Проектная идентификация что это
Проективная идентификация: просто о сложном
Проективная идентификация — очень сложный и интересный процесс, поэтому, не претендуя на то, чтобы отразить все её характеристики, попробую коснуться некоторых наиболее важных её феноменов. Другой задачей является попытка перевести прочитанное о проективной идентификации на человеческий язык. А также описать некоторые базовые терапевтические компетенции, необходимые для работы с проективной идентификацией. Сначала поговорим о проективной идентификации «как она есть», а затем коснёмся её проявлений в терапевтических отношениях.
Проективная идентификация отличается от простой проекции тем, что интерпретация проекции снижает напряжение, тогда как в случае проективной идентификации оно остаётся, поскольку сохраняется эмпатия с содержанием проективной части. В проективной идентификации в её самой примитивной форме слито в одно интроекция и проекция, как результат отсутствия границ между внутренним и внешним. Проективная идентификация это эго-синтонное состояние и оно не нуждается в проверке, поскольку внутри него наблюдается слияние когнитивных, эмоциональных и поведенческих измерений опыта.
Проективная идентификация в обычной жизни присутствует в парных отношениях и помогает партнёрам с помощью друг друга упорядочить собственные аффекты. Для этого проективная идентификация должна пройти несколько этапов развития: сначала осуществляется проекция неосознаваемых частей самости на партнёра, затем партнёр интроективно идентифицируется с этими частями и на заключительном этапе возвращает несколько изменённый аффект исходному владельцу. В результате этого отношения или улучшаются, если происходит контейнирование и снижение напряжения, или ухудшаются. В последнем случае наблюдается склонность партнёра к отвержению вследствие неспособности переработать предлагаемый ему аффект.
Проективная идентификация в повседневности проявляется в форме самоактуализирующегося пророчества. Если долгое время даже очень доброго человека считать негодяем и реагировать на него так, будто он покушается на самое ценное, что у вас есть, в один прекрасный момент он действительно покажется чуть более грубым, что будет воспринято как доказательство вашей проницательности.
В клинической ситуации проективная идентификация размещается между клиентом и терапевтом. В силу того, что проективная идентификация является самодостаточным состоянием, в котором клиент не сомневается, её актуализация угрожает уверенности терапевта в собственном психическом здоровье. Проективную идентификацию невозможно пропустить, поскольку её начало сопровождается напряжённым и интенсивным контрпереносом(здесь начинает работать второй этап — идентификация с проекцией). То есть терапевт идентифицируется с проецируемой часть клиента и возвращает ему либо согласующий (идентификация с Я-репрезентацией клиента) либодополняющий (идентификация с объектной репрезентацией) контр-перенос.
Другими словами, терапевт испытывает либо переживания клиента, либо переживания значимого человека, который находился в его окружении. В этом случае контр-перенос позволяет получить доступ к клиентскому опыту, который является неосознанным и недоступным для вербализации. Алекситимия клиента лечится контрпереносом. Например, терапевт может чувствовать злость, которая присутствует в опыте клиента, но остаётся им не присвоенной.
Основа для проективной идентификации — особые ожидания клиента от контакта в том месте, где происходит разрыв между ожиданиями и реальностью и образуется проективная идентификация. Проективная идентификация не позволяет попасть в реальность Другого, соответственно, работа с ней требует создания диалогового пространства и ясных границ терапевтических отношений.
Если проекция клиента попадает на идентификацию терапевта, то в этом месте возникает травматизация последнего, что приводит к потере терапевтической позиции. Задача клиента как раз и состоит в том, чтобы разрушить терапевта как терапевта, лишить его фундамента терапевтической идентичности. Парадоксально, но факт — то, что терапевт предлагает клиенту, а именно — терапевтические отношения, кажется клиенту бесполезным и вредным и поэтому он старается разрушить их разрушить. Но при этом, терапевтические отношения как раз то, что позволяет клиенту подрасти, а не бесконечно отыгрывать инфантильные фантазии. Парадокс в следующем — терапевт старается дать клиенту то, что ему не нужно (на сознательном уровне), но то, что ему необходимо (бессознательно). Сложность работы с проективной идентификацией в том, чтобы выдерживать этот разрыв в коммуникации. То есть, клиент ожидает от терапевта не того, что тот готов ему предложить. Что же тогда ищет клиент, для которого терапевтические отношения всего лишь препятствие для получения того, что ему по настоящему необходимо.
В проективной идентификации клиент испытывает ярость на эмоциональную абстиненцию со стороны терапевта. Ему не хватает эмпатии на то, чтобы принять в качестве заботы то, что предлагает ему терапевт. Для клиента этого недостаточно. Терапевт для него является переходным объектом между зависимостью от первичного объекта, который осуществлял самую раннюю заботу и собственной способностью к самоподдержке и самоутешению. На терапевта возникает амбивалентный перенос — у него есть то, что важно, но в силу скупости, он делится этим очень дозировано, тогда для получения полного авторизованного доступа к ресурсам, терапевта необходимо разрушить. Клиент стремиться обрести и даже поглотить терапевта как заботящегося объекта, сделать его частью своей жизни, не ограничиваясь временем сессии.
Как работать с проективной идентификацией? С одной стороны, необходимо уходить с границы контакта, поскольку это территория клиента, на которой победить невозможно. Обращение к ограничениям и терапевтической позиции приводит к возмущению и поляризации отношений — либо ты даёшь то, что мне нужно, полностью, либо мне вообще от тебя ничего не нужно. Терапевт чувствует себя загнанным в угол тем, что клиент, как будто, может быть доволен только полным поглощением. В этом теме тотального контроля есть, безусловно, позитивное зерно, поскольку контроль направлен на сохранение отношений, он маркирует огромную ценность этих отношений, точнее пока только той фантазии, которая отыгрывается в переносе. С помощью контроля клиент борется с опасностью вновь остаться в одиночестве. Клиент не может заботиться о себе, поскольку эта функция не интроецировалась от родителей. Один из способов работы с проективной идентификацией — генетические интерпретации на тему отношений с теми людьми, которые осуществляли функцию заботы.
С другой стороны, единственное, в чём нуждается клиент, это в заботе, и тогда ощущение, что о нём заботятся вопреки разрушительному поведению, рождается благодаря устойчивости терапевта. Одна из задач терапевта продемонстрировать клиенту то, что его аффект не является чрезмерным и связан с потребностью в отношениях. Как известно, шизоидные состояния развиваются как раз из такого ощущения, будто моей потребности в любви слишком много и этим я смогу поглотить объект без остатка. Тогда, из соображений безопасности, лучше вообще отказаться от любого желания.
Терапевт может описывать состояние клиента через эмпатию и самораскрытие. Клиенту часто не хватает эмоциональных откликов терапевта, его «истинных переживаний», в содержании которых он не уверен. Здесь очень важен баланс между самораскрытием и границами. Например, в работе с эротизированным переносом бывает полезно «соблазниться» и вовремя сказать нет.
Задача для клиента — выход в депрессивную позицию, в которой он ответственен за свою жизнь и за своё самочувствие. На шизоидно-параноидной стадии есть место только слиянию и страху автономии. Соответственно, на этой стадии на терапевте лежат крайне нереалистические ожидания. Например, терапевт всегда должен быть доступным, в том числе и за пределами терапевтических отношений. Задача вместе пройти путь от паранойи к депрессии даже не ставится, это задача терапевта, и этому процессу клиент будет сопротивляться изо всех сил. В депрессивной позиции клиент может печалиться не недоступность терапевта, но не негодовать и стремиться всеми силами это исправить.
Необходимо обращать внимание на то, что есть, что видится как незначительное в силу обесценивания, однако при этом обеспечивает выживание. Задача родителя в том, чтобы ребёнок дожил до совершеннолетия. То есть та забота, которая сделала главное — обеспечила выживание, игнорируется как само собой разумеющееся и поэтому на месте игнорируемого пышным цветом расцветают многочисленные претензии. В работе с проективной идентификацией есть шанс, что с помощью глубокой эмпатии можно транспортировать ту заботу, которая игнорируется. Можно задать вопрос — что ты делаешь для себя с помощью меня, поскольку фантазия о том, что для себя ничего нельзя осуществлять, блокирует способность к самозаботе.
Чуть ранее я писал о возможности давать интерпретации, как способе, увеличивающим осознанность и выдёргивающим клиента из слияния со своим опытом. Источником для интерпретаций может служить теоретическая база, но более надёжно опираться на то, что происходит между клиентом и терапевтом здесь и сейчас, находясь в негативной способности. В этом случае интерпретациям предшествует контейнирование.
Контейнирование — универсальный механизм угадать потребность клиента, сделать её частью клиентской идентичности, распознать и символизировать опыт, который нуждается в вербализации. «Я не знаю, что я хочу, но уже ненавижу тебя за то, что ты мне этого не даёшь» — такой мотив может служить отправной точкой в проживании реальности, в которой существует риск отказа и фрустрации.
Контейнирование это более высокий уровень заботы, который реализуется через возможность встречи с негативным клиентским аффектом, вместо потакания ему и сглаживанию противоречий. Клиент, который нарушает границы, в большей степени нуждается в остановке, чем в позволении немедленного отреагирования. В этом случае он встречается с собственными границами, а точнее опознает в них опору для своей личности. У терапевта есть два варианта поведения — встретиться с ненавистью клиента и тем самым позволить ему проявить своё истинное лицо, либо, заботясь в большей степени о себе, продолжать культивировать в клиенте удобную ложную самость. Проявление ненависти является знаком большого доверия к терапевту, по сути, в этом месте происходит уникальная для клиента ситуация обретения аутентичности. Проективная идентификация указывает в том числе и на выраженный прогресс в терапевтических отношениях и знаменует собой начало собственно терапии, поскольку все предыдущее время и усилия были направлены на подготовку такого контакта. Проявление ложной самости наоборот, отправляет этот процесс вспять так, что происходит выключение витальности и личность начинает заботиться о других в ущерб собственным интересам.
Одна из главных сложностей в этом месте для терапевта — обнаружить свою собственную заботу и любовь к клиенту там, где основным предъявляемым материалом является ярость. Терапевтическая задача, таким образом, заключается в том, чтобы занять своё место где-то посередине: не уступить и не слиться с клиентским «хорошим объектом», но и не разорвать дистанцию слишком резко, оставив последнего в одиночестве и тем самым превратиться в «плохой объект». Терапевту предстоит находится в амбивалентной (депрессивной) позиции, то есть сочетать в себе и возможности и ограничения.
Ненависть в контрпереносе порождает у терапевта много напряжения в том месте, где клиент долго не осознаёт, что именно для него делает терапевт, обесценивая и пытаясь разрушить плохой объект так, будто за ним должен обязательно находиться хороший. В этом месте извлечение хорошего объекта будет зависеть от полноты уничтожения плохого (параноидно-шизоидная позиция). Необходимо выдерживать ярость клиента ещё и потому, что он нуждается в повторном переживании негативного опыта, а не в обманчивой замене плохого объекта из прошлого хорошим объектом из настоящего. В этом смысле проективная идентификация даёт второй шанс для того, чтобы изменить опыт через погружение в отрицательные переживания, против которых в обычной жизни применяются многочисленные самоуспокоительные приемы.
Контейнирование это процесс обозначения границ, называние того, что происходит. Фактически, функцию контейнирования может выполнять интерпретация, если понимать под ней упорядочивание происходящего, когда событий много, а их осознавание запаздывает. Интерпретация это выход из отношений в метапозицию, агрессивное действие по отношению к клиенту, поскольку предполагает конфронтацию с его опытом. Интерпретация возвращает клиента в реальность, поскольку даёт безымянному название и размещает это в рамках реальных отношений, тогда как проективная идентификация пытается разместить терапевта в нереальных фантазиях клиента. Интерпретация выступает против проективной идентификации.
Интерпретация подтверждает важность происходящего для клиента, выводя это за пределы оценочной шкалы «хорошо-плохо». Интерпретация связывает происходящее с целостным опытом клиента, позволяя ему взглянуть со стороны на повторяющиеся паттерны отношений.
Клиент нуждается в принятии и смертельно боится отвержения. Проявление истинной самости сопровождается актуализацией труднопереносимого контрпереноса, однако в этот момент нужно быть максимально бережным, поскольку именно сейчас начинаются жизненно важные изменения. Чтобы позаботиться о себе, есть соблазн поступить так, как поступали родители — успокаивали, но не утешали. Утешение возникает тогда, когда клиент видит, что своими аффектами он не разрушает терапевта. Ожидаемые реакции от терапевта — разрушение или месть. Сохраняя терапевтическую позицию терапевт тем самым устанавливает и поддерживает границы отношений. Хорошо выстроенные внешние границы приводя к формированию внутренних границ в виде признания права и возможности быть собой, требовать, не соглашаться, быть неудобным и так далее. Важны фактически не сами интерпретации, а ощущение, которое клиент может унести с собой после сессии: «Меня способны выдержать, и я не так уж и плох для другого, а значит, и для самого себя».
Проектная идентификация что это
Проективная идентификация отличается от простой проекции тем, что интерпретация проекции снижает напряжение, тогда как в случае проективной идентификации оно остается, поскольку сохраняется эмпатия с содержанием проективной части. В проективной идентификации в ее самой примитивной форме слито в одно интроекция и проекция, как результат отсутствия границ между внутренним и внешним. Проективная идентификация это эго-синтонное состояние и оно не нуждается в проверке, поскольку внутри него наблюдается слияние когнитивных, эмоциональных и поведенческих измерений опыта.
Проективная идентификация в обычной жизни присутствует в парных отношениях и помогает партнерам с помощью друг друга упорядочить собственные аффекты. Для этого проективная идентификация должна пройти несколько этапов развития: сначала осуществляется проекция неосознаваемых частей самости на партнера, затем партнер интроективно идентифицируется с этими частями и на заключительном этапе возвращает несколько измененный аффект исходному владельцу. В результате этого отношения или улучшаются, если происходит контейнирование и снижение напряжения, или ухудшаются. В последнем случае наблюдается склонность партнера к отвержению вследствие неспособности переработать предлагаемый ему аффект.
Проективная идентификация в повседневности проявляется в форме самоактуализирующегося пророчества. Если долгое время даже очень доброго человека считать негодяем и реагировать на него так, будто он покушается на самое ценное, что у вас есть, в один прекрасный момент он действительно покажется чуть более грубым, что будет воспринято как доказательство вашей проницательности.
Другими словами, терапевт испытывает либо переживания клиента, либо переживания значимого человека, который находился в его окружении. В этом случае контр-перенос позволяет получить доступ к клиентскому опыту, который является неосознанным и недоступным для вербализации. Алекситимия клиента лечится контрпереносом. Например, терапевт может чувствовать злость, которая присутствует в опыте клиента, но остается им не присвоенной.
С другой стороны, единственное, в чем нуждается клиент, это в заботе и тогда ощущение, что о нем заботятся вопреки разрушительному поведению, рождается благодаря устойчивости терапевта. Одна из задач терапевта продемонстрировать клиенту то, что его аффект не является чрезмерным и связан с потребностью в отношениях. Как известно, шизоидные состояния развиваются как раз из такого ощущения, будто моей потребности в любви слишком много и этим я смогу поглотить объект без остатка. Тогда, из соображений безопасности, лучше вообще отказаться от любого желания.
Терапевт может описывать состояние клиента через эмпатию и самораскрытие. Клиенту часто не хватает эмоциональных откликов терапевта, его “истинных переживаний”, в содержании которых он не уверен. Здесь очень важен баланс между самораскрытием и границами. Например, в работе с эротизированным переносом бывает полезно “соблазниться” и вовремя сказать нет.
