Проект что такое былины
Проект по литературному чтению «Былины. Богатыри русские».
«Былины. Богатыри русские»
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
Выполнили: ученики 4 «Г» класса
Учитель: Вифлянцева Л. В.
МБОУ СОШ №6 им. К. Минина г. Балахна
— Определение понятия «былины, богатырь»;
3. Заключение. Закрепление материала с помощью защиты стендового доклада.
4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
Актуальность и практическая значимость проекта : мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.
что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой.
Богатырь – это пример великого духа русского человека. (3 слайд)
Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри
— научиться работать коллективно;
— изучить и рассмотреть различные источники информации на тему « Русские богатыри »;
— дать определение « былины, богатырь »;
— изучить историю богатырей ;
— подвести итог и закрепить информацию о русских богатырях среди одноклассников, учеников 4 «Г» класса с помощью защиты стендового доклада. (4 слайд)
Участники проекта – 4 «Г» класс, разделённый на группы.
Проект среднесрочный.
Формы представления учащимися результатов исследования :
Стендовый доклад (защита групп).
Презентация (на все группы)
Вопросы, направляющие проект
— Что мы знаем о героических личностях в русской истории?
— Кто такие русские богатыри?
— Как становились героями люди в далеком прошлом?
— Какими качествами должен был обладать богатырь?
— Много ли было богатырей?
— Как рассказывают нам о русских богатырях произведения литературы, живописи, музыки, кинофильмы и мультфильмы.
1. После завершения проекта учащиеся получат основные навыки работы над творческим проектом:
— видеть проблему и наметить пути ее решения;
— выбирать и структурировать изученную информацию по определенной теме (навыки работы с различными источниками информации);
— приобретут навыки самостоятельного качественного исследования проблемы.
2. Будут иметь достаточно полное представление о богатырях в русской истории.
Былины — русские народные песни-сказания о богатырях.
Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной
жизни, источник горячего патриотизма и наша национальная
За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.
Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. (6 слайд)
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские! (7 слайд)
Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.
В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.
Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. (8 слайд)
Социологические исследования (результаты).
Нами было проведено социологическое исследование на тему «Богатыри Земли Русской в наше время».
Данное исследование проходило среди учащихся 2-4 классов МБОУ СОШ №6 с 1 октября 2018 г. по 20 октября 2018 г.
В опросе приняли участие 25 человек.
Возраст опрашиваемых от 8 до 11 лет.
На вопрос «Кто такие богатыри?» дети написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри – это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа.
Среди детей самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор.
68% хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал Родную Землю и был нашим земляком.
12% на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым.
Основные качества богатыря:
Физическая сила – 39%
Любовь к Родине – 22%
Хитрость, смекалка – 4%
Военное искусство – 13%
Участники опроса видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила.
Привлекает в богатырях:
Участников нашего опроса, привлекают духовные качества богатырей (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).
Знания о богатырях:
Экскурсии в музеи – 8%
А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?
Да, есть богатыри (спортсмены, военные) – 80%
Можно ли стать богатырем?
Большинство детей считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы. Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем.
Почетно ли в наше время быть богатырем?
Половина детей считают, что сейчас богатырем быть не почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство детей и взрослых считают, что почетно. Потому что нам не хватает таких людей как богатыри, верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее.
Таким образом, в результате исследования, мы узнали значение термина «былины», познакомились с основными Богатырями Земли Русской, провели социологический опрос, результаты которого показали нам знания людей современного мира об истории богатырей.
Мы считаем, что тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.
Главные богатыри Руси:
Русский богатырь Микула Селянинович (1 группа) (9 слайд)
Микула Селянинович – русский богатырь, умеющий крестьянствовать. Микула – земледелец, трудяга. От него исходят уверенность и мощь.
А какой замечательной внешностью наделил Микулу русский народ! Богатырь статен, могуч, у него глаза ясны, как у сокола, а брови черны, словно соболиные. А кудри какие чудные! Качаются, словно жемчуг рассыпается. Русский народ не поскупился на краски, чтобы достойно изобразить русского богатыря!
Труды Микулы Селяниновича славные! И связаны они с матушкой-землей. Он ловко управляется с сохой. Борозды такие делает, что если в один край уйти, то и другого не видать. Мощные коренья вывертывает, как каменья, валит в борозды.
При знакомстве с былиной о Вольге и Микуле Селяниновиче, приходит понимание того, что симпатии русского народа на стороне землепашца Микулы, а не вояки богатыря Вольги. Первенство в силе и достоинстве они отдают именно тому богатырю, который связан с матушкой-землей.
А заканчивается былина Вольге и Микуле Селяниновиче добрым рассказом именно о Микуле. О том, как он с рожью управляется, да крестьян угощает.
Русский богатырь Волга Всеславьевич (2 группа) (12 слайд)
Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Тогда он сильно разгневался, но, увидев Марфу Всеславьевну, влюбился. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы.
Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.
Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-султана Сулеймана. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается к волку и соколу, кормя дружинников охотничьей дичью.
Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает воинов в муравьёв, а в стенах города возвращает им человеческий облик.
Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём.
Русский богатырь Илья Муромец (3 группа) ( 16 слайд )
Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, народный заступник.
Русский богатырь Алеша Попович (4 группа) (19 слайд)
К нему русский народ не относился с сочувствием. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». Но относятся к нему со снисхождением. Богатыри говорили, что он хвастается своей удалью.
Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие.
В русских былинах Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.
Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.
Русский богатырь Добрыня Никитич (5 группа) (21 слайд)
Хорошо мы знаем богатыря Добрыню Никитича. Согласно своему имени, он добр, хотя и не так великодушен, как Илья Муромец — он не щадит врага.
Среди богатырей Добрыня Никитич на одном из первых мест. Он необыкновенно силён, всесторонне одарен. Добрыня Никитич – отличный стрелок из лука, игрок в шахматы.
Отличительные свойства богатыря – нежность сердца, вежливость, почитание. Есть былина, в которой Добрыня горько жалуется своей матушке на судьбу свою, на то, что он родился богатырем и принужден губить людей.
В былинах часто говорится о нём, что нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство.
Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с матерью Добрыни, в добром согласии и мире.
Богатырь Святогор, богатырь Вольга, богатырка Синеглазка…
А и сильные, могучие
богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей
Не топтать их коням Землю
Не затмить им солнце наше
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
-Не родом богатырь славен, а подвигом.
-Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
-Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
— В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
В ходе работы над проектом мы познакомились со многими произведениями литературы и живописи, выучили большое количество стихов и поговорок, прониклись интересом к былинному творчеству, а главное, почувствовали свою причастность к истории русского народа. Для многих, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.
Тема нашего проекта важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.
Завет богатырей к нам, своим потомкам: (27 слайд)
— Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
— Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
— Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
1. Картинки с сайта в Интернете
2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.
Проект «Былины»
Цель проекта: обогащение ребенка знаниями об истории России.
— разучить отрывки из былин.
Предварительная работа: чтение былин с последующей беседой по ее содержанию.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Работа с детьми: занятия с использованием компьютерной технологии (показ слайдов, затем “оживление” слайдов), рассматривание иллюстраций, разучивание отрывков из былин.
Вывод: знакомство с былинами дало детям представление о героическом прошлом русского народа, вызвало у них интерес к языку былин, сказаний, песен, вызвало чувство гордости и уважение к русским воинам и желание им подрожать.
Взаимодействие с родителями: консультации, папки-передвижки, родительская газета “Богатыри Всея Руси”, презентация изучаемой темы, анкетирование по теме “Золотое руно”, виртуальная игра “По страницам былин”, праздник с папами “Богатырские потехи”, награждение победителей в игре и в анкетировании.
Конспекты занятий “Путешествие по Древней Руси. “Добрыня и Змей”.
1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций.
Ход: Воспитатель рассказывает и показывает слайды.
В разные времена Российское государство всегда нуждалось в защите своих границ от внешних врагов. Правители Древней Руси заботились не только о расширении границ: захвате новых территорий, но и об их укреплении. Особенно большое внимание укреплению границ земли русской, обороне уделял Великий князь Владимир Красное Солнышко. При правлении Владимира рубежи Киевской Руси охраняли богатырские заставы. В те годы больше всего бед русским землям доставляли набеги кочевников-печенегов. Для того, чтобы защитить свой народ от их безжалостных нападений по приказу князя Владимира на границе было построено много крепостей, в которых поселялись храбрые воины. Кроме того, было сооружено много сигнальных башен, на которых в случае появления печенегов зажигались сигнальные костры. Благодаря этому в Киеве уже через несколько часов узнавали о грозящей опасности. Князь быстро собирал дружину и отправлялся на защиту границ.
Каждый большой город Древней Руси имел свою оборонительную систему. Город защищала высокая оборонительная стена. Стены чаще всего были окружены водой. Для этого, в том месте, где не было реки, выкапывался глубокий ров и заливался водой.
Для защиты от многочисленных врагов древним славянам требовалось оружие: железные мечи, стрелы, копья, палицы и т.д. Всё это делала мастера-оружейники. Славянские воины-ратники облачались в кольчуги, защищавшие тело, и в железные шлемы, защищавшие головы.
2. Чтение былины «Добрыня и Змей».
Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах из жизни древних славян на основе былины «Добрыня и Змей». Используя разные средства выразительного чтения, передать напевность, колорит, своеобразие слога былины.
Обогатить словарь детей словами и выражениями: Рязань, меч булатный, копьё муравчатое, палица булатная, Пучай-река.
Конспект занятия: Путешествие по былинам Древней Руси: “Илья Муромец”, “Садко”.
Предварительная работа: трое детей разучивают отрывок из былины “Садко”, “Илья Муромец”.
Ход: Звучит сказочная музыка, дети смотрят мультимедийную презентацию.
В: А теперь, проверим, какими вы были внимательными, когда слушали и смотрели былину “Илья Муромец”!
В: Последняя загадка музыкальная. (Воспитатель включает отрывок из оперы “Садко”. Дети слушают и называют былину.)
В: Молодцы. У морского царя был пир. А мы что делаем на праздники?
В: А какое веселье без хорошей игры?
Воспитатель предлагает “оживить” богатырей, мальчики танцуют танец богатырей.
Творческий проект по литературному чтению: «Былина как литературный жанр «.
Выбранный для просмотра документ исследоват проект.docx
Визитная карточка проекта 2-3
Былины как вид эпической песни 5-7
Построение былины (композиция), былинный стих, основные художественные средства 7-8
Что общего между былинами и сказками, а в чем отличие? 8-9
Что общего между былинами и сказками, а в чем отличие? 7
Герои былин – богатыри 9-11
Добрыня Никитич 13-14
Былина учащегося «Бой в лесу» 15
Советуем прочитать 16
Ответь на вопросы 17
Кроссворд «Богатыри» 18-19
Визитная карточка проекта
Автор проекта: Костылева Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов МБОУ КСОШ №1, г. Катайск Курганской области.
Название темы учебного проекта : «Былина как литературный жанр «.
Краткое содержание проекта: Проект по литературному чтению для учащихся начальных классов по теме «Былины».
Проект рассчитан на 3 урока, 4 индивидуальных занятия и родительское собрание. Результаты самостоятельной познавательной работы учеников оформляются в виде буклета, презентации, таблицы.
Основа проекта: ФГОС НОО.
Дидактические цели : После завершения проекта учащиеся смогут: познакомиться с историческими источниками, с произведениями живописи и литературы, сопоставить произведения фольклора и современного искусства, творчески оформить и представить результаты своей работы на уроках и во внеурочной деятельности (во время факультатива «Я – исследователь»), а также в рамках недели литературы.
Краткая аннотация проекта
Учебный проект «Былина как литературный жанр» реализует часть школьной программы по литературному чтению. Работа над проектом даст возможность учащимся узнать об истории возникновения и бытования былин, о жанровых особенностях этих уникальных фольклорных произведений, о месте и значении былин в культуре русского народа и об их влиянии на развитие искусства (живописи и музыки). В ходе реализации проекта учащиеся смогут познакомиться с историческими источниками, с произведениями живописи и литературы, сопоставить произведения фольклора и современного искусства, творчески оформить и представить результаты своей работы на уроках и во внеурочной деятельности (во время факультатива «Я – исследователь»), а также в рамках недели литературы.
План проекта
Подготовительный этап.
Перед началом работы над проектом подготовим представление родителям учеников краткой информации о проектном методе учения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов, фотографий детей, буклет для родителей.
Подготовка информационного материала, рекомендации по ознакомлению с ресурсами по теме, разработка методического и дидактического материалы.
Этап 1 (Урок 1) Формирующее оценивание и планирование: фронтальная беседа и анкетирование. Заполнение «Вводных листов» в ходе демонстрации вводной презентации учителя; коллективное составление «Календаря проекта», создание проблемной ситуации, погружение в проект, деление на группы («Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»), планирование деятельности групп.
Этап 2 (Полторы недели = 1 урок + 2 индивидуальных занятия). Исследования, поиск информации из разных источников (задания выполняются в группах), обсуждение тем и методов исследований.
Этап 3 (2 индивидуальных занятия). Обмен идеями и найденной информацией, создание презентаций, публикаций, таблиц (работа ведётся в кабинете), просмотр фотогалереи по теме: «Богатырский словарь» (Фотографии богатырей в старинном облачении: шлем, науши, сбруя, кольчуга, колчан, палица, щит, сбруя, колчан и т. д.)
Этап 4 (1 урок + родительское собрание) обсуждение форм представления результатов работы групп. Презентации проекта на классном родительском собрании. Рефлексия. Защита проектов на открытом уроке в форме научно- практической конференции. Рефлексия. Презентация группы
Постпроектный этап. Внеклассное мероприятие: круглый стол в рамках недели литературы.
Слово БЫЛИНЫ происходит от слова БЫЛЬ
В былинах много исторически достоверных примет. В них воспевается Киев-град, упоминается Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города. В ряде былин события разворачиваются в древнем Новгороде. Былины настолько достоверен в деталях реальной жизни, что по их описаниям историки восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки. Однако нельзя думать, что в былинах все изображается так, как было в действительности. В былинах много вымысла, фантазии. В них мы встречаем много отголосков мифов, сказок.
Первый сборник былин вышел в Москве в 1804 году под названием «Древние российские стихотворения». Впоследствии он переиздавался с добавлением к названию: «собранные Киршею Даниловым». Кто такой Кирша Данилов, до сих пор определенно не установлено. Это мог быть собиратель былин, или знаток и исполнитель, сам записавший известные ему былины, или человек, которому принадлежал рукописный сборник.
Итак, мы познакомились с тем, как были «открыты» былины, как благодаря собирателям-фольклористам былины попали в научные сборники, чтобы затем их могли прочитать тысячи любителей фольклора.
Былины как вид эпической поэзии
— былинное пространство и время;
— построение (композиция) былины;
— художественные приемы (повторы, гипербола, эпитеты, язык);
— стих былины (понятие о тоническом стихе), основные напевы.
— (художественное пространство и время былины)
Присмотримся к пространственной картине в былине «Илья Муромец и Сокольник». Действие происходит на богатырской заставе, Илья Муромец ранним утром обозревает пространство вокруг заставы:
Простор, широта пространства свойственны былинному миру. Не только земное (горизонтальное) пространство входит в него. Часто перед нами раскрывается мир в мифологической трехчастной картине:
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота окиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омуты днепровские.
Эпитеты «железная», «чёрная» характеризуют пространство как зловещее, связанное с темными силами. «Своя» земля предстает в ярких светлых красках, необъятности и величии мирного покоя.
Герой часто преодолевает пространство необыкновенно быстро, вопреки обычному сроку:
Конь под ним месячный путь
За полдня проходит,
Драгоценный конь годичный путь
За сутки проходит.
Построение былины (композиция), былинный стих, основные художественные средства
Тут Илье и славу поют
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки.
Для былин характерны ГИПЕРБОЛЫ, которые как бы укрупняют изображение, помогают ярче, выразительнее показать силу и подвиг богатырей. Сила богатыря невероятно преувеличена.
Среди героев Древней Руси, наравне с богатырями, безусловно, нужно называть калик перехожих. Древних русских паломников, которые были не только постоянными действующими лицами, но и создали свой репертуар духовных стихов и особых каличьих былин.
Былины пелись особым образом. Существует много напевов былин. Они зависят и от местности, где былины создавались, и от манеры того или иного певца-сказителя. Читать былины совсем непросто. Произносить былинный стих так, как мы произносим современный, невозможно. Это объясняется тем, что былины созданы так называемым ТОНИЧЕСКИМ стихом (его еще называют былинным, народным). В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть примерно равное количество ударений. Например:
Как скакал-то Илья да со добра коня
Припадал-то он ко матушке сырой земле:
Как стучит ведь матушка сыра земля
Да под той же как сторонушкой восточной.
Что общего между былинами и сказками, а в чем отличие?
и былина, и сказка существовали в устной форме.
оба жанра существуют с древнейших времен.
оба жанра имеют зачин, концовку, повторы, общие места.
язык сказок и былин отражают средства выразительности народной речи ( постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболу, уменьшительно-ласкательные суффиксы, оценочную лексику)
Герои былин – богатыри
Ученые классифицируют богатырей на старших и младших
«Старшие» являлись олицетворением стихийных сил.
«Младшие» богатыри – обыкновенные смертные, в минимальной степени наделены мифологическими чертами.
Подвиги богатырей всегда служат освобождению, защите родной земли, своего края. Богатырь восстанавливает справедливость, поражая зло, которое, казалось, победило.
У героя в былине есть неизменные правила поведения:
— герой при встрече с противником, как правило, действует прямолинейно и открыто (в редких случаях он прибегает к хитрости);
— герой никогда не пойдет на обман, вероломство, не поступится своим словом;
— герой всегда откликается на любой призыв «своих» и на любой вызов противника;
— герой действует непреклонно, целеустремленно и из возможных путей выбирает самый опасный;
— герой действует вопреки предупреждениям, запретам, предсказаниям;
— герой всегда почитает обычаи своей земли, семьи и рода.
Основные сюжетные темы былин:
— борьба героя с чудовищем,
— защита города от вражеской осады,
— борьба героя с чужеземным богатырем,
— отпор вражескому нашествию,
— сватовство героя, помощь героя в сватовстве,
— борьба героя за возращение похищенной жены,
— спасение героем сестры, брата, матери.
В центре былины обязательно находится борьба противостоящих сил и победа «своей» силы, воплощенной в образе богатыря.
Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.
В былинах Илья Муромец всегда старший, самый авторитетный богатырь: его слушаются не только другие богатыри, но и сам князь. Не в народной традиции ставить богатыря-крестьянина выше князя. Только христианский авторитет святости может оправдать нарушение строгого порядка. Илья, единственный из богатырей, кто может не соглашаться с князем и даже порицать его за греховные поступки, непреклонно следуя принципам нравственной справедливости.
Чудесное исцеление Ильи Муромца, сиднем сидевшего тридцать лет, является началом былинной жизни богатыря именно в духе жития. Илью Муромца исцеляют калики перехожие, иногда они оказываются святыми:
Пришла к нему нища братия,
Сам Исус Христос, два Апостола.
Крестьянский сын, больной Илья сын Ивана Муромца «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.
«Я иду служить за веру христианскую
И за землю российскую,
Да и за стольние Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей».
Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев.
Богатырская святость Ильи подчеркивается многими деталями: так, погреб князя Владимира, место заточения богатыря, в ряде былин приобретает облик кельи, а сам Илья занимается в ней традиционным монашеским делом: чтением духовных книг.
В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду.
Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде.
Не скакать врагам по нашей
земле,
Не топтать их коням землю
Русскую,
Не затмить им солнце наше
красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын. По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у него спокойный ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. Сын рязанского богатыря Добрыня Никитич был родным дядей князя Владимира, братом его матери. Вместе с ним Добрыня поехал в Новгород и много лет правил там от имени Владимира. А когда выросший Владимир сел на Киевский престол, он оставил Добрыню Никитича новгородским посадником.
Многие былины о Добрыне и змее были созданы в пределах Рязанской земли. Рязанская земля, расположенная на границе Руси со степью, на всем протяжении XI-XII веков находилась под угрозой половецкого нападения. Добрыня Никитич в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
Былины, также как и картины, изображающие героев-богатырей, заставляют нас помнить своих героев, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю. е р
Из того ли то из города Катайска,
Из того ли то, из посёлочка из Хвойного
Выходили два брата – богатыря:
Илья – удалец и Антон – храбрец.
Очутились то они во дремучем лесу,
А в лесу то том грибов видимо – невидимо.
Как отличить где съедобный гриб, а где поганочка.
А в другую лукошечко.
Илья удалец взмахнёт рукой –
Полетят шляпки несъедобных грибов.
Антон храбрец взмахнёт рукой –
Полетят съедобные грибочки во лукошечко.
Долго они бились и появился вдруг Святобор,
Один из лесных владык.
И попрятались под землю все поганочки.
Вывел Святобор богатырей на дорожку прямоезжую,
Прямоезжую, да прямохожую.
И пошли богатыри домой довольные,
Да с полными лукошками грибов.
сочинил Черных Антон
школы – сад №6 «Светлячок»
Вольга Святославич и Микулушка Селянинович Святогор
Встреча Святогора с Ильёю Муромцем
Илья Муромец под Черниговом
Илья Муромец и Идолище поганое
Три поездки Ильи Муромца
Ссора Ильи с князем Владимиром
Борьба Ильи Муромца с Калином-царём
Женитьба Алёши Поповича на Настасье Микуличне
Алёша Попович и Тугарин
Отчего перевелись витязи на Руси?
Садко, богатый гость
Богатырь Михайло Поток
1. Славный защитник Руси-матуш ки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Кие вом. (Илья Муромец.)
2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)
3. Что обозначает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень.)
4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)
5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)
6. Он нередко брал верх над про тивником благодаря удали, отва ге и хитрости? (Алеша Попович.)
7. Что означает имя Алексей? (За щитник.)
8. Почему Алешу прозвали Попови чем? (Отец был священнослужи телем, попом.)
9. Злодей, который свистел по-со ловьиному, кричал по-зверино му, шипел по-змеиному? (Соло вей-разбойник.)
10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)
11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (АлешаПопович)
12. Сколько лет Илья на печи «сид нем сидел»? (Тридцать три.)
13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни кон ного. (Тридцать лет.)
14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)
1. Художники братья, которые писали картины о Древней Руси, о богатырях (Васнецовы)
2.Вспомните отчество Ильи Муромца (Иванович)
3.Как звали мать Ильи Муромца (Ефросиния)
1.Князь, которому служили богатырь (Владимир)
3. Как называется знаменитая картина В. Васнецова (Богатыри)
4.Произведения устного народного творчества, где в героических народных песнях воспеваются сильные и могучие защитники Русской земли – богатыри (былины).
5. Село, где родился Илья Муромец (Карачарово)
6.Богатыря прозвали так, потому что он родом из этого города. Что это за город (Муром)