Проект моргенштерн что это
Мизулина разоблачила Моргенштерна как иностранного агента
По следам музыканта
Долго вилась веревочка Алишера Моргенштерна. Периодически казалось: вот он, искомый кончик. Но упрямое вервие устремлялось все дальше. Однако глава Лиги безопасного Интернета, член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина, похоже, докопалась-таки до сути, до корней, до самых истоков зла: «Целенаправленно ему направляют денежные средства иностранные организации».
Теперь, когда открытие сделано, у многих единомышленников Мизулиной-младшей (мама «безопасной интернетчицы» — известный борец с тлетворным влиянием, сенатор Елена Мизулина) наверняка возникнет соблазн присвоить себе лавры первооткрывателя. Мол, они тоже давно догадывались, что с Моргенштерном не все ладно. Мол, было очевидно, что рэпер исполняет свои гадости не по зову сердца, а за деньги нанявших его врагов России. Но одно дело, согласитесь, догадываться, и совсем другое — публично заявить об этом.
Разоблачение было сделано в интервью Ирине Шихман, размещенном на YouTube-канале журналистки. По словам Мизулиной, существует «определенный круг исполнителей и блогеров», распространяющий «определенный контент», связанный с пропагандой наркотиков, насилия и отрицанием роли советского народа в Великой Отечественной войне. И в этот круг, безусловно, входит Моргенштерн.
«Мы видим в этом общую скоординированную работу, — продолжила борица за безопасный Интернет. — Я бы не сказала, что дается указание петь определенные песни или вести себя определенным образом. Дается определенный файл с темами, которые необходимо затрагивать постоянно». А дают файл, ясное дело, закордонные заказчики Моргенштерна: известно, что «у него есть иностранное финансирование определенного толка».
Справедливости ради надо заметить, что Екатерина Мизулина на лавры тоже не претендует. Мол, все компрометирующее Моргенштерна знание она почерпнула из неких открытых источников. И даже не вполне запомнила прочитанное: «Я читала, но не помню, как называются эти (финансирующие Моргенштерна. — А.К.) организации».
Но Екатерина Михайловна, понятно, скромничает. Дело, конечно же, не в открытых источниках. Во всяком случае, не только в них. Мало ли что в этих источниках пишут! Попадаются, к примеру, ужасные публикации, авторы которых смеют утверждать, что Екатерина Михайловна — набитая дура. Но мы же не верим этим бессовестным клеветникам. Мы знаем, что главой столь уважаемой организации и членом Общественной палаты не могли назначить глупого и неадекватного человека.
Впрочем, как можно понять из того же интервью Мизулиной, человеческий разум уже не играет в поисках интернет-крамолы ведущую роль. Железный конь пришел на смену крестьянской лошадке!
«Мы определенные вещи мониторим и используем для этого не только ручную аналитику, но и искусственный интеллект, — сообщила глава Лиги безопасного Интернета, объясняя, почему сразу поверила в версию об ангажированности Моргенштерна мировым антироссийским закулисьем. — И видим, так скажем, единые методики работы. У отдельных исполнителей, у отдельных блогеров».
Интеллект Екатерины Мизулиной и ее команды, усиленный интеллектом искусственным, — это, конечно, страшная сила. У нанятых вражескими организациями рэперов и блогеров нет никаких шансов остаться неразоблаченными. Гром победы раздавайся! Но тут-то и кроется засада, которая лучше всего описывается словами классика: «Горе от ума».
Метод, используемый Мизулиной и Ко, прост и эффективен: если кто-то кое-где у нас порой поет и пишет не о том, о чем, по мнению ревнителей скрепности и нравственности, следует петь и говорить, значит, он поет с чужого, западного голоса.
Однако чем шире будет становиться круг разоблаченных «наймитов», тем очевидней будет для обывателя мощь и коварство «хозяев». Ведь если они не пожалели средств на подкуп долларового миллионера Моргенштерна (дабы скромный юноша превозмог себя и лестно отозвался о наркотиках), то страшно подумать, кого еще враги могли и могут купить.
«Поприжать, чтобы склонить к сотрудничеству»: почему проверяют Моргенштерна
В конце ноября скандально известный Алишер Моргенштерн в очередной раз привлек внимание правоохранительных органов: Следственный комитет (СК) инициировал проверку творчества рэп-исполнителя, начиная с 2013 года, на предмет пропаганды наркотиков среди несовершеннолетних. Поводом послужили жалобы Новикова (имя заявителя неизвестно) на песню и клип Моргенштерна Pablo (почти 35 млн просмотров в YouTube на 30 ноября). 24 ноября проверяющие пришли и в ресторан музыканта Kaif на Большой Дмитровке — там изъяли весь крепкий алкоголь, сославшись на отсутствие лицензии. Моргенштерн уехал из Москвы в Минск, а оттуда — в Дубай, писали Telegram-каналы Readovka и «Опер слил». Концертный директор Моргенштерна рассказал Forbes, что у рэпера запланированы частные концерты в Белоруссии и Дубае, но не уточнил его текущее местоположение.
Forbes вспомнил, как Моргенштерн стал кумиром поколения Z, и поговорил о возможных причинах проверок и отъезде рэпера с его адвокатом, концертным директором, а также политологами, представителями блогерских агентств и общественных организаций.
Новый Black Star
23-летний рэп-исполнитель Алишер Моргенштерн (урожденный Валеев, новая фамилия в переводе с немецкого означает «утренняя звезда») родился в Уфе. Его воспитывала мать. Когда-то она владела цветочным салоном в Уфе, но бизнес, по словам музыканта, «отжали» (кто и как — Алишер не уточняет).
Свой первый клип Моргенштерн снял на ручную камеру в 12 лет. Но интерес к рэпу вскоре вытеснила тяга к спиртному — в беседе с Forbes ранее он признавался, что с 16 лет страдал от запоев и «пил водку каждый день». Окончив школу, Моргенштерн поступил в Башкирский государственный педагогический университет, но год спустя был отчислен за прогулы. После этого он собрал из друзей рок-группу ММД CREW, а в 2017-м завел блог #ИзиРеп на YouTube, где показывал, как примитивно создаются рэп-хиты с миллионами просмотров. Первый выпуск #ИзиРеп был посвящен рэперу Ивану Дремину, известному под псевдонимом Face, сейчас у него более 15 млн просмотров.
В середине 2017 года Моргенштерн начал записывать и выкладывать на #ИзиРеп пародии на песни популярных исполнителей — Ольгу Бузову, Pharaoh, Элджея. А затем и собственные треки, которые блогер создавал в прямом эфире на YouTube. В 2018 году он выпустил свой первый альбом «До того как стал известен». Релиз побил рекорд рэпера Lizer (28 000 репостов «ВКонтакте» за сутки), набрав за день больше 50 000 репостов в социальной сети. Исполнитель тут же запустил коллекцию своего мерча — худи, футболки и халаты, а позже — туалетную бумагу с собственным портретом. За год с сентября 2017-го Моргенштерн заработал 15 млн рублей, рассказывал он Forbes.
В мае 2021 года артист открыл частное охранное предприятие вместе со своим телохранителем Азизом Нуриллаевым, а в сентябре — бургерную на Никольской улице. Все проекты работают под брендом Kaif, который сам Моргенштерн называет «новым Black Star».
Набрать очки
В песнях и клипах Моргенштерна много нецензурной лексики. В своих треках артист часто поет о сексе и наркотиках. Имидж скандального артиста Моргенштерн поддерживает эпатажными выходками. Например, на премию МУЗ-ТВ в июне 2021-го рэпер приехал в инвалидном кресле. А когда не получил главный приз «Исполнитель года» (он достался Александру Ревве), закричал: «Я протестую». Затем ворвался на сцену и потребовал определить победителя зрительским голосованием.
В 2021 году у эпатажного рэпера начались проблемы с законом. В марте Лига безопасного интернета обратилась в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку в отношении Моргенштерна по поводу возможной пропаганды наркотиков среди детей. В апреле комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признала ролик «Клип за 10 лямов», снятый для Альфа-банка с участием Моргенштерна, нарушающим закон о рекламе — из-за демонстрации алкоголя и непристойного поведения. Ведомство планировало возбудить против Альфа-банка и Моргенштерна дело об административном правонарушении. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, за нарушение закона о рекламе гражданам грозит штраф от 2000 до 2500 рублей, должностным лицам — от 4000 до 20 000 рублей, юридическим лицам — от 100 000 до 500 000 рублей. Согласно базе данных ФАС, сейчас дело находится на стадии рассмотрения.
В том же апреле управление по контролю за оборотом наркотиков по Москве возбудило еще одно административное дело против артиста — за пропаганду наркотиков. Причиной послужила жалоба на содержание клипов «Розовое вино 2» и Family, поступившая от кандидата в депутаты Госдумы от КПРФ и основателя общественного антинаркотического движения «АнтиДилер» Дмитрия Носова. В июне Зюзинский суд Москвы признал артиста виновным в пропаганде наркотических средств (часть 1 статьи 6.13 КоАП РФ) и оштрафовал рэпера на 100 000 рублей. По словам адвоката Моргенштерна Сергея Жорина, аналогичные проверки инициировали и в других регионах — Санкт-Петербурге, Улан-Удэ, Свердловской области. Все они были возбуждены на основании жалоб граждан на то, что песни Моргенштерна пропагандируют наркотики, и прекращены «в связи с отсутствием состава административного правонарушения», следует из заявлений, которые есть в распоряжении Forbes.
По словам адвоката, депутаты подавали жалобы на Моргенштерна в преддверии выборов в Госдуму, которые проходили 17–19 сентября 2021 года, «чтобы набрать себе очки». «Любое упоминание Моргенштерна дает цифры, цитируемость», — объясняет Жорин интерес чиновников к артисту.
Молодые боссы
Осенью 2021 года началась новая волна проверок творчества Моргенштерна. 25 октября на YouTube-канале «Осторожно: Собчак!» Ксении Собчак вышло интервью с рэпером. В нем артист поставил под сомнение необходимость ежегодно праздновать День Победы. «Я вообще не понимаю этого праздника Победы, которая состоялась 76 лет назад. До сих пор из года в год тратятся на это миллионы. Наверное, гордиться просто нечем. Но вспоминать на протяжении века о том, что когда-то давно победили. не знаю, я этого не понимаю», — заявил артист. Он назвал ветеранов «молодцами», но отметил, что России стоит двигаться дальше и завоевывать новые победы в информационных и космических технологиях. Видео набрало более 7 млн просмотров.
В этот же день председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил руководителю Главного следственного управления по Москве Андрею Стрижову организовать проверку деятельности Моргенштерна, рассказал Forbes председатель «Ветеранов России» Ильдар Резяпов. По словам Резяпова, сейчас проводится психолого-лингвистическая экспертиза высказываний Алишера Моргенштерна — она покажет, нарушил ли он действующее законодательство. «Мы уверены, что Алишеру Моргенштерну необходимо пересмотреть свой репертуар, — говорит глава «Ветеранов России». — Он должен понять, что несет ответственность перед своей аудиторией — подрастающим поколением и в целом перед гражданами страны». Максимальное наказание за склонение к употреблению наркотиков (статья 230 УК РФ), по которому проверяют Моргенштерна, может достигать 15 лет колонии. Forbes направил запрос в Следственный комитет.
Переговоры или утка
Проверками творчества дело не ограничилось. 23 ноября Бастрыкин, выступая на научно-практической конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека», заявил, что рэпер «по сути дела» торгует наркотиками в социальных сетях, вовлекая «в свою сферу общения огромное количество нашей молодежи». По словам Жорина, после этого у Моргенштерна появились опасения, что подчиненные Бастрыкина воспримут его высказывания как призыв к действию, и «кто-то захочет выслужиться».
На следующий день после выступления Бастрыкина в ресторане рэпера Kaif прошли проверки. Партнер Моргенштерна Эдуард Попов в своем Instagram рассказал, что проверяющие органы изъяли крепкий алкоголь для проведения экспертизы. СМИ писали, что ресторан закрыли на неопределенный срок. Но Попов в своей публикации заверил гостей, что ресторан открыт. На вопросы Forbes о причинах проверок на момент публикации он не ответил. Менеджер Kaif в телефонном разговоре также сообщил Forbes, что ресторан работает, но без крепких алкогольных напитков.
В тот же день, 24 ноября, в сети появилась информация о том, что Моргенштерн вместе с женой Диларой Зинатуллиной покинул страну. На видео, оказавшемся в распоряжении Telegram-канала Readovka, пара находилась в «Ласточке», которая следовала из Смоленска до Минска. По данным канала, Моргенштерна с Зинатуллиной при посадке в поезд до Минска также видел один из охранников на железнодорожной станции в Смоленске. На следующий день в Telegram-канале «Опер слил» появилась информация о том, что пара улетела в Дубай.
Концертный директор музыканта рассказал Forbes, что у рэпера запланированы частные концерты в Белоруссии и Дубае. Он отказался называть их даты и нынешнее местонахождение музыканта. Бар Gipsy, где 26 ноября должен был состояться концерт Моргенштерна, отменил мероприятие и перенес его на 2022 год.
Адвокат Сергей Жорин рассказал Forbes, что в отъезде Моргенштерна «нет никакой конспирологии». Тот, по его словам, «отдыхает с супругой». Уточнить местоположение пары он не смог, сославшись на незнание деталей. На вопросы Forbes не ответила и пиар-менеджер артиста Анна Верхолаз.
29 ноября издание Znak со ссылкой на источник в администрации президента (АП) сообщило, что представители администрации ведут переговоры с продюсерами рэпера Алишера Моргенштерна о его возвращении в Россию. По данным издания, с продюсерами обсуждают два варианта. Первый — артист отказывается от сотрудничества с представителями власти, но тогда угрозы со стороны Следственного комитета «могут материализоваться». Второй вариант — вернуться в Россию, продолжить заниматься музыкой и бизнесом и начать сотрудничество с властью в преддверии 2024 года.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг Forbes информацию о том, что АП ведет переговоры с Моргенштерном, назвав ее «уткой». Он не ответил на вопрос о причинах проверок бизнеса и творчества рэпера. Глава политического движения «Общество.Будущее» Роман Юнеман полагает, что переговоры между АП и артистом могут происходить, но сомневается, что последний согласится на сотрудничество с властями: «Моргенштерн — не дурак. Он понимает, что это плохо отразится на его имидже».
Отказывайся или беги
Ильдар Резяпов считает все осенние проверки творчества и бизнеса Моргенштерна, а также отмену его концерта реакцией на обращение организации «Ветераны России» в Следственный комитет. По мнению Юнемана, проверки рэпера могли быть частной инициативой самого СК, которую впоследствии решили использовать в администрации президента. «Думаю, он дал повод включиться надзорным ведомствам. И, видимо, его решили таким образом поприжать, чтобы склонить к сотрудничеству», — полагает Юнеман. Основным поводом для проверок он считает высказывание артиста о Параде Победы: «Нашей системе истории с наркотиками не интересны. Интересно, когда оскорбляют что-то святое: любое [критическое] выступление на этом поле автоматически сталкивается с санкциями».
По словам Юнемана, после летних протестов 2019 года в администрации президента присматриваются к молодежным лидерам, чтобы использовать их в политической рекламе. «Музыканты, артисты, медийные люди могут влиять на большие группы людей, которые остаются непровластными или полуоппозиционными. Они могут написать что-то, что поможет изменить [отношение людей к властям]», — объясняет он логику представителей АП.
О подобных запросах Моргенштерн рассказывал в интервью Forbes в 2020 году. Тогда он говорил, что ему предлагали «раз в неделю упоминать Путина в положительном ключе» и за это получать по 100 000 рублей. В интервью Дмитрию Гордону в 2021 году рэпер рассказывал, что власти однажды предложили ему получить 30 млн рублей, «ничего не делая»: «Я отказался, потому что знаю, что если ты однажды соглашаешься на политическую рекламу, ты садишься на крюк. У меня политика такая: пока можешь отказываться — отказывайся, когда не можешь отказаться — беги».
По мнению Юнемана, Моргенштерн может вызывать недовольство властей тем, что не идет на контакт: «Сейчас недостаточно быть вне политики, важно сигнализировать, что ты не против [сотрудничать с властями]». Впрочем, генеральный продюсер селебрити-агентства Beber Даниил Комков сомневается, что отказ от политической рекламы мог стать поводом для преследований артиста. По его мнению, власти взялись за Моргенштерна из-за его негативного влияния на молодую аудиторию. При этом он называет реакцию властей «запоздалой». «Определенные политические силы долгое время могли защищать проект», — предполагает Комков, не называя конкретных интересантов, — этим и объясняется отсутствие интереса властей к рэперу прежде.
Основатель коммуникационного агентства Social Stars Максим Петренчук считает, что история с Моргенштерном показательная. «Она иллюстрирует, что, даже если ты будешь суперлояльным [к властям] пассажиром, ты не застрахован от проблем». При этом, по его мнению, Моргенштерн может только выиграть от ситуации: «Сейчас он создает репутацию гонимого, политического диссидента, а это по сути пиар и реклама».
Пришедший из ниоткуда? Кто стоит за проектом «Моргенштерн»
Интервью рэпера Моргенштерна популярному блогеру Дудю за пару дней посмотрело почти 20 млн. человек. Совсем недавно 22-летний Моргенштерн (настоящее имя Алишер Тагиирович Валееев был признан человеком года по версии популярного журнала GQ. Другой влиятельный журнал Fоrbes. Россия включил его в список сорока самых успешных звезд страны до 40 лет – он занял 21-е место. А всего месяц назад Моргенштерн открыл свой ресторан в самом центре Москвы.
В связи со всеми этими событиями, нельзя не задаться вопросом: почему популярен Моргенштерн? Музыкальный критик Гуру Кен (Вадим Пономарев) так отвечает на него:
Политический аналитик Илья Гращенков уверен, что Моргештерн – это кремлевский проект, придуманный специально для подростков:
«Для школьников он – очередной кумир, а люди за 30 в ужасе требуют «убрать это куда-нибудь». При этом проект коммерчески супер успешен, за ним стоят люди из Администрации Президента РФ, башкирского правительства, в интервью даже фигурирует семья Кадыровых. Поэтому с точки зрения культурологического феномена трэп – это не только музыка, но и удовлетворение запроса на т.н. «новую искренность». Артист открыто объявляет своим фанатам, что он их презирает и рассматривает исключительно как источник бабла. Однако публика этот контракт принимает и так же посылая исполнителя «на», радуется тому, что их отношения честны. Схожий запрос на мир «искреннего чистогана» существует и в политике. Устав от лжи, фальши, фейков и пропаганды, люди перестают доверять всем: партиям, политикам и чиновникам. Так кому доверится новое поколение?
Конечно, «новая искренность», как философское понятие мета-модернистского дискурса, в новой интерпретации сильно искажено. Наши губернаторы-технократы, например, вооружившись этой дидактикой стали забивать свои инстаграммы лживыми зарисовками своей частной жизни, где они предстают простыми людьми. Моргенштерн который делает акцент на том, что «ему на все по. », тоже не столько искренен, сколько нарочито прямолинеен. Попытка выдать реальные намерения (обогащение) за честность разбиваются о прокурорский допрос Дудя, где всплывающие фамилии людей из прокремлевской тусовки рисуют ясный образ, что весь проект – какая-то мутная финансово-политическая схема людей из власти.
Однако такой подход нельзя отбрасывать. Коммерческий успех базируется не только на связях с верхами власти, но и с реальным запросом молодежи «жить не по лжи 2.0». Тинэйджеры покупают плевок в лицо, предпочитая его сладкой пилюле капиталистического общества и мнимой заботе. Пост-ирония, как ответ на постмодернизм, квинтэссенцией которого стала Система РФ с ее мифами «Иронической империи» (привет Глеб Олеговичу), стала вызовом для всей нашей фейковой государственности. И именно это поколение придет во взрослую жизнь уже в течении 3-5 лет, т.е. даже до окончания первого путинского «не обнуленного» срока. Сохранится ли их запрос на новую пост-искренность, деконструкцию общества приличий в угоду холодному и расчетливому миру чистогана? Скорее всего – да. И это будет вызов для всей мировой системы, где Грета Тунберг была лишь «первой ласточкой» в мире перманентной цифровой революции. »
А вот свежий пример тотального пофигизма, провозглашенного модным исполнителем. О нем пишет белорусский телеграм-канал LUXTA:
«Ребят, мне по.» — такова была реакция Моргенштерна на белорусских фанатов с БЧБ-флагами на концерте рэпера. Да, да, вы не ослышались. Именно так рэперок «поддержал» своих фанатов, которые, между прочим, купили билеты на его концерт и тем самым положили монетку в карман этому артисту.
Перед самим выступлением толпа скандировала «Лукашенко в автозак», абсолютно для всех пришедших это было своего рода поддержкой и шаутаутом белорусскому народу. Но не для Моргенштерна.
«Мне по., ребят. Мне на то, что происходит у меня в стране, по.».
Похвалить Моргенштерна за аморальность нельзя, однако за смелость открыть фанатам свою истинную, жадную до наживы, натуры — можно. Ведь как иначе объяснить то, что ваш, пусть любимый артист (мы не осуждаем), собрал с вас деньги, а потом взял и наплевал на вашу культуру, быт и убеждения.
В таких случаях говорят «продался». Так вот это тот самый пример той продажности, когда начинаешь ты на дне, сетуя на систему и несправедливость, а заканчиваешь, жируя в Блэкстар Бургере с бородатым начальником, стабильными шекелями на карте и огромным неуважением не только к собственным фанатам, но и к народу своей страны. »
Последний месяц мы постоянно слышим имя Моргенштерна. В чем же его феномен?
Интервью Моргенштерна Юрию Дудю, вышедшее в начале ноября, набрало 21 млн просмотров. Забавно, что рэпер до этого сам уговаривал Дудя взять у себя интервью, а тот отмахивался, считая, что Моргенштерну нечего сказать после разговора с YouTube-каналом «Вписка». Оказалось, что Юрий ошибался: рэпер во «Вписке» и рэпер во «ВДуде» — два разных человека.
Просмотры клипов и роликов на канале самого Моргенштерна исчисляются десятками миллионов, написанный за неделю в прямых эфирах на YouTube альбом «Легендарная пыль» через несколько дней после релиза набрал 35 млн прослушиваний в одном только «ВКонтакте», за первый месяц работы Spotify в России Моргенштерн выбился в топ-5 самых прослушиваемых артистов стримингового сервиса, уступив только корейским гигантам BTS, а в октябре этого года, согласно аналитике больших данных МТС, и вовсе превратился в отдельный вид мобильного трафика наравне с «интернет-магазинами», «образованием» и «развлечениями». Разбираемся, как Моргенштерну удалось заработать миллионы и надолго занять трон в русскоязычном рэпе.
Глава первая, в которой Алишер нащупал хайп
Параллельно рокерские амбиции Алишер реализовывал в подземном переходе — зарабатывал пару тысяч рублей в день, исполняя композиции аксакалов русского рока. В интервью, вышедшем за месяц до первого гастрольного тура Моргенштерна, совсем не похожий на себя нынешнего скромный мальчик рассказывал трогательную историю о том, как играл ДДТ.
Хоть в той беседе он и вспоминает с теплотой рокерское прошлое, от образа не осталось и следа: в 2017-м Алишер заплел дреды, набил первую татуировку на лице «чтобы точно не взяли работать в офис», выпустил «Гимн выпускниц», в котором пел: «Я сегодня напьюсь и кому-нибудь дам», и видео про то, как его отчислили из педагогического университета за аморальные ролики.
В том же году артист запустил на канале поворотную для его карьеры рубрику #ИзиРеп, в которой по косточкам разбирал треки популярных исполнителей, писал похожие биты в Ableton и снимал пародийные клипы на смартфон. Первым на препарирование попал рэпер Face (Моргенштерн работал со своим земляком за пару лет до взлета последнего — монтировал клипы, в том числе «Гошу Рубчинского» и «Megan Fox», но особой симпатии к восходящей звезде не питал, хотя прекрасно осознавал потенциал жанра). Сейчас у видео «Face — трек и клип за 5 минут» 14 млн просмотров. Ролик вышел в сентябре 2017-го, а в октябре, когда рубрика #ИзиРеп пополнилась пародиями на Элджея и Ольгу Бузову, канал перевалил за отметку в 100 тыс. подписчиков. Музыкально-издевательский формат стал приносить первые деньги: 19-летний блогер за 2500–5000 руб. рекламировал магазин коробок с сюрпризом, онлайн-казино и брокеров (что, к слову, в блогерской среде считается «лютым зашкваром»).
Реклама мошенников до сих пор входит в список грехов, которые припоминают Моргенштерну (сам он утверждает, что давно не продвигает ставки на спорт и прочие обманные схемы). А первое место в нем занимает плагиат. Блогер Стас Васильев, снявший этой весной двухчасовое «Разоблачение Моргенштерна», утверждает, что формат #ИзиРэп Алишер подсмотрел у более талантливого и менее нахального коллеги Lida, тоже снявшего пародию на Face. Это не совсем так: родоначальником формата принято считать Red Lamp c рубрикой «На коленке». К плагиату в музыке (о котором, кажется, не снял видеоразоблачение только ленивый) мы еще вернемся.
А пока зафиксируем: 2017 год, Моргенштерн встал на одну из самых коротких тропинок к успеху в блогинге — упоминание знаменитостей и скандальность. Вызвал гнев будущих коллег — музыкантов (в том числе Feduk и Kizaru), закрепился и начал штурмовать рэп. Да, тот самый, который, по его словам, «изи» и «для тупых». Разнеся нью-скул в пух и прах на YouTube, в жизни Алишер решил не бороться с ситуацией, а возглавить ее.
Глава вторая, в которой Моргенштерн начал показывать истинное лицо
2018 год. Алишер отправился в свой первый музыкальный тур на 13 городов и выпустил EP «Hate me», а также дебютный альбом «До того как стал известен». Релиз побил рекорд рэпера Lizer (28 тыс. репостов во «ВКонтакте» за сутки), набрав за день больше 50 тыс. репостов.
До релиза самостоятельные (не пародийные) активы артиста насчитывали: трек «Hermit» с модным трэп-звучанием и видео на него (калька с калифорнийца Ghostemane) со строчкой о том, что «в этом мире [обманут] и ради хлеба куска», и предвыборный клип, в котором артист называет себя «самым свежим президентом Российской Федерации» и обещает, что «вместо чести солдаты будут отдавать ему дэб». Клип появился на канале Моргенштерна в декабре 2017-го, а в марте 2018-го началась волна видео от топовых YouTube-блогеров (Lizzka, Кузьмы, Юлика) для спецпроекта «Ленты.ру», в которой те напоминали о необходимости проголосовать на президентских выборах 2018-го.
Алишер тут же пропесочил «продажных блогеров» в ролике «Топ-5 — Кремлю со**** (Мои любимые клипы блогеров)», в котором не раз упомянул, что сам бы ни за что не записал агитку и не взял деньги у государства, потому что дорожит своей аудиторией. А потом добавил, что среди зрителей есть и «бараны». И пока эти «бараны» будут оправдывать любимых блогеров, объяснять их выходки стебом, те продолжат преспокойно наживаться на зрителях. При этом сам Моргенштерн снял стебный клип с припевом «Двадцать-восемнадцать, у!». Так, первая яркая метаирония Моргенштерна зашла на ура — у ролика 4 млн просмотров.
Внутренний провокатор и коммерсант Алишера предстали во всей красе: позиция «я один умный, в белом пальто стою красивый» (кстати, на видео Моргенштерн полностью в белом) — карьерообразующая для него. Вспомнить хотя бы, как артист отвечает Дудю на претензии в плагиате (спойлер: с надменной ухмылкой, мол, «Ну разве это не очевидно?») или как в интервью «Вписке» утверждает, что плащ за 110 тыс. руб. — самая бесполезная покупка в его жизни, а спустя год тычет в камеру «ювелиркой» на общую сумму 3 млн руб., покупает одежду на премию GQ за 2 млн руб. и снимает клипы за 6 млн руб. (в том же интервью годичной давности Моргенштерн отмахивался от дорогих клипов: «Вся эта киношность убивает вайб»).
К концу 2018-го Алишер стал миллионером: блогинг и первый гастрольный тур, в котором, как и сейчас, артист выступал под плюс, принесли, по его словам, 15 млн руб. прибыли. Почему? Позиция «Делать деньги, бл***, вот так. Пальцем щелк — и деньги в банк», которую Моргенштерн впервые заявил не в треке «Cadillac», а как раз в видео 2018 года, идеально вписалась в реалии российской хип-хоп-сцены.
«Рэп на русском исчерпал себя идейно, — объясняет админ телеграм-канала PRNRP Даня Порнорэп. — Была череда интересных исполнителей: ATL, Оксимирон, Скриптонит, но они перестали предлагать нечто принципиально новое. В то же время жанр настолько коммерциализировался, что новые артисты пришли с целью сразу заработать огромные деньги. У вышеназванных же не было таких перспектив в начале карьеры. Жанр испортили крупные суммы. Моргенштерн же — следствие и отражение этой испорченности».
С тем, что Алишер впитал в себя банальность современной музыки, не согласен Bah Tee, генеральный продюсер лейбла Zhara Music, на котором издается Моргенштерн: «Алишер — музыкант, и рэп-хиты он разбирал на атомы не потому, что они банальные, а потому что они понятны конкретно ему как профессионалу. Алишер говорит: «Смотрите, ничего сложного в этом нет, я сейчас повторю». И повторяет. Нельзя сказать, что вся актуальная музыка — проста и нетривиальна. Все-таки Скриптонит или, скажем, Andro еще работают на полную мощность».
Два года назад в Алишере окончательно проклюнулся циник и, как он сам говорит, «гений», решивший стать квинтэссенцией всего ширпотреба, возникшего в русском рэпе: примитивных хуков, текстов, тем. Вскормленный исключительно популярной музыкой («Написать то, чего не было до тебя, — невозможно. Возможно, конечно, но это уже дерьмо, это уже Boulevard Depo», — говорит Моргенштерн Дудю) и привыкший превращать каждый свой выдох в контент, Алишер начал создавать его и в рэпе. Благо от собственных музыкальных притязаний он избавился вместе с рок-балладами: зачем быть автором-исполнителем и предлагать новое, если это не приносит денег? А нигилизм приносит их более чем: в 2019-м Моргенштерн выпустил альбом «Улыбнись, дурак!», остриг дреды, приобрел Mercedes-Benz E200 за 4 млн руб. и на радостях снял клип на трек «Новый Мерин». Покупка отбилась за полгода стриминга трека.
«Он реально стал значимой фигурой, потому что установил новые правила игры, сразу предупредив, что серьезно воспринимать его не стоит, — рассуждает музыкальный журналист Борис Барабанов. — Моргенштерн честно говорит о том, что подворовывает. Но эта искренность и делает его новым панком».
Глава третья, в которой Моргенштерна признали королем
В 2019-м Алишер смекнул: одного признания канала «Вписка», специализирующегося на интервью с музыкантами, мало. Чтобы закрепиться в индустрии, нужно очаровать видных ее представителей. Именно очаровать, склонить на свою сторону, а не подкалывать и пародировать, как в случае с #ИзиРепом. Благо, клип «Новый Мерин», набравший десятки миллионов просмотров (сейчас у ролика 87 млн), привлек артистов. В ноябре вышел фит (то есть совместный трек) и неоднозначный клип, в котором Алишер наотмашь бьет девушку, «Грустная песня» с Егором Кридом и Thrill Pill (63 млн просмотров). Куплет Моргенштерна стал вирусным в TikTok: блогеры крутили головой и кривлялись под неразборчивый текст и эдлибы (выкрики) 120 тыс. раз. Для сравнения: на песню Ольги Бузовой «Вот она я» тиктокеры сняли 115 тыс. роликов. Благодаря фиту Моргенштерн навсегда распрощался с возможным статусом «очередного поющего блогера».
«Блогеры типа DAVA или Instasamka используют рэп в качестве некоего наряда. Моргенштерн в ядре своем рэпер, у него есть бэкграунд, он варился в этой культуре, работал с Face, наблюдал хип-хоп-бум в Уфе», — подтверждает автор PRNRP. К слову, Face и Алишер в декабре 2019-го организовали в Уфе рэп-фестиваль «Новая Атланта», за что Моргенштерну прилетела очередная доза хейта — деньги выделило правительство Башкортостана. «По человеку сразу видно, что он в рэпе, хоть и использует его утилитарно и прагматично. Он харизматичный, чувствует культуру, прикольно понтуется, — продолжает Даня Порнорэп. — Моргенштерн грамотно аккумулировал школьников, которые смотрят блогеров, и школьников, которые слушают рэп. Это костяк аудитории. Огромной аудитории. Они и обеспечивают Алишеру бешеные просмотры. А за просмотрами неизбежно тянутся люди, которым важно держаться на плаву». Так, к Моргенштерну «приклеились» Шарлот, кумир детства Алишера Витя АК-47, Элджей и Тимати.
К записи всех совместных треков Моргенштерн окончательно отточил формулу хита — спасибо верному оруженосцу Slava Marlow, без осечек стреляющему битами «в десятку». Загибайте пальцы, 2019 год подарил нам: «Young Hefner», в котором Алишер «висит, как молодой Хефнер», «РАТАТАТАТА», «Lollipop» (авторский вариант «Песенки» группы «Руки Вверх», которую перепели во всем мире и, наконец, вернули на родину) и, естественно, «Cadillac», под который танцуют и прекрасно разбирающиеся в материале дети, и взрослые, слыхом не слыхавшие ни об Элджее, ни о Моргенштерне.
«Да, Алишер не изобрел ничего нового в отличие от, скажем, Скриптонита. Зато у него безусловная чуйка на хиты. Он понял рынок», — подтверждает автор PRNRP. «Понял рынок» — значит, как автомобильный навигатор просчитал свой путь с каждым поворотом и съездом. Наглядное подтверждение: в день обещанного релиза клипа «Cadillac» Моргенштерн выложил клип «Пососи». Негодование фанатов решил обратить во благо и попросил «накидать дизлайков на клип». В итоге — обновил рекорд по количеству дизлайков на YouTube, заработав 2,4 млн «пальцев вниз» (у прошлых рекордсменов — Тимати и Гуфа с клипом «Москва» — был 1,4 млн дизлайков). Нахальная, прагматичная коммерция и монетизация абсурда (например, за продакт-плейсмент в клипе «El Problema» Моргенштерн и Тимати заработали 50 млн руб. еще до публикации клипа — одна интеграция стоит от 5 млн руб.) — в этом весь Алишер.
Почему люди слушают Моргенштерна и еще платят за это? Во-первых, рэпер «переобувается» на лету вот уже три года: сначала поносит рэперов, затем занимает их место, сначала снимает клип «Навальный Леха», потом называет Путина «красавчиком», сначала учит подписчиков добру и справедливости и утверждает, что дороже гитары за 25 тыс. руб. ничего покупать не будет, после — грубит подписчикам, играючи расстается с миллионами, постулирует женоненавистнические взгляды в YouTube-шоу «Подруги» и заявляет на концерте в Минске: «Мне [наплевать], что происходит у вас в стране!» Обманщик, трикстер, провокатор — как минимум, за таким интересно наблюдать.
«Он фокусник, — соглашается Борис Барабанов. — Только если фокусник сначала показывает трюк, а потом раскрывает секрет, то Моргенштерн в начале раскрыл карты и удачно их эксплуатирует». Артист признавался в фильме «Исповедь» для платформы Premier, что долго убивал в себе того добряка с красными волосами — мол, мешал делать настоящему Алишеру все, что ему заблагорассудится. Где-то стоя аплодирует Михаил Лабковский со своим знаменитым правилом «Делайте то, что хочется. Не делайте того, что не хочется».
Во-вторых, артисту не грозит репутационный скандал, а значит, брендам, предлагающим Алишеру сотрудничество (например, PepsiCo или Альфа-банку), не придется краснеть.
В конце ноября Моргенштерн подогревал публику обещаниями выпустить клип за 10 млн руб. И выпустил — только не клип, а рекламу Альфа-банка с припевом «Это клип за десять лямов».
«Клип с Моргенштерном — одна из десяти интеграций у блогеров за последнюю неделю ноября. Да, самая эпатажная. Но то, что подходит аудитории, например Алексея Пивоварова или Ирины Шихман, где мы тоже рекламируемся, не подходит аудитории Алишера. И наоборот, — поясняет Алексей Гиязов, директор по маркетингу и коммуникациям Альфа-банка. — Мы не показываем этот клип на телевидении или в каналах банка, там — ироничный Иван Ургант. Но на YouTube-канале Алишера странно было бы видеть «неестественного» Моргенштерна. Мы дали ему свободу действий, понимая, что в итоге получится эпатажный перформанс. И относиться к этому надо как к перформансу, с иронией».
Бренды тоже не отмахиваются от Моргенштерна (в отличие, например, от Светланы Лободы, которую — по крайней мере три года назад — отказывались одевать люксовые бренды, а стилисты не воспринимали всерьез).
«За свою карьеру Алишер сотрудничал со многими стилистами, он хорошо выглядит и в стритвире, и в классике. Он — один из немногих российских звезд, кто носит архивные вещи дизайнеров, — рассказывают представители концепт-стора Spin4Spin, которые предоставляют сервис аренды люксовой одежды стилистам. В их пиджаке Моргенштерн пришел на интервью к Дудю. — Алишер не является нашим прямым клиентом, но нам приятно, что в его коллекции есть наши вещи. Он достаточно откровенен, но главное, искренен в творчестве и подаче. Здорово, что молодые трендсеттеры, к которым, безусловно, относится Моргенштерн, покупают одежду на ресейле, таким образом формируя новую культуру потребления в России».
Культура отмены не может сработать для Моргенштерна, потому что отменять нечего. Скажем, у Регины Тодоренко есть репутация (читай, выверенный образ, рамки, заход за пределы которых страшно карается). У Оксимирона тоже есть репутация — вот кого закидали бы камнями за индифферентность к белорусским протестам. А Алишер абсолютно последователен в своем безразличии и полностью отдает себе отчет в том, что делает. Даже когда становится «Женщиной года» по версии журнала Moda Topical и слово в слово повторяет речь Оксимирона на премии «GQ Человек года»: как минимум — забавы ради, как максимум — чтобы, как Вольтрон, вобрать в себя еще и наследие Оксимирона, и глянцевых премий. Да и какой может быть четкий образ или позиция у культурного концентрата, амбассадора апроприации в русской музыке?
О музыке. Не стоит сразу воротить нос: мол, музыка и Моргенштерн не пересекаются в пространстве. «Моргенштерн — явление поп-культуры, в которой, помимо музыкальной составляющей, есть составляющая времени и контекста, — объясняет Борис Барабанов. — Нельзя рассматривать музыкантов исключительно как людей, пишущих ноты. Они, прежде всего, дают реакцию на происходящее вокруг. Да и делить что-либо на «музыку» и «немузыку» в мире, где существует «4,33» Джона Кейджа, — бессмысленно».
Что остается в сухом остатке? 22-летний рэпер без высшего образования, носящий на шее «десять зарплат своего ректора», лихо обводящий вокруг пальца аудиторию (то они «тупые», потому что поддаются провокации, то своим успехом он обязан лишь им), не производящий ничего нового, при этом виртуозно паразитирующий на чужом творчестве.
Моргенштерн — чудовище Франкенштейна, вскормленное культурой потребления и ставшее ее символом. Он ворвался в тлеющую рэп-игру и ограбил ее («Заберу все, будто бы я татарин», — посмеивается татарин Алишер в недавнем треке «Ice»). Поклонники любят настаивать на том, что сегодняшний Моргенштерн — лишь образ. Нет, он совершенно искренен в своем прагматизме, цинизме, скачущей туда-сюда позиции, отсутствии четких принципов, бонвиванстве (собственное заведение не случайно назвал «Kaif») и самоопределении (да, Алишер называет себя «гением», но вместе с тем и «пылью»). Искренность хорошо продается. «Я тупой, но мне заплатят деньги», — поет Алишер. Ему и платят. А мы об этом пишем. А вы читаете. Вот, пожалуй, и весь феномен.