Проектирование или конструирование в чем разница
Анализ понятий «Проектирование» и «Конструирование»
— проектирование как процесс разработки не отдельных предметов, а целых систем (аэропорты, транспорт, технологические комплексы, заводы, супермаркеты, радиопрограммы, программы обучения, компьютеры);
— проектирование как творчество.
— проектирование как учебная дисциплина, синтезирующая искусство и науку, и возможно, идущее дальше, чем-то и другое порознь;
— проектирование как соучастие, как включение общества в процесс принятия решения;
— проектирование без объекта как процесс или образ жизни. Проект анализируется, обсуждается, корректируется и принимается как основа для дальнейшей разработки.
Конструированием задаётся конкретная однозначная конструкция изделия.
В процессе конструирования создаются изображения и виды изделия, рассчитывается комплекс размеров с допускаемыми отклонениями, выбирается соответствующий материал, устанавливаются требования к шероховатости поверхностей, формируются технические требования к изделию и его частям, создаётся техническая документация.
Конструирование опирается на результаты проектирования и уточняет все инженерные решения принятые при проектировании. Создаваемая в процессе конструировании техническая документация должна обеспечить перенос всей конструкторской информации на изготавливаемое изделие и его реальную эксплуатацию.
Проектирование и конструирование являются составными частями такого термина как «Разработка». Часто этот термин используют узко, как синоним проектно-конструкторских или просто конструкторских работ. В действительности в разработку новых изделий входит ведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. Разработка входит в комплекс мероприятий, направленных на выпуск изделий промышленностью. Внесение с такими работами, как разработка технического обеспечения, материально технического обеспечения, организация производства, разработка занимает основное место в технической подготовке производства. Будучи исходным этапом, разработка оказывает существенное влияние на все последующие стадии жизненного цикла продукции: изготовление, обращение и реализацию, эксплуатацию или потребление.
Дата добавления: 2016-12-16 ; просмотров: 8554 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Проектирование и конструирование
Проектирование и конструирование не являются словами синонимами. Они несут различную смысловую нагрузку [2].
Работа над изделием начинается с выявления общественной потребности. Потребность в новом изделии возникает при эксплуатации старого изделия. Процесс удовлетворения потребности схематично показан на рис. 2.
Проектирование– первый операционный элемент процесса удовлетворения общественной потребности. Начинается проектирование с осмысления действий, необходимых и достаточных для удовлетворения потребности. Намечается следующий комплекс действий: патентно-информационные исследования, научно-технические исследования, изобретательская работа при подготовке множества альтернативных вариантов, пригодных для решения поставленной задачи, анализ и выбор одного наилучшего решения из альтернативных вариантов [3]. Формируется облик проектируемой технической системы, для чего составляется технологическая схема, выполняются технологические расчеты, создается техническое задание на проектирование.
Проектирование выполняется проектировщиком. Результат деятельности проектировщика называется проектом. В проекте создается основа для конструирования.
Конструирование – второй операционный элемент процесса удовлетворения общественной потребности. При конструировании создается конкретная, однозначная конструкция изделия, на которую разрабатывается конструкторская документация. Конструкция – это устройство, в котором части и элементы взаимно соединены между собой целесообразным образом. При конструировании создается общий вид, сборочные единицы и детали изделия, рассчитываются размеры, выбирается материал, устанавливается шероховатость обработанных поверхностей, назначаются технические требования.
Таким образом, конструирование, как составная часть проектирования, представляет собой творческий процесс создания изделия в документах (главным образом в чертежах) на основе теоретических расчетов, конструкторского, технологического и эксплуатационного опыта и экспериментов.
Дата добавления: 2017-02-04 ; просмотров: 3397 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Цели, задачи и общие правила конструирования. Сходство и различие между проектированием и конструированием.
Задача конструктора состоит в создании машин, полно отвечающих потребностям народного хозяйства, дающих наибольший экономический эффект и обладающих наиболее высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями.
В конструкции машин необходимо соблюдать требования технической эстетики. Машины должны иметь красивый внешний вид, изящную, строгую отделку.
Проектируя машину, конструктор должен добиваться всемерного увеличения ее рентабельности и повышения экономического эффекта за весь период работы. Экономический эффект зависит от обширного комплекса технологических, организационно-производственных и эксплуатационных факторов.
При создании машин рекомендуется придерживаться следующих правил:
подчинять конструирование задаче увеличения экономического эффекта;
добиваться максимального повышения полезной отдачи путем увеличения производительности машин и объема выполняемых ими операций;
добиваться всемерного снижения расходов на эксплуатацию машин;
максимально увеличивать степень автоматизации машин;
всемерно увеличивать долговечность машин;
предупреждать техническое устаревание машин, обеспечивая их длительную применяемость, закладывая в них высокие исходные параметры и предусматривая резервы развития и последовательного совершенствования;
предусматривать возможность создания производных машин с максимальным использованием конструктивных элементов базовой машины;
стремиться к удовлетворению потребностей народного хозяйства минимальным выпуском машин путем увеличения полезной отдачи и долговечности машин;
конструировать машины с расчетом на безремонтную эксплуатацию с полным устранением капитальных ремонтов и с заменой восстановительных ремонтов комплектацией машин сменными узлами;
избегать выполнения трущихся поверхностей непосредственно на корпусах деталей; для облегчения ремонта поверхности трения выполнять на отдельных, легко заменяемых деталях;
принцип агрегатности; конструировать узлы в виде независимых агрегатов;
исключать подбор и пригонку деталей при сборке; обеспечивать полную взаимозаменяемость деталей;
исключать операции выверки, регулирования деталей и узлов по месту;
обеспечивать высокую прочность деталей и машины в целом способами, не требующими увеличения массы;
в машины, узлы и механизмы, работающие при циклических и динамических нагрузках, вводить упругие элементы, смягчающие толчки и колебания нагрузки;
придавать конструкциям высокую жесткость целесообразными, не требующими увеличения массы способами;
делать машины простыми в обслуживании;
предупреждать возможность перенапряжения машины в эксплуатации; вводить автоматические регуляторы, предохранительные и предельные устройства;
вводить блокировки, предупреждающие возможность неправильного манипулирования органами управления;
избегать открытых механизмов и передач;
обеспечивать надежную страховку резьбовых соединений от самоотвинчивания;
предупреждать коррозию деталей применением стойких покрытий и изготовлением деталей из коррозионно-стойких материалов;
уменьшать стоимость изготовления машин путем придания конструкциям технологичности, унификации, стандартизации, уменьшения металлоемкости, сокращения числа типоразмеров машин;
уменьшать массу машин путем увеличения компактности конструкций, применения рациональных кинематических и силовых схем, устранения невыгодных видов нагружения, замены изгиба растяжением-сжатием, а также путем применения легких сплавов и неметаллических материалов;
всемерно упрощать конструкцию машин;
сокращать объем механической обработки, предусматривая изготовление деталей из заготовок с формой, близкой к окончательной форме изделия;
всемерно расширять применение стандартных деталей; соблюдать действующие стандарты;
экономить дорогостоящие и дефицитные материалы;
придавать машине простые и гладкие внешние формы, облегчающие уход за машиной и ее содержание;
соблюдать требования технической эстетики; улучшать внешнюю отделку машин;
сосредотачивать органы управления и контроля по возможности в одном месте, удобном для обзора и манипулирования;
обеспечивать безопасность обслуживающего персонала.
Сходство и различие между проектированием и конструированием. Проектирование и конструирование есть этапы создания новых технических объектов, что их и объединяет. Различие заключается в том, что при проектировании разрабатывается само техническое решение (принцип действия, структура, общая схема), а конструирование направлено на разработку отдельных узлов и деталей (например конструктивная проработка зубчатой передачи, подшипникового узла, корпуса, резьбового соединения и т. д.)
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 27 ; Нарушение авторских прав
Конспект лекций РиКМОНГП. Конспект лекций по дисциплине Расчет и конструирование машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов Для специальности
2.2 Анализ понятий „проектирование„ и „конструирование„
2.3 Развитие методов проектирования
А в т о м а т и з и р о в а н н о е п р о е к т и р о в а н и е призвано решать сложные современные задачи, непосильные для традиционного процесса проектирования. Этот вид проектирования относительно молод и стал возможным с появлением мощных ЭВМ, развитием соответствующих математических методов и программного обеспечения, но уже получил широкое признание. На попощь конструкторам пришли мощные программные комплексы, в частности, SolidWorks, позволяющие вести трехмерное моделирование деталей, создание сборок и проектирование чертежей на их основе. Ниже рассматриваются его особенности.
К общим требованиям следует отнести социальные, экономические, эксплуатационные и технологические.
Для решения социальных задач при проектировании нефтегазопромысловых машинам и оборудования должны быть обеспечены: максимальная безопасность обслуживания; комфортность труда; минимальные затраты ручного и тяжелого физического труда; легкость и удобство управления; необходимые санитарно-гигиенические условия труда рабочих.
Проектируемые машины и механизмы должны исключать возможность поражения током и травмирования обслуживающего персонала, а их конструкция удовлетворять требованиям, установленным правилами безопасности.
Сведение к минимуму ручного труда должно достигаться за счет совершенствования технологических схем работы и конструкции машин, а также за счет автоматизации основных и вспомогательных рабочих процессов.
При проектировании оборудования следует предусматривать меры защиты от загрязнения окружающей среды, шума и вибраций.
К экономическим требованиям относится обеспечение минимальных трудовых и материальных затрат при изготовлении, эксплуатации, обслуживании и ремонтах машин. Высокие технико-экономические показатели работы машин могут быть достигнуты комплексом мероприятий, основные из которых: увеличение производительности машин; снижение стоимости оборудования; уменьшение эксплуатационных расходов; снижение энергозатрат рабочих процессов; повышение надежности оборудования; увеличение морального и физического срока службы машин и их элементов.
Эксплуатационные требования к нефтегазопромысловым машинам и оборудованию заключаются в обеспечении безотказного их функционирования во время эксплуатации, а также поддержании работоспособного состояния проведением своевременных технического обслуживания и ремонтов.
Создаваемые машины должны иметь высокую ремонтопригодность и быть приспособленными к использованию современных средств технической диагностики.
При решении технологических задач конструктор при проектировании новых и модернизации существующих машин должен обеспечивать технологичность их изготовления, сборки и ремонта.
Создаваемые изделия должны соответствовать производственным возможностям заводов-изготовителей при обеспечении минимальных затрат труда и материалов, всем требованиям соответствующих ГОСТов, ОСТов, стандартов предприятий и других нормативно-технических документов.
При решении конкретных задач должны учитываться специфические условия эксплуатации машин: непостоянство рабочего места; широкое разнообразие горно-геологических условий; различные физико-механические свойства разрушаемых рабочими инструментами горных пород; колебание в широких пределах фракционного состава нефти; высокие динамические нагрузки на узлы машин; влажность, химическая активность среды; возможность внезапных выбросов нефти и газа, их самовоспламенение и другие опасные ситуации.
Тяжелые эксплуатационные условия работы нефтегазопромысловых машин и оборудования обусловливают следующие специфические требования, предъявляемые к ним при проектировании: соответствие габаритов машин и элементов размерам рабочего пространства и возможность свободного их перемещения в скважине; возможность разборки машины на узлы, позволяющие их транспортирование и обеспечивающие удобство их монтажа и демонтажа в полевых условиях; достаточный запас прочности деталей машин и механизмов для восприятия высоких нагрузок, а также возможность нормальной смазки трущихся поверхностей; наличие в конструкциях машин устройств и средств, не допускающих самопроизвольного их движения вниз под действием веса; защита внутренних полостей машин от проникновения в них пыли и влаги; защита выдвижных обработанных поверхностей деталей от вредного влияния агрессивной среды; доступ ко всем узлам машин и удобные их техническое обслуживание и ремонт и другие.
2.5 Система разработки и постановки продукции
Порядок создания и модернизации продукции всех отраслей промышленности, в том числе и нефтегазопромыслового машиностроения, регламентируется ГОСТ Р15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.»
Продукция, подлежащая разработке и постановке на производство, должна соответствовать мировому уровню, обеспечивать эффективность ее применения в народном хозяйстве страны и конкурентоспособность на внешнем рынке.
В зависимости от наличия целевых программ развития продукции, наличия или отсутствия заказчика, характера взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности разработку и постановку продукции на производство осуществляют по следующим моделям организации работ:
Модель организации работ выбирают, исходя из возможности при их реализации обеспечивать необходимое качество продукции, выполнение обязательных требований и конкурентоспособность продукции.
Госзаказы размещают на конкурсной основе, с учетом данных о квалификации исполнителя, в соответствии с действующим порядком организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.
При создании продукции по госзаказу и заказу конкретного потребителя заключают договор (контракт) на выполняемые работы, оформленный в установленном порядке, и разрабатывают ТЗ на выполняемые работы.
В договоре и (или) ТЗ при необходимости указывают нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения работ, и документы, определяющие обязательные правила и требования к продукции.
При необходимости в договоре (контракте) указывают комплекс модулей организации работ, обеспечивающих выполнение и подтверждение обязательных требований, а также требований, установленных законами и нормативными документами органов государственного надзора.
На основе исходных требований заказчика (при его наличии) разработчик продукции проводит необходимые научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, обращая особое внимание на обеспечение следующих требований:
— безопасности, охраны здоровья и окружающей среды (в том числе их сохраняемости в процессе эксплуатации продукции);
— установленных для условий использования продукции значений показателей, определяющих ее технический уровень;
— устойчивости к внешним воздействиям;
— взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом.
Решение о разработке продукции в инициативном порядке принимают с учетом условий рынка сбыта.
Разработка и постановка продукции на производство в общем случае предусматривает:
1) разработку ТЗ на опытно-конструкторскую работу (ОКР);
2) проведение ОКР, включающей:
— разработку технической документации [конструкторской (КД) и технологической (ТД)],
— изготовление опытных образцов,
— испытания опытных образцов,
— приемку результатов ОКР;
3) постановку на производство, включающую:
изготовление установочной серии, квалификационные испытания.
Этапы конкретной ОКР (составной части ОКР), а также порядок их приемки должны быть определены в ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) и договоре (контракте) на ее выполнение.
На всех этапах ОКР (составной части ОКР) и при постановке продукции на производство исполнители обеспечивают выполнение обязательных требований.
Достигнутые показатели, соответствие их требованиям ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) оценивают при приемке этапов и отражают в протоколах (актах) испытаний опытных образцов продукции и актах приемки этапов ОКР и ОКР в целом.
Взаимоотношения разработчика (изготовителя) с органами государственного надзора определяет действующее законодательство.
В органы государственного надзора в соответствии с их правилами представляют документы подтверждения соответствия обязательным требованиям.
Состав указанных документов устанавливает соответствующий орган государственного надзора.
Продукты интеллектуального труда, полученные в процессе создания и постановки продукции на производство и являющиеся объектами охраны интеллектуальной собственности, используют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.5.1 Разработка технического задания на ОКР
Основанием для выполнения ОКР является ТЗ, утвержденное заказчиком, и договор (контракт) с ним. В качестве ТЗ может быть использован иной документ, содержащий необходимые и достаточные требования для разработки продукции и взаимопризнаваемый заказчиком и разработчиком.
В случае инициативной разработки продукции основанием для выполнения ОКР является утвержденное руководством предприятия-разработчика ТЗ (или заменяющий его документ), базирующееся на результатах исследования рынка продукции, а также патентных исследований по ГОСТ Р 15.011.
При разработке ТЗ разработчик учитывает информацию об аналогичной продукции, содержащуюся в базах данных (общероссийской и региональных), созданных в Госстандарте России на основе каталожных листов продукции.
В ТЗ рекомендуется указывать технико-экономические требования к продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень документов, требующих совместное рассмотрение, порядок сдачи и приемки результатов разработки.
В ТЗ предусматривают реализацию всех обязательных требований, распространяющихся на данную продукцию.
В ТЗ указывают предусмотренную законодательством форму подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям.
В ТЗ рекомендуется предусматривать учет интересов всех возможных потребителей.
Не допускается включать в ТЗ требования, которые противоречат законам Российской Федерации и обязательным требованиям.
В ТЗ рекомендуется предусматривать следующие положения:
— прогноз развития требований на данную продукцию на предполагаемый период ее выпуска;
— соответствие требованиям стран предполагаемого экспорта с учетом прогноза развития этих требований;
— возможность замены запасных частей без применения промышленной технологии.
ТЗ разрабатывают и утверждают в порядке, установленном заказчиком и разработчиком. К разработке ТЗ могут привлекаться другие заинтересованные организации (предприятия):
изготовитель, торговая (посредническая) организация, страховая организация, организация-проектировщик, монтажная организация и др.
Для подтверждения отдельных требований к продукции, в том числе требований безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, а также оценки технического уровня продукции, ТЗ может быть направлено разработчиком или заказчиком на экспертизу (заключение) в сторонние организации. Решение по полученным заключениям принимают разработчик и заказчик до утверждения ТЗ.
На любом этапе разработки продукции при согласии заказчика и разработчика в ТЗ или документ, его заменяющий, могут быть внесены изменения и дополнения, не нарушающие условия выполнения обязательных требований.
Отличия проектирования от конструирования,
планирования, моделирования
Процесс | Чем обусловлена необходимость в осуществлении процесса | Сущность процесса | Результат процесса |
Проектирование | Потребностью в создании определенного объекта, возникшей в результате выявленных противоречий между желаемым и действительным, проблемой в данной сфере, имеющимся опытом в решении проблемы | Предполагает пошаговое описание будущей деятельности, продумывание хода и процесса выполнения поставленной цели (включает планирование и конструирование). Может быть теоретическим | Прототип, проект, преобразующий ситуацию. |
Конструирование | Необходимостью создания нового объекта или уточнения педагогических решений, возникших в результате проектирования | Основывается на результатах проектирования, предполагает создание конкретной, однозначной конструкции объекта, детализацию проекта, реальное воплощение задуманного в проекте | Конкретный конструкт, реально воплощающийся в жизнь |
Моделирование | Сложностью многих педагогических ситуаций, ограниченностью возможности проведения экспериментов в реальной жизни | Предполагает искусственное создание объекта в виде схемы, образа, конструкции, знаковой формы или формулы, которые отражают сущность, структуру, взаимосвязь элементов объекта. «Модель — поиск конечного в бесконечном» (Д. И. Менделеев) | Схема, формула, знаковая форма, идеальный образ в виде описания |
Программирование | Необходимостью иметь четкие представления об условиях и средствах организации работы, ее конкретных процедурах, мероприятиях, этапах осуществления, критериях и показателях деятельности | Предполагает определение условий и средств для поэтапного достижения прогнозируемого результата развития личности воспитанника, участников образовательного процесса | Программа |
Отметим, что в результате педагогического проектирования возникает конкретное практическое решение определенного вопроса, что отличает проектирование от научной педагогической деятельности, научного описания явления.
В связи с этим современные педагоги стали все чаще обращаться к проектированию различных объектов своей профессиональной деятельности, что позволяет им предвосхищать результаты труда, системно и всесторонне анализировать и описывать тот или иной педагогический объект, определять возможные пути преобразования педагогической действительности и конкретной ситуации.
Каковы же функции проектирования в сфере образования:
—исследовательская, позволяющая всесторонне исследовать объект, раскрыть теоретико-методологические аспекты проектируемого процесса или явления;
—аналитическая, предполагающая анализ имеющегося опыта, исходных условий и средств для реализации проекта, последующий мониторинг результатов проектирования;
—прогностическая, предвосхищающая результаты конкретных действий, возможные отклонения и способы преодоления вероятных трудностей в реализации проекта;
—нормирующая, предполагающая создание нормативных актов, документов в качестве итогового продукта проектирования;
—конструктивная, позволяющая на основе прогностического знания получить конкретный практический результат.
Как отмечает И. А. Колесникова, «проектирование носит рамочный характер по отношению к различным педагогическим контекстам. Это происходит потому, что в силу своей многофункциональности проектная деятельность может быть использована в качестве:
— педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации;
— средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов;
— процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием;
— формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления)»[6].
Особую актуальность приобретает проектирование в области организации воспитательного процесса. Еще в начале 70-х годов В.В. Краевский определил, что в педагогике «…совмещаются, во-первых, функция исследования реально протекающего процесса обучения и воспитания, во-вторых, функция создания (проектирования) систем обучения и воспитания»[7]. Он высказал мнение о том, что результат педагогического проектирования воплощается в неких «сценариях», проектах, нормативно-правовых и методических документах.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога. Мы исходим из того, что проектировать в педагогике — значит на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального педагогического действия должно способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса (М.И.Рожков). Педагогическое проектирование всегда связано с созданием условий для оптимального взаимодействия участников образовательного процесса.
-принцип центрации проектирования на ведущем элементе (Г.Е. Муравьёва);
-принцип технологичности (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова);
-принцип саморазвития (М.И. Рожков) и принцип субъектности (Л.В. Байбородова);
-принцип адаптации образовательного процесса к личности учащихся (Г.Е. Муравьёва);
-принцип взаимосвязи процесса и объекта проектирования – по аналогии с принципом «синхронизации и взаимозависимости проектирования и системы управления» (А.М. Моисеев);
-принцип «единства и преемственности проектирования, конструирования и воплощения проекта новой системы управления» (А.М. Моисеев);
-принцип рефлексивности (Г.Е. Муравьёва);
-принцип уровневости образовательных результатов и продуктов проектирования (В.В. Юдин).
Названные принципы носят обобщенный характер. При проектировании конкретного процесса, объекта наряду с общими определяются специфичные принципы, что отражено в разделах данного пособия.
Объектами педагогического проектирования являются:
-педагогический процесс, который представляет собой совокупность педагогических действий, предполагающих достижение педагогической цели в определенный период жизни образовательного учреждения (четверть, год, пятилетие и т.п.);
-процесс решения какой-либо педагогической задачи (проблемы);
-педагогическая ситуация как составляющая часть педагогического процесса;
-форма организации деятельности учащихся и др.
Можно выделить следующие виды педагогических проектов: концепция, модель, программа, план.
Концепция — это одна из форм, посредством которой излагаются основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Примером может быть концепция развития воспитательной системы учреждения, которая включает в себя перспективные цели и задачи, основные идеи и принципы их осуществления.
Модель — аналог педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними.
Программа отражает концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла. Она носит методический характер и является средством организации педагогического процесса.
План — документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок их проведения.
Названные виды проектов тесно взаимосвязаны. Так, например, разрабатывая программу, автор обосновывает ее конкретными концептуальными положениями. Как правило, программа предполагает составление различных планов, которые ее конкретизируют в определенной ситуации.
В обобщенном виде этапы проектирования педагогической деятельности можно представить следующим образом:
-анализ объекта проектирования;
-выбор формы проектирования, который зависит от целей, вида проекта, от участников проектирования;
-теоретическое обоснование проекта, предполагающее формулировку идей, положений, которые составляют основу проекта;
-методическое обеспечение проектирования, поиск методов и средств для решения педагогической задачи;
-разработка базового компонента проекта, установление компонентов, связей и зависимостей между ними;
-написание документа, который представляет проект педагогической деятельности;
-оценка, экспертиза качества проекта;
-корректировка проекта по итогам его экспертизы;
-принятие решения об использовании проекта.
Если рассматривать проектирование как цикличный процесс, то целесообразно выделить дополнительно следующие этапы:
-внедрение (реализация, апробация) проекта;
-анализ результатов реализации проекта;
-внесение корректив, изменений в проект с целью его совершенствования для дальнейшего использования.
Этапы проектирования педагогической деятельности показывают, как происходит постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения.
В данном пособии мы предлагаем наиболее практически важные педагогические технологии проектирования, моделирования и программирования, в которых нашли отражение вышеобозначенные положения.
Пособие подготовлено коллективом авторов: Л.В.Байбородовой (введение, главы 1,2,8), Г.В.Куприяновой (главы 6,7), Е.Н.Степановым (главы 4,5), А.В.Золотаревой (глава 9), А.А.Кораблевой (введение, глава 3). В подготовке материалов участвовали В.В.Белкина (глава 8), Е.И.Баранова (глава 5), Е.О.Иванова (раздел 2.2.), В.В.Юдин (раздел 2.1, 2.3).