Профессиональное обучение по отраслям что это
Специальность Профессиональное обучение по отраслям – что это
Кем можно работать, какая может быть профессия?
Среди всех специальностей широкий перечень имеют педагогические профессии. Для того, чтобы любой человек стал специалистом в своем деле, сперва он должен пройти долгое и всестороннее обучение.
Если в школе таким обучением занимаются учителя с общепедагогическим образованием, то в профессиональном обучении требуется отдельная категория специалистов.
В частности, это касается профессионально-технических учебных заведений – учебно-производственных комбинатов, техникумов, колледжей. Для того, чтобы обучить будущего работника его специальности, преподаватель должен не только сам разбираться в учебном предмете, но и также иметь необходимые психологические и педагогические навыки.
Таким образом, специалист с дипломом «профессиональное обучение по отраслям» — это преподаватель по учебно-производственным дисциплинам.
Список учреждений, в которых может работать этот специалист весьма широк: средние, средние специальный и высшие учебные заведения, предприятия, научно-технические бюро.
Наиболее распространенная должность по этой специальности – мастер или педагог производственного обучения. Однако, имея такую специальность вовсе не обязательно всю жизнь заниматься подготовкой учащихся в техникумах или колледжах.
В образовательную программу по этой специальности входит прежде всего общепедагогическая подготовка, то есть понимание того, что из себя представляет наука и образование, какие существуют учебные методики.
Кроме того, данных специалистов обучают вопросам психологии, взаимодействия с людьми. Если пару десятков лет назад эта сфера была полностью государственной, то сегодня частное обучение распространено не только на уровне частных учебных заведений, но и на крупных предприятиях.
Представьте себе большую торговую фирму, имеющую множество филиалов. Такая фирма может иметь в штате сотни, а то и тысячи сотрудников, при чем основу ее деятельности будут составлять менеджеры по продажам или продавцы-консультанты.
Независимо от того, какое образование на момент принятия на работу имеют эти люди, если фирма хочет развиваться, она обязательно будет регулярно обучать своих сотрудников и повышать их навыки и квалификацию. Однако, для этого такой фирме нужен человек (один или несколько), которые грамотно составят учебный план, подготовят учебные материалы и организуют весь процесс.
Скорее всего, таким вопросом будет заниматься именно человек, имеющий педагогическую специальность в сфере профессиональной деятельности.
Таким образом, специалист по профессиональному обучению может работать и на частном предприятии в должности тренера, коуча или менеджера по обучению персонала.
Кроме того, педагогические навыки и умение работать с людьми являются хорошим подспорьем и в открытии собственного бизнеса. По последним социологическим данным, предпринимательская деятельность в сфере образования сегодня входит в тройку самых популярных и прибыльных во всем мире.
Это связано с тем, что в современном мире каждый человек, который хочет иметь стабильную и оплачиваемую работу, должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения. По этой причине, сотни тысяч людей ежегодно принимают участие в платных семинарах, лекциях или тренингах по всевозможным направлениям: менеджмент, построение собственного бизнеса, финансовое планирование, маркетинг, веб-дизайн и много другое.
Даже ставшие уже привычными в нашей стране курсы бухгалтерского дела, массажа или дизайна являются примером профессионального обучения в определенной отрасли. Поэтому, имея диплом по данной специальности, определенный опыт работы и желание начать свое дело, вполне реально создать собственный образовательный центр или проводить те, или иные обучающие курсы.
Конечно, для такого занятия законодательство в большинстве случаев не требует наличия диплома и образования, но обучение людей, пусть даже и взрослых – очень сложный процесс.
Даже если сам специалист хорошо умеет обрабатывать фотографии в графических редакторах, насколько легко ему будет рассказать и показать все это так, чтобы даже полный новичок в компьютерных технологиях смог разобраться и научиться делать так же.
Поэтому не имея хороших педагогических навыков, невозможно самостоятельно составлять учебные планы и проводить действительно полезные и познавательные тренинги и занятия.
По этой причине, имея специальность «профессиональное обучение по отраслям», можно работать во многих сферах, в том числе и заниматься предпринимательской деятельностью. Главное при этом понимать, что в современном мире одного только диплома недостаточно, а прежде всего нужно иметь хорошие знания, навыки и желание работать по своей специальности для того, чтобы быть успешным специалистом.
Профессиональное обучение (по отраслям) (бакалавриат)
Профессиональное обучение (по отраслям)
Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
При поступлении необходимо сдать обязательные экзамены по математике и русскому языку.
Третий обязательный предмет устанавливается вузом, и он напрямую связан с выбранным профилем. К примеру, для третьего обязательного экзамена для поступления на специальность 440304 «Информатика и вычислительная техника» может быть выбран предмет «Информатика и ИКТ».
Кроме того, по выбору вуза может быть назначен и четвертый экзамен по иностранному языку.
Содержание статьи:
Описание специальности
Специальность «Профессиональное обучение» дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Учебная программа составлена таким образом, чтобы студенты могли получить достаточный объем подготовки по теоретическому и практическому направлениям выбранного ими профиля.
По окончании обучения студенты не только получат глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также научатся передавать эти знания другим специалистам (рабочим). Именно такой аспект специальности позволит выпускникам работать не только непосредственно по выбранной профессии, но и также заниматься обучением в учреждениях среднего профессионального образования.
Сроки обучения
Срок обучения на дневной (очной) форме составляет четыре года. К сроку обучения на заочной или дистанционной форме по усмотрению вуза к четырем годам могут быть добавлены от 6 до 12 месяцев.
Основные предметы
Предметы, которые предстоит изучить студенту при обучении специальности, можно разделить на два блока.
Первый блок является общеобразовательным и может включать в себя такие учебные дисциплины, как:
Второй блок предметов является профилирующим, и в него на усмотрение вуза включаются предметы, непосредственно связанные с выбранным профилем специальности. К примеру, профиль «Информатика и вычислительная техника» может включать такие предметы, как:
Также во втором блоке присутствуют обязательные дисциплины, необходимые для получения выпускником навыков и умений по выбранной им специальности:
Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки
Программа подготовки студентов составлена таким образом, чтобы по завершении учебы выпускники приобрели умения и навыки, ориентированные по нескольким видам учебно-профессиональной деятельности:
В области научно-исследовательской деятельности выпускник должен уметь:
В организационно-технологической деятельности выпускник должен уметь использовать следующие умения и навыки:
Профессия
В будущем выпускник получит широкие возможности для трудоустройства. Он может найти работу в следующих областях:
Профиль данной специальности зависит от конкретного учебного заведения и может быть различным – «Экономика и управление», «Компьютерная графика и дизайн», «Агроинженерия», «Сервис», «Машиностроение» и т.д. Поэтому при выборе данной специальности необходимо учитывать профиль, выбранный тем университетом, в который вы решили поступать.
Выпускники получат прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании.
В качестве работодателей могут выступить образовательные учреждения, организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), службы занятости населения.
Профессиональное обучение по отраслям что это
Профиль: Технические системы и эксплуатация машин
Профессиональное обучение (по отраслям) – это система профессионально-педагогического образования, ориентированная на подготовку педагогов профессионального обучения для различных сфер деятельности, отраслей. В результате бакалавр будет иметь достаточную компетенцию, как в педагогической сфере, так и в той области народного хозяйства, в которой он сможет применить полученные знания.
Область профессионально-педагогической деятельности бакалавров по профилю «Технические системы и эксплуатация машин»:
– организация и осуществление обучения по программам среднего профессионального и высшего образования инженерно-технического профиля;
– переподготовка и повышение квалификации рабочих и специалистов; обучение и тренинг персонала.
Выпускники профиля могут работать:
– в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;
– в учебно-методических центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, в службе занятости населения.
– в учебно-курсовой сети предприятий и организаций;
– в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании;
– в региональных и муниципальных органах управления образованием;
– в профильных предприятиях и организациях по эксплуатации и техническому обслуживанию машин на инженерных должностях;
– в конструкторских бюро, проектных организациях, научно-исследовательских центрах.
Факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма
Омского государственного педагогического университета
Тип образовательной программы
Фото галерея
Видео галерея
Вы здесь
Направление подготовки: 44.03.04 – Профессиональное обучение (по отраслям)
Направленность (профиль) – Экономика и управление
1. Что будет написано в дипломе?
Согласно ФГОС ВО, утвержденным в 2016 году, по окончании бакалавриата выдаётся диплом с присвоением степени «Бакалавр». Диплом даёт право работать в профессиональных образовательных организациях, в организациях, где необходимы экономические знания или владение навыками управления персоналом. Диплом свидетельствует, что выпускник вуза получил высшее образование в области преподавания управленческо-экономических или информационных дисциплин и квалификацию для осуществления функций преподавателя теоретического обучения (отраслевые дисциплины), мастера производственного (практического) обучения, организатора-методиста, психолога профессионального образования и менеджера образовательной деятельности.
2. Область и объекты профессиональной деятельности?
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, социально-экономическую сферу.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: профессиональное обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
3. Каковы основные виды профессиональной деятельности?
Основным видом деятельности, к которому готовятся выпускники, является профессионально-педагогическая деятельность, которая включает:
4. Насколько сегодня востребованы специалисты этого направления на рынке труда?
Трансформационные процессы, происходящие в экономике России и на рынке труда, постоянно требуют подготовки высококвалифицированных кадров, поэтому потребность в педагогах профессионального обучения, способных осуществлять обучение профессиональному творчеству и мастерству, весьма высокая и стабильная.
Конкурентные преимущества педагога профессионального обучения на рынке труда:
— владение современной информацией о развитии мировой экономики и передовыми технологиями управления персоналом
— устойчивая субъектная позиция в профессиональной деятельности
— навыки продуктивного общения и взаимодействия с людьми
— оригинальность мышления, находчивость, разносторонность, стрессоустойчивость, креативность
5. Какие дисциплины (предметы) изучают бакалавры?
В ходе обучения по программам бакалавриата студенты получают знания по следующим блокам дисциплин:
Образовательная программа предусматривает следующие виды практик: учебно-профессиональная, образовательно-проектировочная, профессионально-педагогическая, преддипломная. Оценка сформированности заявленных в ФГОС ВО по осваиваемому направлению компетенций осуществляется на основе сдачи итогового государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.
6. Интересно ли учиться на направлении «Профессиональное обучение (по отраслям)»?
Возможность получения разносторонних знаний и развития профессионально-педагогических компетенций вызывает неподдельный интерес у студентов и абитуриентов. Преимущество бакалавриата заключается в том, что параллельно с усвоением знаний происходит формирование различных навыков и развитие компетенций в рамках разнообразных видов деятельности – учебно-профессиональной, научно-исследовательской, проектировочной, творческой, культурной, спортивной и др. Можно выбрать дополнительные занятия в секциях и кружках по интересам, принимать участие в общественной, волонтерской деятельности факультета, проявлять свои таланты и способности на мероприятиях разного уровня – факультетского, университетского, городского, регионального, всероссийского, международного. Когда занимаешься тем, что тебя действительно интересует – это всегда захватывает и вдохновляет на самосовершенствование!
7. В чем заключается особенность подготовки бакалавров профиля «Экономика и управление» на факультете экономики, менеджмента, сервиса и туризма?
Подготовка будущих педагогов профессионального обучения имеет ряд преимуществ:
8. Какие экзамены необходимо сдавать при поступлении?
При поступлении на направление «Профессиональное обучение (по отраслям)» направленность (профиль) «Экономика и управление» абитуриенты должны сдать три вступительных экзамена:
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 февраля 2018 г. N 124
С изменениями и дополнениями от:
26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г.
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
1.3. Обучение по программе бакалавриата в Организации может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах.
1.5. При реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
1.6. Реализация программы бакалавриата осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.8. Срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года;
в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения;
при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения.
1.10. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.8 и 1.9 ФГОС ВО:
срок получения образования по программе бакалавриата в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении;
объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год.
01 Образование и наука (в сфере профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
1.12. В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
1.13. При разработке программы бакалавриата Организация устанавливает направленность (профиль) программы бакалавриата, которая соответствует направлению подготовки в целом или конкретизирует содержание программы бакалавриата в рамках направления подготовки путем ориентации ее на:
область (области) профессиональной деятельности и (или) сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;
тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;
1.14. Программа бакалавриата, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.
II. Требования к структуре программы бакалавриата
2.1. Структура программы бакалавриата включает следующие блоки:
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация».
Структура и объем программы бакалавриата
Структура программы бакалавриата
Объем программы бакалавриата и ее блоков в з.е.
Государственная итоговая аттестация
Объем программы бакалавриата
2.2. Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».
2.3. Программа бакалавриата должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:
в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)»;
в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы бакалавриата, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
Типы учебной практики:
технологическая (проектно-технологическая) практика;
научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).
Типы производственной практики:
технологическая (проектно-технологическая) практика;
2.5. В дополнение к типам практик, указанным в пункте 2.4 ФГОС ВО, ПООП может также содержать рекомендуемые типы практик.
выбирает один или несколько типов учебной и один или несколько типов производственной практик из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;
вправе выбрать один или несколько типов учебной и (или) производственной практик из рекомендуемых ПООП (при наличии);
вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;
устанавливает объемы практик каждого типа.
2.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят:
подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации); выполнение и защита выпускной квалификационной работы.
2.8. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).
Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы бакалавриата.
Информация об изменениях:
2.9. В рамках программы бакалавриата выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
К обязательной части программы бакалавриата относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых ФГОС ВО.
Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, определяемых ФГОС ВО, а также профессиональных компетенций, определяемых Организацией самостоятельно, могут включаться в обязательную часть программы бакалавриата и (или) в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
В обязательную часть программы бакалавриата включаются, в том числе: дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;
дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, реализуемые в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)»;
дисциплины (модули), содержание которых соотносится с обязательной частью ПООП.
Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, должен составлять не менее 70 процентов общего объема программы бакалавриата.
2.10. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе бакалавриата, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
III. Требования к результатам освоения программы бакалавриата
3.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой бакалавриата.
Информация об изменениях:
3.2. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие универсальные компетенции:
Наименование категории (группы) универсальных компетенций
Код и наименование универсальной компетенции выпускника
Системное и критическое мышление
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Разработка и реализация проектов
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Командная работа и лидерство
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность
УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
Информация об изменениях:
3.3. Программа бакалавриата должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:
Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций
Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника
Правовые и этические основы профессиональной деятельности
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
Разработка основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Построение воспитывающей образовательной среды
ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
Контроль и оценка формирования результатов образования
ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Взаимодействие с участниками образовательных отношений
ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
Научные основы педагогической деятельности
ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности
ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
Информация об изменениях:
3.4. Профессиональные компетенции определяются Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии).
При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) 3 (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).
Информация об изменениях:
3.5. При отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции определяются Организацией на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.
3.6. Совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность в области профессиональной деятельности и не менее чем в одной сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.11 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности не менее, чем одного типа, установленного в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО.
Информация об изменениях:
3.7. Организация устанавливает в программе бакалавриата индикаторы достижения компетенций самостоятельно.
3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата индикаторами достижения компетенций.
Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой бакалавриата.
IV. Требования к условиям реализации программы бакалавриата
4.1. Требования к условиям реализации программы бакалавриата включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы бакалавриата, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата.
4.2. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.
4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы бакалавриата по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» и Блоку 3 «Государственная итоговая аттестация» в соответствии с учебным планом.
Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.
В случае реализации программы бакалавриата с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».
4.2.3. При реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.
4.3.1. Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой бакалавриата, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.
Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости).
4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.
4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).
4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.
4.4.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях.
4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
4.4.3. Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
4.4.4. Не менее 10 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).
4.4.5. Не менее 65 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).
К педагогическим работникам и лицам, привлекаемым к образовательной деятельности Организации на иных условиях, с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие соответствующие направленности (профилю) программы бакалавриата почетные звания Российской Федерации «Народный артист Российской Федерации», «Народный учитель Российской Федерации», «Народный художник Российской Федерации», «Заслуженный артист Российской Федерации», «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», «Заслуженный художник Российской Федерации», спортивные звания «Мастер спорта России международного класса», «Мастер спорта России», «Гроссмейстер России», почетные спортивные звания «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный тренер России», «Почетный спортивный судья России», действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии художеств, лауреаты государственных премий, лица, имеющие диплом лауреата международного или всероссийского конкурса в области, соответствующей направленности (профилю) программы бакалавриата.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата.
4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования программы бакалавриата Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.
В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе бакалавриата обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.
Информация об изменениях:
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе бакалавриата в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе бакалавриата требованиям ФГОС ВО.
4.6.4. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе бакалавриата может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
1 Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765; 2018, N 1, ст. 57).
2 Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
3 Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
4 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный N 28534).
5 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 26, ст. 3877; N 28, ст. 4558; N 52, ст. 7491; 2017, N 18, ст. 2664; N 24, ст. 3478; N 25, ст. 3596; N 27, ст. 3953; N 31, ст. 4825, ст. 4827; N 48, ст. 7051), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276; N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772).
6 Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226; 2016, N 24, ст. 3525; N 42, ст. 5926; N 46, ст. 6468; 2017, N 38, ст. 5636; N 51, ст. 7812).