Проект что такое хорошо и что такое плохо в подготовительной группе
Проект «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 города Липецка
Тип проекта: социально-ориентированный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представления о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе. Мы живем в очень не простое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Все это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного проекта для детей дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо» на базе детского сада.
Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.
1. способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми
2. развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;
3. воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом;
4. учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела;
5. уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения;
6. побуждать детей к положительным поступкам и делам;
7. воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в душах людей.
Задачи для родителей:
1. создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
2. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду,
3. уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Задача для педагогов:
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
— овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
— проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
— возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других.
— обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
— повышение педагогической компетентности родителей.
Проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
1. Подготовительный этап
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
— изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
— скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;
— разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.
Роль родителей в реализации проекта:
— выбор фотографий для стенда «Наши добрые дела».
— участие в оформлении стенда в группе.
— совместные с педагогом, ребенком и родителями анализа поведения за день.
— участие в оформлении фотовыставки «Наши добрые дела».
— развлечение «День приветствий».
— фотовыставка «Наши добрые дела».
Необходимые условия реализации проекта:
— интерес детей и родителей;
— интеграция со специалистами детского сада.
Формы и методы работы с детьми:
— сотрудничество ребёнка со взрослыми в развивающих занятиях;
— игровая форма ОД, беседы;
— ознакомление с художественной литературой по теме «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
— игры: дидактические, сюжетно-ролевые, настольные;
— проблемные ситуации, поиск ответа на вопрос «Как поступить?»;
— совместное выполнение заданий детьми и родителями.
План реализации проекта:
1. Этическая беседа «Путешествие по стране Вежливости».
2. Беседа «Что плохо, а что хорошо».
3. Беседа «Полезные и вредные привычки».
4. ОД «Дарите людям доброту».
5. ОД «Правила на всю жизнь».
6. ОД «Добрые слова не лень повторять мне каждый день».
7. Развлечение «День приветствий».
9. Пословицы и поговорки.
10.Консультации для родителей.
11.Фотовыставка «Наши добрые дела».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
— подбор художественной литературы по теме «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
— подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
— подготовка разного вида наглядного материала;
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
— выставка книг, фотографий;
— анкета для родителей;
— создание условий для проведения развлечения.
Перспектива на будущее:
разработать перспективу проекта «Что такое хорошо и что такое плохо?» в подготовительной группе, создать «Книгу правил» с условными цветовыми или иными обозначениями.
Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа, прежде всего, нравственного воспитания детей дошкольного возраста, воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности.
Считаю, что задачей современного педагога является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
1. Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы!».
3. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду». – М, 2013 г.
4. Дурова Н.В. «Очень важный разговор». – М, 2000 г.
5. Артёмова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». – М, 1992 г.
6. Котова Е.В. «В мире друзей». – М, 2002 г.
7. Каспарова Ю.В. «Полезная книжка о культуре общения». – Харьков, 2008 г.
8. Кондратьева А.А. «Стихи о вежливых словах».
9. Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». – М, 2004 г.
10. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками». – М, 1999 г.
12. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении». – М. 2007 г.
Проект для подготовительной группы «Что такое хорошо, что такое плохо»
юля кузьмина
Проект для подготовительной группы «Что такое хорошо, что такое плохо»
Проект для подготовительной группы
«Что такое хорошо, что такое плохо»
«Ничего не обходится нам так дешево
и не ценится так дорого, как вежливость»
Когда дошкольник начинает активно жить в современном социуме, то часто сталкивается с множеством трудностей. Эти трудности, проблемы связаны с тем, что у дошкольника не сформирован опыт жизни в социальном мире, не достаточно развиты понятия, что такое хорошо и что такое плохо. Воспитанник должен научиться различать эти понятия, развивать, применять,совершенствовать их в повседневной жизни: как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. В процессе этого познания воспитанников становится личностью со своим мировоззрением, с пониманием, что такое добро и зло, со своей оценкой на поступки других людей и собственным поведением.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия, создания благоприятной предметно – пространственной среды в ДОУ и дома для усвоения норм и правил поведения в социуме, предметом деятельности является процесс заинтересованности и привлечения детей и их родителей к театрализованной деятельности.
2. Актуальность создания проекта
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша задача помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
-создание благоприятных условий для воспитания у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
1. Создать в группе необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми и взрослыми.
2. Сформировать у детей положительное отношение ко всем людям; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять вежливые слова, воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.
3. Организовать активное сотрудничество родителей в процессе проекта
1. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
2. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
3. Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения;
4. Побуждать детей к положительным поступкам и делам;
5. Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
6. Закреплять знаний правил вежливого общения.
1. Овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
2. Сформированность навыки вежливого, доброжелательного общения; обогащение эмоциональной сферы; воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям.
3. Развитие памяти, внимания, воображение; умения сравнивать, анализировать, делать выводы; расширятся знания о культуре.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для ребёнка образом. Хорошие добрые книги читают всем детям, но почему же тогда они вырастают разные по своим чувствам и отношению к окружающему? В чем же причина? Мало детям прочитать то или иное произведение, нужны упражнения в определении норм и морали. Это и обращение внимания на настроение своих близких, и замечание своих хороших поступков, совершенных в течение дня, постоянная оценка поступков своих сверстников, беседы.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В основу данного проектаположены следующие идеи:
1. Идея постановки совместно с младшей группой театрализованной сказки по ОБЖ «Волк и семеро козлят»
2. Фотовыставка «Добрые дела»
3.Оформление альбомов: «Поговорки о добрых делах»
В соответствии с ФГОС проектопирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, восприятие художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
-признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
-признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
-уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
В своей работе,мы часто используем театр в самостоятельной игровой деятельности: игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т. д.) упражнения на отработку основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации. Мы используем все подходящие случаи в повседневном общении, игре,чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, задумчиво, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, печально).
Пути решения проекта:
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и
возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Вид проекта.
Творческий, краткосрочный (1 неделя).
Сроки реализации проекта: с 12.08.2019 по 16.08.2019 года
Участники проекта.
Дети младшей групп, воспитатели, старший воспитатель, родители детей.
Формы работы с детьми.
Чтение художественной литературы, беседы, разучивание стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказывание о добрых и плохих поступках, игры, развлечения, художественно-творческая деятельность.
Совместная деятельность детей и родителей.
Разучивание отрывков из стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (аналитический).
2. Основной (реализация намеченных планов).
3. Заключительный (подведение итогов).
I этап – подготовительный
В ходе данного этапа проводится предварительная работа:
— определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
— прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми и родителями;
— подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми, театрализованной деятельности;
— создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных;
— сотрудничество с родителями (привлечение к оформлению альбома «Что такое хорошо и что такое плохо»);
— беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию у дошкольников правил культуры общения:
Чтение художественной литературы:
Л. Толстой «Косточка»,
Сюжетно –ролевая игра:
«Правила поведения на занятиях»
Заучивание пословиц о дружбе
Чтение художественной литературы:
«Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой
«Как прожить без ссор?»
Сюжетно –ролевая игра:
«Как надо заботиться»
Чтение художественной литературы:
В. Драгунский «Друг детства»
«Учимся общаться друг с другом»
«Как нужно благодарить за угощение?»
Картотека пальчиковых игр по теме:
Игра «Только хорошее»
«Почему мы ссоримся?»
«Доброта в наших сердцах»
Игра «Круг честности»
«Отчего портится настроение»
Хорошие манеры
Чтение художественной литературы:
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Работа с родителями
«Искусство быть родителем»
«Что посеешь, то пожнешь»
«Что такое справедливость?»
III этап – заключительный
На третьем,заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:
Главной задачей нашего проекта было формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста представлений о культуре поведения в обществе, воспитание нравственности.
Во время проведения проекта дошкольники познакомились с новыми художественными произведениями о культуре поведения, добрых поступках. Выучили стихи, научились составлять рассказы о добрых делах.
С новой стороны ребята открылись в своих работах по изодеятельности. Свое творчество дети проявили в ярких рисунках. Дошкольники активно участвовали во всех творческих играх, играх-ситуациях, театрализованной деятельности и презентации проекта. С большим удовольствием рассказывали о своих добрых делах, высказывали свое мнение о правилах поведения.
Ребята научились быть добрее и внимательнее друг к другу, к окружающим людям. Стали чаще применять в своей речи добрые и вежливые слова и выражения.
Активное участие во всех мероприятиях нашего проекта принимали родители. Вместе с детьми родители оформляли альбом «Что такое хорошо и что такое плохо», в который собирались детские рисунки о хороших и плохих поступках, отрывки из стихотворения В. В. Маяковского.
Наш творческий проект помог добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей, сделал всех участников проекта ближе и роднее.
1. Алябьева Е. А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 160 стр.
2. Алямовская В. Г. и др. Беседы о поведении ребенка за столом. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64 стр.
3. Маяковский В. Что такое хорошо, что такое плохо.
4. Что такое хорошо и что такое плохо: Стихи, сказки, рассказы. – М. : Дрофа-Плюс, 2008. – 224 стр.
5. Беседы на этические темы // Дошкольное воспитание. 2008. №4.
6. Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств // Дощкольное воспитание. 2009. №2.
7. Смирнова С., Витюк М. Вежливость – первая и самая приятная добродетель // Дошкольное воспитание. 2004. №3.
8. Юдина Н. Уроки вежливости // Дошкольное воспитание. 2008. №4.
9. Интернет источники.
Представленный проект позволяет решить задачи ФГОС в области нравственного воспитания через интеграцию пяти образовательных областей, в различных видах детской деятельности.
Можно отметить, что проведенная работа проектной деятельности с детьми подготовительной группы способствовала развитию у них нравственных качеств, коммуникативного общения (культуры поведения и этикета) через употребление в речи вежливых слов (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините) в детском саду и дома.
Следовательно,у детей проявляется способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиции нравственного смысла: «добро- зло; хорошо- плохо; можно- нельзя и т. п. «
В целом педагогический проект «Что такое хорошо и что такое плохо?»имеет прогрессивный характер и позволит не только заложить фундамент нравственности, но и даст толчок для развития психических сторон личности, коммуникативных навыков, инициативности, уверенности в своих силах, самостоятельности, любознательности, сообразительности, активной жизненной позиции.
В заключении можно отметить, что общечеловеческие моральные ценности благодаря участию родителей в проектной деятельности станут внутренними стимулами развития формирующейся личности.
«Что такое хорошо и что такое плохо?» Музыкально-театральная игра для детей второй младшей группы детского сада Цель: Способствовать формированию у младших дошкольников чувство сопереживания, умения сострадать, доброжелательного отношения к окружающим.
Итоговое занятие во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний. Задачи: 1. Обучающая: • Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» с элементами театральной игры Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» с элементами театральной игры Цель: формирование представлений о том, что такое хорошо.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательный задачи: 1. Учить детей разбираться.
Консультация для родителей в первой младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация для родителей в 1 младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и.
Педагогический проект «Что такое хорошо, что такое плохо» Педагогический проект. Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Группа: подготовительная. Сроки реализации: 1-15февраля 2016 год. Итоговое.
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Сформировать четкие представления о хороших и плохих поступках. Задачи: Обучающая:.
Проект «Что такое хорошо, что такое плохо» Гипотеза проекта: Приобщить детей к нравственным ценностям общения, которые помогут овладеть речью, оценивать отношения и поведения людей.