Проектная сессия что это

Проектная сессия что это

Проектная сессия что это

В условиях высокой динамики развития общества и интенсификации внедрения инновационных форматов развития профессиональных компетенций всегда актуальной будет задача формирования активного и самостоятельного студента, нацеленного на процесс непрерывного саморазвития. Конкурентоспособность выпускника, как претендента на вакантное место, предопределяет компетентность в определении цели, задач, решении и последующей реализации их с помощью известных или самостоятельно найденных методов и средств, отражающих готовность и способность применять теоретические знания к решению практических задач, оформлять и представлять результаты своей работы.

В образовательной среде Мининского университета существует множество педагогических нововведений, которые положительно сказываются на учебном процессе. Одним из них является проведение проектной сессии как учебного события. Формирование компетенций, связанных с проведением данного мероприятия, представляет собой очень важный процесс инновационного подхода получения профессиональных навыков студентами.

В современном обществе существует высокая потребность организации учебного процесса в педагогическом университете на основе междисциплинарных интегрированных связей проектного формата обучения. Поэтому для будущих бакалавров важно создать условия образовательной среды, которые бы позволили погрузить их в реальные профессиональные ситуации, а система консультантов-наставников может организационно-методически управлять данным процессом. На наш взгляд, данным требованиям отвечает формат проектных сессий, причем с участием представителей работодателей и школьников как целевой аудитории.

Так как педагогическая деятельность является ведущей для будущих бакалавров, а организационно-управленческая деятельность сопровождает данный процесс, практическая готовность к проектной работе будет важна при становлении будущего педагога [1]. Проектная сессия является особым интенсивным типом образовательной деятельности, который использует специальные методы предметной работы с проектами, тем самым позволяя за несколько дней работы продвинуть проект вперёд [2].

Проектная сессия представляет собой групповую деятельность под руководством модератора, во время которой происходит поиск и структурирование проблемных вопросов заданной тематики, формируются проектные инициативы, происходит активный диалог между участниками, принимаются совместные решения выявленных проблемных точек, генерируются новые подходы к получению проектного продукта. В рамках проектной сессии проект моделируется сознательно, публично и коллективно. Таким образом, создается предмет для освоения, совершенствования и оснащения инструментами и технологиями. При организации проектной сессии используются специальные методы предметной работы: интенсификация предметного образовательного компонента в рамках общей тематики сессии, организация проектных групп, построение карты проблемного поля, групповая работа проектных команд, системное проектирование под руководством организационно-управленческой команды, промежуточная экспертная деятельность при сочетании с предметно-практической рефлексией. Кроме того, проектная сессия как активная форма образовательной деятельности может быть эффективной формой повышения мотивации обучающихся к познавательной деятельности.

Цель исследования разработать структурно-функциональную модель проектной сессии и методические рекомендации для ее проведения в образовательной среде педагогического университета как инновационную форму мотивации обучающихся к познавательной деятельности по биологии.

Материал и методы исследования

Проектная сессия в Мининском университете была организована как инновационное средство мотивации обучающихся к познавательной деятельности по биологии в рамках работы экспериментальной педагогической площадки на базе МАОУ «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород).

При исследовании уровня учебной мотивации к познавательной деятельности по предмету «Биология» был применен метод анкетирования из диагностического инструментария. Для проведения исследования были проанализированы две возрастные группы: обучающиеся МАОУ «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода и обучающиеся профиля «Биология и Химия» Мининского университета. В качестве опытной группы обучающихся школы был взят 9 «Б» класс, в качестве контрольной группы – 9 «А» класс. Для определения уровня учебной мотивации к познавательной деятельности при изучении биологии была использована «Методика диагностики направленности учебной мотивации» (автор Д.Т. Дубовицкая). Проектная сессия включала в себя разработку проектов с элементами здоровьесберегающих технологий как основы профилактики заболеваний.

В качестве организаторов проектной сессии выступали обучающиеся 4 курса профиля «Биология и Химия», в качестве участников сессии – команды обучающихся 9 «Б» класса школы, команды студентов – обучающиеся 1 курса профиля «Биология и Химия». Реализация проектной сессии осуществлялась в рамках дипломного проектирования во время производственной (педагогической) практики, а также как апробация инновационного формата учебного события Мининского университета. Процесс подготовки проектной сессии включал в себя несколько направлений: структурно-функциональное; концептуальное, аналитическое, консультационную работу над формированием и реализацией проектной сессии.

В рамках структурно-функционального направления были реализованы следующие виды деятельности:

— проведение заседания организационно-методической рабочей группы проектной сессии для определения темы (в состав рабочей группы сессии вошли студенты 4 курса профиля «Биология и Химия» (организаторы учебного события), преподаватели кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета, учителя биологии школ – сетевых партнеров кафедры);

— выбор ведущих для проведения проектной сессии, имеющих высокий уровень знаний по выбранной теме;

— определение дат проведения сессии;

— организационно-информационная работа по формированию целевой аудитории для проведения проектной сессии;

— анонсирование темы, дат и целей проведения проектной сессии в социальных сетях;

— сбор и анализ литературы по выбранной теме;

— формирование раздаточного материала;

— выбор экспертной комиссии проектной сессии.

На данном этапе был осуществлен выбор темы проектной сессии и построены логистические схемы ее организации. Для успешной деятельности также на этом этапе происходит распределение функциональных обязанностей между организаторами проектной сессии.

Параллельно реализуется подбор материально-технической базы. После полной подготовки оборудования был запущен процесс выбора целевой аудитории. Участниками данного учебного события были выбраны обучающиеся 9 класса МАОУ «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода и обучающиеся 1 курса профиля «Биология и Химия» Мининского университета.

На следующем этапе организации проектной сессии осуществлялась подготовка информационных материалов и методических рекомендаций для успешной работы участников. Параллельно проводились методические совещания рабочей группы.

При реализации концептуальной, аналитической, консультационной работы над формированием проектной сессии происходили следующие события. В первой части проектной сессии обучающиеся 4 курса, преподаватели кафедры биологии, химии и биолого-химического образования провели образовательный лекторий по теме здоровьесберегающих технологий в молодежной среде. Студенты-организаторы распределили участников проектной сессии на проектные группы и провели мастер-класс на тему «Как поймать гениальную идею и реализовать ее в проект».

На следующем этапе проектной сессии участники разрабатывали собственные проекты. После интенсивной проектной работы участники, организаторы и эксперты заслушивали, обсуждали и анализировали проекты. Докладывалось текущее видение проекта его командой, группа ведущих экспертов проектной сессии подвергала его анализу, ставила конструкторские задачи на следующий этап.

Было разработано шесть социальных проектов. Главной идеей, объединяющей эти проекты, стало определение основных направлений профилактики заболеваний, выбор здоровьесберегающих технологий.

Первая группа МАОУ «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода выбрала тему «Как сохранить и укрепить здоровье школьника». Основной целью данного проекта было привить школьникам полезные привычки, которые станут основным элементом организации собственной деятельности. Обучающиеся планировали проводить лекции на тему здорового образа жизни и организовать спортивно-оздоровительные мероприятия. Была определена новизна и практическая значимость проекта, указаны календарный план и ожидаемые результаты.

Четвертая группа школьников разработала проект комплекса мероприятий по теме здорового образа жизни. Целью данной работы было повысить интерес молодого поколения к здоровому образу жизни.

Проектную работу представили студенты 1 курса Мининского университета. Они разработали систему научно-просветительских мероприятий по профилактике эпигенетических заболеваний. И последняя группа студентов представила проект под названием «Антивирус». Командой была разработана социальная акция, челлендж и социальный флешмоб по профилактике вирусных заболеваний.

После представления первичных результатов проектной деятельности участники проектных групп объединялись для обсуждения проектов своих коллег. На данном этапе роли участников менялись: те обучающиеся, которые занимались разработкой содержания своих проектов, становились экспертами других проектных групп и наоборот. В результате подобной деятельности происходило междисциплинарное кросс-обсуждение, а также предметно-практическая рефлексия.

На заключительном этапе подведения итогов главная роль отводилась экспертной комиссии, в которую вошли преподаватели кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета, студенты 5 курса профиля «Биология и Химия», а также учителя биологии школ – сетевых партнеров кафедры.

Экспертная комиссия выполняла следующие функции:

1) проверяла информацию на научность и правильность;

2) проводила анализ результатов проектной работы (оценивала качество проекта, полученных результатов с целью оценки соответствия их содержания требованиям, предъявляемым к проектам);

3) при необходимости, по просьбе консультанта, оказывала консультационную помощь участникам проекта;

4) разрабатывала рекомендации по доработке проектных материалов;

5) участвовала в разрешении спорных ситуаций участников проектных групп (на этапе защиты проекта).

По заранее разработанным критериям происходило оценивание проектов. Обучающиеся защищали свои проекты, отвечали на вопросы комиссии для получения объективной оценки.

После выставления баллов были подведены итоги проектной сессии.

Результаты исследования и их обсуждение

Результативность проектной сессии складывалась из комплекса элементов. Участники проектных групп демонстрировали умения анализировать способы решения проблемы; навыки планирования деятельности и логистики процесса согласно плану; научились распределять обязанности в рабочей группе; оперировали критериями успешности своей деятельности; выстраивали конструктивные командные взаимодействия.

Разработанная структурно-функциональная модель организации и проведения проектной сессии при реализации сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями г. Нижнего Новгорода показала высокую эффективность как инновационная форма реализации процесса повышения мотивации обучающихся к познавательной деятельности по биологии [5].

Заключение

В течение последующего периода обучения школьники приступили к практической реализации результатов проектной сессии, а обучающиеся профиля «Биология и Химия» Мининского университета на педагогических практиках выступили тьюторами данной проектной инициативы и сопровождали обучающихся в учебной, проектной и научно-исследовательской деятельности. Организация проектной сессии является эффективной формой инновационной практики совместной проектной деятельности при реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Источник

Российская консалтинговая группа

Проектная сессия — как улучшить работу с проектами?

Проекты — это сегодня повсеместно используемый инструмент, о необходимости которого в компании уже почти и не нужно ничего объяснять. Большинство предпринимателей и менеджеров понимают, что проекты нужно делать. Причём не только клиентские — и как правило повторяющиеся с разной степенью уникальности, но и внутренние проекты развития — почти всегда уникальные, которые не понятно пока как делать.

Я не знаю ни одной компании, у которой получилось начать работать с проектами без сбоев — гладко и чётко. Как правило, растягиваются сроки проектов, падает мотивация и азарт сотрудников — участников проектов. В итоге получаем не совсем то, что хотели, не совсем в те сроки. Самое главное — участники проектов не сильно горят желанием повторять этот опыт. А такие интересные подходы как Agile вообще используются редко и мягко говоря не всегда корректно.

Причин у такой ситуации много, но заметка не о причинах. Вопрос в том, что делать с этими причинами и как двигаться дальше. Проекты нужно делать и желательно не повторять ошибок прошлого.

Важный парадокс, который нужно учитывать: люди хотят сделать проекты, но не всегда понимают, как именно их делать. И задача не в том, чтобы просто рассказать им из общих соображений, как правильно следует действовать — нужно, чтобы люди начали проживать новый опыт самостоятельно, экспериментируя с рекомендациями об улучшении проектной работы.

Проект — это инструмент реализации стратегии, инструмент приживления нового управленческого опыта в компании, за счёт которого появляются новые возможности и рыночный рост. К сожалению, мы видим, что в компаниях у сотрудников настроение по отношению к проектам — настороженное, если не сказать негативное. Как к дополнительной работе сверх того, что сотрудник уже делает. Поэтому людям некогда, поэтому появляется раздражение от того, что работы добавилось, а условия труда, бизнес-процессы, сама суть работы — не поменялась. Просто делай больше, извернись, но делай.

Этот подход нужно несомненно менять. Мы предлагаем вам и вашим проектным командам провести проектную сессию, результатом которой станет решение проектных команд о том, как улучшить работу в проектах.

Содержательно проектная сессия состоит из трёх этапов.

Первый этап — общая 4-х часовая встреча проектных групп для формирования длинного списка возможностей по изменению и улучшению работы в проектах. Важно следующее: мы не просто должны произнести наши боли и проблемы — это мы делаем с удовольствием — мы должны дать предложения, как снизить влияние этой проблемы или избежать её совсем. Итогом первой встречи станет договорённость о том, какие именно решения мы начинаем пробовать уже завтра — и участники проектов, и руководство компании. Мы наконец-то начинаем друг друга слышать по тем вопросам, которые обычно не выводятся на обсуждение.

Далее проектные группы в течение двух недель экспериментируют с этими договоренностями — пробуют их применять и получают опыт. По истечении этих двух недель группы встречаются, чтобы поговорить о результатах — что получилось, а что нет. На этой встрече команды дополнительно получают внешние рекомендации — лучшие проектные практики — что в принципе управленческая мысль рекомендует делать для улучшения проектной работы. Группы делают предположения, что можно взять из этих рекомендаций, и формируют новую порцию договорённостей для экспериментов на следующие две недели.

Последняя третья встреча в цикле проектной сессии проходит в режиме фиксации совместных договорённостей между командами проектов и высшим руководством компании о том, какие взаимные обещания дают друг другу проектные команды и топ-менеджмент компании. Кроме того, команды договариваются о периодичности дальнейших встреч для улучшения проектной работы — начинает формироваться система самоулучшения.

Роль нашей компании состоит, во-первых, в поддержании нужного темпа встреч проектных групп для обсуждения улучшений в проектной работе — эти встречи должны проводиться в деловой, конструктивной манере, свободной от обвинений и упрёков. Во-вторых, мы накопили массу приёмов улучшения проектной работы и готовы передать эти знания именно в режим встреч и немедленных обсуждений, разговоров, обещаний. Важно, чтобы и заказчики проектов, и исполнители проектов, и интересованные стороны проектов — услышали друг друга и совместно решили, как скорректировать бизнес-процессы компании, чтобы в проектах улучшалась работа.

Проекты — это теперь реальность каждой компании. Мы должны учиться делать проекты не из соображений здравого смысла — «нужно просто навалиться посильнее и подружнее» — в проектах, посвящённых решению уникальных управленческих задач, это уже не работает. Проекты должны ориентироваться по своим результатам на соблюдение сроков, качества, бюджетов, реальное достижение задуманного, повышение корпоративного статуса участников проектов, а не выжимание из них последних сил. Для этого нужно повышать зрелость проектного управления в компании как отдельного управленческого контура.

Мы готовы поддержать вас в этой работе и придать проектам вашей компании новый позитивный импульс — вместе с вами провести проектную сессию и увидеть управленческие зазоры, узкие горлышки и кочки, требующие устранения. Мы готовы подключиться к этой работе как лично, так и передать вашей компании стандарт подготовки и проведения проектной сессии, поддержать вас методологически.

Источник

Проектно-аналитические сессии (ПАСы) по решению задач

Проектно-аналитические сессии (ПАСы).

Проектно-аналитические сессии (ПАСы) в несколько раз более эффективная форма взаимодействия с командой, чем семинары и даже тренинги.

Проектная сессия что это

Особенностью данной формы работы является то, что тренер не читает семинаров и не проводит тренингов, а передает команде материалы для самостоятельного ознакомления, после чего во время ПАСа ведет команду по построению системы, проводя с ней конструирование преобразований с помощью методов системного проектирования организационно-управленческой деятельности (СМД-методологии), закладывая в проект все необходимые знания о построении продаж сложных продуктов, которыми обладает тренер.
В режиме ПАСов могут решаться и производственные задачи, в этом случае тренер «ведет» группу с помощью инструментов СМД-методлологии и ТРИЗ, а команда, владеющая предметными знаниями, применяет их точечно и дозировано в системе, закладываемой тренером посредством вышеупомянутых методологий.

Между ПАСами осуществляется сопровождение команды в единой информационной среде.

Это — наиболее продуктивная форма взаимодействия, но и наиболее трудная для аудитории, так как взаимодействие происходит во время непрерывной мыследеятельности.

Длительность одной проектно-аналитической сессии — 3 часа;

Периодичность — 1 раз в 2 недели;

Длительность проекта — обычно 5…8 ПАСов, что эквивалентно 2,5-4 месяцам.

Работа команды над проектом идет без отрыва от производства.

Проектно-аналитическая сессия (ПАС) может иметь самую различную структуру. В зависимости от задачи, времени, степени подготовки участников проектной команды инструменты могут выбираться самые разные. Пример структуры ПАС можете посмотреть здесь.

Есть вопросы? Закажите проведение ПАС для Вашей компании.

Источник

Проектная сессия что это

Проектная сессия что это

Как часто мы сводим управление проектами – к банальному распределению ресурсов, чисто технической задаче.

При этом, оставляя за кадром – идею проекта, ожидаемые эффекты, продукт, требования заинтересованных сторон.

Сюжет данной Проектной сессии адаптирован к запросам Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП), который создает условия и обеспечивает ресурсами сторонние проекты.

Сложность данного подхода в том, что проекты СОСПП не создают конечный продукт, а лишь обеспечивающие или административный ресурсы для предпринимательских проектов.

Поэтому не переносят напрямую свою стоимость на конечный продукт, а лишь опосредованно через налоги-субсидии. И это затрудняет оценку их эффективности в момент окончания проектов.

Вторая особенность – это необходимость учитывать интересы разных стейкхолдеров и выступать в роли координатора, регулятора, единой площадки.

Популярные подходы PMP и PMI не дают ответа на вопрос – кому и для чего нужен проект, что он изменит в мире, в эффективности компании, судьбе менеджера проекта, в жизни …

Если мы хотим получить связный, логически выстроенный проект, отвечающий потребностям заинтересованных сторон с согласованными целями и показателями, нам нужна сквозная технология, начинающаяся с проблем заинтересованных сторон, включающая идею проекта, и завершающаяся планированием всех видов ресурсов для получения жизнеспособной версии продукта (MVP – Minimum Viable Product).

На входе у нас должна быть гипотеза, т.е. некая идея, которую необходимо проверить.

Далее я предлагаю следующий алгоритм рассуждений.

1.Формулировка гипотезы, т.е. идеи

Допустим, у нас в голове витает некая идея проекта, который может пригодиться разным заинтересованным сторонам. Предлагаем сформулировать предварительную гипотезу этого обеспечивающего проекта в следующем виде.

2.Поиск заинтересованных сторон (Субъектов), чьи проблемы идея может разрешить

Для подтверждения гипотезы нам необходим перечень заинтересованных сторон, чьи проблемы может решить обеспечивающий проект.

Например, в случае с ЦРСП, стейкхолдеры следующие.

Проектная сессия что это

3.Построение карты проблемного поля для поиска причин появления проблем

Карта проблемного поля позволяет выстроить причинно-следственные связи, которые в нашем контексте – аналогичны временнЫм, и нужны нам для определения последовательности решений.

Вверху размещают ключевую проблему – которая объективно существует и количественно измерима. Далее – сверху вниз – проводится развертывание проблем, стрелками формируется проблемное поле, при этом стрелки соединяют причину и следствие и направлены снизу – вверх, от причины – к следствию.

Анализ завершается корневой проблемой, т.е. первопричиной. Именно с нее и начнутся решения. Проектная сессия что этоРис. 1

4.Построение Карты целей для устранения проблем

Переход от проблем к целям, технически, выполняется просто. Нужно провести инверсию.

Например: нехватка – достаточность, отсутствие – наличие…

Или так: высокий – понизить, низкий – увеличить.

Если Карта проблем декомпозируется сверху – вниз, т.е. от следствий к причинам, то Карта целей – наоборот. Внизу размещается корневая цель, вверху – ключевая.

Конфигурация Карты целей соответствует конфигурации Карты проблемного поля.

Проектная сессия что это

5.Постановка целей проекта на основе критериев SMART

Для постановки целей предлагается использовать таблицу, основанную на требованиях заинтересованных сторон. Эта таблица была мною разработана в 2008 г., доработана и улучшена.

Для любой системы, цели задаются внешней средой.

Внешние заинтересованные стороны влияют на постановку целей, а менеджер и команда – на их достижение. Таблица состоит из пяти колонок. Первые четыре относятся к внешней среде, и только 5-я – к проекту. В первой колонке – перечень заинтересованных сторон. Во 2-й – степень их влияния на проект. В 3-й – требования заинтересованных сторон, взятые из Карты целей, в 4-й – измеренные по критерию SMART.

Конечно, показатели нужно запрашивать у заинтересованных сторон и на этом этапе уточнять.

Проектная сессия что это

При определении степени влияния имеет смысл учитывать относительное значение, а также пренебрегать требованиями, меньше 4-х баллов.

Перед тем, как от внешней среды перейти к внутренней, нужно определить менеджера проекта. Он должен разбираться в содержании проекта, иметь соответствующий опыт.

В нашем примере, менеджером может являться представитель Фонда поддержки предпринимательства.

Далее нужно разобраться с конфликтом интересов и противоречивыми показателями, если они есть. Здесь поможет разница в степени влияния. Кроме того, нужно учитывать только те требования, на которые менеджер проекта влияет напрямую. Остальные – останутся за пределами проекта, будут отнесены к эффектам. В нашем случае, это «повышение уровня жизни населения», а также «Удовлетворенность незащищенных слоев населения».

Таким образом, на данном этапе мы определили цели по критериям SMART и менеджера проекта.

6.Разработка Карты решений

Карта решений может строиться как для решения проблем одного субъекта, так и для решения проблем нескольких субъектов. В обоих случаях, решения будут относиться к одному проекту или программе.

Решения нужно включить в единый контур и, таким образом, определить границы проекта, а также назначить менеджера. Решения нужно писать, начиная от корневой цели – снизу – вверх.

Решения отличаются от цели конкретностью, отвечают на вопрос «что делать», являются основой для последующей разработки дерева задач и календарного графика. Некоторые цели могут не иметь решений, а достигаться автоматически, по результатам предыдущих решений.

Решения – это потенциальные задачи, этапы или проекты, а цели внутри границ проекта – это вехи, т.е. контрольные точки.

Проектная сессия что это

7.Переход от Карты решений к дереву задач и календарному графику

Фактически, Карта решений представляет собой Сетевой график. Достаточно развернуть Карту решений на 90 градусов, и в прямоугольниках мы увидим задачи, соединенные причинно-следственными связями, что аналогично связям по времени.

Проектная сессия что это

Для перехода к дереву задач, рекомендуется пронумеровать задачи и цели, а также указать предшественников. Данная информация удобна для ввода в программный продукт Microsoft Project.

Проектная сессия что это

8.Расчет ресурсов

Каждая задача сопровождается расходом ресурсов. Ресурсы измеряются трудовыми и материальными затратами. В программе Microsoft Office можно задать ресурсы и их стоимость, что приведет к расчету бюджета прямых затрат на проект.

Проектная сессия что это

9.Проверка гипотезы с помощью MVP

Таким образом, мы получили полностью разработанный проект – от концепта – до спланированных ресурсов: времени, исполнителей, материальных ресурсов и бюджета проекта.

Если в требованиях были ограничения по бюджету, то на этом шаге мы можем их проверить.

Кроме того, можем проверить, насколько достижимы цели проекта, какой результат мы получим, какие продукты получат заинтересованных стороны, какие мы сможем увидеть эффекты за пределами проекта.

И, наконец, самое время вернуться к первоначальной гипотезе и ее проверить.

Получился ли у нас в результате

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *