Проектная деятельность что это в вузе
Проектная деятельность что это в вузе
Возникновение инноваций происходит в результате генерирования и успешной апробации новых идей, появляющихся в результате управляемой деятельности в ответ на проблемы и задачи, наличие которых обусловлено постоянно меняющимися параметрами внешней и внутренней среды. Проектная деятельность в организациях высшего образования является частью инновационной деятельности. Реализуемая в разных направлениях, проектная деятельность в вузе способствует в том числе освоению обучающимися требуемых компетенций в части способностей к проектной и инновационной деятельности, а также может быть основой инноваций по направлениям специализации вуза. Вместе с тем реализация проектной деятельности в вузе сопряжена с определенными трудностями. Целью исследования выступает рассмотрение теоретико-практических аспектов проектной деятельности в вузе. В работе использованы следующие общенаучные и социологические методы: анализ научной литературы и источников по теме исследования, опрос экспертов-работодателей, анкетный опрос студентов-выпускников.
В условиях повышения динамичности социально-экономических процессов происходит изменение требований к профессионально-квалификационным характеристикам работников различных социально-профессиональных групп. В рамках каждой профессии могут быть отмечены своя специфика и темпы происходящих изменений, но общая тенденция касается изменения требований к профессионально-квалификационным характеристикам работников, обусловленного необходимостью генерирования и внедрения инноваций. Конкурентоспособность любой организации в ситуации рисковых, кризисных явлений, связанных с социально-политическими, социально-экономическими процессами, обеспечивается посредством инновационной деятельности, являющейся базой для сохранения дееспособности организации, для ее выживания. Современные работодатели уделяют повышенное внимание не столько процессам развития трудового потенциала персонала предприятий, сколько подбору кадров с требуемыми профессионально-квалификационными характеристиками, повышению лояльности персонала к предприятию и руководству и активизации инновационной деятельности. Одним из современных квалификационных требований к работнику любой профессии, предъявляемых рынком труда, является способность к проектной деятельности, которая в свою очередь имеет прямое отношение к инновационной, поскольку посредством проектной деятельности происходит преобразование и усовершенствование различных аспектов существующей реальности.
Реализация проектной деятельности в вузе имеет следующие основные направления:
1) проектная деятельность, осуществляемая непосредственно профессорско-преподавательским и административным составом вуза, направленная на:
2) проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в рамках образовательной деятельности и направленная как на формирование определенных компетенций, так и на формирование способности к проектной деятельности как таковой;
3) совместное участие преподавателей и студентов вуза в реализации грантов, привлечение инициативных студентов к проектной деятельности, в том числе на коммерческой основе.
Согласно ФГОС 3+ для бакалавриата (социально-культурная деятельность) проектная деятельность является одним из видов профессиональной деятельности, к которой по завершении обучения должен быть подготовлен выпускник [2]. По мнению Ю.А. Коваленко и Л.Л. Никитиной, «проектная деятельность является как методом обучения, так и средством практического применения усвоенных знаний и умений в области будущей профессиональной деятельности» [3]. Следовательно, проектная деятельность обучающихся в вузе носит прикладной характер и направлена на решение проблем (задач), сформулированных преподавателем в рамках учебной дисциплины. Вместе с тем в процессе осуществления проектной деятельности внимание обучающихся должно быть направлено на формирование способности к разработке и реализации проектов в будущей профессиональной деятельности – одной из требуемых компетенций.
Таким образом, если проектная деятельность профессорско-преподавательского и административного состава вуза – часть профессиональной деятельности, направленная на стабилизацию положения, имиджа организации во внешней среде, укрепление его финансового состояния, то проектная деятельность обучающихся – обязательная часть образовательного процесса, в рамках которой происходит решение искусственно смоделированных и реальных проблем.
По мнению В.С. Лазарева, реализация проектной деятельности в образовательных организациях посредством метода проектов осуществляется не всегда эффективно, что связано с неоправданным сужением области его применения и появившимися возможностями модернизации теоретической базы и форм применения этого метода под влиянием изменений в педагогике, психологии и проектировании [4, c. 35]. В ходе аргументированных рассуждений В.С. Лазарев приходит к выводу, что «включение учащихся в проектную деятельность не гарантирует развивающего эффекта и освоения ими процедуры и метода проектов на высоком уровне. Вместе с регулярным осуществлением проектной деятельности необходимы:
Безусловным преимуществом проектной деятельности, реализуемой обучающимися в образовательных организациях, является возможность решения ряда образовательных задач: развитие навыков анализа проблем, постановки целей, разработки и выбора альтернатив в решении проблем, оценки последствий принятых решений, работы в команде. История и теория проектной деятельности были исследованы Е.С. Полат [5]. Внедренный в школьное образование метод проектов постепенно стал использоваться далеко за пределами школьных образовательных организаций. Так, появившийся в качестве одного из педагогических методов, предназначенный для решения образовательных задач, метод проектов сегодня стал широко востребован в производственных организациях для решения проблемных ситуаций.
Мы разделяем точку зрения В.С. Лазарева в том, что проектная деятельность имеет исследовательский компонент и при эффективной организации может давать результат в виде инновации, тип которой будет зависеть от уровня и сложности поставленной проблемы. На наш взгляд, более перспективным сегодня становится не познавательное направление проектной деятельности, а именно исследовательское, поскольку оно в большей степени отвечает требованиям современной динамичной действительности. Исследовательские проекты, как и проекты, направленные на достижение конкретной цели или решение конкретной задачи, не противоречат и не противопоставлены друг другу, они могут быть сочетаемы или представлять собой одно целое.
Проекты, реализуемые в вузе в рамках образовательной программы, должны быть направлены на более качественную подготовку выпускника к будущей профессиональной деятельности. С помощью проектной деятельности обучающихся может быть в некоторой степени решена проблема, которую обозначает большинство работодателей, когда принимают на работу выпускников вузов, – неготовность выпускников к решению профессиональных задач и необходимость их дополнительного обучения на производстве (об этом в ходе проведения настоящего исследования высказались 42% участников экспертного опроса). Организация проектной деятельности обучающихся возможна с привлечением работодателей в период прохождения практики в качестве одного из направлений практико-ориентированного обучения, необходимость которого отметили 28% экспертов. Однако, по мнению экспертов, эффективность проектной деятельности студентов в ходе прохождения практики и специалистов на рабочих местах в основном зависит от «качества образования, способности и готовности студента к самообразованию» – 32%, от «укрепления связей с работодателями, формирования совместных площадок, развития партнерства» – 12%. Возможность возникновения инновационных решений в ходе проектной деятельности отметили 34,6% экспертов.
Современный выпускник получает представление об инновационной деятельности посредством реализации проектов в ходе обучения в процессе освоения дисциплин общепрофессионального и специального циклов. В связи с этим прослеживается взаимозависимость обозначенных направлений проектной деятельности в вузе: профессорско-преподавательский состав, вовлеченный в проектную и инновационную деятельность, внедряющий и реализующий инновационные образовательные технологии, формирует у обучающихся способность к проектной деятельности, дает представление об инновационной деятельности. Актуальность проектной деятельности в вузе обусловлена необходимостью обеспечения конкурентоспособности вуза и его выпускников, которые к окончанию обучения должны обладать требуемыми компетенциями в рамках своей будущей профессии.
В современных условиях управлять проектной деятельностью означает активно дополнять развитую ранее форму управления организациями: формируется конкурентная среда социокультурного пространства, существует реальная многосубъектность в сфере культуры. Именно поэтому осуществляется поиск новых форм и методов, которые создают, сохраняют и распространяют культуру, а также самых эффективных путей для реализации стратегических целей культурной политики и ее механизмов. Об этом свидетельствуют повсеместная реализация социокультурных проектов и грантов в сфере культуры, отход от традиционной схемы распределения ресурсов: средства выделяются главным образом посредством конкурсов для реализации конкретных проектов.
Под проектом в сфере культуры понимают особую форму организации культурной деятельности, которая дает возможность привлечения альтернативных ресурсов, осуществления децентрализованных культурных действий, поддержания партнерства государственных структур и неправительственных предприятий. Кроме того, проект в настоящее время – это наиболее эффективная современная модель управления в сфере культуры.
Дисциплина «Основы социально-культурного проектирования» (уровень бакалавриата) направления подготовки «Социально-культурная деятельность» входит в состав базовой части и формирует следующие профессиональные компетенции:
В рамках дисциплины активно применяются методы игрового проектирования, проводятся деловые игры, выступающие средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы, так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Деловые игры позволяют получить представление о том, как обучающийся будет вести себя в команде, кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.
Опрос студентов вуза, проведенный с целью выявления готовности выпускников к проектной деятельности и решению профессиональных задач, показал, что для 34,7% опрошенных студентов осуществление проектной деятельности в период обучения способствовало лучшему пониманию специфики будущей профессии. Более 50% опрошенных выпускников собираются работать по специальности после окончания вуза. За организацию проектов с работодателями высказались 34,3% опрошенных выпускников. Проектная деятельность в социально-культурной сфере для выпускников – участников опроса стала «значимой, позволяющей ощутить свой вклад» – 52%, «интересной, увлекательной» – 53%, «сложной, требующей дополнительных знаний» – 41% (сумма ответов более 100%, поскольку был возможен множественный выбор). Отсутствие негативных ответов в целом свидетельствует о готовности выпускников к проектной деятельности и к выполнению профессиональных задач.
Таким образом, проектно-ориентированный подход в вузе культуры, используемый на практических занятиях по курсу «Основы социально-культурного проектирования», позволяет сочетать в себе традиционные и инновационные аспекты, способствует компетентностному росту будущего работника культуры. Исследование показало готовность как студентов, так и работодателей к осуществлению совместной проектной деятельности. Более трети экспертов считают, что в ходе проектной деятельности возможно возникновение инноваций. Так, например, в качестве инноваций, полученных в ходе проектной деятельности, были отмечены экскурсионные виртуальные 3D-туры, квест-игры обучающе-ознакомительного направления на базе музеев или музейных комплексов, реализуемые для школьников среднего и старшего звена.
Итак, по результатам исследования можно сформулировать следующие выводы. Главными преимуществами проектной деятельности обучающихся в вузе являются ее исследовательский и межпредметный характер, приближенность к специфике будущей профессиональной деятельности. Именно в этом заключается сложность ее осуществления, поскольку для результативной работы над проектом требуется глубокое освоение материала различных, не смежных дисциплин. И если выполнение проекта преподавателями предполагает привлечение в группу специалиста, обладающего нужной квалификацией, то руководство студенческими проектами требует повышения уровня педагогической компетенции преподавателя и расширения предметной специализации на более глубоком уровне, чем прежде. Для повышения эффективности проектной деятельности в вузе считаем необходимым привлечение работодателей к разработке тематики проектов в качестве заказчиков или консультантов в процессе выполнения проектов (например, при прохождении практики обучающимися), что будет способствовать повышению соответствия профессионально-квалификационных характеристик выпускника современным требованиям рынка труда. В ходе проектной деятельности возможно возникновение инновационных, уникальных решений.
Проектная деятельность в университетах и какую пользу она даёт
Привет! Меня зовут Павел Скляр, я студент 3 курса Московского Политеха по специальности веб-технологии.
Помимо основных предметов, присущих конкретным специальностям, в моём университете есть такая дисциплина, как проектная деятельность. О ней я бы и хотел сегодня рассказать, а также обсудить плюсы и минусы этого предмета для студентов.
Тематика проектной деятельности в моём вузе меняется в зависимости от специальности, поэтому я буду рассказывать только о личном опыте, полученном на своей специальности.
Что это такое и зачем это нужно?
Проектная деятельность (ПД) — это дисциплина, направленная на получение практического опыта по специальности. Соответственно, для каждой специальности предлагаются уникальные проекты. Это могут быть как задачи, предложенные университетом, так и внешние: от людей и компаний, сотрудничающих с Политехом.
Задача этого предмета — дать возможность студентам (иногда даже с разных направлений, если проекты пересекаются) решить какую-либо проблему, с которой они могут столкнуться после окончания университета. В моём случае, чаще всего это разработка какого-либо сайта, портала, мобильного приложения и т.п.
Как она организована?
Этап 1 — определяемся с проектом. В начале каждого семестра вывешивается список проектов для каждой специальности с кратким описанием и, возможно, стеком технологий, если у заказчика есть какие-либо предпочтения. Студенты выбирают понравившийся им проект и записываются на него.
В прошлом году среди проектов для моей специальности, которые я помню, были:
Этап 2 — узнаём подробности. Проводится собрание, на котором присутствуют студенты и заказчик (для внешних проектов) или куратор (для внутренних проектов). На этой встрече студенты узнают подробности того, чем им придётся заниматься если не семестр, то учебный год (в зависимости от сложности, есть семестровые проекты, а есть годовые). Те, кто передумал работать над конкретной проблемой, отправляются искать себе другую.
Этап 3 — делимся. Далее студенты распределяют обязанности. На моей специальности это дизайнеры, фронтендеры, бекэндеры, копирайтеры и люди, которые занимаются итоговой документацией. В некоторых проектах разработка ведётся по каким-либо методологиям, будь то agile, scrum или что-либо другое, в других все просто на словах знают, что и за какой срок им нужно сделать. Опять же, всё зависит от сложности проекта.
Этап 4 — разработка. В течение семестра студенты занимаются решением проблемы, которую сами взяли себе на голову.
Этап 5 — защита. В конце семестра студенты сдают итоговую документацию и показывают готовый (или не очень) проект. Чаще всего всё делается в последние два-три дня перед защитой, ибо не царское это дело всё вовремя выполнять. Самое весёлое время для студента.
Инициативные проекты
Момент, который мне больше всего нравится в проектной деятельности. Каждый семестр у студентов есть возможность предложить свой проект. Например, если есть идея какого-либо сервиса и есть люди, которые готовы этим заниматься, можно сделать его в рамках ПД. Зачем заниматься им в свободное время, если можно тратить на него в 2-3 раза больше времени и совместить с учёбой? И идею реализуем, и зачёт по предмету получим.
Студенты заполняют форму, где описывают свою идею, сроки и что будет на выходе. Кафедра рассматривает эту заявку и либо одобряет её, либо нет. Если вам повезло, то вы спокойно выполняете 3-5 пункты из предыдущего раздела. Если нет, то идёте выбирать проблему из предложенных в пункте 1.
Над чем я работаю в рамках ПД сейчас
В прошлом семестре абсолютно случайно на паре английского мне пришла идея сделать сервис для помощи в изучении этого языка. Я искал три формы какого-то неправильного глагола и отметил для себя, что сайты с ними слишком сложные, хотя мне просто нужны эти три формы и перевод.
Мы с друзьями быстро накидали концепцию сервиса и начали её реализовывать. В середине прошлого семестра вывесили списки проектов, и мы решили попробовать подать инициативный с этой идеей. После пары визитов на кафедру для очных обсуждений, проект одобрили и мы начали работать над ним.
Наша команда состоит из трёх человек, которые отвечают за:
Мы решили использовать стандартный стек — PHP + JS/HTML/CSS. Потому как фронтендеры из команды пока что не используют фреймворки, отрисовка представлений происходит на стороне сервера.
Так как я отвечаю за бэкенд, я решил попробовать движок собственной разработки. Зачем? Пока я учусь в университете, у меня есть возможность пробовать разные способы достижения результата. Как и ожидалось, проверка боем выявила проблемы, которые я поправлял по мере разработки сервиса.
К концу семестра мы сделали первую версию сайта и небольшое андройд-приложение, которое пока что работает без API. В этом семестре мы изменим дизайн, добавим немного нового функционала, сделаем адекватное взаимодействие между сайтом и приложением (ибо в прошлом семестре на это не хватило времени), допилим приложение под Android и iOS, а также будем фиксить появляющиеся баги и узнавать для себя что-то новое.
Код проекта, если интересно, можно найти на гитхабе: вот туть.
Плюсы и минусы проектной деятельности
Я, как студент, для себя выделил как положительные, так и отрицательные стороны.
Среди плюсов:
Среди минусов:
Не всем студентам нравится этот предмет. Не все хотят в будущем работать по той специальности, которую сейчас изучают. Я рассказал только про свой опыт в этой дисциплине.
Как бы вы относились к этому предмету, если бы учились в вузе? Поменял бы он что-нибудь в вашем образовании и будущей карьере?
Проектное обучение в университете — что это значит на практике?
Вступление
Привет, меня зовут Даниил, я студент второго курса радиофака в УрФУ. Сколько помню свое обучение в универе, у нас постоянно продвигалась концепция проектного обучения. Захотелось рассказать, как оно проходит именно с точки зрения студента.
Индивидуальные образовательные траектории
Полный список предметов в ИРИТ-РТФ
Даже если на первом курсе ты понял, что кодить это не твое, то у тебя всегда есть шанс попробовать себя в чем-то еще, не переводясь в другой институт. Возможность менять направления очень важна в проектной деятельности.
Окей, а что такое проектное обучение-то?
На каждом курсе есть предмет, который называется «проектный практикум». Это, по мнению нашего вуза, и есть проектное обучение. Давайте разбираться как это обучение проходит.
В начале каждого семестра подготавливается список проектов, которые предлагают компании-партнеры вуза. Студенты выбирают понравившийся им проект, работают над нам в течение семестра и на сессии защищают проделанную работу. Отмечу, что можно придумать свой проект и/или продолжать работать над проектом с прошлого семестра (Если разрешит куратор проектного практикума)
На первом курсе было прям совсем плохо. После выбора проекта ты оставался с ним один на один. Не было четких сроков и задач. Куратор проекта редко появлялся и никак не мог повлиять на развитие проекта. В итоге команды придумывали что-то свое, пилили на коленке за неделю до сдачи и защищали как абсолютно инновационное решение.
На втором курсе ситуация немного улучшилась. Поменялся ответственный за проектный практикум, и он принялся фиксить известные ему проблемы. С тех пор появились лекции по проектному практикуму раз в неделю, где рассказывают основы менеджмента и взаимодействия с клиентами и внутри команды.
Но, как мне кажется, у проектного обучения в университете есть фундаментальные проблемы.
Проблемы проектного практикума
Постарался расположить в порядке важности
Конечно, с нас собирают обратную связь через всякого рода опросники и общие чаты. Остается надеяться и верить, что наши просьбы будут услышаны.
Возможные варианты решения проблем
Тут я хочу поделиться своими рассуждениями о том, как можно исправить сложившуюся ситуацию.
Что нужно сделать:
Рассказывать о всем многообразии профессий в ИТ. Простого курса видосов на эту тему вполне хватит.
Вместо заключения
Метод проектного обучения
в высших учебных заведениях
Что такое проектное и проектно-ориентированное обучение?
Проектное обучение определяется специалистами Института образования НИУ ВШЭ как вид отдельной, специально организованной деятельности студентов, ограниченной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности.
Проектная деятельность студентов, пишет владикавказский исследователь Рита Бтемирова, ориентирована на раскрытие личности обучающегося, развитие интереса к учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы.
В процессуальном измерении проектной деятельности студенты образуют группы для решения конкретной задачи. Ментор, или руководитель проекта, управляет процессом, организует, мотивирует, исследует вместе с обучающимися заявленные проектом объекты и задачи. Результатом такой работы могут быть аналитический отчет, доклад, книга, патент, инновационный программный или информационный продукт, бизнес-план компании или студенческий стартап (курируемая вузом компания). Получившиеся продукты могут быть с успехом коммерциализированы.
Проектное и проектно-ориентированное обучение ни в коем случае не должно подменять собой традиционные университетские занятия и аттестации. Уже внедрившие этот метод российские вузы (НИУ ВШЭ, Московский Политех, УРФУ, ДВГУ и другие) интегрируют проекты в образовательные программы без ущерба для семинаров и лекций.
Старт для стартапера: как построить проектную работу в вузах
Во всем мире именно из университетских мастерских и лабораторий выходит большинство успешных технологических стартапов. Российские вузы тоже постепенно внедряют проектную деятельность. На канале Go Online эксперты обсудили, как правильно ее организовать и какие сложности возникают на этом пути.
Россия активно развивает технологическое предпринимательство, но конкуренцию на мировом рынке мы пока проигрываем. На 1 млн городского населения в стране приходится всего шесть стартапов, и только 5% от общего объема инноваций создается предпринимателями. Одна из проблем — отсутствие у многих людей проектного и бизнес-мышления. Как его сформировать? Эксперты уверены, что начинать нужно как минимум в вузах, а еще лучше — в школе.
Успешный стартапер — тот, кто имеет за плечами как минимум три стартапа неуспешных. Именно в школе и вузе есть возможность проверить различные ролевые и бизнес-модели, получить навык формирования команды, встраивания своих наработок в рыночную экономику.
руководитель стартап-школы для подростков, член ядерной группы рынка НТИ EduNet
Развивая проектную деятельность, вузы становятся более конкурентоспособными, так как позволяют студентам получить наиболее актуальные навыки. Для себя же они создают пул индустриальных и технологических партнеров и вместе с ними работают над реальными проектами, которые в итоге внедряются в производство.
Когда вуз только начинает трансформацию в сторону проектной деятельности, трудностей возникает немало. Это и сопротивление преподавателей, которые получают дополнительную нагрузку, и неготовность инфраструктуры, нехватка техники. Но главное, с чем придется разобраться, — сама природа проектной деятельности.
Так как наставниками часто становятся преподаватели и научные сотрудники, они не вполне понимают, чем отличается проект продуктового характера от привычного им исследовательского. Это выясняется в том числе на интенсивах, которые вузы проводят вместе с Университетом 20.35. Проектная деятельность подразумевает субъектность команды — такая команда находит в сфере своих интересов наиболее актуальную проблему и ставит цель решить ее за счет разработки продукта.
Иногда с проектом путают кейс. Но это совсем другое. Учебный кейс — когда есть модельная ситуация, не из реального мира. И мы начинаем думать, например, что могла бы существовать организация, которая хочет выйти в новый сегмент функциональных продуктов питания. И для такой воображаемой организации разрабатываем маркетинговую стратегию. Это абсолютно не проектная логика.