Произведение чайка чехов о чем

Анализ произведения «Чайка» (А. П. Чехов)

Важность и самобытность драматургии Чехова в русской литературе крайне сложно переоценить. Ни один писатель не обладал такой чуткостью и способностью заглядывать в самые потаённые уголки человеческой души. Именно благодаря этому его пьесы вызывают такой сильный эмоциональный отклик у зрителей и в наши дни.

«Чайка» считается одной и вершин Чеховской драматургии, и, хотя потомки и не оценили это произведение по достоинству, сегодня оно считается одним из величайших творений Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

История написания пьесы «Чайка» вмещает в себя интересные факты:

Направление и жанр

«Чайка» относится к реалистическому направлению в литературе. Чехов стремится к достоверному отражению в пьесе окружающей действительности. Персонажи, диалоги и действия прописаны максимально органично. Читатель может поверить, что описанные события могли произойти на самом деле.

С жанром произведения, как и всегда, когда речь заходит о произведениях Чехова, на протяжении многих лет возникали трудности. Сам писатель определил свою пьесу, как комедию, а окружающие воспринимали её как трагедию. На сегодняшний день принято считать, что «Чайка» – трагикомедия. Пьеса сочетает себе как трагические, так и комические элементы. Повествование наполнено забавными ситуациями и искромётными диалогами, но они лишь маскируют собой трагизм происходящих событий, которые приводят к чисто трагическому финалу.

Чехов стал одним из основоположников модернистского направления в театральном искусстве — театра абсурда. Речь его героев обращена не на публику, а глубоко в себя, поэтому диалоги выглядят бессвязными. Новаторство Чехова выразилось и в появлении мета-прозы: спектакль в спектакле (Нина играет на сцене перед Аркадиной и Тригориным), пьеса в пьесе (Треплев пишет и читает пьесу, хотя сам является героем пьесы).

Композиция и конфликт

Композиция произведения классическая. Пьеса делится на четыре действия.

Главная особенность чеховского конфликта в пьесе «Чайка» заключается в том, что на первый взгляд никакого конфликта в пьесе нет. Персонажи спорят, иногда ругаются между собой, но в итоге это никак не влияет на их отношения, потому что на протяжении всей пьесы главные герои борются с самими собой, своими сомнениями и желаниями.

Основной конфликт «Чайки» — столкновение мечты Нины и реальности: ее бездарности и ложной надежды на любовь с Тригориным.

Смысл названия

В качестве названия пьесы используется один из главных её символов – чайка. В мировой культуре этот символ обозначает свободу духа и возвышенность мечты. Это значение подходит для описания главной героини — Нины. Однако трагический финал ее исканий подчеркивает смысл заглавия «Чайки». Оно символизирует собой разрушение мечты, не сбывшиеся надежды и одиночество человека, который не может найти себя в этом мире.

Ставя этот символ на место названия, Чехов подчёркивает этот посыл и выделяет трагизм пьесы «Чайка» — столкновение мечты с пошлой и жестокой действительностью.

Суть: о чём?

Повествование разворачивается в имении Петра Сорина, находящегося на пороге смерти. Его племянник – Константин Треплёв, живёт тут же и занимается литературной деятельностью, но до сей поры неудачно. Вместе с дочерью местного помещика – Ниной Заречной, Константин готовится представить своей матери и её знакомым свою новую пьесу.

На премьеру вместе с матерью Треплёва прибывает и популярный писатель Тригорин. Пьеса начинается, однако насмешливые и возмущённые комментарии зрителей выводят Константина из себя, и он в гневе прерывает представление.

В дальнейшем мечтающая стать актрисой Заречная начинает сближаться с Тригориным, видя в нём гения, а к Треплёву девушка охладевает, что ещё больше приводит того в отчаяние.

Проходит неделя. Константин пытался покончить с собой. Нина уезжает вместе с Треплёвой и Тригориным в Москву, чтобы стать актрисой.

Спустя ещё два года мы узнаём, что Заречная родила от Тригорина ребёнка, потерпела крах на сцене, а родной отец отказался от неё. В имении Сорина Нина внезапно посещает Константина, который признаётся ей в любви. Однако Заречная отвергает его любовь, решая и дальше идти по пути актрисы. Треплёв уничтожает все свои рукописи и заканчивает жизнь самоубийством.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон описал систему образов «Чайки» в таблице:

герои пьесы «чайка»характеристика
нина заречная– дочь богатого помещика. красивая, чувствительная и наивная девушка. мечтает стать великой актрисой, не обладая при этом особыми талантами. склонна к восторженному преклонению перед знаменитыми людьми. в итоге, слепо пойдя за своей мечтой, потеряла всё, однако не сдалась.
ирина аркадина– знаменитая актриса. эгоцентричная и истеричная дама. желает всегда находиться в центре всеобщего внимания. жёстко управляет всеми окружающими людьми. во многом равнодушна к судьбе собственного сына, не щадит его чувств и жалеет для него денег.
константин треплёв– молодой человек, мечтающий стать писателем, но, как и заречная, обделён реальным талантом. довольно нервный и самолюбивый человек. не терпит никакой критики. в финале пьесы окончательно разочаровывается в себе, уничтожает свои рукописи и стреляется.
борис тригорин– модный писатель, пользующийся огромной популярностью. при этом мечтает о чём-то большем и переживает от того, что читатели и критики не воспринимают его как серьёзного писателя. инфантилен и ленив. находится в полном подчинении у аркадиной. вступает в кратковременную связь с заречной.

Тематика пьесы «Чайка» драматична и злободневна:

Если Вы не удовлетворены списком тем или проблем, попросите у Многомудрого Литрекона расширить его.

Проблемы

Проблематика пьесы «Чайка» не менее значима:

Символы и детали

Как и другие пьесы Чехова, «Чайка» наполнена огромным количеством символов и деталей.

Пожалуй, самым известным символом является подстреленная чайка, с которой сравнивает себя Заречная. Белая птица символизирует свободу, непорочность и возвышенность, которым, однако, суждено быть растоптанными суровой реальностью.

Также автор прибегает и к говорящим фамилиям. Фамилия Треплёва символизирует собой нестабильное психическое состояние героя, измученного и разочаровавшегося во всём: он не идет по жизни, его треплет в своих руках судьба. Фамилия Заречной подчёркивает её возвышенность, мечтательность и непрактичность. Фамилия Тригорина раскрывает его неудовлетворённость жизнью и те несчастья, которые он принесёт героям.

Основная идея

Чехов показал своим читателям разложение, которому подверглась русская интеллигенция в конце девятнадцатого века, погрязнув в мещанстве и равнодушии, превратившись из движущей силы общества в балласт. Смысл пьесы «Чайка» заключается в демонстрации изнанки жизни людей искусства, перед которыми все преклоняются. Они — рабы успеха и признания, а также своего дара. Их личная жизнь складывается несчастливо, ведь они помешаны только на себе и своих достижениях. Видя их, мы отдаем должное приятной картинке, за которой спрятаны настоящие муки творчества. Та же Нина, растоптанная молвой и критикой, пожертвовала всем ради публики, а получила лишь плевок в душу. Такова жизнь творческих людей: они — никто без признания и одобрения.

Автор призывает людей здраво смотреть на жизнь. Не поддаваться инфантилизму и не губить свою жизнь, стремясь быть тем, кем ты не являешься. Главная мысль пьесы «Чайка» — необходимость объективно оценивать себя и свои возможности. Нина видела лишь сверкающую жизнь артиста с шикарной внешней отделкой, но изнанка оказалась для нее непосильным бременем. Она погналась за славой и преклонением, но не подумала о том, какую цену нужно заплатить за это.

Критика

Многие современники не поняли творческий замысел Чехова и отвергли его пьесу, как нечто невнятное и унылое.

«Пьеса провалилась… так, как редко проваливались пьесы вообще…» («Сын отечества», 1896, 19 октября, №283)

«Чайка» погибла. Ее убило единогласное шиканье всей публики. Точно миллионы пчел, ос, шмелей наполнили воздух зрительного зала. Так сильно, ядовито было шиканье…» («Петербургский листок», 1896, 18 октября, №288)

«Это просто дикая пьеса и не в идейном отношении только: в сценически-литературном смысле в ной все первобытно, примитивно, уродливо и нелепо…» («Новости и Биржевая газета», 1896, 19 октября, № 289) «Вообще же в них (пьесах Чехова) слишком мало действия, а то действие, которое есть, происходит где-то за кулисами…» (Скриба (Е. А. Соловьев, «Новости и Биржевая газета», 1897, 10 июля, № 187)

Стоит отметить, что, хоть массовый зритель не оценил пьесу, профессиональные критики воздали писателю должное. Знаменитый журналист Суворин обвинил публику в невнимательности и заявил, что Чехов останется в русской литературе навсегда.

Анатолий Кони увидел в пьесе отражение самой жизни о крайне высоко оценил её. Брат писателя отметил, что автор ушел «дальше века», и в этом нет его вины.

«Я с твоей «Чайкой» познакомился только сегодня в театре: это чудная, превосходная пьеса, полная глубокой психологии, обдуманная и хватающая за сердце…» (Ал. П. Чехов — брату А. П. Чехову, 17 октября 1896 г.)

Художественное своеобразие пьесы «Чайка» рецензенты видели в том, что каждый герой имел основания считаться главным, и у каждого из них была личная драма:

«Я был в восторге от того, что Вы заявили о правах всех действующих лиц на внимание и участие со стороны зрителей — у каждого из Ваших лиц в душе происходит драма, иногда мелкая, но все же драма, о которой Вы первый из драматургов, мне кажется, заговорили громко…» (В. Н. Аргутинский-Долгоруков — А. П. Чехову, письмо от 18/30 апреля 1897 г.)

Новаторство пьесы «Чайка» было признано только передовыми рецензентами, которые признавали, что время традиционного театра на исходе:

«Провал был неизбежен, так как вся устойчивая система художественных средств этого театра, соответствующая устойчивым же, трафаретным формам драматургии, органически была чужда художественной тенденции и материалу новой пьесы…» (С. Д. Балухатый, «Чехов-драматург», 1936 г.)

Источник

Краткое содержание Чехов Чайка

Великий классик создавал множество прекрасных произведений, которые заставляли читателя задуматься о своей жизни. Среди творений автора было много и комедийных творений. И одно из них – пьеса «Чайка».

С первых страниц комедии мы видим, что перед нами предстает имение Петра Николаевича Сорина. У нашего героя в гостях находится его сестра Ирина со своим сыном Константином и беллетристом Тригориным, человеком сообразительным и очень вежливым.

И хотя, все говорят, что Борис Алексеевич очень талантлив в своей деятельности, но после чтения великих зарубежных классиков Мопассана, Гюго изучать произведения этого литератора уже будет тоскливо.

Молодой человек переживает, как пройдет его постановка. Ведь он думает, что его мать против такого представления. Ему не нравится Триторин, так как, он думает, что тот уведет у него талантливую и любимую девушку.

Ожидая Заречную, обо всех своих страданиях и сомнениях Константин повествует своему дяде. Сорин очень увлекался театром и в молодости тоже хотел писать произведения, но судьба распорядилась по-другому. Ему пришлось служить всю свою жизнь в судебной организации.

И вот собрались первые люди, которые должны оценить творение Константина. Среди приглашенных людей присутствуют и военный в отставке со своей женой и дочерью, и врач, и педагог, влюбленный в дочь управляющего у Сорина. Но Маше нравится Константин Треплев.

Начинается представление, где Нина Заречная от всей души читает текст, но мать Константина прерывает спектакль и высмеивает своего сына. Треплев, раздраженный, убегает. Гости же считают, что пьесу надо доработать, и тут же отмечают талант и мастерство исполнения Нины.

Проходит несколько дней и Нина посещает Аркадину. Она восхищена талантом актрисы, и очень хочет выступать так же как она. Ирине Николаевне скучно в поместье, и она хочет уехать в город, но управляющий не дает ей лошадей, так как они нужны в хозяйстве. Происходит скандал. У брата Аркадиной случается приступ астмы. Все это видит Нина, и ей непонятно, почему они ведут себя так, ведь они обыкновенные люди.

Параллельно со всеми происходящими событиями Треплев ревнует Нину, и в отчаянии бросает к ногам девушки убитую чайку. Он говорит, что покончит с собой из-за того, что Нина заинтересовалась Тригориным.

Нина увлекается беллетристом и объясняется в своих чувствах Тригорину. Аркадина помогает им уехать из поместья, и они встречаются в Москве.

Проходит какое-то время, и как все изменилось у наших героев. Треплев все пишет, и его труды публикуют в журналах, и он получает даже гонорар. У Нины жизнь не сложилась.

Тригорин ее бросил, ребенка она потеряла. Актрисой стать она так и не смогла, и домой вернуться то, ей нельзя было. Нанеся позор на свою семью, те от нее отреклись. И живет она сейчас на постоялом дворе, называя себя «чайкой».

Ирина Николаевна вновь приезжает в гости к брату с Тригориным. У нее все прекрасно. Сыном она не интересуется.

Константин же встречается с Ниной в городе и объясняется ей в любви. Он готов простить ей все, лишь бы она была вместе с ним. Но девушка, хотя ее и предал Тригорин, говорит, что любит его, а в Константине она не видит того мужчину, с кем она бы связала свою жизнь.

Треплев, полный отчаяния и горя, убивает себя.

Автор в своей пьесе учит нас вдуматься внимательно каждому человек, в чем смысл его жизни, и как исправить недостатки и какой путь выбрать для себя в будущем. Как нужно любить? И стоит ли наша ненависть ценой человеческой жизни?

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Чайка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В американском городе будущего жил пожарник Гай Монтэг. Команда, в которой служил тридцатилетний Гай, не тушила пожары. У неё были другие обязанности: пожарные сжигали книги и дома, в которых они хранились.

Произведение повествует о пассажирах корабля Вера, со всеми их привычками, чертами и безумствами. Действие происходит в 1931 году, из Мексики в Германию, возвращаются люди. Они знакомятся друг с другом и мирно беседуют.

Действия произведения Льва Толстова разворачиваются летом в одном из городов Швейцарии. В этом туристическом городе полно иностранцев. Т. к. англичан больше всего, город перестраивается в соответствии с их вкусами

На загадочную планету Бродяга для исследований отправлена экспедиция. В ее состав входят Алиса, Громозека, а также профессор Селезнев. Планета так называется потому, что она не относится ни к одной из систем звезд.

Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности.

Источник

Кратко «Чайка» А. П. Чехов

Любовь в пьесе – это грустные факты взаимоотношений между людьми.

Учитель Медведенко любит Машу, Маша безнадежно влюблена в Треплева, Треплев сохнет по Нине, которая, в свою очередь, любит Тригорина.

Очень краткий пересказ пьесы «Чайка».

В усадьбе Петра Николаевича Сорина гостит его сестра, актриса Ирина Аркадина. Ее сопровождает приятель, писатель-беллетрист по имени Борис Тригорин.

Здесь же, у дяди, проживает сын Аркадиной – Константин Треплев. Юноша мечтает о славе литератора и влюблен в дочь соседского помещика – Нину Заречную.

Девушка же грезит о сцене. Специально для нее Треплев пишет пьесу и устраивает постановку в домашнем импровизированном театре.

Спектакль проваливается, и не выдержав позора, Константин удаляется прочь. Нина влюбляется в Тригорина и договаривается с ним о тайном свидании в столице.

Маша, дочь управляющего имением, не дождавшись ответных чувств от любимого ею Треплева, выходит замуж за сельского учителя.

Нина выступает на столичных подмостках, но славы не добивается. Тригорин сначала живет с ней, а потом, после смерти их ребенка, покидает ее.

Не добившись ответных чувств от любимой девушки, Треплев стреляется.

Главные герои и их характеристика:

Краткое содержание пьесы «Чайка» подробно по действиям.

Действие 1.

В гости к брату, Петру Сорину, приезжает известная актриса Ирина Николаевна Аркадина с любовником Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом. Треплев, сын Аркадиной, проживает с дядей и также увлечен сочинительством.

Начинающий драматург намерен на суд родственников и знакомых представить собственную пьесу и поставить ее. Единственная роль предложена дочери соседского помещика, Нине Заречной.

Девушка увлечена театром, мечтает выступать на сцене. Этому противятся ее родители, считая театральные упражнения блажью. Константин, беззаветно влюбленный в Нину, организует для нее театр в парке.

Помимо вышеупомянутых персонажей на представлении находятся учитель Медведенко, доктор Дорн, а также управляющий имением, отставной офицер Шамраев, его супруга – Полина Андреевна и их дочь Маша.

Медведенко безнадежно влюблен в Машу. Он искренне завидует любви Треплева и Заречной. Попытка объясниться с Машей ни к чему не приводит – та давно любит Константина.

У большей части зрителей сюжет и само выступление Нины вызывает недоумение, а Аркадина и вовсе критикует увиденное и услышанное. Раздосадованный едкими замечаниями, Константин прерывает представление и уходит. Нина остается со всеми и выслушивает комплименты в свой адрес от Тригорина.

Действие 2.

Через два дня на площадке для крокета Дорн читает вслух Ирине Николаевне и Маше, а Тригорин рыбачит рядом в купальне.

У Сорина намечаются именины, и по этому случаю в имение прибывает Нина. Она с интересом наблюдает за действиями знаменитостей и удивляется, что и они подвержены обычным человеческим страстям.

Молодая дама влюбляется в Тригорина и охладевает к Треплеву. Константин уверен – черствость любимой связана с провалом его пьесы. Он подносит Нине убитую им чайку и уверяет, что вскоре также покончит собой.

На Нину это не возымеет должного воздействия, она увлечена Тригориным. Ей нравится его незатейливая проза, а манера Константина выражать свои мысли символами глубоко безразлична.

Тригорин также интересуется молоденькой девушкой, хочет разузнать, чем она живет и что чувствует. Сам писатель тяготится своей славы и обязанности постоянно творить на потребу невзыскательному читателю.

При виде убитой чайки Тригорин придумывает и записывает в свой блокнот сюжет для рассказа. В нем будет повествоваться о девушке, живущей на побережье озера. Она счастлива и свободна. Но некий человек пришел и погубил ее, как чайку.

Действие 3.

Спустя неделю Треплев совершает неудачную попытку самоубийства. Его мать уверена, что причиной послужила элементарная ревность. Она решает уехать в Москву и увезти с собой Тригорина.

Сорин жалеет племянника с его несчастной любовью, но уверен, что это не единственная причина депрессии Константина, и просит сестру помочь Треплеву деньгами. Аркадина отзывается.

За уехавшими в столицу Аркадиной и Тригориным собирается отправиться и Нина. Она не расстается с мыслью устроиться в театр и выступать на сцене. Тригорин вдруг ощущает, что нашел настоящую любовь, просит Аркадину отпустить его к Нине.

Но та не уверена в серьезности увлечения, и все-таки убеждает Тригорина отказаться от девушки. Перед отъездом писатель сталкивается с Ниной и договаривается о тайном свидании в Москве.

Маша, понимая, что ее любовь не нужна Треплеву, дает согласие выйти замуж за Медведенко.

Действие 4.

Минует два года. Сорин стар, тяжело болен, однако жизнелюбие его не ослабевает. У супругов Медведенко родился ребенок, но счастливым этот брак не назовешь.

Треплев делится с Дорном сведениями о Нине Заречной. Она сошлась с Тригориным, родила от него, дитя вскоре скончалось. Беллетрист разругался с ней и вернулся к Аркадиной.

На сцене у Нины не сложилось, играла она грубо и безвкусно. В письмах Треплеву она никогда не жаловалась на судьбу и подписывала их словом Чайка.

Когда Константин и Нина все-таки встречаются, пылкий юноша вновь объясняется в любви и готов ей все простить.

Нина не может ответить взаимностью, она до сих пор любит Тригорина и не скрывает этого. Покидая обескураженного мужчину, приглашает поглядеть на ее игру в театре, когда она прославится.

После ухода Заречной влюбленный Треплев рвет свои рукописи, а затем уходит в другую комнату. В оставленном им помещении собираются на застолье Аркадина, Тригорин, Дорн и прочие гости.

Вдруг раздается выстрел. Дорн предполагает, что это лопнула его пробирка и уходит. Возвратившись, он, чтобы не услышала Аркадина, отводит Тригорина в сторону и говорит ему, что Константин застрелился.

Кратко об истории создания произведения «Чайка».

Мастер короткого рассказа, русский писатель Антон Павлович Чехов, немалого добился и в драматургии. По крайней мере, его пьесы включаются в репертуары не только отечественных театров, но и многих зарубежных.

Вершиной творчества драматурга по праву считается пьеса «Чайка». Возможно, британский писатель Ричард Бах при написании произведения под названием «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» вдохновлялся обозреваемым шедевром.

Пьеса Чехова была опубликована в журнале «Русская мысль» в 1896 году. Тогда же состоялась премьера спектакля на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Постановка провалилась. Режиссер, актеры и особенно публика не поняли замысла произведения.

Через год «Чайка» была с успехом сыграна Художественным театром под руководством Станиславского и Немирович-Данченко. МХАТ становится «театром Чехова», а чайка – его эмблемой.

Источник

Чайка

Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Константином Гавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом, довольно знаменитым, хотя ему нет ещё сорока. О нем отзываются как о человеке умном, простом, несколько меланхоличном и очень порядочном. Что же касается его литературной деятельности, то, по словам Треплева, это «мило, талантливо но после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина».

Сам Константин Треплев также пытается писать. Считая современный театр предрассудком, он ищет новые формы театрального действа. Собравшиеся в имении готовятся смотреть пьесу, поставленную автором среди естественных декораций. Играть в ней единственную роль должна Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатых помещиков, в которую Константин влюблён. Родители Нины категорически против ее увлечения театром, и поэтому она должна приехать в усадьбу тайно.

Константин уверен, что его мать против постановки пьесы и, ещё не видев, горячо ненавидит ее, так как беллетристу, которого она любит, может понравиться Нина Заречная. Ему также кажется, что мать его не любит, потому что своим возрастом — а ему двадцать пять лет — он напоминает ей о собственных годах. К тому же Константину не даёт покоя тот факт, что его мать — известная актриса. Ему думается, что поскольку он, как и его отец, ныне покойный, киевский мещанин, то его терпят в обществе знаменитых артистов и писателей только из-за матери. Он страдает также из-за того, что его мать открыто живёт с Тригориным и ее имя постоянно появляется на страницах газет, что она скупа, суеверна и ревнива к чужому успеху.

Обо всем этом в ожидании Заречной он и рассказывает своему дяде. Сам Сорин очень любит театр и литераторов и признается Треплеву в том, что сам когда-то хотел стать литератором, да не получилось. Вместо этого он двадцать восемь лет прослужил в судебном ведомстве.

Среди ожидающих спектакль также Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина; его жена — Полина Андреевна и его дочь Маша; Евгений Сергеевич Дорн, доктор; Семен Семенович Медведенко, учитель. Медведенко безответно влюблён в Машу, но Маша не отвечает ему взаимностью не только потому, что они разные люди и друг друга не понимают. Маша любит Константина Треплева.

Наконец приезжает Заречная. Она сумела вырваться из дома только на полчаса, и потому все спешно начинают собираться в саду. На эстраде декораций нет никаких: только занавес, первая кулиса и вторая кулиса. Зато открывается великолепный вид на озеро. Над горизонтом стоит полная луна и отражается в воде. Нина Заречная, вся в белом, сидя на большом камне, читает текст в духе декадентской литературы, что тут же отмечает Аркадина. Во время всей читки зрители постоянно переговариваются, несмотря на замечания Треплева. Вскоре ему это надоедает, и он, вспылив, прекращает представление и уходит. Маша спешит за ним, чтобы отыскать его и успокоить. Тем временем Аркадина представляет Нине Тригорина, и после недолгого разговора Нина уезжает домой.

Пьеса не понравилась никому, кроме Маши и Дорна. Ему хочется наговорить Треплеву побольше приятного, что он и делает. Маша же признается Дорну, что любит Треплева, и просит совета, но Дорн ничего не может ей посоветовать.

Проходит несколько дней. Действие переносится на площадку для крокета. Отец и мачеха Нины Заречной уехали в Тверь на три дня, и это дало ей возможность приехать в имение Сорина, Аркадина и Полина Андреевна собираются в город, однако Шамраев отказывается предоставить им лошадей, мотивируя это тем, что все лошади в поле на уборке ржи. Происходит маленькая ссора, Аркадина чуть было не уезжает в Москву. По дороге в дом Полина Андреевна почти признается Дорну в любви. Их встреча с Ниной у самого дома даёт ей ясно понять, что Дорн любит не ее, а Заречную.

Нина ходит по саду и удивляется тому, что жизнь знаменитых актёров и писателей точно такая же, как жизнь обыкновенных людей, со своими бытовыми ссорами, перепалками, слезами и радостями, со своими хлопотами. Треплев приносит ей убитую чайку и сравнивает эту птицу с собой. Нина же говорит ему, что почти перестала понимать его, так как он стал выражать свои мысли и чувства символами. Константин пытается объясниться, но, увидев показавшегося Тригорина, быстро уходит.

Нина и Тригорин остаются вдвоём. Тригорин постоянно записывает что-то в записную книжку. Нина восхищается тем миром, в котором живут, по ее представлению, Тригорин и Аркадина, восхищается восторженно и считает, что их жизнь наполнена счастьем и чудесами. Тригорин же, напротив, рисует свою жизнь как мучительное существование. Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в книжечку новый сюжет для небольшого рассказа о молодой девушке, похожей на чайку. «Случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил ее».

Проходит неделя. В столовой дома Сорина Маша признается Тригорину, что любит Треплева и, чтобы вырвать эту любовь из своего сердца, выходит замуж за Медведенко, хотя и не любит его. Тригорин собирается уезжать в Москву вместе с Аркадиной. Ирина Николаевна уезжает из-за сына, который стрелялся, а теперь собирается вызвать Тригорина на дуэль. Нина Заречная собирается тоже уезжать, так как мечтает стать актрисой. Она приходит попрощаться (в первую очередь с Тригориным). Нина дарит ему медальон, где обозначены строки из его книги. Открыв книгу на нужном месте, тот читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет последовать за Ниной, так как ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Узнав об этом, Ирина Аркадина на коленях умоляет не покидать ее. Однако, согласившись на словах, Тригорин договаривается с Ниной о тайном свидании по дороге в Москву.

Проходит два года. Сорину уже шестьдесят два года, он очень болен, но также полон жаждой жить. Медведенко и Маша женаты, у них есть ребёнок, но счастья в их браке нет. Маше отвратительны и муж, и ребёнок, а сам Медведенко очень от этого страдает.

Треплев рассказывает Дорну, который интересуется Ниной Заречной, ее судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребёнок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил ее и опять вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины все складывалось, кажется, ещё хуже. Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Ее родители знать ее не хотят и не пускают к дому даже близко. Сейчас она в городе. И обещала прийти. Треплев уверен, что не придёт.

Однако он ошибается. Нина появляется совершенно неожиданно. Константин в который раз признается ей в любви и верности. Он готов все ей простить и всю жизнь посвятить ей. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, в чем и признается Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплева взглянуть на ее игру, когда она станет великой актрисой.

Треплев после ее ухода рвёт все свои рукописи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Собираются играть и петь. Раздаётся выстрел. Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что ее сын, Константин Гаврилович, застрелился.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *