Профилактика информационного стресса предполагает что признаки информационного стресса необходимо

Влияние информационного стресса на психическое здоровье человека

Главная отличительная черта современного мира – широкое информационное поле. Неотделимость современного человека от процессов, связанных с получением, переработкой и откликом на информационные стимулы, стала одной из основных причиной, провоцирующей срыв адаптационных механизмов личности.

Такой срыв принято называть информационным стрессом. В ходе стресса возникает информационная перегрузка. Суть перегрузки информацией заключается в следующем: количество поступающей полезной информации превосходит возможности ее восприятия человеком, т. е. человек не способен справляться с информацией в огромных масштабах. Иногда, чтобы получить нужные и полезные сведения, необходимо просмотреть большой массив информации. В итоге факты накапливаются, но не усваиваются. Происходит перенасыщение лишней информацией.

Перегрузка притупляет как эмоциональные, так и интеллектуальные способности человека, в результате постепенно пропадает врождённая способность сопереживать и принимать взвешенные решения. Кроме того под влиянием перегрузки мозг перестает адекватно воспринимать входящую информацию и переключается на самые элементарные задачи, что ослабляет способность думать и теряет творческие навыки.

Нельзя забывать и о том, что нахождение в постоянном информационном поле создаёт условия для развития различных заболеваний: синдром хронической усталости, перманентного частичного внимания и дефицита времени.

Безусловно, богатое информационное поле, дающее человеку возможность расширять знания и развиваться, быстрее получать навыки и умения, распространять их на широкую аудиторию, является несомненным плюсом жизни в современном мире. Однако это может навлечь и негативные последствия для человека: развитие информационной зависимости и уход от личностных проблем через виртуальное пространство.

В последние годы информационная перегрузка воспринимается как неуправляемая, отвлекающая информация, такая как реклама на телевидении, спам по электронной почте, мгновенные сообщения, посты из микроблогов и социальных сетей. В результате прерывание на такую информацию негативно влияет как на основную деятельность человека, так и на его психическое состояние, так как повышается утомляемость человека и, как следствие, снижается эффективность и работоспособность, общее качество жизни.

Так, например, 28% студентов в отечественном исследовании на вопрос «Есть ли у вас в настоящее время проблемы со здоровьем?» отвечают утвердительно.

Соблюдение баланса труда и отдыха, использование только необходимой информации, формирование внутренней информационной культуры позволит снизить влияние информационного стресса на организм.

Источник

Информационный стресс: как не оказаться в ловушке прокрастинации и современных СМИ

Как показывает практика, большинство современных людей ложатся спать совершенно разбитыми, словно они целый день без перерыва на отдых грузили мешки с цементом. При этом далеко не все могут назвать причину такого удручающего состояния и даже не подозревают, что во всём виноват информационный стресс.

Новостные ленты в соцсетях, горячие известия от СМИ по радио и телевизору, чрезмерные интеллектуальные нагрузки на работе, получение второго высшего образования, совмещение нескольких должностей, ежечасные «напоминалки» в телефоне… Всё это приводит к тому, что за день на человека сваливается огромный пласт самой разнообразной информации, с которой мозг и психика справляются далеко не всегда.

Что это такое

Профилактика информационного стресса предполагает что признаки информационного стресса необходимо

Информационный стресс — это состояние, возникающее в результате либо получения слишком большого потока информации, либо из-за её негативизма и разрушающего воздействия на личность.

Два ярких примера таких ситуаций:

Различают два вида информационного стресса — эустресс и дистресс. Первый заставляет организм в короткие сроки адаптироваться к новым условиям, максимально активизировать внутренние ресурсы и выполнить поставленную задачу (подготовиться к экзамену, написать дипломную работу, сдать в срок месячный отчёт). Второй носит разрушающий характер, когда организм не справляется с нагрузками и даёт сбой в виде осложнений в плане здоровья. Чаще всего это реакция на плохие, деструктурирующие личность новости.

Если говорить более сложным, научным языком, в психологии это совокупность неспецифических (психических и физических) реакций организма на поток слишком большого количества негативной информации, что приводит в результате к нарушению гомеостаза.

Психологи утверждают, что информационный стресс по силе своего воздействия не уступает физическим нагрузкам. Поэтому человек, ложась спать, чувствует усталость даже в мышцах, хотя весь день мог заниматься только интеллектуальным трудом.

Причины

Итак, информационный стресс возникает в результате либо переизбытка информации, либо из-за её негативного содержания. Психологи разделили факторы, которые могут его вызвать, на несколько групп.

Профилактика информационного стресса предполагает что признаки информационного стресса необходимо

Чаще всего информационный стресс возникает в условиях либо цейтнота, прокрастинации и неумения правильно распределить время, либо психологической незрелости, неготовности к восприятию материала.

Признаки

Отличительные особенности информационного стресса — в проявлениях. Прежде всего сопровождается нарушениями когнитивной сферы:

Психические признаки информационного стресса:

Профилактика информационного стресса предполагает что признаки информационного стресса необходимо

Обострение вышеназванного симптомокомплекса происходит в момент столкновения с проблемой. Например, у студента наблюдаются учащённое сердцебиение и дыхание, повышенная потливость, расширение зрачков и общая растерянность, когда спрашивают, написал ли он курсовую работу, которую надо сдавать уже завтра, а она у него ещё не готова. Та же самая клиническая картина будет у сотрудника, пытающегося разобраться в новом проекте и понимающего, что он не в состоянии его осилить.

Как справиться

Избавиться от информационного стресса можно самостоятельно (при незапущенном состоянии) или с помощью психотерапевта. Что для этого нужно предпринять?

Во-первых, привести в порядок нервную систему и общее состояние организма. Пропить курс успокаивающих препаратов, высыпаться, правильно питаться и заниматься спортом.

Во-вторых, освоить искусство тайм-менеджмента. В 50% случаев это приводит к избавлению от информационного стресса. С его помощью можно навсегда забыть про цейтнот, дедлайны и прокрастинацию.

В-третьих, ежедневно развивать память, внимание и интеллектуальные способности. Сегодня множество программ и методик, позволяющих это сделать.

В-четвёртых, научиться работать с информацией: фильтровать нужный материал от лишнего, положительный — от отрицательного, структурировать, воспринимать дозированно.

В-пятых, избавиться от гаджет- и СМИ-зависимости. Как можно реже просматривать новостные передачи по телевизору и ленты в телефоне.

Работникам интеллектуального труда, чтобы не стать заложником информационного стресса, необходимо научиться говорить «нет» и не взваливать на себя обязанности других.

Последствия

Профилактика информационного стресса предполагает что признаки информационного стресса необходимо

Чаще всего информационный стресс диагностируется у студентов и работников умственного труда. Именно им приходится иметь дело с огромным количеством материала.

В учёбе это чревато плохой успеваемостью, вечными долгами, несдачей сессии, а в крайнем случае — даже отчислением. Последствия информационного стресса в профессиональной деятельности — несвоевременная сдача отчётов и проектов (и других видов работ), которая тормозит технический процесс предприятия и вызывает неудовольствие коллег и начальства. Если сотрудник постоянно не справляется с нагрузкой, его могут уволить за профнепригодность и невыполнение должностных обязанностей.

К сожалению, чаще всего заложниками такой ситуации становятся пенсионеры, которые в итоге оказываются на приёме у врача с гипертоническим кризом или микроинсультом.

Современная молодёжь тоже страдает. Видя в соцсетях посты о красивой и дорогой жизни, фотки моделей с анорексичными фигурами, выставленные на продажу модные вещи, им хочется того же. Однако не у всех есть возможность ездить на Канары, иметь пропорции 90/60/90 и ходить в Gucci. Несоответствие желаемого и действительности приводит к неврозам, депрессиям и даже суициду.

Поэтому не стоит игнорировать информационный стресс. Как часто люди думают: «У меня ещё полно времени — успею всё сделать!» или «Я сильная и закалённая личность, на меня эти новости никак не влияют!». Психологи советуют: не переоценивайте свои возможности, иначе можно оказаться в ловушке, из которой будет только один выход — через кабинет психотерапевта и приём антидепрессантов.

Источник

Информационный стресс и его профилактика

Профилактика информационного стресса предполагает что признаки информационного стресса необходимо

Стресс – это комплекс адаптационных реакций, возникающих в ответ на действие внешних факторов – стрессоров. Стрессовая реакция неспецифична, то есть одинакова для различных стрессоров. В широком смысле стрессором являться любое воздействие, выводящее человека из физиологического и психического равновесия.

Информация, являясь внешним фактором среды, также может выступать в качестве стрессора. Для этого она должна обладать следующими характеристиками:

·Высокий (для индивидуального восприятия) темп предъявления

·Неактуальность (несоответствие потребностям и целям деятельности).

Для защиты от информационных стрессоров в психике активизируются механизмы, ограничивающие переработку «вредной» информации. Информация не запоминается, не осмысливается – организм экономит ресурсы, потому что они не безграничны. Если воздействие информационных стрессоров является длительным и систематическим, то могут возникать хроническое чувство усталости, напряжения, апатия, бессонница, головная боль, у детей – поведенческие нарушения. Медицинское лечение этих состояний не воздействует на причину их возникновения, а потому не всегда оказывается эффективным.

Основным источником информационных стрессов выступают средства массовой коммуникации (телевидение, интернет, реклама). В условиях современного мира с его огромными потоками информации полностью избежать воздействия информационных стрессоров очень сложно. Негативному влиянию избыточной информации особенно подвержены дети. Но обезопасить себя и своего ребёнка от развития постоянного информационного стресса можно.

Способы профилактики информационного стресса:

Как уже говорилось, эффективнее работать с причиной информационного стресса, а не с его последствиями. В первую очередь хотелось бы обозначить избирательное отношение к воспринимаемой информации. Можно провести параллель с потреблением пищи. Если есть всё со всем в неограниченном количестве, то пользу это принесёт сомнительную. Принцип сбалансированного питания можно применить и к информации. Реклама, развлекательные шоу и «жёлтая пресса» – это те самые «вредные углеводы», которые стоит употреблять дозированно.

С избирательным отношением напрямую связан осознанный подход к работе с информацией. Перед тем как включить телевизор и зайти в интернет, задайте себе вопрос: «А зачем я это делаю?» «Что я хочу увидеть, услышать, получить?» Такого рода вопросы задают цель работы, то есть «входной фильтр» для информации. Это поможет избежать бессмысленного переключения каналов в ожидании «того, не знаю чего», кликанья по случайным ссылкам, а, следовательно, возникновению информационной перегрузки. Важно помогать детям вырабатывать осознанное отношение к работе с информацией.

Постановка цели является первым шагом к планированию работы с информацией. Определение временных параметров работы – следующим шагом. Степень планирования зависит от сложности и важности цели.Составление всестороннего плана каждого «похода» в социальную сеть – это излишне. Но если, к примеру,вы заходите в интернет с целью поиска информации для написания доклада, то и планирование такой деятельности стоит провести более обстоятельно: составить примерную структуру работы, определиться с видом источников и т.д.

Не забывайте о том, что лучший отдых – это смена деятельности. Поэтому отдыхать от загруженности на рабочем месте, сидя часами у телевизора или компьютера, – способ малоэффективный. Пешие прогулки, занятия спортом, йога, плавание, полноценный сон важны не только для физического, но и для психоэмоционального состояния. Полезно также проводить «разгрузочные минуты» для основных каналов приёма информации: зрения и слуха. Особенно это касается детей.

В заключение хотелось бы также напомнить о хобби – деле приятном и полезном для профилактики стресса вообще и информационного стресса в частности. Занимайтесь любимым делом и будьте здоровы!

Колотовкина Ольга, тренер-психолог Международной Школы Лидерства для Молодежи

Источник

Информационный стресс в учебной деятельности

Наиболее распространенные стрессогенные факторы информационного содержания процесса деятельности: семантические, временные, организационные, технические. Причины возникновения и профилактика информационных стрессов у студентов ВУЗа в ходе обучения.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.09.2012
Размер файла22,2 K

Профилактика информационного стресса предполагает что признаки информационного стресса необходимо

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: «Информационный стресс в учебной деятельности»

Понятие стресса, информационный стресс

Информационный стресс в учебной деятельности

Профилактика информационного стресса

Список использованной литературы

В современном мире стресс для человека вызывает практически любое его действие и источником стресса может самая различная область жизни человека: социальная, психологическая, физическая, экологическая, информационная, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению продолжительности жизни, адаптивных функций человека, а также иммунитета в целом.

Понятие стресса, информационный стресс

Традиционно термин «стресс» используется для обозначения биохимических, психических проявлений адаптационной активности в ответ на экстремальные воздействия любых значимых для организма, факторов. При воздействии различных экстремальных факторов в системе приема и преобразования информации наблюдается снижение объема оперативной памяти, сужение объема восприятия и внимания, затруднения в переключении и распределении внимания, изменения в оперативном мышлении, которые в силу включения компенсаторных процессов не всегда приводят к нарушению деятельности.

Основные признаки стресса

— невозможность принять решение;

— плохой или чрезмерный аппетит;

— недовольство собой, неуважение к себе;

— боли в области позвоночника;

— чувство беспомощности и безнадежности;

— необоснованный страх, тревога;

— злоупотребление курением, алкоголем;

— потеря интереса к своему внешнему виду;

Информационный стресс можно определить как состояние повышенной психической напряженности с явлениями функциональной вегетосоматической и психической дезинтеграции, негативными эмоциональными переживаниями, нарушениями работоспособности в результате неблагоприятного влияния факторов эмоционального взаимодействия.

Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания процесса деятельности являются:

а) дефицит информации;

б) противоречивость информации;

в) субъективная сложность задачи;

г) низкая субъективная вероятность поступления и восприятия информации; д) избыточность информации;

е) субъективная сложность задачи и т.д.;

б) высокий темп предъявления информации;

в) аритмичность предъявления информации;

г) возрастающий информационный поток;

д) возрастающий темп предъявления информации;

а) неправильный выбор необходимой информации;

б) отвлечение внимания;

г) объективная сложность задачи и т.д.;

б) маскировка сигнала;

в) блокировка сигнала;

г) отключение сигнала;

д) искажение информации;

е) сложная информация;

ж) интерференция сигналов;

з) противоречие информационных признаков ситуации;

и) недостаточный привлекающий эффект сигнала.

Специфичность реагирования при стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психическими особенностями личности. Установлены выраженные различия в характере ее реагирования и поведения при воздействии одного и того же стрессора. Обращено внимание на то, что эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность.

Информационный стресс в учебной деятельности

информационный стресс студент обучение

Проблема информационного стресса в учебной деятельности актуальна поскольку, учебная деятельность человека в ВУЗе связана с периодическим (особенно сессия), иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности.

В ходе изучения данной проблеме были выявлены новые стрессоры, но все еще нет четкой и общепризнанной их категоризации. В дополнение к уже выделенным категориям, были разделил стрессоры, непосредственно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

1. Стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры (боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).

3. Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конфликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсорная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

4. Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

Но всё же, данная проблематика требует более детальной проработки, экспериментального исследования в аспекте специальностей ВУЗа, разновозрастных групп, гендерных различий. Особенно важным является разработка коррекционных мероприятий по профилактике стресса.

Профилактика информационного стресса

Эффективность усвоения любой предъявляемой информации определяется психофизиологическим состоянием человека. Человек должен уметь целенаправленно управлять своим состоянием. Основными условиями высокой эффективности усвоения информации как в режиме осознанного являются:

2. Принцип радости. Любую работу надо выполнять с внутренней радостью, в условиях внутреннего психологического комфорта, на фоне положительных эмоции. Только в таком состоянии человек способен легко усваивать и перерабатывать большие объемы информации. Если усвоение информации происходит на фоне отрицательных эмоций, внутреннего психологического дискомфорта, то возникает информационный стресс (невроз) в виде усталости, головной боли, раздражительности, чувстве тревожности, исчезновения желания заниматься. Таким образом, первопричиной информационных стрессов (неврозов) является не усвоение больших объемов информации само по себе, а отрицательные эмоции в процессе обучения.

3. Принцип полного расслабления. Экспериментальные исследования доказали, что излишнее внутреннее физическое и психологическое напряжение резко снижает эффективность любой деятельности, в том числе и интеллектуальной. В древности по этому поводу говорили: «Стоящий на цыпочках долго стоять не сможет». Если Вы не научитесь в процессе работы расслабляться, снимать мышечные зажимы (блоки), особенно в районе лица, шеи, плеч и кистей рук, которые максимально представлены в коре головного мозга, то Вы не добьетесь высоких результатов, так как будете быстро утомляться. Усвоение информации в состоянии внутренней физической и психологической напряженности (как и при отрицательных эмоциях) может повлечь за собой явления информационного стресса (невроза).

4. Принцип тотального внимания или сосредоточенности («Быть здесь и сейчас»). Основным условием эффективной работы является то, что в течение всего времени Вы должны быть полностью сосредоточены на материале, мысленно находиться в своем внутреннем пространстве (физическом теле), или «здесь и сейчас». Если же Вы мысленно находитесь в другом месте, то до того момента, пока Ваше сознание не возвратится во внутреннее пространство и не сосредоточится на предъявляемой информации, КПД будет равен нулю.

Только одновременное наличие всех четырех условий позволит Вам реализовать себя и свои способности в любой интеллектуальной деятельности.

Следует выполнять аутогенные тренировки перед каждой интеллектуальной работой и после неё, включающие в себя понимание и осознавание и повторение принципов усвоения информации, а также выделенных лично для каждого человека формул самовнушения Г. Н. Сытину:

— Я хочу иметь очень хорошую память, я хочу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Мое желание с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь прочитанный материал сильнее всех других желаний.

— Я вижу себя как человека, с одного раза ярко, твердо запоминающего на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я способен добиться своей цели и с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я все смею, все могу, я могу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что я могу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я верю в то, что я могу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я убежден в том, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я твердо уверен в том, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Все люди видят меня как человека, с одного раза ярко, твердо запоминающего весь прочитанный материал.

— Все знающие меня учителя относятся ко мне как к ученику, с одного раза запоминающему на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Мне нравится с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я люблю с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я глубоко осознал, я до конца осмыслил, я до конца понял, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я использую все свои духовные силы, чтобы всегда с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я ярко, твердо чувствую себя человеком, с одного раза ярко, твердо запоминающим на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Прилагаю огромные могучие волевые усилия, чтобы с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Я концентрирую все свои усилия в одном направлении, я создаю великую концентрацию огромных, могучих волевых усилий для того, чтобы с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Прилагаю великую концентрацию огромных, могучих волевых усилий для развития своей памяти.

— Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу всякие сомнения в том, что у меня сильная память, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

— Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу всякие неправильные, ложные представления людей о малых возможностях человеческой памяти.

— У меня сильная твердая память.

— Мои родители, бабушка, дедушка, все в нашем роду обладали хорошей памятью.

— Мне по наследству передалась хорошая память.

— Я способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, не боясь трудностей развития памяти.

— Ярко, твердо помню, что у меня хорошая память.

— Я всегда стараюсь с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.

Выполнение данной методики не занимает большого количества времени, поэтому она имеет место быть в профилактических мероприятиях про информационном стрессе.

Информационный стресс это психологический стресс, связанный с несогласованностью приёма информации, и её переработки индивидом. Данная разновидность психологического стресса имеет место в проявлениях у школьников, студентов, а также у людей, чья профессиональная деятельность связанна с быстрой переработкой информации, и её передачи, к примеру, диспетчеры и операторы.

В учебной деятельности информационный стресс имеет очень большое распространение, поскольку, как школьник, так и студент в своём образовании получаю большое количество новой для них информации каждый день, что необходимо переработать и усвоить. Не каждый учащийся может с этой задачей справиться вовремя, а также правильно и адекватно её переработать.

Список использованной литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Учение о психологическом стрессе. Психологическая природа информационного стресса в учебной деятельности. Экспериментальное изучение тревожности как компонента инфор-мационного стресса у студентов вуза. Факторы и приемы управления тревожностью.

курсовая работа [79,3 K], добавлен 03.11.2008

Характеристика и особенности стрессов, их физиологический аспект, суть модели, причины возникновения и основные признаки, анализ процесса реагирования. Практические рекомендации по предотвращению стрессов. Методы борьбы со стрессом и профилактика.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 22.08.2010

Изучение влияния экзаменационных стрессов на продуктивность процесса обучения. Причины индивидуальных различий стрессоустойчивости. Диагностика экзаменационных стрессов студентов. Способы их преодоления: дыхательные техники, метод ресурсного якорения.

курсовая работа [115,2 K], добавлен 25.01.2012

Организационные и личностные факторы, вызывающие стресс. Направления в области психофизиологических методов предотвращения профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций. Использование шкалы стрессов (по Холмсу и Рах) и опросника PEN (Г. и С. Айзенк).

курсовая работа [37,8 K], добавлен 20.09.2013

Мотивация как обязательный компонент учебной деятельности, ее психологическая характеристика. Роль положительного уровня мотивации студентов в эффективности их обучения. Направления индивидуальной работы с обучающимися по повышению их учебной мотивации.

курсовая работа [53,0 K], добавлен 25.11.2011

Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе. Рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов. Теоретические разработки процесса активного включения студентов в образовательную среду ВУЗа.

реферат [142,3 K], добавлен 11.09.2009

Понятие и причины возникновения стрессов. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности.

дипломная работа [71,6 K], добавлен 07.11.2005

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *