Профессора интересовало буквально все что касалось бабочек
Профессора интересовало (1) буквально (2) все, что касалось бабочек?
Профессора интересовало (1) буквально (2) все, что касалось бабочек.
За время экспедиции (3) к великому счастью для себя (4) он обнаружил несколько редких видов и даже один до сих пор не известный науке.
1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4.
Профессора интересовало буквально все, что касалось бабочек.
За время экспедиции, к великому счастью для себя, он обнаружил несколько редких видов и даже один до сих пор не известный науке.
Почему до сих пор существуют подсолнухи?
Почему до сих пор существуют подсолнухи?
Нужно ли ставиться запятую в предложении «интересоваться историей (, ) как наукой»?
Нужно ли ставиться запятую в предложении «интересоваться историей (, ) как наукой».
Выпишите грамматическую основу предложения ДО СИХ ПОР ПОМНЯТ В ДЕРЕВНЕ БЕЛОГРУДКУ?
Выпишите грамматическую основу предложения ДО СИХ ПОР ПОМНЯТ В ДЕРЕВНЕ БЕЛОГРУДКУ.
Как правильно написать «В нашем университете работают известные профессоры» или «В нашем университете работают известные профессора»?
Как правильно написать «В нашем университете работают известные профессоры» или «В нашем университете работают известные профессора»?
Выпишите грамматическую основу предложения : До сих пор помнят в деревне Белогрудку?
Выпишите грамматическую основу предложения : До сих пор помнят в деревне Белогрудку.
Помогите пожалуйста) Составьте предложения со словосочетаниями : за несколько минут, через некоторое время, в нескольких словах, с некоторых пор?
Помогите пожалуйста) Составьте предложения со словосочетаниями : за несколько минут, через некоторое время, в нескольких словах, с некоторых пор.
С незнакомых времен люди говорят и пишут о справедливости?
С незнакомых времен люди говорят и пишут о справедливости.
Может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говоритьь и писать.
(СОЗДАЙТЕ ПЛАН СРОЧНОО КК ТЕКСТУ ПРОШУ_).
Почему печатные средства массовой информации до сих пор важны для общества?
Почему печатные средства массовой информации до сих пор важны для общества.
Стирать Зорька Прилагается Подложка Расти Кланяться Замирать Придираться Заря Расстилать Умереть Поклон Полагаться Промокнуть Макнуть Пловец Поплавок Растереть Подерусь Задира.
Растение росток отрасль Ростов равнина разбирать блистать блестеть предложение прилагательное предлагать предложить выращенный коснуться касаться загар загорелый зарево утварь вычитать стереть стирать.
Всё бездомные животные нуждаются в нашей помощи. Добрые люди пожалуйста откажите помощь бездомным животным. Они очень нуждаются в этом. Они тоже хотят жить и кушать. Дайте хотя бы небольшой кусок мяса чтобы собаки и кошки смогли хотя бы немного п..
Я шла на улице и увидела кошку она лежала возле магазина мне стало жалко хотела забрать её к себе домой. Я пришёл домой взяла миску с молоком и дал попить. Я был очень рад.
А блягодарить не будешь.
Ход. Значение действия.
А) Дай мне книгу, лежащую на столе. 2) Я уже давно мечтаю о вкусно пахнущих пирожках. 3. Мы сегодня идем к другу, празднующему свой день рождения. 4) Все любуются плывущим по небу облаком. 5) К нам пришла соседка, увлекающаяся баскетболом. 6) Ан..
11 класс Контрольная карточка по пунктуации (задания 15,16,17,18,19 ЕГЭ)
Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация»
1. Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. 1). Скрипичная мелодия звенела в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя её нежные отзвуки.
2) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
3) Долгими осенними вечерами мы читали вслух и просто сидели у камина.
4) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам
5) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
2)Вьюги стужа темнота не помешали сильным и отважным полярникам высадиться на льдины.
3) Они пошли по узкой и глубокой рытвине между стенами высокой золотой ржи.
4) Что-то страшное происходит с матерью: то вдруг задрожит и заплачет то неожиданно засмеётся то начинает что-то напевать себе под нос.
5) Слово выражает мысли и оно может служить для соединения и разделения людей.
2. Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые .
1)Базаров (1)вставший было навстречу (2)вошедшему в комнату (3)Павлу Петровичу (4)присел на край стола и скрестил на груди руки.
2)В числе чудаков (1)живших в Москве в грибоедовские времена (2)был человек (3)описанный в комедии Горе от ума» под именем (4) Максим Петрович.
3)Перед нами лежала Койшаурская долина (1)пересекаемая Арагвой и другой речкой (2)и (3) убегая в соседние теснины от теплых лучей солнца (4)скользил по ней голубой туман.
4) Иван Яковлевич бросил перо (1)и (2)откинувшись на спинку стула (3) стал смотреть за окно на поляну (4)залитую (5) лунным светом.
3. Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Писательство (1)вероятно(2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3)например(4) исписывать стопы бумаг.
2) Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1)конечно(2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй(4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.
3) Яркие иллюстрации в книге (1)конечно (2) привлекают внимание читателя. Мнение известного критика (3)казалось(4) убедительным.
4) Иногда придет мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3)может быть (4) и странная, на самом деле самая простая истина.
4. Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Люди (1)благодаря доброте и отзывчивости (2) которых (3)удалось собрать средства на строительство в поселке новой школы (4)были приглашены на её торжественное открытие.
2)Зимой домашнее растение (1)листья (2)которого (3)плохо переносят сухой воздух помещений (4)необходимо ежедневно опрыскивать.
4) Дочь Фамусова Софья (1)влюблена в Молчалина (2)все достоинства (3)которого (4)сводятся к «умеренности и аккуратности».
5. Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) В родительском доме все было по-прежнему (1)и (2)если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3)то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
2) Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2)если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4)чтоб разрешить наш спор.
3)Не помню (1)как я добрался до места (2)но (3)когда я очнулся (4)то друзья уже стояли подле меня.
4) Пора было уезжать (1)и (2)когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация»
2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нем и одежда персонажей.
4) С особенной энергией и увлеченностью действовал Стасов в качестве как художественного так и музыкального критика.
5) Звуки скрипки изредка раздваивались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.
2) Вы или вызовете такси или поедете домой на автобусе?
3) Вчера она обнаружила на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.
4) На день рождения Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку.
5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные города.
2. Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
2)Старушка в старом плащике и сапогах не по ноге (1)прихватив для надежности дворового пса Жучка (2)заспешила с дачницей к лесу (3)с опаской поглядывая (4)на зятянувшееся облаками небо.
3)По скользкому мокрому илу (1)положенному на «шпалы» (2) древнеегипетские матросы втаскивали суда на берег (3)огибая (4) коварные нильские пороги.
4) Нарушая тишину утра (1) гул моря (2)изредка (3)прерываемый криком чаек (4)доносился в открытые окна.
1)При обоюдном согласии владельцев земельных участков в качестве ограждения (1)может быть (2) предусмотрено декоративное озеленение. Высота такой «живой» изгороди (3)разумеется(4) не должна быть менее полутора метров.
2) Профессора интересовало (1)буквально(2) все, что касалось бабочек. За время экспедиции (3) к великому счастью для себя (4) он обнаружил несколько редких видов и даже один до сих пор неизвестный науке.
3) А.С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1)как известно (2) старался применить на практике. Так (3)например (4) он создал мозаику «Полтавская битва», разработав методы шлифовки и отливки смальты.
4)Случалось ли вам бродить в Михайловском в сентябре, когда природа (1)точно (2) последний подарок уходящего года?
Она (3)кажется (4) преподносит взору «цветы последние», воспетые Пушкиным.
4. Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1)Знаменитое «Плато динозавров» (1)на котором (2)обнаружено около полутора сотен (3)следов этих доисторических животных (4)расположено в туркменском заповеднике Кутигант.
2) Свидание с сыном (1) в глазах (2) которого (3)он прочел только стыд и укор (4) стало для солдата тяжелым испытанием.
3) Идея единого европейского пространства (1)поклонником (2)которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4)обрела множество сторонников.
4) Гринёв подробно излагает (1)только те события (2)свидетелем (3)которых (4)он был сам (5) и кратко пересказывает остальное со слов других персонажей.
1). По ночам к реке подвозили лес (1)и (2)когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4)на обломки моста.
2)В районе объявлено штормовое предупреждение (1)и (2) если ураган не пройдет стороной (3)то есть опасность разрушения плотины (4)что может привести к серьезному наводнению
3) В этом месте камней на берегу в реке было много (1) и (2)если перепрыгивать с камня на камень (3)то можно было перебраться на другой берег (4) где виднелся дым костра.
4) После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4)стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация»
18. Знаки препинания: в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Два друга (1) между тем (2) были так увлечены беседой, что (3) кажется (4) и не заметили, как наступил рассвет.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). (и далее везде формулировка изменена)
Ветры(1) ветры(2) о снежные ветры (3)
Заметите мою прошлую жизнь.
Я(4) хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Валерий Викторович (1) естественно (2) отрицает свою причастность к произошедшему и (3) похоже (4) не согласится сотрудничать с аудиторами.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если орбита Луны по каким-либо (пусть даже маловероятным) причинам (1) всё-таки (2) отдалится от Земли на небольшое расстояние, то (3) по мнению астрономов (4) жизни на планете грозит катастрофа.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Гори(1) звезда моя (2) не падай.
Роняй (3) холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой (4)
Живое сердце (5) не стучит.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Женщина за прилавком (1) как будто (2) только ждала подходящего повода выразить своё возмущение. Она (3) по-видимому (4) не отличалась терпением.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Почтальон (1) однако (2) не спешил уходить и (3) по всей видимости (4) решил дождаться нашего возвращения.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Что глядите на меня(3)
И о чём звените (4) вы (5)
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Глаза (1) наконец (2) привыкли к темноте, и нам (3) кажется (4) удалось что-то разглядеть в глубине подвала.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Разновременность развития Полоцкой и Смоленской земель была обусловлена (1) вероятно (2) экономическими причинами, и (3) можно думать (4) что немаловажное значение среди них имело географическое положение этих земель и связанная с ним их заселённость.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Район Старой Ладоги, где скандинавы появились (1) по свидетельству историков (2) в середине VIII века, известен тяжёлыми почвами, обработка которых орудиями без железных наконечников была (3) в высшей степени (4) затруднительна.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Солнечная электроэнергия и солнечное топливо (1) по мнению американских ученых (2) составят (3) в скором времени (4) альтернативу нефти и газу.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Профессора интересовало (1) буквально (2) все, что касалось бабочек. За время экспедиции (3) к великому счастью для себя (4) он обнаружил несколько редких видов и даже один до сих пор не известный науке.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Князь Гвидон (1) тогда вскочил,
«Матушка моя родная (2)
Ты (3) княгиня молодая (4)
Посмотрите (5) вы (6) туда:
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
До свиданья (1) друг мой (2) до свиданья.
Милый мой (3) ты (4) у меня в груди.
Обещает встречу впереди.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Внешний вид изделия (1) может быть (2) решен как в классическом, так и в современном стиле. В наше время (3) к счастью (4) в магазинах можно найти отделочные материалы на любой вкус.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
При обоюдном согласии владельцев земельных участков в качестве ограждения (1) может быть (2) предусмотрено декоративное озеленение. Высота такой «живой» изгороди (3) разумеется (4) не должна быть менее полутора метров.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наверняка (1) каждому ясно, что корпоративный сайт ― это неотъемлемая часть любого бизнеса. Такой сайт (2) по мнению специалистов (3) должен содержать не менее десяти веб-страниц.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лопата археолога (1) вдруг (2) упирается во что-то твердое (в стену гробницы?). Новость (3) конечно же (4) сразу разносится по раскопу, все хотят лично убедиться в удаче и толпой обступают котлован.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Спортсмен из Испании (1) по-видимому (2) лидирует, но (3) как показывает опыт (4) кто-то из первой четверки вполне может захватить первенство в следующем раунде.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Говорят (1) отсюда (2) видно (3) всю Москву. Родной мой город (4) как же ты красив.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сейчас (1) возможно (2) внедрение новых разработок в технологический процесс не принесет выгоды. Но (3) очевидно(4) что завтра эти технологии все равно придут, и те руководители, которые сумели вовремя перестроить производство, окажутся «на коне».
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В жаркий июльский полдень (1) словно (2) все замерло в городе. Даже деревья (3) казалось (4) стояли понурые и неподвижные от нестерпимого жара.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Каждый русский писатель (1) по мнению литературоведов (2) считал для себя счастьем унаследовать хотя бы одну из особенностей творчества А. С. Пушкина. Н. А. Некрасов развивал народно-песенную стихию, а Л. Н. Толстой (3) например (4) — эпическую мощь и глубину психологической характеристики человека.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По заказу авиационной промышленности (1) наше конструкторское бюро разрабатывает проект малого самолета, который (2) может быть (3) использован для спортивных соревнований и (4) без сомнения (5) для обучения молодых пилотов.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наверное (1) ничего подобного Собору Василия Блаженного на свете нет. Этот собор издалека (2) кажется (3) наблюдателю игрушечным сказочным теремом. Он весь (4) как будто (5) вырезан из единого куска поделочного камня.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вот солнце коснулось (1) кажется (2) тихой воды у берега.
Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину. Осина бывает хороша только в летний ветреный день, когда каждый лист ее (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Воспоминания (Очерки)
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
(Рассказ из студентской жизни)
Собирание бабочек было одним из тех увлечений моей ранней молодости, которое хотя недолго, но зато со всею силою страсти владело мною и оставило в моей памяти глубокое, свежее до сих пор впечатление. Я любил натуральную историю с детских лет; книжка на русском языке (которой названия не помню) с лубочными изображеньями зверей, птиц, рыб, попавшаяся мне в руки еще в гимназии, с благоговеньем, от доски до доски, была выучена мною наизусть. Увидев, что в книжке нет того, что при первом взгляде было замечаемо моим детским пытливым вниманием, я сам пробовал описывать зверков, птичек и рыбок, с которыми мне довелось покороче познакомиться. Это были ребячьи попытки мальчика, которому каждое приобретенное им самим знание казалось новостью, никому не известною, драгоценным и важным открытием, которое надобно записать и сообщить другим. С умилением смотрю я теперь на эти две тетрадки в четвертку из толстой синей бумаги, какой в настоящее время и отыскать нельзя. На страничках этих тетрадок детским почерком и слогом описаны: зайчик, белка, болотный кулик, куличок-зуек, неизвестный куличок, плотичка, пескарь и лошок; очевидно, что мальчик- наблюдатель познакомился с ними первыми. Вскоре я развлекся множеством других новых и еще более важных интересов, которыми так богата молодая жизнь; развлекся и перестал описывать своих зверков, птичек и рыбок. Но горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим божий мир, не остывала в душе моей, и через пятьдесят лет, обогащенный опытами охотничьей жизни страстного стрелка и рыбака, я оглянулся с любовью на свое детство — и попытки мальчика осуществил шестидесятилетний старик: вышли в свет «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».
В 1805 году, как известно, был утвержден устав Казанского университета, и через несколько месяцев последовало его открытие; между немногими преподавателями, начавшими чтение университетских лекций, находился ординарный профессор натуральной истории Карл Федорович Фукс, читавший свой предмет на французском языке. Это было уже в начале 1806 года. Хотя я свободно читал и понимал французские книги даже отвлеченного содержания, но разговорный язык и вообще изустная речь профессора сначала затрудняли меня; скоро, однако, я привык к ним и с жадностью слушал лекции Фукса. Много способствовало к ясному пониманию то обстоятельство, что Фукс читал по Блуменбаху, печатные экземпляры которого на русском языке находились у нас в руках. Книга эта, в трех частях, называется «Руководство к естественной истории Д. Ион. Фридр. Блуменбаха, Геттингенского университета профессора и великобританского надворного советника, с немецкого на российский язык переведенное истории естественной и гражданской и географии учителями: Петром Наумовым и Андреем Теряевым, печатано в привилегированной типографии у Вильковского. В Санктпетербурге 1797 года».
Между слушателями Фукса был один студент, Василий Тимьянский, который и прежде охотнее всех нас занимался языками, не только французским и немецким, но и латинским, за что и был он всегда любимцем бывшего у нас в высших классах в гимназии преподавателя этих языков, учителя Эриха. Эрих был сделан адъюнкт-профессором и читал в университете латинскую и греческую литературу. Личность адъюнкта Эриха, который, как все говорили, имел глубокие познания в древних и новых языках, была в высшей степени карикатурна и забавна, а русский язык он так коверкал, что без смеха нельзя было его слушать. Впрочем, к русскому языку он обращался только в крайности, видя иногда, что ученик не понимает его, хотя он для лучшего уразумения прибегал уже ко всем ему известным языкам. Эрих даже и фамилии наши переиначивал по-своему. Студента Безобразова, напр., звал «гер Абразанцов», а меня то «гер Аксаев», то «гер Ачаков» и никогда Аксаков, хотя очень меня знал, потому что нередко бывал у адъюнкта Г. И. Карташевского, у которого я прежде жил. Тимьянский передразнивал Эриха в совершенстве. Я также умел несколько передразнивать своего наставника, и мы с Тимьянским нередко потешали студентов, представляя встречу на улице и взаимные приветствия наших адъюнкт-профессоров. Но виноват! воспоминания юношества увлекли меня в сторону, возвращаюсь к предмету моего рассказа. Этот студент Тимьянский, считавшийся у нас первым латинистом и, вероятно, знавший тогда не очень много по-латыни, скоро обратил на себя внимание Фукса, понравился ему за свою латынь и стал ездить к нему на квартиру: Фукс нанимал прекрасный дом Жмакина на Арском поле. Однажды Тимьянский при мне рассказывал, что видел у профессора большое собрание многих насекомых, и в том числе бабочек, и что Фукс обещал выучить его, как их ловить, раскладывать и сушить. В эту самую минуту я только что воротился в университет с кулачного боя, который видел первый раз в моей жизни. Это было в январе или феврале 1806 года. Я сам в свою очередь горячо рассказывал товарищам о виденном мною и пропустил мимо ушей слова Тимьянского.
Тогда в Казани происходили по зимам, на льду, большого озера Кабана, знаменитые кулачные бои между татарскими слободами и русскими суконными слободами, состоявшими из крепостных крестьян помещика Осокина; и татарские и русские слободы были поселены по противоположным берегам озера Кабана.[1]
Бои эти доходили иногда до ожесточения, и, конечно, к обыкновенной горячности бойцов примешивалось чувство национальности. Бой, который видел я, происходил, однако, в должных границах и по правилам, которые нарушались только тогда, когда случалось одолевать татарам. Бойцы, выстроившись в две стены, одна против другой, на порядочном расстоянии, долго стояли в бездействии, и только одни мальчишки выскакивали с обеих сторон на нейтральную середину и бились между собою, подстрекаемые насмешками или похвалами взрослых; наконец, вышел вперед известный боец Абдулка, и сейчас явился перед ним также известный боец Никита; татарин полетел с ног и вместо него вырос другой. Между тем в нескольких местах начали биться попарно разные бойцы. Удача была сначала равная: падали татары, падали и русские. Вставая, кто держался за бок, кто за скулу, а иных и уносили. Вдруг с страшным криком татары бросились стеной на стену — и завязалась ужасная, вполне рукопашная драка; но татары держались недолго, скоро попятили их назад, и они побежали. Русские преследовали их до берегов Кабана и с торжеством воротились. Мне сказывали, что когда случалось одолевать татарам, то они преследовали русских даже в их избах и что тут-то вновь восстановлялся ожесточенный бой, в котором принимали участие и старики, и женщины, и дети: дрались уже чем ни попало. Такая схватка всегда оканчивалась бегством татар.
Весною 1806 года я узнал, что Тимьянский вместе с студентом Кайсаровым уже начинают собирать насекомых и что способ собирания, то есть ловли, бабочек и доски для раскладывания их держат они в секрете. Тогда только вспомнил я, что уже слышал об этом. Вдруг загорелось во мне сильное желание самому собирать бабочек. Я сообщил об этом другу моему, студенту А. И. Панаеву, и возбудил в нем такую же охоту. Сначала я обратился к Тимьянскому с просьбой научить меня производству этого дела; но он не согласился открыть мне секрета, говоря, что тогда откроет его, когда сделает значительное собрание, а только показал мне несколько экземпляров высушенных бабочек и насекомых. Это воспламенило меня еще