Проект что читает наше поколение 10 класс
Исследовательская работа «Что читает наше поколение?»
Данная исследовательская работа посвящена проблеме чтения подростков.В разработке приведены данные социологического опроса.Рекомендована классным руководителям.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Что читает наше поколение?»»
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)
ЧТО ЧИТАЕТ НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ?
Свитова Евгения Викторовна,
Копылова Елена Николаевна,
преподаватель русского языка и литературы
г. Сергиев Посад 2018 год
Глава 1.Основная часть
1.1 Уровень литературной культуры современного поколения……………………. 4
1.2. Национальная программа поддержки и развития чтения. 4
1. 3. Литературные предпочтения молодёжи в России и в мире…………………….7
Глава 2. Читательский портрет моего сверстника
2.1. Исследование читательских интересов молодёжи. 9
2.2. Анализ полученных результатов. Составление читательского портрета моего сверстника(анкетирование,опрос). 14
2.3.Пути решения проблемы. Рекомендации по расширению круга чтения……………………………………………………………………………………20
2.4. Практическое применение проекта. Личное отношение автора к проблеме…22
Список использованной литературы и интернет-ресурсов………………………… 29
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4,5 Рекомендуемый список литературы для чтения…………26,33
Среди тех миров, которые не подарены человеку
природой, а сотворены из материалов его
собственного духа, мир книги величайший.
Любая книга, независимо от времени ее создания и характера обращения, бытования во времени и пространстве, является способом коммуникации. Выполняя эту главную функцию, она способствует развитию, обучению, образованию, воспитанию, формированию мировоззрения отдельного человека и целого общества. По словам С.Н.Плотникова: «Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека».
Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современной молодежи и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране.
Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности.
Обоснование: Каков портрет читателя 21 века? Как привить любовь молодого поколения к чтению?
Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности молодого поколения поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.
Методы проведения исследования:
Теоретические:(анализ разработанности темы в литературе и других источниках).
Практические: (анкетирование, опрос, сравнение)
План выполнения исследования:
1.Изучение научной литературы по проблеме исследования
2.Подготовка и обработка анкет
3.Анализ полученной информации, её обобщение и отображение
4. Подготовка презентации и внедрение итогов исследования в практику.
1.1Уровень литературной культуры современного поколения
Актуальность темы исследования :
В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема, связанная с тем, что люди разных возрастов, а особенно молодёжь, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку. Сегодня молодое поколение ориентировано на зрелищные и масс медийные формы проведения досуга. Среди читателей старшего возраста также наблюдается снижение уровня литературной культуры.
Это явление ещё связано с проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Надо помнить, что от современной молодежи и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.
Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для активизации работы в поддержку книги и чтения, чтобы сохранить книгу и чтение как самое важное средство интеллектуального, творческого и духовного развития личности.
1.2 Национальная программа поддержки и развития чтения
Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной
проблемой: современная молодёжь не тянется к книге, не любит читать, не
воспринимает общение с художественной литературой как жизненную
необходимость. Слова А.С. Пушкина «Над вымыслом слезами обольюсь»
стали архаизмом. У современной иные кумиры. Они сходят с ума по
звездам ИНСТАГРАММ. «Чёрствость» современных читателей –
не только следствие привычных сцен насилия на ТВ и компьютерных играх, а
свидетельство общей духовной неграмотности. Целое поколение нашего
времени испытывает неспособность к настоящему чтению. Это явление,
названное АДД (ATTENTION DEFICIT DESORPER) бурно обсуждается
учёными всех стран, в том числе и в России. По данным результатам
PISA, проведённого в 2000 году, было
международного исследования
выявлено, что среди учащихся 32 индустриально развитых стран Россия
заняла 28 место. В последние годы произошло ухудшение целого ряда
характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня
грамотности. Мифы о кризисе юношеского чтения не случайны и имеют под
собой реальную основу. На сегодняшний день актуальна проблема
необходимости проведения государственной политики в области чтения.
Современные молодые люди считают, что в наш век
дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими
способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с
книгой в руках. Такая точка зрения не только ошибочна, но опасна. Опыт и
практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека,
нет личности.
Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.
В 2006 г. была разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения. В ее Концепции дается следующее определение: «Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой культурной информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, представлений об исторически непреходящих и текущих событиях. Под базовой культурной информацией понимаются знания, нормативные и ценностные представления, социально значимые сведения, составляющие основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие» (Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения )
1.3.Литературные предпочтения молодёжи в России.
XXI век для человечества считается информационным. Молодежь упрекают в том, что основными средствами информации для нее стали Интернет и телевидение. И это, отчасти, правда. Ведь в нынешнем XXI веке практически у каждого молодого человека есть компьютер и доступ в Интернет, где он может получить необходимую ему информацию.
Но значит ли это, что молодежь совсем перестала читать?
Что читали молодые люди 20 лет назад и что читают сегодня? Какая литература наиболее востребована ими сейчас, и какие отделы в библиотеках страны наиболее популярны?
Вот результаты исследования чтения молодежи в различных территориях России:
Донская Государственная публичная библиотека.
В 80-х годах молодежь в большинстве своем предпочитала фантастику, детективы, приключения. Особой популярностью пользовались такие авторы, как Кларк, Саймак, Беляев. Очень популярна была, как ни странно, техническая литература – издания по радиотехнике, моделированию и конструированию.
Нынешняя молодежь, особенно старшеклассники, спрашивают в библиотеке в основном книги авторов, которых проходят по учебной программе. Студенты тоже редко отклоняются от программы и лишь наиболее любознательные читают дополнительную литературу, рекомендованную преподавателями.
Удивительно, но выяснилось, что Интернет на читающую публику оказывает даже положительное влияние. Ведь именно благодаря рекламе и рецензиям новых книг в Интернете библиотека нередко приобретает новых читателей. Так было и с Джоан Роулинг, и с Паоло Коэльо. Кстати, не последнюю роль здесь играет и телевидение. После экранизации «Мастера и Маргариты» и «Идиота», к примеру, немало молодых людей пришли в библиотеку с желанием «познакомиться с оригиналом». Также подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов таких, как Анхель де Куатье.
Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках».
В Донской публичной библиотеке очень популярны списки, которые составляют сотрудники отдела периодики. В них отмечено, какое произведение или автор номинируются или уже являются обладателями известных в мире литературных премий. А молодежь, в свою очередь, старается, что называется, идти в ногу со временем, знать известные во всем мире новые произведения. Периодика, по словам сотрудников библиотеки, вообще довольно-таки популярна среди молодежи.
В СССР наиболее популярны были такие периодические издания, как «Ровесник», «Смена», «Собеседник», «Студенческий меридиан», «Пионер», «Техника молодежи», «Юность», «Юный натуралист» и другие. Но когда на российском рынке появились иностранные издатели, советские журналы перестали быть эксклюзивными источниками информации и не смогли вовремя закрепиться в новых рыночных условиях. Выжили только «Ровесник» и «Собеседник», но и они «слишком постарели», для того чтобы считаться молодежной прессой. Не выдерживая конкуренции, с рынка уходят и журналы, которые начали издаваться уже в России (например, «Круто»). Вместе с тем на рынок продолжают выходить новые издания. Самыми популярными сегодня являются такие журналы, как «YES!», «Лиза», «GLAMOUR» и другие.
Большим спросом среди студентов и учащихся школ пользуются такие журналы, как «Автопанорама», «Компьютер-пресс», «Мир ПК», «Спрос» и другие.
В последнее время молодежь все больше интересуется литературой по истории, экономике и экологии края. Немало интересующихся историей своего рода, фамилии. Стало «модным», в хорошем смысле слова, самому составлять свое генеалогическое древо. Как всегда востребованы во всех отделах библиотеки справочники, энциклопедии, словари.
В Свердловской области также проводились исследования чтения молодежи
На первом месте, как и в других регионах, стоит популярный жанр фэнтези. Книги таких авторов, как братья Аркадий и Борис Стругацкие, Никк Перумов, Сергей Лукьяненко, Алекс Орлов не задерживаются долго на полках. Огромной популярностью пользуются книги о Гарри Поттере.
У 15-18 летних молодых людей популярны книги С. Лукьяненко о мире иных и серия «Миры братьев Стругацких». Среди молодых людей всех возрастов популярны серии книг «Ужастики» и «Страшилки». Эти книги о вампирах и оборотнях с леденящими кровь сюжетами как не странно помогают расслабиться после напряженного учебного или рабочего дня. Среди авторов книг с подобным содержанием наиболее известны такие как: Елена Артамонова, Игорь Веркин, Фиона Келли, Стивен Кинг и др.
На втором месте стоят детективы Дарьи Донцовой, Александры Марининой, Юлии Шиловой, Татьяны Устиновой, Фридриха Незнанского и др. Эти авторы пользуются высоким спросом среди молодежи 18-19 лет и старше. Среди женской половины читателей популярна серия «Ироничный детектив», а среди мужчин особым спросом пользуется Ф. Незнанский. Его книги более серьезные.
На третье место вышли женские романы, и только на четвертом месте, как это не печально, старая, добрая классика: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Булгаков – это серьезные авторы и их книги не для развлечений.
Особой популярностью пользуются журналы: «Geo», «Чудеса и приключения», «История», но это серьезные журналы и используют их в основном при подготовке каких – либо работ (рефераты, курсовые и тд.) Девушки читают журналы «Штучка», «Лиза», «Cosmopolitan», «Cool» и др. Из всего сказанного можно сделать вывод, что современная молодежь читает и читать становится модно.
Библиотекари отмечают, что молодежное чтение является рубежным. Именно от того, какую литературу прочтет подросток в этом возрасте, зависит, станет он читающим человеком, или нет. И какое место займет чтение среди других интересов и увлечений. Конечно, не все молодые люди называют чтение самым основным и любимым занятием, но, тем не менее, есть и те, кто говорит, что просмотр телевизора не идёт ни в какое сравнение с чтением. Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае “машина” читает за нас”.
Читательский портрет моего сверстника
2.1. Исследование читательских интересов молодёжи
Какие же были результаты?
На вопрос «Что вы читаете чаще всего?» во всех категориях устойчивый интерес к художественной литературе. Наиболее высокий интерес в возрастной категории от 40 до 60 и 60 и более – 67%. На уровне 55% от 7 до 18 и от 18 до 40 лет. Газеты
Вопрос о классической литературе показал, что школьники читают, но мало, лишь 18%, и 59% частично (в кратком содержании или выборочно). Студенты и респонденты до 40 лет практически не читают классическую литературу. Интерес к ней у половины респондентов возникает после 60 лет.
Новинками литературы в сетях интернет интересуются больше других респонденты от 18 до 40 лет – 37%. От 40 до60 лет – 22% опрошенных. Меньше других проявляют интерес пожилые – после 60 лет – 3% и дети, подростки и молодёжь от 7 до 18 лет. – 5%.
Больше всего молодое поколение до 18 лет – 61% хотели бы получить в подарок электронную книгу. Достаточно высокий интерес от 18 до 40 лет – 46% опрошенных ответили положительно. Меньше всего – не более 3% респондентов после 60 лет хотели бы получить в подарок электронную книгу.
Молодежь сейчас читает мало. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Чтению составляет конкуренцию Интернет и телевидение. Чтение за эти годы стало, прежде всего, развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.
Кроме опроса в ГБПОУ Сергиево – Посадский аграрный колледж было проведено анкетирование среди студентов 1 курса. Анкета содержала девять вопросов и начиналась следующим обращением:
«Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе. Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.
Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант»
Анкеты заполнили 37 респондентов,98% младше 18 лет. 1% от 18до 20 и 1% от 20 до 23лет.
3% из них не работающие студенты, лишь 4% учатся и работают.
В анкетировании приняли участие25 респондентов женского пола и 11 респондентов мужского пола.
Юноши этого же возраста мало читают и современную и классическую литературу – по 16%.
Проект что читает наше поколение 10 класс
Любите книгу, она облегчит вам жизнь,
дружески поможет разобраться в пестрой
и бурной путанице мыслей, чувств, событий,
она научит вас уважать человека и
самих себя, она окрыляет ум и сердце
чувством любви к миру, к человеку…
В век компьютерных технологий так трудно найти человека, который предпочтет печатную книгу её электронной версии. Но всё чаще стало заметно, что молодые девушки и парни не проходят мимо книжных магазинов. Они не просто заходят, чтобы полистать какое-либо издание, посмотреть на яркие обложки. В основном каждый покупатель или посетитель библиотеки знает за чем именно он пришел.
Планшеты и электронные книги давно заменили нам печатные издания. Освоить их может любой пользователь, это не так уж и сложно: просто скачиваешь нужный текст на своё устройство и наслаждаешься им в любое время. Но книга, которая попадает в твои рука из печати, все же ценится сегодня.
Я поставила цель: изучение жанров литературы, которую читает молодёжь, для достижения ее необходимо решить следующие задачи:
Выяснить, какие существуют жанры литературы;
Провести опрос 6-11 классов;
Произвести анализ опроса;
Выяснить, какие жанры пользуются популярностью у молодежи
Актуальность темы обусловлена в том, что от современной молодежи и именно от нее зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. Объектом исследования являются опросы школьников.
Интересно, а что сейчас читает молодое поколение? Что же они выбирают при нашем богатом наследии? Пообщавшись с работниками библиотеки, с продавцом-консультантом в книжном магазине, а также изучив запросы в интернете, нам удалось выяснить, какие же книги пользуются спросом сегодня.
Как бы странно это не звучало, но первые места по продажам занимает классика. И это вовсе не потому, что это «задали в школе», нет. Люди, которым «немного за тридцать», достаточно часто ищут на полках Достоевского. Пользуются спросом такие произведения как «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы». Великого Толстого тоже не обходят стороной. И хотя «Война и мир» все же остается одним из «непреодолимых» произведений, зато «Анна Каренина» на полках не задерживается. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова мало кого оставит равнодушным: потусторонние силы, магия, говорящие коты, ведьмы, летающие на метле – вот, что привлекает современного читателя.
Но больше 60% читателей предпочитают книги зарубежных авторов. Первые места занимает Эрих Мария Ремарк. Этого автора часто путают с женщиной, но второе имя писатель взял в честь умершей матери. Практически все его произведения пользуются огромным спросом. Это и роман «На Западном фронте без перемен», и “Триумфальная арка”, и его прекрасный роман “Жизнь взаймы”, “Три товарища”. В книгах этого автора поднимаются повседневно важные темы о дружбе, любви, верности, определяются жизненные ценности, а потому его произведения так востребованы.
Следует отметить, что “Маленький принц” Антуана де-Сент Экзюпери и “Алиса в стране чудес” Л. Кэрролла, по сути, детские книжки, но спрос на них с каждым днем растёт. Цитаты из этих произведений очень популярны в сети. Наверное, когда человек взрослеет, эти книги начинают приобретать иной смысл, значение, все происходящее в книге начинаешь воспринимать через призму взрослой жизни. А потому эти книги испаряются с полок магазинов.
Конец ХХ века – время создания произведений, которые проходят через руки не одного подростка. Это Р. Брэдбери “Вино из одуванчиков”, “451 градус по Фаренгейту”, Э.Киз “Цветы для Элджернона”, У. Эко “Имя розы”), Дж. Оруэлл “1984”, А. Камю “Посторонний”. Произведения этих авторов популярны потому, что они сложны, интересны, трудны для восприятия. Эти книги помогают подрастающему поколению найти себя, учат правильно расставлять приоритеты, выявлять для себя главные ценности жизни.
Стивен Кинг – писатель, который мало кого оставит равнодушным. Автор, который пишет в разных жанрах, в основном это ужасы, триллер, фантастика. Молодое поколение с нетерпением ждёт его книги, которые читаются на одном дыхании. Любой ценитель современной литературы сразу же назовет его “ Зеленую милю”, “Оно”, “Под куполом” и др.
Нынче каких только книг не встретишь на полках магазинов! Основой нынешнего жанрового богатства литературы является как исторически сформировавшее наследие писателей прошлых лет, так и веяния времени настоящего. Так что сегодня вниманию читателей представлено множество направлений, течений и жанров.
Но особенно литературное разнообразие интересно писателям: ведь именно им решать, в каком жанре работать. А если вы – начинающий автор, то вам особенно важно уметь разбираться в особенностях и тонкостях жанровой литературы, чтобы наверняка понимать направление будущей работы. И от вашей точности и прозорливости в выборе жанра во многом будут зависеть шансы вашей рукописи на издание.
ДЛЯ НАЧАЛА: ЧТО ТАКОЕ ЖАНР?
Прежде всего, отметим, что есть два понятия жанра:
– литературоведческое (по форме произведения – рассказ, повесть, роман и т. п.);
Итак, жанр – это тип литературного произведения, который имеет строгие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его решения, характеристики героя и т. п.). Жанр – это явление динамичное, и черты одного жанра зачастую проникают в другой, порождая поджанры.
С нон-фикш все более-менее ясно: это научные, оклонаучные и псевдонаучные труды по психологии, диетологии, обучению, воспитанию детей и т.д. Когда-нибудь мы обязательно поговорим об этом виде и жанровому разделению внутри него.
Художественная литература в современном литературном процессе по большей своей части подвержена «западному» влиянию. То, что модно и продаваемо «у них», мы пытаемся применить на нашем рынке. Отсюда и деление литературы на четыре основных типа:
Классика переживает сейчас сложные времена: в плане критики. Толстого все чаще называют «унылым графоманом», Достоевского – «параноиком», Гоголя – «переработчиком первичного материала». Появляется все больше крушителей стереотипов, готовых критиковать любого писателя, чей авторитет, казалось бы, неоспорим. Тем не менее, классика продолжает пользоваться популярностью среди мыслящих читателей, привыкших к качественной литературе.
Элитарная литература возникла как антипод массовой, как главный ее «конкурент» и «противник». Элитарная литература создавалась в узких кругах писателей, священнослужителей, представителей высшего общества и насыщалась лексикой и образами, доступными и понятными лишь определенной прослойке. В современном мире понятие элитарной литературы несколько размыто: благодаря быстрому распространению информации, моде на все необычное и желанию многих быть «не такими, как все», элитарная литература уходит в массы. Ярким примером тому может служить творчество В.Пелевина: в «нулевых» все читали его романы, но мало кто понимал, о чем они.
Мейнстрим (от англ. mainstream –главное течение, основной поток) – это реалистическая проза, отображающая то, что происходит «здесь и сейчас». Весьма популярна на сегодняшний день. В основе сюжетов реалистической прозы – судьбы реальных людей, их (а также писательские) жизненные принципы и мировоззрение. Для мейнстрима характерен психологизм, реалистичность образов и явлений, направленность на философию. Здесь важна не столько фабульность, сколько внутреннее развитие героя, его мысли и решения, его трансформация. На мой взгляд, западный термин «мейнстрим» не совсем точно отображает суть этого жанра, ведь все-таки «основным потоком» на современном книжном рынке является не реалистичная проза, а жанровая (причем серийная) литература. О ней ниже.
Итак, жанровая литература. Здесь следует подробно обозначить существующие в ней категории:
Как видите, жанры очень сходны с кинематографическими. Да и по сути книги, принадлежащие к жанровой литературе, напоминают кино: в них много действия, основную роль играют фабула и сюжетные коллизии, т.е. так называемая «внешняя сторона». В каждом из этих направлений есть свои ответвления. Так, детектив делится на исторический, иронический, психологический и т.д.
Для жанровой литературы характерны определенные рамки, из-за чего ее часто критикуют и обвиняют в «предсказуемости». Но, скажите, где предсказуемость в том, что разлученные любовники в конце книги встретятся? Это – как раз и есть рамки жанра, заранее известные как писателю, так и читателю. Особое мастерство писателя состоит в том, чтобы в этих всем известных рамках создать уникальный, неповторимый мир с интересными персонажами, способными достучаться до читателя.
Писатель, как никто другой, должен разбираться в современных жанрах, чтобы ориентировать свое произведение на конкретного читателя. Потому как именно читатель определяет, о чем ему интересно читать в данный момент – о нашествии зомби или проблемах самоидентификации героя в условиях мирового финансового кризиса.
Самая общая классификация всей литературы – это подразделение ее на художественную и всю остальную – non-fiction (нон-фикшн). В произведениях, таких как романы, повести, пьесы, рассказы, относимых к художественной литературе, обязательно есть вымышленные персонажи и придуманный сюжет. Они бывают поэтическими и прозаическими. В свою очередь, все художественные литературные произведения подразделяются на такие категории, как интеллектуальная проза и жанровая литература.
В отличие от художественной, нон-фикшн литература не использует вымышленные истории, сюжеты и персонажей, и она представлена:
— мемуарами и другими формами.
Давайте рассмотрим определение нон-фикшн, что это такое. Как уже говорилось, в такой литературе нет вымышленных событий и фактов, так как это художественно-публицистический литературный жанр, в котором автор через призму своего эстетического, этического и образного восприятия, документально и реалистично излагает факты, представляет персонажей и события. Так как это литература, то есть искусство владения словом, писатель использует композиционную организацию текста и различные приемы раскрытия образов, представленных в произведении. Таким образом, нон-фикшн – это литературное творчество, жестко привязанное к конкретным и реальным фактам жизни.
ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН И КОМИКС
С доисторических времен рисунок не только сопровождал слово, но и с завидной регулярностью попросту заменял его, являясь подчас куда более доходчивой формой донесения идеи.
Поэтому не удивительно, что относительно недавнее понятие «графический роман» становится все популярнее. Однако многие относятся к нему пренебрежительно, рассматривая его не выше, чем комикс.
Графический роман – это именно литература, от этого и будем отталкиваться. И потому строится графический роман по тем же принципам, что и традиционное художественное произведение: завязка, перипетии, кульминация, развязка, финал.
ЧЕМ ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КОМИКСА?
Это история, нередко весьма сложная и запутанная, рассказанная при помощи последовательно расположенных графических изображений и сопровождающих их текстовых вставок (хотя последние встречаются не всегда). Основная смысловая нагрузка ложится на рисунок.
Таким образом, этот феномен рожден благодаря плодотворному взаимодействию литературы и графики.
Следует обратить внимание и на объем. Поскольку комиксу дал жизнь журнал, в каждом номере которого не более 30 страниц, это и стало стандартным форматом комикса. Отсюда и «сериальная» специфика – комикс, как правило, представляет собой отдельные рассказы, посвященные одному персонажу и продолжающие друг друга.
Графический же роман с самого начала освоил книжный формат. Средняя его величина – от 60 до 120 страниц, и это законченное, независимое произведение, где сиквелы совсем не обязательны.
Поэтому графическому роману, как и любой другой печатной книге, присваивается ISBN, а комикс, даже опубликованный отдельным выпуском, получает ISSN – как периодическое издание, что и выдает «журнальную природу» последнего.
И наконец, аудитория. Если комиксы были рассчитаны в основном на подрастающее поколение, графический роман – преимущественно взрослое чтение, многие образчики не рекомендованы детям или подросткам.
ГЛАВА 2. ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ 5-11 КЛАССОВ
Участникам опроса задавались вопросы:
Любите ли вы читать? (любую литературу)
Читаете ли вы интернет литературу? (статьи, подкасты и т.п.)
Что вы предпочитаете больше электронные или бумажные издания?
Читаете ли вы различные фанфики, комиксы, графические романы? (укажите, что интересует, и что вы читали)
Есть ли у вас любимый автор, если да, то кто?
Какая книга, прочитанная в последнее время, на вас произвела наибольшее впечатление? О какой книге вы бы могли рассказать своим одноклассникам? (указать название и автора)