Прогуливает школу что делать

Прогулы школы: каковы их причины и как родителям с этим бороться?

Начался очередной учебный год и многие родители переживают, как пройдет учебный процесс в этот раз. Дети растут и с каждым днем становятся все самостоятельнее. Например, в конце августа одна 16-летняя петербурженка со своей подругой по переписке решила перебраться в Финляндию. Девушка сбежала из дома и добралась до границы. Таможенники, проверив документы юных особ, позвонили родителям и сообщили об их местонахождении. Что влияет на нежелание посещать школу и как бороться с прогулами своего ребенка, рассказываем в нашем материале.

Прогуливает школу что делатьФото: www.pexels.com

Прогулы школы — это намеренные пропуски уроков, не имеющие уважительной причины. Согласно исследованиям британских ученых, чаще всего прогуливают школу ученики с седьмого по девятый класс. Это связано с тем, что они не заинтересованы учебным процессом и считают правила учебных заведений несправедливыми.

В настоящий момент за счет появления электронных дневников проблема прогулов сбавляет обороты, так как родители могут быстро отследить отсутствие на уроках своего ребенка и, соответственно, принять меры. Но и это не всегда помогает. Дети все равно продолжают пропускать занятия.

Из-за чего школьники прогуливают?

Что делать, если ребенок прогуливает?

Систематические пропуски занятий без уважительной причины должны стать для родителей и преподавателей тревожным звоночком — с подростком что-то происходит. Неокрепшее сознание под влиянием негативных факторов может сильно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. В первую очередь на помощь должны прийти родители и выяснить причину, по которой ребенок пропускает занятия.

К чему могут привести систематические прогулы уроков?

Учеба в школе — это обязанность ребенка, которую он должен тщательно выполнять. Если этого не происходит, то учителя принимают разные меры: беседуют со школьником о его отношении к учебе, пишут замечания в дневник, применяют тактику общественных порицаний, делают выговоры и вызывают родственников. В ситуации, когда все вышеперечисленное не действует должным образом, родителей могут привлечь к административной ответственности по статье 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», а прогульщика отчислить из школы за грубое нарушение правил учебного заведения.

Источник

Прогуливает школу что делать

Прогуливает школу что делать

Представьте: утром ребенок собирается в школу. И вы абсолютно уверены, что это так. Только спустя некоторое время вы узнаете от классного руководителя, целью его утренних сборов была вовсе не школа.

Зачем дети прогуливают школу? Где они проводят отводимое на занятия время? Почему ребенок так поступает и как на это реагировать? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы по этой теме, предлагаем прочитать наш материал, в котором мы разберем признаки такого поведения, модель поведения и общения с прогульщиком.

Случается, что родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании детей, как школьные прогулы. Как правило, эта проблема становится актуальной в старших классах. Она может вызвать бурю негодования, как у родителей, так и у педагогов.

Новость о том, что ребенок не посещает школу, зачастую становится сюрпризом для родителей. Взрослые могут отреагировать на нее по-разному. Строгие родители наказывают непослушного сына или дочь. В либеральных семьях прогульщика пытаются понять и не осуждают. А те мамы и папы, которые слишком заняты своими дела- ми, и вовсе закрывают глаза на проблемы ребенка.

Непосещение школы ведет не только к отставанию, но и к нарастанию негативной репутации среди администрации школы, учителей и одноклассников. Предоставленные сами себе, прогульщики чаще других становятся жертвами несчастных случаев, подвергаются дурному влиянию, совершают правонарушения. Кроме того, они постоянно лгут родным и близким. Но прежде чем кричать о потерянном поколении, нужно понять, почему дети решаются на такие поступки, что толкает их прогуливать занятия и как с этим справиться.

Прогул может случиться единожды, а может обладать постоянной, хронической формой. И это – не основная проблема. В этой ситуации важней всего понять следующее: причиной беспокойства должно быть не само непосещение школы, а нежелание или страх ребенка сознаться родителям, почему ему очень не хочется идти в школу.

Решить такую проблему непросто. Очевидно, что наказанием, криками и рукоприкладством в этой ситуации можно только усугубить положение. Нужно суметь найти такой способ, который окажется действенным и не деструктивным. Помните: чтобы решить какую-либо проблему, нужно узнать ее причины. Когда выяснятся причины, то и ответ на вопрос «Что делать?» придет сам по себе.

Первые признаки школьных прогулов

Узнать о прогулах не всегда удается с первого же раза. Но понять, был ли сегодня в школе ваш ребенок или нет, можно по его поведению. Если у ребенка есть склонность к прогулам, то это будет заметно в особенностях поведения, отследив которые можно предотвратить пропуски занятий.

Советуем обратить внимание на следующие первые признаки непосещений занятий или предпосылок к ним:

Причины школьных прогулов

Человек будет выполнять что-то без энтузиазма (или сов- сем не будет выполнять), если знает, что он может сделать что-то другое с гораздо большим интересом. И этот факт не влияет на возраст. Да, кто-то заметит, что интересы взрослых и детей разные, но причин, по которым ребенок прогуливает школу, также много, как и у взрослых, которые отлынивают от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Ребенок может не ходить в школу по разным причинам, понять и решить которые зачастую сложнее, чем, кажется. Можно выделить следующие основные причины прогулов.

Рекомендуемое поведение с прогульщиком

Прогуливает школу что делать

Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное – осуществлять их с позиции оказания помощи ребенку. В стремлении восстановить отношения и дела нельзя использовать метод наказания или скандала.

Прогуливает школу что делать

По какой бы причине ребенок не пропускал школу, родители должны выяснить все обстоятельства этого факта и постараться максимально открыто поговорить с прогульщиком. Никаких криков и угроз. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобную проблему.

Любые усилия, которые могут оказывать родители своим детям, не окажутся лишними. Обязательно помогите ребенку справиться с первыми проблемами, не закрывайте на них глаза и не считайте пустяками. Доверяйте своим детям, но не забывайте уделять внимание их детским трудностям, не будьте равнодушны к их заботам. Чтобы не возникало серьезных конфликтов с семьей, окружающим миром и самим собой, помните: если пропустить «момент невозвращения», поменять что-то в психике и поведении ребенка будет очень и очень сложно.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ, психолог

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.

Источник

Что делать, если ребенок прогуливает школу?

Советы родителям, чьи дети не появляются на уроках

Прогуливает школу что делать

Ребенок прогулял школу. Это почти всегда скандал, слезы мамы, ремень папы и фразочки типа «по какой дорожке пошел…». Бабушки пьют валидол, дедушки укоризненно говорят: «Вот я в твои годы!», — а ребенок стоит, опустив глаза в пол, и ждет неминуемого наказания.

Но так ли это плохо, если ребенок прогулял школу? А что если это не значит, что он будущий дворник и причина совершенно не в лени или плохой компании? Давайте разберемся, почему ребенок может прогулять уроки, что стоит сделать его родителям, а также посмотрим, как на новости о прогулах реагируют на форуме u-mama.

Редакция Tlum.Ru попыталась ответить на все эти вопросы.

Почему ребенок прогулял?

Прогуливает школу что делать

Причин прогула может быть очень много и нужно разобраться в том, что именно послужило поводом не пойти на урок.

Это может быть банальной усталостью. Если ваш ребенок ходит после школы на хоккей, вышивание крестиком, в актерскую студию, а потом оказалось, что метро закрыто, и он шел домой пешком, то вполне возможно, что он просто хочет отдохнуть. В таком случае чаще всего прогуливают последние или «неинтересные» уроки.

Причиной может быть и просто то, что этот предмет ребенка не увлекает. Зачем ему идти на физкультуру, если у него освобождение? Зачем ходить на математику, если там совсем легкие задачи, а он занимается вышматом с репетитором?

Это может быть и конфликт с учителем. На русском, который ребенок знает вполне неплохо, Марина Петровна все время зовет его к доске и унижает перед всем классом за любую ошибку, придирается, язвит? Такое вполне возможно.

А может быть причина не в учителе, а в одноклассниках? Поссорился ваш сын с другом Васей, видеть его не хочет, как увидит — сразу полезет с кулаками. Ну его, лучше прогулять и успокоиться. Или другие ученики травят вашего ребенка и он просто пытается сбежать из некомфортной ему обстановки.

Бывают, конечно, и менее однозначные случаи. Например, последнем уроком — химия, а на улице отличная погода и ребята играют в футбол/классики/вышибалы. Подумайте, а вы бы в детстве сдержались?

И наконец, причины могут быть действительно серьезными. Ваш сын попал в плохую компанию, они курят за гаражами, или хулиганят, или еще чего.

Так как же разобраться, что вынудило ребенка взять и не прийти в школу? И что делать, когда тайное стало явным?

Что делать родителям прогульщика?

Прогуливает школу что делать

В первую очередь — не гадайте «почему». Спросите ребенка напрямую, не пытайтесь пойти окольными путями и поймать на лжи. Покажите, что вы ему не враг, что цените доверие между вами и не собираетесь впадать в истерику без выяснения причин. Будьте спокойны и попытайтесь понять ребенка.

Если причина прогула в банальной загруженности, найдите компромисс и уберите что-то из его плотного расписания. Или договоритесь с учителем, что ребенок не станет посещать музыку, так как музыкальная школа вполне может засчитаться за 5 в четверти.

Если ребенку совершенно не интересна физика, вот он на нее и не ходит, попытайтесь увлечь его этим предметом. Походите по музеям, посмотрите документальные фильмы, устройте опыты дома. Попытайтесь объяснить, что это может быть интересным, если разобраться. Правда, в этом случаев большинство ваших стараний разобьется об: «Открываем и конспектируем 5-ю главу…», — на первом же посещенном уроке.

Если у вашего ребенка конфликт с учителем или другими учениками, то, возможно, без вашего вмешательства ему не обойтись. Постарайтесь разобраться в ситуации и помочь ему справиться. Если дело в учителе — сходите и лично переговорите с ним или классным руководителем, если ничего не меняется — идите в администрацию.

Что касается разовых прогулов вроде «ну в это время был бесплатный киносеанс…» и так далее. Подумайте — так ли это плохо? Если успеваемость не страдает, то почему бы иногда не позволить себе расслабиться, поиграть на свежем воздухе или сходить в какое-то интересное место. В этом случае лучше «прикрыть» ребенка перед учителями, но сказать, чтоб в следующий раз он вас предупредил заранее. В конце концов может вы бы тоже сходили!

Если ситуация серьезная и вы выяснили то, что ребенок прогуливает школу систематически и обзавелся вредными привычками — только тогда стоит бить тревогу. Если разговоры по душам не помогают, лучше обратиться к семейному психологу.

В любом случае помните, что не прийти на географию — не значит «пойти по наклонной». И если ребенок сбежал с уроков, чтобы посмотреть на редкую панду, которую завезли в зоопарк на пару дней — не стоит браться за ремень.

Читать морали и рассказывать о том, что «вот вы то в его время…» — бесполезно. Все ваши усилия пропадут зря. Также не стоит обещать ему что-то за посещение школы. Это его обязанность, за которую не нужно вознаграждать, иначе вы так денег не напасетесь, а ходить он станет только для галочки.

Всегда пытайтесь поставить себя на место ребенка. Вот не хочет ходить он на урок к Раисе Павловне. Это та визгливая истеричная женщина? Даже вам к ней идти не хочется, что уж говорить о детях. Говорите и пытайтесь объяснить, почему избежать ее не получится, и что в жизни, к сожалению, будет еще много таких Раис. Привыкай, малыш.

Что делают родители?

Прогуливает школу что делать

Мы просмотрели форум u-mama и сделали подборку комментариев родителей, которые столкнулись с проблемой прогулов. Какие меры они предпринимают? Пойдем от самых легких решений к самым радикальным.

«Скажите, что вы сами будете разрешать иногда пропускать занятия, при условии, что сын не будет вас обманывать и не возникнет проблем с учебой. Такие неожиданные подарки порой очень нужны, и не только подросткам».

«Я сама своей дочери разрешаю прогуливать кое-какие уроки (она в 7 классе), когда вижу, что ей нужен отдых. на ее успеваемости это абсолютно не отражается».

«Ну, для начала объяснить, что за прогулы она сама несет ответственность, и, если в следующем году не сдаст ГИА — ее проблемы. Пока успеваемость в норме — не паникуйте».

«Я тоже в 8−9 прогуливала много, просто так, справиться со мной не могли, ну, папа мог на какое-то время в чувство привести. Хвосты все потом досдавала перед каникулами, к концу 9 класса это прошло».

«Пытаюсь работать над мотивацией: найти доводы, зачем все это нужно, но пока не срабатывает. И у папы чего-то нет особого желания поучаствовать. Разве что наказать (Но, боюсь, что это тоже уже сейчас не так страшно и не так действенно для него».

«Пусть объяснит причину поступка своего, ежели дело именно в недостатке времени на прогулки- договоритесь увеличить его, но не за счет занятий. Хорошо бы выяснить как у дочери дела по прогулянным предметам- может с учителем конфликт. Главное в этой ситуации остаться другом для дочери, поведение в 13−14 лет изменить сложно, но в качестве „друга“ вы будете иметь доступ к более подробной информации о том, что в голове вашей дочери, в качестве „врага“ с вами будут только ваши переживания и догадки».

«У моей в её возрасте просто времени не было свободного, хореографией занимались (ездили по России, за границу, на различные конкурсы), репетитор по английскому, курсы в 9 гимназии плюс уроки. Я считаю, что занятия в секциях очень дисциплинируют ребёнка, он начинает дорожить временем, планировать».

«Оформить обучение на дому и строгий домашний арест, без выхода из дома и в интернет:) да, для всех радикальных мер надо сильно вложиться».

«Барахло/косметику не покупать, интернет не оплачивать, гаджеты забрать. Сказать, что в 18 — чемодан за дверь и выписать из квартиры. Хочет по-другому — пусть думает».

«Привлекайте специалистов. Любых. Психологические центры, детские тренинги, кризисный центр при психбольнице, детская комната милиции… Возьмите отпуск и водите в школу за руку в конце концов».

«Когда мой сказал, что не будет ходить, сказала, что уволюсь, будем без куска хлеба сидеть, но буду ходить с ним на уроки и сидеть, не хочет по-человечески, буду наручниками пристегивать к парте».

Источник

8 советов родителям прогульщика

Во многих семьях прогулы школьника считаются преступлением века. Человеку, который однажды пропустил ОБЖ, домашние сразу же предрекают головокружительную карьеру в коммунальных службах плохого района. Но иногда прежде чем паниковать, стоит разобраться, что движет ребёнком, который пропускает уроки. Вооружившись помощью педагога и психолога Ирины Беляевой и психолога Анастасии Лындиной, Инна Прибора рассказывает, что делать родителям прогульщика.

Почему мы так нервничаем

Проблема пропусков уроков больше задевает людей, когда они старше. Ведь в доинтернетную эпоху учитель был носителем информации, которую непросто достать. К тому же путь к жизненному успеху был более линейным, чем теперь: почётная грамота, приличный аттестат, серьёзный вуз, высокая должность. Гики, фрики, странноватые ребята в вытянутых футболках непонятны нашим бабушкам, какие бы технологические стартапы они ни открывали. А вот Мишенька, который принёс пятёрку по чтению, — это сразу видно, на пути к достойной жизни.

Если родитель склонен сгущать краски, видя в посещаемости уроков единственную дорогу к успешной жизни, ему имеет смысл оглянуться вокруг и немного расслабиться

Другой проблемой может быть наш собственный страх школы, бессознательная путаница: кого сейчас будут ругать — ребёнка или нас? Может, мы плохие родители и теперь у нас на репутации несмываемое пятно? Может, нас даже вызовут к директору? Только не это.

Представьте, что ребёнок прогулял школу в одном случае потому, что пошёл в библиотеку и увлёкся там средневековой поэзией, в другом — вместо уроков курил за гаражами. Вы будете одинаково возмущаться в обоих случаях?

Прогуливает школу что делать

Собственный родительский дискомфорт может зацепить ребёнка и обострить ситуацию в и без того горячих точках. Так что первым делом нам стоит избавиться от предрассудков. Ребёнок пока что не «загубил юные годы», не «потратил жизнь зря», не «опозорил семью», а всего только не пришёл на природоведение. Есть разница.

Что делать с прогульщиком

1. Не читайте морали, это бесполезно. Человек нарушил норму не потому, что не знал, что надо ходить на уроки, а по каким-то другим причинам. Яркие монологи «Я в твои годы» и «Учёба — это святое!» пропадут зря.

2. Выясните причину прогула. Что там спрятано: страх, вина, месть, власть или ребёнок просто перепутал расписание? Обычно у формулировки «не захотел пойти на урок» есть продолжение. Например: «потому что поссорился с ребятами», «не подготовился к контрольной», «бойкотирую анатомию по религиозным причинам». Если в корне проблемы лежит конфликт с учителем или буллинг в коллективе, то работать придётся со всеми участниками процесса и, возможно, продолжительное время. Ссориться с ребёнком тут нет никакого смысла, вы просто находите проблему и пытаетесь её решить.

4. Возможно, есть случаи, когда детские прогулы — это вовсе не наше родительское дело. Конечно, если для ребёнка это не становится проблемой и не страдает его успеваемость. Но когда пропуски уроков отравляют ему жизнь, пора вмешиваться взрослым.

5. Не пользуйтесь такими привычными рычагами воздействия, как подкуп и принуждение. Не стоит обещать покупку нового смартфона за каждый урок алгебры, на который заглянул ребёнок. Смартфоны у вас могут когда-нибудь кончиться, а дочке ещё учиться и учиться. Принуждение плохо тем, что подпитывает сопротивление. А переносить ежедневные войны дома могут очень редкие и не очень здоровые люди.

6. Удивительным открытием родительства становится то, что обстоятельства переделывать легче, чем ребёнка. Если велика школьная нагрузка, переведите сына в класс без углубленного китайского или хотя бы откажитесь от факультатива по пошиву кед.

7. Несмотря на последнее выступление классной руководительницы и новые эпитеты в адрес вашего ребёнка, поддерживайте его позитивное к себе отношение. Он не «сачок» и не «лодырь», а человек, у которого развился стресс от занятий фонетикой. Поддержите его и помогите обнаружить хоть какую-то личную заинтересованность в посещении предмета, на котором учительница свистит и шипит.

8. Стимулируйте любопытство ребёнка, связанное со школьными темами. Если вы знаете, что по программе на следующей неделе детям будут рассказывать про силу тока, покажите фильм про Теслу или фокусы с электричеством (там должны участвовать не горящие розетки, а эбонитовые палочки). Расскажите о своём школьном детстве, какое прозвище было у завуча, как вы прогуливали заня… А нет, про это лучше не упоминать.

Источник

Ребенок прогуливает школу, хамит и сидит в компьютере по ночам

Если ничего не помогает: сделайте два шага назад

Прогуливает школу что делатьЕкатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Почувствовать бессилие можно с ребенком любого возраста. Первоклассник отказывается ходить в школу. Пятиклассник совсем перестал учиться. Подросток хамит и думает только о себе. Заставить его «хорошо себя вести» вы не можете — сил на это у вас нет. Но есть одна вещь, которую можно сделать в любой безвыходной ситуации — и возможно, после этого обстановка в семье изменится. Рассказывает психолог Екатерина Мурашова.

Прогуливает школу что делать

В своих материалах и комментариях к ним я, несомненно, об этом уже упоминала. И, кажется, даже не один раз. Но, возможно, была не особенно внятна. И это было «когда-то». А прямо сейчас ко мне то и дело обращаются семьи с похожими комплексами проблем, которые отчаявшимся родителям кажутся нерешаемыми. И «к психологам» они, как правило, обращались не один раз, и «ничего нам не помогло».

Но обращение к психологу само по себе и не может помочь в таких ситуациях, когда вся семья должна много и довольно долго работать на разрешение проблемы. Тем паче что эти обращения сознательно или бессознательно формулируются родителями начиная с оборота «скажите, пожалуйста, как нам сделать так (или даже „сделайте так“), чтобы он. (перестал хамить, начал учиться, не сидел постоянно у компьютера и т.д.)».

То есть сразу первая (и роковая) ошибка: обращение направлено на «кого-то». Это «он или она» должен измениться. Но мы (каждый из нас) не можем изменить никого. Только себя. Но когда мы меняемся, все вокруг нас тоже меняется. Точно неизвестно как, но меняется неизбежно.

Поэтому я попробую еще раз. Подробно и по порядку.

Двор моего детства

Когда я была маленькой, в нашем «дворе объедков» в самом центре Ленинграда каждый день на много часов собирался и как-то внутри себя взаимодействовал довольно разношерстный детский коллектив. Дети были:

Далеко не все дети любили друг друга или даже относились нейтрально. Многие кого-то недолюбливали, а некоторые так и прямо враждовали между собой. Но двор у нас был на всех один, кроме врагов, в нем играли друзья и приятели, и пойти «после школы» куда-то еще (или тупо сидеть дома) было просто невозможно — вся детская внешкольная социальная жизнь протекала внизу, прямо под окнами. Существовали еще два «соседних двора», но там были свои коллективы, с которыми у «нашего двора» были отдельные, достаточно ксенофобические отношения.

Перечисленных пунктов, я думаю, достаточно, чтобы понять: конфликтов при детском дворовом взаимодействии возникало множество, и самых разных.

Часть из них разрешалась быстро и сразу, без всякого вмешательства со стороны. Кто-то обиделся и ушел (до завтра), кого-то согласно выгнали из игры за нарушение правил, кто-то кого-то стукнул, а потом помирились и играют дальше. Кто-то с кем-то «раздружился на всю жизнь» (опять же до понедельника). Потом образовались две временные, враждующие и не общающиеся друг с другом коалиции, разрушенные через неделю или месяц чьим-то «предательством» или двумя «перебежчиками».

Все это, описанное выше, похоже на жизнь обычной семьи, не правда ли? Разные возраста, характеры, в одном пространстве, далеко не все и не всегда сгорают от любви друг к другу. Ну и по времени так же, если не больше: мы же проводили во дворе, в тесном межличностном взаимодействии по четыре-семь часов в день. А сколько часов в день вы плотно общаетесь не со своим гаджетом, а со своими домашними?

Где-то у меня были результаты моего же собственного эксперимента: среднее время общения родителей со своими детьми-подростками (в благополучных семьях!) — одиннадцать минут в день.

Могу сказать за себя: два-три раза в неделю по часу с детьми и мамой — по телефону, около часа в день лично — с мужем. Еще около двух часов в день — с собакой, сурикатом и прочей живностью. Во дворе своего детства — вот ей-же-ей — я общалась гораздо больше.

Все сделали два шага назад!

Иногда (и не сказать чтоб очень редко) в этом дворе закручивался спиральный узел общего и нерешаемого на вид конфликта. Все орут, кто-то кого-то валтузит, кто-то пытается их растащить, кто-то уже размазывает юшку по физиономии, в воздухе висят оскорбления по национальному признаку, оценки уровней умственного и физического развития противников и обещания сношений в особо извращенной форме.

И вот в этом-то случае неформальные лидеры двора (обычно это были два-три старших подростка, один из них почти всегда во дворе присутствовал в качестве «смотрящего») применяли методику, о которой я веду речь. Они несколько раз особым образом хлопали в ладоши (согнутые чашечкой ладони, получается очень громко, что-то вроде акустического удара) и дико орали: «Все! Сделали! Два! Шага назад!».

Задача услышавшего этот призыв была проста. Нужно было немедленно прекратить то, что ты делаешь (бить, вопить, отнимать, растаскивать и т.д.), поднять голову, мысленно оценить, где центр потасовки, и от этого центра два раза шагнуть или отползти на адекватное двум шагам расстояние (если уже лежишь).

Если кто-то призыва не услышал (не захотел ему последовать) и продолжал агрессировать, то он моментально оказывался в вакууме (например, молотящим кулаками воздух) и тоже, конечно, прекращал — выглядеть невменяемым дураком никому не хочется даже в детстве.

На некоторое время (обычно минута-две) сцена замирала. Кто-то выдыхал, кто-то оглядывался удивленно, кто-то всхлипывал, кто-то медленно поднимался с асфальта и отряхивал пальто и рейтузы, кто-то продолжал беззвучно бормотать оскорбления или оправдания себе под нос.

Потом лидеры двора шли между замершими фигурами и разбирались (признаю, очень поверхностно — главная их задача была все-таки в остановке конфликта, а не в психологическом анализе ситуации): «Это твой мяч? Ты его даешь в общее пользование? Не даешь? Тогда вот забирай его и уходи. Это ее битка? Отдай ей! Кто тебе очки разбил? Не видел? И нечего было в очках в кучу-малу соваться! Иди сейчас домой, скажи, с качелей упал. «

Прогуливает школу что делать

Если ничего не помогает

Ну и? — спросит читатель. Все это, конечно, мило-этнографично, даже где-то ностальгично, и немного жалко, что сегодня дворов вашего ленинградского детства нет и в помине, а есть только паблики «ВКонтакте» и френдлента в «Фейсбуке». Но какое отношение все это имеет к тому, что мой ребенок меня ни в грош не ставит, хамит мне ежедневно, бабушку, которая его вырастила, недавно матом послал и школу прогуливает, сидя за компьютером по ночам?

Никакого не имеет, если у вас опять — «сделайте так, чтобы он. «.

А вот если «делаю я» — тогда самое прямое отношение. Я не знаю, что вы там у себя в семье делали и делаете сейчас, но ситуация однозначно зашла в тупик. Вы уже тысячу раз ему объясняли, «разговаривали по-хорошему», пытались договориться и даже по совету какого-то психолога «писали договор и вешали его на стенке» (там было про то, что он каждый день выносит мусор, делает уроки и сидит в компьютере не больше двух часов в день). Однажды вы не выдержали и разбили его телефон об стенку, а он швырнул в вас стаканчиком с карандашами. Все бесполезно! Ничего не помогает!

Тогда и именно тогда — «методика двух шагов» со двора моего детства.

— Ситуация зашла в тупик! — признаете и объявляете вы. — Я делал(а) то и это, и оно не помогает — и все мы это видим! Становится только хуже и хуже! Поэтому я для начала просто прекращаю делать все то, что делал(а). Явочным порядком, просто договорившись со всеми взрослыми членами семьи (они наверняка устали от конфликтов не меньше вашего). А ребенка честно проинформировав: не могу больше! Исчерпалась. Устала. Всё. Все! Сделали! Два! Шага назад!

Водили до школы под конвоем — перестали водить. Требовали по вечерам показать дневник — не требуем. Отнимали гаджет — не отнимаем. Давали гаджет в обмен на что-то — перестали давать. Орали каждый вечер — перестали орать. Поднимали в школу ведром холодной воды на голову — перестали поднимать. Ласково уговаривали — перестали уговаривать. Никогда не говорили о чувствах — начали говорить (не ему, в пространство). Задолбали всех своими чувствами — заткнитесь. Простая закономерность: перестали делать все то, что делали на этом поле до того. В пределе:

— Доброе утро, Петенька!

— Спокойной ночи, Петенька!

Вместо семейных конфликтов

Назначили себе (и всем остальным) срок: две, три недели.

Вы (и остальные домашние) в эти недели просто отдыхаете. Встаете с асфальта, оглядываетесь, отряхиваете пальто, вытираете юшку. Разговаривать при этом «о природе, погоде и видах на урожай», разумеется, можно.

Если ребенок сам вышел на вас с вопросом или проблемой — принять, четко и коротко ответить. Если вопрос: купи мне восьмой айфон, — ответ: не куплю (это в ваших силах). Если вопрос: можно я поеду к друзьям на дачу с ночевкой? — ответ: я бы не хотела, чтобы ты ехал, но насильно задержать тебя физически не могу (это не в ваших силах), а орать и конфликтовать у меня больше нет сил, решай.

Если решение принято в вашу пользу, не забудьте дать положительную обратную связь — шансы есть, ребенку, подростку ведь тоже хочется удержать, закрепить больше чем на две недели непривычное бесконфликтное существование.

Вот и вся методика. Сама по себе она не решает никаких проблем, но реально позволяет разорвать «порочный круг» самовоспроизводящихся, изнуряющих и не ведущих ни к чему конструктивному семейных конфликтов.

Но, отдыхая от конфликтов, умственно вы, конечно, работаете. За эти три недели вам (и домашним) надо сформировать план: как жить дальше? Причем план должен быть на все время, оставшееся до взросления ребенка.

Какой план составить?

Если ему, например, сейчас 14 лет и он учится на твердое «два», то план — «до армии», на четыре года. Понять для себя: что вы делаете и чего не делаете? И еще раз: там, в этом плане нет ничего про «он должен». Там есть только то, что делаете вы (и другие родственники).

Или любой другой удобный и выполнимый для вас (семьи) план.

Например: да делай ты что хочешь, пока жива, буду тебе по утрам кофе в постель приносить и гаджет включать, а как помру, уж сам обустраивайся, я все равно этого не увижу.

Самое главное — потом вы реально делаете то, что запланировали и о чем честно сообщили ребенку. Если вы сомневаетесь, что сможете сделать то или иное, план изначально должен быть другим. Только то, в реальности и исполнимости чего вы не сомневаетесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *