Проектирование образовательного опыта обучающегося что это
основы проектирования образовательного опыта
По итогам каждого модуля мы приглашаем вас принять участие в онлайн-практикуме с разбором заданий и вопросов по теме.
во время занятий вы:
поймете и опробуете этапы проектирования как на своих, так и на учебных задачах
узнаете, что такое системное проектирование и какие бывают траектории и алгоритмы проектирования
узнаете о подходах в проектировании обучения детей (11+) и взрослых
Задача этого модуля — на малом масштабе разобраться с принципом конструктивной согласованности в рамках одного занятия. Под занятием мы будем понимать длительность до 10 ак.ч.
1. История проектирования
Мы поговорим про то, с чего все началось. Как появилось понятие проектирования? Что повлияло на то, как мы создаем обучение в наше время?
2. Как нам спроектировать значимый опыт для нашего студента?
В этом уроке мы разберемся, как нам системно ставить цели на обучение, исследуя и понимая нашего ученика.
3. Как нам создать образовательное событие, которое вовлекает студента?
Как устроена структура урока? Что необходимо сделать в начале, в середине и в конце?
4. Конструируем опыт на занятии
Вы узнаете про учебную динамику и управление энергией через пассивные, активные и интерактивные методики.
5. Как мы проверяем, что достигли образовательного результата?
В этом уроке поговорим про суммирующее (итоговое) и формирующее оценивание.
32 ак.ч., а также сущность любой длительности, которая является элементом программы.
1. Как мы будем поддерживать человека в процессе обучения?
В этом уроке мы разберемся, как именно это происходит и что мы можем с этим сделать.
2. Управление образовательным результатами. Как не запутаться в многообразии?
Когда мы работаем с чем-то б о льшим, чем просто занятие, нам необходима система управления образовательными результатами и некая логика, по которой мы будем проектировать ОР. Как нам сконструировать такую систему?
3. Проектное обучение
В этом уроке мы поговорим с Наргиз Асадовой, членом управляющей команды Европейской гимназии, про то, что такое проектное обучение, как оно устроено, для каких задач работает и почему.
4. Проблемно-ориентированное обучение
Эту тему мы раскроем в беседе с Дарьей Савельевой, педагогическим дизайнером и исследователем Маастрихтского университета.
Задача этого модуля — изучить, по каким принципам строится общая архитектура программы, какие известные модели обучения можно при этом использовать и причем тут карта студенческого опыта.
1. Алгоритмы проектирования
Расскажем, как строить процесс проектирования с проектной точки зрения, управляя разработкой максимально эффективно с помощью с алгоритмов проектирования (instructional design models).
2. Модели обучения. Часть 1
Модели обучения мы разберем в двух частях — в первой мы поговорим про модели проблемно-ориентированного обучения.
3. Модели обучения. Часть 2
Поговорим подробнее про исследовательские и опыто-ориентированные модели.
4. Что такое концепция программы?
Вы узнаете, как описать сложную и комплексную структуру программы и всего опыта на ней в нескольких предложениях.
5. Опыт студента на программе
На уроке мы расскажем, как раскрывается опыт студента во времени и пространстве.
6. Карта опыта в обучении
Мы поговорим с Александром Ненашевым — сервисным дизайнером, работающим в том числе с образовательными программами. Попробуем понять, как можно подходить к проектированию и анализу опыта человека на программе через использование такого инструмента, как карта опыта (student journey map).
Разбираемся в профессии: кто такой дизайнер образовательного опыта
Куратор программ School of Education Universal University
Кто такой дизайнер образовательного опыта и чем он занимается? Про новую профессию, спешно захватывающую свою сферу, рассказала сооснователь и куратор программ School of Education Universal University Соня Смыслова.
Дизайнер? Опыта? А чем не устроил преподаватель?
С тех пор как люди научились фиксировать и хранить информацию, наше представление о мире постоянно расширяется. Хотя мы все еще очень приблизительно понимаем, как человек учится, уже знаем больше про процесс познания благодаря нейронаукам.
С усложнением сферы образования появилось огромное количество единиц знания, которое накоплено в каждой отдельной области, и много правил и условий, которые надо соблюдать, чтобы сделать обучение другого человека эффективным. Совместить эти переменные удается дизайнеру образования.
Этот человек решает две важные задачи:
В школьном обучении конструкция «преподаватель + методист» помогает учителям правильно проводить занятия: эти люди разрабатывают методику обучения. Разница между методистом и учебным дизайнером в том, что методист обычно специализируется на методике конкретного предмета, а учебный дизайнер умеет адаптировать законы образовательного опыта для разных областей.
Чем занимается дизайнер образовательного опыта?
Деятельность дизайнера можно условно разделить на два больших блока:
В рамках первого блока попадутся задачи на проведение исследования аудитории, предметной области или бенчмаркинг; проектирование системы образовательных результатов; подбор релевантных учебных стратегий, форматов и каналов обучения; проектирование системы оценивания на программе; разработка мероприятий, поддерживающих мотивацию учащихся.
Во второй блок попадут задачи по работе с конкретными экспертами по подготовке их занятий, разработка шаблона разных сопровождающих материалов (от структуры презентации преподавателя до формата домашнего задания), в онлайн или смешанном обучении — разработка самого контента.
Не стоит исключать из обоих блоков и работу с сопроводительной документацией — рабочее описание программы обучения может быть как внутренним опорным документом, так и отчетностью в соответствующие органы. Ее чаще всего готовит дизайнер или специалист с похожим функционалом.
Конкретный перечень задач зависит от места, роли и целей работы дизайнера. Например, если методология (как именно мы учим?) обучения уже разработана и ничего проектировать с нуля не надо, только готовить отдельные уроки — тогда фокус будет на учебно-методических материалах и поддержке уже существующих программ.
Где мне учиться, если я хочу стать таким специалистом?
В России и во всем мире программ обучения таких специалистов немного — это могут быть программы профессионального обучения при университетах либо короткие курсы или летние школы, организованные специалистами в сфере.
Лучше начинать учиться самостоятельно, прокачивая три направления:
Если вы уже успешно разобрались или, по крайней мере, начали разбираться со всеми тремя пунктами — можно идти на формальную программу обучения. Например, на основы проектирования образовательного опыта в School of Education, или выбрав любую другую программу из рекомендаций специалистов в этой сфере.
Где работает учебный дизайнер
Терминология и слова «учебный дизайнер» (instructional designer) и «дизайнер образовательного опыта» (learning experience designer) довольно новы, а в родном языке ближе всего отечественный «методист». На практике компании чаще всего публикуют вакансии с любым из этих трех слов, предполагая их взаимозаменяемость. Поэтому специфика деятельности может проявиться уже только на собеседовании, а то и на самом рабочем месте.
Одни и те же требования прячутся под такими словами: «продюсер», «продакт», «проджект», «менеджер» или «специалист по обучению». Так что смотрите не на название, а на функционал. Например, вычислить деятельность дизайнера в других должностях можно, соотнеся описание функционала со скиллсетом методиста.
Профессиональное и дополнительное образование для взрослых
Чтобы научить человека в профессиональной области, нужны носители актуального знания, которые в большинстве своем практики. Специфика практикующего человека, успешно выполняющего задачи, в том, что у него может не быть сил и времени ни на концептуализацию своего опыта (объяснить, как я делаю то, что я делаю), ни на выстраивание программы обучения (что должен делать студент, чтобы научиться). Без системного дизайна программа превращается в поток лекций с разношерстными примерами персонального опыта конкретных людей.
Похожая проблема есть и в сфере дополнительного обучения взрослых — зачастую недостаточно просто позвать классного преподавателя танцев или рассказать о том, как лучше управлять своими финансами
Где искать вакансии: школы и организации, осуществляющие подготовку в области профессионального обучения, от учебного центра «Специалист» и онлайн-университета Skillbох до «Британской высшей школы дизайна» или «Яндекс.Практикума». В сфере дополнительного образования можно заглянуть к «Синхронизации», «Силе ветра» или InLiberty.
Высшие учебные заведения
В вузе деятельность преподавателя в большинстве случаев является его непосредственной основной работой. Хотя по идее именно преподаватели должны знать, как изучать со студентами свой предмет, мы часто оказываемся в ловушке «потоковых лекций» и зубрежки, после которой мало что остается. Именно поэтому второй сегмент для поиска работы — это высшие учебные заведения, в которых администрация стремится усиливать качество обучения студентов.
В отличии от профессионального обучения, где дизайнер напрямую работает с несколькими экспертами и совместно конструирует программу, в вузе чаще всего создается отдельный центр (он может называться методический центр, или центр по академическому качеству, или центр педагогического мастерства). В нем команда дизайнеров разрабатывает программы поддержки и обучения для преподавателей вуза.
Где искать вакансии: в вузах, от Universal University до ВШЭ и МГИМО. Особой популярностью пользуются дизайнеры образовательного опыта с глубоким пониманием технологий и особенностей онлайн-обучения.
Корпоративный сегмент
Сотруднику важно оставаться актуальным специалистом — с чем ему чаще всего помогает его работодатель. Корпоративные университеты (или департаменты обучения и развития, которые часто используют сокращение T&D или L&D — training and development или learning and development) есть в любой средней и крупной компании. В малом бизнесе внутренние отделы обучения тоже встречаются, но реже и носят более неформальный характер.
Такие организации по количеству сотрудников и программ могут соревноваться с обычными университетами, поэтому спрос на специалистов там огромный. Чаще всего дизайнер взаимодействует с бизнес-подразделениями, и его ключевая задача — понять проблему бизнес-юнита и предложить решения по обучению.
Где искать вакансии: самые известные и крупные корпоративные университеты есть в «Сбере», компании «Крок», «Сибуре» или «Газпром-нефти».
Провайдеры обучения и платформы
Это компании, которые по заказу корпораций или компаний разрабатывают и осуществляют образовательную деятельность — или предоставляют свой продукт или технологию для проектирования или реализации обучения.
В случае разработки обучения такая компания ближе всего к технологическому видео-продакшену — именно готовые онлайн-курсы чаще всего аутсорсят крупные компании. Если провайдер еще и реализует обучение по заказу, тогда это объединение экспертов и тренеров, профессионально умеющих обучать определенным темам. Компании фокусируются на технологической составляющей продукта, но проектирование разных аспектов платформы (будь то LMS — learning management system, конструкторы, интерактивные учебники) требует и методической экспертизы.
Где искать вакансии: бутиковые тренерские центры — например, T&D Group; производство образовательного контента — например, Pulsar Production; платформенные решения — iSpring, Coreapp.ai, «Яндекс.Учебник» или Skysmart от Skyeng.
Детское и подростковое обучение
Если в школе и за ее пределами учат не только конкретным предметам, а мыслят чуть шире, тут же появляется запрос на проектирование опыта обучения. Как интегрировать в предметную программу мета-предметные навыки (например, критическое мышление)? Как сделать так, чтобы ребенку было интересно? Как использовать технологии на уроке? На эти вопросы помогает учителям отвечать дизайнер образовательного опыта.
Где искать вакансии: в том или ином виде компетенции проектирования можно найти в «Новой школе» или школе «Летово», а также в детских и подростковых проектах, например, «Алгоритмике», «Кодабре» или школе Coddy.
Интервью с разработчиком новой магистерской программы «Проектирование образовательного опыта обучающегося»
Новости МПГУ
«Мы захотели создать нечто, выходящее за рамки традиционного обучения»
Образование — не про боль, а про вовлечённость. Преподаватель Михаил Николаевич Щевлягин о том, как работает онлайн-магистратура и зачем студентам рефлексировать.
В интервью Михаил Николаевич рассказал:
– почему будущее за персонализированным и аутентичным образованием;
– как «перевернуть» обучение в классе и сделать его эффективным;
– о необходимости развивать не только soft skills, но и transferable skills;
– какие лайфхаки помогут настроиться на учёбу из дома;
– чем тьютор отличается от наставника и коуча.
Краткая справка
Михаил Николаевич Щевлягин — преподаватель и один из руководителей совместной магистерской программы МПГУ и Skillbox «Проектирование образовательного опыта». Преподает методику обучения иностранным языкам в МПГУ и увлекается персонализированными моделями обучения.
– С каждым месяцем открывается всё больше курсов для методистов, педагогических дизайнеров и проектировщиков образовательного опыта. Как думаете, откуда такой спрос на профессию?
– С ростом интереса к образованию растёт и число методистов. Люди сегодня стремятся получить как можно больше знаний — для этого им нужны качественные программы и методисты, которые их будут проектировать.
Понимаете, наше образование больше не привязано к возрастной ступени. Теперь учёба — это взгляд через всю жизнь. Человек выпускается из университета, идёт на курсы, затем вновь повышает квалификацию — и так до бесконечности.
– То есть подход life-long learning — это уже не просто разовый тренд?
– Совершенно верно. Чтобы оставаться на волне, нужно всё время развиваться. Даже остановка на месте — это тот же самый регресс.
– А что для вас «аутентичное образование»? Когда готовилась к интервью, часто натыкалась на это понятие.
– Для меня аутентичное образование схоже с персонализированным: обучение концентрируется на потенциале студента, его индивидуальных особенностях — учитываются слабые и сильные стороны, а также темп освоения информации.
Проблема состоит в том, что из-за нехватки времени преподаватель не может найти индивидуальный подход к каждому. Поэтому персонализация и аутентичность возможны только при подключении цифровых «помощников».
– Что за «цифровые помощники»?
– Платформы персонализированного обучения. Например, в Америке широко используется Summit Learning (https://www.summitlearning.org/approach/learning-expe..). На бесплатном сайте есть возможность составить индивидуальную учебную программу для каждого ученика и оказать ему личную поддержку.
Ещё существуют адаптивные платформы: они вмиг считывают ответ ученика и выстраивают траекторию подготовки лично под его цели и задачи. Если студент лучше воспринимает, например, визуальный контент — ему будут показываться схемы, картинки и видео.
– Я знаю, что Вы изучали ещё одну новаторскую педагогическую технологию — «перевёрнутый класс». Расскажите, в чём суть этого подхода?
– Модель обучения flipped classroom меняет местами получение новой информации с её отработкой: студенты проходят теоретический материал дома, а в классе закрепляют изученное на примерах и заданиях.
– Прочесть дома десятки страниц теоретического материала не каждому будет под силу…
– Материал не обязательно давать в текстовом формате, можно подготовить видео.
Я проводил эксперимент: записывал для своих студентов десятиминутные видеолекции, они смотрели их дома, выполняли небольшое задание на проверку понимания, а в классе мы отрабатывали теорию на примерах и обсуждали сложные моменты — в итоге материал закреплялся лучше.
Я, в принципе, пропагандирую learning by doing — обучение через действие. Речь преподавателя сотрётся из памяти, а личный опыт — никогда.
О мотивации студента, soft skills и рефлексии
– Во многих статьях на тему современного проектирования образования встречается фраза: «Обучение не должно быть болезненным». Как бы вы её расшифровали?
– Во-первых, я полностью с ней согласен. Время, когда ставили коленями на горох, уже давно прошло. Студенту должно быть приятно и увлекательно учиться и выполнять задания. Только положительный опыт поможет упорядочить знания и синтезировать их.
Например, метод геймификации как раз убивает двух зайцев одним выстрелом: с помощью игровых элементов преподавателю легче объяснять тему и вовлекать студента в процесс.
– Хорошо, а как ещё работать с мотивацией студента? Нужно ли стремиться к балансу внешней и внутренней мотивации?
– Да, идеальный расклад — когда внешняя и внутренняя мотивация работают в сильной связке, но обычно всё-таки одна перевешивает. Преподаватель должен поддерживать студента в любой ситуации.
Если ученик внутренне «горит» темой, покажите ему, как эту мотивацию закрепить и развить, — например, обозначьте долгосрочную цель.
Если на студента воздействуют только внешние мотивы, покажите плюсы, в том числе финансовые, которые он получает от хорошей учёбы. Внешняя мотивация ничуть не уступает внутренней, она тоже может быть стимулирующей.
– На ваш взгляд, какие soft skills необходимы педагогическому дизайнеру?
– Для меня на первом месте стоит креативность в преподавании — умение построить обучение так, чтобы оно было одновременно полезным и увлекательным.
Также будущим педдизайнерам или педагогам необходимы навыки кооперации и коллаборации. Не нужно больше стоять посередине аудитории и вещать весь урок, как радио, иногда лучше отойти в сторону и понаблюдать за работой учеников оттуда.
И, конечно, никуда не деться от цифровой грамотности. Цифровизация — тренд всего общества, а не только сферы образования. И методисты, и студенты должны использовать ресурсы и инструменты интернета эффективно.
– Кстати, в последние годы мода на soft skills растёт с невероятной скоростью. Как считаете, они не переоценены?
– Не думаю: soft skills помогают адаптироваться в новых ситуациях, выходить из зоны комфорта и действовать достойно.
Помимо soft и hard skills, ещё существует понятие transferable skills — это навыки и умения, не зависящие от специальности и полезные в любой сфере. Обычно это набор из мягких и жёстких навыков и личных характеристик человека.
– Способность к рефлексии является одним из таких навыков?
– Безусловно. Рефлексия помогает закрепить в сознании то, что мы пережили и прошли.
Не зря существует модель Колба, например: в ней стадия рефлексии предшествует новому опыту. Когда мы переосмыслим и обдумаем информацию — сможем использовать её для принятия решений и учиться дальше.
– А как подтолкнуть студента к рефлексии? Ведь это не такой лёгкий процесс.
– Достаточно задать наводящие вопросы — «Как прошёл урок?», «Что показалось трудным?», «Что понравилось?» — и обсудить с ним ответы. Ещё лучше: сформировать привычку задавать эти вопросы и уделять им несколько минут в конце каждого занятия.
– Как вам лично помогает рефлексия в профессии?
– У меня, как и у моих студентов, не всё получается с первого раза. Я понимаю, что даже неудачный опыт — тоже опыт, и стараюсь его осмыслить.
Рефлексия для меня — шаг к совершенствованию. Я ищу и нахожу в своём сознании ниточки, за которые надо потянуть, чтобы улучшить
преподавательскую практику и методическую часть. Вроде — получается.
Почему нельзя слушать лекцию на диване и другие особенности дистанта
– Михаил Николаевич, Вы преподаватель и методист. Как вы пришли в профессию?
– Ещё в десятом классе я точно решил, что стану учителем. Не ошибся: в бакалавриате заинтересовался методической составляющей, любил читать статьи и книги по теме. Выпустившись, сдал международные экзамены по обучению иностранным языкам и продолжил путь педагогического образования уже в магистратуре.
Плавно я перешёл в статус преподавателя, а затем и методиста. Но для меня нет рамок и точных названий: я считаю себя в первую очередь преподавателем, а методист, педдизайнер — это отдельные плюсики, которые идут после.
– Вы работаете в МПГУ, а если точнее: в самом молодом его учебном подразделении — Институте международного образования. В чём его особенности?
– Мы реализуем программы для будущих преподавателей на стыке наук. Например, в бакалавриате наши направления имеют два профиля подготовки: «Английский язык» и «Экономика», или «Английский язык» и «Информационные технологии в образовании», есть и традиционный «Английский язык» и «Французский язык». Такие смежные программы повышают конкурентоспособность будущих выпускников.
– В последний год вузам и школам пришлось несладко: из-за пандемии обучение резко стало дистанционным — пришлось оперативно адаптироваться. Какие плюсы успели найти в удалённом формате?
– Во время локдауна я часто интересовался ощущениями учеников от дистанционного образования. Главным плюсом все называли экономию времени: открываете ноутбук и сразу включаетесь в образовательный процесс — и не нужно долго добираться от дома до университета (в Москве и в пригороде это может занимать до трёх часов!).
Нам, преподавателям, было нетрудно перестроиться: мы и раньше высылали студентам задания в цифровом формате. Всё, что поменялось, — это картинка. До пандемии студенты сидели перед нами за партами, а теперь — перед мониторами своих компьютеров.
– А какие заметили минусы у дистанционного формата?
– Главный минус — большая усталость. Студентам тяжело высидеть четыре пары перед монитором, ни с кем не общаясь и никуда не отходя. Ребята жаловались на трудности восприятия: к концу дня они совсем не усваивали информацию.
Думаю, многие столкнулись с плохой самоорганизацией: тяжело сосредоточиться, когда рядом с рабочим местом есть диван. Кажется — прилягу и послушаю оттуда, что такого? А это очень расслабляет.
– Звучит и правда слишком заманчиво. Как вы помогали своим студентам собраться с силами и не ложиться на диван?
– Во-первых, я всегда просил студентов включать видеокамеру. Не чтобы контролировать, а чтобы поддерживать визуальный контакт. Это помогало! А ещё мы договорились «встречаться» вовремя, как будто на очной паре: если она стоит по расписанию в 10:40 — так и начинаем, опаздывать нельзя.
Но мы со студентами позволяли себе и весёлые моменты: под конец пандемии все так устали видеть друг в друге только кубики на экране, что стали показывать домашних питомцев 🙂
Что такое онлайн-магистратура и кто такой тьютор
– В этом году вместе со Skillbox вы запускаете новую дистанционную магистратуру «Проектирование образовательного опыта». Что вдохновило на эту идею?
– Мы захотели создать нечто инновационное, выходящее за рамки традиционного обучения для методистов. Наша программа учитывает тренды цифровизации и при этом ориентирована на обучающегося, на его особенности. Это поможет чувствовать себя комфортно как уже практикующим специалистам, так и новичкам.
– То есть это классическая магистратура с дипломами государственного образца, только в онлайн-формате?
– Да, всё как всегда: лекции, практика, диплом, только пары и экзамены — онлайн.
Будущие студенты магистратуры будут иметь примерно такие же возможности, как и любой другой студент МПГУ. В том числе поехать на стажировку в Китай, Корею, Великобританию или Польшу. Обещают, что такие зарубежные программы в следующем году откроют вновь 🙂
– А ещё Московский педагогический государственный университет реализует сотрудничество с Лондонским университетом, в котором вы недавно получили сертификат тьютора…
– Да, в этом году я повысил квалификацию и получил сертификат о завершении программы Learning and Teaching in Higher Education в статусе тьютора.
Меня в этом вопросе очень «заряжают» мои коллеги по вузу: они тоже постоянно развивают свои компетенции и участвуют в международных курсах по типу моего. Мы даже на перерывах обсуждаем рабочие кейсы!
– С сентября 2021 года в школах начнут вводить новые квалификации: «учитель-наставник» и «учитель-методист». Как думаете, как это скажется на классическом образовании?
– Мне кажется, это — шаг вперёд. Разделение ролей пойдёт на пользу нашему образованию: на помощь «многофункциональному» учителю придут более узкие специалисты. Всё-таки простой учитель не всегда может поговорить с каждым из тридцати учеников об их трудностях и достижениях.
Автор: Валерия Лозовская, Skillbox
Фото с дня открытых дверей Skillbox