Чуть ранее я писал о возможности давать интерпретации, как способе, увеличивающим осознанность и выдергивающим клиента из слияния со своим опытом. Источником для интерпретаций может служить теоретическая база, но более надежно опираться на то, что происходит между клиентом и терапевтом здесь и сейчас, находясь в негативной способности. В этом случае интерпретациям предшествует контейнирование.
Ненависть в контрпереносе порождает у терапевта много напряжения в том месте, где клиент долго не осознает, что именно для него делает терапевт, обесценивая и пытаясь разрушить плохой объект так, будто за ним должен обязательно находиться хороший. В этом месте извлечение хорошего объекта будет зависеть от полноты уничтожения плохого (параноидно-шизоидная позиция). Необходимо выдерживать ярость клиента еще и потому, что он нуждается в повторном переживании негативного опыта, а не в обманчивой замене плохого объекта из прошлого хорошим объектом из настоящего. В этом смысле проективная идентификация дает второй шанс для того, чтобы изменить опыт через погружение в отрицательные переживания, против которых в обычной жизни применяются многочисленные самоуспокоительные приемы.
Контейнирование это процесс обозначения границ, называние того, что происходит. Фактически, функцию контейнирования может выполнять интерпретация, если понимать под ней упорядочивание происходящего, когда событий много, а их осознавание запаздывает. Интерпретация это выход из отношений в метапозицию, агрессивное действие по отношению к клиенту, поскольку предполагает конфронтацию с его опытом. Интерпретация возвращает клиента в реальность, поскольку дает безымянному название и размещает это в рамках реальных отношений, тогда как проективная идентификация пытается разместить терапевта в нереальных фантазиях клиента. Интерпретация выступает против проективной идентификации.
Интерпретация подтверждает важность происходящего для клиента, выводя это за пределы оценочной шкалы “хорошо-плохо”. Интерпретация связывает происходящее с целостным опытом клиента, позволяя ему взглянуть со стороны на повторяющиеся паттерны отношений.
Как мы друг другу передаём внутренние состояния? #проективнаяИдентификация
Передача внутренних состояний- одна из ключевых тем в работе коуча, психолога. Она простая и непростая одновременно. Есть нюансы, грани. Обучение коучингу, психологии- это больше про нюансы, нужна практика. Сколько работаем, столько и совершенствуемся. Это бесконечный процесс. Например, возьмём игру в теннис. Инструктор нам на первых уроках, занятиях показывает технику и дальше- мы с каждым разом всё лучше и лучше играем, таким образом мы нарабатываем мастерство. Также и в коучинге, психологии. Основные навыки и техники мы осваиваем сразу и дальше происходит улучшение мастерства.
Про передачу внутренних состояний. Мы все постоянно коммуницируем, обмениваемся информацией(вербально, невербально), также обмениваемся внутренними состояниями. Это более глубокий уровень коммуникации. Когда коуч умеет работать на этом уровне тоже, это приводит к качественным трансформациям у клиента.
Внутренние состояния- это:
мысли
чувства
образы
ощущения тела
В каждый момент времени мы находимся в каком-то внутреннем состоянии.
Бессознательная передача внутренних состояний называется проективной идентификацией. Каждый автор может употреблять один и тот же термин с разной стороны, это нормально. Психология- это не физика. Со временем разные подходы переработаются во что-то своё.
Проективная идентификация- это психический процесс, который относится к психическим защитам, заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого человека, чтобы этот другой вел себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого.
То же самое происходит и у нас при работе с клиентом. в том месте где есть травма. Потому что там, где есть травма, психика на уровне младенца. Чем глубже травма, тем меньше возраст психики в этом месте. Другими словами, проективная идентификация как телепатическое общение(без слов). Идет передача внутренних состояний напрямую(состояния одного человека передаются, погружаются в другого).
Чтобы лучше понять проективную идентификацию рассмотрим ещё 2 механизма, которыми мы постоянно пользуемся
Проекция- это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее из вне. То есть то, что мы не принимаем у себя, мы видим у других. Проецируем мы и хорошее и плохое.
Мы можем клиенту задать вопрос:
А были ли ситуаии, когда Вам хотелось себя так вести? Как Вам кажется, как реагировали бы другие, если бы Вы повели себя таким образом? Как Вам кажется, в каких ситуациях в вашей жизни было бы уместно проявлять это качество?
У клиента может быть некое искажение по поводу себя. Например, его сила, возможность отстоять себя, свои границы не принимается. И по факту клиент это делает в жизни, и ему кажется, как будто бы он этого не делает. Это применимо к любой теме.
Например, клиент женщина говрит, что не умеет быть яркой, заинтересовывать мужчин, но в то же время рассказывает о ситуации, где она это умеет. Мы показываем ей это. Обращаем на это внимание. Это приводит к тому, что проекции начинаются возращаться. То еть просто мы об этом говорим и направляем лучик света и бессознательное начинает работать.
Как мы можем понимать, что есть проекция?
когда есть повторяющиеся ситуации у нашего клиента где что-то клиента раздражает.
в ситуациях, где есть сильная эмоция
проекция всегда есть в том, что клиент говорит про своих детей, жену или мужа, родителей. Там всегда сильная проекция. Дети- это идеальные мишени. Мы, что внутри не принимаем, на детей складываем. Это нормлаьно, это делают все. Что осознаем, эти проекции возвращаются.
Мы должны понимать, что клиент говорит о себе. Это не о ребенке. Это проблема не ребенка. Например, клиент переживает, что ребенок слабый, где-то не правляется. Это про клиента, это не про ребенка. Надо эти проекции возвращать. Есть внутри запрет быть слабым. Когда есть запрет быть сильным(это не чуть не лучше). Тогда человек не может пойти нормально в отношения. В близких отношениях мы становимся уязвимыми, слабыми. У мужчины может идти плохо творческая составляющаяся, в бизнесе, отношения с подчиненными. Мы возвращаем проекции становится гораздо лучше.
Чем интенсивнее проекция, тем сильнее внутри запрет быть себе таким. Тем в более утрированной форме мы видим это во вне. И когда мы возвращаем, эта проекция принимает нормальную форму.
Например, женщина чаще агрессию проецирует на мужа, на маму, начальника и т д. Если мы возвращаем, это не значит, что она станет тираноми, ужасным человеком. Она примет нормальную форму и женщина, где надо сможет сказать- Нет, Стоп и т д. В том числе и у себя внутри, своим негативным переживаниям. Для этого также нужна агрессия, чтобы внутри себя сказать: СТОП. Один и тот же процесс.
2. механизм- Интроекция
Интроекция имеет и хорошие стороны. Это полезный процесс в том смысле, что через интроекцию мы можем идентифицироваться и развиваться. Например, есть разные виды обучения. Институт и частные образовательные программы. Частные образ программы дают обьект для идентификации. Мы развиваемся только через идентификацию. Я как она, я как он. И чтобы этот процесс состялся мы другого человека берем себе как будто бы вовнутрь(интроецируем). Мы чем-то новым, кем-то новым можем стать только через этот процесс.
Как мы работаем с клиентом в этой теме?
Мы предлагаем сознательно поискать образы для идентификации. То есть пока мы не работаем, этот процесс бессознательный, но мы можем сделать его осознанным. Например, женщина хочет выйти замуж и не может. Это о чем? Это о том, что внутри нет этого интроекта, образца для идентификации, какой я хочу быть женой. Он есть, но какой-то плохой. Например, мама с папой плохо жили. Нам надо создать новый интроект, новый образец. Для этого мы спрашиваем:
Мы начинае об этом говорить, тем самым запускаем процессы внутри психики и этот интроект начинает формироваться. Точно также это касается любых изменений, которые хочет клиент получить в своей жизни, но не может(создать какой-то бизнес и т д). Вот этот образец, интроект очень важен. Это мы говорим о хорошей стороне механизма интроекции.
А есть нехорошая сторона, когда мы сливаемся с плохим интроектом. Например, у клиентки мама была жертвой Женщина помешает эту жертву внутрь себя и начинает себя чувствовать жертвой. Внутри нет этой границы, что это вообще то про маму. И тогда мы работаем как?
Мы спрашиваем напрямую:
Так мама, бабушка. кто-то обязательно себя так чувствовал. Внутри таким оразом тоже происходит рассоединение. Начинает эта граница внутри проводится.
Также интроекция имеет место в тез случаях, когда клиент говорит, что не может забыть любимого человека. Хотя уже после расставания прошло, например, больше года. Что произошло? Любимый человек как будто бы стал интроектом и разрыв воспринмкется как потеря части себя(как будто бы руку отрезали).
Например, при проекции я могу воспринимать своего мужа монстром. Я проецирую на него своего внутреннего агрессора. Но например, мой муж так себя не чувствует и не ведет себя так. Вот тогда речь идет о проекции. Я на него “одела” свою агрессию, а он ее не взял, он её не чувствует. И тогда это в работе легче, в паре отношения лучше.
Проекция и интроекция- это более легкие механизмы защиты.
При проективной идентификации муж начинает себя так чувствовать и так себя вести, согласно моей проекции(я проецирую этого монстра и он действительно начинает на меня злиться и т.д., то есть он начинает чувствовать эту злость на меня реально, как будто бы я его взбесила).
Например, если есть только интроекция, то я ощущаю себя жертвой, слилась с маминым интроектом внутри и чувтсвую себя жертсой. Но рядом, например, мой муж он меня так не видит и не чувствует,и не ведет себя соответствующим образом рядом со мной. Если я чувствую себя жертвой и мой муж начинает кричать на меня, плохо вести себя со мной, тогда это проективная идентификация.
Проективная идентификация включает обоих! Этот процесс инициировать бессознательно может один из партнеров. Но у него всегда есть предрасположенность(не просто так включается). То есть здесь нет виновных и жерств этого процесса. Это всегда про какую-то общую травму.
Проективная идентификация(передача внутренних состояний), как правило, ярче происходит в парных отношениях, где есть двое. Она может быть полезной. В таком случае она может помогать друг другу с помощью друг друга упорядочивать, переживать свои состояния. Когда я в другого погружаю то, что я не могу пережить(например, своего агрессора), а он в меня что-то своё погружает, то,что он не может пережить, но то, что могу я. У нас не совпадают эти травмы! То есть то, что непереносимо для него, якак-то это беру и справляюсь. А то, что непереносимо для меня, он тоже может это как-то выдержать. И тогда проективная идентификация играет нам в плюс, и отношения становятся крепче. Такие пары к психологу не приходят. Но мы должны знать, что так тоже бывает. Есть замечательное выражение: “Хороший брак- это тот брак, где партнеры сходят с ума по очереди, а не одновременно”. У нас у всех внутри есть условно безумная часть и в близких отношениях она всегда проявляется. И хороший брак, хорошие отношения те, где партнеры могут выдержать это безумие друг друга. То есть оно у них включается не в одной точке, а поочередно. К психологу приходят те пары, или кто-то один из партнеров, у кого безумие включается одновременно. То есть когда между людьми включается проективная идентификация(передача внутренних состояний) и это невыносимо для обоих.
Также проективная идентификация проявляется в ситуациях, где есть “самосбывающиеся пророчества”. Например, возникают отношения, до свадьбы все хорошо. А после свадьбы муж начать бить, унижать жену(муж по модели поведения стал похож на отца ее). Что здесь произошло? Внутренний образ отца женщины спроецирован на ее мужа, у них есть общая травма, поэтому он этот образ схватил и начал ему соответствовать, идентифицировался с этим образом. Что мы видим в человеке, той стороной он к нам и оборачивается. В таких случаях спрашиваем- Каким женщина видит своего мужа(тех людей, с которыми есть сложности)? То есть выясняем какой образ партнера(ребенка) есть внутри. И можем небольшую теоритическую часть вставить, что есть такая взаимосвязь, она не прямая, но тем не менее то, как мы видим другого человека, это тоже влияет, особенно про детей. Как мы их видим по сути, они такими и становятся.
Как передаются внутренние состояния?
Пример, психолог после консультации чувствует себя, как будто бы она бежить на огромной скорости. А до этого у нее был клиент, который чувствовал себя перегруженым и после консультации у психолога такое же состояние. Получается она взяла это состояние, произошла передача этого состояния и она буквально стала его проживать. Передача внутренних состояний происходит постоянно между всеми людьми, но у нас с Вами эта способность развита очень хорошо, чувствовать других людей. Можно сказать: “тонкая кожа”(опыт в детстве).
либо мы это бессознтельно продолжаем делать(мы все равно будем себе это брать)
либо мы начинаем этот процесс осознавать и использовать во благо себе, своим клиентам, родным.
Еще пример. Когда перед консультацией начинаем себя необычно чувствовать. Осознаем это и говорим себе-СТОП. Что это может быть про моего клиента? Что я сейчас чувствую? Кто для меня сейчас этот клиент? Как это? Что это за состояние? Надо осознать состояние и сконтейнировать(назвать, выдержать). Дальше- в эту сторону ведем клиент!
Если у нас плохое внутреннее состояние. Спрашиваем себя- Где я это поймал(а), что это? Наша задача относится к плохим внутренним состояниям как к нездоровым, как не к норме, как к гриппу. Это не про то, что мы всегда должны быть веселыми, мега-радостными, энергичными все время. Нет. Но есть здоровье, а есть нездоровье. Мы все это очень хорошо чувствуем о своему телу. Тело может быть в ресурсе, мы можем быть также на спаде(устали, хочется полежать и т д). Но это всё в рамках здоровья. Другой момент, когда мы болеем гриппом, и это уже нездоровое, болезненное ощущение в теле. И точно также есть психическое здоровеье и нездоровье. Сильная тревога, обида, перегруз, чувство ничтожности, отчаяние и т д- это нездоровье у нас и у наших клиентов. И это нездоровье как вирус в нас попал и надо лечиться. Погружаться бесконечно в свое страдание- этого требует травма. О травме будем дальше подробнее говорить. В чем коварность травмы? Там страдание связано с чем-то родным. И это держит очень сильно. И мы должны эту связь внутри себя и своих клиентов разрывать. Потому что страдание- это психическое нездоровье. Это как грипп. И когда мы это делаем, мы даем клиенты возможность тоже отсоединиться от этого страдания, сепарироваться от него. Когда мы спрашиваем у себя-так, стоп, Это что за состояние? Где я его взял(а)? Откуда оно пришло? Ответ может появится сразу, может не сразу.Не важно. Если ответ появился ссразу и нам сразу стало легче, значит мы правильно назвали,правильно поняли. Если не становится легче, значит не верно сказали, со временем будет легче отсоединяться. Просто этим вопросом, осознанием и всё.
Что ещё тут важно отметить? Про тело. Нездоровые психические состояния не могуть жить в расслабленном теле. Когда наше тело расслаблено, мы чужой вирус внутрь взять не можем. Значит, фокус внимания должен быть на теле. Чтобы тело было максимально расслабленным. И как рекомендация- об этом говорим клиенту. Мы как психологи, коучи очень много работаем внутри себя, на сессии можем сидеть и говорить крайне мало и это очень хорошо. Эта работа происходит внутри, когда мы анализируем свое состояние, анализируем остсояние клиента(с точки зрения как происходит эта передача состояний). Если мы внутри это увидели, то клиент это понимает на бессознательном уровне. Можем прям на сессии об этом говорить с клиентом.
Когда мы осознаем и отсоединяемся от этих негативных внутренних состояний переданных нам, автоматически это научается делать наш клиент. То есть это работаем иногда без слов.
Как понять, это моё или не моё состояние? Это всегда и наше и не наше состояние. Как вирус гриппа, он ни чей. Да, кто-то его носил, а кто-то был с ослабленным имунитетом и взял его себе. Важно, что это вирус, от которого надо лечиться. Мы всегда с партнером и с клиентами сходимся по похожим травмам и поэтому эти состояния и наши и не наши.
Что касается позитивных внутренних состояний- они также передаются, по такому механизму!