Проект что такое портрет

Проект по изобразительному искусству на тему: «Портрет»

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Калачинска Омской области «Лицей»

по изобразительному искусству

Ученица 6 класса «Б»

1. Проблемная ситуация___________________________________3

2. Цель и задачи__________________________________________4

3. История возникновения жанра портрета____________________5

4. Анализ работ художников портретистов____________________7

5. Поисковые эскизы_______________________________________10

6. Описание моей работы___________________________________14

8. Список литературы______________________________________16

В течение учебного года на уроках изобразительного искусства мы изучали разнообразные жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж и сюжетная композиция. Для аттестации, я остановилась на жанре портрета, потому что именно этот вид изобразительного искусства на протяжении веков сохранял для нас изображения людей прошлого и позволял представлять, как выглядели эти люди. И не смотря на то, что уже более ста лет фотография успешно справляется с задачей сохранения для потомков портретов наших современников, я считаю, что созданный художником портрет не только не потерял своей актуальности, но и очень интересен и современен. Мне необходимо подробно изучить историю портрета, нарисовать рисунок в этом жанре.

Таким образом, я начала выполнение проектной работы в жанре «Портрет».

Нарисовать рисунок для выставки по изобразительному искусству.

1. Изучить историю портрета

2. Проанализировать первоначальные идеи

3. Выбрать лучшую идею

4. Выбрать формат, материал и цвет

История возникновения жанра портрета

Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века. Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозномагическими задачами. Портретное искусство возникло в глубокой древности; ещё за много веков до н. э. оно было в большом употреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и каменные статуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этого народа. У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало; хотя и было в обычае награждать победителей на играх постановкой их статуй на публичных местах, однако это были идеальные фигуры, лишь в общих чертах. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, находя их могущими развивать в гражданах тщеславие и противоречащими принципу равенства между ними.

Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного материала.

Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.

Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в 18 веке и стало популярным в эпоху сентиментализма.

Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

Источник

Учебный проект Портрет в изобразительном искусстве

Содержание

Авторы проекта

Предмет, класс

Изобразительное искусство,1-4 класс

Краткая аннотация проекта

Проект что такое портрет

Это один из самых распространенных жанров в живописи. Этот жанр изобразительного искусства очень персонализирован, почему и интересен обществу в целом и отдельному человеку в частности. Мы привыкли к фотографиям, и к их легкой доступности в мировой паутине, но истинный портрет – это не только результат, который мы видим на холсте. Это большая трудоемкая работа, проведенная художником и моделью. Это интерпретация человека, не всем доступная и эксклюзивная, элитарная, чем, безусловно, привлекательна и ценна.

К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо — портрет «Мона Лиза» («Джоконда», 1503г), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какую роль изобразительное искусство играет в жизни человека?

Проблемные вопросы

В чем заключается уникальность портретной живописи?

Какую идею несет в себе портрет?

В чем заключается историческое значение портрета в изобразительном искусстве?

Учебные вопросы

Что подразумевается под термином «портрет»?

Кто стал основоположником портрета?

Каковы основные признаки портрета?

Назовите жанры портретной живописи?

В каких странах появились первые портреты?

Назовите знаменитых портретистов эпохи Возрождения?

Источник

Жанр портрет

Портрет – один из основных жанров в мировом искусстве. Он встречается в живописи, скульптуре, графике, гравюре и фотографии, в смежных направлениях, выступая их частью. Его цель состоит в отображении как внешних, так и внутренних характеристик модели.

Проект что такое портрет

И. Крамской.Неизвестная (6)

Что такое портрет

Portait (франц.), portaire (устаревш.) – изображение, изображать, воспроизводить. Persona (латин.) – личность, человек. Портрет – это передача внешности одного или нескольких людей в произведениях искусства.

Одно из главных требований в портрете – индивидуальное сходство. В некоторых современных видах живописи допустимо изображение хотя бы каких-то основных черт и меодели.

Художник выступает в роли рассказчика, повествуя наблюдателю о том, что из себя представляет этот человек. И не только то, как он выглядит, какие у него красивые глаза, грубый подбородок или курносый нос. Одна из особенностей портретов – об изображенном человек можно узнать и другие вещи. Например, кем он работает, к какому сословию принадлежит, какие увлечения предпочитает. Настоящий портрет расскажет и о внутреннем мире человека, его характере и настроении.

При этом каждый рисунок несет в себе субъективное мнение художника. Как о человеке, так и об окружающей его среде. Используются различные приемы письма. Где-то главными становится глаза, лицо, в других картинах цвет, фон, какие-то мелкие детали.

Чаще всего моделями выступают настоящие люди, а также сам художник (рисующий в жанре автопортрет). Поэтому обычно модели рисунка наделяются определенными чертами своего времени. По портретам можно рассказать целую историю возникновения и развития человека, изменений в эпохах, известных мировых событиях.

Проект что такое портрет

Жак Луи Давид. Бонапарт на перевале Сен-Бернар (7)

История возникновения жанра

Жанр портрета – один из древнейших в истории искусств. Фигуры и лица людей рисовали на камнях даже пещерные жители. Далее человеческие изображения в основном становились частью культа. Известны древние петроглифы (рисунки на камнях), деревянные и костяные статуэтки, рисунки на керамике. Фигуры людей с лицами и без них дошли до нас с различных эпох.

Древние египтяне изображали людей различными способами. Их рисовали на фресках, рельефах, посуде, делали фигурки и статуи. Считалось, что душа умершего человека должна была войти в его изображение, в противном случае она исчезала. Поэтому художники старались добиться максимального сходства. Если же душа не найдет своего места – она вселялась в такой рисунок, который был ей ближе всего. Поэтому скульптур и рисунков в Древнем Египте было действительно много.

Проект что такое портрет

Мастерская Тутмоса. Бюст Нефертити (8)

В Риме портрет также становятся обязательным атрибутом, связанным как с жизнью, так и со смертью. Изображения императора участвовали в судебных процессах, словно он сам выносил приговор преступнику. В знатных домах хранились посмертные маски представителей рода.

В античности существовал культ личности. Здесь возвеличивали выдающихся людей – правителей, общественных деятелей, поэтов, ученых и философов. При этом авторы старались подчеркнуть значимость человека, его сферу деятельности доступными художественными приемами.

Проект что такое портрет

Лисипп. Портрет Сократа (9)

В средние века человеческому телу отводилась особая роль. Изображения человека канонизируются, обрастают традициями и правилами. Личность унифицируется, при этом художники стараются уделить время самым мелким деталям.

Обратите внимание. Изображения Бога, Иисуса, Девы Марии нельзя считать портретами. Они написаны не с живых людей, являются обобщенными образами. Для них существует отдельный жанр – иконопись. Исключения составляют изображения святых, созданные при их жизни или после нее.

В это время развивается восточная живопись. Здесь также следуют канонам, но создаются сильно индивидуализированные портреты. Особенно этим отличались портретные миниатюры мастеров Китая, Средней Азии, Азербайджана, Ирака, Индии.

Проект что такое портрет

Риза (Реза) Аббаси. Влюбленные (10)

Становление портрета как жанра произошло в эпоху Возрождения. С помощью изображения художники пытаются вникнуть во внутренний мир, показать характер и настроение человека. Одновременно в нескольких странах жанр начинает жить и развиваться. Л. да Винчи, Рафаэль и Тициан в Италии, А Дюрер в Германии, Р. Кампен и Ян ван Эйк в Нидерландах – невозможно сказать, кто был первым и лучшим в развитии этого направления. Часто реальные персонажи приравниваются к вымышленным, большую роль здесь играет сравнение великих людей с мифическими образами.

Большинство портретов – символы власти и богатства. Их заказывают знатные особы в свои дома и как подарки другим представителям сословия. Распространены брачные и семейные портреты. Обязательны изображения правителей любого времени и эпохи, вплоть до современности. Картины и фотографии лидеров страны у обычных и знаменитых людей, при важных встречах стали необходимым атрибутом и традицией во всех странах. Лица правителей изображались на монетах и банкнотах, такая символика сохранилась до сих пор во многих странах.

Проект что такое портрет

Монета императора Николая II (11)

XVII – XVIII превратили искусство в смесь художества и психологии. Внутренний мир человека раскрывается и через натюрморты, и через городские пейзажи. Но главным здесь становится портрет. Именно в это время Андре Фелибьен (придворный историк Людовика XIV) предложил выделить его в отдельный жанр, как изображение существующих людей.

В России складывается своя техника написания портрета. Кроме того, он отличается большим жанровым разнообразием. Именно русская художественная школа стала началом для изображений разных социальных типов.

Фламандская и голландская школы также обращают внимание на простых людей – служанок, рыбаков, охотников. Расцветает и парадный портрет.

XIX век отмечен интересом к внутреннему миру человека, на первый план выходят сильные духом люди. Вводятся геометрические фигуры и планы, внимание останавливается на внутренних переживаниях человека, все остальное – лишь дополнение к образу, поэтому должно быть очень простым.

XX век меняет видение художников. На первом плане – субъективное понимание живописца Личность модели на полотне часто выступает в качестве дополнительного средства отображения действительности.

Проект что такое портрет

Б. Кустодиев. Красавица (12)

Виды портретов

Существует несколько видов портретов. Различают их по разным признакам.

Одиночный, двойной, групповой

В зависимости от количества изображаемых людей, портрет может быть одиночным, двойным или групповым. Даже если изображены две картины, и на каждой по одному человеку, а в целом они составляют единое целое (диптих), то такие портреты тоже считаются парными.

Среди групповых портретов также следует отметить портретные галереи. Это либо коллекции одного художника, изображающие разных людей, либо картины членов одной семьи – здравствующие и умершие.

Проект что такое портрет

Рембрандт. Ночной дозор (13)

Размерный

В зависимости от размера портреты также разделяют на картины «в натуру», увеличенные, миниатюрные, малоформатные.

Миниатюры часто изображали в медальонах, на геммах (ювелирных камнях), делали специальные маленькие работы в рамки для личного пользования. Портреты в натуральную величину, а также увеличенные огромные картины заказывали знатные особы.

Проект что такое портрет

Автор неизвестен. Камея Гонзага (Двойной портрет Птоломея и Арсинои) (14)

Парадный и камерный

Изображение одного или нескольких людей в полный рост называется парадным портретом. Чаще всего изображают человека на архитектурном или природном фоне, знатных особ – в дорогих покоях и залах.

Камерный портрет – частичное изображение человека. Бывают поясные, погрудные и оплечные. Обычно пишут на нейтральном фоне, либо в домашней обстановке. Также к камерным относят и интимные портреты.

Станковый и монументальный

Станковый портрет имеет самостоятельное значение. Это картина человека, его бюст, статуя, графический рисунок или фотография. Главное здесь – сама модель.

К монументальным портретам относятся фрески, рельефы, статуи.

Костюмированный

Модель должна быть представлена в непривычной для человека одежде, с заимствованными аксессуарами, в окружении специально подобранных предметов или на нейтральном фоне. Обычно это люди в литературном, театральном, историческом образе, в виде аллегории, мифического или фантастического существа.

Проект что такое портрет

А.Я. Головин. Портрет Шаляпина в образе Олоферна (15)

Сатирический

Карикатуры и шаржи возникли давно, но свою популярность получили в современное время. Такие картины писали и в XIX веке, высмеивая негативные черты конкретного человека, и рисуют сейчас, больше для развлечения.

Автопортрет

Если художник изображает сам себя, такая работа называется автопортретом. Пишут их с помощью зеркала, а также по памяти или по собственным представлениям.

Проект что такое портрет

Ван Гог Автопортрет (16)

Также различаются портреты в анфас и в профиль, вертикальные и горизонтальные, в зависимости от материалов письма (акварельные, масляные, карандашные и пр.), исторические, религиозные, семейные, посмертные и пр.

Следует отметить, что большинство таких полотен создавались не для музейного существования. Обычно это личные картины, предназначенные для семьи. Либо изображения для помещений – дворцов, государственных учреждений, с основной идеей – подчеркнуть власть и силу правителя.

Известные художники-портретисты

Расцвет портретного жанра ознаменован такими известнейшими мастерами как С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан. Этому еще поспособствовало и развитие масляной живописи. Художники отходят от религиозных канонов, делая портрет живым и настоящим. Одни из самых известных портретов того времени – женская «Мона Лиза» и мужской портрет руки Рафаэля.

Проект что такое портрет

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (17)

Проект что такое портрет

Рафаэль Санти. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне (18)

Не отстает от художников и Донателло с его известными реалистичными скульптурами.

Проект что такое портрет

Донателло. Скульптура в Уффици (19)

Среди фламандских художников отдельно стоит отметить Ян ван Эйка с его сюжетными портретами, в которых много внимания уделяется фону и атрибутике. Именно они много могут рассказать о жизни, быте и о самих людях на полотне.

Проект что такое портрет

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини (20)

Эль Греко стал продолжателем идей эпохи Возрождения. Острый драматизм его картин, идеи контраста, странные ракурсы, неестественные пропорции, оригинальное освещение – все было призвано увеличить внутреннюю эмоциональность человека.

Проект что такое портрет

Эль Греко. Мальчик раздувающий лучину (21)

Более лирический драматизм представлен в картинах Рембрандта и Веласкеса.

Проект что такое портрет

Диего Велакес. Портрет антонии Ипеньяррьета-и-Гальдос с сыном Луисом(22)

Яркие, красочные портреты характерны для П.П. Рубенса.

Проект что такое портрет

П. П. Рубенс. Конный портрет герцога Лерма (23)

Среди русских художников-портретистов немало известных имен. Аллегорические фигуры пишут Ф. Рокотов, Д. Левицкий. Романтические фигуры создает К. Брюллов, О. Кипренский.

Проект что такое портрет

К. Брюллов. Итальянский полдень (24)

Рубеж XIX – XX вв. подарил миру такие имена как П. Пикассо, М. Шагал, Э. Дега, А. Модильяни. В их работах идея портретного жанра преломляется и появляется нечто новое, свежее, не зависимое от канонов реализма.

Проект что такое портрет

П. Пикассо. Портрет Амбруазо Воллара (25)

Среди русских живописцев того времени стоит отметить В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, С. Малявина, А. Архипова.

Проект что такое портрет

Б. Кустодиев. Портрет жены (26)

Портрет стал одним из художественных способов рассказать нам об истории человечества, его жизни и развития, об эпохах и событиях. Люди на изображениях становятся чем-то больше, чем просто лицами. В них чувствуется яркая индивидуальность, через них ощущается настроение художника.

Источник

Портрет

Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

РубрикаКультура и искусство
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления25.05.2015
Размер файла2,3 M

Проект что такое портрет

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра живописи и композиции

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ)

Работу выполнила _________________________________ Т.А. Костенко

Специальность 050602 Изобразительное искусство

преподаватель_______________________________________ А.М. Мельников

1. Портрет как жанр в живописи

1.1 История портретной живописи

1.2 Портрет в русской живописи

1.3 Композиция портрета

2. Техника масляной живописи

2.1 Основа под живопись

2.2 Масляные художественные краски и кисти

2.3 Палитра красящих веществ

2.4 Смешивание красок

3. Описание хода работы

Список использованных источников

Приложение А Работы известных мастеров

Приложение Б Этапы работы над дипломным проектом

Портретный жанр требует от художника свободного владения рисунком, живописными выразительными средствами, наличия яркого воображения и художественного вкуса, умения эмоционально «слышать», чувствовать своего героя, по существу, обладать способностями психолога, артиста, чтобы в портрете максимально выразить суть личности, ее внутренний стержень.

Портрет, как жанр изобразительного искусства, давно привлекал меня, так как в нем можно выразить особое душевное настроение человека и показать широкие технические возможности для реализации творческих задач. Поэтому он и был выбран в качестве темы представленного дипломного проекта. Актуальность темы обусловлена сложившейся на сегодняшний день ситуацией, когда одна эпоха сменяется другой, меняются интересы и восприятия, современность находится на их границе, но портрет остается актуальным всегда.

Задачей моего дипломного проекта было изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу портретной живописи; выявить пути развития портретной живописи конца ХІХ, ХХ века; разработать колористическое и композиционное решение портрета; выполнить портрет в технике масляная живопись; отразить женскую красоту: ее величественность, незыблемость во времени.

Так же в моей дипломной работе освещены многие сведения необходимые начинающему и вероятно интересные опытному художнику. Из различных источников собрана и лаконично раскрыта история масляной живописи и портрета в частности, а так же представлено описание всех материалов и инструментов, необходимых художнику, свойства некоторых красок и практические советы, помогающие сориентироваться в богатом выборе, предоставленном современным рынком, результат моего исследования на эту тему.

1. Портрет как жанр в живописи

1.1 История портретной живописи

Зародившись в глубокой древности, портрет впервые достиг расцвета в древнеегипетском искусстве, где скульптурные бюсты и статуи выполняли роль «двойника» человека в его загробной жизни. В Древней Греции в период классики получили распространение идеализированные скульптурные портреты общественных деятелей, философов, поэтов (бюст Перикла работы Кресилая, 5 в. до н. э.). В античной Греции право быть запечатлёнными в статуе получали прежде всего атлеты, победившие на Олимпийских и др. общегреческих играх. С кон. 5 в. до н. э. древнегреческий портрет становится более индивидуализированным (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа). Древнеримский портрет отличается неприкрашенной правдивостью в передаче индивидуальных черт и психологической достоверностью. В лицах мужчин и женщин, запечатлённых в разные периоды истории римского государства, передан их внутренний мир, чувства и переживания людей, ощущавших себя властителями жизни на заре римской эпохи и впавших в душевное отчаяние в пору её заката. В эллинистическом искусстве, наряду с бюстами и статуями, получили широкое распространение профильные портреты, вычеканенные на монетах игеммах [6, с. 132].

Первые живописные портреты были созданы в Египте в 1-4 вв. н. э. Они представляли собой надгробные изображения, выполненные в технике энкаустики (прил. А, рис. А.1). В Средние века, когда личностное начало растворялось в религиозном порыве, портретные изображения правителей, их приближённых, донаторов были частью монументально-декоративного ансамбля храма [9, с. 76].

16 в. ознаменовался расцветом портретной живописи в Италии. Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто) наделяют героев своих картин не только силой интеллекта и сознанием личной свободы, но и внутренним драматизмом. Уравновешенные и спокойные изображения чередуются в творчестве Рафаэля и Тициана с драматическими психологическими портретами. Обретают популярность символический (основанный на сюжетике литературных произведений) и аллегорический портрет[11, с. 89].

В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармонию, ей на смену приходят подчёркнутый драматизм и напряжённость образного строя (Я. Понтормо, Эль Греко).

Стремление к наиболее полному и многостороннему познанию человеческой натуры во всей её сложности характерно для искусства Голландии 17 в. Эмоциональной напряжённостью, проникновением в сокровенные глубины человеческой души поражают портретные образы Рембрандта [8, с. 114].

Жизнеутверждающей силы полны групповые портреты Ф. Халса. Противоречивость и сложность действительности отразились в портретном творчестве испанца Д. Веласкеса, который создал галерею полных достоинства образов людей из народа и серию беспощадно правдивых портретов придворной знати (прил. А, рис. А.2). Полнокровные и яркие натуры привлекали П. П. Рубенса. Виртуозность техники и тонкая выразительность отличает кисть его соотечественника А. Ван Дейка.

Реалистические тенденции, связанные с идеалами эпохи Просвещения, характерны для многих портретов 18 в. Точность социальных характеристик и острая жизненная правдивость характеризует искусство французских художников (Ж. О. Фрагонар, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден). Героический дух эпохи Великой французской революции нашёл воплощение в портретных работах Ж. Л. Давида. Эмоциональные, гротескно-сатирические, а подчас трагические образы создавал в своих портретах испанец Ф. Гойя. Романтические тенденции нашли отражение в портретном творчестве Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, Ф. О. Рунге в Германии.

Во второй пол. 19 в. возникает множество стилистических направлений и национальных портретных школ. Импрессионисты, а также близкие к ним Э. Мане и Э. Дега изменили традиционный взгляд на портрет, акцентируя прежде всего изменчивость облика и состояния модели в столь же изменчивой среде[19, с. 2].

В 20 в. в портрете проявились противоречивые тенденции искусства, искавшего новые средства выражения сложной душевной жизни современного человека (П. Пикассо, А. Матисс и др.).

1.2 Портрет в русской живописи

портрет краска живопись композиция

Эпоха романтизма заставила художников (О. А. Кипренского (прил. А, рис. А.3), В. А. Тропинина, К. П. Брюллова) по-новому взглянуть на портретируемых, ощутить неповторимую индивидуальность каждого, изменчивость, динамику внутренней жизни человека, «души прекрасные порывы». Во второй пол. 19 в. в творчестве передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской (прил. А, рис. А.5), И. Е. Репин (прил. А, рис. А.6) развивается и достигает вершин психологический портрет, линия которого была блестяще продолжена в творчестве В. А. Серова (прил. А, рис. А.4)

1.3 Композиция портрета

Фоном для головы и фигуры может быть гладкая драпировка спокойного серого или серо-коричневого цвета.

Размер холста для портрета лучше брать небольшой, чтобы у автора не появлялось желания сделать голову больше натуральной величины, так как увеличение всех пропорций головы неизбежно приведет к большим искажениям. Для этюда головы рекомендуется размер холста 30 ґ 40 см или 40 ґ 60 см. [10, с. 2].

Художественные открытия в искусстве основываются на поиске нового в действительности и в средствах ее выражения. В портретной работе новизна как всеобщий закон искусства в первую очередь связана с неповторимостью внешнего облика и внутреннего содержания каждого человека, а также с особенностями восприятия портретиста. Художник должен увидеть в модели индивидуальность, привлекающую его, ощутить личную заинтересованность как толчок к глубинному постижению именно этой модели.

Новизна имеет отношение и к композиционным решениям и к выбору технических средств изображения. В композиционном построении портрета сталкиваются с ситуацией незначительной предметной наполненности постановки, предполагающей композиционное решение за счет использования скупых, лаконичных, но строго выверенных средств.

2. Техника масляной живописи

Для того чтобы стать настоящим живописцем, необходимо не только в совершенстве владеть рисунком, композицией, перспективой, тонко чувствовать цвет, но и отлично знать материалы живописи, их положительные и отрицательные свойства и уметь разумно пользоваться ими. Искусство свободно владеть материалами живописи, при помощи которых художник создает портрет, приходит не сразу. Оно рождается в результате упорного, каждодневного труда, изучения их свойств и особенностей, систематического накопления знаний и опыта. Не обладая всем этим, невозможно создать произведение, увлекающее зрителя красотой живописи, живой передачей в ней цветовых и световых особенностей натуры, звучностью красок.

Масляная живопись в большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объёма и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона, выразительности и динамики письма. Технические приёмы масляной живописи разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими и гладкими.

2.1 Основа под живопись

Правильно выбранная художником основа под картину во многом влияет на качество живописи, свободу и легкость проведения живописного процесса, сказывается на сохранности колорита и всего произведения в целом.

Основа ее, материал, фактура, грунт должны в полной мере соответствовать технике художника и особенностям его метода ведения живописного процесса.

Довольно распространенной основой для этюдов маслом является грунтованный холст, наклеенный на картон. Его может изготовить сам художник. Для этого берется лист плотного картона толщиной от 1 до 4 мм и разрезается на части соответствующего размера (если нет картона требуемой толщины, можно склеить тонкий картон столярным клеем и выдержать под прессом 6-10 дней). Затем берут холст с любой фактурой и плотностью ткани и раскраивают на куски определенной величины, припуская с каждой стороны по 0,5 см на кромки, которые потом загибают по краям картона и приклеивают к его оборотной стороне.

Картон смазывают теплым жидким раствором столярного клея средней крепости, накладывают сверху также смазанный клеем холст, разглаживают его, загибают кромки, приклеивают их и кладут картон под пресс на 10-12 суток. Вынув из-под пресса и проверив, прочно ли соединился холст с картоном и хорошо ли держатся кромки, заклеивают оборотную сторону картона оберточной бумагой[10, с. 5].

Заготовив нужный размер холста наклеенного на картон, приступают к грунтовке. В зависимости от метода работы художника и его манеры письма используются клеемеловые, эмульсионные, масляные и синтетические грунты [4, с. 46].

2.2 Масляные художественные краски и кисти

Краски на масляной основе (масляные краски) входят в число древнейших органических покровных материалов. В Китае они известны более 2000 лет. Масляные краски состоят из природных высыхающих масел (например, льняное масло, масло китайского дерева, или тунговое масло, и соевое масло), которые подвергают процессу самоокислительной полимеризации в присутствии катализаторов и кислорода воздуха [4, с. 76]. Живописные масляные краски состоят из сухих порошкообразных красящих веществ, придающих им цвет, и связующего вещества, в основном масла, обладающего способностью связывать частицы красочного порошка, удерживая их на поверхности картины.

Стертые с маслом красящие вещества образуют пастообразную масляную краску. Благодаря связующему веществу краски, высыхая, образуют прочные, твердые и стойкие к внешним воздействиям красочные пленки.

От качества связующего вещества, а также в известной степени от вводимых в красочную пасту в небольших количествах воска, а в отдельных случаях и смол во многом зависят блеск, прозрачность, светоустойчивость и неизменяемость красочных слоев живописи.

Кисти для этого вида искусства они не менее важны, чем краски. В основном я пользовался следующими кистями:

Щетинные кисти с грубыми, нелакированными черенками с бесшовными обжимными кольцами.

Большой набор: 3 кисти каждого номера плоской, прямой формы.

Кисти из коровьего волоса, мягкие, для проработки деталей и лессировок, такой же формы, как щетинные кисти.

Большой набор плоской прямой формы.

Кисть в форме кошачьего языка аналогична флейцевым кистям. На грубых холстах пользуются после работы флейцем кистью прямой формы. Кистями в форме кошачьего языка предусмотрено закругление углов.

Круглая остроконечная кисть: Щетинные кисти служат для размашистых грубых набросков, например для изображения фигур в полный рост, для растирания (размывания) красок на контурах. Круглые волосяные кисти служат для филигранной проработки рисунка.

Кисти для грунтовки: широкие мазковые кисти, мягкие волосяные кисти, плоские, угловой формы, применяются только для грунтовки!

Кисти для покрытия лаком: широкой формы, мягкие волосяные кисти [18, с. 6].

2.3 Палитра красящих веществ

Эта уверенность может быть достигнута только в том случае, когда художник хорошо знает свойства и особенности поведения отдельных красок как в чистом виде, так и в смесях и учитывает склонность некоторых из них изменять свой первоначальный цветовой тон в ту или иную сторону.

Поэтому отбор красящих веществ для палитры имеет первостепенное значение для художника-пейзажиста и во многом определяет его творческую настроенность и успех в работе как над этюдом, так и над картиной.

Цветовое многообразие различных оттенков красок всегда можно получить, составляя из названных красок различные смеси в разных соотношениях.

Известный художник педагог П.П. Чистяков неоднократно говорил своим ученикам: «Следует долго искать краски, из которых состоит предмет, и, нашедши их, писать, не мазать, а рисовать, лепить». «Каждая вещь имеет присущий ей основной цвет, его нужно брать, а когда начнешь писать, вмешивай какие нужно цвета, иначе, если рисунок и цвет соединить в одно, будет полумера, ни то, ни се, грязь выйдет».

2.4 Смешивание красок

Смешивая на палитре краски, необходимо внимательно следить, чтобы не было смесей заведомо неустойчивых друг к другу красок, и, главное, ограничивать количество красок, вводимых в смеси.

В. Н. Бакшеев, заботившийся о сохранности колорита своих произведений, о силе и звучности тонов красок, всегда ограничивал себя смешением двух и очень редко трех красок, причем выбирал обязательно, близкие друг к другу по своей природе. Он избегал смешения чужеродных по своей химической природе красок, особенно остерегался смешивать четыре-пять и более красок, так как подобные смеси ничего, кроме вреда, не дают.

Связывающие средства соединяют пигменты в долго сохраняющиеся, жесткие и эластичные красочные слои и склеивают связанные слои пигментов с грунтом картины.

Если друг на друга наносятся все более жирные слои красок, то образуется долго сохраняющаяся, хорошо связанная с грунтом цветная пленка. Неверное обращение и отступление от важнейших правил живописи могут принести некоторые неприятности. Чем точнее ваши знания относительно различных связывающих средств, их применения и их действия, тем легче вам дается ремесленная часть художественной работы [14, с. 81].

3. Описание хода работы

За основу был взят холст форматом 60 на 80 см., натянутый на подрамник собственного изготовления с помощью самодельных скоб и молотка. Грунт состоит из клеевого слоя и последующих эмульсионных белых. На холст была нанесена имприматура (умбра жженая и белила) среднего тона (прил. Б, рис. Б.1).

Рисунок на холст был переведен следующим образом: вначале рисунок был сделан на листе ватмана такого же формата, что и будущая работа. С помощью окна на его обратной стороне делался рисунок умброй жженой, разведенной до состояния жидкой сметаны. После того, как рисунок высох, он был переведен с листа ватмана с помощью карандаша на холст.

Работа велась масляными красками «Ладога» и итальянскими красками «Мастер класс» плотной пропиской по первоначальному жидкому подмалевку в несколько слоев. В качестве разбавителя использовался тройник.

На примере данной дипломной работы я постаралась показать важность цветового решения в практической работе. Именно портрет, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами и уточнением и конкретизацией деталей, передавать настроение, эмоции, внутреннюю и внешнюю красоту выбранной модели.

Художник, изображая человека, не только стремится точно воспроизвести выбранный образ, но и выражает свое отношение к данному облику, одухотворяет его, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.

Дипломная работа дала возможность изучить богатство живописных техник и приемов работ маслом. Помимо этого, эксперименты в работе дали возможность выявить особенности качества краски, кистей, холста и особенности использования приемов работы с этими материалами.

Работа над дипломом расширила мой кругозор, заставила внимательнее изучить историю искусства, основы теории и методики изобразительного искусства, получить знания, необходимые мне для дальнейшей педагогической и творческой работы.

В связи с этим, хотелось бы высказать слова благодарности факультету и особенно кафедре живописи, за знания, полученные в университете. Неоценимую помощь в работе над дипломом оказали заведующий кафедрой и дипломный руководитель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3 А. Бенуа. История русской живописи в 19в. СПб,1902.

6 Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985.

7 Искусство портрета. Сб. ст., М., 1928.

8 История зарубежного искусства. М., Изобразительное

9 История мирового искусства. БММ АО, М., 1998.

16 http://iskusstvom.ru/108.php Портрет

17 http://www.portrets.ru/3.html Бесплатные уроки живописи и уроки рисования по Ж. Виберу

18 http://diplom-dissertacia.ru/art/bases.htm Профессиональные основы масляной живописи

Работы известных мастеров

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Этапы работы над дипломным проектом

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Исторические и художественные особенности группового портрета. Развитие портретного жанра. Технология масляной живописи. Сбор, анализ, обобщение и применение подготовительного материала. Наброски, эскизы, прорисовки. Техники и приемы масляной живописи.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 27.07.2015

Жанровая структура, содержание, характер и средства художественного выражения в портретной живописи. Влияние стилевых тенденций, выработанных в западноевропейском искусстве на русский портрет. Влияние портретной живописи на развитие русской культуры.

реферат [36,4 K], добавлен 11.11.2010

Место линейной перспективы и портрета в русской живописи XVIII в. Иоганн Готфрид Таннауэр и его картина «Пётр I в Полтавской битве». Матвеев как портретист, его произведения. Анализ работы Алексея Петровича Антропова «Портрет статс-дамы А.М. Измайловой».

презентация [2,6 M], добавлен 04.05.2012

Портрет в творчестве художников Новосибирска. Технологические аспекты выполнения работы в технике масляной живописи, ее композиционное, тональное и колористическое решение. Особенности восприятия живописи детьми школьного возраста, методы преподавания.

дипломная работа [2,8 M], добавлен 14.07.2013

Характеристика основных направлений в русской живописи второй половины XIX в. Особенности написания портретов. Отличительные черты пейзажей того времени. Историческая живопись, в качестве жанра живописи. Бытовой жанр и реализм, как эстетическая позиция.

презентация [1,1 M], добавлен 01.10.2014

Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.

презентация [1016,2 K], добавлен 30.11.2011

История развития техники масляной живописи за рубежом и в России с XVIII в. Этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Современное состояние масляной живописи в Башкортостане. Технология выполнения пейзажей приемами масляной живописи.

дипломная работа [492,1 K], добавлен 05.09.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *