иллюзию, в которой человек думая, что выработал «собственную позицию», попадает под влияние другой идеологической системы. Пропаганда обречена на провал только тогда, когда она внешне похожа на пропаганду.

бороться: Понимать, что большинство отражает только популярность мнения, но не является носителем истины. Ошибка большинства не редкость.

Суть: за счет авторитета источника поднять вес новости.

Ссылка на авторитетный религиозный/политический/научный источник либо на конкретного человека, который вызывает у нас доверие, придает информации большую значимость. Чаще всего производится цитирование документов, оценки экспертов, свидетельские отчеты, вырванные из контекста и смонтированные определенным образом фразы. Либо прямой обман через подкуп авторитета. Авторитет, при поддержке слабого, делится с ним властью и в случае, если слабый обманул ожидания, то авторитет поддерживающего падает.

Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили. »,«Доктора рекомендуют. », «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает. », «В политических кругах говорят…»,«Есть инфа от знающего человека… ».

Пример создания авторитета для конкретной аудитории: «Ваши лидеры с нами, вы присоединитесь к ним? Вы поддержите нас? Германская революция начинается сегодня» – Адольф Гитлер.

При нулевом или отрицательном весе утверждения за счет авторитета общий вес новости увеличивается.

Авторитет легко создать, если сильно сузить область знания и тут же показать, рассказать про все его заслуги, что только этот человек единственный на земле действительно разбирается в вопросе обсуждения. Политики любят поднимать свой авторитет за счет артистов.

Суть: К «не человеку» применима любая агрессия, вплоть до смерти.

Суть: найти «правильного» очевидца или смонтировать нужный смысловой ряд.
Если опросить достаточно много очевидцев, то по закону больших чисел найдется 1 с нужной идеологической позицией. Если очевидцев не много, то нужный смысловой ряд разговора можно сформировать монтажом, задавая один вопрос, а подставляя в видео картинку с другим ответом.

Суть: Желаемое положение вещей подается как свершившийся факт.

— «Оппозиция не может договориться»

— «Поддержка президента стремительно растет»

Основан прием на использовании стереотипов «Дыма без огня не бывает». Срабатывает эффект спирали молчания суть, которого в том, что человек с меньшей вероятностью выскажет своё мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится стать изгоем. Такие сообщения могут подкрепляться «ссылкой на авторитет»

Суть: Смотрите сами что там происходит, а мы объясним, что вам нужно увидеть.

Эффект «как бы» присутствия — это имитация «реальности», которая используется в «репортажах с мест боев» фабрикуя съемку «задержания террористов». Цель – получить правдоподобную картинку, а когда картинка смонтирована, растиражирована и дано простое объяснение того, что на ней происходит в виде «официальной версии», то нет оснований сомневаться в происходящем.

Этот прием использует и реклама. Специально инсценируются некоторые события, которые мало вероятны в реальности. Например, продажи одного стирального порошка резко выросли после того, как реклама показала, что без него из стиральной машины хлещет вода.

бороться: проверить информацию по нескольким независимым источникам

Суть: обесценить наиболее важную информацию и снизить её вес в новости.

«Будничный», или «обыденный» рассказ используется, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание содержания.

Если нужно приручить людей к насилию, то телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, сообщает ежедневно о самых тяжких преступлениях явно преуменьшая их значимость. Через время наступает психологический эффект привыкания.

Прием активно применяют при освещении массовых акций протеста, действий оппозиции, забастовок и т.д., например, происходит многотысячная демонстрация противников действующего режима, которая разгоняется ОМОНом с помощью дубинок и слезоточивого газа. Жестоко избиваются участвующие в ней женщины и старики, лидеры политической оппозиции арестовываются. На следующий день будничным и деловым тоном, без эмоций, нам рассказывают, что накануне была проведена очередная акция протеста, органы правопорядка работали отлично, но вынуждены были применить силу, арестовано столько-то нарушителей общественного спокойствия, против которых возбуждены уголовные дела «в соответствии с действующим законодательством» и т.п.

Суть: создать сходство со своими преследователями до степени смешения.

В пример можно привести опыт ЦРУ периода 70-е годов. Когда эту организацию стали уличать в терроризме, убийствах, взрывах, свержении правительств, наркобизнесе, агентурных провалах, то ЦРУ побежали впереди разоблачителей и стали так рьяно себя разоблачать, что сами разоблачители их еле успокоили.

Прием используется и для дискредитации, когда виновные, чувствуя свой провал, первыми поднимают крик и направляют гнев народа в другую сторону.

бороться: четко указать на отличия неприемлемые для другой стороны. Т.е. если воруют, то, где лица, фамилии и сотни уголовных дел?

Суть: Создать поток второстепенных сообщений для сокрытия главного.

Метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Чаще всего забалтывание осуществляется усложнением, присоединением к факту имиджа «не простого вопроса» и перескакиванием с темы на тему.

В социальных сетях и поисковых системах при создании дополнительного шума по выбранной теме основная новость уходит на 2-3 страницу поисковой выдаче, а на первых местах остаются только искусственно созданные второстепенные сообщения.

Говорить только о том, что политически полезно и цензурируя все, что политически вредно.

Бороться с противником можно восхваляя его к месту и не к месту, то есть используя сарказм. Сарказм – это скрытая форма агрессии. Авторов трудно уличить в намеренной дискредитации, так как формально они прилагают все усилия для восхваления.

Суть: Лишить оппонента возможности публично высказывать свою позицию.

Инфоблокада строится на информационном доминировании. Соответственно выиграть в таком батле становится очень легко, если перед его началом противнику отрезать язык.

Поясню. Если хочешь сделать что-то плохое, о чем никто никогда не узнает есть 2 подхода:

1- подход назовем западный. Это подход спецслужб. Суть которого в том, что нужно придумать простую правдоподобную историю, которая всё объяснит, то есть «официальную версию». Если официальная версия частично опровергается, то используется «план Б», В, Г и.т.д.

Этот способ требует больших умственных затрат и таланта. Им пользуются те, кто боится раскрытия правды в случае использования 1 подхода, так как полученный ущерб может быть значительно больше полученных выгод.

Достигается инфоблокада созданием имиджа факта:

2. Замалчиванием либо избирательным использованием визуальных средств.
Например, на экране отсутствует кровь и увечья. Ближние или дальние планы не дают оценить фактический масштаб события. Показывать маргиналов, которые делают не верный выбор и нормального человека, который делает выбор верный.

3. Контролем единства интерпретации событий.
Интерпретации, отличающиеся от официальной версии, называются не состоятельными.

4. Ограничением выбора.
Когда выбор сводится к одному из одного, то особенно и не повыбираешь. Представьте, что в магазине лежит одна морская капуста и все. И завтра тоже так и каждый день везде теперь так. Когда нет выбора то купишь и её. Так же и с президентом.

5. Использованием интонаций.
Сообщение может выглядеть объективным и не содержать одобрения или неодобрения, но интонация, многозначительные паузы дадут однозначное понимание редакторского мнения. Эффекта можно достигнуть «двусторонними сообщениями», которые содержат аргументы за и против определенной позиции, которые упреждают аргументы оппонента, при этом больше критикуя не нужную позицию и подбирая факты усиления или ослабления позиции, для сравнения их между собой.

Информационная блокада широко используется в экономике и маркетинге. В маркетинге в большей степени это происходит накруткой положительных отзывов и сокрытием от клиента возможных негативных последствий приобретения продукта. В экономике примером могут быть банковские махинации, микрозаймы, финансовые пирамиды.

бороться: Для прорыва блокады используют приемы эмоционального давления исходя из роли жертвы. Жесты отчаяния в следствии обмана, голодовки, самосожжение. Роль жертвы – сильная роль, её нужно уметь правильно эксплуатировать.

Суть: Приписать врагу цитаты, которых он не говорил.

Это может быть цитатой, вырванной из контекста или переносом значения одного слова на другое. Либо выдумыванием цитаты и её массовым распространением.
Пример:
Едешь на автобусе, а напротив сидит дед. И вдруг дед на весь салон пердит, после чего смотря на тебя так же громко говорит: «Вали все на меня, я старый, мне позволительно» И все! Весь автобус уверен, что это ты.

Суть: излишняя отрицательная либо положительная оценка событий формирует у аудитории противоположное мнение.

Организовывая тотальную травлю своего оппонента, его «забивают» до такой степени, что в итоге тот начинает вызывать жалость и симпатию у аудитории. В этом случае жертве имеет смысл поддерживать роль агрессора и навязывать ему эту роль, драматизируя, чтобы получать нужный эффект. Но и перебарщивать не стоит, так как чужое горе быстро утомляет.

Так же перенасыщенность эфира рекламой кандидата начинает вызывать раздражение аудитории.

Похожие обратные эффекты (например, эффект Барбары Стрейзанд) иногда наблюдается, если власти решают бороться с негативными слухами или цензурировать информацию в интернете.

Суть: Кто первый тот и прав.

Еще называют эффект первого впечатления, который основан на ошибке чувственно-эмоционального познания: при поступлении противоречивой информации (проверить которую невозможно) мы склонны доверять той, что поступила первой. Изменить уже сформировавшееся мнение труднее. Первое сообщение о том или ином факте, событии оказывает более сильное воздействие на аудиторию, чем последующие поэтому важно быть первым. Источник информации, первым сообщающий о значимых событиях, становится более привлекательным для аудитории. Это способствует формированию и закреплению предпочтения к данному источнику.

Слово «новость» по сути значит любую новую информацию, которую мы узнали. Новая информация обычно более ценна, так как тот, кто её знает имеет преимущество над тем, кто её не знает. Люди лучше реагируют, запоминают и передают «яркие» образы поэтому без приукрашиваний рассказы менее интересны. Хороший рассказ обсуждают, а то, что обсуждают становится повесткой дня, и как мы уже разобрались, тот кто создает повестку дня тот и управляет.

В силу этого принципа сегодня каждое СМИ стремится первым донести свою версию событий до аудитории, констатируя и создавая имидж фактам, а, чтобы стать первым среди равных приходится додумывать некоторые ожидаемые вероятные события, но если эта вероятность не оправдывается, а материал опубликован, то новость становится фейком. (сми поспешили). Кроме возникающих из-за этого проблем распространения непроверенной, вредоносной информации есть и другой побочный эффект. Например, освещая протестные акции могут помогать властям координировать действия и использовать видеоматериалы против протестующих. бороться: задавать себе вопрос от какого источника я это знаю?

Суть: 80% времени помогать стороне противника, освещая важные для противника вопросы, чтобы за счет набранного имиджа в нужный момент на оставшиеся 20% давать максимально эффективную дезинформацию.

Все вы наверняка знакомы с принципом Парето. На основе этого принципа работают дипломаты (напр. Сергей Лавров) и умные пропагандисты (напр. Владимир Познер, Александр Венедиктов) и псевдолибералы (Григорий Явлинский). 80% времени они кажутся своими, но в нужный момент они сосредоточат все свои силы чтобы донести вредную идею до максимального количества своих слушателей. Это всегда «свой среди чужих и чужой среди своих». Они играют по правилам морали и когда их обман раскрыт, то они извиняются, говоря о том что запутались и просят их простить, но в нужный момент по указке начальника, как роботы, повторяют то, что требуется.

Суть: Если что-то кажется знакомым, человек предполагает, что это правильно.

Проверить это можно экспериментом.

Попросите своего друга(подругу) закрыть глаза и создать некоторый образ в голове, попросите подробно описать его, дать ему необычное имя или название. Спустя время попросите его еще раз закрыть глаза, скажите ему это вымышленное имя и спросите, что появилось у него перед глазами. Теперь друг не придумывает образ, а вспоминает существующий. Так делают и СМИ.

Суть: Отбежав на 50 метров смеяться над отбежавшими на 100 метров. Или сидя по уши в дерьме смеяться над теми, кто вляпался.

На примере пропаганды образа жизни в других странах: А в гейропе желтые жилеты и беспорядки, а в Америке полиция негров убивает. Или тупые американцы (Ну тупые) – коронная фраза сатирика Михаила Задорнова, который регулярно в своих монологах высмеивал нелепые законы США или необразованность части населения.

Суть: отождествление разных или не связанных между собой событий или явлений на основе 1 общего свойства(признака), тем самым доказывая их идентичность. Или перенос смысла одного явления на другое.

Мы как-то с женой придумали игру, в метафоры, в которой нужно было придумать варианты как связать 2 любых понятия по какому-то признаку или свойству.

В итоге мы выяснили что всегда можно найти хотя бы 1 вариант как связать 2 любых понятия напрямую, а если добавить в цепочку еще 1-2 промежуточных понятия, то количество вариантов связей устремляется в бесконечность.

Как бороться: использовать логику при подобных построениях, настороженно (предвзято) относиться к любым аналогиям, проверять их.

Суть: Логическая ошибка, при которой аргумент опровергается путем дескредитации лица, приводящего аргумент, вместо опровержения самого аргумента.

1) Прямая критика личности или оскорбление оппонента (что называется переход на личности)

2) Объяснение точки зрения оппонента его личными обстоятельствами

3) Указание на то, что оппонент сам действует вопреки своему же аргументу

Суть: построение выводов о частных особенностях на основе общего впечатления.

2. Человека, добившегося весомых успехов в какой- то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других делах. Многочисленные факты доказывают обратное.

Как бороться: Получать информацию используя несколько независимых источников. Понимать, что рядом могут оказаться по принуждению и что успех в конкретной области спустя время может быть невоспроизводим даже в той же области и не даёт гарантий в другой.

Суть: первичная публикация нескольких резонансных сообщений среди целевой аудитории, для тестирования реакции. И дальнейшая раскрутка наиболее резонансных сообщений их получателями, с целью захвата повестки дня.

Чаще всего такие кампании кратковременные и готовятся ближе к выборам или каким-то общественно значимым событиям. Вирус запустить сложно, поэтому готовится сразу много различных сообщений и отсеиваются получившие наибольший отклик. Пример: вирусные ролики, призывающие идти на выборы, — про «гея на передержке».

бороться: Понимать, что публикация в СМИ недостаточный повод для действий.

Суть: С помощью контента, выходящего за пределы этических норм создать определенный имидж или основание для последующих действий.

Суть: если вас торопят, то вас пытаются обмануть.

Благодаря Канеману мы знаем, что в психике человека работают две условных системы: Система 1: срабатывает быстро, автоматически и без усилий, не давая ощущения намеренного контроля. Система 2: выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, сложных вычислений, логических и статистических выводов. Пока мы бодрствуем, работают обе системы: первая — автоматически, а вторая — находится в комфортном режиме минимальных усилий. Манипуляция достигает успеха, когда она работает с быстрой системой и не даёт успеть подключиться медленной. бороться: Если вам говорят: «сейчас или никогда» то выбирайте никогда.

Суть: Мелочь важнее главного

Наиболее важные факты сообщения обесцениваются за счет того, что наименее значимые подаются как важные. Понять механизм можно на примере анекдота. О прошедшем митинге: «Хорошо вооруженные пластиковым стаканчиком Москвичи, вышедшие на несогласованный митинг, напали на мирно гуляющих в полной броне-амуниции солдат Росгвардии. Солдаты получили тяжелейшие моральные травмы, а Москвичи отделались штрафчиками, легкими переломами и незначительными тюремными сроками.

бороться: Возвращать попытки смещения акцентов в исходное состояние и добиваться подтверждения фиксации состояния.

Суть: контролируемый вброс информации для нейтрализации бурной критики предстоящего непопулярного решения.

Если будущий конфликт неизбежен, то необходимо опередить действия противника для того, чтобы понести минимальные потери. Дозирование информации помогает «выпустить пар» недовольных и не дать противнику изменить баланс сил в свою пользу. По итогу протестная активность размывается и к нужному времени глохнет.

Суть: воспользоваться тенью яркого события в своих целях, пока оно в центре внимания людей.

Сильным отвлекающим действием обладают громкие убийства, катастрофы, террористические акты, скандалы, происшествия, праздничные даты. Кроме того это могут быть и пустые инфовбросы, муссирующие откровенную глупость или несправедливость. Пока внимание общественности занято ярким событием политики пытаются получать максимальную выгоду от этих событий и, например принимают нужные им законы, которые чаще всего ухудшают жизнь граждан, производят кадровые перестановки, чтоб правильные люди оказались на нужных местах. «Постоянно отвлекайте внимание граждан от настоящих социальных проблем, держа их в плену вопросов, не имеющих реального значения. Общество должно быть занятым, занятым и занятым, оно никогда не должно думать: прямо с поля — в загон, к другим животным» Ноам Хомски

бороться: Наблюдать за недооцененными публикациями и склеивать происшествие с действия конкретных людей.

Суть: борьба за настоящее, которая нужна, чтоб человек поменял свою картину мира о прошлом для того, чтобы достигнуть желаемой цели в будущем.

Умершие не могут возразить. История переписывается ради получения выгоды в настоящем и будущем. Массмедиа распространяют культуру и желаемое виденье ситуации определенной стороны при помощи кино, сериалов, игр и.т.д. по всему миру. Нежелательные факты о своей стране со сменой поколений затираются, создавая взамен новые. Сформировав определенный этический образ проще объяснять всему миру обоснованность непопулярных решений и перекладывать ответственность за собственные действия на своего врага. (жертва сама виновата)

На формирование мнения большой эффект оказывают циркулирующие в обществе мифы, слухи и сплетни. Эффективное информационное воздействие на человека осуществляется лучше через сарафанное радио, т.е. значимых для него, знакомых ему авторитетных людей («лидеров мнения») — трансляторов мнений и слухов.

В свою очередь мнения и слухи лучше всего расходятся, если превратить их в интересный сюжет (сплетню, анекдот, мем, сценарий, миф).

В погоне за вниманием, кликами и лайками люди готовы распространять все что кажется интересным. Чтобы сформировать мнение широкой аудитории по какому-либо вопросу, достаточно 1 интересного сообщения чтобы 10% ее членов — лидеров мнения перетранслировали сообщение на своих подписчиков.

Суть: Используются для упрощения картины происходящего, разделяя людей по признакам принадлежности к каким либо группам. Преобладающие в российских СМИ ярлыки или классификаторы обычно отражают общее направление информационной политики.

Целью акции являются: дестабилизация ситуации в стране; создание отрицательного имиджа нашего государства в мире

Государственные органы: предлагают решить вопрос цивилизованным способом; демонстрируют готовность к конструктивному диалогу;

Правоохранительные структуры: неукоснительно соблюдают требования закона; действуют адекватно ситуации; мужественно противостоят деструктивным силам и антигосударственным элементам

Простые граждане: не поддерживают акцию; осуждают зачинщиков массовых беспорядков; проявляют понимание и одобряют действия главы государства во время кризисной ситуации

Многократного повторяя некоторое опровержение, например: человек начиная с «Многократно об этом уже говорил и еще раз повторю. Я не собираюсь:» и дальше идет перечисление того, что он в действительности сделать намерен. Поднять пенсионный возраст, менять конституцию, держаться за власть синими омертвевшими руками и так далее.

Чтоб направить внимание в нужную сторону нужно создать проблему, а потом предложить единственно верное и самое лучшее решение. Например, создать некоторый прецедент (террористическая угроза, майдан) для ограничения свобод. Либо переориентировать агрессию с одного (недовольство властями) на другое (опасность заражения; терроризма).

Суть: противопоставление «мы – они»

В формальной логике дихотомия — это закон исключенного третьего. Т.е. деление объема какого-либо понятия на два взаимоисключающих класса. Например, объем понятия «цвет» можно поделить на классы «белый» и «не белый». Противопоставление «белый» и «черный» уже не будет дихотомией, потому что помимо черного, есть другие не белые цвета.

«Мы выживем, вот что они говорили нам. Они имели ввиду, что они выживут»- Гитлер

«Мы попадем в рай, а они — просто сдохнут» – Владимир Путин

Суть: показное одобрение провоцирует и одобрение реальное.

Суть: влияние за счет структуризации текста, когда позитивное сообщение дается между негативным предисловием и негативным заключением.

При таком структурировании событий объективность формально соблюдена, но эффект «ненужных» сообщений уменьшен. Обратным к предыдущему является т.н. «Сахарный сэндвич». Негативное сообщение маскируется положительным вступлением и положительным заключением.

Или «тест городской площади» заключается в том, что если человек — представитель какого-либо общества, может выйти в центр городской площади и открыто выразить свои взгляды, не опасаясь наказания, то такое общество является свободным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *