Проектирование нейроинтерфейсов что это

Профессия будущего: Проектировщик нейроинтерфейсов

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Интерфейс – это инструмент взаимодействия между человеком и компьютерной системой, внешняя часть программы или устройства, с которой работает пользователь.

Для нас уже привычными являются операционные системы в компьютере или смартфоне. Мы можем работать с текстовым редактором или сделать презентацию, найти билеты на самолёт или забронировать отель, войти в личный кабинет онлайн-банка или заказать товар в интернет-магазине.

При совершении этих уже привычных для нас действий, мы используем различные интерфейсы. Интерфейс может быть понятным, функциональным, логичным, красивым, оригинальным. А может, наоборот, быть неудобным и запутанным – и тогда крайне сложно, например, найти в Интернет-магазине нужные товары, непонятно, как оформить заказ и сохранить данные.

Теперь представьте, что по каким-либо причинам мы не можем взять в руки мышку или джойстик, использовать клавиатуру или голосовой набор. В таком случае нам необходимо придумать устройство, которое транслировало бы наши идеи прямо в компьютер. Читать мысли наука еще не научилась, но считывать невидимые глазу реакции тела современные приборы вполне умеют. Нейроинтерфейс – это программа, преобразующая микрореакции организма в действия компьютерной системы.

С помощью нейроинтерфейсов люди могут, не совершая никаких видимых движений, буквально, «силой мысли» обмениваться сообщениями, управлять механизмами или компьютерными программами.

Профессия проектировщика нейроинтерфейсов связана с разработкой совместимых с нервной системой человека операционных систем. Достижения современной науки вполне позволяют это делать уже сегодня. Возможности применения таких систем практически безграничны: в быту, на производстве, на транспорте, для управления компьютерами, домашними и промышленными роботами и так далее.

На сегодняшний день технологии нейроинтерфейсов уже используются в развлекательной индустрии. Создаются специальные шлемы для управления игровыми персонажами и прочими объектами компьютерных игр. Также ведутся разработки в протезировании и повышении качества жизни людей с ограниченными возможностями. Это профессия, в которой можно дать волю своей фантазии. Например, можно разрабатывать систему управления автомобилем без руля и педалей или любым иным механизмом, а также многое другое.

Проектирование нейроинтрефейсов – это всегда командная работа. В разработке задействованы биологи, психологи, программисты, специалисты по механике и робототехнике, математики и инженеры. Все эти специалисты могут называться проектировщиками нейроинтерфесов, хотя образование и задачи в команде у них будут разные.

Таким образом, выбирая эту профессию, не обязательно ориентироваться только на технические специальности. Можно выбирать специализацию в области биологии и психологии, но быть готовым разбираться в технических науках, а также интересоваться программированием и информатикой.

Важными качествами для разработчика нейроинтерфесов являются умение работать в команде, хорошие коммуникативные навыки, аналитическое мышление и готовность работать с большим количеством информации. Совершенно точно пригодится хорошее знание английского языка.

Заниматься проектированием интерфейсов можно в ИТ-компаниях, на биотехнологических или протезно-ортопедических предприятиях, а также в компаниях, специализирующихся на робототехнике.

Если вас заинтересовала эта профессия, но вы чувствуете себя неуверенно в мире информационных технологий, то вы можете пройти дополнительное обучение, чтобы почувствовать, что это совсем не так страшно и сложно, как кажется.

Источник

Силой мысли: история нейроинтерфейсов, современные разработки и финансовые перспективы области

Обозреватель vc.ru и автор нескольких научно-популярных книг Алесь Мищенко изучил развитие отрасли нейроинтерфейсов — технологий, которые позволяют управлять объектами «силой мысли». Он выделил основные научные и промышленные разработки в этой области, описал историю направления и предположил, как отрасль будет развиваться в дальнейшем.

Что такое нейроинтерфейс

Идея нейроинтерфейса, почти как идея межзвёздного корабля, стара как сама фантастика. Тот, кто смотрел, например, сериал «Звездные врата», знает, что управление техникой силой мысли (то есть с помощью нейроинтерфейса) — это одна из основных технологий древних высокоразвитых цивилизаций.

Нейроинтерфейс (НКИ или интерфейс «мозг — компьютер») — это, в широком смысле, устройство для обмена информацией между мозгом и внешним устройством (компьютером, экзоскелетом, искусственными органами чувств, бытовыми устройствами или инвалидной коляской). Современный уровень технологий позволяет использовать однонаправленные интерфейсы, в которых внешние устройства могут либо принимать, либо посылать сигналы мозгу. Двунаправленные многофункциональные нейроинтерфейсы, взаимодействующие с мозгом фактически как его расширение — это пока дело будущего.

Нейроинтерфейсы сочетают технологии многих областей, в том числе информатики, электротехники, нейрохирургии и биомедицинской инженерии и различаются по типу: инвазивные (с вживлением электродов в мозг), частично инвазивные (с расположением электродов на поверхности мозга) и неинвазивные (на основе технологий регистрации электрический активности мозга внешними приборами).

Нейроинтерфейсы также различают по применению (управление или восстановление функции мозга) и области использования (медицина, военная отрасль, производство, игры и развлечения)

История и области применения нейроинтерфейсов

История интерфейсов «мозг — компьютер» насчитывает более ста лет. В 1875 году Ричард Кэтон обнаружил электрические сигналы на поверхности мозга животного, а в 1929 году Ханс Бергер опубликовал результаты опытов с ЭЭГ и установил способность мозга для электрической сигнализации.

Первым нейроинтерфейсом можно считать Stimoceiver — электродное устройство, которое может управляться по беспроводной сети с помощью FM-радио. В 1950-е годы Хосе Дельгадо, нейрохирург в Йельском университете, испытал его в мозге быка, и впервые изменил направление движения животного с помощью НКИ (нейрокомпьютерного интерфейса — прим. ред.).

Проектирование нейроинтерфейсов что это

В 1960-е годы нейрофизиолог Грей Уолтер, используя электроды на коже головы человека, зарегистрировал возбуждения от движения большого пальца человека. В 1972 году был создан кохлеарный имплант — первый нейропротез, ставший коммерчески успешным на рынке. Сегодня более 25 тысяч человек используют эти устройства, позволяющие глухим людям слышать.

В 1998 году Филип Кеннеди внедрил первый нейроинтерфейс в обследуемого человека. Им был художник и музыкант Джонни Рей. Думая или представляя движения рук, Рей управлял курсором на экране компьютера. В 1999 году группа Яна Дэна из Университета Калифорнии расшифровала сигналы зрительной системы кошки и воспроизвела изображения, воспринимаемые её мозгом. К 2000 году группа Николелиса создала НКИ, воспроизводящий движения обезьяны во время манипуляций джойстиком. А в июне 2004 года первый «человек-киборг» Мэтью Нэйгл получил полнофункциональный нейроимплант с нейроинтерфейсом от Cyberkinetics Inc.

В России с 2009 года в рамках проекта NeuroG разрабатываются алгоритмы распознавания зрительных образов человеком. В 2011 году в Политехническом музее Москвы проектом NeuroG была проведена демонстрация распознавания воображаемых образов.

Как видно, нейроинтерфейсы находятся на старте своих возможностей. Можно только представить, к чему эта технология может привести нас в будущем.

Но уже сейчас нейроинтерфейсы занимают ниши во многих областях применения. И первая область — это медицина. Нейроинтерфейсы используются в неврологической диагностике. Кроме того, уже существуют приборы НКИ-нейрофидбэка, которые способствуют восстановлению функций мозга — пациент учится управлять своим состоянием на основании такой обратной связи.

Другим перспективным направлением является нейропротезирование. Когда невозможен «ремонт» поврежденных проводящих нервов, например, в парализованной конечности, их можно заменить электродами, которые служат для проведения сигналов к мышцам. Сейчас, кроме кохлеарных имплантатов, существуют уже нейронные имплантаты сетчатки глаза, которые помогают восстановить зрение. В будущем такие системы могут быть использованы для манипулирования роботами-«аватарами».

Игры и устройства виртуальной реальности — вторая после медицины область применения НКИ. И здесь виртуальные роботы-«аватары», управляемые НКИ, существуют уже сейчас.

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Принцип нейроинтерфейса (то есть, фактически, управление предметами «силой мысли») выглядит чрезвычайно привлекательным для потребителя. Действительно, кто откажется, например, с помощью НКИ и 3D-принтера «материализовать воображение», создавая представленные им предметы или предметы искусства — картины, виртуальные скульптуры или нейро-видео-арт.

Но с реализацией нейроинтерфейсов всё не так просто.

Сложности применения нейроинтерфейсов

Основной проблемой с инвазивными и полуинвазивными нейроинтерфейсами является повреждение нервной ткани электродом — нервы в месте контакта просто отмирают с течением времени. Необходимы технологии разъединения нервной ткани и электрода, обеспечивающие стабильное соединение. Другая проблема заключается в нахождении «правильного нерва» для контакта с электродом, что трудно в плотно упакованной коре мозга.

Не только мозг, но и вся нервная ткань является очень хрупким объектом. Это мешает созданию НКИ, контактирующих, например, с сетчаткой (где уже находятся пять слоёв нейронов визуальной обработки). Для устройств, взаимодействующих со здоровой сетчаткой, более перспективны не НКИ, а мини-дисплеи, проецирующие изображение непосредственно на сетчатку, или дисплеи-контактные линзы, которые уже сейчас можно увидеть в шпионских фильмах

Ещё одной проблемой является энергообеспечение нейроинтерфейсов. Здесь уместно вспомнить фильм «Матрица», в котором люди использовались в качестве батареек. И действительно, работа мышц производит достаточно электричества не только для миниустройств, но и для, например, встроенных телефонов будущего (например, дыхание — около 1 Вт, ходьба — более 50 Вт) — если часть этого напряжения использовать для нейроинтерфейсов, они могут работать без необходимости подключения к внешним источникам энергии.

Но самой серьёзной проблемой является точность НКИ. Если для инвазивных НКИ точность зависит скорее от нейрохирурга и материалов, обеспечивающих надёжный контакт с правильной группой нейронов, то для неинвазивных нейроинтерфейсов точность — это прежде всего точность алгоритмов обработки регистрируемой информации.

Задача неинвазивных нейроинтерфейсов — восстановить активность группы нейронов по электрическому или магнитному полю. Эта задача является математически некорректной — она не имеет единственного решения.

Есть и альтернатива — экспериментальное установление связи между желаемым результатом работы нейроинтерфейса (например, желаемым движением робота или протеза руки) и регистрируемой при этом желании активностью датчиков. Таким образом происходит «обучение» нейроинтерфейса, после которого он работает в режиме «желание определённого движения — команда соответствующим моторам». И, конечно, установленная связь далеко не всегда является точной, устойчивой к ошибкам, к активности других электродов и временным изменениям.

И тем не менее, рынок нейроинтерфейсов уже начал свой осторожный рост.

Рынок нейроинтерфейсов

По прогнозам Мarkets and Markets (октябрь 2016 года), рынок нейроинтерфейсов начнёт расти вслед за исследованиями расстройств и травм мозга, а также нарушений его работы. Кроме того, спрос на биосовместимые материалы будет дополнительно стимулировать рост рынка.

Среди факторов, ограничивающих рост этого рынка, Мarkets-and-markets упоминает прежде всего нехватку квалифицированных технических специалистов для создания и обслуживания сложных нейроинтерфейсов.

И, тем не менее, по прогнозам Аlliedmarketresearch (2015 год), объём рынка нейроинтерфейсов увеличится в период с 2014 года по 2020 год на 12% и к 2020 году станет одной из самых наукоёмких технологий в следующих областях (в порядке убывания доли на рынке): медицина, игры и развлечения, связь и телекоммуникации, «умные» дома.

Интересно, что доля полуинвазивных и инвазивных нейроинтерфейсов на рынке будет суммарно даже больше доли неинвазивных нейроинтерфейсов. «Все мы практически уже киборги», — так сказал в интервью самый известный современный инноватор и изобретатель Элон Маск.

По мнению Аlliedmarketresearch, рост рынка нейроинтерфейсов зависит от развития медицины мозговых нарушений, влияющих на движение частей тела, совершенствование инфраструктуры здравоохранения в динамично развивающихся странах, таких как Индия и Китай, а также использования сенсорных технологий и нейротехнологий в области игр и развлечений.

Среди крупных игроков, работающих на рынке нейроинтерфейсов — прежде всего американская Mind Technologies, а также ирландская Covidien, австралийская Compumedics, американская Natus Medical, японская Nihon Kohden, американские Integra Life Sciences, CAS Medical Systems и Advanced Brain Monitoring.

Нейроинтерфейс у вас дома

Первое применение нейроинтерфейсов в области игр и развлечений — это произведённая в 2003 году шведской компанией Interactive Productline настольная игра Mindball, в которой два игрока с помощью электрической активности своего мозга управляют катящимся по столу мячиком.

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Сейчас на рынке развлекательных нейроинтерфейсов можно выделить трёх основных игроков: NeuroSky, Emotiv и OCZ.

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Говоря об игровых нейроинтерфейсах, следует упомянуть связанную с ними иллюзию. Пользователь игровых НКИ — как коммерческих, так и созданных индивидуально — обычно считает что то, что он производит с их помощью, является следствием команд, желаний и состояний его мозга (то же написано и в рекламных буклетах).

В реальности электрическое поле, создаваемое на поверхности кожи даже небольшим напряжением подкожных мышц, превосходит электричество, вырабатываемое мозгом. Поэтому обычно напряжение лицевых мышц, сопровождающее «попытки напрячь мысль», фактически и управляет всеми игровыми НКИ.

Будущее нейроинтерфейсов

И, тем не менее, нейроинтерфейсы являются, пожалуй, одной из самых фантастических технологий, разработка которых приближает нас к новому, непохожему на сегодня, миру будущего.

НКИ потенциально позволяют, например, читать и записывать мысли. Сейчас нас отделяет от возможности определения того, о чём думает другой человек, лишь проблема отсутствия достаточно надёжных алгоритмов обработки регистрируемой информации. Впрочем, определить, например, думает ли человек о движении, вспоминает ли произошедший ранее разговор или представляет какой-то визуальный образ, можно уже сегодня.

Уже сейчас существуют исследования, способные «увидеть» изображения по их образам в зрительной коре мозга. Уже получено первое изображение сна. Пока соответствующее разрешение не превосходит нескольких пикселей — из-за проблемы неточности контакта электродов.

В будущем, когда НКИ будут распространены повсеместно, кто-то может использовать их для визуальных или звуковых спам-галлюцинаций или передавать ложную информацию.

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Глубокая стимуляция мозга сейчас успешно используется для лечения болезни Паркинсона, а в будущем может быть успешно использована как для стирания, так и для создания воспоминаний, снов и визуальных образов.

Нейроинтерфейсы — потенциально очень мощная технология, она способна существенно изменить не только человеческое общество, но и самого человека, каким мы его знаем сегодня. Именно нейроинтерфейсы вместе с искусственным интеллектом и биотехнологиями будут способствовать превращению человека в новый кибербиологический вид, и далее — в новый тип организации материи, называемый футурологами и философами мыслящей материей.

Источник

Разработчик нейроинтерфейсов

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Нейроинтерфейс — устройство, распознающее электрические сигналы мозга и передающее их специализированным компьютерным программам. Развитие этой технологии открывает перед человечеством невероятные возможности: от управления человекоподобными роботами до общения с помощью силы мысли (проект Silent talk оборонного агентства DARPA). Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Быть может, уже не за горами те времена, когда информация будет поступать напрямую в наш мозг, минуя посредников в виде языка или графических образов.

В этой статье мы расскажем вам о человеке, профессия которого — воплощать эти идеи в реальность, — разработчике нейроинтерфейсов.

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Что такое нейроинтерфейс?

В широком смысле это система связи, предназначенная для обмена информацией между мозгом и внешними устройствами (компьютеры, нейропротезы, бытовые устройства и техника и др.).

В настоящее время применяются однонаправленные интерфейсы: они способы либо считывать бионейросигналы, поступающие от мозга, либо, наоборот транслировать их (используется в основном в нейропротезировании).

Следующий этап — это создание двунаправленных нейроинтерфейсов, которые позволят взаимодействовать с мозгом в обоих направлениях.

Разработка этих устройств производится на стыке многих научных сфер: биомедицинской инженерии, нейрохирургии, биологии, электротехники и информатики.

Выделяют несколько типов нейроинтерфейсов:

Другая задача, которую еще предстоит решить проектировщикам, — разработка недорогих нейроинтерфейсов, доступных для широкого круга пользователей.

Сферы использования

Уже сейчас технология непосредственного обмена информацией с мозгом используется в различных областях.

Наиболее востребованная из них — это медицина. Нейрокомпьютерные интерфейсы активно применяются в неврологической диагностике. Кроме того, созданы устройства, основанные на принципе биологической обратной связи, способствующие восстановлению ряда мозговых функций.

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Также существует ряд исследований, сосредоточенных на считывании сигналов зрительной коры больших полушарий и воспроизведении того, что видит человек. Так, ученым уже удалось зафиксировать образы из снов, однако эти изображения пока очень примитивны. Интерфейсы «мозг — компьютер» также очень востребованы в нейропротезировании. В ситуации, когда поврежденные нервы не подлежат восстановлению (как в случае паралича), они могут быть заменены электродами, которые возьмут на себя их функцию (проведение электрических импульсов). Нейропротезы также применяются при потере слуха и зрения и для лечения ряда других заболеваний. Ведутся разработки в области управления экзоскелетами и роботизированными протезами конечностей.

Вторая область применения нейроинтерфейсов, стремительно набирающая популярность, — это видеоигры и виртуальная реальность.

Активно ведется разработка нейрошлемов, которые позволят напрямую управлять персонажами в онлайн-играх. Передовые модели позволяют отдавать своему герою ряд несложных команд, таких как перемещение в пространстве, прыжки, простые атаки и др.

Предполагается, что эти устройства также будут реагировать на эмоции игрока, транслируя его аватару соответствующее выражение лица.

Известен также ряд простых игр, разработанных специально для нейроинтерфейсов: Mindflex, MindtyAnt, Throw Trucks With Your Mind, Sport Archery Light и др., управление в которых осуществляется с помощью способностей игрока к произвольной концентрации и сосредоточению, или, напротив, релаксации, что вызывает изменения уровня электрической активности мозга.

Кто такой разработчик нейроинтерфейсов?

Разработка нейроинтерфейсов — это междисциплинарная область, которая объединяет профессионалов в сфере IT, нейронной электроники, искусственного интеллекта, нейрофизиологии и нейропсихологии, биоинженерии. Все они могут являться специалистами в области проектирования нейроинтерфейсов.

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Помимо создания аппаратной части устройства, можно также специализироваться на разработке специализированного программного обеспечения или мобильных приложений.

Обучение на Разработчика нейроинтерфейсов

В настоящий момент в нашей стране нет возможности получить образование по специальности «разработчик нейроинтерфейсов». Кроме того, выбор программы обучения во многом зависит от специализации. Один из наиболее логичных путей — это получение биоинженерного образования. Альтернативные варианты — электротехническое образование с дополнительными знаниями в области биологии и нейрофизиологии или высшее нейробиологическое образование в сочетании со знаниями и навыками в области программирования.

Источник

Разработчик нейроинтерфейсов — кто это?

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Нейроинтерфейс — это программная и физическая среда, позволяющая компьютеру распознавать сигналы мозга и интерпретировать их. Технология имеет большие перспективы, так как с ее помощью можно помочь вернуть чувствительность нервным окончаниям, управлять техникой и передавать данные на расстоянии между людьми без использования других приборов.

Нейроинтерфейс — что это?

Нейроинтерфейс — это способ связи для обмена информацией между человеком и другими устройствами. В теории это поможет исключить использование сторонних гаджетов, например, «умных» колонок, очков виртуальной реальности и смартфонов. На данный момент все эти устройства являются базой, которая впоследствии приведет к созданию полноценного нейроинтерфейса.

Сейчас устройства, способные улавливать такие сигналы, работают однонаправленно. Они или принимают, или передают сигналы.

Типы интерфейсов:

Предполагается, что такие устройства найдут широкое применение во многих сферах деятельности и упростит взаимодействие с людьми.

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Источник фото karlyukav/freepik

Где можно использовать эту технологию

Наиболее востребованная сфера — медицина. В настоящий момент специалисты могут частично восстановить работу мозга, но в будущем мозг будет способен работать полноценно, используя специальный нейроинтерфейс.

Особенно эти возможности будут востребованы в нейропротезировании. Нейропротезы нового поколения смогут восстановить передачу сигналов в разных участках организма. Таким образом можно восстановить слух, зрение, память, осязание и т. п.

Еще одна перспективная область — видеоигры и виртуальная реальность. Нейроинтерфейсы позволят полноценно погрузиться в игру, чувствовать запахи, звуки и практически заменить реальные ощущения.

Разработчик нейроинтерфейсов — кто это?

Этот специалист должен обладать знаниями в области нейронной электроники, нейрофизиологии, биоинженерии и других наук. Нет ни одного института, где обучали бы именно на эту профессию, так как эта деятельность недостаточно востребована. Но разработчики программного обеспечения в будущем смогут применить свои знания для создания подобных систем.

Разработчик нейроинтерфейсов — обучение

Вы можете получить биоинженерное образование и развиваться в этой отрасли, чтобы впоследствии применить полученные знания для разработки нейроинтерфейсов. Также рекомендуется иметь знания в области программирования.

Рекомендуется выбирать вузы с соответствующими специальностями, например:

Проектирование нейроинтерфейсов что это

Источник фото felicities/freepik

Место работы разработчика нейроинтерфейсов

Профессия находится в начале своего становления, но специалисты активно работают во многих компаниях. Некоторые из них:

Для работы важно уметь работать в команде, так как нейроинтерфейс — это результат командной работы. Также важно обладать системным мышлением.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

Минусы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *