Прогресс или регресс что лучше
Прогресс, регресс, деградация — понятия познания жизни
Прогресс и регресс, деградация — понятия познания жизни
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Применение понятий прогресс, регресс и деградация в познании и в жизни
Любые понятия человеческого сознания, в том числе, понятия прогресс, регресс и деградация — это не «забавы» и не «сухие» абстракции философствующего ума.
Понятия, как таковые, – это инструменты, методы и плоды человеческого познания окружающего мира и себя в нём.
Знания о том, что такое прогресс, регресс, деградация совершенно необходимы не только учёному или работнику, но и любому человеку, размышляющему о своём «житие-бытие». Например:
1. Эти понятия необходимы, чтобы разобраться и разбираться в своей личной жизни.
Очевидно, что грамотный и просвещённый человек понимает, что все его жизненные проявления, его жизнь и жизнь вокруг, — это процессы развития.
Чтобы понять эти процессы, необходимо не только оперировать в сознании понятиями прогресс и регресс, деградация, но и понимать их содержание и диалектику взаимосвязей и отношений, по типу, описанному ниже.
Ведь, если, например, человек воображает, что его жизнь – любовь, карьера, семья, и прочее – это только прогресс или, наоборот, регресс, то это не только ошибочная оценка жизни, но и источник многих возможных ошибок в ней.
Сколько семей, семейных, любовных пар разрушилось, лишь от того, что они ожидали лишь прогресса в своём развитии, не подозревая, что в этом прогрессе, пусть незримо, до поры до времени, присутствует не только регресс, но и деградация отношений.
2. Понимать, что такое прогресс и регресс, деградация, совершенно необходимо в части своего мировоззрения на ближний и дальний социум и процессы в нём.
Без этого, например, бессмысленно рассуждать о значимости и об оценках любого исторического периода жизни страны или человечества в целом.
Без этого, например, бессмысленно и ненадёжно строить планы на карьеру, или на перспективы своей жизни, вообще, и здесь и сейчас.
3. Наконец, не понимая, что такое прогресс, регресс, деградация, человеку невозможно адекватно рассматривать ни свою личность, ни процессы её развития и перспектив.
Не только рассматривать, но и как-то осознанно управлять процессами своей жизни и своей личностью.
Прогресс и регресс, деградация, как понятия
Очевидно, что, понятия прогресс и регресс, возникли для обозначения векторов развития: если позитивное, качественное улучшение объекта – прогресс, а откат, разрушение объекта – регресс.
Вот, собственно, на этом бы и остановить применение этих понятий, ибо, если мы будем расширять содержимое понятий прогресса и регресса, то неизбежно столкнёмся с такими коллизиями:
1. Возникает необходимость рассмотрения самого развития: его сущности, прежде всего. А далее: его движущих сил, способов осуществления и целей.
Ибо без этого, невозможно определить, а что, собственно, есть прогресс и регресс, кроме как обозначение качественно различных направлений развития.
То есть, или мы субъективно, а значит относительно себя или чего-либо, обозначаем, что вот это есть прогресс, а вот это есть регресс.
Или вынуждены рассматривать сущность самого объекта развития, чтобы уяснить, а чем, для него самого, является то или иное направление его развития.
И нужно будет вырабатывать критерии последствий развития, а, опять же, относительно чего?
Ибо, если будем рассуждать, что прогресс – это качественное улучшение объекта, с точки зрения его основных, сущностных свойств, а регресс, деградация – это разрушение объекта – утрата или деформация его сущности, то мы будем рассматривать сам процесс развития.
А последствия развития останутся вне поля зрения.
Но развитие, как таковое, и развитие любых объектов на практике, в частности, показывает, что прогрессивное развитие не всегда приводит к улучшению объекта. А регресс, бывает, в результате, приводит к улучшению или качественно положительному изменению.
2. Прогресс невозможен без регресса, как и регресс, содержит в себе прогрессивные аспекты.
То есть, прогресс и регресс – это, всего лишь, отражение и проявление процесса развития, который, по своей сути, — столкновение и борьба противоположных свойств и тенденций результатов этой борьбы.
Иначе говоря, прогресс в развитии любого объекта, мало того, что невозможен без одновременного его регресса, но и столкновение этих противоположностей развития, приводит к цикличности развития.
Эта цикличность заключается в том, что общий вектор развития объекта с неизбежностью меняется на противоположный, в зависимости от того, какая тенденция одолела на настоящий момент: прогресс или регресс.
Здесь классическое проявление всеобщего закона диалектики: переход количественных изменений в качественные.
Если прогрессивные тенденции развития количественно накапливаются, при общем регрессивном развитии объекта, то, рано или поздно, тенденция развития изменится: объект, буквально, победит регресс своего развития и начнёт развиваться прогрессивно.
Но, при этом, этим самым, давая возможность регрессивным тенденциям, «оставаясь в тени», накапливать силы в виде количественного роста регрессивных аспектов развития, чтобы в дальнейшем произошла очередная замена прогресса на регресс развития.
Что касается понятия деградация, то, очевидно, что оно вкладывается своим содержанием в понятие «регресс», отражая ломку сущности объекта при его регрессе – разрушение его структуры и ухудшение качества.
Совершенно справедливо, часто ставят вместе понятия развития и деградации.
Но, при этом необходимо смотреть на развитие, не как на общее понятие существования объекта в динамике изменений, а как на поступательное, именно прогрессивное усложнение его структуры и системы.
Иначе говоря, развитие, в узком смысле слова, подразумевает усложнение структуры системы объекта, а деградация, как раз, говорит об обратном: о примитивизации, упрощении, деформации и ломке структуры и разрушении системы.
Буду рад вашим замечаниям, дополнениям, примерам и вопросам, по этой теме: прогресс и регресс, деградация.
Дополнительно читать, по этой тематике:
Прогресс и регресс
В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими, противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс.
Идея прогресса родилась в период подъема капитализма. Она нашла выражение в работах Д. Вико, А. Тюрго, И. Гердера, Ж. Кондорсе, Гегеля и других философов. С конца XVIII века все политические программы социального развития, выдвигавшиеся в Европе, формулировались и осмысливались в понятиях теории прогресса. При этом под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку масштабно взглянуть на человеческую историю, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции истории, перспективы будущего общественного развития. В наши дни значение этой важной философской идеи еще больше возросло.
Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. В идее общественного прогресса такие ценностные моменты сильны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако научно-философское миропонимание не может ограничиться лишь ценностным подходом. Важно теоретически осмыслить объективные черты прогресса. Серьезным подспорьем для философского анализа проблемы прогресса служат работы по эволюционной биологии, которая менее, чем история общества, «нагружена» ценностными человеческими представлениями и позволяет судить о прогрессе (и регрессе) с меньшим пристрастием. В целом же философское осмысление проблем направленности развития, прогресса базируется на обобщении обширных знаний и опыта, материала биологических и исторических исследований и находит свое теоретическое выражение в комплексе понятий материалистической диалектики.
Прогресс в самом общем виде и сегодня определяют как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Но что считать более зрелым и совершенным, каковы критерии прогресса? Вопрос этот очень сложен. Его изучение убеждает в том, что прогресс связан с повышением уровня организации системы. И опять-таки встает вопрос, что такое высота организации системы? На языке современных системных представлений повышение уровня организации системы предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, структурную, функциональную, генетическую «пластичность» и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.
Иными словами, если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.
Диалектика ориентирует на понимание единства прогресса и регресса как диалектических противоположностей. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь друг через друга. В содержании понятия «прогресс» уже заложен смысл понятия «регресс», и наоборот. Поэтому нормой логически культурного мышления должно быть осознание того, что развитие невозможно понять как сугубо прогрессивное или только как регрессивное.
Реальная картина процессов развития в природе и обществе также убеждает в сложной диалектике прогрессивных и регрессивных тенденций. Это хорошо понимали такие мыслители, как К. Маркс и Ч. Дарвин. Работы обоих отличали анализ огромных массивов конкретного материала, высокая научная объективность, масштабность обобщений и вместе с тем стремление избежать упрощений, представить изучаемый предмет в многомерном, но целостном виде, динамике. Маркс пояснял, что наряду с прогрессом в развитии «постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения».
Развитие популяций, история этносов, государств, социальных институтов в какой-то мере соответствует такому общему представлению о развитии. Однако связи чередования, как бы наглядно они порой ни иллюстрировались, все же поверхностно выражают глубокое, внутреннее единство прогрессивных и регрессивных тенденций развития. Будучи диалектическими противоположностями, они связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. Их диалектические соотношения многообразны.
Характеризуя неравномерность развития «производительной силы труда» в разных отраслях промышленности, Маркс отмечал прогресс в одних, регресс в других сферах. Такая неравномерность широко распространена и сегодня в развитии континентов, регионов, стран, народов, культур, социальных слоев, отраслей производства и т. д. «…Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях»,— разъяснял Энгельс. И этот момент относится не только к природе, но и к обществу. Сегодня известно также множество других проявлений диалектики прогресса и регресса.
Диалектическое соотношение прогрессивных и регрессивных тенденций определяет направленность процессов развития. Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к прогрессу. Так, в частности, смотрел на дело Гегель. Но дальнейшее развитие философии, науки, практики убедительно продемонстрировало, что прогрессивное развитие — лишь одно из существующих направлений развития той или иной системы в целом. В реальных процессах развития природных и социальных явлений проявляется объективная многонаправленность процессов. Они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные и круговые изменения. Представления об однонаправленном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.
Концепция всеобщего прогресса, тесно связанная с идеей всеобщего возрастания организованности или бесконечной иерархии в строении материального мира, находится в противоречии и с естествознанием, и с историческим развитием общества. Так, второе начало термодинамики допускает возможность повышения уровня организации отдельных материальных систем, но исключает такую возможность для всей их совокупности. Для поддержания существования бесконечно больших систем, согласно научным расчетам, требуется бесконечно большая энергия внутренних взаимодействий. Но ни одна реальная система такой энергией обладать не может. Здесь действует философский принцип относительности всех конкретных состояний материи и конечности всех конкретных материальных систем.
Кроме того, идея вечного прогресса (однозначно прогрессивной направленности всех процессов развития) уязвима с общефилософской точки зрения. Она навеевает представление о мистической (не согласуемой с позициями науки) устремленности мира ввысь, о его начале и конце. В истории науки и философии учения об абсолютном прогрессе всегда были неразрывно связаны с идеалистическим пониманием мира. Философский анализ убеждает в том, что развитие — черта определенных конкретных систем, существующих в определенных интервалах времени. Еще более специальное и «сильное» — понятие «прогресс». Оно характеризует лишь одну из тенденций развития. Мир вообще, Вселенная не является единой системой, и потому к ним неправомерно применять эти понятия.
Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое единство. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать — это в каждом конкретном случае предстоит открывать и обосновывать.
Понятие прогресса как особого типа развития живой природы и человеческой истории имеет интегральный характер и, как правило, применимо к тенденциям изменения сложных целостных систем, все элементы и подсистемы, свойства и отношения которых взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому здесь судить о тенденциях изменения по отдельным изолированным показателям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других.
Диалектическая взаимосвязь прогресса и регресса обусловливает сложные, часто неожиданные, не поддающиеся однозначным оценкам результаты развития систем. «Высшее» по ряду параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам. Расцвет нередко чреват деградацией, а упадок может оказаться периодом накопления каких-то «высших» потенций.
Биологический прогресс сегодня связывают с повышением уровня организации систем, с возрастанием степени их целостности, биологической эффективности, жизнеспособности. Его характеризует формирование более работоспособной структуры, обеспечивающей надежное выполнение жизненных функций индивида и вида (получение большего эффекта в ходе обмена веществ при меньших затратах вещества и энергии).
Способность к изменениям такого рода (эволюционная пластичность) обеспечивается и генетической разнородностью системы, широтой ее генофонда, богатством заключенных в нем скрытых мутаций. То есть речь идет и о большем или меньшем потенциале системы, его исчерпанности или же, напротив, об интенсивности и богатстве присущих системе внутренних импульсов, возможностей дальнейшего прогрессивного развития. Важно учитывать и сбалансированность внутривидовых, межвидовых и других отношений, вплоть до взаимосогласованности целых биогеоценозов.
Показатели прогресса биологических систем можно философски обобщить и использовать как ключ уяснения особенностей прогресса систем социальных. Здесь тоже необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс экономической, социальной, политической, духовной жизни общества. Причем важны прочность, жизнеспособность, перспективность социальной организации, достигаемые посредством ее гармонической сбалансированности. Соответственно прогрессу благоприятствует все, что укрепляет жизнеспособность общества, обеспечивает оптимальные условия функционирования и развития, способствует достижению его целей.
Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей.
Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, средствах и смысле прогресса. Понятие «общественный прогресс» носит мировоззренческий характер и заключает в себе не только объективное содержание, но и ценностный смысл, человеческие ориентации. В отличие от природных процессов, как таковых, историческое развитие общества является интегральным результатом действий, усилий людей. При этом многое зависит от тех идеалов, ценностей, целей, которыми люди руководствуются.
В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и оправдание этой стратегии осуществляется в терминах «прогресса»: прогрессивная технология, политика, печать и т. п. К таким словосочетаниям современный человек привык с детства. Их воспитательно-педагогическое, идеологическое и в целом мировоззренческое значение для современной культуры не уменьшается. Напротив, благодаря средствам массовой информации сознание современных людей особенно восприимчиво к таким представлениям.
Какой же «образ прогресса» в самом высоком его понимании разработан в философии и других областях культуры к концу XX века? Он включил в себя прежде всего представление об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т. д. Издавна развивались также мысли об освобождении людей от прикованности к Земле, о проникновении в космос и его освоении, о создании внеземных цивилизаций.
В отношениях между людьми основополагающим идеалом остается принцип высшей ценности человека для человека. Это означает устранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждебности и агрессивности. Важнейший шаг на этом пути — социальное освобождение людей, то есть ликвидация эксплуатации, антагонизма классов. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей. Сутью общественного прогресса, его целью мыслится человек — его освобождение от различных ограничений, несвободы, рабства, возможность разностороннего и гармоничного развития личности.
Идеалы прогресса, осознание его дальних перспектив, высших целей не отменяет решения ближних насущных, ежедневных задач. Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеализированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. В частности, с точки зрения идеалов прогресса подвергается острой критике односторонняя ориентация на научно-технический прогресс, заключающая в себе опасность регресса, разрушений, гибели общества.
С точки зрения высших целей прогресса все его отдельно взятые элементы предстают как частные, односторонние, не подлежащие однозначной оценке в понятиях «прогресса» и «регресса», требующие соотнесения со всем комплексом общественной жизни, ее перспективами.
Наконец, образ прогресса в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса — социальным программам, ориентированным антигуманистически, античеловечески.
Для осмысления сложных, противоречивых процессов развития человечество не выработало методов более эффективных, чем диалектическое мышление. При решении каждого вопроса здесь оказывается необходимой «диалектика как живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…».
Принципиальной особенностью нашей эпохи является развитие самосознания человечества как единого целого. Осмысление планеты Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судьбы, будущего, перспектив социального и экономического развития становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.
Диалектика — открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать все новые и новые реалии, проблемы, ситуации, с которыми сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей жизни, своего исторического пути. Вот почему диалектику мало выучить по книжкам. Каждая диалектическая позиция требует практического ее освоения, формирования навыка решения проблем, использования диалектических понятий, анализа напряженной реальной диалектики нашего времени. Вот почему изучение диалектики требует деятельности, практики.
Уровень, на котором сейчас находится марксистская диалектика, есть итог предшествующего развития философии, но не его конец, не его завершение. Диалектика по самой ее природе вообще не может быть завершена. В теории диалектики есть немало нерешенных проблем. Ее дальнейшее совершенствование тесно связано с осмыслением глубинных изменений и процессов преобразований, происходящих в современном мире, общественно-политической жизни, науке, технологии, культуре, во всем их объеме, во всей их реальной сложности. Еще менее может быть отлито в устойчивые формы искусство диалектического мышления. Оно живет и совершенствуется в реальных актах творческого, конкретного и сложного, как сам мир, его непрекращающегося осмысления.
Диалектика выступает в качестве мировоззрения и метода, максимально соответствующего творческому духу и гуманистическому характеру современной науки и культуры. Она «по самому существу своему критична и революционна». Сегодня материалистическая диалектика служит основой нового мышления. И в этом ее сила и будущее. Нельзя быть современно и перспективно мыслящим человеком, не овладев диалектикой.
О прогрессе и регрессе
Считается, что живём мы в век технического прогресса, который стремительно несётся всё вперёд и вширь, да ещё опережающими темпами. Но если критически посмотреть на то, что нас окружает, то картинка получается несколько иная.
Возьмём, к примеру, телевизор. Появившись в конце 50-х, в течение всего десяти лет это чудо техники плотно вошло почти в каждую семью. Кто жил в те годы, или хотя бы в конце 70-х, помнят, как это всё происходило: Вы щёлкали выключателем, затем где-то внутри ящика что-то начинало жужжать и тихо нагреваться. Потом, буквально в течение пары минут, из тихого жужжания постепенно появлялся звук, а следом за ним кинескоп, потихоньку из центра к краям наполнялся светом и, с небольшой задержкой, на матовом стекле появлялись волшебные картинки.
Вот он был, наглядный пример технического прогресса. После десятилетий сидения около радиоприёмника, новости теперь стало можно видеть, а чтобы посмотреть кинофильм, уже не надо было одеваться, ехать через полгорода, стоять в очереди за билетами. Главной газетой в каждой семье стала программа передач, а говорящие из телевизора головы чуть ли не членами семьи.
Следующим шагом прогресса стало расцвечивание изображения. Это было ощутимо до уровня волшебства, настолько, что затмило собой заметное увеличение габаритов домашнего окна в мир. От плошки с заполненным водой увеличительным стеклом, которое потом превращалось в аквариум до почти 70 сантиметров по диагонали, что для наших комнат в хрущёвках, брежневках и даже сталинках казалось настоящим кинотеатром.
Потом произошёл ещё один скачок технического прогресса. Появились полупроводники, и телевизоры научились говорить сразу после щелчка, безо всякого прогрева. И не беда, что картинка на кинескопе всё ещё появлялась позже. Заскочив домой и уже опаздывая к началу, не важно чего, футбольного матча, фильма или программы «Время», Вы уже были в курсе и не теряли ни секунды, ни клочка информации. Вот это был ощутимый скачок прогресса.
Следующим был шаг, практически не затронувший наши палестины, по своей невостребованности. Большие проекционные экраны, растянувшиеся за метр и под два по диагонали, даже если бы их удалось втащить через наши лестничные клетки, места бы для жизни в малогабаритных квартирах не оставили. Наш человек, который в булочную на такси не ездил, видел эти плоды технического прогресса только на страницах журнала «Америка», и на свой счёт, всё это буйство визуального разврата, не принимал.
Последующий шаг технического прогресса почувствовал и оценил уже каждый — плоские экраны телевизоров не только освободили место на комодах, но и начали погружать нас в свой сказочный мир, немедленно после щелчка кнопкой на пульте. И да, пульты дистанционного управления телевизором, это тоже был большой шаг того же прогресса в смотрении телевизора дома.
Телевизоры росли и окончательно перебрались с мебели на стены, превратившись в большие окна в уже нереальный мир. Но что мы получили в итоге? Найдя, после долгих розысков и переругавшись с половиной членов семьи, пульт, Вы нажимаете на кнопку включения и… Ничего не происходит. Причём намного дольше самого древнего лампового собрата.
Поумнев и обзаведясь своими операционными системами, наши телевизоры начали загружаться. Причём со скоростью уже давно списанных и утилизированных персональных компьютеров IBM XT. Но они не только загружаются. Эти подлые твари, пройдя процесс загрузки “оси”, ничем не выдают свою готовность, а начинают подглядывать своими встроенными камерами. И дальше начинается. Кто из обитателей квартиры попал в поле зрения? Что они по отдельности и все вместе смотрели за последний месяц или год?
После опознания тел и их пристрастий, это чудо враждебной гуманоидам техники, принимает решение, что оно даст посмотреть, а что низяяя. Параллельно проверит балансы на карточках (Вы ведь сдуру или от лени наверняка за какой-нибудь сервис платили), потом выяснится, что за Вами задолженность и вообще… В итоге полная невозможность, возвращаясь к модели поведения, описанной ранее, вбежав домой и щёлкнув кнопкой, погрузиться в матч или фильм безо всей продолжительной мутотени, включая проверку кредитоспособности. Получился вовсе не прогресс, а самый настоящий регресс.
Представляете, что будет, когда внедрится 5G? Телевизор обменяется данными с холодильником и унитазом и Вы вообще не сможете добиться того, чего неожиданно захотели. Это уже не Большой Брат. Оруэлл тут отдыхает.
На фоне всего этого технического регресса, а любой процесс, усложняющий жизнь человека, это именно регресс, и дауншифтинг здесь не причём, вся эта цветомузыка делает нас и, что самое страшное, наших детей полными и законченными идиотами. Мы уже ничего не запоминаем. В школах, кстати, заучивание стихов ещё, как метод существует, но фактически не используется. Ведь зачем что-то помнить, в руке всегда есть гугл, а для совсем ленивых и безграмотных, алиса с сири. Их можно спросить и они всё расскажут.
Задумайтесь над тем, насколько вредна и порочна нынешняя практика обучения, когда за любым ответом на вопрос лезут в интернет. Ведь когда критерием истины была Большая Советская, Брокгауз с Евфроном или Британика, Вы лезли за ответом туда, волей или не волей пользуясь знанием алфавита. А поисковики даже грамматические ошибки научились исправлять.
Отступая, из своего школьного детства до сих пор с весельем вспоминаю, когда в поисках Большой Марьинской улицы, которую почему-то, из проходивших у метро Щербаковская, которая ныне Алексеевская, никто не мог показать, пришлось обратиться к милиционеру. Который был метрополитеновский. И потом долго, вместо анекдота, всем рассказывал, как тот сержант, явно приехавший в столицу из какой-то глухой деревни, растерянно разводил руками, показывая, что в справочнике (у них был свой, для служебного пользования!) на Ба_ нет такой улицы.
Сейчас приходит понимание, что это был человек из будущего.
Мы, в поисках ответа на вопросы в толстых томах энциклопедий, не только постоянно тренировали алфавит, но волей или неволей читали то, что случайно привлекало наше внимание при пролистывании страниц. То есть получали дополнительную информацию, никак не связанную с основным запросом. Что, во-первых, не мешало, а во-вторых, шло на пользу. Не говоря про то, что полученный ответ был всегда верифицированным. Мог быть еще и идеологизированным, политизированным, но никогда — абсолютным бредом.
В результате кончины института редактуры и перехода всего в руки автоматических спеллеров, бред из поисковых выдач постепенно перебирается в печатные издания. Как, например, в достаточно толстом и претендующем на солидность и авторитетность издании “Истории Европы”, русский перевод труда английских авторов был подсмотрен за спиной теперь уже бывшего кремлёвского идеолога по фамилии Сурков, знаете что было написано про Леонардо? Который Да Винчи. Оказывается, очень важной составной частью творчества этого человека было то, что он был педиком. Занавес, пауза, цитата Лаврова С.В.:”…”
Сидя на заборе, насвистывая какую нибудь мелодию и пялясь на облака или проходивших мимо девчонок, мы думали. Мечтали, строили воздушные замки. Даже будучи самой читающей нацией, в интервалах между автобусом и метро, наши уши не были заняты наушниками, и мы не пялились в экран, а всегда о чём-то думали. Целенаправленно или непроизвольно, но извилины шевелились.
На сегодня наши информационные каналы постоянно переполнены, нас непрерывно захлёстывает мутный поток нефильтрованного, но и не Баварского. Практически невозможно остаться наедине с собой и своими мыслями. Молодёжь зачастую вообще не может себя ничем занять, в первую очередь потому, что уже просто не умеет. Когда у них садится аккумулятор и вокруг нет зарядки, они теряются, а если отключение продолжается чуть дольше четверти часа, у них начинается форменная ломка.
Начинаешь понимать, что те же Джобс, Гейтс и многие другие создатели нашего цифрового окружения, недаром запрещали своим детям дома пользоваться своими (и не своими тоже) продуктами. Они всё понимали и пытались своих детей сохранить людьми мыслящими, а не приставками к смартфонам.
Вообще есть ещё одна, вколачиваемая в неокрепшие головы, идея о том, что наушники, это большое благо, в них можно и нужно находиться чуть ли не круглосуточно. Сколько поколений с детства уверены в том, что “музычка” и, в особенности “рэпчик”, ни в коей мере им не мешает? И под журчащее, а то громыхающее в ушах, можно не только передвигаться, игнорируя приближающийся визг тормозов Камаза, но и учиться.
Для понимания глубины и источника проблемы, следует сделать художественно-литературное отступление.
Возможно Вам хорошо известна склонность наших, как политкорректно их называют, “партнёров”, действовать всегда по одним и тем же шаблонам. Причём сами эти шаблоны могут быть как неоднократно опробованными, так и вытащенными из глубин архивов. Когда никто уже не может подтвердить или опровергнуть их работоспособность.
В 1953 году самую престижную в мире научно-фантастической литературы премию Хьюго получил роман Альфреда Бестера “Человек без лица”. В оригинале называвшийся “The Demolished Man”, то есть “Разрушенный человек”, где один из персонажей пишет специальные стишки, которые въедаются буквально в подкорку у прочитавшего, что является ключом к получению телепатического над ним контроля. Что-то вроде “Ах ты кАмбала, не вОбла — смотри в Оба, смотри в Оба!” въедается в мозг и вытесняет оттуда любую умственную деятельность.
Создаётся впечатление, что идеи того, что сегодня называется “нейро-лингвистическим программированием” позаимствованы именно из этого романа, а инструментом выбран тот самый “рэпчик”. И если для негров из Нового Орлеана, и так необиженных избыточным интеллектом, да к тому же постоянно находящимся под “дурью”, это нормальное состояние, то этот инструмент вполне годится и для того, чтобы заблокировать мыслительную деятельность у нормальных подростков. Мозг, он ведь как мышца, без нагрузки и постоянных упражнений, атрофируется. А в освободившемся месте свободно поселяется какой-нибудь моргенштерн.
Те, у кого есть дети-подростки, прекрасно знакомы с эффектом премьеры блокбастера. К её дате у чада крыша оказывается снесена полностью и ни о чём, кроме как о крутизне и неповторимости новой 16-серии “Человек-Нетопырь” от “чего-то там комикс”, оно ни думать, ни говорить не способно, и готово на всё, чтобы воочию узреть чуть ли не на самом первом в городе сеансе, а потом с гордостью ходить и “спойлерить”. При попытке узнать, в чём же там суть и где кроется крутизна свеже просмотренного, в ответ льются бессвязные восторженные эмоции, так как пересказать сюжет можно только тогда, когда он есть.
Те же технологии прекрасно справляется со стимуляцией потребительского спроса. Если в уши непрерывно, днём и ночью, дует “купи”, “посмотри”, “это круто” и тому подобно, то субъект, не имеющий физической возможности задуматься о том, нужно ему это или нет, выпучив глаза несётся “квалифицированно потреблять”. За судорожными покупками 196-го айфона в кредит, недалеко и до исполнения команды выходить на площади с протестными уточками. На следующем этапе окно Овертона расширяется до непринуждённого расчленения и поедания соседа. Прогрессивная поначалу технология уверенно ведёт к утрате статуса “человека разумного”, к голимому регрессу?
Как защититься от скоростной дебилизации и противостоять регрессу? Отключить, хотя бы временно информационный поток. Это же так просто, требуется только сила воли. Поставить на полки увесистые тома и искать ответы на вопросы в них, по ходу задумываясь над позицией редактора, стоявшего за спиной автора. Из гаражей и антресолей вернуть виниловые вертушки. При поломке девайса не покупать без нужды новый, а попытаться починить, поменять часть или просто почистить. Под предлогом простого любопытства пересмотреть оригинальные версии фильмов, а между делом вытащить на стол и затем перечитать первоисточник. До печати следущей статьи на машинке возможно и не дойдет….