Прометей в чем смысл
Прометей: В бесконечных поисках Создателя…
Несмотря на кое-какие глуповатые моменты фильм мне очень понравился. Есть в нем что-то такое, что дает повод серьезно задуматься. Потому без долгого предисловия сразу перейду к делу. Для начала несколько слов о сюжете.
Межзвездная экспедиция
Начинается все на берегу огромной реки. Человек громадного роста стоит на обрыве и пьет какую-то жидкость. После чего в его теле происходят необычные изменения, оно полностью разрушается и гигант погибает. Затем действие перемещается в будущее в 2089 год. В горной местности исследователи находят нечто необычное. В пещере на скале они видят наскальный рисунок, который дает толчок для межзвездной экспедиции.
Спустя еще несколько лет в 2093 году корабль «Прометей» летит в космическом пространстве. Его команда спит и только биоробот Дэвид бодрствует. Время свое он проводит с пользой: занимается спортом, изучает иностранные языки и считывает воспоминания главной героини. Именно эти воспоминания и дают ему возможность поближе узнать Элизабет Шоу.
Но вот приходит время всем просыпаться и только теперь члены команды могут узнать, куда они летят, зачем и кто за этим стоит. Экспедицию финансирует большая компания, а летят они в далекую звездную систему на единственную планету, которая пригодна для жизни. Это та самая планета, которая много раз повторяется в рисунках разных народов.
Один из таких рисунков и нашли наши ученые в той самой пещере. По словам докторов Шоу и Холлоуэй, на этой планете живут гиганты, Создатели людей. И наши герои таки найдут своих прародителей, вот только встреча эта будет совсем не радостной.
Кто послал экспедицию?
Питер Вэйланд – такой себе богатый старикан, который мечтает о бессмертной жизни. О Дэвиде он отзывается с теплотой, называет почти своим сыном, и тут же пренебрежительно замечает, что тот не может оценить многих вещей, ибо не имеет души.
Дэвид слушает все это не моргнув глазом. Хотя мне кажется, уже на тот момент, Дэвид понимал, о чем идет речь. И кстати, Вэйланд перед смертью подтверждает, что не у всех есть шанс к бессмертию даже после смерти. не потому, что нет послесмертного существования, а потому что некоторые и вправду растворяются в небытие. А почему это уже другой вопрос.
Они знали, на что идут…
Капитан. Хоть у него и незначительная роль в этой истории, но она одна из самых главных. Он такой себе весельчак, заботится о членах команды. Но когда речь зашла о жизни и смерти, он без колебаний выбрал второй вариант. Мне кажется, он поступил бы так, даже если бы на борту была вся команда в сборе.
Ни малейших сомнений, никакого страха, только четкая уверенность в том, что он не может позволить какой-то заразе уничтожить Землю. Да и его помощники-пилоты оказались настоящими героями. Не особо размышляя, тут же ринулись в бой. Наверное, в такие команды подбирают если не смертников, но что-то около того.
Аналогично поступил и Чарли Холлоуэй. Понимая, что внутри него сидит и развивается какая-то зараза, он предпочел умереть. Хотя доктор Шоу была сильно против. И да, сама Шоу совсем не рада своей беременности. Хотя еще несколько часов назад сожалела, что не способна забеременеть. Но родить неведому зверушку? Одного я не поняла, зачем Дэвид снял с нее крестик?
Слишком умный робот
Дэвид – робот-андроид с высоким интеллектом. Наверное, слишком высоким, ибо он действует сам по себе и следует не только предписаниям людей, но и своим собственным. Понравился эпизод, в котором Чарли спрашивает, зачем Дэвиду скафандр, ведь он даже не дышит. На что тот отвечает, если он будет ходить без скафандра, то люди будут чувствовать себя некомфортно.
Дэвид в исполнении Майкла Фассбендера, конечно же, красавчик. После новых «Людей Х» я вообще очень трепетно отношусь к этому актеру. Собственно, именно Дэвид притащил заразу на борт корабля и заразил Чарли. Последнего кстати, играет Логан Маршалл-Грин из недавнего фильма «Апгрейд». Зачем ему это было нужно? Скорее всего, чистое любопытство.
Свобода нужна всем…
Вообще, сущность Дэвида раскрывается в его диалоге с Шоу. Она спрашивает, что с ним будет, если некому будет его программировать? На что андроид со свойственным ему бесстрастием отвечает: я стану свободным. И добавляет: с другой стороны, все дети хотят, чтобы их родители умерли.
То есть, Дэвид видимо, давно задумывался над тем, как освободиться от своих хозяев. И самое интересное, что являясь нестареющим и относительно бессмертным, он вполне мог дождаться того момента, когда его некому будет контролировать. И да, ему это удалось даже раньше, но об этом расскажет уже второй фильм «Чужой: Завет».
Гиганты и их роль
А теперь гиганты. Высшая раса с высокими технологиями. Их ДНК и вправду очень похоже на наше. Не исключено, что мы произошли от них. Но что означает эпизод в начале? Видимо, гигант растворился, чтобы создать нашу жизнь.
Что же это была за дрянь, которая заставила их бежать как от огня? Зачем они ее создали? Чем не угодило человечество, что они решили его уничтожить? Если бы не команда «Прометея», если бы они не зашли в тот законсервированный зал, если бы от их присутствия не изменилась атмосфера в той таинственной лаборатории, зараза спала бы себе до скончания веков.
А вот пульт управления кораблем – это нечто. Управление при помощи звуков, вот это технологии, нам такие и не снились. Я, правда, не поняла, что за голограммы, которые сохраняют и отражают события прошлого много лет, видимо, сотен, а может и тысяч спустя.
Пора задуматься…
Собственно, эта фантастическая идея о том, что мы произошли от этих гигантов, вполне может быть правдивой. Ну, вы же в курсе, что обезьяны совсем не наши предки. Более того, по всей вероятности, все с точностью до наоборот. Это обезьяны – потомки людей. Не нас, конечно, но явно человеческой расы, которая умудрилась полностью деградировать.
Мы точно произошли от каких-то пришельцев, остается вопрос – от каких и почему от нас все это так хорошо скрывают. Увы, судя по фильму мы, люди, чем-то сильно провинились перед Создателями. Потому-то они и решили очистить планету. И это хорошее предупреждение для нас. Пора задуматься…
И еще один диалог между Дэвидом и Чарли. Андроид пытается понять, зачем люди хотят узнать, кто и зачем их создал. Потому спрашивает: «а зачем вы, люди, создали меня?». Ответ: «потому, что могли». И шедевральная обратка от Дэвида: «наверное, вы будете разочарованы, если услышите это от своих Создателей».
Чужие наши братья?
В общем, фильм явно содержит больше, чем показывает основная картинка. Ну, или его создатели хотели показать нечто большее, чем можно догадаться с первого просмотра. Но таки да, те самые чужие, о которых сняли целую серию фильмов, судя по кино, являются нашими братьями. Если не по разуму и крови, то по ДНК точно.
Ибо первый чужой родился из тела гиганта, а они являются нашими прародителями. Так что, у нас с этими черными и склизкими существами гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Хотя праматерью чужих должна была стать Элизабет Шоу, к счастью, она от такой чести отказалась. А напоследок интересное видео, которое объясняет смысл фильма.
Смысл фильма «Прометей» 2012
Странный человек выпивает неизвестную чёрную жидкость и распадается на атомы, смешавшиеся с водой и цепочкой ДНК человека. Учёные находят в пещере карту неба с изображением Создателей и хотят найти их.
На космическом корабле «Прометей» андроид Дэвид учится и подсматривает в сны людей, нанятых Мэридит Виккерс. «Прометей» прибывает к месту назначения, и Дэвид выводит людей из сна, который длился 2 года. Мэридит показывает запись обращения Вэйланда, объясняющего цель экспедиции. Он утверждает, что хочет найти Создателей. Элизабет Шоу и Холлоуэй рассказывают коллегам подробности цели путешествия.
Учёные высаживаются на планете с небольшим содержанием кислорода. В пещере исследователи находят воздух, которым можно дышать, и воду. Странные видения ждут людей в загадочном месте, и жуткая находка — голова Создателя. Они находят сосуды с чёрной жидкостью органического происхождения. Голова доставлена на «Прометей», а хитрый андроид прихватил и сосуд со странным веществом. В пещере остаются двое участников экспедиции. Доктор Шоу исследует находку и выясняет, что это шлем, под которым прячется голова Создателя. В ходе эксперимента она открывает глаза, но взрывается, значит, Создатели смертны.
Пока учёные исследуют ДНК головы, коварный андроид изучает чёрную жидкость и подмешивает её в питье Холлоуэя. Элизабет Шоу делится с Холлоуэем своим открытием-люди произошли от Создателей. Между ними начинается роман. Оставшиеся в пещере находят сосуды и наблюдают рождение странного существа, которое нападает на них. Другие члены экспедиции беспокоятся о том, что их коллеги не выходят на связь и отправляются их искать. Дэвид обнаруживает огромное количество уже известных сосудов. А учёные находят погибших товарищей. Холлоуэй болен, группа торопится вернуться на корабль. Андроид наблюдает видения, которые открывают тайны Создателей.
Создатель намерен завершить миссию и хочет повести свой корабль к Земле. Мэридит покидает «Прометей», а капитан уничтожает корабль Создателя ценой собственной жизни. Погибает Мэридит Виккерс, раздавленная обломками. Элизабет выжила, и ей удалось забраться внутрь «Прометея». Создатель пробирается на корабль, где его уничтожает созданное им чудовище. А андроид просит Элизабет помочь ему в обмен на возможность вернуться на Землю. Но она хочет попасть на планету Создателей, чтобы узнать, почему они хотели уничтожить людей, а потом изменили планы.
Погибли все, кто был на «Прометее», остались Элизабет Шоу и андроид Дэвид. Они улетают на поиски на корабле Создателей, а из тела одного из них рождается жуткое чудовище.
Скрытый смысл фильма Прометей 
Смысл фильма «Прометей» в том, что люди сделают все, для поиска своих ответов. По-детски трогательная Элизабет Шоу ищет Рай, которого не смогла найти на Земле. Она жаждет счастья, покоя и ждёт, что Создатели дадут ей всё это, а заодно и расскажут о жизни. Элизабет желает понять, как устроен мир, но её хрупкость и ранимость исчезает после перенесённых страданий и испытаний. Вэйланд — фанатик своей идеи, ему необходимо признание, для этого он готов на многое. Вэйланд жаждет свободы и вечной жизни, и верит, что Создатели предоставят ему эту свободу. Холлоуэй уверенно отметает все религии. Вера людей в богов вызывает в нём беспокойство. Цель Холлоуэя проста-уничтожить Создателей, возможно, не физически, а нравственно. Ему нужна свобода. Хитрый андроид по имени Дэвид, выполняющий указания Вэйланда, давно хочет увидеть бессмертных, считая, что равен им. Мэридит, нелюбимая дочь Вэйланда, ревнует Дэвида к отцу и хочет доказать, что многое может.
Объяснение фильма в том, что все участники экспедиции перестали видеть смысл жизни и решили обратиться за объяснениями и помощью к Высшим силам. Люди с опустошённой душой стремятся заполнить её чем-нибудь, и получить ответ на главный вопрос. Они готовы прийти к истинной вере, или отвергнуть её. Отчаявшаяся команда искала утешения у Высших сил, шла к ним, но увидела, что Создатели бывают не только хорошими. За своё любопытство эти люди заплатили жизнью. Но подобно Прометею, они спасли других людей от гибели, ведь целью Создателей было уничтожение планеты, созданной ими ради эксперимента.
Смысл концовки Прометей
В конце фильма на корабле остаются двое-человек и андроид, и в этом виден намёк на возможный сценарий нового этапа в истории человечества-возможные дети человека и робота создадут новых существ, с чувствами обычных людей и возможностями роботов.
Есть и ещё версии — женское начало победило мужское, добро победило зло, человек с душой одержал победу над бездушной машиной.
Напишите в комментариях свои предположения и теории, о чем и какой смысл фильма «Прометей». Мы с нетерпением будем ждать!
Большие вопросы
Урок киноанатомии от EMPIRE: публичное вскрытие мифологии «Прометея»
Кадр из фильма
«Это самопожертвование», – подтвердил Ридли Скотт, комментируя версию, по которой Инженер выпил черную жидкость, разрушившую его изнутри и «засеявшую» его ДНК, чтобы запустить процесс зарождения жизни. Поступок Инженера, по словам Скотта, «равен, по сути, акту творения».
Кадр из фильма
Это Земля?
Да. И нет. В книге «»Прометей«: искусство фильма» сценарист Деймон Линделоф задается вопросом: «Что, если к зарождению жизни на Земле причастны инопланетяне?» Сам Скотт не скрывает, что вдохновлялся теориями Эриха фон Деникена. Однако недавно Скотт заметил: «Это могла быть какая угодно планета. Инженер просто выполняет функции садовника в космосе».
Кадр из фильма
Значит, Инженеры не раз посещали нашу планету на протяжении земной истории?
По словам Скотта, после первоначального сева «эмиссары» бывали на Земле неоднократно. В книге «»Прометей«: искусство фильма» художник-постановщик Артур Макс пишет, что Инженеры, поклоняясь гигантской голове, поклонялись самим себе: «Играя роль Бога во вселенной, они много раз прилетали на Землю и проводили генетическое обновление людей – как нашей физиологии, так и нашего интеллекта».
Кадр из фильма
Зачем Инженерам оставлять на Земле намеки на то, как долететь до далекого храма, ну или «склада с оружием»?
Это непонятно. Но с последнего визита эмиссаров прошло 2000 лет, и за это время предназначенный для приема гостей развлекательный центр вполне мог превратиться в обширный храм смерти.
Получается, что «приглашение» было аннулировано?
Это если считать, что людей куда-то приглашали; Шоу (Нуми Рапас) не слишком склонна верить своим находкам. Согласно другой теории, оставленные на Земле карты – это своего рода система оповещения Инженеров о том, что человечество достигло стадии межзвездных перелетов. Примерно как в фильме «2001 год: Космическая одиссея».
Что на уме у Дэвида? Он всего лишь слуга Вэйланда или у него есть собственные мотивы?
Линделоф предполагает, что Дэвид – главным образом марионетка Вэйланда, но внутри этой машины может иметься нечто вроде души, на что намекает игра Майкла Фассбендера. Поэтому Дэвид – самый интересный герой фильма.
Кадр из фильма
Не Дэвид ли выбирает Землю как цель карательной экспедиции, поместив ее голограмму на пульт управления?
Вряд ли, хотя в реплике «иногда для того, чтобы сотворить, нужно уничтожить» кроется мучительная двусмысленность. Скотт ясно дал понять, что уничтожить Землю решили сами Инженеры. Посчитали нужным…
Если Шоу – археолог, откуда она знает столько всего о вскрытии (в сцене с изучением головы Инженера)?
Она не простой археолог, а космический. Из будущего.
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Какое значение имеет фреска, на которой изображены напоминающее Чужого создание и Инженер, который вроде как рожает?
Предполагаем, что появление на фреске Чужого – это всего лишь «дань Гигеру и его изображениям Чужих, без которых фильма не было бы. Герои смотрят на фреску и коротко обсуждают ее. Но что на ней изображено – непонятно». Появившаяся в Интернете теория (за авторством ЖЖ-юзера Cavalorn) гласит, что на фреске изображены созидательная (Инженер «порождает» мир) и разрушительная (Чужой) стороны технологии черной слизи.
Кадр из фильма
Что это за черви, которых нам показывают, когда люди входят в зал с сосудами?
Возможно, это все, что осталось от созданий, истребивших Инженеров двадцать столетий тому назад? А когда экипаж «Прометея» вновь пробудил слизь, червяки превратились в «хаммерпедов», гадких белых змеенышей.
Почему Дэвид добавил черной слизи в напиток бедного Холлоуэя (Логан Маршалл-Грин)?
По приказу Вэйланда, сообщает Линделоф. «Я мог бы побиться об заклад, – говорит он MTV.com, – что во время разговора с Вэйландом тот отдал некий приказ, заставивший Дэвида подмешать в шампанское Холлоуэя черную слизь. И можно было сказать наверняка, что вскоре после этого Холлоуэй займется сексом с Шоу».
Кадр из фильма
Почему Холлоуэй видит маленького червяка в своем глазу?
Не исключено, что это первая стадия мутации, как и большие черви в зале с сосудами. Они как раз могут быть глазными червями Инженеров, ведь те были крупнее землян.
Кадр из фильма
Как «работает» черная слизь? Первый Инженер с ее помощью породил жизнь, Файфилда (Шон Харрис) она превратила в зомби, Холлоуэй от нее заболел, его тело начало деформироваться, через Холлоуэя слизь проникла в Шоу, и внутри нее вырос похожий на кальмара монстр…
Не факт, что вся черная слизь в фильме функционирует одинаково. По уже упомянутой теории Cavalorn’а, слизь воздействует на организм по-разному в зависимости от психического и эмоционального состояния «хозяина». Инженер, будучи бесстрастным «садовником», имел власть над слизью и заставил ее творить. Ну а мы, непросвещенные люди, движимы разрушением. Любопытно, что на ранних набросках слизь превращала Файфилда в нечто, куда больше похожее на Чужого. Иначе говоря, конечная цель черной субстанции в ее разрушительном режиме – это создание Чужих из последующих фильмов. (Может быть, «ирокез» Файфилда тонко намекает на длинную голову Чужого?)
Почему на голограмме, которую включает Дэвид, Инженеры в панике бегут по коридору? Куда делось то, что их испугало?
Можно предположить, что Инженеры бежали от мутировавшей черной слизи, которая перешла в ком-то из них в разрушительный режим (см. выше). А потом… странным образом исчезла.
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Почему автоматическая медкамера предназначена для мужчин, если она установлена в спасательном модуле, принадлежащем Викерс (Шарлиз Терон), женщине?
Потому что на самом деле это медкамера не для нее, а для Питера Вэйланда. Не тупите.
Кадр из фильма
Правда ли, что Викерс – андроид (способный заниматься сексом)? Уж очень она похожа на Дэвида.
Нет, но их с Дэвидом кое-что связывает. «Между ней и этим героем есть загадочная, трудноуловимая связь, – сказала Терон нам на съемочной площадке. – Все дело в ДНК, в том, что гены Викерс были использованы, чтобы создать Дэвида». Линделоф отмечает, что физическое сходство между Викерс и Дэвидом – вовсе не совпадение. «Разве можно придумать лучший способ унизить дочь, чем создать ее аналог мужского пола?»
Зачем Питер Вэйланд отправился на другую планету? Чтобы найти там источник вечной молодости? Или встретить «Бога»?
Ни то, ни другое. Или и то, и другое. И, поскольку Вэйланд предпочел сохранить свое присутствие на корабле в тайне, ясно, что он любит сюрпризы.
Зачем снимать Гая Пирса в роли столетнего старика, если в фильме нет сцен, в которых он молодой?
Это для нас загадка. Разве только потому, что куда более молодой Вэйланд появляется в рекламном ролике «Конференция TED 2023»? Очень может быть, что вырезанные сцены с более узнаваемым Гаем Пирсом появятся в грядущей режиссерской версии.
Если тварь в финале – это Чужой, почему он не очень-то похож на Чужих с планеты LV-426 в других фильмах серии?
Потому что это не Чужой. На съемках его называли Священником из-за того, что его голова формой напоминает митру. Есть мнение, что это предшественник Чужого, существо, которое породит Чужих в будущем. ДНК этого создания объединяет гены человека, Инженера и гигантского «трилобита» с щупальцами. На эскизах к фильму мы видим, как оно злонамеренно направляется к потерпевшему крушение кораблю…
Оккультный смысл фильма «Прометей»
Книга Бытия упоминает о присутствии на Земле существ под названием нефелим (Библия короля Иакова пользуется термином «исполины» (как и в русском синодальном переводе; прим. mixednews.ru)). Они описываются гибридами, появившимися на свет от связей человеческих женщин и «сынов Божиих».
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. (…) В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. (Быт.6:1–4 (здесь и далее – русский синодальный перевод, в оригинале цитаты взяты из Новой международной версии; прим.))
В главе 13 «Чисел» нефелимы упоминаются вновь, будучи на сей раз описанными как гигантские, сеющие разрушения существа, по виду довольно отличающиеся от обычных людей.
И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди её, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их. (Числа, 13:32-33)
Апокрифическая книга Еноха очень подробно останавливается на нефелимах и их зачинателях – стражах. Согласно этому тексту, датируемому начиная с 3 века до нашей эры, стражи были группой, образованной двумястами «сынами Божиими», ослушавшимися Бога и сошедшими на землю, чтобы родить детей от людей. Как было сказано, они обучили людей таким высокоразвитым искусствам, как металлургия, металлообработка, косметика, колдовство, астрология, астрономия и метеорология. Поскольку стражи преступили волю Бога, их также называли падшими ангелами.
Потомками стражей были нефелимы, описанные в виде гигантов, живших среди людей. В конечном итоге их присутствие на Земле стало разрушительным, и, как сказано, они поели «всё приобретение людей». С целью освобождения Земли от этих существ (вместе с людьми, которые с ними смешались) Бог сотворил Великий потоп, а для гарантированного выживания человечества предупредил Ноя, чтобы тот строил свой ковчег.
В другом древнееврейском тексте, книге Юбилеев, говорится о том, что 10 процентам лишённых телесной оболочки духов нефелим было позволено остаться на Земле после потопа в качестве демонов, чтобы попытаться сбить людей с пути перед Последним судом. Не потому ли оккультная элита так зациклена на разложении масс материальными благами и извращениями?
Так кем же были стражи и нефелим? Множество самых разных исследователей предлагали различные толкования, в том числе класс богатых людей, демонов или древней высшей расы. Последователи теории древних космонавтов полагают, что на самом деле они были пришельцами, направленными на Землю, чтобы надзирать за эволюцией человечества, отсюда их имя – «стражи» (слово watchers можно перевести также как «наблюдатели»; прим.).
Завязка сюжета «Прометея» испытала на себя сильное влияние этой теории, так как пришельцы в фильме изображены гигантскими существами, которые прилетели на Землю, чтобы создать и обучить человечество.
Экипаж в конце концов встречает одного из «Создателей», огромного инопланетянина. К несчастью, пришелец не горел желанием принять участие в дискуссии о происхождении человечества и оторвал голову андроиду Дэвиду (слева).
Открытие того, что пришельцы были частью эволюции человечества, важно не только с научной точки зрения, но и с духовной, так как потенциально может сделать многие религии абсолютно устаревшими. Все системы верований оказались бы поколеблены до самых устоев, или, по крайней мере, пересмотрены путём включения в них «инопланетной точки зрения».
Духовная дилемма
Духовный аспект космической одиссеи тонко отражён в фильме посредством различных сцен, которые ставят под вопрос уместность христианства в этом спроектированном пришельцами контексте.
В начале путешествия капитан корабля ставит рождественскую ёлку. Его начальник задаёт ему вопрос: «Это ещё что такое?» – на что капитан отвечает: «Рождество!» Факт того, что эта меняющая ход истории экспедиция имеет место во время Рождества (праздника, отмечающего рождение Иисуса Христа), придаёт ей религиозный смысл.
Элизабет, героиня фильма, гордо и демонстративно носит нательный христианский крест. Эта подвеска становится символом духовной дилеммы, возникающей в результате находок экспедиции.
Когда корабль прибывает к пункту своего назначения, экипаж обнаруживает построенное внеземной цивилизацией заброшенное здание, внутри которого находятся… мёртвые инопланетяне. После проведения опытов над одним из тел, команда понимает, что инопланетяне действительно были зачинателями человеческой жизни на Земле. Иными словами, теория древних космонавтов правильна, а существа с другой планеты на самом деле были «Создателями» человечества. Как только Элизабет подтверждает это открытие своему парню Чарли, тот немедленно спрашивает её об актуальности её крестика:
— Ладно. Теперь можешь снять крест своего отца.
— Зачем мне это делать?
— Нас же создали ОНИ?
Элизабет затем даёт ответ, достойный междометия «ух ты!»:
Поэтому она не видит противоречия между одновременной верой в христианство и теорию палеоконтакта. Она по-прежнему верит в то, что Бог – самый первый создатель всего… вот только теперь ей нужно ввести в уравнение пришельцев.
После этой глубокомысленной дискуссии Элизабетом и Чарли овладевает похоть, и между ними происходит половой акт на борту космического корабля.
До того, как Чарли посетил Элизабет в её каюте, наделённый пытливым умом робот Дэвид обманом заставляет Чарли выпить напиток, содержащий чужеродную ДНК, зная, что тот вступит в половую связь с Элизабет, а значит, она родит наполовину инопланетного ребёнка. Обратите внимание на рождественскую ёлку на заднем плане.
Пара совокупляется, не предохраняясь, и вскоре Элизабет узнаёт о том, что беременна. Она сразу же понимает, что её беременность очень и очень неправильная, ведь её ребёнок – не человек и существо в высшей степени враждебное. Учитывая то обстоятельство, что экспедиция протекает во время Рождества, Элизабет становится своего рода Антидевой Марией. Вместо того, чтобы родить Христа, она родит наполовину инопланетное существо… не отличающееся от нефилима.
По обнаружении её беременности нательный крестик Элизабет снимается и хранится отдельно, подразумевая в символической форме, что её христианская вера уже не имеет силы.
Элизабет удаётся сделать «аборт» чудовища. Затем экспедиция принимает совершенно ужасный оборот, и все кроме неё погибают. После того, как Элизабет почти опускает руки, на неё, по-видимому, снисходит прозрение, и она исполняется решимости узнать правду о пришельцах. Судя по всему, они покинули человечество уже давно и даже собирались уничтожить Землю. Что-то в человеческой эволюции, должно быть, пошло совсем не так.
В конце фильма она надевает крестик, показывая тем самым, что не утратила веру, а её искания истины имеют теперь преимущественно духовное измерение. Отныне они имеют отношение не к науке, а к базовой человеческой потребности в ответах на экзистенциальные вопросы.
Элизабет надевает свой крестик опять, полная решимости отыскать правду о внеземных Создателях.
«Прометей» и поиски просветления
В древнегреческой мифологии «Прометей» – это титан, представитель первобытной расы богов, которая предшествует олимпийцам. Он украл огонь у богов, чтобы дать его человечеству и этим поступком сделал возможным прогресс и цивилизацию. Благодаря совершению акта передачи огня (символ божественного знания) человечеству, Прометей сделался важной фигурой в мифологии школ мистерий, например, франкмасонства и розенкрейцерства, которые основаны на применении оккультных знаний ради достижения божественности.
Прометей, любимый персонаж иллюминатской элиты, наглядно изображён в Центре Рокфеллера.
Иудео-христианским эквивалентом Прометея является Люцифер, «падший ангел» великого ума, некогда любимец Бога, который затем бросил ему вызов и принёс человечеству новую форму знания. Имя «Люцифер» означает на латинском «светоносный», и именно это качество характеризует Прометея, подарившего огонь человеку. Этот «свет», как было сказано, является оккультным знанием, которому обучают в школах мистерий, потому что оно позволяет «просветлённым людям» взойти обратно к божественности.
Вышеописанная история стражей и нефелимов, судя по всему, тоже следует тому же архетипу, поскольку рассказывает о «сынах Божиих», восставших против его власти и сошедших на Землю, чтобы обучить человечество важным знаниям. Кроме того, как и Люцифер, стражи названы «падшими ангелами». Из чего таким образом видно, что между этими мифами и символизмом фильма есть сильная взаимосвязь.
В начале космического путешествия президент корпорации, финансирующей экспедицию, проводит инструктаж команды и выступает с речью о важности их миссии:
Титан Прометей хотел, чтобы люди были с богами на равных, и за это был низвергнут с Олимпа. Теперь, друзья мои, пришло время ему вернуться.
В этом фильме имя «Прометей» носит космический корабль, который везёт людей к их внеземным Создателям. Он символически представляет людей, используя «огонь» (знание), данный им для того, чтобы взойти обратно к божественности (их инопланетным творцам), опираясь на свои собственные силы. Эта метафора духовного посвящения напоминает множество мифологических сюжетов, разбросанных по всей Истории и скрывающих схожий эзотерический смысл.
В то же время, школы мистерий исходят из того, что просветление даётся не всем, а лишь немногим избранным, и этот момент был умело отражён в «Прометее». В фильме, все люди, которые оказались на борту по эгоистическим, материальным либо неискренним соображениям, погибли. Выжила лишь одна, находившаяся там ради истины и обладавшая сильной духовной верой. Такой тип повествования равнозначен иносказательным историям о духовном просветлении, гласящим, что только чистые сердцем достигнут того высшего состояния бытия.
Кроме Элизабет, выжил ещё один, нечеловеческий персонаж – андроид Дэвид.
Ближе к концу фильма Дэвиду отрывают голову, но поскольку он – робот, он по-прежнему функционирует. Элизабет забирает голову и продолжает своё путешествие, что символически означает её потребность в чистом интеллекте и технологиях для достижения просветления.
У Дэвида отличные умственные способности, что заставляет его верить в своё превосходство над своими коллегами-людьми. Несмотря на этот факт, он критически важен для исканий Элизабет – трудноуловимое сообщение о том, что трансгуманизм играет важную роль в эволюции человечества.
В конце картины Джвид не понимает, почему Элизабет так хочет продолжить поиск своих творцов. Разница в том, что у неё есть душа, а у него – нет. Именно по этой причине она надевает себе обратно крестик на шею. Её искания – не просто космическая экспедиция, это духовное странствие с целью нахождения своих истоков.
В финальной сцене фильма Элизабет решает не возвращаться обратно на Землю (олицетворяющую материальное начало и низшее «я») и продолжает поиск Создателей (олицетворяющих просветление и божественное). Её искания поэтому не окончены… и можно ждать продолжения.
В заключение
Хотя большинство кинозрителей, наверное, остались после «Прометея» с мнением о том, что это был «нормальный фильм про инопланетян», более глубокие раскопки его смысла и символизма вскрывают целый дополнительный пласт интерпретации. Черпая вдохновение из теории древних космонавтов, «Прометей» предлагает радикально переписанный вариант истории и теологии – такой, который делает человечество продуктом внеземных «боготворцов». Кинопроизведение также смешивает эти искания научных знаний с духовными и метафизическими вопросами, превращаясь в рассказ не просто о злобных пришельцах, но об извечных экзистенциальных проблемах.
Как подсказывает название фильма, история о людях, отправившихся в космос, чтобы найти тех, кто их создал, имеет скрытое эзотерическое значение, так как позволяет интерпретировать себя в качестве метафоры духовного просветления. Титан Прометей – центральная фигура в оккультных школах мистерий, архетипический персонаж «восставшего свыше», который принёс людям божественное знание – со всеми выгодами и ловушками, которые оно порождает. Оккультные тайные общества считают, что эти знания открывают путь назад в божественность. Аналогично тому, как космический корабль «Прометей» покидает Землю, чтобы найти Создателей, тайные посвящённые стремятся покинуть материальный план, чтобы достичь просвещения и «быть едиными» с Великим архитектором вселенной.
С учётом сказанного, есть ли хоть капля истины в многочисленных историях и мифах, упоминающих божественные фигуры, нисходящие свыше, чтобы передать знания человечеству? Имеют ли под собой образы Прометея, Люцифера и стражей из книги Еноха фактическую основу? Есть ли у передовых и эзотерических познаний человечества «внешний» источник? Была ли когда-то на Земле «сверхраса» нефелимоподобных, помогавших человечеству развиваться, но в итоге его развративших? Является ли это «упущенным звеном» в эволюции человечества? В этом ли причина того, почему человечеству свойственно саморазрушение и, каким-то образом, рассинхронизация с остальной планетой? Происходит ли этот внешний источник от пришельцев, как внушается в «Прометее», или от павших ангелов и (или) демонов, как написано в древних текстах? Находится ли этот внешний источник за учениями тайных обществ и за… иллюминатами?