Проектная деятельность что включает
Организация проектной деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Организация проектной деятельности – это совокупность действий, направленных на реализацию определенного проекта, предполагающего получение конкретного результата за установленный срок.
Понятие и сущность проектной деятельности
Проектная деятельность – это эффективный инструмент, обеспечивающий вовлечение работников в реализацию стратегии и достижение стратегических целей, а также организацию их успешного функционального взаимодействия.
Проект – это выполнение определенной работы, которая требует проведения подготовительных мероприятий, аналитической проработки возможностей и вариантов, обоснования требуемых ресурсов.
Работа по реализации проектов отличается ограниченностью по времени, наличием заранее четко определенного результата, организации и обеспечению функционирования межфункциональных групп, образуемых представителями различных служб. В этом заключается основное отличие проектной деятельности от действий руководителей текущего характера.
Проектная деятельность предполагает реализацию определенной работы, которая невозможна к исполнению в рамках повседневной деятельности. Для эффективной реализации любого проекта требуется наличие правильно сформулированных целей и определение конечного результата, ожидаемого на выходе из проекта.
Отличительной особенностью проектной деятельности является высокий уровень реализации. То есть рядовые работники, как правило, не отвечают за реализацию проектов, поскольку их действия носит несистемный локальный характер. Реализация проектов, как правило, возлагается на руководителей высоких рангов, возглавляющих цеха, отделы, целые производства. Для руководства этого уровня характерно видение процессов, протекающих в ходе осуществления деятельности, в более широком смысле.
Готовые работы на аналогичную тему
Осуществление проектной деятельности направлено на достижение следующей основной цели: реализовать намеченные организационные стратегии.
Каждый хозяйствующий субъект стремится к идеальному состоянию, при котором деятельность этого субъекта ориентирована на реализацию стратегии, формирование ценностей для заказчиков и устранение потерь. Проектная деятельность выступает в качестве мощного двигателя, обеспечивающего реализацию целей и задач стратегического характера.
Проектная деятельность обеспечивает решение разнообразных задач, основное назначение которых состоит в обеспечении реализации стратегии развития.
Особенности организации проектной деятельности
К числу особенностей организации проектной деятельности можно отнести следующие:
Характеристика элементов проектной деятельности
В качестве основных элементов проектной деятельности можно обозначить:
В качестве субъекта проектирования выступают носители управленческой деятельности в лице отдельных руководителей, коллективов, организаций, социальных институтов. К участию в реализации проектов привлекаются органы, ответственные за принятие решений по обеспечению проектов, негосударственные и государственные организации, экспертные и научные советы, ответственные за разработку или экспертизу проектов, представители общественности.
В качестве объектов проектирования могут выступать материальные и нематериальные объекты, отношения, рекламная компания и процессы, услуги, хозяйствующие субъекты и их структурные подразделения, отдельные мероприятия, нормативные акты.
Все перечисленные объекты проектирования обладают определенными специфическими характеристиками, не влияющими на технологии реализации проектов по отношению к этим объектам.
Под целью проектирование понимают разработку конкретного будущего состояния процессов, систем или отношений.
Средства и методы проектирования представляют собой приемы и способы, обеспечивающие достижение целей реализации проекта и решение задач проекта. К числу методов и средств проектирования можно отнести методы экспертной оценки, мозговой штурм, аналитические методы, методы сетевого планирования, календарного планирования, имитационного моделирования, табличный метод, графический метод и так далее.
Условия проектирования представляет собой внешние условия, способные оказывать существенное влияние на функционирование и развитие проекта.
Проектная деятельность что включает
Непременным условием проектной деятельности является
· наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,
· этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта)
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Сущность понятия «проектная деятельность» и ее классификация
В большом толковом словаре русского языка проект дословно с латинского projectus означает выступающий вперед. В словаре приводится несколько значений этого слова:
В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов [2].
Классификация проектной деятельности
Типология проектов очень разнообразна. На протяжении XX века зарубежные авторы разработали огромное количество классификаций. Приведем примеры основных из них:
У.Х. Килпатрик рассматривает классификацию по двум признакам:
1. по целевой установке
2. по количеству участников проекта
Э.Коллингс рассматривает классификацию проектной деятельности по видам деятельности:
— Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью;
— Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная);
— Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта [7].
В школе имени Линкольна проектную деятельность рассматривают по степени взаимосвязанности учебного материала с опорой на класс:
— Проекты, направленные на сравнение и изучение географии;
— Сельскохозяйственные проекты [8].
В классификации О.Декроли (метод центров интересов) деятельность делят по темам изучения:
— Социальные проекты [9].
Ф.Л. Штоллер классифицирует проектную деятельность следующим образом:
1. По способам сбора и источникам информации
— Исследовательский (работа с библиотечными ресурсами);
— Текстовой (работа с источниками информации, но не с людьми);
— Корреспондентский (сбор информации при помощи писем, факсов, телефонных звонков);
— Обзорный (сбор и обработка данных от других лиц посредством разработанного инструментария);
— Личный (контакты с людьми).
2. По характеру решаемой проблемы:
— Моделирующий реальные условия, проблемы;
— Основанный на интересах учащихся, независимо от реальной значимости.
3. По характеру координации проекта:
4. По количеству участников проекта:
5. По продолжительности проекта:
— Средней продолжительности (несколько недель);
— Долгосрочный (длящийся в течение семестра);
6. По характеру контактов:
— Внутренний (в рамках класса);
— Внешний (за пределами класса) [10].
Е.С. Полат предлагает систему основных критериев проектной деятельности:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
2. По признаку предметно-содержательной области:
3. По характеру контактов:
— Внутренние или региональные;
4. По количеству участников проекта:
5. По продолжительности проекта:
— Доклад, альбом, сборник, каталог;
— Макет, схема, план-карта;
А.С. Сиденко классифицирует проекты следующим образом:
1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, сборник творческих работ, стенгазета и т.д.);
2. По форме (видеофильм, телепрограмма);
3.По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный);
6. По уровню контактов (внутришкольные, межшкольные, региональные, международные);
7. По количеству участников (индивидуальные, групповые, парные);
Классификация проектов, предложенная Т.М. Мартыновой.
Первым признаком является уровень творчества, который выделяет следующие виды:
— Творческим проект является тогда, когда учащиеся самостоятельно выбирают тему, находят проблему и решают ее без чьей-либо помощи, выводя готовый продукт.
По второму признаку классификации проекты делятся на индивидуальные и групповые. При индивидуальной работе присутствуют элементы групповой работы, когда необходимо оценить первоначальные идеи друг друга или при проведении мозгового штурма. При групповой работе учащиеся обсуждают и принимают общее решение, развивают навыки сотрудничества и коллективной ответственности. Осваивают элементы организационной деятельности, которая им необходима при выборе лидера, сотрудника, исполнителя. Также при групповой работе присутствуют разделы, которые необходимо выполнять индивидуально.
Третий признак классификации рассматривается с позиции организации проведения проекта в одном классе, либо в разновозрастных группах. В таких проектах учителю необходимо дифференцировать темы по уровню сложности и уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников.
По четвертому признаку классификация делится на следующие виды:
— Монопроекты проекты в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами предполагает последующую индивидуальную или групповую работу во внеурочное время. При работе с данными проектами необходимо четко представлять структуру по каждому уроку. В монопроектах для решения проблемы применяются знания и из других областей, но сама проблема лежит в каком-то определенном знании. Для монопроектов необходимо выбирать наиболее сложные разделы.
— Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Такие проекты затрагивают 2-3 предмета, требуют квалифицированной координации со стороны учителей, слаженной работы между участниками проекта.
— Надпредметный проект в основном носит характер исследования. Выходит, за рамки изучения и содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения [13].
Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике. Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает мотивированность учащихся.
Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно находить решение поставленной перед ними проблемы, им необходимо овладеть определёнными навыками:
В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. Мы считаем, что в работе со студентами более целесообразным будет придерживаться классификации Е.С.Полат. В классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта; по результатам.
Список использованных источников.
Раскрытие понятия «Проектная деятельность»
Понятие «проектная деятельность».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования речь идет о формировании основ российской гражданской идентичности, включающей чувства гордости за свою Родину и народ, за историю России, а также осознание своей этнической и национальной принадлежности. Указанная идентичность детерминирует процессы формирования ценностей гражданина многонационального российского общества, обеспечивает становление и закрепление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое внимание уделяется проектной деятельности.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Существует две точки зрения на связь проектной деятельности и метода проектов, так Г.В. Терехова говорит в своем докладе, что метод проектов и проектная деятельность – это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Большинство же авторов придерживаются мнения, что метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе отечественного образования, однако в работе с дошкольниками он применяется не часто. В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:
конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;
форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;
дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.
С учетом психовозрастных особенностей школьников Т.Смыковская принимает позицию А.В. Хуторского, понимая под проектом такую форму организации занятий, при которой все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени. Эта позиция близка и Евдокимовой Е.С., которая утверждает, что в поле школьного образования, это комплексная деятельность детей, которые с помощью взрослых осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, личной, социально-политической. Другими словами, это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру содержание которой, составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:
— выбор средств ее достижения;
— поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
— оценка полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Выделяют следующие задачи проектной деятельности:
1. Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
3. Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
4. Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Существуют принципы организации проектной деятельности:
— Проект должен быть посильным для выполнения;
— Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;
-Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
-Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
-В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
-Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
— повышение мотивации учащихся при решении задач;
— развитие творческих способностей;
— смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
— формирование чувства ответственности;
— создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Проектная деятельность требует большой самостоятельности от детей, что еще не под силу школьникам в силу возраста, поэтому мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность школьников и метод проектов, как форму организации проектной деятельности школьников.
Перейдем к классификации проектной деятельности.
В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов свою классификацию представляют через следующие основания: вид целевой установки, уровень интеграции учебного материала, по объему учебного материала и времени его проработки, продолжительности, форме организации, по способам выполнения и завершения, по степени реализации, по уровню сложности заданий, по длительности, по характеру предметной области. Более подробно данную классификацию можно рассмотреть в таблице 2.1.1 (Приложение 1).
И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская к вышеперечисленным классификациям добавляют классификацию по основанию степень новизны, среди проектов данной классификации выделяются рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и другие проекты.
При создании учебных проектов с открытой, явной координацией координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу детей, организуя в случае необходимости отдельные этапы их деятельности. В процессе работы над проектом со скрытой координацией координатор выступает как участник проектной деятельности. Оба этих типа проектов получили широкое распространение в работе со школьниками.
При работе со школьниками чаще используются групповые проекты, в ходе подготовки которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности.
С целью формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций в учебниках 1 класса предусмотрен раздел «Родная страна», в котором дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы — семья народов России» в этом же разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных связях. Учебник 2 класса начинается темой «Мы — союз народов России». В ней раскрывается значение понятия Российская Федерация, предлагается работа с политико-административной картой нашей страны, вводится представление об основных, традиционных для России религиях, рассказывается о консолидирующей роли русского языка как государственного, обеспечивающего межнациональное (межэтническое) общение. В учебнике 3 класса гуманистические и демократические ценностные ориентации формируются в разделе «Мир как дом». В учебнике 4 класса для этой цели предлагаются разделы «Мы — граждане единого Отечества», «По родным просторам», «Путешествие по Реке времени», «Мы строим будущее России».
Достижение данного результата является конечной целью практически всех учебных тем и проектов, предлагаемых в рубрике «За страницами учебника», во всех учебниках для 1—4 классов. Например, тема 1 класса «Моя семья — часть моего народа»; 2 класса «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»; 3 класса «Путешествие в Египет», «Путешествие в Грецию», «Путешествие в Иерусалим» и др.; 4 класса «Сокровища России и их хранители», «Мы дети родной земли» и др.; проекты, посвященные знакомству со столицами республик Российской Федерации, с зарубежными странами и городами и многие другие разделы и темы учебников 1-4 классов.