Проектирование образовательного опыта обучающегося что это

основы проектирования образовательного опыта

По итогам каждого модуля мы приглашаем вас принять участие в онлайн-практикуме с разбором заданий и вопросов по теме.

во время занятий вы:

поймете и опробуете этапы проектирования как на своих, так и на учебных задачах

узнаете, что такое системное проектирование и какие бывают траектории и алгоритмы проектирования

узнаете о подходах в проектировании обучения детей (11+) и взрослых

Задача этого модуля — на малом масштабе разобраться с принципом конструктивной согласованности в рамках одного занятия. Под занятием мы будем понимать длительность до 10 ак.ч.

1. История проектирования
Мы поговорим про то, с чего все началось. Как появилось понятие проектирования? Что повлияло на то, как мы создаем обучение в наше время?

2. Как нам спроектировать значимый опыт для нашего студента?
В этом уроке мы разберемся, как нам системно ставить цели на обучение, исследуя и понимая нашего ученика.

3. Как нам создать образовательное событие, которое вовлекает студента?
Как устроена структура урока? Что необходимо сделать в начале, в середине и в конце?

4. Конструируем опыт на занятии
Вы узнаете про учебную динамику и управление энергией через пассивные, активные и интерактивные методики.

5. Как мы проверяем, что достигли образовательного результата?
В этом уроке поговорим про суммирующее (итоговое) и формирующее оценивание.

32 ак.ч., а также сущность любой длительности, которая является элементом программы.

1. Как мы будем поддерживать человека в процессе обучения?
В этом уроке мы разберемся, как именно это происходит и что мы можем с этим сделать.

2. Управление образовательным результатами. Как не запутаться в многообразии?
Когда мы работаем с чем-то б о льшим, чем просто занятие, нам необходима система управления образовательными результатами и некая логика, по которой мы будем проектировать ОР. Как нам сконструировать такую систему?

3. Проектное обучение
В этом уроке мы поговорим с Наргиз Асадовой, членом управляющей команды Европейской гимназии, про то, что такое проектное обучение, как оно устроено, для каких задач работает и почему.

4. Проблемно-ориентированное обучение
Эту тему мы раскроем в беседе с Дарьей Савельевой, педагогическим дизайнером и исследователем Маастрихтского университета.

Задача этого модуля — изучить, по каким принципам строится общая архитектура программы, какие известные модели обучения можно при этом использовать и причем тут карта студенческого опыта.

1. Алгоритмы проектирования
Расскажем, как строить процесс проектирования с проектной точки зрения, управляя разработкой максимально эффективно с помощью с алгоритмов проектирования (instructional design models).

2. Модели обучения. Часть 1
Модели обучения мы разберем в двух частях — в первой мы поговорим про модели проблемно-ориентированного обучения.

3. Модели обучения. Часть 2
Поговорим подробнее про исследовательские и опыто-ориентированные модели.

4. Что такое концепция программы?
Вы узнаете, как описать сложную и комплексную структуру программы и всего опыта на ней в нескольких предложениях.

5. Опыт студента на программе
На уроке мы расскажем, как раскрывается опыт студента во времени и пространстве.

6. Карта опыта в обучении
Мы поговорим с Александром Ненашевым — сервисным дизайнером, работающим в том числе с образовательными программами. Попробуем понять, как можно подходить к проектированию и анализу опыта человека на программе через использование такого инструмента, как карта опыта (student journey map).

Источник

Разбираемся в профессии: кто такой дизайнер образовательного опыта

Проектирование образовательного опыта обучающегося что это

Куратор программ School of Education Universal University

Кто такой дизайнер образовательного опыта и чем он занимается? Про новую профессию, спешно захватывающую свою сферу, рассказала сооснователь и куратор программ School of Education Universal University Соня Смыслова.

Дизайнер? Опыта? А чем не устроил преподаватель?

С тех пор как люди научились фиксировать и хранить информацию, наше представление о мире постоянно расширяется. Хотя мы все еще очень приблизительно понимаем, как человек учится, уже знаем больше про процесс познания благодаря нейронаукам.

С усложнением сферы образования появилось огромное количество единиц знания, которое накоплено в каждой отдельной области, и много правил и условий, которые надо соблюдать, чтобы сделать обучение другого человека эффективным. Совместить эти переменные удается дизайнеру образования.

Этот человек решает две важные задачи:

В школьном обучении конструкция «преподаватель + методист» помогает учителям правильно проводить занятия: эти люди разрабатывают методику обучения. Разница между методистом и учебным дизайнером в том, что методист обычно специализируется на методике конкретного предмета, а учебный дизайнер умеет адаптировать законы образовательного опыта для разных областей.

Чем занимается дизайнер образовательного опыта?

Деятельность дизайнера можно условно разделить на два больших блока:

В рамках первого блока попадутся задачи на проведение исследования аудитории, предметной области или бенчмаркинг; проектирование системы образовательных результатов; подбор релевантных учебных стратегий, форматов и каналов обучения; проектирование системы оценивания на программе; разработка мероприятий, поддерживающих мотивацию учащихся.

Во второй блок попадут задачи по работе с конкретными экспертами по подготовке их занятий, разработка шаблона разных сопровождающих материалов (от структуры презентации преподавателя до формата домашнего задания), в онлайн или смешанном обучении — разработка самого контента.

Не стоит исключать из обоих блоков и работу с сопроводительной документацией — рабочее описание программы обучения может быть как внутренним опорным документом, так и отчетностью в соответствующие органы. Ее чаще всего готовит дизайнер или специалист с похожим функционалом.

Конкретный перечень задач зависит от места, роли и целей работы дизайнера. Например, если методология (как именно мы учим?) обучения уже разработана и ничего проектировать с нуля не надо, только готовить отдельные уроки — тогда фокус будет на учебно-методических материалах и поддержке уже существующих программ.

Где мне учиться, если я хочу стать таким специалистом?

В России и во всем мире программ обучения таких специалистов немного — это могут быть программы профессионального обучения при университетах либо короткие курсы или летние школы, организованные специалистами в сфере.

Лучше начинать учиться самостоятельно, прокачивая три направления:

Если вы уже успешно разобрались или, по крайней мере, начали разбираться со всеми тремя пунктами — можно идти на формальную программу обучения. Например, на основы проектирования образовательного опыта в School of Education, или выбрав любую другую программу из рекомендаций специалистов в этой сфере.

Где работает учебный дизайнер

Терминология и слова «учебный дизайнер» (instructional designer) и «дизайнер образовательного опыта» (learning experience designer) довольно новы, а в родном языке ближе всего отечественный «методист». На практике компании чаще всего публикуют вакансии с любым из этих трех слов, предполагая их взаимозаменяемость. Поэтому специфика деятельности может проявиться уже только на собеседовании, а то и на самом рабочем месте.

Одни и те же требования прячутся под такими словами: «продюсер», «продакт», «проджект», «менеджер» или «специалист по обучению». Так что смотрите не на название, а на функционал. Например, вычислить деятельность дизайнера в других должностях можно, соотнеся описание функционала со скиллсетом методиста.

Профессиональное и дополнительное образование для взрослых

Чтобы научить человека в профессиональной области, нужны носители актуального знания, которые в большинстве своем практики. Специфика практикующего человека, успешно выполняющего задачи, в том, что у него может не быть сил и времени ни на концептуализацию своего опыта (объяснить, как я делаю то, что я делаю), ни на выстраивание программы обучения (что должен делать студент, чтобы научиться). Без системного дизайна программа превращается в поток лекций с разношерстными примерами персонального опыта конкретных людей.

Похожая проблема есть и в сфере дополнительного обучения взрослых — зачастую недостаточно просто позвать классного преподавателя танцев или рассказать о том, как лучше управлять своими финансами

Где искать вакансии: школы и организации, осуществляющие подготовку в области профессионального обучения, от учебного центра «Специалист» и онлайн-университета Skillbох до «Британской высшей школы дизайна» или «Яндекс.Практикума». В сфере дополнительного образования можно заглянуть к «Синхронизации», «Силе ветра» или InLiberty.

Высшие учебные заведения

В вузе деятельность преподавателя в большинстве случаев является его непосредственной основной работой. Хотя по идее именно преподаватели должны знать, как изучать со студентами свой предмет, мы часто оказываемся в ловушке «потоковых лекций» и зубрежки, после которой мало что остается. Именно поэтому второй сегмент для поиска работы — это высшие учебные заведения, в которых администрация стремится усиливать качество обучения студентов.

В отличии от профессионального обучения, где дизайнер напрямую работает с несколькими экспертами и совместно конструирует программу, в вузе чаще всего создается отдельный центр (он может называться методический центр, или центр по академическому качеству, или центр педагогического мастерства). В нем команда дизайнеров разрабатывает программы поддержки и обучения для преподавателей вуза.

Где искать вакансии: в вузах, от Universal University до ВШЭ и МГИМО. Особой популярностью пользуются дизайнеры образовательного опыта с глубоким пониманием технологий и особенностей онлайн-обучения.

Корпоративный сегмент

Сотруднику важно оставаться актуальным специалистом — с чем ему чаще всего помогает его работодатель. Корпоративные университеты (или департаменты обучения и развития, которые часто используют сокращение T&D или L&D — training and development или learning and development) есть в любой средней и крупной компании. В малом бизнесе внутренние отделы обучения тоже встречаются, но реже и носят более неформальный характер.

Такие организации по количеству сотрудников и программ могут соревноваться с обычными университетами, поэтому спрос на специалистов там огромный. Чаще всего дизайнер взаимодействует с бизнес-подразделениями, и его ключевая задача — понять проблему бизнес-юнита и предложить решения по обучению.

Где искать вакансии: самые известные и крупные корпоративные университеты есть в «Сбере», компании «Крок», «Сибуре» или «Газпром-нефти».

Провайдеры обучения и платформы

Это компании, которые по заказу корпораций или компаний разрабатывают и осуществляют образовательную деятельность — или предоставляют свой продукт или технологию для проектирования или реализации обучения.

В случае разработки обучения такая компания ближе всего к технологическому видео-продакшену — именно готовые онлайн-курсы чаще всего аутсорсят крупные компании. Если провайдер еще и реализует обучение по заказу, тогда это объединение экспертов и тренеров, профессионально умеющих обучать определенным темам. Компании фокусируются на технологической составляющей продукта, но проектирование разных аспектов платформы (будь то LMS — learning management system, конструкторы, интерактивные учебники) требует и методической экспертизы.

Где искать вакансии: бутиковые тренерские центры — например, T&D Group; производство образовательного контента — например, Pulsar Production; платформенные решения — iSpring, Coreapp.ai, «Яндекс.Учебник» или Skysmart от Skyeng.

Детское и подростковое обучение

Если в школе и за ее пределами учат не только конкретным предметам, а мыслят чуть шире, тут же появляется запрос на проектирование опыта обучения. Как интегрировать в предметную программу мета-предметные навыки (например, критическое мышление)? Как сделать так, чтобы ребенку было интересно? Как использовать технологии на уроке? На эти вопросы помогает учителям отвечать дизайнер образовательного опыта.

Где искать вакансии: в том или ином виде компетенции проектирования можно найти в «Новой школе» или школе «Летово», а также в детских и подростковых проектах, например, «Алгоритмике», «Кодабре» или школе Coddy.

Источник

Интервью с разработчиком новой магистерской программы «Проектирование образовательного опыта обучающегося»

Новости МПГУ

Проектирование образовательного опыта обучающегося что это

Проектирование образовательного опыта обучающегося что это

Проектирование образовательного опыта обучающегося что это

«Мы захотели создать нечто, выходящее за рамки традиционного обучения»

Образование — не про боль, а про вовлечённость. Преподаватель Михаил Николаевич Щевлягин о том, как работает онлайн-магистратура и зачем студентам рефлексировать.

В интервью Михаил Николаевич рассказал:

– почему будущее за персонализированным и аутентичным образованием;
– как «перевернуть» обучение в классе и сделать его эффективным;
– о необходимости развивать не только soft skills, но и transferable skills;
– какие лайфхаки помогут настроиться на учёбу из дома;
– чем тьютор отличается от наставника и коуча.

Краткая справка
Михаил Николаевич Щевлягин — преподаватель и один из руководителей совместной магистерской программы МПГУ и Skillbox «Проектирование образовательного опыта». Преподает методику обучения иностранным языкам в МПГУ и увлекается персонализированными моделями обучения.

– С каждым месяцем открывается всё больше курсов для методистов, педагогических дизайнеров и проектировщиков образовательного опыта. Как думаете, откуда такой спрос на профессию?

– С ростом интереса к образованию растёт и число методистов. Люди сегодня стремятся получить как можно больше знаний — для этого им нужны качественные программы и методисты, которые их будут проектировать.
Понимаете, наше образование больше не привязано к возрастной ступени. Теперь учёба — это взгляд через всю жизнь. Человек выпускается из университета, идёт на курсы, затем вновь повышает квалификацию — и так до бесконечности.

– То есть подход life-long learning — это уже не просто разовый тренд?

– Совершенно верно. Чтобы оставаться на волне, нужно всё время развиваться. Даже остановка на месте — это тот же самый регресс.

– А что для вас «аутентичное образование»? Когда готовилась к интервью, часто натыкалась на это понятие.

– Для меня аутентичное образование схоже с персонализированным: обучение концентрируется на потенциале студента, его индивидуальных особенностях — учитываются слабые и сильные стороны, а также темп освоения информации.
Проблема состоит в том, что из-за нехватки времени преподаватель не может найти индивидуальный подход к каждому. Поэтому персонализация и аутентичность возможны только при подключении цифровых «помощников».

– Что за «цифровые помощники»?

– Платформы персонализированного обучения. Например, в Америке широко используется Summit Learning (https://www.summitlearning.org/approach/learning-expe..). На бесплатном сайте есть возможность составить индивидуальную учебную программу для каждого ученика и оказать ему личную поддержку.
Ещё существуют адаптивные платформы: они вмиг считывают ответ ученика и выстраивают траекторию подготовки лично под его цели и задачи. Если студент лучше воспринимает, например, визуальный контент — ему будут показываться схемы, картинки и видео.

– Я знаю, что Вы изучали ещё одну новаторскую педагогическую технологию — «перевёрнутый класс». Расскажите, в чём суть этого подхода?

– Модель обучения flipped classroom меняет местами получение новой информации с её отработкой: студенты проходят теоретический материал дома, а в классе закрепляют изученное на примерах и заданиях.

– Прочесть дома десятки страниц теоретического материала не каждому будет под силу…

– Материал не обязательно давать в текстовом формате, можно подготовить видео.
Я проводил эксперимент: записывал для своих студентов десятиминутные видеолекции, они смотрели их дома, выполняли небольшое задание на проверку понимания, а в классе мы отрабатывали теорию на примерах и обсуждали сложные моменты — в итоге материал закреплялся лучше.
Я, в принципе, пропагандирую learning by doing — обучение через действие. Речь преподавателя сотрётся из памяти, а личный опыт — никогда.

О мотивации студента, soft skills и рефлексии

– Во многих статьях на тему современного проектирования образования встречается фраза: «Обучение не должно быть болезненным». Как бы вы её расшифровали?

– Во-первых, я полностью с ней согласен. Время, когда ставили коленями на горох, уже давно прошло. Студенту должно быть приятно и увлекательно учиться и выполнять задания. Только положительный опыт поможет упорядочить знания и синтезировать их.
Например, метод геймификации как раз убивает двух зайцев одним выстрелом: с помощью игровых элементов преподавателю легче объяснять тему и вовлекать студента в процесс.

– Хорошо, а как ещё работать с мотивацией студента? Нужно ли стремиться к балансу внешней и внутренней мотивации?

– Да, идеальный расклад — когда внешняя и внутренняя мотивация работают в сильной связке, но обычно всё-таки одна перевешивает. Преподаватель должен поддерживать студента в любой ситуации.
Если ученик внутренне «горит» темой, покажите ему, как эту мотивацию закрепить и развить, — например, обозначьте долгосрочную цель.
Если на студента воздействуют только внешние мотивы, покажите плюсы, в том числе финансовые, которые он получает от хорошей учёбы. Внешняя мотивация ничуть не уступает внутренней, она тоже может быть стимулирующей.

– На ваш взгляд, какие soft skills необходимы педагогическому дизайнеру?

– Для меня на первом месте стоит креативность в преподавании — умение построить обучение так, чтобы оно было одновременно полезным и увлекательным.
Также будущим педдизайнерам или педагогам необходимы навыки кооперации и коллаборации. Не нужно больше стоять посередине аудитории и вещать весь урок, как радио, иногда лучше отойти в сторону и понаблюдать за работой учеников оттуда.
И, конечно, никуда не деться от цифровой грамотности. Цифровизация — тренд всего общества, а не только сферы образования. И методисты, и студенты должны использовать ресурсы и инструменты интернета эффективно.

– Кстати, в последние годы мода на soft skills растёт с невероятной скоростью. Как считаете, они не переоценены?

– Не думаю: soft skills помогают адаптироваться в новых ситуациях, выходить из зоны комфорта и действовать достойно.
Помимо soft и hard skills, ещё существует понятие transferable skills — это навыки и умения, не зависящие от специальности и полезные в любой сфере. Обычно это набор из мягких и жёстких навыков и личных характеристик человека.

– Способность к рефлексии является одним из таких навыков?

– Безусловно. Рефлексия помогает закрепить в сознании то, что мы пережили и прошли.
Не зря существует модель Колба, например: в ней стадия рефлексии предшествует новому опыту. Когда мы переосмыслим и обдумаем информацию — сможем использовать её для принятия решений и учиться дальше.

– А как подтолкнуть студента к рефлексии? Ведь это не такой лёгкий процесс.

– Достаточно задать наводящие вопросы — «Как прошёл урок?», «Что показалось трудным?», «Что понравилось?» — и обсудить с ним ответы. Ещё лучше: сформировать привычку задавать эти вопросы и уделять им несколько минут в конце каждого занятия.

– Как вам лично помогает рефлексия в профессии?

– У меня, как и у моих студентов, не всё получается с первого раза. Я понимаю, что даже неудачный опыт — тоже опыт, и стараюсь его осмыслить.
Рефлексия для меня — шаг к совершенствованию. Я ищу и нахожу в своём сознании ниточки, за которые надо потянуть, чтобы улучшить

преподавательскую практику и методическую часть. Вроде — получается.

Почему нельзя слушать лекцию на диване и другие особенности дистанта

– Михаил Николаевич, Вы преподаватель и методист. Как вы пришли в профессию?

– Ещё в десятом классе я точно решил, что стану учителем. Не ошибся: в бакалавриате заинтересовался методической составляющей, любил читать статьи и книги по теме. Выпустившись, сдал международные экзамены по обучению иностранным языкам и продолжил путь педагогического образования уже в магистратуре.
Плавно я перешёл в статус преподавателя, а затем и методиста. Но для меня нет рамок и точных названий: я считаю себя в первую очередь преподавателем, а методист, педдизайнер — это отдельные плюсики, которые идут после.

– Вы работаете в МПГУ, а если точнее: в самом молодом его учебном подразделении — Институте международного образования. В чём его особенности?

– Мы реализуем программы для будущих преподавателей на стыке наук. Например, в бакалавриате наши направления имеют два профиля подготовки: «Английский язык» и «Экономика», или «Английский язык» и «Информационные технологии в образовании», есть и традиционный «Английский язык» и «Французский язык». Такие смежные программы повышают конкурентоспособность будущих выпускников.

– В последний год вузам и школам пришлось несладко: из-за пандемии обучение резко стало дистанционным — пришлось оперативно адаптироваться. Какие плюсы успели найти в удалённом формате?

– Во время локдауна я часто интересовался ощущениями учеников от дистанционного образования. Главным плюсом все называли экономию времени: открываете ноутбук и сразу включаетесь в образовательный процесс — и не нужно долго добираться от дома до университета (в Москве и в пригороде это может занимать до трёх часов!).
Нам, преподавателям, было нетрудно перестроиться: мы и раньше высылали студентам задания в цифровом формате. Всё, что поменялось, — это картинка. До пандемии студенты сидели перед нами за партами, а теперь — перед мониторами своих компьютеров.

– А какие заметили минусы у дистанционного формата?

– Главный минус — большая усталость. Студентам тяжело высидеть четыре пары перед монитором, ни с кем не общаясь и никуда не отходя. Ребята жаловались на трудности восприятия: к концу дня они совсем не усваивали информацию.
Думаю, многие столкнулись с плохой самоорганизацией: тяжело сосредоточиться, когда рядом с рабочим местом есть диван. Кажется — прилягу и послушаю оттуда, что такого? А это очень расслабляет.

– Звучит и правда слишком заманчиво. Как вы помогали своим студентам собраться с силами и не ложиться на диван?

– Во-первых, я всегда просил студентов включать видеокамеру. Не чтобы контролировать, а чтобы поддерживать визуальный контакт. Это помогало! А ещё мы договорились «встречаться» вовремя, как будто на очной паре: если она стоит по расписанию в 10:40 — так и начинаем, опаздывать нельзя.
Но мы со студентами позволяли себе и весёлые моменты: под конец пандемии все так устали видеть друг в друге только кубики на экране, что стали показывать домашних питомцев 🙂

Что такое онлайн-магистратура и кто такой тьютор

– В этом году вместе со Skillbox вы запускаете новую дистанционную магистратуру «Проектирование образовательного опыта». Что вдохновило на эту идею?

– Мы захотели создать нечто инновационное, выходящее за рамки традиционного обучения для методистов. Наша программа учитывает тренды цифровизации и при этом ориентирована на обучающегося, на его особенности. Это поможет чувствовать себя комфортно как уже практикующим специалистам, так и новичкам.

– То есть это классическая магистратура с дипломами государственного образца, только в онлайн-формате?

– Да, всё как всегда: лекции, практика, диплом, только пары и экзамены — онлайн.
Будущие студенты магистратуры будут иметь примерно такие же возможности, как и любой другой студент МПГУ. В том числе поехать на стажировку в Китай, Корею, Великобританию или Польшу. Обещают, что такие зарубежные программы в следующем году откроют вновь 🙂

– А ещё Московский педагогический государственный университет реализует сотрудничество с Лондонским университетом, в котором вы недавно получили сертификат тьютора…

– Да, в этом году я повысил квалификацию и получил сертификат о завершении программы Learning and Teaching in Higher Education в статусе тьютора.
Меня в этом вопросе очень «заряжают» мои коллеги по вузу: они тоже постоянно развивают свои компетенции и участвуют в международных курсах по типу моего. Мы даже на перерывах обсуждаем рабочие кейсы!

– С сентября 2021 года в школах начнут вводить новые квалификации: «учитель-наставник» и «учитель-методист». Как думаете, как это скажется на классическом образовании?

– Мне кажется, это — шаг вперёд. Разделение ролей пойдёт на пользу нашему образованию: на помощь «многофункциональному» учителю придут более узкие специалисты. Всё-таки простой учитель не всегда может поговорить с каждым из тридцати учеников об их трудностях и достижениях.

Автор: Валерия Лозовская, Skillbox
Фото с дня открытых дверей Skillbox

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *