Проектная деятельность что развивает у детей
Прямая связь: проектная деятельность и успех современного школьника
Классическая карьерная траектория, которая работала в советский период, не актуальна в современном мире. К сожалению, диплом не является залогом того, что ученик получит путевку в жизнь и отправится в свое счастливое будущее. Нужен другой набор навыков, которые необходимы любому человеку для того, чтобы жить в сложном информационном мире, – в этом уверена Алена Францкевич, руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделей.
Изображение StockSnap с сайта Pixabay
В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.
По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.
Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.
Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills
Проект — это временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Так гласит «Свод знаний по управлению проектами».
«Hard skills — это навыки, которые нужны для того чтобы осуществить профессиональную деятельность. Soft skills — это навыки надпрофессиональные, которые позволяют мигрировать из одной профессии или отрасли в другую».
Типы школьных проектов и их результаты
Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.
Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?
В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.
В качестве примера региональных инициатив можно привести проектную школу «Старт Про», реализуемую Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего». Цель проекта — воплотить экосистемный подход по формированию индивидуальных образовательных маршрутов через проектную деятельность десятиклассников (в рамках ФГОС) в старшей школе.
«Старт Про» — долгосрочный проект, в котором участвуют 33 школы города (это примерно 300 школьников и 70 учителей). В рамках инициативы реализуется около 60 школьных проектов разной направленности и тематики.
Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.
Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.
Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.
Опыт работы «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»
Ольга Киселева
Опыт работы «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника»
Проектная деятельность как способ развития
познавательной активности дошкольника
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
видоизменение и совершенствование развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;
использование инновационных технологий в образовательной работе;
адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
многофункциональное взаимодействие с социумом.
Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы: «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника». Основной целью моей работы стало изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности и формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности.
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
• Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
У воспитателя формируются основы педагогического мастерства,профессионализма и творчества:
• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
• умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
• пополнение копилки профессиональных достижений.
У детей формируются:
• творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
• повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
• появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
• заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
В начале работы по данной теме мною был составлен перспективный план. (Приложение 1) и проведена диагностика познавательного развития у детей дошкольного возраста, которая показала, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. (Приложение 2). Далее я провела для родителей воспитанников родительские собрания «Проектная деятельность в ДОУ», где было проведено анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. На собрании познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте.Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». (Приложение 3).
Проектную деятельность в детском саду начала, работая с детьми раннего возраста. При организации проектной деятельности стала использовать в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
В младшем возрасте проектная деятельность формируется на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально – творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и её решении – активную роль я брала на себя. Как показывает опыт работы, дети с желанием и интересом выполняют задания, предлагаемые мною. Этот интерес обусловлен тем, что я подбирала им задания удовлетворяющие потребности детей, помогают реализовать себя в активной деятельности. Кроме того, я стараюсь увлечь ребенка самим процессом совместной деятельности.
Для стимулирования исследовательской активности младших воспитанников, я проводила коллективные игры с интересными сюжетами. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям.
С детьми раннего возраста был организован и проведен проект «Что вокруг меня», целью которого стало развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Проект длился 2 месяца и носил продуктивный характер. (Приложение 4). Проект «Что такое бумага» являлся краткосрочным и длился одну неделю. Цель его заключалась в том, чтобы познакомить детей с бумагой и ее свойствами. (Приложение 5). Особое внимание я уделила проекту «Пальчиковые игры для малышей» (Приложение 6, целью которого являлось развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Данный проект был долгосрочным и длился год. За это время ребята успели познакомиться с пальчиковыми играми, с играми с различного вида конструкторами, шнуровкой, свойствами воды и песка, с различными крупами. Большой интерес у малышей вызвали игры с рисованием по крупе, с шишками и различными косточками от фруктов. Данный материал позволил детям тактильно почувствовать различие между теми или иными вещами. Так же были реализованы следующие проекты «Покормим птичек», «Неделя здоровья», «Водичка- водичка», «Мама, папа и я – здоровая семья!».
На второй год проектной деятельности во второй младшей группе осенью был запущен долгосрочный проект «Сезонные изменения» (Приложение 7, направленный на формирование у детей представлений о сезонных изменениях в природе, необходимых для обнаружения зависимости между явлениями природы. В результате реализации проекта представление детей о сезонных изменениях стало намного шире. Активный словарный запас детей пополнился образными выражениями из подобранного речевого материала (пословицы, поговорки, загадки, стихи, возникло понимание как сезонные изменения в природе во все времена года влияют на состояние и образ жизни растений, животных, людей. В этом же учебном году был реализован «Огород на окошке» (Приложение 8, направленный на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека. Целью этого проекта стало создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
В ходе проекта, дети узнали, как выращивают овощи, какие они на вкус, какую пищу можно приготовить из овощей, какие витамины содержат овощи и как влияют на здоровье людей. Вместе с родителями принимали активное участие в творчестве, была организована выставка работ. Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей и сотрудничестве с семьей, сплочении взрослого и ребенка.
В средней группе я продолжала активно развивать проектную деятельность. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны самостоятельно выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. С детьми среднего возраста мы реализовали проект «Что такое космос?» (Приложение 9, «Магазин» (Приложение 10, «Дикие животные» и другие.
Особое внимание мы уделили долгосрочному проекту «Использование блоков Дьенеша в образовательно –воспитательном процессе», целью которого стало развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста через математическое развитие. Работа над этим проектом позволила ближе познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов, научить развивать пространственные представления, умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач, познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. В ходе деятельности ребята проявляли самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Для повышения познавательной активностидетей я использовала различные формы и методы: наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации.
Активными помощниками в работе над проектами стали родители. Они создали альбомы о диких животных, помогали с подготовкой ознакомительных презентаций, оформили подборку потешек и стихов по темам проектов. Каждая семья активно участвует в проектной деятельности.
Новые тенденции по здоровье-сберегающей системе формируют мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Несомненно, и родители, и педагоги стараются оказывать огромное внимание сохранению здоровья детей.
Мною был проведен праздник «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», где были проведены комплексы упражнений, в форме соревнования. Обнаружилось, что в условиях совместных мероприятий и родителям, и детям не только комфортно,но и эффективно в дальнейших действиях: все стали обращать внимание на различные виды гимнастик, больше проводить времени на свежем воздухе, что привело к снижению заболеваемости; повышению заинтересованности детей и родителей в укреплении здоровья и вопросам питания, рациональной двигательной активности детей.
Используя проектирование, я пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста.
Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.
Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту воспитанников. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас.
Работа над проектами сблизила родителей. Они стали активнее участвовать в жизни группы, интересоваться работой детского сада. Повысилась их компетентность в развитии познавательной активности детей. У родителей сформировалось представление о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей.
Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и надеюсь, дальнейших проектов. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми.
Опыт работы «Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников» Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников».
Опыт работы «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников посредством активного участия в образовательном процессе» Вопрос полноценного развития детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений.
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе» Опыт работы : «Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе, использование средств.
Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольника Педагогическая находка в образовательной области «Познавательное развитие» «Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольника».
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности. Слайд 1 Особое внимание с введением.
Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,.
Проектная деятельность как средство познавательного развития дошкольников
Наталья Табакова
Проектная деятельность как средство познавательного развития дошкольников
Сегодня государством поставлена задача,подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Метод проектов –это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать личность дошкольника.
Изучив и проанализировав труды ученых, психолого-педагогическую литературу, активно использую в своей работе метод проектов для развития, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности. Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии со специалистами и с семьями воспитанников, которые с удовольствием помогают в организации развивающей среды в группе, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.
Хочу рассказать о некоторых проектах из своего опыта работы в данном направлении.
Для детей младшего дошкольного возраста организовываю небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты. Так, например, проект для детей первой и второй младших групп «Моя семья». В рамках этого проекта организовываю различные выставки рисунков, поделок, которые дети выполняют вместе с родителями. Оформляю различные фотоколлажи на тему «Моя семья», «Я и Мама», «Мой любимый папочка» и т. д., для того чтобы ребенок в любое время мог найти фотографии своих родных и близких, а также провожу цикл занятий на тему «Наша дружная семья». Это позволяет детям пройти этап адаптации в детском саду в более легкой форме. Работа по проект «Поварята» во второй младшей группе позволила познакомить детей с профессией повара (кондитера).
Для детей среднего дошкольного возраста организовываю работу по игровым проектам, таким как «Путешествие по сказкам»,
«Строим волшебные замки» и многие другие. Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки. По-своему решая поставленные проблемы и задачи.
В этом же возрасте педагоги детского сада, как правило, начинают объяснять, что слово Родина означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, на которой мы родились, это мать и отец. Поэтому Родину мы ещё называем Отчизной, Отечеством.
Для более успешного освоения этих понятий детьми, работу строю в рамках работы по творческому проекту «Люблю березку русскую» знакомлю детей с различными народными играми, разучиваю с песнями о березке, вместе с родителями посадили «подружек» для русской красавицы.
Для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста выбираю проектную деятельность с более продолжительными занятиями.
К таким проектам относятся групповые, исследовательско-творческие, индивидуальные проекты. Это «Генеалогическое древо», «Подводный мир», «Насекомые малышки – наши меньшие братишки». Результатом которых являются, например, «Древо семьи», оформленный в группе игрового макета подводного мира, муравейника, а также оформленные альбомы «Моя семья», «Насекомые».
Результатом работы по исследовательскому проекту «История олимпийских игр» был праздник «Путешествие в Олимпию». А вот работая по проекту «Новый год шагает по планете» мы вместе с детьми познакомились с тем как празднуют Новый Год в разных странах.
Итогом был праздник «Путешествие Деда Мороза».
Из цикла занятий в рамках проекта: «Родной край», воспитанники могут узнали историю родного края, познакомились с флорой и фауной Кузбасса. Также узнали, что драгоценный дар земных недр края и поселка – уголь. На дети были учеными и исследовали уголь с помощью лупы и других материалов,тем самым отвечая на вопросы: Какой уголь мягкий или твердый? Для чего нужен уголь? Такие опыты привлекли детей больше всего, а самое главное, они дали детям ощущение принадлежности к своей земле, своему народу, из которых впоследствии «вырастет» чувство ответственности, любви и трудолюбия.
Опыт моей работы показал, что использование технологии проектной деятельности, как одного из методов интегрированного образовательного процесса дошкольников позволяет значительно повысить познавательную активность в условиях сада и семьи, помогает многим детям чувствовать себя более уверенно среди сверстников, успешнее социализироваться в обществе и адаптироваться к жизни в современном мире.
И закончит хочется словами детского писателя автора серии детских книг «Книга знаний» Александра Борисовича Шапиро «…Ребенок почувствовавший себя исследователем, овладевшем искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из школ характера».
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.
Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.
Сообщение «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.
Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.
Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте «Посткроссинг» еще и.
Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.