Профессиональный модуль это что
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Смотреть что такое «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ» в других словарях:
ПМ — Парижский меморандум о взаимопонимании по контролю судов государством порта http://www.parismou.org/ г. Париж, морск. Источник: http://www.logistic.ru/news/2003/6/23/19/14856.html ПМ «Пермские моторы» предприятие оборонной промышленности … Словарь сокращений и аббревиатур
УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ — ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Аспект обучения языку, обеспечивающий учебнонаучное и профессиональное общение при получении специальности в образовательном учреждении на изучаемом языке. Владение Я. с. является, как правило, вторичным и базируется на общем… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Аполлон-15 (работа на Луне) — Приложение к статье Аполлон 15 Лунный модуль «Аполлона 15» «Фалкон» (англ. Falcon сокол) совершил посадку на юго восточной окраине Моря Дождей, у отрогов лунных Апеннин, вблизи каньона Хэдли Рилл. Астронавты Дэвид Скотт (командир… … Википедия
Аполлон-15 (Уорден один на орбите) — Приложение к статье Аполлон 15 «Аполлон 15» Полётные данные корабля Ракета носитель Сатурн V SA 510 Стартовая площадка … Википедия
Брокер — (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… … Энциклопедия инвестора
Оптовые запасы — (Wholesale Inventories) Определение оптовых запасов, торговые и складские запасы Информация об определении оптовых запасов, торговые и складские запасы Содержание Содержание Виды запасов и их характеристики Торговые и складские запасы Принципы… … Энциклопедия инвестора
ГОСТ Р 52210-2004: Телевидение вещательное цифровое. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52210 2004: Телевидение вещательное цифровое. Термины и определения оригинал документа: 90 (телевизионный) демультиплексор: Устройство, предназначенное для разделения объединенных потоков данных цифрового телевизионного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Образование во Франции — обязательно с 6 до 16 лет[1]. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм образования. Образование состоит из нескольких… … Википедия
Как разобраться с модулем «Выполнение работ по профессии»
Хотелось бы до конца разобраться. Обязательно ли в модуле СПО Выполнение работ по профессии рабочего выполнять квалификационный экзамен на разряд. Или достаточно дать теорию, практику и провести экзамен по модулю? Свидетельство не выдавать. Или обязательно в рамках этого модуля реализовывается программа профессионального обучения, присутствует квалификационный экзамен, экзамен по модулю, выдается свидетельство по профессии рабочего? В этом случае, студентов СПО зачисляем ещё и на программу профессионального обучения?
Рассмотрим, что про этот модуль говорят приказы
Начнем с 464 приказа
36. Если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей.
Получается, прямой обязанности вводить программу профессионального обучения у нас нет. ЕСЛИ ФГОС пропишет обязательное освоение программы профобучения, нужно будет выполнять. Если нет — то и у нас обязанности такой не будет.
Давайте обратимся к текстам ФГОС СПО.
ФГОС СПО 3+
В тексте стандарта приводится название самого модуля
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
и права организации
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
Получается, во ФГОС СПО обязанности проводить освоение программы ПО не прописано. Вы можете это сделать и выдать свидетельство, но не обязаны.
ФГОС СПО по ТОП-50 и актуализированные ФГОС
В тексте стандарта есть фраза
Также к основным видам деятельности относится освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих, указанных в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
Формулировка более жесткая, чем фо ФГОС 3+, не выполнение работ по профессии, а освоение профессии. Однако анализ Закона об образовании и Трудового кодекса показывает, что формулировки «освоение профессии» в них нет. Поэтому данное требование можно трактовать двумя способами:
— подтвердить освоение профессии квалификационным экзаменом с выдачей свидетельства. В этом случае программа профобучения становится обязательной.
ВЫВОД. В соответствии с требованиями нормативной базы обязанности проводить профессиональное обучения в рамках программы профобучения на сегодняшний день нет. Однако образовательная организация может провести ПО и выдать свидетельство по профессии при соблюдении условий:
— наличие перечня профессий во ФГОС СПО по ППССЗ,
— наличие лицензии на профессиональное обучение,
— наличие программы профессионального обучения в соответствии с требованиями Закона об образовании и приказа 292,
— зачисление студента на программу профессионального обучения,
— проведение квалификационного экзамена в соответствии с требованиями Закона об образовании в РФ.
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемcs5588.userapi.com
Похожие презентации
3 Разработка программы профессионального модуля
4 Цели и задачи программы профессионального модуля овладение обучающимися видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
5 Профессиональный модуль МДК 1 практика МДК 2
9 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля 411 всего – 411 часов, в том числе: 255 максимальной учебной нагрузки – 255 часов, включая: 170 обязательной аудиторной учебной нагрузки – 170 часов; 85 самостоятельной работы – 85 часов; 156 учебной и производственной практики – 156 часов.
10 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ КодНаименование результата обучения ПК 1Обслуживать и эксплуатировать оборудование для ведения подготовительных процессов обогащения ПК … ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК …
12 Деление ПМ на разделы формирование конкретной ПК или группы ПК соотнесение с предметом деятельности различные места прохождения практики наличие нескольких междисциплинарных курсов В зависимости от особенностей содержания конкретного модуля разделы профессионального модуля могут быть сопоставлены с одним или несколькими МДК Факторы
13 3.1. Тематический план профессионального модуля Коды ПК Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учеб – ная, часов Производ – ственная (по профилю специальности часов (если предусмотрена рассредоточен – ная практика) Всего часов в т.ч. лаб. работы и практич. занятия, часов в т.ч., курсо – вая работа (проект) часов Всего часов в т.ч., курсо – вая работа ( проект), часов Раздел 1. ……………………… *** * * * ** Раздел 2. ……………………… ****** Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) * (ввести число) * (повторить число) Всего: ***** * **
14 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Основной принцип разработки Основной принцип разработки:принцип разработкипринцип разработки дидактическая целесообразность Особенности конкретного ОУ и его окружения учитываются в РАБОЧЕЙ программе
16 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечениюТребования к минимальному материально- техническому обеспечению 4.2. Информационное обеспечение обучения 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
17 Что привлекает в данной методике? Наверное, убежденность в том, что каждый преподаватель должен не только давать знания, но и учить обучающихся добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться друг с другом и отвечать за результаты своего труда.
Рабочая программа профессионального модуля
3. Рабочая программа ПМ включает в себя требования к :
— результатам освоения профессионального модуля в соответствии с результатами освоения ОПОП (базовой или углублённой подготовки);
— структуре и содержанию профессионального модуля;
— условиям реализации профессионального модуля;
— контролю и оценке результатов освоения программы ПМ.
4.Рабочая программа профессионального модуля является единой для всех форм получения образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната..
2. Требования к результатам освоения профессионального модуля
В данном разделе программы профессионального модуля:
— указывается принадлежность профессионального модуля к соответствующему виду профессиональной деятельности в рамках профессионального цикла;
— приводится краткое описание назначения профессионального модуля, его роль в подготовке рабочих и специалистов, формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся, приводится обоснование структуры профессионального модуля, состоящей из междисциплинарного курса (курсов);
— перечисляются общие компетенции, профессиональные компетенции, на формирование которых направлено освоение профессионального модуля;
— подробно описываются требования к практическому опыту, приобретаемому в ходе учебной практики и производственной практики (практики по профилю специальности);
— подробно описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе лабораторных и практических занятий в рамках освоения междисциплинарного курса (курсов);
— подробно указываются усваиваемые знания в рамках освоения междисциплинарного курса (курсов), на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт.
3. Требования к структуре и содержанию профессионального модуля
Раздел «Структура и содержание профессионального модуля» содержит тематический план и содержание междисциплинарного курса (курсов), а также план учебной практики и производственной практики (практики по профилю специальности).
Структура профессионального модуля представлена в тематическом плане, в котором раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов программы, показывается распределение учебных часов по темам междисциплинарного курса (курсов), этапам учебной и производственной практики (практики по профилю специальности).
Содержание междисциплинарного курса (курсов) разрабатывается с учётом требований к результатам освоения ОПОП по конкретному профессиональному модулю, компетенций, которые будут сформированы после освоения профессионального модуля (практического опыта, умений и знаний, которыми должен овладеть обучающийся при изучении междисциплинарного курса (курсов).
Примерное содержание междисциплинарного курса (курсов) должно включать в себя учебный материал из разных областей знания (в том числе разделов и тем общепрофессиональных дисциплин), который необходим для формирования компетенций при освоении профессионального модуля.
При интеграции (объединении) учебного материала из разных учебных дисциплин необходимо учитывать:
— комплексность подхода к проблемам в рамках междисциплинарного курса;
— исключение дублирования в различных междисциплинарных курсах;
— обеспечение связи внутри междисциплинарных курсов.
По каждой учебной теме междисциплинарного курса приводятся:
— номер и наименование темы;
— требования к практическому опыту, умениям и знаниям обучающихся;
— содержание учебного материала;
— лабораторные и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование).
В междисциплинарном курсе объём времени, отведённый на практические и лабораторные занятия, должен составлять не менее 50%.
В программы практик следует включить следующие разделы:
1. Цели и задачи практик (учебной и производственной);
2. Распределение бюджета времени, отводимого на практики;
3. Базы практик; общие требования к базам практик: оснащённость современным оборудованием, наличие квалифицированного персонала и т. д.;
4. Организация практик: планирование практик, особенности организации каждого вида практики;
5. Примерное содержание практик;
6. Требования к практическому опыту;
7. Содержание учебной информации, необходимой для овладения практическим опытом;
8. Примерные виды работ;
9. Темы междисциплинарного курса, связанные с содержанием практик;
10. Формы отчётности по каждому этапу и виду практики.
4. Требования к условиям реализации профессионального модуля
Раздел программы профессионального модуля «Условия реализации программы профессионального модуля» включает в себя:
— Рекомендации по организации образовательного процесса, которые содержат описание технологий обучения по профессиональному модулю: деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и (или) учебной деятельности (контекстное обучение, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе и т. п.); личностно ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе; когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими принципами системного подхода к решению проблем (метод решения проблем, проектный метод, методы групповой дискуссии); информационно-коммуникационные, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах и другие.
Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные, работа в малых группах могут стать условием реализации указанных технологий.
Весь образовательный процесс должен быть ориентирован на формирование компетенций, освоение которых является результатом обучения по профессиональному модулю. Перед началом обучения обучающиеся должны быть ознакомлены с содержанием обучения по профессиональному модулю, с тем чтобы они понимали, какие результаты от них ожидаются, т. е. что они будут уметь делать после завершения освоения профессионального модуля.
— Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся содержат задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
— Примерный перечень видов самостоятельной работы:
— аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (например: работа с опорными конспектами по темам занятий, с учебной и специальной литературой (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; самостоятельное изучение раз
— внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, включает единицы содержания, выделенные преподавателем для самостоятельного изучения (отчётными материалами могут быть: оформление фрагмента технологической документации технологического процесса; разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке; расшифровка кинематической схемы с использованием условных обозначений; работа по конкретной теме курсового проекта).
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы и их содержание могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии и специальности осваиваемого профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.
5. Требования к контролю и оценке результатов освоения профессионального модуля
В разделе программы профессионального модуля «Рекомендации по осуществлению контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля» указываются основные показатели оценки результата, формы и методы контроля по освоению профессионального модуля, направленные на измерение освоенных целостных профессиональных компетенций, а не отдельных знаний и умений или элементов практического опыта.
Формы и методы контроля должны быть направлены на проверку освоения профессиональных и общих компетенций, должны оценивать деятельность (процесс или результат).
Поэтому целесообразно подумать о возможности:
— накопительной оценки, куда должно относиться оценивание результатов изучения МДК и выполнение работ в течение учебной или производственной практики;
— единой (комплексной) оценки (в таком случае нужна такая форма контроля, которая позволит проверить и когнитивную, и деятельностную составляющие компетенции);
— оценка сформированности компетенции должна приближаться к экспертной (например, бинарной: освоил /не освоил).
Если в качестве формы контроля материала МДК использовать тесты, то сами тестовые задания должны представлять собой ситуативные задачи.
При выборе формы контроля нужно чётко представлять предмет оценивания (компетенцию) и показатели, по которым будет производиться оценка.
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса учебной дисциплины/профессионального модуля»
«Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса учебной дисциплины/профессионального модуля»
Османова Анжелика Салиховна,
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников. В рекомендациях представлен состав учебно-методического комплекса. Методические рекомендации определяют состав, порядок создания и использования учебно-методических комплексов основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых колледжем в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов.
Методические рекомендации обязательны для применения всеми предметно-цикловыми комиссиями и преподавателями колледжа при разработке и реализации учебного процесса.
7.Этапы разработки УМК
8.Содержание УМК учебной дисциплины/ профессионального модуля
Создание приемлемого научно-методического обеспечения образовательного процесса, как показывает педагогическая практика,– весьма сложная и трудоемкая задача. Для удачного ее решения педагогам недостаточно только компетентности в области преподаваемых учебных дисциплин и мастерства в вопросах методики формирования знаний, умений, навыков. Вместе с этим им необходимо знание исходных понятий и сущности учебно-методического комплекса дисциплины, профессионального модуля его состава, структуры, содержания, требований к его разработке, технологий и методик его проектирования.
Учебно-методический комплекс разрабатывается и используется для методического обеспечения образовательного процесса.
Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач:
— четкое определение места и роли учебной дисциплины/ профессионального модуля в образовательной программе;
— фиксацию и конкретизацию на этой основе учебных целей и задач дисциплины/ профессионального модуля;
— отражение в содержании учебной дисциплины/ профессионального модуля современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной/ профессиональным модулем;
— последовательную реализацию внутри и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами/ профессиональными модулями образовательной программы;
— рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
— распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;
— планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;
— определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;
— разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.
УМК адресован, прежде всего, студенту. Он помогает ориентироваться в содержании учебной дисциплины/ профессионального модуля, последовательности их изучения, разделах и требованиях к уровню их освоения. УМК дает возможность студенту оптимально организовать работу над курсом, обеспечивая учебной, методической и научной литературой.
Целью данной работы является раскрытие теоретической и практической сути УМК дисциплины/профессионального модуля.
Большинство преподавателей считает создание УМК скучной рутиной. Однако эта сторона педагогической деятельности важна не меньше, чем живое общение со студентами. От наличия и качества УМК по всем дисциплинам/профессиональным модулям учебного плана профессиональной образовательной программы во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место колледжа на рынке образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных экономических условиях.
ФГОС требует ежегодного обновления ОПОП (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, устанавливаемых учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственных практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии), разработки рабочих программ, методического обеспечения самостоятельной работы и механизмов управления ею, разработки методического обеспечения использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, разработки методического обеспечения курсовых работ (проектов), учебно-методического обеспечения учебной и производственной практик, создание учебников и учебных пособий, в т. ч. электронных учебных пособий, разработки методического обеспечения лабораторных и практических занятий с учетом использования информационно-коммуникационных технологий, создание фондов оценочных средств, материалов государственной (итоговой) аттестации (ГИА).
С учетом вышеперечисленного предлагается следующая структура УМК
— учебно-методические комплексы профессиональных модулей;
-учебно-методические комплексы учебных дисциплин;
-учебно-методические комплексы текущего контроля и промежуточной аттестации;
— учебно-методические комплексы учебной и производственной практик (по профилю специальности);
— учебно-методические комплексы преддипломной практики;
— учебно-методические комплексы самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов;
— учебно-методические комплексы государственной ( итоговой )
рабочие тетради и другое.
2.Общие понятия об учебно-методическом комплексе дисциплины/профессионального модуля
Для того чтобы понять, что собой представляет УМК дисциплины/профессионального модуля надо сначала разобраться в определении данного понятия и уяснить цель, с которой создается УМК.
Основной целью УМК является повышение эффективности и качества занятий на основе систематизации содержания дисциплины с учетом достижения науки и практики.
— методическое сопровождение всех видов занятий;
— эффективная организация самостоятельной работы и контроля знаний обучающихся по учебной дисциплине/профессиональному модулю;
— дополнительная информационная поддержка учебного процесса (учебные информационно-справочные материалы).
3. Требования к учебно-методическому комплексу
УМК должен отвечать стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям:
Требование научности – предполагает формирование у студентов научного мировоззрения на основе представлений об общих и специальных методах научного познания.
Требование доступности – предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов.
Требование наглядности – предполагает учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение и изучение студентами.
Требование обеспечения сознательности обучения – предполагает обеспечение самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач образовательной деятельности.
Требование систематичности и последовательности обучения – означает обеспечение последовательности усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области.
Требование прочности усвоения знаний – предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание.
Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки по его использованию на практике.
4.Технические требования к учебно-методическому комплексу
Требования к оформлению текстов:
Текст набирается в формате MS Word.
Стандартная страница текста – страница формата А4, имеющая параметры.
Междустрочный интервал – одинарный;
Шрифт Times New Roman;
Режим «выравнивания по ширине».
При написании курса лекций следует помнить о следующих общих требованиях к учебному тексту, а именно:
— употребление синтаксических конструкций, свойственных языку научных и технических документов; избегание сложных грамматических оборотов.
— применение стандартизованной терминологии; избегание непривычных терминов и символов или разъяснять их при первом упоминании в тексте.
— снабжение сложных смысловых мест и понятий примерами в форме интерпретации или иллюстрации.
— проблемные ситуации, требующие профессионального решения должны быть снабжены конкретными примерами, построенными на современном материале с необходимыми пояснениями;
Все листы УМК должны быть пронумерованы: номер 1 присваивается титульному листу.
5.Функции учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/профессиональному модулю
• инструмент системно-методического обеспечения учебного процесса по дис циплине/профессиональному модулю, его предварительного проектирования;
• объединение в единое целое различных дидактических средств в соответствии с целями обучения и воспитания;
• фиксация и раскрытие (развертывание) требований к содержанию изучаемой дисциплины /профессионального модуля, к знаниям, умениям, компетенциям обучающихся, содер жащихся в ФГОС ;
• накопление новых знаний, новаторских идей и разработок;
• стимулирование творческого потенциала педагогов.
6.Структура учебно-методического комплекса дисциплины/профессионального модуля
В основе построения УМК дисциплины/профессионального модуля положены следующие принципы:
соответствие содержания материалов УМК требованиям ФГОС и закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», учебному плану;
обеспечение всех видов занятий и заданий, предусмотренных программой дисциплины/ профессионального модуля, всеми необходимыми методическими, информационными и другими материалами, позволяющими освоить дисциплину/профессиональный модуль в отведенное учебным планом время;
наличие в методических указаниях описания процессов и процедур, необходимых для выполнения всех работ и заданий, указанных в программе дисциплины/профессионального модуля, а также освоения типовых процессов, выполняемых специалистами, в областях деятельности, рассматриваемых в дисциплине/профессиональном модуле;
достаточность объема и содержания учебно-методических и информационных материалов для самостоятельного выполнения всех заданий и работ дисциплины/профессионального модуля, предусмотренных программой дисциплины/профессионального модуля на уровне требований ФГОС, чтобы студенты самостоятельно могли работать с учебно-методическими материалами при консультационной поддержке со стороны преподавателя и при индивидуальном постоянном контроле результатов обучения;
доступность для студентов всех компонентов УМК (кроме контрольно-тестовых материалов) в стенах образовательной организации;
модульность построения УМК;
обеспеченность студентов средствами самоконтроля уровня освоения дисциплины/профессионального модуля;
обязательное применение в преподавании дисциплины/профессионального модуля и отражение в УМК инновационных методов и технологий.
Осознав понятие, цель и принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины, следует ознакомиться с его структурой.
УМК состоит из пяти блоков:
Перечень составляющих учебно-методического комплекса:
— извлечение из ФГОС;
-рабочая программа УД/ПМ;
— планы учебных занятий (технологические карты занятия), планы практических и семинарских занятий, планы лабораторных работ.
2. Теоретический и практический блок
— учебники, учебные пособия и справочники, практикумы
— курсы лекций, конспекты лекций,
— электронные конспекты лекций
3.Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов
— комплект заданий для текущего контроля по каждой теме (разделу) дисциплины, профессионального модуля (карточки опроса, тесты, карточки-задания и др.);
— контрольно-оценочные средства по дисциплине, профессиональному модулю;
— перечень контрольных вопросов и задания к зачету по УД, МДК;
— перечень вопросов для самостоятельной работы;
— перечень вопросов и типовых задач (упражнений), включаемых в экзаменационные билеты по УД, МДК;
— типовые задачи к экзаменационным билетам по УД, МДК;
— перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, допускаемых к исполнению при проведении экзамена по УД, МДК.
— оценочные задания по МДК модуля;
— оценочные задания для экзамена квалификационного.
— методические указания по проведению лабораторных работ;
— методические указания по проведению практических и семинарских занятий;
— методические указания по выполнению курсовой работы (проекта);
— методические указания по выполнению дипломной работы (проекта);
— методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работой студентов.
5. Электронные материалы
-УМК на электронных носителях (компакт-диски),
-презентации по темам (разделам) программы;
-электронные учебные издания, созданные педагогом.
7.Этапы разработки УМК
8.Содержание УМК учебной дисциплины/ профессионального модуля
Извлечение из ФГОС – требования к уровню подготовки выпускника по соответствующей дисциплине/профессиональному модулю;
Календарно-тематический план – регламентирует структуру изучения материала, составляется по каждой дисциплине/профессиональному модулю в соответствии с рабочей программой;
2. Теоретический и практический блок
3.Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов
Данный раздел содержит материалы, обеспечивающие контроль усвоения студентами и учащимися предметного содержания учебной дисциплины, профессионального модуля (уровня развития способностей) по всем видам контроля: текущему, промежуточному и итоговому.
Комплект заданий для текущего контроля по каждой теме (разделу) дисциплины / профессионального модуля (карточки опроса, тесты, карточки-задания и прочее );
Перечень вопросов, практических заданий, индивидуальных заданий выносимых на зачёт по каждой теме (разделу) дисциплины, профессионального модуля.
Перечень экзаменационных вопросо в, экзаменационно-практических задач.
Контрольно-оценочные средства по дисциплине / профессиональному модулю.
Перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, допускаемых к исполнению при проведении экзамена по учебной дисциплине/профессиональному модулю;
Критерии уровня знаний содержания дисциплины / профессионального модуля.
Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта ).
Курсовая работа (проект) по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы обучающихся. Целями выполнения курсовой работы являются систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, общих и профессиональных компетенций по профессиональному циклу, углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой, формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов, развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
5. Электронные материалы
-УМК на электронных носителях (компакт-диски),
-презентации по темам (разделам) программы;
-электронные учебные издания, созданные педагогом.
УМК по каждой дисциплине /профессиональному модулю оформляется в виде отдельного комплекта документов.
Для одной дисциплины, включенной в разные образовательные программы, создается один УМК. Исключение может составлять только УМК по дисциплине, являющейся профильной для отдельных специальностей.
Для всех форм обучения создается один УМК, учитывающий различия в объемах всех видов учебной работы при едином содержании дисциплины и одинаковом общем объеме учебной работы.
УМК является документом, устанавливающим форму и содержание всех видов контроля знаний.
УМК представляется в двух вариантах – на материальном носителе и в электронном виде. Оба варианта должны быть совпадающими по содержанию.
9. Порядок рассмотрения и утверждение учебно-методического комплекса дисциплины/профессионального модуля
Рабочие программы рассматриваются и одобряются на заседании ПЦК, утверждаются зам. директора по УР.
КТП рассматривается на заседании ПЦК, утверждается зам. директора по УР.
Методический аппарат контроля рассматривается на заседании ПЦК, утверждается зам. директора по УР.
Методические рекомендации и указания к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям рассматриваются на заседании ПЦК, утверждается зам. директора по УР.
Методические указания по выполнению курсовых работ (проектов) рассматриваются на заседании ПЦК, утверждается зам. директора по УР.
Материалы для промежуточной, итоговой аттестации рассматриваются на заседании ПЦК, утверждаются зам. директора по УР.
Председатель ПЦК контролируют наличие, своевременное обновление УМК дисциплин/профессиональных модулей специальностей/профессий, реализуемых в колледже.
Методист рассматривает материалы УМК дисциплины/профессионального модуля на соответствие требованиям по оформлению.
Итак, УМК готов, а это означает, что составивший его педагог отчетливо видит перед собой весь спланированный процесс, каждый его этап, любое действие. Досконально проработанный учебно-методический комплекс – основа хорошо организованного и эффективного обучения. Даже если вдруг посреди семестра заболевшего преподавателя заменит другой, учебный процесс от этого не пострадает, потому что новый педагог сможет воспользоваться материалами, заранее подготовленными коллегой.