Проектное обучение что это

Проектное обучение в университете — что это значит на практике?

Вступление

Привет, меня зовут Даниил, я студент второго курса радиофака в УрФУ. Сколько помню свое обучение в универе, у нас постоянно продвигалась концепция проектного обучения. Захотелось рассказать, как оно проходит именно с точки зрения студента.

Индивидуальные образовательные траектории

Проектное обучение что этоПолный список предметов в ИРИТ-РТФ

Даже если на первом курсе ты понял, что кодить это не твое, то у тебя всегда есть шанс попробовать себя в чем-то еще, не переводясь в другой институт. Возможность менять направления очень важна в проектной деятельности.

Окей, а что такое проектное обучение-то?

На каждом курсе есть предмет, который называется «проектный практикум». Это, по мнению нашего вуза, и есть проектное обучение. Давайте разбираться как это обучение проходит.

В начале каждого семестра подготавливается список проектов, которые предлагают компании-партнеры вуза. Студенты выбирают понравившийся им проект, работают над нам в течение семестра и на сессии защищают проделанную работу. Отмечу, что можно придумать свой проект и/или продолжать работать над проектом с прошлого семестра (Если разрешит куратор проектного практикума)

На первом курсе было прям совсем плохо. После выбора проекта ты оставался с ним один на один. Не было четких сроков и задач. Куратор проекта редко появлялся и никак не мог повлиять на развитие проекта. В итоге команды придумывали что-то свое, пилили на коленке за неделю до сдачи и защищали как абсолютно инновационное решение.

На втором курсе ситуация немного улучшилась. Поменялся ответственный за проектный практикум, и он принялся фиксить известные ему проблемы. С тех пор появились лекции по проектному практикуму раз в неделю, где рассказывают основы менеджмента и взаимодействия с клиентами и внутри команды.

Но, как мне кажется, у проектного обучения в университете есть фундаментальные проблемы.

Проблемы проектного практикума

Постарался расположить в порядке важности

Конечно, с нас собирают обратную связь через всякого рода опросники и общие чаты. Остается надеяться и верить, что наши просьбы будут услышаны.

Возможные варианты решения проблем

Тут я хочу поделиться своими рассуждениями о том, как можно исправить сложившуюся ситуацию.

Что нужно сделать:

Рассказывать о всем многообразии профессий в ИТ. Простого курса видосов на эту тему вполне хватит.

Вместо заключения

Источник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Понятие и сущность технологии проектного обучения

Проектное обучение относится к технологиям 21 века. Именно они предусматривают умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека нашего общества. В трудах П. П. Блонского, Б. В Игнатьева, Н. Н. Иорданского, П. Ф. Каптерева, Н. В. Матящ, П. Р. Полякова, В. В. Рубцова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева, В. Н. Шульгина представлены основы теории и практики применения проектного обучения. Обучающиеся в процессе выполнения усложняющихся практических заданий – проектов приобретают умения и знанию. Данная система обучения называется проектная технология. Данная технология обычно направлена на самостоятельную и довольно активную работу обучающихся. А именно это индивидуальная работа, парная и групповая, где обучающиеся в течение определенного отрезка времени выполняют задания. Проектная технология – это подход, который сочетается с групповым подходом к обучению. Многие ученые считают, что использовать проектное обучение как основу образовательного процесса нецелесообразно.

Создать условия, где обучающиеся будут черпать недостающие знания из различных источников и есть цель проектного обучения. Также дети учатся использовать приобретенные знания для решения практических задач. Развитие коммуникативных умений, формирование исследовательских умений, развитие системного мышления, внимания, воображения и памяти также является неотъемлемой частью проектного обучения.

Идеи проектного обучения заключаются в том, чтобы сформировать проектное мышление; обеспечить целостность педагогического процесса; создать условия для самостоятельного приобретения знаний; поддерживать положительную мотивацию к самообразованию обучающихся; формировать умения и навыки ориентироваться в информационно-образовательном пространстве; самостоятельно конструировать свои знаний.

Проектное обучение подразумевает решение следующих проблем: во-первых – это использовать разнообразные методы и средства обучения, а во-вторых – применять полученные знания и умения из разных областей науки, технологии, творчества и техники.

Обучающийся находится в центре внимания, развиваются его творческие способности, это и есть исходное теоретическое положение для проектного обучения. Обучение строится на основе деятельности, в которой личностный смысл для обучающегося стоит на первом месте. Это несомненно повышает интерес и мотивацию в учении каждого ученика. Обучающийся работает в индивидуальном темпе над проектом, что обеспечивает выход на свой уровень развития каждого обучающегося. Для полноценного и сбалансированного развития обучающихся, их психологических и физиологических функций, способствует комплексный подход разработки учебных проектов. За счет применения универсальных, базовых знаний обеспечивается более глубокое осознания материала предмета.

По мнению К. Фрея главной особенностью проектного обучения является то, что обучающиеся могут подчерпнуть инициативу проектной технологии от кого-либо из жизни, обсуждать форму обучения, развивать инициативу проекта и доводить ее до сведения своих одноклассников. Обучающиеся сами организуют себе дело, рассказывают о ходе работы проекта и вступают в дискуссию. Сущность технологии проектного обучения связана со следующими понятиями и категориями: «творчество и метод творческих проектов», «проект», «проектная деятельность», «проектная ситуация».

По К. М. Кантору, проект – это проявление творческой активности человека, через которую в культуре осуществляется переход от небытия к бытию. К. М. Кантор обращает огромное внимание на то, что проект – это специфическая форма сознания, которая регулирует весь трудовой процесс [7]. Проект – это некая услуга, которая самостоятельно разработана и до конца воплощена в жизнь, а проектная деятельность – это деятельность, которая направлена на выполнение некого проекта. С. В. Митрохин считает, что проект – мысленное осознание того, что за чем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. Л. С. Киселева и Т. А. Данилина говорят о том, что метод освоения ребенком окружающей среды, который педагогически организован, можно назвать проектом.

В любом проекте обязательно указывается проблема, цели и задачи проекта. А также тот учебный материал, который необходим для решения указанной проблемы. В проекте необходимо указать теоретическую и практическую значимость в той области знаний, в которой разрабатывается проект. Так же указывается время выполнения, кем был выполнен проект и результат. Обязательно рассматриваются те цели проекта, которые предназначены для обучающегося в культурном, нравственном и интеллектуальном развитии.

Для защиты проектов обучающимися используются различные виды презентаций. Это может быть показ видеофильма, научный доклад, игра и т.д. Каждый проект публично обсуждается и оценивается качество работы в целом. Главная цель любого педагога в проектной деятельности заключается в том, чтобы дать простор для самостоятельности обучающихся.

По мнению В. Н. Янушевского, проект – это идея, образ, план работы, комплекс мероприятий, направленных на создание какого-либо уникального продукта. Буквальное значение слова «проект» (от лат. projectus) – «брошенный вперед». Это то, чего пока еще нет, но что может быть придумано и реализовано.

В дидактике различают следующие методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, репродуктивные и др. Также существуют организационные формы обучения, такие как урок, факультативное занятие, клубная форма учебного занятия, а также методики и технологии. Но метод проектов – комплексное явление, сложный педагогический феномен.

Таким образом, метод проектов – это форма организации образовательной деятельности школьников, которая строится на основе совместно разрабатываемого и реализуемого плана решения какой-либо проблемы, исследования того или иного объекта (материального, идеального, эстетического и др.) или создания нового общественно-образовательного института (музея, клуба, кружка и тому подобного). Проектом можно назвать любую деятельность. Это может быть различные конкурсы, фестивали, олимпиады, концерты.

В современной школе ученик обучается на основе двух видов деятельности – это учебно-познавательная деятельность и проектная. Данная образовательная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). При реализации учебной деятельности подразумевается, что «ученик самостоятельно работает с учебным содержанием, но при этом опирается на помощь учителя». Учитель помогает ученикам в постановке задач, а также помогает найти пути их решения. Успешность проекта определяется его конечным продуктом. Главный результат проектирования – это те изменения с учеником, которые помогли ему достичь результата. А именно: приобретение новых знаний, умений, навыков, формирование определенных компетентностей, проявление собственной инициативы, приобретение опыта для дальнейшей реализации проектов.

Имеются различные классификации учебных проектов: по времени их осуществления (долгосрочные, или длительные; краткосрочные; блиц-проекты и др.), количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные), типу ведущей деятельности (исследовательские, творческие, прикладные). Так же стали популярными издательские проекты. Они реализуются благодаря наличию в школе компьютеров и оргтехники. Также существуют социальные проекты, которые играют важную роль в воспитательной работе классного руководителя.

В реальной школьной практике учебные и социальные проекты реализуются как «в розницу», так и «оптом». Первые выполняются избирательно, по отдельным темам или даже разделам примерной учебной программы, а вторые основаны на том, что школьники дружно, всем классом наваливаются на одну достаточно крупную тему, но при этом каждый разрабатывает какую-то одну, узкую проблему. Соответственно, и для учителя-предметника весьма актуальной может оказаться дифференциация учебных проектов: коллективные, групповые и индивидуальные. В состав коллективного проекта могут входить как групповые, так и индивидуальные проекты.

Таким образом, именно школьный класс является коллективом проектировщиков, поэтому метод проектов подходит под классно-урочную систему и использует все ее преимущества. Данный подход позволяет реализовать метод проектов в системе и вызвать интерес у всех учеников класса.

Источник

Проектная система обучения

Поскольку внедрение в систему образования новых форм и методов обучения напрямую касается не только учащихся, но и их родителей, общества в целом, а также интересов государства, постараемся разобраться, в чем заключается суть проектной системы, и насколько подготовлено современное общество к такой форме обучения.

Проектное обучение что это

Экономическое развитие и процветание государства невозможно без развития науки и образования, подготовки квалифицированных кадров, способных не только выполнять поставленные задачи, но и самостоятельно выдвигать идеи, находить пути их реализации. Таковы современные реалии. Поэтому перед российской системой образования постоянно ставятся новые задачи, для решения которых необходим не только поиск новых методов обучения, но возвращение к ранее использованным и хорошо себя зарекомендовавшим системам образования.

Проектная система – одна из таких форм обучения, принадлежащая к разряду «забытое старое». Однажды она уже была испытана, но, как говорится, не прижилась, в силу объективных причин.

Проектное обучение что это

Проектная система обучения: понятие и история

Проектная система обучения (более известная под названием метод проектов) – форма организации учебного процесса через реализацию проектов, направленная на всестороннее развитие учащихся и формирование у них самостоятельности.

Концепция была предложена американским педагогом, автором метода прагматической педагогики Джоном Дьюи в конце 19 столетия и опробована в ряде школ США. В последующие годы она исследовалась и дополнялась многими другими учеными. После публикации труда Уильяма Килпатрика, который предоставил обстоятельное описание метода, системой заинтересовались в европейских странах, в частности в СССР.

Большой вклад в ее развитие сделали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и пр. Метод проектов быстро завоевал расположение педагогов и стал известен под названием «школа-лаборатория». Однако популярность длилась недолго. Из-за низких показателей эффективности в 30-е годы прошлого века советское образование вернулось к академическим методам построения учебного процесса.

В условиях возникших сегодня проблем социально-экономического развития общества интерес к сильным сторонам творческого и практического обучения через реализацию проектов возобновился. Значимость проектного обучения заметно растет, что обуславливает его распространение во всех учебных заведениях. На данный момент его применение успешно разрабатывается в наукоградах и технопарках на базе МГУ.

Сущность и формы метода проектов

Если объединить мнения исследователей проектной системы, то можно понять что сущность метода состоит и в стимулировании самостоятельности, как считает О. В. Рыбина, и в развитии творческого интереса, что отмечают О. Быкова и Т. Громова. Самостоятельность и творчество, получение осязаемого конечного исследовательского результата – главная цель и идеальная формула успеха ученика и педагога.

Но привить такие качества учащимся, без использования классических форм, при которых ученики выполняют роль пассивных слушателей, сложно. Метод проектов предполагает определенный уровень подготовленности, не говоря уже об индивидуальных особенностях каждого ученика к усвоению базовых навыков и умений.

То есть, сейчас метод проектов можно рассматривать, как часть структурированной и строго регламентированной системы. В современной педагогике хорошо известны и такие проверенные, многократно испытанные формы активизации мыслительной деятельности учащихся, как диспут, обсуждение, где учитель берет на себя роль организатора дискуссий на уроке, оставаясь, одновременно, наблюдателем и руководителем.

Опытный педагог, знающий не только предмет, но и личностные качества каждого ребенка, сможет определить безошибочно, на каком этапе можно встроить в классическую систему элементы проектного метода, и предоставить учащимся возможность для дальнейшего самостоятельного поиска.

То есть, по сути, проектная форма – не что иное, как метод оптимизации учебного процесса, в котором главная роль отводится педагогу, режиссеру-постановщику урока.

Проектное обучение что это

Преимущества проектной системы обучения

Так как для реализации поставленных задач требуется поиск, сбор и обработка большого количества данных, проектная деятельность позволяет лучше ориентироваться в информационном пространстве, увеличивая познавательную активность. Другими словами, метод проектов положительно влияет на обучение.

Одно из основных преимуществ метода заключается в обеспечении большей самостоятельности и увеличении чувства ответственности у учеников. При использовании проектного метода учащиеся получают право самостоятельно выбирать, что они хотят изучать. Такой подход обеспечивает большую заинтересованность. Взрослые больше не диктуют им условия обучения, поэтому они, получив определенный кредит доверия, работают над проектами, стараясь доказать свою взрослость.

Это позволяет сконцентрироваться на приобретении навыков, необходимых для работы в выбранной отрасли, а не растрачивать время на изучение общей информации. Кроме того, продолжительность реализации проектов ориентирована на индивидуальные особенности развития учащихся, что обеспечивает их необходимым количеством времени для усвоения информации.

Подводные камни проектного обучения

Причиной отказа от применения метода проектов в прошлом послужил низкий уровень знаний учащихся, обучавшихся по нему. Причем, все дело было не в плохом качестве предложенной методики, а в отсутствии ответственности со стороны молодежи.

Считается, что снижение контроля со стороны педагога позволяет увеличить чувство ответственности ученика. Но здесь имеется и обратная сторона. Менее сконцентрированные на образовательном процессе ученики быстро теряют интерес к задаче, переключаются на другие вопросы, что мешает им закончить проект. То есть, полное отсутствие контроля и неправильное построение образовательного процесса может усугубить ситуацию.

Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.

Существование различных форм проектного обучения позволяет применять его на всех этапах учебы. Однако, как показала практика, проектный метод оказывается эффективным преимущественно для учащихся, которые привлекались к реализации проектов еще с детского сада. Поскольку об этом методе вспомнили относительно недавно, нынешние студенты не могут в полной мере оценить его эффективность. Кроме того, он по-прежнему не используется во всех учебных заведениях. В результате возникают проблемы с качественной оценкой преимуществ такой системы обучения.

Проектное обучение что это

Проектное обучение что это

Проектное обучение что это

Проектное обучение что это

Неизвестный автор пишет:
1. «Проектная система… (более известная под названием метод проектов)… – одна из таких форм обучения». Система, метод, форма – все смешалось.
2. «Из-за низких показателей эффективности в 30-е годы прошлого века советское образование вернулось к академическим методам построения учебного процесса.». Метод проектов – это частный случай комплексной формы организации содержания образования.
3. «.. по сути, проектная форма – не что иное, как метод оптимизации учебного процесса…» Что сказал бы Ю.К. Бабанский, создатель теории оптимизации процесса обучения…?
4. «…продолжительность реализации проектов ориентирована на индивидуальные особенности развития учащихся, что обеспечивает их необходимым количеством времени для усвоения информации». Метод проектов – это метод групповой работы, причём группа может быть гетерохронной и разновозрастной.
5. «Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.» Автор ведет речь о методе проектов, а не проектной деятельности. В методе проектов учащиеся сами выбирают темы проектной работы, в нем нет «заданий» как формы постановки задач (В.И. Загвязинский). Автор хотел бы, чтобы во ФГОС были критерии координации проектных тем, выбираемых учащимися по своему усмотрению. Что такое «критерий координации проектных тем/»заданий»? В современных ФГОС нет не только перечней возможных проектных тем/»заданий», но и вообще содержания образования.

Источник

Проектное обучение что это

С.В. Сидоров,
кандидат педагогических наук, доцент

Шадринский государственный педагогический университет

Сущность проектного обучения

Современная технология проектного обучения имеет в своей основе метод проектов, появившийся в практике ведущих педагогов в начале XX в. Первое широко известное описание опыта работы по методу проектов было сделано Уильямом Килпатриком в Северной Америке. Одним из создателей метода проектов, давшим философско-педагогическое обоснование этого способа обучения, принято считать выдающегося американского педагога Джона Дьюи. В частности, уже в конце XIX в. Дж. Дьюи в качестве условий-детерминант эффективного обучения выделил следующие: ориентация на личный и общественный интерес; проблемный характер материала; активность учащегося; связь процесса обучения с жизнью ученика, его трудом; общественный характер трудовой деятельности.

Сегодня под проектированием понимается деятельность по управлению проектами в тех или иных сферах жизни человека, иными словами – это созидательная деятельность человека, которая организована определенным образом и нацелена на преобразование окружающей действительности, а также самого себя.

Как отмечает Е.А. Карачев, проектный метод является дидактическим средством, цель которого – активизировать познавательную деятельность учащихся, его креативные качества и одновременно способствовать формированию личностных качеств. Ориентация данной педагогической технологии – на использование багажа фактических знаний и приобретение новых (иногда путем самообразования).

Реализация данного вида деятельности учеников, нацеленной на достижение творческого результата, происходит под руководством педагога [2].

Особенности реализации проектного обучения

Один из самых авторитетных специалистов в области проектной деятельности Е.C. Полат уточняет, что это «способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (технологию), завершение которой должно быть реальным, практическим результатом, оформленным определенным образом» [7, с. 56]. Вместе с тем за «способом достижения дидактической цели» стоят па различных этапах работы над проектами конкретные методы обучения как «способы совместной деятельности учителя н учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач» [7, с. 57]. По словам Е.С. Полат, метод проектов (как педагогическая технология) «. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [7, с. 57].

В проектном обучении можно выделить ряд наиболее характерных черт:

— самомотивируемость (возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения);
— поддержание педагогической цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях: знания, понимания, применения, анализа, синтеза;

— позволяет учиться па собственном опыте и опыте других не начетнически, а в конкретном деле;

— приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Отдельные авторы выделяют также важнейшие принципы проектного метода:

— идея проекта связана с реальной жизнью;

— в выполнении проекта заинтересованы все ученики;

— ведущая роль отводится консультативно-координирующей функции педагога;

— участники проекта самоорганизованы и относятся к выполнению проекта со всей ответственностью;

— проект нацелен на создание определенного продукта;

— монопредметность и межпредметность проектов;

— проект характеризует временная и структурная завершенность.

Проектное обучение актуально в современной школе

Образовательный проект нашего времени представляет собой средство дидактики, нацеленное на активизацию самостоятельной деятельности учащихся в сфере познания и творчества, а также на формирование качеств личности учащихся. Применение проектных технологий на уроках русского языка дает возможность формировать у учащихся объективную систему представлений о том уровне знаний, возможностей и умений, которыми они обладают. В процессе реализации проектной технологии учащиеся овладевают умением самостоятельно ставить цель своего обучения, а не только понимать ее. Также они учатся осуществлять отбор адекватных средств для достижения цели, выбирать последовательность своих действий.

Основной тезис современного метода проекта выражается следующей формулой: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» [1].

Исходя из этой формулировки, обосновывается актуальность применения данного метода в преподавании:

— необходимость научить учащихся самостоятельно приобретать знания, умело использовать их в решении новых задач познавательного или исследовательского характера;

— учащиеся приобретают коммуникативные навыки и умения;

— благодаря работе над проектом осуществляется знакомство с разными культурами, разными мнениями относительного одного и того же вопроса;

— развитие умения применять методы исследования, такие как: сбор необходимой информации, фактов; анализ разных точек зрения; выдвижение гипотез; умение делать выводы.

Основой задания учителя для работы над проектом может быть:

— учебный предмет либо же межпредметная область знаний изучаемого курса (кружка, факультатива, курса по выбору);

— конкретная тема (раздел), которая выбирается учителем;

— проблемная область, которой свойственны актуальностью и социально-общественная значимость.

Учащимся может быть предложено выбрать тематику своего проекта с опорой на…

— желания и потребности;

— потребности окружающих или социальные потребности города и др.;

— сомнения и противоречия, подталкивающие его сформулировать и решить ту или иную проблему.

Относительно проблем исследования М.В. Кларин приводит следующие критерии значимости учебных проблем [4, с. 32]:

— соответствие потребностям и интересам учащихся;

— допустимость выбора способов решения проблемы;

— насущность (обычность) и повторяемость проблемы;

— достаточная серьезность проблемы;

— соответствие возрастным особенностям учащихся;

— учет наличия необходимой литературы и материалов;

— опора на личный опыт учащихся и их предшествующую подготовку по различным учебным дисциплинам.

При этом М.В. Кларин рекомендует избегать надуманности искусственности при выявлении проблем, подчеркивая, что проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих школьников.

Организация работы над проектом

Работа над проектом может быть организована по следующему плану.

1. Сначала нужно выбрать тему проекта.

2. Затем необходимо поставить цель, связанную с результатом, который необходимо достичь в процессе реализации проекта.

3. Выдвинуть гипотезу о предположительном результате исследования.

5. Собрать данные посредством постановки экспериментов, сбора необходимой информации, оформить это.

6. Получить определенные результаты.

7. Осуществить анализ полученных результатов.

8. Сделать выводы с планированием последующей деятельности, оценить их.

9. Защитить полученные результаты в коллективе. Получить общую оценку результатов.

Один из важнейших этапов работы над проектом – объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий.

Итак, базой обучения с применением проектных технологий является рефлексивно-деятельностная система, включающая активные действия учащихся и рефлексию, что способствует осознанному пониманию поставленных проблем и саморазвитию учащихся.

Также к числу важных особенностей проектной деятельности следует отнести широкие возможности для организации коллективной работы над решением жизненных практических задач, поставленных учениками самостоятельно. Именно это определяет актуальность применения проектной технологии в условиях, когда необходимо формировать у обучающихся социальные компетенции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *