Проектирование в среде scratch что это

Концепции программирования в Scratch

Проектирование в среде scratch что это

Многим знаком Scratch – детская среда программирования, обучение в которой обычно сводится к созданию творческих проектов по принципу «от простого к сложному». При этом «классический подход» к изучению программирования (переменные → ветвления → циклы → функции → структуры → объекты → …) в Scratch затруднителен.

Однако изменение последовательности изучения понятий (назовем их концепциями) структурного, объектно- и событийно-ориентированного программирования, их сокрытие за яркими спрайтами и интерактивной анимацией, не означает, что на концепциях не следует делать акцент. Особенно, если целью ставится не столько развитие творческих способностей, сколько обучение программированию. Эту идею я постаралась отразить в своем курсе.

Первым, с чем сталкивается начинающий скретчер, являются спрайты. Хотя в Scratch как такового объектно-ориентированного программирования нет, спрайты можно считать объектами. На этом этапе обучающийся видит, что в программе может быть множество объектов, поведением которых управляют внешние для них скрипты. Спрайты получают команды или по требованию передают информацию о своем состоянии, то есть программирование сводится к управлению объектами.

Вторым, что в Scratch сразу сваливается на голову юного программиста, является понятие о многопоточности. Каждый спрайт может иметь по несколько скриптов, выполняемых одновременно. Несколько спрайтов также могут выполнять свои программы одновременно друг с другом. Причем оказывается сложнее организовать последовательное выполнение.

Проектирование в среде scratch что это

Проектирование в среде scratch что это

Уже на первом занятии мы не можем избежать знакомства с циклами. Иначе кот особо не разбежится. На этом этапе знакомство приходится оставлять интуитивным и поверхностным. Мы ограничиваем его циклами «повторять всегда» и «повторить … раз», которые более просты для понимания. Цикл с условием изучается в уроке, специально посвященном циклам. Этот урок предполагает знание логических выражений и переменных.

Поскольку Scratch событийно-ориентированная среда, блоки условного оператора удобнее изучить до переменных. Условием могут выступать те или иные события.

Проектирование в среде scratch что это

На мой взгляд, такая последовательность лучше, так как за каждый урок мы вводим минимум понятий. Причем не абстрактных, а сразу видим их практическую пользу.

Если же сначала изучать переменные, то их назначение и пользу сложно продемонстрировать, поскольку до этого не изучен условный оператор, ввод данных и генерация случайных чисел.

В Scratch, не считая списков, программист сталкивается с тремя типами данных: числами, строками и булевым типом. При этом тип привязан к значению, а не переменной. Преобразовывать строки в числа и обратно не требуется. Строки в кавычки не заключаются.

Блок, возвращающий логическое значение и имеющих характерную для него угловатую форму, можно вставлять в округлые поля. Обратное не верно: там где предполагается логическое выражение, нельзя вставить обычную переменную.

Проектирование в среде scratch что это

Scratch реализован так, чтобы в процессе выполнения не возникало критических ошибок. Видимо поэтому, если попытаться использовать строку в арифметической операции, она заменяется нулем (см. первый скрин).

Программист должен знать, что возможности языков программирования расширяются библиотеками. Работая в Scratch, ученик может подключать дополнения, которые приводят к появлению в среде новых команд.

Проектирование в среде scratch что это

Функции в Scratch реализованы в разделе «Другие блоки», где с одной стороны вы создаете собственный блок, который можно вставлять в другие скрипты. С другой стороны – должны собрать функциональность этого блока, то есть то, что он будет делать.

Проектирование в среде scratch что это

Возврата значении из скретч-функции нет.

Таким образом, изучение концепций программирования в событийно-ориентированной среде накладывает свой отпечаток. По сути мы сначала изучаем более сложные и абстрактные понятия и, лишь углубляясь в процесс, переходим к элементам структурного программирования. Плюс это или минус для первого знакомства – вопрос спорный.

Источник

«Scratch — ненастоящий язык программирования»: чему учат в кружках

Что думают родители про Скретч

Язык Скретч — это то, что рекомендуют использовать для знакомства детей от 7 лет с программированием.

При этом родители занимают две противоположных позиции.

Первые говорят следующее:

Вторые следуют рекомендациям преподавателей и методистов и ищут кружок, где изучают Скретч, но выбирают обычно по классическим параметрам — цена и удаленность от дома/школы.

Что предлагают кружки

На самом деле, с дополнительным образованием всё не так просто, как со школьным. Для школьных предметов есть стандарты и ЕГЭ с четкими критериями оценки. Потому изучение одного и того же школьного предмета в разных школах и у репетиторов может отличаться только глубиной и серьезностью подготовки.

В отношении дополнительных направлений, которые предлагают кружки, ситуация обстоит совсем другим образом. Единых утвержденных учебных планов и программ по дополнительным направлениям, наподобие программирования или робототехники нет. Каждое учебное заведение, в особенности, частное, предлагает свою учебную программу. За ту же самую цену в разных кружках вы получите разный результат. И именно по этому ожидаемому результату стоит выбирать учреждение дополнительного образования и дисциплину. И наоборот, за более высокую цену вы можете получить больше пользы для ребенка и выражаться она будет не только в изучении программирования. Если кружок бесплатный, это вовсе не означает, что он самый лучший.

Чем полезны учебные языки программирования

Например, в Инженерике мы не ставим задачей научить ребенка работать в программе Скретч. Это не самоцель. Скретч — действительно учебный язык и учебная среда для создания программ и игр, в настоящей разработке она не используется, но это не значит, что от нее сразу нужно отказываться. Вы же не станете сразу готовить блюдо по технологически сложному рецепту, не освоив базовые принципы готовки. А взяв профессиональное оборудование для приготовления вы не сможете использовать его на максимум. То же и с языками программирования. Общие принципы составления алгоритмов можно изучать и без компьютера, этому посвящены хорошие книги и упражнения (например, книги Дональда Кнута). Во взрослом возрасте синтаксис языка программирования (слова, на которых пишется код), изучаются за трое суток упорного погружения. В возрасте подростка изучить синтаксис языка можно за несколько лет. Для чего переусложнять этот опыт в самом начале? Тем более, если юный человек еще даже не определился, точно ли он хочет стать программистом.

На случай проверки своих интересов и легкого познания алгоритмических концепций и придуманы учебные языки и среды. Они созданы так, чтобы знакомство с программированием проходило гладко и интересно. Если ребенок сможет освоить учебный язык и создавать на нем что-то полезное, если сохранит мотивацию к этому направлению деятельности, если упрётся в потолок учебного языка и захочет пойти дальше и выше — вот тогда стоит переходить на серьезные языки.

Примеры сложных проектов в среде Скретч

Проектирование в среде scratch что это

Посмотрите видео проектов, которые сделали ученики Инженерики (это индивидуальные и групповые проекты). Длительность создания такого проекта может достигать двух или трех месяцев. Это очень сложная работа при взаимодействии группы ребят, экспертов-консультантов и наставников. Не каждый взрослый смог бы довести подобный проект до конца, даже при том, что на отдельных упражнениях в алгоритмике показал бы себя наилучшим образом. Участие в подобных проектах не только позволяет применить знания к практике, но и развивает личностные качестве ребенка, те самые 4К-компетенции, о которых так много сейчас говорят — коммуникативность, умение работать в команде, креативность, критическое мышление.


Скретч как среда для развития мышления

В Инженерике мы изучаем принципы программирования и создания полезных ИТ-продуктов на примере языка Скретч. То есть используем Скретч как инструмент, как безопасную песочницу для увлекательных экспериментов, но этим не ограничиваемся. В первый год знакомства с миром программистов, мы ставим одной из задач развитие у ребенка мышления — алгоритмического, математического, вычислительного, системного.

Задача разработчиков не в том, чтобы писать код, как думают многие ребята, кто приходит на занятия. И не в том, чтобы создавать еще одну версию уже существующей игры (только собственную!). И не в том, чтобы делать копию программы, которая уже есть и всем известна. Любая программа появилась в компьютере не просто так. Ее создали разработчики, чтобы решать какую-то проблему человека, помогать ему в чём-то. Программу калькулятор и Excel создали, чтобы было легче считать, Word — чтобы делать красивые документы и сохранять шаблоны на будущее; Paint и Photoshop — чтобы создавать цифровые иллюстрации и легко изменять их; игры Майнкрафт и PUBG — чтобы отдохнуть, весело провести время с друзьями; движок Unity — чтобы самим создавать 3D-игры; а браузеры и социальные сети — чтобы получать нужную информацию и общаться с единомышленниками, не выходя из дома.

Так мы учим мыслить наших учеников, думать о проблеме, которая лежит в основе любого изобретения, создавать что-то полезное с помощью алгоритмов и программ, учим искать идеи, разбивать задачу на подзадачи, делить эти подзадачи на других участников команды.

Проектирование в среде scratch что это

Очное обучение в группе сейчас полезнее индивидуального

Очное обучение в группе обладает особенностями, которых нет у онлайн-занятий. Это как раз та самая возможность научиться коммуницировать с другими ребятами, находить себе команду, понимать в ней свою роль, пробовать разные роли, переживать конфликты, неудачи, общий и личный успех. Но работа в группе не наладится сама по себе, если наставник не приложит к этому усилий. Наши наставники не запрещают ребятам разговаривать на занятии, а напротив, поощряют обмен идеями и мнениями, обсуждение темы урока и способов решения задач. Ученики на занятии знают, что обратиться за помощью могут не только к наставнику, но и к тем ребятам, кто уже умеет это делать и может научить других.

Важны и формы работы с материалом на занятиях. Очень часто бывает (в особенности, этим грешат онлайн-уроки от неопытных преподавателей на YouTube), что в видео просто рассказывают, как что-то сделать и демонстрируют с предложением повторить. Не объясняют, почему нужно делать именно так, с чего нужно начинать, не отрабатывают умения. Такой подход работает только на вовлечение ребенка в деятельность, позволяет приятно провести время, но не формирует умение самостоятельно создавать подобные проекты.

Проектирование в среде scratch что это

Увидеть склонности ребенка можно только по его проектам

В Инженерике мы работаем с несколькими видами задач:

учебные упражнения — на них мы познаем принципы программирования, отрабатываем навыки, экспериментируем;

задания с четко обозначенным конечным результатом — через них мы учимся распознавать паттерны, следовать требованию, искать разные пути решения и находить оптимальные;

задания с четкими техническими требованиями и свободным конечным результатом — на них учимся соблюдать техническое задание, но при этом вкладывать частичку своего видения, креативить, выражать свои интересы;

проекты по реальной проблематике — так мы учимся видеть проблему, исследовать ситуацию, которая к ней привела, предлагать решение теми способами, которые нам доступны, самостоятельно добирать недостающую информацию.

Через результаты, через те проекты, что создает ребенок, мы видим его склонности, ход мыслей, слабые и сильные места. В течение учебного года всего лишь при работе в одной программе Скретч становится видно, кто из ребят больше любит составлять алгоритмы, а кто в итоге склоняется к графике и какому ее виду — векторной или растровой. Нравится ли ребенку работать с анимацией или со статичным проектированием, делать игры или прикладные приложения, быть исполнителем или проектировать собственные решения.

Проектирование в среде scratch что это

Система дополнительного образования для 10-12 летних ребят и должна делать именно это — проявлять склонности, развивать качества характера и мышление, давать пробовать себя в деятельности, показывать возможности применения этих навыков в мире и будущей профессии. Совсем не обязательно, что после двух лет изучения программирования ребенок точно решит стать программистом. Но то алгоритмическое и вычислительное мышление, которое разовьется у ребенка под руководством наставника, используется во множестве самых разных областей и профессий.

Потому, когда мы слышим, что ребенок уже сам что-то изучал и делал в какой-то программе — означает лишь, что он каким-то образом знаком с технологиями. Но оценить его мы можем только по результату — по тем проектам, которые он делает под руководством наставника и — более важно — по тем, которые он после обучения способен делать сам или привлечь к созданию команду других ребят.

Резюмируем

При выборе учебной программы уточняйте, какие навыки будут развиваться в ходе обучения и как именно. Через что можно будет увидеть результат.

Цена курса определяется количеством усилий, вложенных в разработку методики обучения, учебных материалов.

В разных кружках могут быть разные подходы к выбору преподавателей. Не обязательно, что специалист-практик в программировании хорошо умеет работать с группой детей, закладывать самостоятельные навыки, проводить рефлексию, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Как не обязательно и то, что человек с педагогическим образованием грамотно донесет технические концепции до ребенка, расширит кругозор, покажет перспективы развития в мире реальной разработки. Лучше, если в создании учебной программы принимали участие несколько разных специалистов, в том числе методисты, эксперты-практики, педагоги.

Не стоит думать, что если ребенок самостоятельно «разбирается с программой» или смотрит обучающие видео на YouTube, он научится программировать.

Источник

Scratch – дверь в мир программирования

Scratch – это язык программирования, который используется для знакомства детей с данной сферой деятельности. Многие родители считают, что Scratch не нужен, так как это, якобы, ненастоящий язык и лучше ребенку начинать с Python или JavaScript. Увы, такой подход скорее вреден, чем полезен, ведь Scratch как раз и разработан, чтобы в понятной ребенку форме донести основы программирования и дать ему возможность воплотить свои идеи в жизнь.

Не менее важным будет вопрос о том, как постигать данный язык – самостоятельно или воспользоваться курсами. В нашей статье мы расскажем, чем полезен Scratch для детей, что в нем можно сделать, а также как лучше ребенку его осваивать.

Описание языка Scratch

Scratch — это универсальный язык программирования, позволяющий помимо прочего, например, рисовать картины и создавать музыку. Данная особенность является весомой причиной обучать ему детей. К тому же, это еще и полноценный инструмент для программистов.

Среда разработки дает возможность детям редактировать аудиофайлы и монтировать небольшие, но полноценные видеоролики. В новые версии языка создатели обещают добавить функционал для создания собственных мобильных приложений.

Проектирование в среде scratch что этоОписание языка Scratch

Таким образом, Scratch сможет заменить собой сразу несколько программ, ориентированных исключительно на диджитал-разработку. Облачная технология позволяет большому числу пользователей взаимодействовать друг с другом, непрерывно обмениваться знаниями.

Механика программирования на Scratch

Данная среда разработки изначально ориентирована на изучение детьми, поэтому она отличается интуитивной понятностью и дружелюбностью.

Интерфейс условно поделен на 3 функциональных блока:

Перед детьми, начавшими изучать язык, сперва стоит задача перемещать Скрэтча по экрану, обучать его различным навыкам. В процессе этого кот постепенно начинает разговаривать и выполнять некоторые команды. Дети в итоге могут создать целый анимационный фильм с участием Скрэтча и его друзей.

Проектирование в среде scratch что это

Проектирование в среде scratch что это

В дальнейшем ребенок уже самостоятельно программирует игры, придумывая для них истории и выбирая героев. Готовая программа будет служить предметом гордости перед одноклассниками и друзьями.

Преимущества занятий Scratch для детей

Эта среда разработки предназначена исключительно для учебных целей и настоящими программистами не используется. Тем не менее, она служит базой для изучения уже профессиональных языков, прививает детям навыки составления алгоритмов в игровой форме.

Сложность на самом первом этапе обучения не нужна — в конце концов, существуют учебники по программированию, позволяющие изучать язык и без наличия компьютера. Взрослый человек осилит синтаксис нового для него языка за 2-3 дня упорной умственной работы. Ребенку же для этого может потребоваться несколько месяцев. Причем, не факт, что он твердо решит стать программистом.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Именно для того, чтобы ребенок почувствовал себя в роли программиста, проверил свои интересы, существуют учебные среды разработки, каковой является в том числе и Scratch. Программирование для детей в них подается в виде увлекательной игры. Научившись создавать простейшие программы и имея дальнейшую мотивацию обучаться в этом направлении, ребенок уже захочет переходить на взрослый уровень разработки.

Нюансы ScratchJr

Scratch Junior является ответвлением от основной среды разработки, ориентированным на детей от 5 лет. Сначала разработчики создали соответствующее приложение для iPhone, Android и Kindle, а затем и программу для персональных компьютеров. В первом случае роль главного героя играл кот, во втором же случае взамен появился инопланетянин Тик.

Принцип работы в Scratch Jr подобен сборке конструктора Lego. Ребенок перемещает блоки, соединяя их в требуемом порядке. Правильно размещенные элементы примагничиваются друг к другу.

Все элементы приложения сгруппированы в функциональные блоки: движения, управления, внешнего вида, окончания и запуска. Каждый блок имеет вид иконки, обозначающей конкретную функцию и понятной каждому ребенку.

Проектирование в среде scratch что этоНюансы ScratchJr

При использовании среды разработки детям даже необязательно уметь читать и считать. Однако эти навыки помогут создавать, например, программу для отправки сообщений или для перемещения объекта на определенное число клеток.

Спрайты для программирования можно выбирать из весьма обширной встроенной библиотеки. Коллекция также содержит большой выбор ландшафтов.

Добавление собственных изображений здесь не доступно, однако имеется встроенный простейший графический редактор, позволяющий с нуля создать нового персонажа.

Формально Scratch Jr объектно-ориентированным языком программирования не является. Тем не менее, здесь дети сталкиваются именно с объектной моделью. То есть, программа состоит из неких объектов (спрайтов), взаимодействующих друг с другом. Для этого необходимо давать спрайтам соответствующие команды.

Варианты проектов на Scratch

Множество начинающих программистов пользуются данной средой в домашних условиях, в школьных учреждениях, в музеях и библиотеках. Так, Гарвард предлагает к изучению обширный банк онлайн-ресурсов, позволяющий создавать проекты как на детском, так и на профессиональном уровнях. В сети также имеется русскоязычное сообщество любителей Scratch.

Ниже перечислим студии, на которые рекомендуется обратить внимание всем желающим изучить этот язык.

Проектирование в среде scratch что это

Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.

Карьерная мастерская это:

Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!

Запишитесь на бесплатный курс и станьте ближе к новой карьере:

Зарегистрироваться и получить подарки

Помимо этого среда включает в себя множество других возможностей и студий. Ссылки на них можно находить в открытом доступе.

Топ-5 книг для изучения Scratch

Проектирование в среде scratch что это

Проектирование в среде scratch что это

Обучение Scratch для детей

Для начала изучения этого языка существуют специальные базовые курсы. Они позволяют детям попробовать себя в роли программиста и, возможно, сделать первый шаг на пути к востребованной профессии.

Проектирование в среде scratch что это

Чтобы работа приносила удовольствие, нужно сначала найти правильную профессию.

Мы подготовили документы, которые помогут не ошибиться с выбором и определить, какая профессия в IT подходит именно тебе.

Благодаря этим гайдам 76% наших студентов смогли найти востребованную профессию своей мечты.

Обычно эти документы доступны только нашим студентам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа.

Скачивай и используй уже сегодня:

Проектирование в среде scratch что это

Гайд по профессиям в IT

5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате

Проектирование в среде scratch что это

Чек-лист эффективного обучения от Geekbrains

6 правил, которым необходимо следовать для облегчения обучения

Проектирование в среде scratch что это

Все профессии, которые есть в IT-сфере

63 профессии и необходимые для них навыки

Проектирование в среде scratch что это

Рекомендации по книгам для востребованных специалистов

6 направлений деятельности и полезная литература по каждому из них

План программы обычно полностью состоит из практических занятий с домашними заданиями после каждого урока и постоянным взаимодействием с преподавателями. По завершению обучения ученики должны оформить и защитить финальный проект.

Такие курсы подходят детям:

Курс по программированию на Scratch будет полезен по нескольким причинам.

Для примера возьмем курсы GeekSchool. Их отличительные особенности:

Проектирование в среде scratch что это

Проектирование в среде scratch что это

Процесс обучения языкам программирования в наше время становится все более простым и увлекательным. Помимо традиционных средств и инструментов, используются также ресурсы Интернета, исключением здесь не является и среда Scratch. Программирование на этом языке будет легким и увлекательным для вашего ребенка, а в будущем станет фундаментом для новой профессии, если вы последуете всем советам и рекомендациям из этой статьи.

Источник

1. Основная часть

1.1 Среда программирования Scratch, ее возможности и особенности

По поводу целей проекта Митчелл Резник сказал: «Нашей целью было расширить диапазон того, что дети могут создавать, совместно использовать и изучать. Работая над проектом Scratch, дети учатся думать креативно и решать проблемы систематично – а это умения, которые являются критическими для достижения успеха в 21 веке» [4].

Название «Scratch» произошло от слова «scratching» — техники, используемой хип-хоп ди-джеями, которые крутят виниловые пластинки взад-вперёд руками для того, чтобы смешать музыкальные темы. Аналогично Scratch позволяет смешивать графику и фотографии, музыку и звуки. Такое смешивание поражает целый калейдоскоп проектов.

Хоть Scratch довольно простой язык, он позволяет создавать сложные и эффективные проекты: ролики, обучающие программы, компьютерные игры, презентации. Мы можем сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных нами персонажей, учиться работать с графикой и звуком. Это делает среду Scratch полезной и для старшеклассников.

Программное обеспечение полностью бесплатно. Можно работать прямо на сайте, или закачать его, и работать не зависимо от сети интернет. Возможности в первом и во втором случае абсолютно одинаковы. Участвуя в сетевом сообществе, скретчеры обмениваются идеями, с коллегами самых разных возрастов и интересов. Их девиз: «Создавай, исследуй, обсуждай».

В последние годы в мире язык программирования Scratch стал очень популярным. Тридцать пятое место — у «игрушечного» детского языка. Это можно объяснить только огромной потребностью и общества в целом, и самих детей в средстве для «думания», исследования и самовыражения.

Когда ученики создают проекты в Scratch, они осваивают множество навыков XXI века: творческое мышление, системный анализ, беглое использование технологий, проектирование, постоянное обучение.

Таким образом, ученик погружается в информационную среду творчества и познавательной деятельности, где кроме предметных знаний приобретает качества, необходимые каждому человеку для успешной жизни и профессиональной карьеры.

1.2 Описание среды программирования Scratch

1.2.1. Интерфейс Scratch

Интерфейс программы спроектирован и сделан в расчёте на детей, поэтому он максимально хорошо понимается интуитивно (приложение 2).

Над сценой находятся еще две кнопки (приложение 5). Когда для объектов составлены какие-нибудь скрипты (программы), то чтобы объекты начали их выполнять, надо нажать зеленый флажок. Чтобы остановить выполнение, надо нажать красный круг.

1.2.2 Словарь языка Scratch

Если вы знаете, какой тип действий должен сделать спрайт, очень легко выбрать подходящую категорию и нужный блок.

Грамматика Scratch реализована через форму блоков команд: нельзя соединить друг с другом команды, форма которых несовместима.

В Scratch существуют 3 вида блоков:

Стеки. Основная масса блоков может «ставиться друг на друга», образуя «столбик» («стопку»). Имеют вид буквы «С» – они охватывают входящие в них блоки, расширяясь на требуемую величину.

Заголовки. Это обработчики событий, управляющие блоки, отвечают на вопрос «когда?». Могут быть только сверху стопки.

Нужные команды перетаскиваются в поле программы. Близко располагающиеся команды сочленяются в блоки.

Когда всё готово, можно прейти в полноэкранный режим, что очень напоминает просмотр готовой презентации PowerPoint.

Таким образом, изучив возможности, характеристики и основные конструкции языка среды программирования Scratch можно начинать работу над задачей по созданию и разработке собственного проекта.

2. Практическая часть

Перед проведением эксперимента я предложил первоклассникам заполнить анкету (приложение 7). Приняло участие 25 человек. Цель анкетирования: определить, интересно ли ребятам тема программирования и сбор информации, необходимой для проведения эксперимента.

По результатам анкетирования выяснилось: большая часть ребят считает, что ученик младших классов не может сам создать компьютерную игру (64%), но 96% ребят хотелось бы узнать, как это сделать (приложение 8). Становится понятно, что тема программирования сегодня очень актуальна среди младших школьников и интересует практически всех.

Принимая во внимания ответы, я решил соединить приоритетный способ усвоения и закрепления новых знаний (урок-игра) и любимые жанры компьютерных игр (гонки, приключения), и создать обучающую игру «Устный счет» для младших школьников на примере программирования Scratch. Обучающую, потому что в младшем школьном возрасте ребенок познает мир через обучение и игру. «Устный счет», потому что на сегодняшний день у каждого ребенка есть телефон, планшет, часы с калькулятором, поэтому устный счет дети не применяют, хотя еще со времен Древней Греции данный вид деятельности считается прекрасной гимнастикой для ума.

2.2 Разработка и создание обучающей игры для младших школьников в среде программирования Scratch

Для создания этой игры потребовалось:

1. Сменить фон сцены. Для этого предлагается четыре варианта: 1. Выбрать фон из библиотеки. 2.Нарисовать новый. 3. Загрузить с компьютера. 4.Получить с камеры. Изображение трассы, не найдено в библиотеке фонов, поэтому я загрузил его из интернета.

2. Добавить героев. У нас это пришелец Робик, который будет объяснять, и давать задание игроку. Объект, который выполняет какие-либо команды, в Scratch называют спрайтом. Для того, чтобы создать спрайт программа также предлагает четыре варианта. Воспользуемся первым, т.е. выберем готовый спрайт из библиотеки. Изображение пришельца, которое нам подойдет, находится в теме «Космос» (приложение 10). В категории «Транспорт» мы выбрали автомобиль для гонки.

3. Прописать для героя движения и назначить клавиши управления.

Добавив на сцену пришельца Робика и автомобиль, возникла проблема: «Как же посадить Робика в машину?» Поэкспериментировав, я нашел ответ. Оказывается это можно сделать, меняя слои местами. Если машина на верхнем слое, она накладывается на Робика и получается, что он сидит в машине. При создании игры, я так же столкнулся с интересным фактом, оказывается сам главный герой и его машина остаются не подвижным на протяжении всей игры. Эффект движения достигается за счет движения цифр и выражений (приложение 11).

4. Озвучить игру. Звук, был выбран готовый из библиотеки.

5. Сохранить игру. Существует три способа сохранения готового файла, созданного в среде Scratch:

В виде исполняемого файла с расширением sb2, чтобы можно было запускать на компьютере, как обычную программу.

В виде публикации программы на сайт http://scrаtch.mit.edu.

Мной игра была сохранена, как программа для тренировки «Устного счета», также в виде ролика для презентации на НПК.

В результате эксперимента разработана и создана обучающая игра для младших школьников «Устный счет» в среде программирования Scratch. Данный процесс был очень увлекательным и познавательным. Игра получилась удобной в применении, как для учителей, так и для учеников:

программа создана отдельной мини-игрой. Создавая продолжение, в каждой новой мини-игре можно использовать разные темы, тогда игрок сможет отрабатывать только необходимые ему, не возвращаясь, каждый раз в начало игры;

2.3. Изучение мнения аудитории

Игра, разработанная в программе Scratch, была представлена 25 учащимся 1 класса и педагогу МАОУ «Гимназия №5». Для изучения мнения аудитории им предложено было оценить игру:

игра помогает в отработке навыков «Устного счета»;

предложения и пожелания.

Анализ результатов мнения аудитории показал (приложение 12), что использование игры в учебной деятельности возможно. Первоклассникам отработка навыков «Устного счета» с помощью предложенного варианта понравилась. Со стороны педагога было пожелание по сокращению времени движения цифр и выражений (т. е. сокращения времени на выбор правильного варианта). В программу были внесены соответствующие изменения.

Таким образом, видно, что младших школьников интересует тема программирования, практически каждый хотел бы знать, как самому создать компьютерную игру. В ходе эксперимента выяснилось, что компьютерную игру можно успешно создать самому, использую среду программирования Scratch. Ведь это очень увлекательный и захватывающий процесс.

Заключение

Во время выполнения моей исследовательской работы я изучил среду программирования Scratch, ее возможности и характеристики, провел анкетирование, проанализировал полученные результаты, научился создавать, разрабатывать и отлаживать программу, на примере обучающей игры для младших школьников «Устный счет».

1. Вордерман Кэрол, Вудкок Джон, Макаманус Шон «Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python». Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017, с. 224

2. Голиков Д.» Scratch для юных программистов». Издательство: БХВ-Петербург, 2018, с. 192

5. Патаракин Е. Руководство для пользователя среды Scratch. [Электронный ресурс] http://www.supercode.ru/download/scratch_by_patarakin.pdf

6.Шапошникова С. «Введение в Scratch «. [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/056/78056/files/scratch_lessons.pdf

1. Может ли ученик младших классов сам создать компьютерную программу?

2. Хотелось бы тебе узнать как это можно сделать?

3. Что, кроме объяснений учителя, помогло бы тебе усвоить и закрепить новые знания?

самостоятельное прочтение и закрепление материала

4. Какой жанр компьютерных игр тебе нравится?

твой вариант __________________________________________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *