Пролонгированное обучение что это
ППМК установила ребенку пролонгированный курс обучения по АООП вариант 6.2.Мама отказалась от пролонгации в 1 классе, т.к.не было необходимости. Имеем ли мы право пролонгировать курс обучения в 4 классе без академической задолженности.
Ответы на вопрос:
— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, а кто вы? С согласия родителей, и при согласии администрации школы, появится такое право.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Похожие вопросы
Ребёнок не усвоил программу 1 класса. Родители хотят оставить его на повторное обучение в 1 классе, но проходить ПМПК отказываются. Я кл.руководитель этого ребёнка. Как поступить в данной ситуации?
Реьенок закончил 1 класс по прогоамме 7.2. Не продублировали 1 дополнительный, а перевели сразу во 2 класс. Это правомерно? Ребенок усвоил 1 класс.
Можно ли оставить ребенка в 1 классе на повторный курс обучения без решения ПМПК?
Родитель первоклассника написал заявление на повторный год обучения в первом классе. На основании какого документа родитель написал такое заявление.? На основании каких документов школа может дать ответ на заявление?
Родители очень просят оставить ребенка на повторное обучение в 1 классе. Ребенок не усвоил материал. Школа подтверждает, что материал 1 класса не усвоен. На ПМПК родители тоже не хотят. По закону об образовании не имеем право оставить в 1 классе на повторное обучение.
Пролонгирование сроков обучения – кто принимает решение?
Продолжаем публиковать вопросы, заданные юристам РБОО «Центр лечебной педагогики» на VI Международном Форуме «Каждый ребенок достоин семьи: эффективные программы помощи», на секции «Доступ к образованию, интеграция в общество – правовые аспекты» 5 октября 2017 года.
Вопрос:
Может ли образовательная организация принимать решение о пролонгировании сроков обучения (5 или 6 лет), или это функция ПМПК?
Отвечает юрист правовой группы ЦЛП Павел Кантор:
Обучение в пролонгированные сроки может быть предусмотрено адаптированной общеобразовательной программой для обучающихся с ОВЗ, а обучающийся с ОВЗ может быть признан таковым только решением ПМПК, которая и разрабатывает для него рекомендации по созданию специальных условий (в том числе – обучение по АООП), а образовательная организация уже создает соответствующие условия, в том числе и обучение в те сроки, которые предусмотрены соответствующей АООП.
Следовательно, самостоятельно, без решения ПМПК, изменить сроки освоения программы (то есть, фактически, адаптировать программу к возможностям обучающегося) образовательная организация не может.
Категория:
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
В соответствии с п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082), заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и одновременно является основанием для создания рекомендованных в нем условий для обучения и воспитания детей. Заключение комиссии действительно в течение календарного года и является основанием создания спецусловий с момента его предоставления в образовательную организацию.
Следовательно, школа обязана начать работать по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК независимо от количества времени, оставшегося до окончания учебного года.
Школа также должна придерживаться заключения ПМПК в части пролонгированных сроков обучения – соответственно, если данная рекомендация содержится в заключении, нужно написать заявление общего характера о создании особых условий для обучения и приложить рекомендации ПМПК. Отдельного заявления о пролонгированном обучении в данном случае писать не нужно.
Важно также отметить, что в соответствии с Законом об образовании есть возможность перехода учащегося на индивидуальный учебный план, скорректированный с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка. Поэтому если речь идет не о том, чтобы именно добавить год или два (пролонгировать обучение), а о том, чтобы внутри этих 4-5-6 лет перераспределить нагрузку, то это может быть реализовано в соответствии с индивидуальным учебным планом, при переходе на который также нужно писать соответствующее заявление.
Таким образом, если рекомендованная ПМПК АООП предусматривает, в соответствии с ФГОС, пролонгированные сроки обучения, то это должно соблюдаться само собой.
Организация образовательного процесса в классах с пролонгированным сроком обучения
Слайд 1. Одно из требований современного общества заключается в развитии идей обеспечения равного доступа к образованию как одной из общественных ценностей различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление барьеров общественной дискриминации и развития сообщества, включающего «разных как равных».
Любой человек нуждается в образовании, которое создает для него возможность саморазвития и самореализации как единства телесного, духовного и душевного развития. Это может быть обеспечено в процессе инклюзивного образования, которое заключается в том, что все дети, несмотря на свои особенности (физические, интеллектуальные, этнические и иные), включены в общую систему образования.
Такого понятия как пролонгированные классы в системе образования не существует. Мы можем говорить о пролонгированных сроках обучения в общеобразовательной организации. Обучение в пролонгированные сроки может быть предусмотрено адаптированной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ, а обучающийся с ОВЗ может быть признан таковым только решением ПМПК, которое и разрабатывает для него рекомендации по созданию специальных условий (в том числе – обучение по АООП), а образовательная организация уже создает соответствующие условия, в том числе и обучение в те сроки, которые предусмотрены соответствующей АООП. Следовательно, самостоятельно, без решения ПМПК, изменить сроки освоения программы (т.е., фактически, адаптировать программу к возможностям обучающегося) образовательная организация не может. Школа так же должна придерживаться заключения ПМПК в части пролонгированных сроков обучения – соответственно, если данная рекомендация содержится в заключении, нужно написать (Сайд 2) заявление общего характера о создании особых условий для обучения и приложить рекомендации ПМПК. Отдельного заявления о пролонгированном обучении в данном случае писать не нужно. Таким образом, если, рекомендованная ПМПК АООП предусматривает, в соответствии с ФГОС пролонгированные сроки обучения, то это должно соблюдаться само собой. В городе Орле открыты классы с пролонгированным сроком обучения в пяти школах (школа №2, №6, №12, №35, №49). Всего шесть классов. В нашей школе открыты два класса, в которых обучаются дети по разным программам, рекомендованным ТПМПК: вариант 1, вариант 5.2., вариант 7.2, вариант 8.2. В этих классах работают учителя, имеющие высшую квалификационную категорию и первую квалификационную категорию.
Слайд 3. Из-за определенных индивидуальных особенностей обучающихся в классах с пролонгированным сроком обучения УУД формируются сложнее. Поэтому, для того, чтобы помочь успешно осваивать образовательный стандарт в школе создаются специальные условия (Слайд 4) для удовлетворения особых образовательных потребностей. Для этого в школе разработана специальная система работы, которая отражается в АООП, а именно в программе коррекционной работы, программе внеурочной деятельности, согласованной работы учителя начальных классов со специалистами учреждения, реализующими программу коррекционной работы.
Организационное обеспечение включает в себя нормативно-правовую базу, которая подразумевает создание локальных актов, регулирующих отношения сторон образовательного процесса и обеспечивающих успешное получение образования обучающимися в классах с пролонгированными сроками обучения. В нашей школе разработаны собственные локальные акты в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ в классах с пролонгированным сроком обучения. Так, например:
— Положение о тьюторском сопровождении;
— Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;
— Положение о логопедическом пункте;
— Положение о психологической службе;
— Положение об организации инклюзивного образования;
— Положение о Совете школы, дополненное следующим содержанием «Содействие созданию специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе, оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы в связи с введением ФГОС НОО ОВЗ»;
— Положение об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребенка;
— Положение о внеурочной деятельности обучающихся;
— Положение о группе продленного дня;
— Должностная инструкция руководителя;
— Должностная инструкция учителя начальных классов;
— Должностная инструкция педагога организатора;
— Должностная инструкция учителя-логопеда;
— Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
— Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
— Должностная инструкция воспитателя группы продленного дня;
— Должностная инструкция тьютора.
Слайд 8. Очень важно деловое сотрудничество с такими учреждениями как ТПМПК, МИМЦ, органы социальной защиты, органы здравоохранения и общественные организации. Это взаимодействие помогает реализовывать право на получение образования ребенка и достижения результатов в обучении.
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса необходимо для качественного обучения детей в классах с пролонгированным сроком обучения. Возникает потребность в обеспечении учебно-методической литературой, так как учитель в ряде случаев испытывает затруднения в работе с такими детьми. (Слайд 9, 10) В нашей школьной библиотекеимеется литература по специальной психологии, коррекционной педагогике, причём, не только в печатном виде. Учителя имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, к изданиям, раскрывающим актуальные проблемы воспитания и образования детей. Создан тематический методический портфель в помощь учителю при работе с детьми с ОВЗ. (Слайд 11) Учителя и специалисты, работающие в классах с пролонгированным сроком обучения, прошли накопительные курсы по системе повышения квалификации «Коррекционная педагогика», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи», «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Педагогическое сопровождение развития личности обучающихся», «Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации: содержание, условия, организация».
Слайд 12. Психолого-педагогическое сопровождение является обязательным условием для реализации АООП НОО обучающихся в классах с пролонгированным сроком обучения. Также важна согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими данную программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учётом его особых образовательных потребностей. В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов, обязательно должны принимать участие педагог-психолог и учитель-логопед. Согласно инструктивно-методическому письму №2 от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» укомплектованы группы обучающихся с пролонгированным сроком обучения и проводятся коррекционно-логопедические занятия. На каждую группу обучающихся, согласно заключениям ТПМПК, составлены коррекционные программы. Содержание занятий направлено на формирование фонематических процессов и уточнение представлений о звуко-слоговом составе слова, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации словарного запаса детей и моделей простых синтаксических конструкций. На подгупповых и индивидуальных занятиях проводится работа по постановке и автоматизации звуков.
Важным условием в классах с пролонгированным сроком обучения является щадящий режим. Это строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки для ученика, соблюдение режима рационального питания и отдыха. В первых классах у нас предусмотрен дневной сон. Оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, динамические паузы на больших переменах, физ.минутки на всех занятиях, применение здоровьесберегающих технологий. Снижение объёма заданий и дифференциация индивидуальных занятий и самоподготовки.
Слайд 13. В нашей образовательной организации, согласно Стандартам, отводится 1 час на ритмику и 5 часов внеурочной деятельности, носящие коррекционно-развивающий характер: «В стране веселых звуков», «Речь и альтернативная коммуникация», «Шаг за шагом», «Если хочешь быть здоров», «Мастерилка». Эти занятия используются на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, связной речи, совершенствованию мыслительных операций, мелкой моторики, т.е. направленных на формирование именно тех важных и необходимых умений, которые нужны конкретной группе детей или отдельному ребёнку для успешного овладения метапредметными учебными действиями.Ещё одним условием успешного обучения детей в классах с пролонгированным сроком обучения является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков.
Слайд 14. На базе нашей школы в октябре 2018 года было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов на тему «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников, обучающихся по АООП НОО».
Слайд 15, 16. В классах с пролонгированным сроком обучения были проведены:
— открытое занятия по русскому языку;
— интегрированное логопедическое занятие;
— развивающее психологическое занятие.
Немало важный ресурс в работе с детьми – это их родители. Очень часто бывает так, что они остаются в стороне от процесса воспитания и обучения. Стандарт же предлагает проводить не только просветительскую работу с родителями, но и сделать их соучастниками образовательного и воспитательного процесса, увлекая в различные школьные и классные мероприятия.
Слайд 17. В нашей школе в ноябре 2018 года было проведено городское методическое объединение по теме «Социальное партнёрство семьи и школы», на котором был показан урок физической культуры с участием родителей детей, обучающихся в классах с пролонгированным сроком обучения. Рано говорить об успехах, т.к. только с 2016 года в нашей образовательной организации ведется обучение в классах с пролонгированным сроком обучения. Но есть маленькие победы: обучающийся с РАС научился говорить и общаться с учениками; один из учеников на основании промежуточной аттестации и по заявлению родителей был переведён из 1 класса во 2.
Слайд 18. В перспективе повышение уровня взаимодействия специалистов образовательного учреждения и повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
АООП 7.2 пролонгированные сроки
Здравствуйте. Ребенку в 3 классе ПМПК рекомендовали программу 7.2. Эта программа рассчитана на 5 лет. В приказе министерства образования указанно дословно 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения:
пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса.
ЭТО НЕ ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ, А ИМЕННО ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ СРОКИ.
Заключение на эту программу мы получили с 3 класса. А в приказе указано, что за счет первого доп. класса. Так вот. Сейчас директор настаивает на оставление ребенка снова в 3 классе. И сказала, что не важно первый это или третий класс. Программа рассчитана на 5 лет и все. Права ли она? И могу я отказаться от от пролонгации 3 класса?
Здравствуйте. Внимательно изучив саму программу 7.2, а также многочисленные разьяснения по внедрению этой программы и ответы на вопросы государственных органов, можно сказать следующее.
Программа предполагает, что ребенок будет обучаться в начальной школе не 4 года, а пять лет.
При этом вариант 7.2 предполагает пролонгированные сроки обучения, а не второгодничество. Таким образом, вашей образовательной организации необходимо разработать АООП по варианту 7.2., и АОП на обучающегося, учитывая учебный материал, освоенный ребенком за три года.
Никаких препятствий для перевода в четвертый класс при этом не существует и вы можете на этом настаивать, если это нужно вам для сохранения коллектива или учителя. Кроме того, вы можете обратиться за разьяснением ситуации в ПМПК, выдавшей заключение.
Однако надо понимать, что если вы по каким-то причинам настоите на переводе в четвертый класс, то пролонгации на один год вам избежать не удастся. это будет еще один четвертый класс или как угодно можно назвать. Но в пятый класс ребенка примут после прохождения пятилетней программы обучения в начальной школе.
Согласно ч.3 ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) и мнения родителей (п.1.10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
На данном этапе вам необходимо ознакомиться с предлагаемым вариантом адаптированной программы начального образования. Ваше мнение должно быть учтено (получено согласие), об этом указано и в законе и в самом стандарте.
Согласно ст 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2.Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно пункта 23 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242)
23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей)
детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Кроме того, пункт 25 указанного приказа предоставляет родителям право обжалования заключения ПМПК.
Это означает, что Вы вправе отказаться от пролонгации, заключение пмпк носит рекомендательный характер. И в случае отказа от обучения по адаптированной программе,( при обучении по АООП варианты 1 или 2, то есть предусматривающие достижения сопоставимых с нормативными сверстниками результатов), то ребенок должен быть переведен на обучение по массовой программе в соответствующий класс. ребенок должен быть переведен на обучение по массовой программе.Однако в этом случае высок риск того, что ребенок не сможет освоить программу, что повлечет негативные последствия (академическую задолженность, условный перевод в следующий класс либо оставление на повторное обучение).
Ребёнок закончил первый Класс. По варианту 7.2.Динамика есть, первый класс освоил. Школа Предлагает два варианта, первый продублировать первый класс, и второй вариант, учится во втором классе, но отказаться от адаптированной программы. Я против дублирование первого класса, Но и от адаптированной программы отказываться не хочется.
Ответы на вопрос:
Уточните ваш вопрос.
Мария! В соответствии с п. 9 ст. 58 Закона об образовании обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. То есть в принципе вопрос выбора опции по дальнейшему обучению относится к прерогативе родителей, однако необходимо учитывать следующее.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ вариант обучения 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Хотя чисто теоретически, если рекомендации ПМПК даны на программу 7.2, дочери должна быть обеспечена именно эта программа во втором классе.
В Вашем случае я бы рекомендовала ознакомиться с программой, по которой она потенциально будет учиться во втором классе, возможно, проконсультироваться со специалистами, и исходя из этого действовать (подать заявление в администрацию школы о зачислении во второй класс или оставлении на второй год обучения). По общему правилу в спорных случаях для детей рекомендуется более сложная образовательная среда.
При этом в случае, если ребенок не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей можно перевести на обучение по варианту 7.2.