Проект что такое история
История
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
Содержание
Первоначальное значение, этимология и смысл термина
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Историография
Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.
Философия истории
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:
Методы истории
Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Геродот (484—425 гг. до н. э.) [21] большинством историков считается «отцом» этой науки:
Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.
Постижение закономерностей исторических процессов
В начале XIX века основатель позитивизма Огюст Конт обещал доказать, что «существуют законы развития общества, столь же определенные, как и законы падения камня». Но установить законы истории было не так просто. Когда немецкий историк Карл Лампрехт попытался отстаивать точку зрения Конта, то Эдуард Мейер, другой немецкий историк, ответил, что в течение многолетних исследований ему не удалось открыть ни одного исторического закона и он не слышал, чтобы это удалось другим. Макс Вебер считал бессмысленными попытки поиска исторических закономерностей. Философ Карл Ясперс писал: «История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию». Эдвард Хьюлетт Карр утверждал, что на Западе больше не говорят об «исторических законах», что само слово «причина» вышло из моды.
При этом отрицание причинной обусловленности событий прошлого ставило под сомнение право истории считаться наукой. Так, философ Бертран Рассел говорил: «История — ещё не наука. Её можно заставить казаться наукой лишь с помощью фальсификаций и умолчаний». Социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир».
На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.
Герберт Спенсер и Освальд Шпенглер рассматривали человеческие общества как подобия биологических организмов, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 цивилизации (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ. «Вызовом» могло быть перенаселение, вторжение внешних врагов или другое событие, ставящее под угрозу существование общества, а «ответом» — социальная организация или технические новшества, позволяющие обществу выжить.
В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]
Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.
В 1963 году Уильям Макнил, один из учеников Тойнби, опубликовал монографию «Восхождение Запада». Он детально описал фундаментальные открытия древности и Средних веков, которые вызвали радикальные перемены в общественной структуре.
Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]
В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов», в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса, Фернана Броделя, Эммануэля Ле Руа Ладюри. В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.
В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна. Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».
В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.
В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени, дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство. [29]
Исторические периоды
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.
Исторические дисциплины
Дисциплины, связанные с историей
Смежные дисциплины
Примечания
Литература
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
Проект «зачем изучать историю»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение новосибирской области черепановский политехнический колледж Проект по истории «Для чего необходимо изучать историю»
История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее. Аллан Блум
Каждого человека в любом возрасте интересуют вопросы: «Зачем нужно знать историю своей страны? Повлияет ли это каким-то образом на мою жизнь? Ведь все, что происходило в веках, уже давно в прошлом. Все эти битвы, исторические процессы стали неактуальны. Зачем нам знать о них? К чему учить даты, которые давно остались в прошлом?» Я тоже не раз задавал себе этот вопрос, мои размышления и поиски ответа по этому поводу постараюсь изложить ниже.
Каждый человек должен уважать традиции своих предков, гордится их поступками и достижениями. Все мы помним собственное прошлое. Точно так же нужно помнить прошлое своей страны.
В истории были не только успехи и мирное строительство, но и потери, и самое страшное для человечества – война.
История учит нас, как избежать конфликтов, как разрешить те или иные проблемы в жизни общества. Знание прошлого нашей земли также позволяет понять, как лучше выстроить отношения с соседними странами.
Откуда мы знаем историю прошлого? Для первобытного времени и Раннего средневековья в познании того или иного периода большое значение имели вещественные источники. Их находят при археологических раскопках.
Откуда мы знаем историю прошлого? С появлением письменности люди стали записывать сведения о жизни. Первые надписи предков – летописи.
Откуда мы знаем историю прошлого? Древнейшая из дошедших до нас летописей была составлена монахом Нестором в Киеве около 1113г. Она называется «Повесть временных лет».
Насколько же нужна человечеству историческая наука? История учит тому, что все люди разные И не стоит судить о ком-то только по одному поступку. Знакомясь с биографией исторических личностей, анализируя их поступки, я открываю для себя «мир других людей», среди которых нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших. Например, Александр Невский поддерживал дружественные отношения с Золотой Ордой, в то время как большинство других князей оказывали ей сопротивление. Жестокий и мнительный Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, расширял территории государства и выделял деньги на освоение новых земель. Реформатор Пётр I преобразил страну, но спровоцировал ряд восстаний.
История учит критически мыслить Понимая, что прошедшие события не могли свершиться как-то иначе, что они стали историческим фактом, мы детально разбираем их. Определяем причины, находим повод для тех или иных действий, устанавливаем причинно-следственные связи.
История учит сопереживать Современный ритм жизни делает людей скупыми на эмоции, но ведь эмпатия — это уникальная способность человека, её нельзя терять. И пусть события, о которых мы говорим на уроке, произошли давно, они отзываются в нашем сердце. Мы сочувствуем людским потерям в войнах, бедствиям народа в сложные для государства времена.
Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом. Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь я не просто любуюсь красотой города, я вижу каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!
Знания истории пригодятся при чтении книг и просмотре фильмов. Для людей, далёких от этого предмета, фильм может так и остаться красивой картинкой в рамках традиционных жанров — приключения или боевика. Но если зритель разбирается в истории, он может лучше понять поведение героя, связать те или иные повороты сюжета с предшествующими событиями, поэтому фильм будет восприниматься иначе. Зная особенности периода раздробленности на Руси, можно понять, почему соседи не пришли на помощь рязанцам в фильме «Легенда о Коловрате».
P.S. Ну, и конечно, историю надо знать, чтобы сдать ЕГЭ. Так весь год и готовимся, развивая эмоциональный интеллект, критическое мышление, мечтаем о путешествиях и советуем друг другу фильмы и книги. И конечно, принимаем друг друга такими, какие мы есть, ведь мы тоже — свершившийся исторический факт.
Исследования знаний моих сверстников и одноклассников. Данная часть работы была проведена, для того чтобы понять на сколько актуальна выбранная тема в настоящее время. Исследование доказывает необходимость обсуждения этого вопроса с родителями, учителями, родственниками, между собой, чтобы доносить значимость изучения истории. На этом этапе мной были заданы вопросы одноклассникам и сверстникам во дворе, друзьям по спортивным секциям по наиболее значимым и известным событиям, произошедшим в нашей стране. Вопросы анкеты. Как раньше называли Российскую Федерацию? На какой улице ты живешь? Какие памятники есть в твоем городе? Как зовут твоих прароителей? Что такое история? Назовите даты Великой Отечественной Войны. Какой праздник мы отмечаем 9 мая? Хотел бы ты жить за границей?
Опрос показал, что все ребята знают: даты начала и окончания Великой Отечественной войны, что происходило в эти страшные и трудные для нашей Родины годы; для чего 9 мая проходят демонстрации, парады; но не все знают почему улица на которой мы живем несет именно такое название; кому посвящены памятники, которые возведены в нашем городе. К сожалению многим не только не прививаются знания истории страны, но и нет желания знать историю своей семьи, кто был их родственниками, благодаря кому они появились на свет. Все эти вопросы непосредственно связаны с историей. Они интересны. Их нужно знать любому человеку: и школьнику, и родителю.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1036349
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
История как наука
История как наука
История — наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающий себя в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно многообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и прочего.
Само понятие «история» (от греч. historia-рассказ о прошедшем) возникло в эпоху античности, примерно в I тыс. до н.э. Отцом исторического знания традиционно принято считать древнегреческого писателя – историка Геродота. Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни)[1]. Обычно историю определяют как науку о прошлом — минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом.
В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой. Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться «нерасчлененность» «философского» и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.
Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе «Опыт систематической энциклопедии знаний». Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные — на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные — на исторические и рациональные и т.д.
Таким образом, История является научной дисциплиной, занимающейся изучением прошлого. Объектом исторического знания выступает историческая действительность. Она состоит из событий, происшествий, необратима и неповторима. Историческое знание можно обозначить как знание о прошлом. Предмет исторического знания – это то, что конкретно мы вкладываем в понятие прошлого, что нас интересует в нём, что мы хотим из него вынести – закономерности и результаты исторического процесса.
Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах. Исторические события становятся историческими фактами. Но не каждое событие есть исторический факт, а только такое, которому придаётся особое значение, например война, повлекшая за собой исчезновение государства или целой культуры, а может быть это какое-нибудь открытие, перевернувшее жизнь человечества.
История как научная дисциплина имеет свои методы. Выделяются следующие основные методы исследования истории:
Степень научности полученных знаний обусловливается строгим соблюдением основных принципов исторической науки, к которым относятся:1) принцип объективности; 2) принцип историзма; 3) принцип социального подхода[2].
Практическая сторона истории заключается в ее функциях, то есть в той роли, которую история как прошлое и как дисциплина играет в жизни общества. История как прошлое – это в первую очередь бесценная кладовая социального и индивидуального опыта, поэтому первой функцией исторического знания является социализация, то есть включение индивида в культурное поле общества. Познавая свое прошлое, свою историю, усваивая традиции, пришедшие к нам из прошлого, новые и новые поколения людей воспроизводят свое общество, свой народ. Но одним воспитанием история не ограничивается. Обеспечивая знание о прошлом, история позволяет заглянуть в будущее. История создает условия для самоопределения, самоидентификации народа, его самостроительства.
«История – это власть», – сказал русский историк Ключевский. История как наука, выявляющая на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности, тенденции развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.
Таким образом, анализируя вышеизложенные факты можно сказать что — История – как наука представляет собой комплекс общественных наук изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История дает нам знание о прошлом с целью понимания настоящего и перспектив развития в будущем.
Дать определение терминам
Историческое сознание — форма общественного сознания, представляющая собой сложную совокупность взаимосвязанных элементов: знание истории осмысление исторического опыта и вытекающих из него уроков, социальное прогнозирование, осознание исторической ответственности за свою деятельность. Историческое сознание имеет индивидуальную, социально-групповую и историческую специфику. Историческому сознанию присуще активное деятельное начало, направленное на преобразование исторической действительности[3].
Исторический факт — это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями. Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию. Ученые выделяли 3 категории исторических фактов: Объективно существующие факты действительности, находящиеся в определенных пространственно-временных рамках и обладающие материальностью; Факты, отраженные в источниках, информация о событии; «Научные» факты, добытые и описанные историком.
Исторические источники — это предметы или документы, которые относятся к определенной эпохе. Исторические источники служат своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля. Существуют разные виды исторических источников. Они могут быть: вещественными, письменными, изобразительными и устными.
Историография это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идейном или национальном отношении, а также научная дисциплина, изучающая историю исторической науки[4].
Формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Цивилизационный подход– это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Периодизация — деление процессов развития общества на отдельные, качественно отличающиеся друг от друга периоды, в соответствии с объективными закономерностями или определенными признаками. В зависимости от тех факторов, которые положены в основу деления выделяют несколько основных периодизаций: общеисторическая, марксистская и цивилизационная.
Цивилизация — (от лат. Civilis — гражданский, общественный, государственный, гражданский) человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре, общие духовные ценности и идеалы, ментальность. Определение, введенное в научный словарь французским просветителем Мирабо в 1756 г.
Генеалогия — греч. genealogia — родословная, от genea — род, рождение и logos — слово, наука. Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением происхождения родов, фамилий и отдельных лиц, родственными связями, составлением родословий. Генеалогия доставляет сведения биографического характера, помогает разбираться в имущественных, социальных и политических отношениях.
Библиография (от др.-греч. βιβλιογραφία — «переписка книг» ← βιβλίον — «книга» + γράφω — «пишу») — специфическая отрасль информационной деятельности, сущностью которой является информационное управление. Важнейшие задачи библиографии стандартизация библиографической деятельности, составление библиографических указателей и индексов цитирования и классификация документов. Библиографическая деятельность изучается в рамках библиографоведения как научной дисциплины.
Нумизматика (от греч. nomisma, лат. numisma — монета) специальная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Ее разделами являются античная, византийская, западная, восточная, русская Нумизматика. Как научная дисциплина возникла в XVIII в.
Геральдика — (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.
Источниковедение — историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и методику изучения и использования источников. Источниковедение решает ряд задач: поиск, выявление, классификация, установление происхождения, подлинности, авторства источников, определение фактической ценности содержащихся в них сведений, их достоверности, представительности. Источниковедение вырастало из практической потребности установления подлинности и достоверности документов. Источниковедение включает в себя целый ряд вспомогательных исторических дисциплин, объединяет их и взаимодействует с ними.
Палеография — (греч. palaios — древний и graphein — писать) историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления времени и места их создания. Ее задачей является подготовка старинных текстов к прочтению, определение по письму, почерку места и времени написания рукописей, если они не датированы. Палеография существует с XVII века. Ее основы были заложены французами, талантливым, трудолюбивым монахом — бенедиктинцем Жаном Мабильоном, ученым Монфоконом, которые установили некоторые правила расшифровки письма, выяснили историю букв разных алфавитов. Особенно успешно палеография развивалась во второй половине XIX века.
Герменевтика — (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна) теория понимания; учение о понимании и интерпретации документов, которые содержат в себе смысловые связи, учение о предпосылках и способах такого понимания; философия “истолкования”: от истолкования текстов до истолкования человеческого бытия, знания о мире и бытии в нем.
Персоналии
Ломоносов М.В. — (19.11.1711– 15.04.1765) — русский писатель, ученый, поэт, общественный деятель. Получив всестороннее образование, Ломоносов вел разнообразную исследовательскую деятельность в Российской академии наук. В 1748 основал при Академии Наук первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет в 1755 году. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины.
Карамзин Н.М. – (01.12.1766- 22.05.1826) — русский писатель, публицист и историк. Сын помещика Симбирской губернии. Образование получил в Москве в пансионе проф. Шадена (1780—1783). Сблизился с масонами из окружения Н. И. Новикова, в его журнале «Детское чтение для сердца и разума» опубликовал многочисленные переводы и оригинальную повесть «Евгений и Юлия» (1789). В 1789 г. порвал с масонами и отправился в путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, издавал «Московский журнал» (1791—1792), в котором опубликовал и свои художественные произведения и повести. Впервые в русском журнале большое место заняла критика: рецензии на русские и иностранные книги, спектакли французских и российских театров. В 1794—1795 гг. Карамзин издавал альманах «Аглая» (ч. 1—2), а в 1802—1803 гг. — журнал «Вестник Европы», где печатал свои многочисленные переводы с английского, немецкого и французского. В «Вестнике Европы» была опубликована историческая повесть Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803). Карамзин — признанный глава русского сентиментализма; его именем критики и литературоведы называют целый период русской литературы рубежа XVIII—XIX вв. В спорах начала XIX в. о русском литературном языке последователи Карамзина заняли позицию новаторов, создателей «нового слога», противопоставив себя «архаистам» из Беседы любителей русского слова. С 1804 г. Карамзин оставляет художественную литературу и, получив статус и пенсион придворного историографа, работает главным образом над «Историей государства Российского»[6].
Соловьев С.М. — (05.05.1820– 04.10.1879) – историк, один из основателей государственной школы в русской историографии. Его отец был священником московского коммерческого училища. Сергей Соловьев учился сначала в духовном училище, а затем в 1-й московской гимназии, где окончил курс в 1838 году. Осенью того же года он поступил в московский университет на I отделение философского факультета (затем историко-филологический факультет). Из профессоров наибольшее влияние оказали на него Крюков и Грановский. Под влиянием, главным образом, Грановского, Сергей Соловьев стал усиленно изучать всеобщую историю. После защиты магистерской диссертации: «Об отношениях Новгорода к великим князьям», вызвавшей восторженный отзыв Кавелина, Соловьев. В 1847 г. Соловьев напечатал свою докторскую диссертацию: «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». В 1871 г. Соловьев был избран ректором Московского университета и занимал эту должность до весны 1877 г., когда он оставил кафедру. Главный труд Соловьева, плод всей его жизни, – «История России с древнейших времен», 1-ый том которой вышел в 1851 г. Начиная с этого года, он ежегодно выпускал по тому своей «Истории» и успел напечатать их 28; последний 29-й том вышел уже после смерти автора, в 1880 г. Две других больших монографии Соловьева – «История падения Польши» и «Император Александр I» – продолжают исторический рассказ до 1825 года. Сыном Сергея Михайловича Соловьёва был знаменитый русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв[7].
Ключевский В.О. – (16.01.1841-12.05.1911) российский историк, профессор Московского университета, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, председатель Императорского Общества истории и древностей российских, тайный советник. В 1861 г он переезжает в Москву и становится студентом Московского университета (историко-филологический факультет), который оканчивает в 1865 г. В 1866 г. увидела свет его кандидатская диссертация «Сказание иностранцев о Московском государстве». В 1872 г. им была защищена магистерская диссертация «Древнерусские жития святых как исторический источник». В 1889 г. Ключевского включают в ряды членов-корреспондентов Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук. В этом же году публикуется его «Краткое пособие по русской истории» (полный курс был издан позднее, в 1904 г., и включил в себя 4 тома). В.О. Ключевский очень быстро снискал себе славу выдающегося, оригинального лектора, одного из наиболее популярных среди современников. Его лекции по истории России отличались широтой охвата самых разных факторов и аспектов исторического процесса, опорой на большое количество первоисточников, на научный анализ. Великолепный стиль, отличавший лекции, публицистические статьи и научные работы Ключевского позволил их автору занять достойное место и в истории литературы.
Покровский М.Н. – (17.08.1868-10.04.1932) — как историк и специалист М.Н.Покровский сформировался под влиянием «московской исторической школы», был учеником таких столпов отечественной исторической науки, как Ключевский и Виноградов. Во время учёбы в университете в журнале «Русская мысль» он опубликовал свои первые работы. С 1891 г. Покровский преподавал в средних учебных заведениях Москвы, читал лекции на женских Московских педагогических курсах, работал в просветительских организациях и готовил магистерскую диссертацию. Первые исторические труды Покровского — «Отражение экономического быта в «Русской Правде», «Хозяйственная жизнь Западной Европы в конце средних веков», «Местное самоуправление в Древней Руси», — были написаны под влиянием «легального марксизма». Во время эмиграции Покровский создал своё главное произведение — «Русская история с древнейших времён» в 5-ти томах (1910-1913 гг.), а также написал «Очерк истории русской культуры» (1915-1918 гг.). Основным предметом его исследований была история России от первобытной эпохи до начала XX в. Значительное место в научной деятельности Покровского занимала полемика с историками немарксистских взглядов — В. О. Ключевским, Б. Н. Чичериным, В. М. Соловьёвым, С. Ф. Платоновым. Через несколько лет после смерти Покровского в связи с официальной масштабной кампанией по пересмотру советской идеологии началась борьба против идей учёного и его последователей. Его взгляды были объявлены «антимарксистскими»; историка обвинили в антипатриотизме, а его труды изъяли из библиотек[9].
Гумилев Л.Н. – (18.09.1912— 15.06.1992) — русский учёный, историк-этнолог, поэт, переводчик с фарси. Основоположник пассионарной теории этногенеза. Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. В 1934 году все же сумел поступить в университет на восточное отделение, но год спустя был арестован за «недонесение» — и вышел из тюрьмы лишь после неоднократных обращений А. А. Ахматовой в различные инстанции. В 1946 году защитил диплом и поступил в аспирантуру, а в 1948 году был снова арестован за «подрывную деятельность» и приговорен к десяти годам тюрьмы; в 1956 году дело было закрыто «за недоказанностью улик», Гумилев вернулся в Ленинград и через несколько лет защитил докторскую диссертацию, в 1967 году опубликованную под названием «Древние тюрки». В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию («Этногенез и биосфера Земли)[10].
Рыбаков Б.А. – (21.06.1908 — 27.12. 2001) — советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси. Академик РАН (1991; действительный член АН СССР с 1958 года). Герой Социалистического Труда (1978). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии. Директор Института археологии АН СССР в 1956–1987 гг., академик Чехословацкой (1960) и Польской (1970) АН, почётный доктор Ягеллонского университета в Кракове (1964); член Исполнительного комитета Международного союза доисторических и протоисторических наук (с 1958) и член Международного комитета славистов; неоднократно представлял советскую историческую науку на Международных конгрессах. С 1958 президент общества «СССР — Греция». Многие научные труды Рыбакова содержали фундаментальные выводы о жизни, быте и уровне социально-экономического и культурного развития населения Восточной Европы.Целью Рыбакова было показать, что домонгольская Русь не только не отставала в своем экономическом развитии от стран Западной Европы, как это утверждали ранее многие ученые, но по некоторым показателям опережала эти страны.
Греков Б.Д. — (09.04.1882 — 9.11.1953), историк, академик АН СССР, член Академии архитектуры, трижды лауреат Сталинской премии. Образование получил в Варшавском и Московском университетах. Ученик В.О. Ключевского. До революции занимался историей Новгорода. В 1929 выпустил первую общую работу по истории Древней Руси «Повесть временных лет о походе Владимира на Корсунь». Основатель «национальной» школы историков, которая заменила «школу Покровского». В 1939 вышло первое издание его капитального классического труда «Киевская Русь», в которой обосновал свою теорию, что славяне перешли прямо от общинного строя к феодальному, минуя рабовладельческий. В 1946 вышла его книга «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. В области методологии выступил с работами «Ленин и историческая наука» и «Сталин и историческая наука», а также «Энгельс и проблема родового строя у восточных славян»[12].