Проект на тему что такое деньги
Проект «Деньги»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Карымкарская средняя общеобразовательная школа»
I. Введение____________________________________________ 2
1.1 Актуальность_______________________________________ 2
1.2 Цель________________________________________________ 2
1.3 Задачи______________________________________________ 2
II. Основная часть______________________________________ 4
2.1 Что такое деньги?____________________________________ 3
2.2 Из истории возникновения денег_______________________ 3
2.3 Функции денег_______________________________________ 6
III. Результаты исследований _____________________________9
IV. Заключение__________________________________________ 9
V. Список литературы___________________________________10
«Родись, крестись, женись, умирай –
за все денежку подавай»
I. Введение. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человека.
Деньги – это самый знакомый экономический механизм, знакомый нам с раннего детства. Между тем, на самом деле, большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать достаточных ошибок, чтобы вступать в различные экономические отношения, некоторые представления об истории денег, об их роли в современном мире необходимы каждому.
1.1. Актуальность. Тему я выбрал не случайно. Изо дня в день мы имеем дело с деньгами – покупаем на них необходимые вещи, расплачиваемся ими за различные услуги. Благосостояние человека, обеспеченность всем необходимым зависит, прежде всего, от состояния семьи, города, страны. Кем бы ни стал ребенок, когда вырастет, где бы ни жил, ему придется сталкиваться с законами экономики.
1.2. Цель работы: изучить историю происхождения денег, их роль в жизни человека, отношение людей к деньгам.
1. Изучить литературные и электронные источники по данной теме.
2. Провести соц. исследования о наличии и расходовании денег учащимися.
2.1 Что такое деньги?
В «Толковом словаре» дано понятие денег: «Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле – продаже, средством платежей и предметом накопления».
На уроке окружающего мира мы познакомились с экономическим понятием денег: Деньги – это особый товар, который необходим при купле – продаже.
2.2. История развития денег
Но обмениваться очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт, или же какие трудности, а порой и опасности нужно преодолеть, чтобы их добыть.
Позже люди научились определять ценность той или иной вещи, то есть раньше люди могли поменять овцу на росток пшеницы. А теперь, когда люди научились определять ценность, они меняли овцу на овцу или овцу на кусок слоновой кости.
Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты от хранения портятся. Меха портит моль. Ткань протирается…
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части – ведь не все покупают быка или корабль. Обычно человек покупает кусок мяса, каравай хлеба, башмаки, рубашки…
Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали всем этим требованиям, были раковины каури, добывавшиеся в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы. Но стоили они не очень дорого – за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. (Приложение 2)
Самыми удобными деньгами оказались металлические.
В XVI веке эти монеты стали подделывать, и мать Ивана Грозного приказала собрать все монеты и переплавить в деньгу, на которой был всадник с копьем. Сначала ее называли копейной деньгой, а потом копейкой. При Петре I стали чеканить медные монеты, чтобы казну государственную не разбазаривать. Этими монетами были полушка, полполушка и деньга.
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь разбойники и грабители сразу его найдут. И поэтому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так появились на свете бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
При Екатерине II начали печатать бумажные деньги. (Приложение 4)
Сейчас в обиходе в России металлические монеты и бумажные купюры. В мире очень много различных валют. Валюта – это денежные знаки, принятые в той или иной стране. (Приложение 5)
Легкие и удобные бумажные деньги быстро завоевали популярность. Но затем у людей возникла новая проблема: появились излишки денег и люди не знали где их хранить. Тогда они решили построить склад для лишних денег – тихий, уютный и безопасный. Но чтобы не путать его с другими складами решили назвать его банк.
В банке можно хранить банкноты разных стран. Людям понравилось держать свои деньги в банке. Для каждого человека в банке вёлся свой учёт денег – его личный счёт. В любой момент человек может прийти в банк и положить или снять деньги со своего личного счёта.
Многие экономисты считают, что современные бумажные деньги устарели: они быстро изнашиваются и, что ещё важнее, сдерживают рост товарооборота. В последние десятилетия делались разные попытки поправить дело. И это уже привело к серьёзным результатам.
Всё началось с того, что в 1914 году владельцы ряда крупных американских магазинов, пытаясь увеличить продажу товаров, начали отпускать их в кредит по специальным карточкам. Примеру торговых фирм последовали рестораны. Вначале этот вид услуг распространялся лишь на постоянных клиентов, в честности которых торговцы не сомневались. Так возникла система кредитных карточек, отпускавшая товары в долг. Новый вид обслуживания понравился деловитым американцам, хотя за эти услуги с них взимался определённый процент от стоимости товара.
Уже после второй мировой войны к делу подключились крупные банки страны. Они поставили кредитование на широкую ногу, распространив его на все виды услуг. Внедрению в повседневную жизнь американцев кредитных карточек (иногда их называют ещё платёжными) помогла быстро развивавшаяся электронная техника – она ускорила процесс обработки торговой информации.
С этого времени карточка заменяет её владельцу кошелёк. Предъявляя её, он может делать всевозможные покупки, пользоваться различными услугами. (Приложение 6)
2.3. Функции денег. Современному человеку сложно представить жизнь в отсутствии денег. Приходя в магазин, мы открываем кошелёк и достаём ту сумму денег, которая написана на ценнике интересующего нас товара. При этом мы не задумываемся, что именно благодаря тому, кто когда-то много веков назад первым придумал использовать деньги при товарообмене, мы можем так легко сравнивать стоимость различных товаров, осуществлять покупку необходимого продукта, делать накопления на будущее.
Закон разрешает только деньги, выпущенные государством. Тот, кто сам печатает и рисует деньги, называется «фальшивомонетчиком», таких людей ловят, сажают в тюрьму.
Экономическая система любого современного государства не может обходиться без денег, поскольку они выполняют целый ряд экономических функций: являются мерой стоимости; средством обращения; средством накопления, средством платежа; позволяют осуществлять всемирное экономическое взаимодействие.
Как мера стоимости деньги позволяют сопоставить между собой различные товары. Мы часто говорим : «Эта вещь стоит дорого, а эта – дёшево». Буханка хлеба стоит дешевле, чем килограмм мяса, а автомобиль дороже велосипеда. Как легко мы это определяем! Что позволяет нам провести это сравнение с такой лёгкостью?
Мы сравниваем денежные выражения стоимостей этих вещей. И это сравнение мы можем произвести только потому, что знаем их стоимость в одинаковых денежных единицах.
Таким образом, деньги на рынке выступают в качестве общего знаменателя, к которому приводится стоимость различных товаров.
Как средство обращения деньги играют роль посредника при обмене товаров. Производитель, для того чтобы произвести товар, на имеющиеся у него деньги приобретает оборудование, материалы, нанимает работников, то есть превращает деньги в необходимые ему производственные ресурсы. С помощью этих ресурсов он производит товар и реализует его, превращая опять в деньги. Такое движение денег называется денежным обращением.
В процессе обращения, как правило, пользуются бумажными деньгами
или монетами, которые практически не имеют самостоятельной стоимости.
Казалось бы: очень просто сделать так, чтобы все люди стали богатыми: надо попросить правительство напечатать огромное количество денег, всем их раздать. Так?
Только сегодня уже не меняют шкуры на яйца, а меняют, например, бетон на нефть, вагоны на автомобили и так далее. Такой обмен по-научному называется бартер.
Таким образом, истинную стоимость денег в рыночной экономике определяет не правительство своими указами, а истинное состояние экономики.
Кто из нас не пытался копить деньги? Кто – то откладывает деньги на «чёрный день», кто-то пытается собрать сумму на дорогую покупку, кто-то пытается накопить денег, чтобы открыть собственное дело. Накопление денег осуществляется для того, чтобы создать резерв и иметь возможность использовать их в будущем. В качестве средства накопления выступают деньги, изъятые из обращения, полученные, но не потраченные.
Как средства накопления могут использоваться реальные деньги ( то есть деньги из драгоценных металлов в виде монет и слитков), деньги в виде предметов искусства и роскоши. Бумажные деньги не слишком удобны в качестве накопления. Они подвержены обесцениванию.
Накоплением занимаются не только частные лица, но и государство в форме национальных золотовалютных запасов, хранящихся в центральном банке страны.
Приходя в магазин или рынок, мы выясняем у продавца цену товара в денежных единицах и расплачиваемся за приобретаемый товар. Тем самым наши деньги выполняют функцию платёжного средства. С их помощью мы оплачиваем продавцу приобретаемую у него продукцию или услугу.
Если ты решил сделать бизнес на продаже яблок, то ты понимаешь, что цена их будет гораздо больше, например, посреди пустыни: там ведь всем хочется пить, а тут, пожалуйста, яблоки.
В повседневной жизни мы пользуемся бумажными купюрами и монетами. Это разновидности наличных денег. Наличными деньгами рассчитываются, как правило, физические лица (население) при приобретении товаров и услуг: в магазинах, на рынках, в ресторанах и кафе, в прачечных и парикмахерских,
Приобретая билеты на самолёт и в кино.
Расчёты между юридическими лицами (организациями) происходят, как правило, в безналичной форме. Каждая организация имеет расчётный счёт в банке. Для того чтобы заплатить другой организации, например за постановку оборудования, банк переводит деньги с её расчётного счёта на счёт организации-поставщика, то есть расплата производится безналичными деньгами, без передачи денег на руки.
Но на расчётных счетах банков могут хранить свои сбережения и отдельные граждане. При этом они также могут пользоваться в повседневной жизни безналичными деньгами: чеками, кредитными картами.
Чеки бывают именными, то есть с указанием получателя денег, или предъявительскими, когда деньги выплачиваются любому лицу, предъявившему чек.
Безусловно, использование безналичных денег достаточно удобно: нет необходимости носить с собой крупные денежные суммы, которые могут заинтересовать карманного вора или которые можно случайно потерять.
III Результаты исследований
В результате анкетирования выяснилось, что деньги имеются у 80% учащихся 3-4 классов. Деньги выдаются на карманные расходы родителями и родственниками. Деньги выдаются:
33%- трудовую деятельность, помощь по дому
Так же через анкетирование выяснилось, на что тратятся полученные деньги.
В основном деньги тратятся на сладости и компьютерные игры, так же 73% ребят стараются копить деньги. Мне стало интересно, на что ребята копят деньги? Оказалось, что деньги копят на ноутбук, на поездку в отпуск. Все это правильные траты.
Современному человеку необходимо знать о том, что можно хранить и копить деньги. Для этого у нас существуют банки, где можно сохранить деньги на срочном вкладе и на вкладе до востребования.
Когда деньги находятся на вкладе, они не лежат, а постоянно «двигаются», принося пользу человеку, который берет их в кредит в банке. А за то, что Сберегательный банк пользуется деньгами вкладчика, он платит ему проценты. Так у вкладчика «растут» деньги.
Я побывал в нашем отделении Сбербанка России и узнал, что открыть счет в банке я смогу, когда мне исполнится 14 лет. А пока такой счет на мое имя могут открыть мои родители и положить на него деньги. Они будут оставаться на моем счете, и на них будет насчитываться процент, а когда мне исполнится 14 лет я смогу ими воспользоваться.
В рамках данной работы была сделана попытка, показать зарождение денег, их роль в жизни человека, их роль в экономике группы взрослых и ребят. В настоящее время в условиях перехода к рыночной экономике в России неизмеримо возрастает актуальность данного вопроса.
Работа имеет практическую направленность и может быть использована на уроках окружающего мира, литературного чтения. А так же, может быть использована в качестве дополнительного учебного материала.
1. Что такое деньги. Серия «Идем к рынку». Российский инвестиционный фонд «Финансовый век» Москва, к-50 – 1992.
2. Я познаю мир. Экономика: Энциклопедия. М.: Издательство АСТ-2003.
3. Липсиц основ экономических знаний. М.: Дело – 1993.
6. Интернет ресурсы
Валюты, используемые в конкретных государствах
Проект на тему «Деньги, и их функции»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнили ученицы 7 А класса: Штель Алина Алексеева Валерия Руководитель: Ярышева Е.Н. 2018 г. Проект Что такое деньги? МБОУ СОШ №11 им. А.А. Абрамова Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Цель:выяснить сущность, функции и виды денег; обосновать причину необходимости разумного обращения с деньгами. Объект нашего исследования: экономика. Предмет исследования: деньги. Гипотеза: если ребенок будет обладать знаниями о деньгах, то сможет разумно ими распоряжаться. Методы исследования: Анализ необходимой информации, наблюдение, опрос, сравнение.
Мы решили выяснить знают ли наши сверстники что такое деньги, как они появились? Зачем они нужны? Что думают о финансовой грамотности детей их родители? Когда, по их мнению, следует начинать обучать детей основам экономики.
Проблема исследования: С тех пор, как человечество изобрело деньги, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека в отдельности. Выражение «нет денег» мы слышим постоянно. Денег всем не хватает. Причем не только тем, у кого маленькая зарплата, но и тем, у кого она большая. А все потому, что многие люди просто не умеют считать свои деньги, не знают, сколько им надо, чтобы прожить до следующей зарплаты, и не умеют правильно тратить, чтобы не было постоянного перерасхода.
Задачи исследования: Познакомиться с историей возникновения денег; определить сущность, функцию и виды денег. Проанализировать полученные в ходе исследования знания. Сделать вывод о необходимости разумного использования денег.
Первым этапом работы было составление летописи денег. Мы выяснили, что было такое время, когда люди совсем не знали денег. Они пользовались обменом. Например, за одного барана можно было получить 5 кувшинов, а за топор – три копья. Но это были неудобные деньги.
Зачем нужны деньги? ДЕНЬГИ, средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара. Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловило замену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных и различных записей на счетах банковских учреждений. Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения
Следующим этапом работы стал поиск ответа на вопрос :
Нам стало интересно, а правильно ли сверстники расходуют деньги, которые дают им родители на карманные расходы
Еще одним этапом исследовательской работе стало анкетирование родителей нашего класса. Нам было интересно, как они относятся к экономической грамотности детей?
Возраст, с которого необходимо ввести курс экономической грамотности, нашими родителями был определен так:
Тематику занятий, конечно определит педагог, но она может быть примерно такой: Деньги: сущность и функции Рынок Банк Интернет. Безопасность. Деньги «Заработок школьников в ХХI веке» Пенсионная грамотность Финансовое мошенничество. Как его избежать Ипотека. Арифметика ипотеки Банковские карты: риски и управление ими
А сейчас мы предлагаем уважаемой аудитории проверить свои знания по экономике Вопрос: какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». На вес золота За бесценок По божеской цене Задаром Цена кусается Не по карману По сходной цене Влетит в копеечку За гроши
Список используемых Интернет-ресурсов http://detsadmickeymouse.ru/publ/metodicheskaja_rabota/ehkonomika_dlja_malyshej/25 http://www.solnet.ee/school/p8_50.html. http://festival.1september.ru/articles/211792/ http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=28&article=85 http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml http://www.znaikak.ru/babyandmoney.html http://bankir.ru/analytics/manager/1375995 Http://www.moy-rebenok.ru/article/momclass/teach/325/ http://www.terminomika.ru/data/library/authors/e_v_kart.html http://xn--80adkkb3aeirm.net/razvivajushhie-igry-dlja-detej.html http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=18027 http://wundermommy.blogspot.ru/2010/04/blog-post_29.html
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1509830
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проектная работа «Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить». ( 3 класс)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Казанский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
«Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить».
Проектную работу выполнила:
Учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 7
3. Сущность выбранной методики изучения…………………………….3
6. Состав проектной группы……………………………………………. 4
7. Технологическая карта учебного занятия……………………………..5
9. Библиографический список……………………………………………20
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель финансового просвещения детей – это доставка понятной качественной и доступной информации «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.
Финансовая грамотность – это совокупность способностей, которые хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни.
Финансовая грамотность невозможна без понимания сущности денег и их свойств. Эта тема является интересной и в то же время обязательной для каждого человека, который хочет научиться с ними обращаться и понять, по каким законам они живут. Деньги можно назвать интернациональным языком рынка мира, на котором общаются люди со всей планеты. Понимание функции денег – первый шаг к финансовой грамотности.
2. Актуальность проекта
Актуальность данного проекта состоит в том, что деньги с самого первого момента своего появления овладели умами людей. Кажется, что денежные знаки существовали всегда и принимались везде, где был человек. Как и тысячу и две тысячи лет назад, тема денег все также актуальна для нас и по сей день. Люди на протяжении всей своей многовековой истории рождались, умирали, женились и работали ради денег. Все то же самое только в преображенном виде происходит с нами и сейчас, денежный вопрос остается самой актуальной темой для нас сегодня. Все чаще вместе с прогнозом погоды мы просматриваем сводки о курсах валют на завтра. В современных семьях всё чаще обсуждается вопрос «Где взять деньги?» и всё реже задумываются об истории происхождения денег.
3. Сущность выбранной методики изучения
Прикладное исследование – исследовании, проводимое в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
создание методической разработки внеурочного занятия для изучения истории возникновения денег на основе системно-деятельностного подхода.
1.Изучить программу по финансовой грамотности для начальной школы.
2.Выбрать и актуализировать тему.
3.Определить содержание занятия.
4.Выбрать методический инструментарий (приёмы, методы, формы, ресурсы)
5.Подобрать необходимые иллюстраций и оформление занятия.
6. Состав проектной группы (показать распределение ролей и обязанностей)
Информационно-техническая часть проекта
Информационно-техническая часть проекта
Информационно-техническая часть проекта
Руководитель проекта, разработчик внеурочного занятия
Разработчик внеурочного занятия
6. Технологическая карта учебного занятия
Цель занятия : дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни, рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Предметные образовательные результаты
Усвоение понятий по теме: деньги, обмен, товар, ликвидность
Овладение предметными умениями: понимание и правильное использование термина «деньги»; представление о роли денег в семье и обществе; умение характеризовать виды и функции денег; проследить процесс развития денег от примитивных форм до современных.
Метапредметные образовательные результаты
познавательные : использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения проблем поискового характера
регулятивные: понимание цели своих действий, проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих
Личностные образовательные результаты: создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности.
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Давайте дружно скажем вместе девиз нашего занятия:
Работаем старательно, слушаем внимательно!».
Зачитаем правило работы в группе:
«Умей слушать, слышать, а главное – договариваться!»
До начала занятия обучающиеся распределились по группам, согласно выбранным жетонам
2. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности
— Ребята, посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане.
Колёса от первобытного танка?
— Кто догадался, что это?
— Да, да, деньги и бывают они такими огромными – скорее, это уже деньжищи!
А ещё деньги бывают разными. Стоп! Не будем торопиться.
Просмотр слайда презентации. (Слайд 2)
Обсуждение в группах, высказывание предположений
Постановка учебных задач. Планирование
-Предположите, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
— А чтобы вы хотели узнать о них и чему научиться? На какие вопросы о деньгах хотели бы найти ответ?
(Что такое деньги? Как они возникли? Откуда они взялись? Как их правильно тратить?)
— Определите тему занятия?
— Итак, тема нашего занятия « Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить».
— Итак, тема определена, цели поставлены. Посмотрите, на сколько вопросов нам предстоит сегодня дать ответ. Для реализации нашего плана я предлагаю всем группам отправиться в путешествие в прошлое.
— Экипажи к полёту готовы?
Работают все приборы космического корабля. Внимание на пульт управления
Составление кластера на доске
Просмотр слайда презентации. (Слайд 3)
Просмотр слайда презентации. (Слайд 4)
— И тут выяснилось, что в одном из племён лучше делали что-то одно, а в другом – другое.
Импровизированная сценка « Обмен».
—Что вы тогда сделаете?
— Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он – тебе лук со стрелами.
Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.
— Ребята, закончите предложение.
То, что люди предлагают для обмена называется … (товаром)
— Но тут возникла другая проблема. Предположим, ты снова идёшь по тропинке уже с другой рыбой, а навстречу опять тот же человек из племени «У-ГУ-ГУ» с новеньким луком. Он успел проголодаться и хотел обменять свой лук на твою рыбину. Но лук у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз. Зато тебе нужно новое ожерелье из зубов акулы, которое делает девочка из племени «ХРУМ-ХРУМ»
-Что же остаётся делать голодному бедняге с луком?
( Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом поменять его у тебя на рыбу. А вдруг ей не нужен лук, а нужно что-то другое? Так можно и с голоду умереть…)
— Такие непростые ситуации возникали довольно часто.
И тогда люди додумались, использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (рыба годится?) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.
— Как вы думаете, у разных народов были одинаковые деньги?
У каждого народа были свои деньги. В Эфиопии (Это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли. Соль нужна была каждому, а достать её было трудно – вот и договорились эфиопы считать эти плитки деньгами. Если бы, к примеру, предыдущая сценка произошла в Эфиопии, ты бы сразу сказал мальчику с луком, что лук тебе не нужен, а свою рыбу ты готов отдать за 2 плитки соли. Если бы его это устроило, он бы отдал бы тебе 2 «соляные» денежки и получил свою рыбу. А ты бы пошёл покупать на них ожерелье у девочки. Может быть, их бы и хватило, а может тебе пришлось бы добавить ещё несколько плиток соли.
Задачка из блокнота.
Посмотрите на картинку на слайде и скажите:
Сколько « соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки? Сколько рыб пришлось бы для этого поймать? (6 плиток; 3 рыбы)
А вот другой пример необычных денег. На островах Санта – Крус деньгами служили длинные красные перья.
А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то железные гвозди и топоры, а где-то – даже – шерсть слона!
Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них просто писали имя нового владельца
Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что все эти товары обладают высокой ЛИКВИДНОСТЬЮ.
— Для чего нужны деньги?
Что же такое деньги?
Деньги – это универсальное средство обмена.
-В общем, как появились первые деньги, мы с вами разобрались.
А что же было дальше?
Для того, чтобы такого больше не случалось, люди стали искать ТОВАР, который ценился бы повсюду.
Как вы думаете, они нашли такой товар?
-Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы.
-Вы догадались какие? Золото и серебро.
-Почему именно они оказались очень удобным материалом для денег?
— Когда появились первые круглые монеты?
(Очень давно –2 с лишним тысяч лет назад – в Лидии ( бала такая страна на территории Турции). А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима. Там был правитель Юлий Цезарь, от имени которого произошло известное слово – царь.)
До наших времён дошло много старинных монет из разных стран. Вот так выглядит серебряная монета – денарий времён Цезаря.
Покупать и продавать товары с помощью монет стало удобнее, поэтому они распространились по всему миру и используются до сих пор
Человечество менялось, монеты вместе с ними. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж много. К тому же монеты из этих металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов и сплавов: меди, бронзы, чугуна и т.д. На одной из древних китайских чугунных монет дырка в центре была сделана специально.
Догадались почему? (чтобы несколько таких монет нанизывать на верёвку)
— А вы знаете, какая монета на Руси считалась самой мелкой малоценной монетой?
А гигантская австралийская золотая монета «Кенгуру» уж точно самая большая и дорогая в мире! Этот великан весит больше тысячи килограммов и стоит несколько миллионов долларов!
Посмотрите на сказочных персонажей, вспомните, на что они потратили свои монеты?
-А как же и где появились бумажные деньги?