Проект что такое проблема
Проблема проекта
Без проблемы не существует проекта. Поэтому, в первую очередь необходимо определить, какова проблема проекта, которую хотелось бы разрешить.
Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако, тебе, возможно, придётся для этого потрудиться. Ричард Бах
Как вы понимаете, что такое «Индивидуальный …»?
В какие сроки реализуется среднесрочный …?
… на тему «Социальная аптека» прикладной или ролевой? Объясните свой выбор.
Может ли продуктом … быть поиск информации?
Наверное вы замечали, что в жизни часто одна и та же ситуация для одного ПРОБЛЕМА, а для другого не составляет никакой сложности.
На улицах города много мусора и грязи. Их становится всё больше. Взрослые и дети, не задумываясь, выбрасывают различный мусор: фантики, бутылки и т. д. Тем самым, портится окружающая среда.
Ситуация с мусором на улицах города – это ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – условия, порождающие проблему.
Вы собираетесь реализовать Ваш проект именно потому, что имеется НЕКАЯ ПРОБЛЕМА. Вы хотите приложить необходимые усилия (посильные для Вас) для её решения.
1) Если Вы – ученик, то оказать помощь с выбором проблемы проекта Вам может учитель.
2) Может быть и так, что проблему Вы знаете.
Анкетирование по теме «Быстрый перекус»
В идеале лучше формулировать
проблему со слова «КАК»:
Вернёмся к нашей ситуации с экологической проблемой.
Презентация «Проблема индивидуального проекта»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проблема, тема, цели и задачи проекта.
Описание слайда:
Пять «П» проекта:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Описание слайда:
Описание слайда:
Как рождается проектный замысел
В основе замысла проекта лежит проблема.
Как правило, замысел проекта рождается в ситуации неопределённости, интуитивных догадок и эмоциональных оценок.
Участники проекта хотят перемен, хотят создать что-то свое, новое.
Участники проекта представляют область, в которой собираются делать изменения, но у них нет понимания того, что и как конкретно надо делать. Поэтому на этом этапе очень важно зафиксировать замысел проекта (его идею).
Описание слайда:
Что такое проблема индивидуального итогового проекта?
Вопрос, который волнует тебя и касается других людей.
Сложный вопрос, на который нужно ответить в процессе выполнения индивидуального итогового проекта;
Для ответа на этот сложный вопрос нужно
привлечь знания из разных предметных областей;
продемонстрировать разнообразные умения: находить информацию, определять достоверную информацию, осуществлять анализ и синтез информации, ее классификацию и систематизацию.
«Проблема – это то, что есть, но быть не должно, либо то чего нет, но быть должно».
Описание слайда:
Разрешение всякой Проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека …
Описание слайда:
Ситуация имеет проблемный характер, если:
есть противоречия, которые необходимо разрешить;
нужно установить связи между явлениями;
нужно установить сходство и (или) различия;
нужно выявить или доказать достоинства и недостатки того или иного явления (или выбора).
знания о явлении недостаточны и это мешает принятию решения, чтоб это явление изменить в лучшую сторону
Описание слайда:
Описание слайда:
Ошибки при формулировке проблемы проекта
1. Подмена проблемы вопросом:
Пример: «Как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?»
2. Подмена проблемы задачей:
Пример: «Рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника».
3. Подмена формулировки проблемы на область существования проблемы:
Пример: «Существует проблема общения в сети Интернет».
Примеры корректных формулировок проблемы:
«Низкая мотивация учащихся вести здоровый образ жизни»
«Снижение здоровья современных школьников»
«С увеличением интенсивности виртуального общения снижается интенсивность реального общения, теряются навыки «живого» общения»
«Виртуальное общение привело к деградации языковых форм»
Описание слайда:
Где искать проблему?
ИСТОЧНИКИ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА
Жизнь школы
Жизнь страны
Жизнь друзей
Развитие наук
Выбор профессии
Хобби, увлечения
Описание слайда:
Проанализировать вещи, которые интересуют и которые нравится делать
Выбрать вид деятельности
Определить проблему
Оценить и проанализировать масштаб и актуальность для других людей
Описание слайда:
Проблема поставлена хорошо, если:
Определено, «что не удовлетворяет», какой объект нужно создать или улучшить.
Обоснована актуальность этого изменения.
Обоснован перечень качеств, которыми должен обладать объект.
Описание слайда:
Формулировка цели проекта
Описание слайда:
Цель может быть сформулирована как результат, достигнутое изменение, но цель не может быть сформулирована как действие. Цель ― это не действие.
Пример: Целью не может быть проведение или организация обучения для молодежи, целью может быть повышение уровня образования молодежи и развитие навыков. Обучение в данном случае это действие / мероприятие для достижения цели.
Цели отражают изменение негативного положения.
Описание слайда:
Общая цель отражает долгосрочную цель проекта. Общая цель обязательна в проекте и обычно одна на весь проект.
Непосредственные цели (или прямые цели / подцели) поддерживают общую цель; их поставновка необязательна, но желательна, т. к. они помогают ограничить основную цель и показать фокус проекта.
У одного проекта может быть несколько целей или подцелей, но все они должны быть включены в одну общую цель проекта. Прямые цели должны соответствовать объему проекта: они не могут включать в себя сферы, работы, которые не затрагивает проект.
Описание слайда:
Описание слайда:
Условия выбора темы
Тема должна быть интересна, должна увлекать.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Описание слайда:
Условия выбора темы
Тема должна быть значимой.
Teмы нужно выбирать из современного мира, а не из прошлого.
Желательно, чтобы тема была связана с реальным миром и предлагала что-то нужное сейчас: современные навыки, умения, знания.
Описание слайда:
Описание слайда:
Каковы требования к формулировке темы?
Тема должна быть конкретна.
Чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.
Формулировки тем проектной работы могут включать 5-8 слов.
Важнейшим требованием к теме является ее актуальность, т. е. она отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества.
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
Описание слайда:
План написания актуальности проекта может быть следующим:
1. Краткое описание обстоятельств, побудивших написать проект
2. Развернутое описание проблемы, поднимаемой (решаемой) в проекте, обозначение необходимости и значимости ее решения для себя и для других
3. Описание того что произойдет, если данную проблему не решать
Описание слайда:
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
выяснить. ;
изучить. ;
провести. ;
рассмотреть. ;
найти. ;
описать.
Описание слайда:
Признаки верного формулирования задач:
— логичное и последовательное следствие решения проблемы;
— взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);
— задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
— представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.
Рекомендуем авторам индивидуальных проектов при формулировании задач не применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Элективное занятие ««Что такое проблема, цель задачи проектной деятельности»
Вольхина Елена Юрьевна
учитель химии МБОУ Курагинская средняя общеобразовательная школа №1 Красноярского края Курагинского района имени Героя Советского Союза А.А.Петряева
Высшая квалификационная категория, педагогический стаж 30 лет
Элективное занятие «Индивидуальный проект»
В МБОУ Курагинская СОШ №1 проектная деятельность осуществляется согласно Положению о проектно-исследовательской деятельности.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Задачи, решаемые через использование данного курса
Обучающие: дать возможность учащимся освоить основные этапы работы над проектом, типы проектов, критерии оценивания.
Развивающие: развивать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения увидеть проблему и намечать пути ее решения, навыков работы в команде.
Занятие « Что такое проблема, цель задачи? » 4 часа
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил»
Климентий Аркадьевич Тимирязев
Цель: смоделировать этап целеполагания при организации проектной деятельности на уроке и внеурочной деятельности
повторить общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности;
в группах обсудить возможные проблемные ситуации для разработки проекта;
в группах отработать подходы на этапе целеполагания;
оказать помощь учащимся в постановке задач к проекту;
провести рефлексию собственных умений в определении и постановке проблем, цели и задач.
Приветствие и психологический настрой на плодотворную работу.
Общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. Следует четко представлять, какую работу вы выполняете – проектную или исследовательскую.
Задание для работы в группах :
Сравнение исследовательской и проектной работ
Определите тему проектной и исследовательской работы. Следует четко представлять, какую работу вы выполняете – проектную или исследовательскую.
Тема: Причины резких колебаний численности белки.
Цель – познание нового
Выдвижение возможных версий, их
аргументация и отбор наиболее адекватной:
Болезни
Урожайность хвойных
Поголовье хищников
Климатические колебания
Что такое проблема?
Из формулировки темы должно быть понятно:
Что будет, если сделать как надо
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
между известным и неизвестным;
между знаниями и умениями;
между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
между потребностями и возможностями их реализации
Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.
При формулировке проблемы могут быть допущены следующие ошибки :
подмена проблемы вопросом: как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?
подмена проблемы задачей: рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника.
подмена формулировки проблемы на область существования проблемы: существует проблема общения в сети Интернет.
это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь учащемуся будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия.
Формирование цели при помощи опорных глаголов.
Задание для работы в группах :
к выбранным темам поставьте цель, для этого
Выберите одно из слов типа: выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
Добавьте название объекта исследования и предмет исследования
2. Работа над понятием.
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 6 классе » Транспирация и фотосинтез». Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока.
3. Задание для работы в группах :
к предложенной теме «Быстрые флуктуации температуры воздуха на разных высотах» необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определить цель.
Флуктуа́ция (от лат. fluctuatio — колебание) — любое случайное отклонение какой-либо величины.
3. Создание проблемных ситуаций
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. Например, проблемная ситуация создается
1) на основе демонстрационного или фронтального эксперимента
3) при постановке проблемных вопросов . Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Создание проблемных ситуаций Демонстрационный эксперимент 1
4.Задание для работы в группах :
Три дня назад в две пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 1 пробирку оставили без растения – контрольной, во 2 пробирку –– побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось? На основании наблюдений поставьте цель.
Демонстрационный эксперимент 2
5.Задание для работы в группах :
Три дня назад в четыре три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 2 пробирку оставили без растения – контрольной, во 1 пробирку – побег, лишенный листьев, в 3 – побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось? На основании наблюдений поставьте цель
Создание проблемных ситуаций Фронтальный эксперимент
Задание для работы в группах :
Возьмите ватный диск, смочите его теплой водой и протрите тыльную часть одной руки, не вытирайте. Что вы ощущаете? Объясните данное явление.
Подышите себе на руку. Что вы ощущаете? А теперь подуйте себе на руку. Что вы ощущаете теперь? Объясните данное явление. На основании наблюдений поставьте цель
Создание проблемных ситуаций Решение задачи
Задание для работы в группах :
решите задачу и определите цель исследования
За 1 час с 1 см 2 листа испаряется 0,014 г воды. Определите площадь листьев у капусты, если растение испаряет 1л в сутки и площадь листьев у кукурузы, если растение кукурузы испаряет 800 г воды в сутки.
Создание проблемных ситуаций Проблемный вопрос
Задание для работы в группах :
ответьте на вопрос «Почему погиб фикус?». На этом основании поставьте цель
Катя очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они выглядели, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему погиб фикус?
Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Задачи исследовательской работы – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося. Чтобы определить задачи, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы достичь цели исследования?». Задачи начинаются словами: выяснить, провести, проанализировать, определить, рассмотреть, найти, измерить, сравнить, собрать, составить, обобщить и т.д.
Задачи также записываются на доске.
Задание для работы в группах :
Написанные на карточках выражения тебе нужно распределить по группам: Цель или задача.
Что такое акварельные краски?
Найти информацию об исследуемом предмете
Изучить особенности строения репчатого лука
Показать влияние солнечного света на комнатные цветы
Определить роль птиц в жизни людей
Выявить влияние погодных условий на метеозависимых людей
Описать поведение медведя после зимней спячки
Определить загрязнение воды в озере тяжелыми металлами.
В конце занятия необходимо вернуться к записи целей и задач на доске и в тетради и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности проводить систематически, то данная работа приводит к тому, что ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М. : Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
Л.В.Байбородова, А.Л.Чернявская « Методология и методы научного исследования» 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие, Москва Юрайт 2018 г.
Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников», М.: «ВАКО», 2014 г
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Проблема исследования во введении проекта
Содержание
Проблема исследования – это сложный теоретический или практический вопрос, посвящённый, определённой проблеме решению или снижению остроты, которой посвящено исследование, указывается во введении проекта и является необязательным структурным элементом.
В качестве проблемы исследования может выступать противоречивая ситуация, в виде противоположных позиций авторов, научных точек зрения в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов.
Проблема исследования во введении проектной работы
Если проблема исследования заявлена как отдельный структурный элемент введения, она размещается после актуальности работы.
Объём проблемы исследования во ведении
Проблема проекта указывается во введении проектной (исследовательской) работы, поэтому не может быть большого объёма (объём введения не может превышать 3 страниц), при этом описание проблемы исследования в несколько строчек не раскроет сути и важности решения заявленной проблемы.
Определим наиболее подходящий объём для проблемы исследования (объём указывается для оформленного по стандарту текста):
При необходимости проблема может быть как меньше, так и больше указанных объёмов при этом она должна полностью отражать суть проблематики и не должна отражаться на объёме вводной части (введения проекта).
Особенности составления проблемы проектной работы
Проблема проектной работы, как и другие структурные элементы вводной части имеет свои особенности:
Что такое актуальность проектной работы, требования, предъявляемые к ней, представлены на странице: «Актуальность во введении проектной работы».
Такими темами могут быть:
Для того чтобы в теме работы изначально была заложена проблематика, необязательно писать слово «проблема», проблемность должна подразумеваться, соответственно тема должна быть направлена на решение конкретной проблемной ситуации.
Требования выдвигаемые к проблеме исследования
Рассмотрим основные требования выдвигаемые к проблеме исследования в проектной работе:
Ошибки при составлении проблемы исследования в проектной работе
При обосновании проблемы исследования можно допустить ряд ошибок, рассмотрим наиболее значимые:
В некоторых случаях позволяется частично заимствовать текст, например, если необходимо обосновать проблему исследования с использованием статистических данных или рассматриваются какие-либо понятия, то есть в тех случаях, когда используются факты, которые нельзя изменять.
Таким образом, проблема исследования является необязательным элементом введения, проблематика работы может быть задана в теме именно поэтому отдельно обосновывать проблемный вопрос не всегда обязательно и не все темы подразумевают решение проблемы.
Проект что такое проблема
Исследовательские работы и проекты
Проблема исследовательской работы и проекта
Уровень индивидуальной исследовательской работы и проекта определяется новизной и актуальностью проблемы, которую учащийся ставит перед своим исследованием. Исследование может проводиться как одним обучающимся школы, так и группой школьников (групповая ученическая исследовательская работа или проект).
Проблемой научно-исследовательской работы (проекта) считается вопрос или совокупность вопросов, ответов на которые пока нет, и которые требуют своего разрешения в завершении работы. Проблема исследования определяет ход исследовательской работы (проекта).
Проблема исследовательского проекта (работы) отличается от вопроса тем, что ответ на нее нельзя получить с помощью простого анализа имеющейся информации. Простейшим способом выявления проблемы является сопоставление новых фактов с уже имеющимися теоретическими представлениями по изучаемой теме и выявление их несоответствия друг другу.
Сущность проблемы – это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике.
Формулировка проблемы исследовательского проекта должна отражать следующие вопросы:
Формулирование проблемы исследовательской работы
1. Поставленная проблема должна быть посильной для исследования школьником и развивать у него начальные умения исследователя в ходе проведения проектной деятельности.
2. Проблема должна быть существующей, той, которая есть уже сейчас и которую можно решит в ходе проведенного исследования.
3. Проблема исследовательской работы и проекта должна демонстрировать признаки, отличающие настоящее исследование от работ по аналогичной теме:
4. Проблема должна отражать несоответствие практической деятельности идеальной ситуации, описанной в теории.
Что такое постановка проблемы исследовательской работы (проекта)?
Во время постановки проблемы ученического исследовательского проекта учащийся школы должен определить суть проблемы, какие цели он хочет достигнуть при ее решении, разработать свой индивидуальный план действий или разработать его совместно, если это групповая исследовательская работа.
Постановка проблемы исследовательской работы или проекта строится на изучении научной литературы и результатов практической деятельности, отражающих противоречие между теоретическими сведениями и фактами, выявленными в ходе экспериментальной части исследовательской деятельности.
Ошибки при постановке проблемы:
В случае отсутствия теоретической базы по выдвинутой проблеме или ее малоизученности проводится систематизация накопленного ранее опыта, и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования.
Также рекомендуется школьникам изучить те данные, которые были накоплены в смежных дисциплинах (предметах) и близки теме проектной работы.